Отдел применения инспекционно досмотровых комплексов. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК)

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) в соответствии с их функциональным назначением можно классифицировать на:

· ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин;

· ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов (контейнеров, трайлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов).

На вооружении таможенных органов России такой техники - нет. В этом направлении ведутся опытно-конструкторские работы по темам «Кама» (для контроля легковых автомашин) и «Поле» (для контроля крупногабаритных объектов). Технические решения указанных образцов аппаратуры - найдены, они учитывают необходимые требования для контроля этого вида объектов. ГТК РФ определены места их установки на реальных участках таможенного контроля и сроки внедрения опытных образцов (1997-98гг).

Флюрекс

К досмотровой рентгеновской технике относится принятый для оснащения таможенных органов в 1995 году флюороскопический рентгеноаппарат типа «Флюрекс». Он применяется для углубленного контроля отдельных предметов, выявленных в процессе таможенного контроля потоков багажа и грузов и представляющих оперативный интерес. По своим оперативно-техническим параметрам и конструкции аппарат в основном обеспечивает решение задачи, но, вместе с тем, недостаточно высокая яркость наблюдательного экрана снижает эффективность.

Инспекционно-досмотровый комплекс - комплекс технических средств таможенного контроля, использующее проникающее ионизирующее излучение для получения изображения и анализа содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств.

ИДК позволяют за минимальное время (2-3 мин) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить рентгеновское изображение его самого и изображение перевозимых в нём товаров. При этом технические характеристики ИДК позволяют определить (диагностировать) перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещённые к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран - Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: «Smiths Heimann» (Германия), «Nuctech Company Limited» (Китай) и «Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD» (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК.

Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

В зависимости от назначения ИДК классифицируются по следующим признакам:

1. Стационарные ИДК.

2. Легковозводимые (перебазируемые) ИДК.

3. Мобильные ИДК.

ИДК в первую очередь должны размещаться в пунктах пропуска (МПП, АПП, ВПП, ЖДПП), расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений. Товаропоток должен оцениваться по количеству контейнеров (грузовых вагонов, автотранспортных средств), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок. Заметим, что по имеющимся прогнозам объем перевозок через порты Дальнего Востока России в среднесрочной перспективе будет ежегодно возрастать не менее чем на 18-20%.

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

Предполагается, что подключение к ЕАИС позволит пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России) иметь дистанционный доступ к электронным изображениям товаров и транспортных средств, полученных с помощью ИДК.

Внедрение инспекционно-досмотровых комплексов в работу таможенных органов России должно обеспечить выполнение следующих задач, стоящих перед таможенной службой России:

Ускорение товарооборота и содействие развитию торговли;

Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации;

Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных незаконным перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров;

Достижение качественно нового уровня в работе таможенной службы по контролю и оформлению крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой федеральной программы «Государственная граница Российской Федерации», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость каждого мобильного комплекса «HCV-Mobile», поставленного последние годы в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

Стационарные ИДК.

Стационарные досмотровые рентгеновские комплексы (СРДК)
(рис. 1) появились в конце 1980-х годов. Они предназначены для контроля самых крупногабаритных объектов таможенного контроля - транспортных контейнеров, вагонов и большегрузных автотранспортных средств.

СРДК представляет собой специально построенное здание, в котором имеется досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель СРДК защищен толстыми бетонными стенами от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания. Практика показала целесообразность строительства СРДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автопереходов и железнодорожных пунктах пропуска. Хотя общая стоимость строительства СРДК высока, но, по предварительным данным, в этих условиях они окупаются в течение очень короткого промежутка времени. Например, по информации таможенной службы Германии в порту Гамбург дополнительные таможенные сборы от найденных незадекларированных товаров покрыли затраты на строительство СРДК несколько раз в течение одного года.

