Сословная структура общества вавилонского и ассирийского царства. Ассирия с древних времён до наших дней

Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.

В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.

Исторические памятники Ниневии и соседних с ней городов не оставили никаких следов религиозного культа царя, тогда как памятники фараонов в Египте сооружались, видимо, в целях возвеличивания личности повелителя.

Власть ассирийских царей росла постепенно. Сначала они не пользовались еще титулом «царь», а называли себя «правителями» (ишшаку). Исполняя свои полномочия, ишшаку опирались на верхушечные слои населения отдельных городов. Как правило, они были самыми богатыми людьми из числа торговцев.

Шамшиадад I впервые присвоил себе титул «царя множеств» и звание «воина Ашшура». С этого времени ассирийские правители стали носить (хотя не сразу) титул царя.

Ашшурубаллит I в своей переписке с египетским фараоном называл себя «царем страны», а также «царем множеств». Однако власть ассирийских царей не была неограниченной, они вынуждены были считаться со жреческой верхушкой, а также с военной аристократией.

Молясь богам, царь снимал с себя знаки власти и обращался к богу как к своему господину, к которому обращаются и все простые люди со своими слабостями. Об этом свидетельствуют следующиее строки молитвы Ашшурбанапала: «Пусть заботливый взор, блестящий на твоем вечном лице, рассеет мои горести; пусть никогда не приближается ко мне божественный гнев и ярость его. Пусть мои недостатки и грехи будут вычеркнуты, чтобы я примирился с ним, ибо я раб его могущества, почитатель великих богов. Пусть твой могущественный лик придет ко мне на помощь...»

Однако в руках «смиренного» царя была сосредоточена огромная власть. Причем царь опирался не столько на жречество, сколько на войска и чиновничий аппарат как на главную и решающую силу в управлении страной. В руках ассирийского царя Ашшурбанапала была, например, сосредоточена двойная власть: и светская, и духовная.

В условиях постоянных войн усиливается деспотия царей Ассирии. Однако здесь она не получила такого яркого выражения, как в Египте.

Вещественные памятники помогают нам познакомиться с жизнью ниневийского двора. Росписи на стенах царских покоев наглядно и ярко отображают военные успехи, торжества и охоту царей.

Царь окружал себя многочисленной свитой придворных и вельмож - преданных ему людей. Первые места занимали: туртан - главнокомандующий армией, который в походах часто заменял царя; дворцовый глашатай; главный кормчий; абаракку - главный сановник двора; наместник страны.

Этот порядок свидетельствует о том значении, которое занимали высокие сановники Ассирии. Все они были непосредственно связаны с царем. Занимая ответственные посты в управлении государством, сановники осуществляли царские приказы и выполняли распоряжения.

Во дворцах среди всевозможных донесений начальников, сановников и жрецов сохранилось множество писем царям от лиц разных сословий с пожеланиями счастья царю и благодарностью, просьбами о принятии сыновей на службу во дворец, а также прошений от военнопленных и узников.

Несмотря на рабскую униженность, которой отличается содержание этих документов, они в то же время свидетельствуют о том, что ассирийцы имели привилегированное положение в царстве, пользовались некоторой свободой по отношению к царям и часто освещали истинное положение дел. Так, один жрец просит царя принять на службу его сына, жалуется на придворные интриги и отсутствие при дворе друга, который, приняв от него подарок, мог замолвить за его сына слово. Один из подрядчиков жалуется, что у него недостает рабочих для сооружения канала, другой напоминает царю о выплате вознаграждения за изготовление идолов. Чиновник, не получающий жалованья, умоляет, чтобы царь не дал ему умереть с голоду. Царь осведомляется о здоровье своего приближенного и требует обстоятельного изложения хода болезни.

Ассирийские чиновники с большим вниманием следили за всеми событиями, которые происходили не только внутри государства, но и в соседних областях, пограничных с Ассирией.

Царь получал большое количество писем от своих наблюдателей, чиновников и разведчиков, в которых они сообщали самые разнообразные данные экономического и политического характера: о восстаниях и смутах в Сирии, положении в Урарту, Эламе и т. д.

Обширная ассирийская держава делилась на полсотни с лишним провинций, не считая зависимых государств (Египта, большей части Вавилонии, Табала, Иудеи и т. д.). Ее территория, превосходившая по своим размерам все предыдущие государственные объединения, требовала очень сложного управления и большого аппарата. Это управление было поручено высшим военачальникам; они имели в своем распоряжении военные гарнизоны для поддержания внутреннего порядка, охраны дорог в провинции и сбора дани. Провинциями непосредственно руководили уполномоченные царя, а зависимыми областями, занимающими большую часть завоеванных стран, - местные царьки или правители. Причем в зависимых государствах сохранялись их традиционные организации и законодательство. Однако вся деятельность этих правителей проходила под контролем царских чиновников из Ниневии.

