Порядок проведения служебной проверки в органах, организацияx и подразделениях МВД — Российская газета. Проведение служебного расследования согласно тк рф

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

a) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

б) вина гражданского служащего;

в) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

г) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

д) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

е) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

a) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, нанимателя, назначившему служебную проверку;

в) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

а) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

б) предложения о принятии к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В соответствии с настоящим федеральным законом служебная проверка проводится в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится, принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, при определении состава проверяющих должен учитывать следующие обстоятельства:

а) в состав проверяющих включаются представители подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа;

б) в состав проверяющих не включаются: сотрудник, в отношении которого поступили материалы, явившиеся основанием для принятия решения об организации в государственном органе служебной проверки; родственник лица, в отношении которого проводится проверка; сотрудник, прямо подчиненный по службе лицу, в отношении которого проводится проверка; иные лица, по решению руководителя государственного органа;

в) если в государственном органе не создан профсоюзный орган, то проверка проводится без участия профсоюзных работников.

Лица, проводящие проверку, должны быть заинтересованы в выявлении объективной истины по фактам проверки. В случае участия в проведении служебной проверки лица, прямо или косвенно заинтересованного в иных ее результатах, результаты служебной проверки считаются недействительными, состав проверяющих переформируется и проводится повторная проверка.

Служебная проверка проводится в целях:

· установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего;

· установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и правовых актов государственного органа;

· установления конкретного лица, допустившего правонарушение, и других причастных к его совершению лиц;

· установления вины сотрудника;

· определения масштабов ущерба, причиненного государственному органу в связи с правонарушением;

· выработки предложений о мерах дисциплинарной или иной ответственности гражданского служащего за допущенное нарушение;

Проверка должна быть завершена в месячный срок. Проверяющие работают над контролем представителя нанимателя и, по окончании проверки, сообщают ему о ее результатах в письменном виде. Закон не предусматривает возможность продления служебной проверки.

Представитель нанимателя по предложению подразделения, проводящего служебную проверку, приказом по государственному органу может временно (на время проведения проверки) отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей. При временном отстранении гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к служебным документам и материалам, средствам вычислительной и оргтехники. Одновременно принимаются меры, обеспечивающие нормальную работу подразделения, проводящего служебную проверку, и невозможность воздействия на его членов, воспрепятствования его работе иным способом.

Отстранение гражданского служащего на период служебной проверки производится с сохранение6м его денежного содержания.

Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предоставляются гарантии его права на объективное рассмотрение обстоятельств дела. Гражданский служащий имеет возможность активно участвовать в разбирательстве дела: давать устные и письменные объяснения; предоставлять документы и материалы; подавать заявления об отводе включенных в состав подразделения, проводящего служебную проверку, членов (или члена); знакомиться с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам в части, касающейся допущенного нарушения; обращаться в ходе служебной проверки к представителю нанимателя с жалобами на неправомерные действия членов подразделения, проводящего служебную проверку, с изложением соответствующих доводов или доказательств.

Проведение служебной проверки завершается подготовкой заключения по материалам служебной проверки, которое должно отвечать требованиям. Результаты служебной проверки, оформленные должным образом в виде письменного заключения, приобщаются к личному делу гражданского служащего.

Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»

В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(1) — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) .

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России*(3). территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»*(4) .

Читайте также: Банкротство физических лиц юридические услуги

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Порядок
проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России*(1). территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации*(2) .

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(3). Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(4). Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377*(5) .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации*(6) сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации*(7). заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел*(8). подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации*(9). а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

8. В случае если основанием для проведения служебной проверки в отношении сотрудника органа, организации или подразделения МВД России послужила поступившая в ГУСБ МВД России информация, служебная проверка проводится на основании решения Министра или заместителя Министра, организующего руководство соответствующим направлением деятельности, после рассмотрения им в установленном порядке указанной информации.

9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке*(10) .

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка*(11). не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

Читайте также: Форма судебного пристава нового образца

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

Как я могу обжаловать служебную проверку ФССП?