17.11.2005 успешно прошел приёмо-сдаточные испытания первый в России инспекционно-досмотровый комплекс HCV-Gantry, установленный на Международном Пропускном Пункте «Троебортное» (граница Россия-Украина).

Оборудование произведено мировым лидером в данной отрасли -немецким концерном Smiths Heimann. Поставку, установку, пуско-наладку обеспечила российская компания «Техно - С. Петербург», входящая в группу компаний «Техно», по результатам победы в конкурсе, проведенном Государственным Таможенным Комитетом в 2003 году.

Технические характеристики комплекса уникальны:

ИДК Heimann Cargo Vision - Gantry позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. Мощность рентгеновского генератора составляет 6 МэВ. Пропускная способность комплекса - до 35 грузовиков в час. По оценкам специалистов, использование досмотрового оборудования позволяет свести к минимуму человеческий фактор при проверке грузов, и в десятки раз ускорить процесс инспекции. В настоящий момент в мире функционирует 35 систем Smiths Heimann Cargo Vision.

Рис. 1. Инспекционно-досмотровый комплекс Heimann Cargo Vision Gantry

ФТС России с 2003 создает систему таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств состоящей из ИДК различных типов и модификаций, размещенных на пунктах пропуска через государственную границу.

Открытие ИДК «HCV - Gantry» на МАПП «Троебортное» является событием всероссийского масштаба, так как это первый реализованный проект государственной программы по оснащению крупных пропускных пунктов инспекционно-досмотровыми комплексами.

Следующим этапом реализации программы является инсталляция ИДК на российско-финляндской границе на МАПП «Торфяновка» и «Брусничное» Выборгской таможни, а также на МАПП «Бурачки» Себежской таможни.

Учитывая большую потребность России и стран СНГ в досмотровых комплексах концерн Smiths Heimann и компания «Техно - С.Петербург» заключили соглашение на открытие в Санкт-Петербурге производства инспекционных систем.

Оснащение пограничных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами является одним из приоритетных направлений работы Федеральной таможенной службы. Актуальность этой задачи определяется принятыми Всемирной таможенной организацией в июне 2005 г. Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли. Россия присоединилась к данным стандартам, в которых одной из поставленных целей для обеспечения глобальной безопасности является обустройство пунктов пропуска на границе и оснащение их современными средствами технического контроля, в том числе развертывание сети ИДК.

Создание технических возможностей оперативного контроля содержимого морских контейнеров без их вскрытия является одним из важнейших мероприятий Концепции развития таможенной службы Российской Федерации до 2010 года (новая редакция - до 2020 года), утвержденной Правительством в декабре 2005 года. Концепцией предусмотрено, что в целом, за счет средств федерального бюджета, в рамках программы «Государственная граница», а также за счет займа Всемирного банка на границах Российской Федерации будет развернуто 72 ИДК, в том числе 22 мобильных и 50 стационарных, из них 10 - в морских портах. Указанное количество ИДК является лишь первоначально необходимым, в последствии весь периметр границы и крупнейшие морские порты должны быть оснащены такими комплексами.

Оснащение морских портов ИДК является привлекательным мероприятием не только для таможенной службы, позволяющим повысить эффективность таможенного контроля и собираемость платежей, но и для администрации портов и стивидорных компаний. Внедрение ИДК позволит значительно сократить время выполнения таможенных формальностей в порту, что в свою очередь приведет к увеличению грузопотоков, расширению внешнеэкономической деятельности и повышению деловой привлекательности и конкурентоспособности порта. Очевидно также, учитывая требования Рамочных стандартов безопасности, что в последствии порты, не оснащенные ИДК, будут лишены возможности участвовать в международном торговом обороте.

Как сообщили в пресс-службе ФТС России, в ходе совещания участниками достигнуто понимание необходимости консолидации усилий по оснащению ИДК морских портов, принятию неотложных мер для того, чтобы работы по оснащению морских портов Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока были начаты в 2006 году и уже к 1 марту определить конкретные места размещения комплексов в этих портах.