Некоторые из завоеванных стран царь считал необходимым держать более строго, в постоянном подчинении ассирийской администрации.

В наиболее крупные и важные по своему значению города и области назначались наместники. Следующим лицом после наместника был военачальник. Так, например, в Ниневии и Арбеле были наместники, а в провинциях и городах Насибине, Аррапхе, Калахе - наместники и военачальники. В распоряжении наместников, сановников и других должностных лиц находилась большая армия писцов.

Обязанности должностных лиц в ассирийском государстве не были строго разграничены из-за неразвитости бюрократического аппарата. Наместники, сановники и военачальники всегда назначались царем и ему непосредственно подчинялись.

В покоренных областях, включенных в состав Ассирии, действовали те же законы, соблюдение которых было обязательно для всех; их нарушителей жестоко карали.

В провинциях ассирийский царь сохранял традиционные законы их организации. Династия зависимых царей сохраняла за собой престол, но в то же время они признавали ассирийского царя своим владыкой, которому платили ежегодно большую дань и доставляли многочисленный контингент воинов.

По мере развития ассирийского государства возникла потребность в более оперативном и гибком управлении как собственно ассирийскими областями, так и завоеванными странами. В этих целях была создана центральная администрация для ведения дипломатических отношений между Ассирией и: вассальными странами.

В государственных канцеляриях Ассирии делопроизводство велось на двух языках: ассирийском диалекте аккадского и арамейском, который постепенно становился международным языком Передней Азии. Кроме того, наиболее образованные писцы изучали два вавилонских диалекта аккадского (старинный и разговорный) языка и даже шумерский язык, ставший уже мертвым.

Представители покоренных народов по воле царя могли занимать ответственные посты, главные придворные должности, которые давали им право наряду с ассирийцами участвовать в управлении обширной ассирийской монархией.

Несколько позднее пошел по этому пути Вавилон. Так, пророк Даниил, согласно библейскому преданию, стал приближенным царя Навуходоносора II и получил вавилонское имя - Валтасар.

Все нити управления страной сходились к царскому дворцу, куда непрерывно прибывали ответственные государственные чиновники. Еще во времена Асархаддона сохранившийся список чиновников содержал перечень 150 должностей. Кроме военного ведомства существовало также и финансовое, ведавшее сбором различных налогов с населения, дани с вассальных стран. Кочевники уплачивали дань натурой в размере одной головы с 20 голов скота. Крестьяне платили десятой частью урожая, четвертью фуража и некоторым количеством голов скота.

С прибывающих торговых кораблей взималась пошлина. Контрольный пост у городских ворот получал также пошлину с ввозимых в город товаров. От уплаты налогов освобождались только представители аристократии и некоторые города, в которых большим влиянием пользовались крупные жреческие коллегии. Мы уже знаем из предыдущих глав, что Вавилон, Сиппар, Борсшша, Ниппур, Ашшур и Харран были освобождены от налогов в пользу царя. Этими торговыми городами управляли особые градоначальники, подчиненные непосредственно царю.

Ассирийская держава, как и другие государства древнего Востока, опиралась не только на жречество и родовую знать, но главным образом на армию.

Ассирийская армия, как об этом уже говорилось, была самой совершенной в древнем мире и наводила страх на неприятеля. Армия комплектовалась в первую очередь из ассирийских полков, которые были ее опорой, а затем из воинов зависимых государств. Ассирийцы почти все набирались в армию.

Ежегодно исходя из условий, сложившихся в стране, армия пополнялась новыми контипгентами, но это не должо было отражаться на сельскохозяйственных работах в различных областях Ассирии.

Для зависимых государств центральное правительство Ассирии устанавливало определенное число воинов и срок службы.

В период военных походов ассирийский царь во главе каждого крупного военного подразделения ставил одного из главных сановников царского двора. Это делалось для того, чтобы в период войн можно было бы возвышать отличившихся военачальников, предоставлять им должности в царском дворце, так как такое право давали им главным образом военные подвиги.

Социальные отношения

Ассирийское общество прошло в своем развитии ряд этапов и испытало на протяжении полутора тысяч с липшим лет (от времен первых правителей Ашшура до гибели ассирийской державы) целый ряд существенных перемен. В основном, как уже было сказано, история страны делится (если не считать времен первобытного строя, известных нам по памятникам материальный культуры) на три периода: староассирийский, среднеассирийский и новоассирийский. Уже в староассирийском периоде (конец III тысячелетия до н.э. - первая половина II тысячелетия до н.э.) можно проследить постепенное исчезновение остатков родового строя, а также появление небольшого количества рабов. На этой стадии допускалось порабощение чужеземцев, но отнюдь не коренных ассирийцев. Среди свободного населения Ашшура и его малоазиатских колоний уже происходила имущественная дифференциация. Рабовладельческая верхушка, выделившаяся из среды общинников, начала противопоставлять себя общине.