в сентябре в отношении меня вышел приказ о проведении служебной проверки я находился тогда в отпуске. 4 дня назад с меня потребовали объяснение и два дня назад вышел приказ о применении в отношении меня дисциплинарного взыскания в концее приказа в основании они написали заключение от 26.09.2016 как так может быть заключение сентябрьскккое если объяснение я дал 4 дня назад.

Ответы юристов (2)

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Статья 59. Служебная проверка
1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.
4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Если вы считаете, что Ваши права нарушены, а если в ходе служебной проверки Вы не давали пояснений, то они скорее всего нарушены, то можете обжаловать это решение в судебном порядке

Уточнение клиента

Я готовлю ходатайствона имя руководителя о снятии с меня дисциплинарного взыскания хочу ссылааться на то что заключение в сентябре а приказ ноябрьский. ведь по иддее приказ и заключение делаются одним днем. а заключение у них в сентябре обьяснение мое 22 ноября а приказ 24) нестыковочка вот ищу статью на что сослаться

нестыковочка возникла из-за того, что они приказ о назначении служебной проверки вынесли, когда вы были в отпуске, а срок проверки продлить нельзя

ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания это конечно хорошо, но если его не удовлетворят, то у Вас всего 3 месяца на подготовку документов в суд

Если понадобится пишите в чат, по документам помочь не сложно, я сам много привлекал к ответственности государственных гражданских служащих)))

С Уважением Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Главной целью реализации внутреннего служебного расследования в организации становится потребность в наложении на сотрудника при доказательстве его вины. Также расследование позволит защитить компанию от разбирательства в суде при .

По итогам проведения процедуры все действия должны быть зафиксированы документально.

Когда оно проводится?

Служебное расследование необходимо проводить при взимании с наказанного работника материального ущерба. Основной задачей его выполнения становится определение причин появления данного ущерба . Понятие причины даст возможность работодателю организовать профилактические меры по некоторым направлениям, остановить повторное появление схожих ситуаций в дальнейшем.

Расследование является серьезной процедурой, которая не выполняется для доказательства небольших нарушений.

Часто с нарушителем достаточно проведения профилактической беседы. При наличии подозрений нанесения сотрудником крупного материального ущерба или корыстного пользования служебными полномочиями необходимо предпринимать строгие меры.

Также специальная комиссия проводит проверку дисциплинарных нарушений, связанных с уклонением от медосвидетельствования (специалистами некоторых профессий), сдачи экзаменов по охране труда и технике безопасности, прохождением спецобучения в рабочее время, отказом от подписания (если это основная трудовая обязанность специалиста).

На допрос могут вызываться виновные и очевидцы случившегося события. Процедура добровольная, поэтому работники могут в ней не участвовать. Нельзя их принуждать к прохождению проверки на полиграфе или без полученного согласия делать осмотр или обыск.

Регламентация по ТК РФ

По сравнению с расследованием при дорожно-транспортном происшествии, четко определенном в соответствующем положении, в Трудовом кодексе не предусматривается служебное расследование. Но наложение дисциплинарной ответственности на работника может сравниваться с порядком выполнения расследования в организации. На основании ст. 189 ТК России данная процедура регламентируется нормами трудового распорядка в компании, а также специализированной инструкцией или положением.

Время выполнения проверки регламентируется ст. 193 ТК. На основании ч. 3 ст. 247 ТК у специалиста или его представителя есть право на изучение всех материалов расследования и их обжалование при несогласии с итоговым заключением.

Кто принимает участие?

Как правило, служебную проверку осуществляет служба безопасности , а также отдел внутреннего аудита . В компаниях с небольшой численностью этими вопросами может заниматься кадровая служба . Для проведения расследования могут привлекаться и другие специалисты (в том числе бухгалтеры, юристы ).

Обязательно принимает участие в работах начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка. Но для получения объективных результатов он не может входить в специальную комиссию. В результате этого в комиссию могут входить специалисты службы персонала и безопасности, в том числе профкома. В ее составе должно быть не меньше 3 человек . Во главе должен находиться руководитель службы безопасности.

Порядок и сроки проведения

Законодательно для расследования нарушений трудового распорядка отводится 30 дней . Этот период отсчитывается от времени приема решения или выпуска .