В данной части работы проведен анализ особенностей и эффективности совместного применения СУР и ИДК таможенными органами Российской Федерации, отмечены проблемы и найдены пути их разрешения, основным из которых является установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках системы управления рисками. Определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы таможенного контроля.

В трех государствах: Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, сформировавших Таможенный союз (далее - ТС), существуют различные по наполняемости, содержанию и условиям системы управления рисками (далее - СУР), позволяющие применять различные формы таможенного контроля (далее - ТК). Причем в Казахстане СУР находится на начальной стадии развития, что признано и подтверждено участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), в Республике Беларусь такая система существует, но принципы, заложенные в ней, отличаются от СУР, применяемой в таможенных органах РФ. При этом в контуре управления СУР в странах-участницах ТС применяются технические средства таможенного контроля, в том числе инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК). Но результаты осмотров с помощью ИДК и применяемые на их основе необходимые формы таможенного контроля в настоящее время используются только в том государстве, где данные действия были проведены.

Установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках СУР является актуальным вопросом эффективного функционирования ТС.

Целью исследования является выявление особенностей совместного применения СУР и ИДК таможенными органами РФ, как страны участницы ТС, проблем и путей их решения, перспектив дальнейшего использования в практике ТС.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1. Анализ взаимодействия ИДК и СУР в РФ.

2. Характеристика эффективности применения ИДК в РФ.

3. Исследование проблем и поиск путей их разрешения странами ТС.

4. Анализ перспективных направлений развития ИДК в рамках СУР.

Важное значение в системе таможенного контроля занимают современные технические средства ТК, значительно повышающие качество таможенного контроля без существенного повышения издержек бизнеса, связанных с таможенным администрированием внешнеэкономической деятельности. К таким средствам, прежде всего, относятся ИДК. Полученное с помощью ИДК рентгеновское изображение товаров и транспортных средств позволяет идентифицировать перемещаемые товары, просмотреть узлы и агрегаты транспортного средства, обнаружить в них предметы, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", Концепции развития таможенных органов Российской Федерации и Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, начиная с 2007 года производится оснащение таможенных органов РФ легковозводимыми, стационарными и мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами.

При эксплуатации ИДК уделяется пристальное внимание повышению эффективности их использования на основе сочетания двух составляющих - интенсивность эксплуатации и выявление (пресечение) правонарушений.

Интенсивность применения ИДК таможенными органами России постоянно возрастает. Так интенсивность эксплуатации ИДК в 2010 году (среднее 5,3) в сравнении с 2009 годом (среднее 5,1) выросла, достигнув в октябре 2010 года максимального значения - 6 осмотров в час.

С применением ИДК таможенной службой РФ за 10 месяцев 2011 года проведено 680 тысяч осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина.

В настоящий момент использование ИДК при таможенных осмотрах недостаточно эффективно, например, в регионе деятельности СЗТУ на постах, где они эксплуатируются, данный показатель составляет всего 26%. В этих условиях с целью повышения эффективности эксплуатации данного средства таможенного контроля применяется принцип выборочности, в том числе с использованием системы управления рисками. Для осмотра с применением ИДК направляются объекты контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ФТС России. Должностные лица таможенных органов при принятии решения по проведению осмотра с применением ИДК руководствуются критериями, установленными в Методических рекомендациях по применению так называемых "интуитивных профилей рисков".

Основными признаками, при наличии которых принимается решение о проведении осмотра с использованием ИДК, являются:

1) по особенностям транспортировки товаров:

· товар перевозится в упаковке, не характерной для данного вида товара;

· товарная партия представляет собой сборный груз, состоящий из товаров риска и товаров прикрытия, или перемещаются товары с различными требованиями к условиям транспортировки.

2) по транспортным средствам, на которых осуществляется транспортировка товаров:

· неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром;

· общий фактический вес транспортного средства с товаром превышает вес транспортного средства и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный на основании документов.