Значительные сдвиги произошли в средпеассирийский период (XVI-XI вв. до н.э.), когда начала складываться могучая военно-рабовладельческая ассирийская держава.

Имущественное расслоение на этой стадии становится весьма интенсивным. Часть земледельцев-общинников разоряется и нищает. Хотя продажа земельного надела постороннему лицу, не входившему в сельскую общину, строго воспрещалась, но закон этот ухитрялись обходить и захватывали земли бедняков.

По мере укрепления частных хозяйств возрастал опрос на подневольную рабочую силу, о чем отчетливо свидетельствуют данные о значительном повышении цен на рабов по сравнению с предыдущим периодом.

Ассирийские цари-завоеватели пригоняли в большом количестве пленников, которых большей частью обращали в рабство. Порабощенных воинов иногда калечили, опасаясь, что они не захотят подчиниться рабской доле и окажут сопротивление. Так, Салманасар I ослепил около 15 тыс. хеттских пленников. Однако рабов-военнопленных не хватало (особенно в промежутках между войнами) и в рабство начали обращать соплеменников. Заимодавец получал в залог членов семьи должника. Глава большой патриархальной семьи иногда обязывался доставить кредитору на время жатвы, когда особенно требовалась добавочная рабочая сила, целые отряды жнецов из числа своих родственников (а возможно и соседей, согласившихся выручить его). Однако дело далеко не всегда ограничивалось временной кабалой. В случае неуплаты долга в срок заложники, отданные на время в дом заимодавца, попадали в вечное рабство.

В отличие от законов Хаммурапи ассирийское законодательство не ограничивало прав ростовщика на эксплуатацию неоплатного должника. Последнего разрешалось бить, выщипывать ему волосы, калечить (например, прокалывать рабам ушные раковины и продевать через отверстие веревку) и продавать их на сторону.

Наряду с прямым и открытым порабощением наблюдались замаскированные формы рабства. Во время неурожая богач мог «усыновить» голодающих детей бедняка. Подобный поступок носил громкое название «оживление». Фактически оживленные оказывались в полной власти своего «благодетеля». Правда, они официально не причислялись к рабам, но, попадая под власть усыновителя, не могли уйти от него.

Если «оживленной» была девочка, то хозяин мог отдать ее по достижении брачного возраста замуж, взяв с жениха соответствующий выкуп.

Жена и родные дети в патриархальной семье должны были безропотно повиноваться мужу и отцу и выполнять любую работу. То же самое относилось и к невесткам, даже в случае смерти их мужей. Независимой вдова становилась лишь в том случае, если все взрослые родственники ее мужа умирали.

Жизнь разоренных общинников, лишившихся своих земельных наделов, была весьма тяжелой. Правда, сами они сохраняли свободу, отдавая в кабалу своих детей и добывая таким образом средства пропитания, но это была лишь временная отсрочка. Некоторые из них находили выход, вступая в низший разряд войска (хушну). В этом случае они снабжались довольствием за счет царя и имели шансы получить со временем участки земли из царского земельного фонда. Часть воинов отправлялась в особые военные поселения, на границы Ассирии. Но большинство бедняков жили случайными заработками, завися от своих богатых соседей.

Внутри сельской общины усиливалось таким образом неравенство. Зажиточные общинники притесняли обедневших, перекладывая на их плечи государственные повинности. Если влиятельный алайау (член общины) не желал служить в армии, он мог послать вместо себя разорившегося соседа, входившего в ту же общину. На другом полюсе ассирийского общества усиливалась рабовладельческая знать. Особенно большими привилегиями пользовались знатные семьи древней столицы - Ашшура. Имеются указания на то, что уже в среднеассирийский период они были освобождены от податей и повинностей, обязательных для большинства свободных ассирийцев.

В новоассирийский период (X -VII вв. до н.э.) раннерабовладельческое общество (его иногда называют патриархальным, примитивным рабовладельческим обществом или архаической формацией) в Мессопотамии уже начинает приближаться к уровню античного, рабовладельческого. Долговое рабство утрачивает былое значение. Особой нужды в порабощении соотечественников уже нет, ибо бесконечные завоевательные войны обеспечивают непрерывный приток военнопленных. Правда, значительная часть их безжалостно уничтожалась (особенно в царствование Ашшурнасирапала) или вымирала от жестокого обращения. Однако женщин и несовершеннолетних мальчиков обыкновенно щадили; их можно было легче превратить в покорных рабов.

После некоторых, особенно успешных походов (например, победы над арабскими кочевыми племенами) пленники пригонялись в таком огромном количестве, что каждый более или менее состоятельный ассириец мог купить их за бесценок. Сохранилось немало документов, фиксирующих торговлю рабами. Рабы и рабыни продавались как в одиночку, так и большими группами.