Если расследование проводят согласно работника, то завершать его необходимо в течение месяца от дня сдачи документа. В это время не включается длительность нахождения сотрудника в отпуске или его болезнь, период для учета сведений от представительной структуры работников (это время в общей сложности не должно превышать 6 месяцев). После 6 месяцев от даты совершения проступка дисциплинарное взыскание теряет свою силу.

У специалиста запрашивается объяснение в письменной форме, которое он должен составить в течение 2 дней после получения уведомления. При отсутствии ответа составляется акт об отказе от содействия в проверке.

После того, как был выявлен проступок, в течение суток выпускается приказ о внутреннем расследовании с подписью руководителя. Одновременно назначается комиссия, в состав которой должно входить не меньше 3-х незаинтересованных профессиональных работников компании. Они будут составлять протокол проверки.

На заключительном этапе проверочных работ руководителю предоставляется рапорт с указанием полученных результатов:

  • виновных людей и характера нанесенного ущерба;
  • условий и факторов, которые привели к нарушению;
  • рекомендуемых видов наказаний и советов для исключения подобных случаев в будущем.

Подробнее о порядке данной процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Составляемые документы

Внутреннее расследование начинается с того, что начальник или любой работник компании выявляет факт проступка, который фиксируется в документах (служебной записке, акте на руководителя фирмы). В соответствии с этим документом назначается данная процедура. Важным является факт проведения и срок получения подобных сведений, иначе выполнение проверки может быть обжаловано в судебном порядке.

Записка должна быть принята к выполнению и зарегистрирована. Со времени, когда на ней ставится дата и номер, фиксируемый в журнале по документообороту, отсчитывается период выполнения проверки.

Также основанием для расследования может стать объяснительная записка, заявление от специалиста, жалоба или претензия потребителя, инвентаризационный акт, аудиторское заключение, обращение граждан с данными о проступке и пр.

Комиссия может потребовать оригиналы или ксерокопии другой документации, которая станет подтверждением правоты или вины работника.

Результаты проверки

В , составленном в соответствии с собранными материалами, должно быть несколько частей:

  • в вводной части содержится факт проступка, время его совершения, срок выполнения проверки и список членов комиссии;
  • описание — включает в себя доказательства;
  • резюме — отражает виновных лиц, факт совершения ими инцидента, наличие ранее неснятых взысканий.

Также к акту прилагаются все необходимые документы, которые использовались в расследовании. Его подписывает вся комиссия, в делопроизводстве акту выдается порядковый номер с датой завершения проверки. Заключение подписывается руководителем и ставится печать.

Все материалы проведенной проверки подшиваются в папку «Дело», делается опись документации.

После этого работодатель должен принять решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания. В соответствии с Трудовым кодексом, предусматривается выговор, замечание или увольнение с соответствующими основаниями. Допускается и предупреждение или порицание .

В отражается решение о наложении взыскания с указанием виновных лиц, оснований и типа наказания. За каждое дисциплинарное нарушение делается одно взыскание.

Служебная проверка проводится в тех случаях, если случился инцидент, требующий расследования, когда не получается установить, а после и наказать виновного сотрудника. Чаще всего это связано с халатностью или кражей на производстве. Каждый руководитель должен знать, как и в какие сроки проводится служебная проверка на предприятии.

Служебная проверка: что это?

Служебная проверка − это расследование, во время которого устанавливается, кто из сотрудников виновен в инциденте и по каким причинам он произошел. Как правило, проводится она в рамках государственной службы, хотя часто и коммерческие фирмы нуждаются в проверке. Но в этом случае обязательно утверждаются локальные акты. Обычно проверку проводят в крупных концернах.

Несмотря на то, что в законе не прописан порядок проведения расследования в коммерческих структурах, все мероприятия должны проводится правильно, и служебная проверка должна быть завершена точно в указанный срок. Каждый этап фиксируется документально, обязательно в ходе нее должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если проверяющие не придерживаются основных правил, то тот, в отношении кого идет разбирательство, имеет право обратиться в трудовую инспекцию.

В законодательстве Российской Федерации прописано только понятие проверки, которая проводится по отношению к государственным службам. Все правила прописаны в ФЗ № 79 от 2017 года. А если проверки проводятся по отношению к органам МВД, то для них действителен приказ № 161 от 2013 года.