3) по документам, представленным таможенному органу:

· при прибытии товаров и транспортных средств перевозчиком предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом;

· вес единицы товаров, указанный в представленных документах, не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров и др.

4) по таможенным процедурам:

· помещение товаров под режим реэкспорта в упрощенном порядке (в случаях нахождения товаров в пунктах пропуска);

· прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и т.д.

5) по лицам, перемещающим товары (отправитель/получатель/перевозчик являются нарушителями таможенного законодательства). Применение данных рекомендаций способствует систематизации и обоснованному выбору должностными лицами таможенных органов объектов контроля с использованием ИДК.

К основным проблемам на пути выполнения общей задачи по эффективному применению ИДК в текущем периоде можно отнести следующие:

1. Наличие объективной необходимости одновременного решения двух задач - обеспечивать постоянное наличие объектов перед ИДК, не создавая при этом значительной очереди и обеспечивать целенаправленный выбор объектов на основе применения СУР.

2. Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД.

3. Перетекание товаропотоков между членами ТС из государств, где в полной мере применяется СУР, например РФ, в государства с более лояльным таможенным контролем и с более низкой его эффективностью, в первую очередь это Республика Казахстан.

Начальные тенденции такого перетекания были отмечены в 3 и 4 кварталах 2010 года и, соответственно, данные обстоятельства не могут устраивать таможенную службу РФ, т.к. теряются объемы поступления таможенных платежей за счет того, что при ввозе выплачиваются таможенные платежи в виде НДС, таможенных пошлин и акцизов, а

перераспределение в процентном отношении между государствами идет только по таможенным пошлинам, соответственно это приводит к уменьшению поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет РФ при таможенном оформлении.

4. Необходимость постоянного повышения уровня профессиональной подготовки операторов ИДК, осуществляющих анализ изображений, так как недобросовестные участники ВЭД оперативно реагируют на предпринимаемые таможенными органами меры, направленные на усиление таможенного контроля.

5. Необходимость организации непрерывной эксплуатации ИДК (в режиме, соответствующем режиму функционирования пункта пропуска).

Главный путь решения проблем в области совместного применения СУР и ИДК странами ТС - это процесс унификации принципов и условий функционирования СУР в странах ТС. Таможенным службам России, Беларуси и Казахстана необходимо установить порядок обмена информацией между таможенными органами государств. В настоящее время такого порядка нет, но проводимая таможенными службами данных государств работа, в первую очередь по инициативе таможенной службы РФ, даст в ближайшее время положительный результат по установлению единых требований в сфере обмена информацией в рамках применения СУР.

В ФТС РФ создана Рабочая группа по подготовке стратегии единого порядка, условий и правил применения СУР. Уже проведены плановые совещания данной группы по вопросам совместного применения СУР в рамках взаимодействия таможенных служб ТС, по итогам которых имеется разработанный план реализации предложений по решению существенных разногласий в рамках СУР.

В ходе реализации мероприятий по внедрению СУР и системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы.

1. Дальнейшая интеграция ИДК с единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов и СУР.

2. Минимизация влияния "человеческого фактора" при использовании ИДК при таможенном контроле товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

3. Построение эффективной вертикали администрирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в том числе результатов сканирования, полученных при использовании ИДК.

4. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для работы на ИДК.

5. Развитие таможенной инфраструктуры, строительство стационарных ИДК и широкомасштабное оборудование пунктов пропуска через государственную границу РФ площадками для использования мобильных ИДК.

6. Организация своевременного и качественного технического обслуживания, мониторинга и контроля за состоянием элементов системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

7. Освоение технологии таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК на различных видах международного сообщения.

8. Активизация международного сотрудничества в сфере применения ИДК в целях обеспечения региональной и глобальной безопасности.

9. Организация передислокации мобильных ИДК из одних пунктов пропуска в другие с учетом оперативной обстановки, интенсивности грузопотока и т.д.