Благодаря этому рабы имелись в каждом зажиточном семействе, а иногда в одних руках сосредоточивалось по 20, 30 и 40 рабов. Рабский труд использовался в земледелии и ремесленном производстве, а также на оросительных и строительных работах. Руками рабов воздвигались дворцы, храмы и крепости.

Раб в Ассирии (как и в других странах древнего мира) становился по существу вещью своего хозяина. Его можно было продать, одолжить или отдать в залог. Государственные рабы находились в собственности дворца или храма и работали на землях последних или в принадлежащих им ремесленных мастерских.

Раба узнавали по внешнему отличительному признаку: выбритой передней части головы. Некоторым рабам отрезали или калечили уши. Обычно раб имел табличку, которую носил на шее, или рабское клеймо - татуировку.

При раскопках иногда находили короткие надписи на подвесках, которые должны были засвидетельствовать личность раба или рабыни.

Раб мог стать свободным лишт. по воле господина, решившего его отпустить. Освобождение раба сопровождалось определенным ритуалом: омовением головы и обращением лица на восток. С раба снимали оковы или отличитольпые знаки. Имеется немало сведений о том, что цари Ассирии иногда отпускали на волю часть своих рабов.

Формы эксплуатации рабов были неодинаковы. Некоторым из них господин предоставлял известную долю самостоятельности. Не всегда крупный землевладелец имел желание вести хозяйство на своих землях, в особенности если его поместья находились далеко от местожительства. Нередко он предпочитал сажать своих рабов на землю, разрешая им обзаводиться семьями и вести свое мелкое хозяйство с обязательством отдавать значительную часть продукции господину. Недвижимое имущество и скот, предоставленные таким рабам, являлись собственностью рабовладельца, и они пользовались ими лишь с его разрешения. В отличие от остальных рабов эти подневольные люди могли продаваться только с семьями и земельными участками.

Таким образом участие рабов в хозяйственной жизни в новоассирийский период неуклонно возрастает. Однако рабы не играли даже на этом этапе такой исключительной и всеобъемлющей роли в производственном процессе, как это имело место позже в античной Греции и в Риме.

Обогащение от торговли и захвата добычи укрепляло положение рабовладельческой верхушки и способствовало росту крупного землевладения. В древней Ассирии, так же как в ряде других древневосточных стран, верховным собственником всей земли - сувереном считался сам царь. В то же время он был фактическим владельцем значительных поместий. Много земли сосредоточивалось также в руках храмов и отдельных вельмож.

По мере роста крупного землевладения и рабовладения широкие слои свободного паселения Ассирии все более и более разорялись. Некоторые цари (Тиглатпаласар III и др.) делали попытки несколько улучшить их положение путем привлечения в армию. Однако, принимая какое-то время известиое участие в дележе военной добычи, они в дальнейшем вновь разорялись.

Среди господствующего слоя ассирийских рабовладельцев также не было согласия. Существовали две основные соперничающие друг с другом группировки привилегированной верхушки. Первая - это старая знать, обосновавшаяся главным образом в древнем центре страны - Ашшуре, а в дальнейшем также и в крупном городе Западной Ассирии - Харране. Она добивалась закрепления старинных вольностей и освобождения Ашшура и Харрана (а также связанных с ними крупных вавилонских городов) от царских повинностей и податей. Именно с этой группой были связаны ассирийские торговые круги.

Вторая - это новая военно-служилая знать, окружавшая царя и опиравшаяся на армию. Она поддерживала активную завоевательную политику ассирийских царей и добивалась отмены привилегий старинных городов. Именно при ее содействии Салманасар V сделал неудачную попытку ликвидировать иммунитетные права Ашшура.

Правящие слои Ассирии делали все возможное, чтобы преодолеть социально-экономический кризис, и несколько раз предотвращали угрозу распада могущественной державы. Однако недовольство в покоренных странах, тяжелое положение рабов и разоренного свободного населения в самой Ассирии и раздоры в среде господствующего класса рабовладельцев, отнюдь не проявлявших единства, подтачивали устои Ассирийской державы и привели ее к крушению.

Законодательство

Писатели древности, к сожалению, не оставили потомству документов об ассирийских законах, столь же подробных, как, например, о египетских. Зато до нас дошли подлинные законодательные памятники Ассирии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаем, что вся судебная процедура была кратка. Сами законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того чтобы добиться призпания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казненных выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки.

Наиболее древним законодательным памятником Ассирии считался «Торговый устав», действовавший в малоазиатской фактории ассирийских купцов - Канесе, относящийся к XIX в. до н.э.

«Торговый устав» отражал торговые контракты, продажу и наем поземельной собственности, положение рабов и т. д. В нем устанавливались гарантии, которыми была защищена поземельная собственность в Ассирии.