В каких случаях назначается проверка?

В Трудовом кодексе России точного понятия "служебное расследование" нет, но вот взыскания за халатность прописаны сводом правил. Однако без оснований дисциплинарное взыскание не накладывается, только если есть факты и они доказаны документально.

Для этого обязательно собираются объяснительные со всех сотрудников, оценивается масштаб причиненного ущерба, и важно выяснить, имели ли действия сотрудника злой умысел. Служебная проверка должна быть завершена точно в срок и ни днем больше.

Служебную проверку проводят в нескольких случаях:

  • если сотрудник не явился на работу и не предупредил;
  • если был нанесен материальный ущерб;
  • если выявили факт того, что сотрудник злоупотребил своим положением.

За совершение проступка на сотрудника может быть возложено дисциплинарное взыскание, его могут уволить по статье и обязать погасить весь нанесенный им ущерб. Чтобы действия работодателя были обоснованными, необходимо провести служебную проверку, и она должна быть завершена точно в установленные законодательством сроки.

Основные задачи проверки

Во время проведения служебного расследования важно выяснить такие задачи:

  1. Установить факт того, что именно этим работником был совершен проступок, и только на основании этого ему выносится дисциплинарное взыскание.
  2. Выявить время и обстоятельства случившегося, проанализировать все действия, определить точный ущерб, нанесенный предприятию или конкретному лицу.
  3. Найти работника, который совершил деяние.
  4. Определить виновность лица.
  5. Проанализировать мотивы совершенного деяния, дополнительные обстоятельства.

Руководитель компании должен обязательно утвердить рекомендации, касающиеся проведения профилактических мероприятий, которые просто необходимы для устранения всех причин, повлекших за собой дисциплинарное нарушение.

Порядок проведения расследования

Сначала руководителю предприятия поступают сведения о том, что было совершено деяние, после чего именно он утверждает решение о начале проведения служебного расследования. Срок служебной проверки составляет не более месяца. Чаще всего она занимает не менее 3 недель, но при некоторых обстоятельствах может занять больше времени, что обязательно должно мотивироваться. Проводится расследование специально назначенным работником или комиссией только на основании приказа или специальной распорядительной документации, в которой обязательно указываются такие сведения:

  • причина проведения;
  • участники, входящие в комиссию, и ее председатель;
  • максимальный срок проведения служебной проверки;
  • полномочия комиссии;
  • сроки, в которые руководитель предприятия должен получить результаты проведенного расследования.

Как правило, в комиссию входят сотрудники отдела кадров, представитель техники безопасности и финансов. За ее работу отвечает председатель.

В комиссии не должны присутствовать члены семьи и родственники виновного сотрудника (и он в том числе). Это может привести к тому, что решение будет необъективным.

Приказ о начале работы комиссии, в котором обязательно указываются сроки служебной проверки госслужащего, должны быть подписи всех членов комиссии, а также лица, которое обвиняют в халатности.

Действия комиссии, если сотрудник не вышел на работу

Сотруднику ставят прогул только в том случае, если он не появился на своем рабочем месте в течение 4 часов и более. Но важно обязательно рассмотреть причины его неявки, ведь они могут быть серьезными. Пока они не будут выяснены, считается, что работник не явился на работу по невыясненной причине. Если у сотрудника нет уважительной причины, а его неявка привела к серьезным последствиям, рабочий процесс был нарушен, то сотрудник может получить выговор или его уволят с работы. Но для этого должны быть серьезные основания, поэтому без проверки никак не обойтись.

Первоначально необходимо зафиксировать тот факт, что сотрудник действительно отсутствовал на рабочем месте.

Служебная записка может быть написана непосредственно руководителем или любым другим работником. После появления на работе с сотрудника берется письменное объяснение, по какой именно причине его не было на рабочем месте. Уважительными причинами можно считать:

  • Болезнь самого сотрудника или членов его семьи. Это обстоятельство должно быть подтверждено документально, справкой, выданной лечебным учреждением или больничным листом.
  • Опоздание, связанное с тем, что не было транспорта, который бы доставил к месту работы. К примеру, если на дороге случилась авария или образовались снежные заносы, которые привели к остановке движения общественного транспорта.