Решение существующих проблем и вопросов позволит увеличить коэффициент охвата товаров и транспортных средств таможенным контролем в форме таможенного осмотра с использованием ИДК при одновременном повышении эффективности применения ИДК. Важным показателем эффективности использования ИДК будет являться

декриминализация внешнеэкономической деятельности, что еще более актуально с учетом реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ.

Таким образом, до осуществления 100% охвата осмотром с использованием ИДК всех объектов контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенный контроль на основе системы управления рисками с применением данного высокотехнологического средства ТК будет оставаться одним из основных инструментов пресечения случаев нарушения таможенного законодательства.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) - Один из видов технических средств таможенного контроля (ТСТК), применяемых таможенными органами. Представляют собой комплексы специальной электронной аппаратуры, предназначенные для таможенного контроля крупногабаритных объектов.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран: Китая и Германии, при соотношении контролируемых долей мирового рынка примерно 2:1 в пользу Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка это Nuctech Company Limited (Китай) и Smiths Heimann (Германия).

В настоящее время основные фирмы - производители ИДК в качестве источника излучения применяют линейный ускоритель (источник рентгеновских лучей).

Существует три основных типа ИДК:

  • стационарный;
  • перебазируемый;
  • мобильный.

Стационарные ИДК

с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали -380 мм) являются инспекционными системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило используются в морских пунктах пропуска. На мировом рынке известны следующие марки такого оборудования:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Stationary (SmithsHeimann, Германия)

Пропускная способность - до 30 контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

Легковозводимые (перебазируемые)

ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах. Точность определения - до 85% относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность более 20 грузовых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей с упрощенной радиационной защитой.

Производители в этом сегменте представляют модели:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV –Relocatable (Smiths Heimann, Германия)

Мобильные ИДК

с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов (например, Госавтоинспекции МВД).

Здесь производители предлагают установки:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Mobile (SmithsHeimann, Германия)

Реферат выполнил: А.В.Медведева

студент группы ТП-84

НОУ СПО «НКТ им. А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»

Новосибирск 2010

Введение

Все большая интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой и заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых в этой связи возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств – авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов. Таможенный контроль указанных объектов предполагает проведение целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ. Практика показала, что на проведения этих процедур для одного транспортного средства уходит 2-3 часа. Таким образом, большинство транспортных средств, следующих через границы России, проходят таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого.

Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Опыт мировой таможенной практики, изученный отечественными специалистами, показал, что наиболее эффективной техникой в настоящее время является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства по лучить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать. Также комплекс позволяет обнаруживать в конструкционных узлах транспортных средств предметы, запрещенные к перевозке.

Цель работы:

1. Классификация ТСТК

В составе ТСТК выделяют 7 самостоятельных, но взаимосвязанных классов ТСТК (схема 1).

Первый класс включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики документов, представляющих для таможенного оформления объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления подделки (допечатка, дописка текста, подчистка, замена листов, подделка печатей, штампов, подписей).

Второй класс включает технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов с помощью ИДК, контроль объёмов и количество стратегически важных сырьевых товаров и выявить среди них предметы таможенных правонарушений.

Третий класс включает в себя технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска тайников и сокрытий, досмотра товаров и транспортных средств, а так же применение технических средств для отбора проб содержимого объекта таможенного контроля.

Четвёртый класс включает технические средства, которые обеспечивают выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

1) проведение оперативной диагностики предметов таможенного правонарушения, выявленных в результате таможенного досмотра;

2) проведение оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;

3) определение целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств.

Пятый класс – ТСКТ, которые необходимы для таможенного оформления, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложенные на них и на документы средства таможенного обеспечения.

Шестой класс включает ТСТК, которые предназначены для выполнения функций визуального наблюдения за действиями лиц, находящихся в зонах таможенного контроля, с целью выявления:

1) противоправного поведения;

2) подозрительных контактов с другими лицами, в том числе с сотрудниками таможенных органов.