Об ассирийском законодательстве удалось узнать главным образом благодаря находке во время раскопок 1903-1914 гг. в развалинах Ашшура среднсассирийских законов в фрагментированном виде.

На основании этих материалов можно судить о том, каким было ассирийское общество во II тысячелетии до н.э. и какого рода социальные сдвиги произошли в нем в результате постоянных войн, начиная с царствования царя Ашшурубаллита (XV в. до н.э.) и вплоть до XI в. до н.э. Эти документы интересны тем, что они не являются судебниками царей (как, например, судебники Хаммурапи). Ассирийские законы считались принадлежностью городских советов или ассирийского народа, а не царя.

Дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в «руках мужа», жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого нрава на семейное имущество. Об этом свидетельствовал следующий параграф закона: «Если раб или рабыня приняли что-либо из рук жены человека, (то) рабу и рабыне должны отрезать нос и ухо (и) краденое ими должны восполнить; человек может отрезать ухо своей жене. А если он освободил свою жену и не отрезал ей [у]хо, (то) рабу и рабыне также не должны отрезать (и) краденое они не обязаны восполнить».

Из этого закона явствует, что вся собственность в доме принадлежит только мужу. Поэтому передача женой какого-либо имущества кому бы то ни было приравнивалась к воровству. Все законы, связанные с положением женщины, направлены против нее. Мужчина наказывается лишь в том случае, когда обидит чужую жену или совершит с ней прелюбодеяние, короче, наказывается за то, что нарушил право чужой собственности.

Все наказания для женщин были чрезвычайно жестокими. Например, женщина, которая нагрубила какому-нибудь мужчине, должна была уплатить большой денежный штраф и, кроме того, получить 25 ударов палками. Свободная женщина могла выходить на улицу только под покрывалом. Если же рабыню или проститутку обнаруживали с закрытыми лицами, то их наказывали 50 ударами палками. Любой свободный человек, который встречал проститутку или рабыню с закрытым лицом, обязан был немедленно привести ее в суд. Если же он нарушал этот закон, то его наказывали самого 50 ударами палками. Тот же, кто сообщил об этом факте, получал одежду нарушителя.

В гражданском законе были определены взаимные права и обязанности мужа и жены, отца и детей. Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной супружеской власти отца, доведенной до абсурда. Мужу, желавшему развестись с женой, достаточно было уплатить ей некоторую сумму серебром. Жену же, обманувшую мужа или пожелавшую отделаться от него, бросали в реку.

До нас дошло несколько брачных контрактов новоассирийского периода, из которых видно, что в отдельных конкретных случаях наблюдалось отступление от сурового патриархального права. В одном случае за женой сохраняется право бросить мужа и вернуться в дом отца. В другом - жена освобождается от обязанностей отрабатывать долги своего мужа.

Зажиточная верхушка ассирийского общества, используя своих беднейших сограждан на войне, эксплуатировала их и в мирной обстановке, пользуясь нормами долгового права.

Много внимания уделяли ассирийские законы правам и обязанностям сельской общины. Строго различались большая межа, отделяющая землю одной общины от другой, и малая, отделяющая друг от друга наделы земледельцев внутри общины. Каждый общинник получал свой надел по жребию (пуру ) и мог передавать его по наследству. Но наследовать он имел право только родственнику или соседу, но не чужаку. Правда, с течением времени этот закон научились обходить. Продавец усыновлял покупателя и передавал ему надел, как сыну. С помощью такой акции можно было даже отдать свой земельный участок в оплату долга, объявив своим сыном заимодавца. Таким образом старые общинные отношения стали уходить в область прошлого. Земельные переделы происходили все реже, и владения общинника постепенно превращались в частную собственность на землю.

Нередки были и противозаконные захваты чужой земли. По ассирийскому праву за нарушение большой межи полагалось нанести обидчику 100 ударов палкой и отрубить палец, а за нарушение малой межи - только 50 палочных ударов. Конечно, сильные и влиятельные люди ухитрялись подкупать судей и округлять свои владения за чужой счет, не страшась таких суровых наказаний.

В результате завоеваний территория страны увеличилась, выросли земельные площади и пастбища. Усовершенствовался плуг, улучшилась система ирригации и водоснабжения. Получили значительное развитие такие интенсивные отрасли сельского хозяйства, как садоводство, виноградарство, разведение технических культур. Военная добыча и дань преумножили поголовье крупного и мелкого рогатого скота, ослов, лошадей, в большом количестве поступили в Ассирию из Аравии верблюды. В основе технического прогресса в ассирийском хозяйстве лежало активное использование железа. Из отраслей ремесла в первую очередь развивается металлургия, а также производство вооружения. Ассирийская армия имела лучшее по тем временам техническое оснащение. За счет захваченного разнообразного сырья (дерева, камня, слоновой кости) и драгоценностей, использования рабочих рук пленников, по увиденным в чужеземных странах архитектурным образцам в Ассирии строятся новые города, крепости, дворцы и храмы, сооружаются дороги, являющиеся одновременно торговыми путями и военными трактами. В огромной Ассирийской державе сосредоточились важнейшие источники сырья, торговые пути и крупнейшие торгово-ремесленные центры. В изобилии поступали в Ассирию пленные, переселенцы с завоеванных территорий, богатая добыча, дань, подати «без счета» из покоренных государств.