  • Непредвиденные обстоятельства, не зависящие от воли рабочего. К примеру, во время следования на работу его транспорт попал в аварию.

Следуя статье 81 ТК РФ, если человек не появился на работе на протяжении всего дня, то этот факт можно считать прогулом. Зафиксировать неявку поможет акт, составленный именно в этот же день.

Документ составляется в свободной форме, главное, он должен в точности содержать факты об отсутствии работника на рабочем месте, а также время. Подписать его должны члены комиссии.

Если и на следующий день сотрудник не появился на работе, то необходимо составить очередной акт.

Какие действия выполняются при нанесении ущерба?

Материальный ущерб может быть нанесен предприятию по причине халатности или с использованием злого умысла. Служебная проверка проводится в срок, и это обязательно. Во время ее проведения важно выяснить, по какой причине и как именно был нанесен ущерб:

  • продукция была изготовлена с браком;

  • услуги оказываются ненадлежащего качества;
  • имеет место присвоение имущества предприятия;
  • зафиксирован факт несоблюдения правил безопасности;
  • обнаружена порча оборудования.

В этой ситуации нужно установить сумму нанесенного ущерба. В случае если произошло хищение, то проводят инвентаризацию и составляют акт. Порча имущества потребует проведения дополнительной экспертизы, также эти условия необходимо выполнить, если были нарушены правила техники безопасности. К примеру, если рабочий ушел с работы и забыл отключить прибор отопления, в результате чего случилось возгорание. Выяснить размер ущерба в этом случае сможет только экспертная комиссия.

Служебная проверка должна быть завершена гражданскими служащими в срок, и в ходе нее обязательно надо выяснить мотивацию действий работника. Важно понять, является ли проступок халатностью или сотрудник злонамеренно нанес ущерб.

Действия при злоупотреблении положением

Под злоупотреблением должностью подразумевают использование своего положения для получения выгоды. При этом могут пострадать интересы всего предприятия и его сотрудников. Одним из таких примеров можно считать заключение договора на поставку товара по завышенной цене, когда контрагент платит "премиальные".

Подобные нарушения выявить бывает куда сложнее, чем кажется. Часто без помощи профессиональных ревизоров и аудиторов не обойтись.

Служебная проверка в МВД: правила и сроки

Часто проверки проходят в полиции, где необходимо установить обстоятельства, причины и характер дисциплинарного проступка, который был совершен одним из служащих. Во время расследования обязательно устанавливаются факты, предусмотренные в статье 29 ФЗ № 3. Процедура может быть проведена по заявлению одного из сотрудников.

Руководитель дает поручение уполномоченному лицу для проведения служебной проверки сотрудника полиции, срок устанавливается обязательно, в соответствии с Приказом № 161, на что выдается соответствующая резолюция. Допускается составление определенного акта или заполнения специального бланка, где указывается дата и номер документа, к которому его относят.

Также в Приказе 161 оговаривается срок проведения служебной проверки. Она должна быть завершена не позднее 30 дней после того, как будет составлен и подписан документ о начале проведения.

Период, отведенный для служебной проверки, не включает время нетрудоспособности работника, когда он пребывает в отпуске, командировке или на больничном, если он отсутствует на службе по другим веским причинам. Все обстоятельства должны быть подтверждены справкой, которую выдает отдел кадров.

Сроки служебной проверки в МВД не должны превышать одного месяца со дня вынесения распоряжения о ее проведении. Если последний день проверки выпадает на праздник или выходной, то днем ее завершения нужно считать предшествующие рабочие сутки.

Как правильно провести проверку?

Начальник имеет право наказать своего сотрудника только в том случае, если будут соблюдены все этапы процедуры применения взысканий, которые в точности расписаны в статье 193 ТК РФ. Если хоть один из пунктов протокола будет нарушен, то обвиняемый сотрудник имеет право обжаловать решение в судебном порядке и привлечь администрацию к уголовной ответственности.