Седьмой класс включает ТСТК, которые обеспечивают получение данных о информации, перемещаемой через таможенную границу, с целью выявления материалов, запрещённых к такому перемещению.

Результаты применения ТСКТ позволяют определить:

1) ход дальнейшего процесса таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу;

2) установление достоверности и подлинности документов;

3) определение соответствия качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларируемых документах;

4) подтвердить правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

5) обеспечить правильное начисление таможенных платежей;

6) выявить тайники и сокрытые вложения;

7) обеспечить выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений.

Основными принципами применения ТСТК являются:

1) правомерность применения ТСТК – использование техники допустимо тогда, когда это предусмотрено законом;

2) научная обоснованность – предполагает, что при применении ТСТК будет получена истинная информация об объекте и его содержимом;

3) непричинение ущерба и неправомерного вреда объекту таможенного контроля – предполагает недопустимость применения ТСТК и методов, которые бы причини вред здоровью и ущерб;

4) сохранение обнаруженного предмета таможенного правонарушения – означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые потом отрицательно повлияют на расследование таможенного правонарушения;

5) этичность – применение ТСТК не должно унижать достоинство гражданина в процессе таможенного контроля;

6) эффективность – означает, что при проведении таможенного контроля должны быть использованы такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить информацию об объекте;

7) экономичность – если результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, то необходимо использовать те, применение которых связаны с наименьшими затратами сил и времени. Если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путём, то от применения ТСТК целесообразно отказаться.

Соблюдение принципов имеет важное значение на всех этапах таможенного контроля. Руководствуясь ими можно правильно осуществлять выбор того или иного ТСТК для решения оперативных задач.

2 класс
3 класс
3 подкласс

Инспекционно-досмотровый комплекс Z Portal

Z Portal — многопроекционный инпекционно-досмотровый комплекс, который демонстрирует высокую степень обнаружения благодаря использованию нескольких рентгеновских технологий: Z Backscatter(обратное рассеивание), Forwardscatter(прямое рассеивание) и двухэнергетическое построение изображений.

Что досматривает

Где применяется

Описание

Инспекционно-досмотровый комплекс Z Portal работает на основе высокоэффективных технологий досмотра, которые формируют 6 изображений(по 2 с каждой стороны транспортного средства и 2 изображения с видом сверху).

Технология обратного рассеивания Backscatter идеально подходит для обнаружения органических веществ(наркотики, сигареты). Технология двухэнергетического построения изображения выявляет скрытые угрозы в центральной части транспортного средства.

Технология Forwardscatter обеспечивает улучшенное качество обнаружения плотных материалов, таких как, например, артиллерийские снаряды.

Инспекционно-досмотровый комплекс Z Portal может сканировать до 400 автомобилей или 250 грузовиков в час.

Функциональные возможности

Операционная система: Windows ® 7

Консоль оператора: система укомплектована четырьмя ЖК-мониторами с высоким разрешением и диагональю 21 дюйм.

Принтер: цветной лазерный принтер

Жесткий диск 1 TБ

Программное обеспечение ASEInspection™

ASEInspection — программное обеспечение на базе ОС Windows, используемое для управления системой и анализа изображений.

ASEInspection состоит из набора инструментов для анализа, и используется для хранения и поиска изображений.

Функции ASEInspection™

Экран диагностики системы: экран мониторинга за состоянием системы в реальном времени.

Функция базы данных: предоставляет возможность создания и хранения записей для конкретных сканирований.

Автосохранение: автоматическое сохранение текущего изображения с записями на жесткий диск по мере прохождения транспортного средства через систему, без необходимости ручного сохранения.

Архив: ручное сохранение имеющихся изображений на CD или DVD, а также создание ссылки на диск в базе данных

Экспорт изображения: предоставляет возможность экспортирования полных изображений в форматы TIF/JPG.