Господствующий класс ассирийского общества был представлен военной, служилой, жреческой и торговой знатью, обладавшей большими богатствами и привилегиями, тесно связанной с существовавшим политическим режимом и активно его поддерживавшей.

Между группировками знати нередко происходила борьба за монопольное положение в государстве, за царские милости, дары и прочие привилегии.

Основную массу «низших» слоев ассирийского общества составлял класс мелких производителей: земледельцев-общинников, ремесленников. Они обязаны были платить в казну налоги сельскохозяйственными продуктами, скотом, серебром, выполнять различные повинности и при этом были связаны между собой круговой порукой.


В I тысячелетии до н. э. в ассирийском обществе наблюдается резкое имущественное расслоение, разложение общинной организации, разорение крестьянства в связи с отмиранием общинной и развитием част­ной собственности, распространение ростовщичества, займов под залог земли и личности. Свободные земледельцы-общинники нередко теряли не только свои земли, но и свободу, превращаясь в рабов.

Самую низшую ступень социальной лестницы составляли переселенцы, пленные и рабы, образуя класс подневольных работников. Первые две категории были значительной группой населения Ассирии. Чаще всего их сажали на царские, иногда на храмовые и частновладельческие земли. Они могли иметь семью, своих рабов, передавать по наследству имущество, несли воинские обязанности, т. е. имели некоторые права, но в то же время могли продаваться владельцем, правда, вместе с землей и семьей. Мало отличались от них категории рабов. Только рабы-слуги находились в полностью бесправном положении.

В I тысячелетии до н э. в Ассирии происходило сближение положения основной массы свободных, но разоряющихся земледельцев и подневольного населения (переселенцев, пленных и рабов). Существовавшая социальная структура ассирийского общества обусловила наличие острых противоречий между «верхами» и «низами». В то время как представители класса рабовладельцев скупали сады и огороды, поля и дома, давали займы под высокие проценты, покупали «души» и целые селения, рядовые общинники продавали свои поля и сады, рабов, членов семьи и самих себя.

От воинской повинности и многочисленных царских работ крестьяне часто бежали в пограничную горную область Шуприю., перебегали в Урарту, становились разбойниками. Классовая и социальная борьба ослабляла внутреннюю силу Ассирии, делала ее, несмотря на военные успехи, колоссом на глиняных ногах.

Ассирийское государство в последний период своей истории приобрело отчетливые черты древневосточной деспотии. В руках царя сосредоточивалась неограниченная власть в светской, военной и религиозной областях. Царская власть считалась священной, врученной богами и осуществлявшейся под их покровительством. Выра­жением этой власти были пышная титулатура и самовосхваление царя, занимавшие значительную часть их надписей. Вот как величает себя Асархаддон: «Асархаддон, царь великий, царь могучий, царь Вселенной, царь Ассирии, правитель Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь Кардуниаша... царь царей... Я могуч и всесилен, я герой, я отважен, я страшен, я почтенен, я великолепен, я не знаю равных среди всех царей... Я - царь, могучий в бою и сражении... уничтоживший своих врагов, покоривший себе непокорных, подчинивший себе все человечество».

Власть царя опиралась на армию и огромный бюрократический аппарат. Главную роль в Ассирийском государстве играли военное и финансовое ведомства. Первое обеспечивало «порядок» внутри государства и на покоренных территориях, второе - приток доходов в государственную казну и их учет.

Все население Ассирийского государства обязано было платить несколько видов налогов: подоходно-поземельные, некоторые виды храмовых податей и выполнять повинности: строительную, ирригационную, воинскую. Только царские «защитные» (иммунитетные) грамоты освобождали от несения этих повинностей, но они выдавались лишь некоторым привилегированным городам (Вавилону, Борсиппе, Сиппару, Ниппуру, Харрану, Ашшуру), храмам, придворным чинам.