Все люди, входящие в состав комиссии, обязательно должны следовать правилам процедуры и придерживаться таких принципов:

  • следует объективно оценить все обнаруженные факты, ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы личные симпатии и антипатии повлияли на ход расследования;
  • пока не будет доказана виновность, которую подтвердят факты, сотрудник считается невиновным;
  • все действия комиссии должны проводиться при строгом соблюдении инструкций и приказов.

Руководитель обязательно должен следовать строго в рамках закона и использовать специальную инструкцию:

  • издать приказ о начале расследования;
  • получить письменное заявление сотрудника, который обвиняется в халатности;
  • служебная записка от руководителя;
  • жалобы со стороны пострадавшей стороны или клиентов;
  • докладные записки от других сотрудников;
  • акт инвентаризации, который подтверждает недостачу;
  • акт от аудитора;
  • назначение членов комиссии;
  • оговаривается срок, служебная проверка должна быть завершена не позднее указанной даты.

Очень важно получить объяснительную записку от провинившегося сотрудника. В ней он должен обязательно пояснить, почему он так поступил, что подтолкнуло его не явиться на работу или злоупотребить своим положением. Если он отказывается что-либо объяснять, то составляется акт.

В дальнейшем мероприятия зависят от того, даст ли объяснение нарушитель дисциплины или нет.

Сроки проведения служебной проверки

Законом Российской Федерации отводится на служебную проверку в полиции срок не более месяца, да и в других организациях он не должен превышать этого количества дней. Отсчитывается срок от даты подписания приказа. Это установлено статьей 192 ТК РФ.

Но время на разбирательство может быть увеличено, если сотрудник, которого обвиняют в халатности, находился в это время не на рабочем месте по причине лечения в стационаре или других уважительных обстоятельств.

Согласно статье ФЗ № 133, служебная проверка должна быть завершена не позднее 6 месяцев после даты подписания приказа.

Если комиссия за отведенный промежуток времени не вынесла никакого решения, то сотрудника нельзя считать виновным, даже если в дальнейшем заключение будет не в его пользу. Если же комиссии удалось найти доказательства виновности работника, то наказание ему необходимо применить не позднее 6 месяцев со дня составления заключительного акта.

Как правильно оформляются результаты проверки

После того как все данные будут собраны и обработаны, назначается заседание. На нем все члены комиссии должны обсудить несколько важных вопросов:

  1. Было ли выявлено нарушение трудовой деятельности, в чем оно выражается?
  2. Что послужило причиной такого поступка?
  3. Какой характер действий виновного сотрудника?
  4. Были ли последствия данного инцидента, в чем они заключаются?
  5. Есть ли особые обстоятельства, которые помогут снять с него обвинения?

Помочь выяснить все эти моменты сможет только обсуждение. Все аргументы должны быть зафиксированы в протоколе. После того как дебаты будут закончены, составляется заключительный акт, который обязательно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть состоит из описания характера действий сотрудника. Описывается, что именно произошло, в какое время. Вносятся данные о членах комиссии и их должностях. Указывается, когда служебная проверка должна быть завершена гражданскими служащими или представителями государственной службы.
  2. Во второй части описываются все действия, которые были предприняты для того, чтобы установить виновность сотрудника, и как именно собирались доказательства.
  3. Заключение, где будут вынесены выводы комиссии.

К данному акту обязательно прикладывается пакет документов:

  • докладные и служебные записки;
  • приказы;
  • заключение комиссии;
  • и другие документы с фактами, подтверждающие виновность сотрудника.

Акт и все приложения к нему подписываются каждым из членов комиссии.

Заключение

Только служебная проверка, которая должна быть завершена точно в оговоренные сроки, может обвинить сотрудника в правонарушении. Без доказательств обвинять человека ни в коем случае нельзя. Обвинять голословно человека нельзя, ведь он имеет полное право обратиться в суд с иском на руководителя, который возвел на него напраслину.

Проведение служебной проверки в отношении работника, состоящего на государственной службе, регламентировано законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими нормативными актами. В отношении сотрудников коммерческих компаний порядок ее организации в законодательных документах не прописан. Однако это не означает, что служебная проверка в обычных компаниях не проводится. Она не только возможна, но часто необходима, чтобы установить вину или невиновность работника.