Инструменты анализа изображений

Трехмерный просмотрщик(дополнительно — Z Portal только для легковых автомобилей): создает виртуальную трехмерную модель транспортного средства по изображениям обратным рассеянием Z.

Автоматическое сравнение с более ранними данными(дополнительно): боковое отображение изображения текущего транспортного средства с аналогичным, но сделанным ранее, по данным идентификатора.

Автоматическое усиление границ: автоматическая оптимизация контрастности изображения, что усиливает едва заметные различия.

Примечание« Без подозрений/с подозрениями»: прилагает запись« с подозрениями», т. е. с угрозой. Цветовые палитры: добавляет возможность изменять значения оттенков серого по умолчанию на цвета палитры, соответствующие изменениям плотности.

Регулировка плотности: непрерывная регулировка контрастности и яркости для выделения определенных плотностей. Высокая контрастность: усиливает едва заметные различия контрастности за счет растягивания гистограммы изображения.

Гистограмма: настраивает контрастность изображения по заданной пользователем средней точке яркости и диапазону.

Уравнивание гистограммы: настраивает контрастность изображения за счет автоматического выравнивания кривой гистограммы.

Сравнение с более ранними данными: сравнение расположенных рядом друг с другом текущего изображения с сохраненным ранее. Комментарии и примечания: привязывание к изображениям стрелок и полей с комментариями.

Область интереса(ROI): применение фильтров и инструментов анализа к конкретному участку изображений не отражаясь на остальных за полем ROI частях изображения.

Сравнение эталонным транспортным средством(дополнительно — Z Portal только для легковых автомобилей): согласно введенным пользователем в поле данным система автоматически сравнивает текущее транспортное средство с более ранними изображениями и указывает на различия между ними. Обратимость видео: обратимость палитры изображения. Обычно черные области становятся белыми и наоборот.

Линейка: статические и динамические линейки для измерений предмета.

Усилить границы: усиление границ предметов без усиления фонового шума.

Масштаб: усиление 1х-16x с возможностью перемещения по всему полю зрения.

Особенности

    Сочетание технологий двухэнергетического рентгеновского излучения и технологии обратного рассеивания

    Высокая пропускная способность — до 400 легковых автомобилей(250 грузовиков) в час

    Эффектный досмотр в условиях ограниченного пространства

    Сканирования в двух направлениях

Характеристики

Рабочие характеристики

  • Источник рентгеновского излучения: 225 кэВ
  • Пропускная способность: до 400 легковых автомобилей или 250 грузовик в час. Программное обеспечение пространственной коррекции компенсирует отклонения скорости транспортного средства.
  • Скорость сканирования: 2−20 км/ч
  • Требования к бригаде: один оператор рентгеновской системы / контролер(стандартно), регулировщик движения(дополнительно).
  • Электропитание: 50 Гц, 60 Гц*(дополнительно)
  • Напряжение при 50 Гц: 400 ± 10%
  • Напряжение при 60 Гц: 480 +5/-10%
  • Сила тока при 50 Гц: 60 A
  • Сила тока при 60 Гц: 50 A
  • Число фаз при 50 Гц: 3
  • Число фаз при 60 Гц: 3
  • Частота при 50 Гц: 50 ± 3 Гцтрансформатор
  • Частота при 60 Гц: 60 ± 3 Гц
  • *требуется дополнительный трансформатор

Габаритные размеры грузового автомобиля*

  • Ширина: 6,6 м
  • Высота: 6,0 м
  • Длина: 6,7 м

Размеры туннеля*

  • Ширина: 4,2 м
  • Высота: 4,7 м
  • Ширина: 3,5 м
  • Высота: 4,6 м

Габаритные размеры легкового автомобиля*

  • Ширина: 5,9 м
  • Высота: 4,1 м
  • Длина: 6,1 м

Размеры туннеля*

  • Ширина: 3,4 м
  • Высота: 2,8 м

Максимальные размеры досматриваемого транспортного средства**

  • Ширина: 2,7 м
  • Высота: 2,7 м

Максимальные размеры досматриваемого транспортного средства

  • * без учета дополнительной холодильной установки(опция для экстремально высоких температур) или эстакаду для транспортных средств(опция сканирования сверху вниз)
  • ** предусматривает просвет транспортного средства 0,3 м с каждой стороны