Формирование в VIII - VII вв. до н. э. великой Ассирийской военной державы поставило вопрос об организации ее управления. На большей части завоеванных земель были образованы провинции как органиче­ские части Ассирийской державы (города и области Сирии, Малой Азии, ряд халдейских и арамейских княжеств Приморья и др.). Они управлялись ассирийскими наме­стниками, штатом чиновников, там стояли ассирийские гарнизоны. На некоторых территориях сохранялись зависимые царства, платившие дань Ассирии. В таком положении находились города Финикии, Иудея, Моав, Эдом, Табал, Манна. Ряд государств, наиболее сильных и удаленных от Ассирии, сохраняли свою самостоятельность, но номинально признавали ее приоритет и время от времени направляли дары ассирийскому царю. Подобными отношениями были связаны с Ассирией Лидия, Урарту, Мидия, Элам, княжества Северной Аравии. На особом положении находился завоеванный Египет. Он был разделен на 20 небольших княжеств, во главе которых стояли местные правители: цари, номархи, жрецы. Наряду с этим в покоренной стране был оставлен большой штат ассирийской чиновничьей и военной администрации. Предметом особой заботы было управление Вавилоном, которому ассирийские цари оставляли видимость самостоятельности, проводя в нем церемонию коронации в качестве вавилонских царей и принимая вавилонские имена.

Огромная Ассирийская держава, несмотря на свое внешнее легендарное могущество, была, по существу, рыхлым и непрочным политическим объединением, раздираемым внутренними противоречиями.

Вся система государственного управления была поставлена на службу военному делу и завоевательной политике ассирийских царей. Гражданские должности ассирийских чиновников тесно сплетаются с военными постами. Все нити управления страной сходятся к царскому дворцу, где постоянно пребывают важнейшие государственные чиновники, ведающие отдельными отраслями управления.

Обширная территория государства, превосходившего по своим размерам все предшествовавшие ему государственные объединения на древнем Востоке, требовала очень сложного и громоздкого аппарата государственного управления. Сохранившийся список чиновников эпохи Асархаддона (VII в. до н.э.) содержит перечень 150 должностей. Наряду с военным ведомством существовало и финансовое ведомство, ведавшее сбором податей с населения. Провинции, присоединённые к Ассирийскому государству, должны были уплачивать определённую дань. Области, населённые кочевниками, обычно уплачивали дань натурой в размере одной головы с 20 голов скота. Города и области с оседлым населением платили дань золотом и серебром, как это видно из сохранившихся податных списков. Налоги с крестьян взимались натурой. Как правило, в виде налога бралась одна десятая часть урожая, четвёртая часть фуража и некоторое количество скота. С прибывающих кораблей брали особую пошлину. Такие же пошлины взимались у городских ворот с ввозимых товаров.

От налогов освобождались только представители аристократии и некоторые города, в которых пользовались большим влиянием крупные жреческие коллегии. Так, мы знаем, что Вавилон, Борсиппа, Сиппар, Ниппур, Ашшур и Харран были освобождены от налога в пользу царя, обладая особыми правами самоуправления. Обычно ассирийские цари после своего вступления на престол особыми указами подтверждали эти права крупнейших городов. Так было при Саргоне и Асархаддоне. Поэтому после воцарения Ашшурбанипала жители Вавилона обратились к нему с особой петицией, в которой напоминали ему, что «лишь только наши владыки-цари вступали на престол, они тотчас же принимали меры к тому, чтобы подтвердить наше право на самоуправление и обеспечить наше благосостояние». Дарственные грамоты, дававшиеся аристократам, нередко содержат приписки, освобождавшие данного аристократа от повинностей. Эти приписки формулировались обычно следующим образом: «Не следует брать податей зерном. Повинностей в своём городе он не несёт». Если упоминается земельный участок, то обычно пишется: «Свободный участок, освобождённый от поставки фуража и зерна». Налоги и пошлины взимались с населения на основании статистических списков, которые составлялись во время периодических переписей населения и имущества. В сохранившихся списках из районов Харрана указываются имена людей, их родственные взаимоотношения, их имущество, в частности количество принадлежавшей им земли, и, наконец, имя того чиновника, которому они обязаны были уплачивать налоги.

Сохранившийся свод законов, относящийся к XIV в. до н.э., говорит о кодификации древнего обычного права, сохранившего целый ряд пережитков глубокой старины, как, например, остатки кровной мести или судебное испытание виновности человека при помощи воды (своего рода «ордалии»). Однако древние формы обычного права и общинного суда всё больше уступали своё место регулярной царской юрисдикции, находившейся в руках судебных чиновников, решавших дела единолично.

На развитие судебного дела указывает далее и установленная законом судебная процедура. Судопроизводство состояло из установления факта и состава преступления, допроса свидетелей, показания которых должны были подкрепляться особой клятвой «божественным быком, сыном солнечного бога», судебных испытаний и вынесения судебного приговора. Высший суд обычно заседал в царском дворце. Как видно из сохранившихся документов, ассирийские суды, деятельность которых имела своей целью укрепление существующего классового строя, налагали различные наказания на виновных, причём в ряде случаев эти наказания отличались большой жестокостью. Наряду со штрафами, принудительными работами, телесными наказаниями применялись и жестокие калечения виновного. Виновному отрезали губы, нос, уши, пальцы. В некоторых случаях осуждённого сажали на кол или обливали ему голову горячим асфальтом. Существовали и тюрьмы, которые описываются в документах, сохранившихся до нашего времени.