Когда проводится служебная проверка

Целесообразно организовать служебную проверку (служебное расследование) при следующих обстоятельствах:

    Когда действие или бездействие подчиненного (в рамках выполнения трудовых обязанностей) может повлечь его увольнение по инициативе руководства – на основании одного из пунктов 81-й статьи Трудового кодекса. Например, школьный учитель совершил аморальный поступок или у бухгалтера обнаружена недостача.

    Если работника необходимо привлечь к материальной ответственности за ущерб, нанесенный работодателю. Факт ущерба (убытка, хищения) должен быть выявлен и зафиксирован инвентаризационной комиссией.

    Сотрудник совершил серьезный дисциплинарный проступок , за который может последовать взыскание, вплоть до увольнения (192-я статья Трудового кодекса). Таким проступком, в частности, считается прогул или появление на работе в нетрезвом виде.

    Обнаружено, что при приеме на работу сотрудник предоставил неполную или недостоверную информацию о себе. Например, скрыл, что у него имеются медицинские противопоказания, не позволяющие работать на занимаемой должности. Или предоставил «липовый» диплом.

    Если имел место несчастный случай на производстве.

В этих и иных случаях в ходе служебной проверки тщательно исследуются действия, совершенные работником, или допущенное им бездействие.

Как провести служебную проверку в отношении работника

Поскольку порядок проведения таких проверок в коммерческих организациях не урегулирован законом, компаниям следует самостоятельно его разработать и зафиксировать в локальных нормативных актах. Например, в «Положении об организации служебных проверок на производстве».

Организуя проверку, нужно стараться провести ее максимально быстро. Так, если она касается дисциплинарного проступка, совершенного работником, то согласно Трудовому кодексу (193-я статья) работодатель вправе применить взыскание в течение месяца со дня, когда он узнал о допущенном нарушении. То есть в этот срок необходимо успеть провести проверку и наказать сотрудника (если для этого появятся основания).

Служебная проверка в отношении работника проводится на основе приказа, изданного руководителем организации. Поводом для него становится письменный сигнал о выявлении допущенного нарушения или другого обстоятельства, требующего внутреннего расследования. Обычно подобным сигналом служит докладная записка одного из подчиненных, инвентаризационный акт, обращение гражданина (например, переданная претензия) или иной документ.

В приказе следует указать:

    что послужило причиной для проведения проверки;

    лиц, ответственных за ее организацию, и их полномочия;

    в какой срок проводится служебная проверка;

    какой документ составляется по ее итогам.

Комиссия формируется по усмотрению руководства. Как правило, в ее состав включаются сотрудники отдела персонала (кадров), управления внутренней безопасности, юридического и/или финансового подразделения (бухгалтерии).

Какие факты устанавливаются в ходе проверки

Служебная проверка проводится с целью достоверно установить:

    было ли совершено неправомерное деяние;

    в чем оно выражалось;

    к каким последствиям привело;

    обстоятельства его совершения (время, место и т.д.);

    кто виноват в том, что случилось (указание конкретного работника);

    степень его вины;

    мотивы, причины действий работника (или бездействия).

У работника, в отношении которого проводится проверка, в обязательном порядке запрашивают письменные объяснения .

Служебная проверка должна быть завершена составлением письменного заключения или акта, который подписывается участниками комиссии. В документе излагается факт нарушения, дата его совершения, отражается состав комиссии, период проведения расследования и выявленные доказательства вины. Делаются выводы о виновности конкретного лица, обращается внимание на наличие/отсутствие у него неснятых взысканий, полученных ранее. В заключении может содержаться предложение, какое дисциплинарное взыскание следует применить к работнику, допустившему нарушение. Прилагаются все подтверждающие документы – служебные/докладные записки, объяснения, акты инвентаризации, заключения экспертов и т.п.

Если в ходе служебной проверки в действиях сотрудника обнаруживается состав уголовного преступления, материалы направляются в правоохранительные органы.

Статья 52 . Служебная проверка

1. Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.

3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

4. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

2) имеет право:

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

7. В заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) установленные факты и обстоятельства;

2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

8. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

9. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.