Безопасность и здравоохранение

  • Стандарты радиационной безопасности: система соответствует ANSI N43.17−2009, радиационная безопасность систем досмотра персонала рентгеновским и гамма-излучением.
  • Доза облучения: стандартная доза для досматриваемого транспортного средства и водителя составляет 0,05 мкЗв(5,0 мкбэр).
  • Размеры радиационной запретной зоны: на границе системы

Опции и аксессуары

  • Формирование изображений сверху вниз: изображение двумя уровнями энергии сверху вниз по данным, установленных на поверхности детекторов.
  • Встроенное устройство считывания номерных знаков: объединяет данные с рентгеновскими изображениями для конкретного сканирования.
  • Встроенная система досмотра днища: объединение изображения днища с рентгеновскими изображениями.
  • Встроенная система распознавания кодов контейнеров (Z Portal только для грузовиков): и объединение данных кода контейнера с рентгеновскими изображениями для конкретного сканирования.
  • Встроенный сканнер манифестов: сканирование и сохранение бумажных манифестов в электронном формате.
  • Радиационный портальный монитор: обнаружение гамма- и нейтронного излучения.
  • Разделение монитора 2x2: расположение мониторов два над двумя.
  • Периферийный интерфейс обмена данными: интеграция в базу данных системы данных других устройств.
  • Организация сети: сетевое решение ASE Connect™ обеспечивает удаленный анализ изображений и подключение станций контроллера
  • Программное обеспечение информирования оператора: за дополнительными опциями обратитесь к инструментам анализа изображений.
  • Станция активации сканирования (Z Portal только для грузовиков): активация рентгеновских лучей водителем или оператором во избежание досмотра кабины грузовика.
  • Автоматическое исключение досмотра кабины (Z Portal только для грузовиков): технология автоматического исключения досмотра кабины грузовика.
  • Комплект для операторов 150 м: увеличивает расстояние между системой Sentry и контрольной станцией оператора с 30 м до 150 м.
  • Режим непрерывного досмотра: автоматический запуск сканирования после завершения предыдущего сканирования и выезда транспортного средства из туннеля. Для работы в таком режиме может понадобиться комплект для экстремально высоких рабочих температур.
  • Опция экстремально высокой рабочей температуры: увеличивает рабочую температуру системы до 60° C. Для мест с экстремально высокими температурами может понадобиться монтаж навеса для защиты от прямых солнечных лучей.
  • Опция экстремально низкой рабочей температуры: увеличивает рабочую температуру системы -40° C.
  • Трансформатор: для работы системы может понадобиться повышающий или понижающий трансформатор (требуется для системы 60 Гц)
  • Дисплей скорости транспортного средства: отображает водителю скорость транспортного средства в реальном времени.
  • Совместное расположение с Sentry® (Z Portal только для грузовиков): дополняет систему Z Portal системой Sentry от AS&E, которая характеризуется высокой пропускной способностью, высоким уровнем энергии, формированием изображений двумя уровнями энергии.
  • Система камер видеонаблюдения: система из трех камер для наблюдения за областью вокруг рентгеновской системы
  • Помещение оператора: контрольное помещение оператора с климат-контролем
  • Защитный комплект для транспортных средств: Направляющие и флаги дорожного движения через туннель для снижения вероятности столкновения с системой.
  • Калибровочный комплект для транспортных средств: калибры высоты и ширины для ограничения проезда через туннель негабаритных транспортных средств.
  • Монтаж на фундамент: монтаж системы Z Portal на бетонную поверхность.