По мере роста Ассирийского государства возникала потребность в более тщательном управлении как собственно ассирийскими областями, так и завоёванными странами. Смешение субарейских, ассирийских и арамейских племён в один ассирийский народ привело к разрыву старых племенных и родовых связей, что потребовало нового административного деления страны. В далёких странах, завоёванных силой ассирийского оружия, часто возникали восстания. Поэтому при Тиглатпаласаре III старые большие области были заменены новыми, меньшими по размерам округами, во главе которых были поставлены особые чиновники (бел-пахати). Название этих чиновников было заимствовано из Вавилонии. Весьма возможно, что и вся новая система небольших административных округов также была заимствована из Вавилонии, где плотность населения всегда требовала организации мелких округов. Торговые города, пользовавшиеся привилегиями, управлялись особыми градоначальниками. Однако вся система управления в целом была в значительной мере централизована. Для управления обширным государством царь пользовался особыми «чиновниками для поручений» (бел-пикитти), при помощи которых все нити управления огромным государством сосредоточивались в руках деспота, находившегося в царском дворце.

В новоассирийскую эпоху, когда окончательно сформировалась Ассирийская держава, управление обширным государством требовало ещё более строгой централизации. Ведение постоянных захватнических войн, подавление восстаний среди покорённых народов и среди широких масс жестоко эксплуатируемых рабов и бедняков требовали сосредоточения верховной власти в руках деспота и освящения его авторитета при помощи религии. Царь считался верховным первосвященником и сам совершал религиозные обряды. Даже знатные лица, допущенные на приём к царю, должны были падать к ногам царя и «целовать перед ним землю» или его ноги. Однако принцип деспотизма не получил в Ассирии такого чёткого выражения, как в Египте в эпохи расцвета египетской государственности, когда было сформулировано учение о божественности фараона. Ассирийский царь даже в эпоху наивысшего развития государства должен был иногда прибегать к советам жрецов. Перед началом крупного похода или при назначении высокого чиновника на ответственную должность ассирийские цари спрашивали «волю богов» (оракул), которую им «передавали» жрецы, что давало возможность правящему классу рабовладельческой аристократии оказывать значительное влияние на политику правительства.

в обширных степях и горных областях Северной Месопотамии люди издавна занимались скотоводством. К различным видам домашних животных, прирученных в глубокой древности, прибавляется верблюд. Двугорбые верблюды появляются в Ассирии при Тиглатпаласаре I и Салманасаре III, но широко использовать верблюдов, в частности одногорбых, стали лишь со времени Тиглатпаласара III.

Ашшурбанипал захватил во время своего похода против арабов так много верблюдов, что цена на них упала в Ассирии с 1,5 мины (841 г серебра) до 1/3 шекеля (4,2 г серебра). Верблюдами здесь пользовались как вьючным скотом во время военных походов и торговых экспедиций, особенно при больших переходах по безводным, сухим степям и пустыням. Из Ассирии домашние верблюды распространялись по Иранскому плоскогорью и Средней Азии.

Наряду со скотоводством развивалось и земледелие. Довольно широкое распространение получило не только зерновое, но и садовое хозяйство. В ведении царского дворца находились большие фруктовые сады, в которых разводили ценные сорта плодов и овощей, вывезенных из соседних стран, из горных районов Амана и приморской страны Халдеи. Делались попытки акклиматизировать мирровое дерево и даже «дерево, приносящее шерсть», возможно, хлопчатник. Ценные сорта виноградной лозы привозили из горных стран.

В развалинах Ашшура были найдены остатки большого сада, разбитого по приказу Сеннахериба. Сад занимал орошаемую каналами территорию в 16 000 м 2 , покрытую искусственной насыпью. Сохранились изображения и менее крупных частновладельческих садов, обычно обнесенных глиняной стеной.

В эпоху расцвета материальной культуры древней Ассирии ремесленники использовали вековой опыт своих предшественников - металлургов, гончаров, каменотесов, резчиков по камню и других умельцев, работавших как в Месопотамии, так и в ряде стран Малой Азии, в Закавказье и даже в Финикии.

Наличие камня давало возможность широко применять его в строительстве, главным образом в больших городах, развалины которых сохранились и дают яркое представление об архитектуре, градостроительстве, технике сооружения крепостей. Около Ниневии добывался известняк, служивший для изготовления монолитных статуй, изображающих гениев - покровителей царя и царского дворца.

Другие сорта камня, необходимого для построек, а также различные драгоценные камни ассирийцы привозили из соседних, главным образом северных и восточных стран. Лазурит доставляли через Мидию, возможно, из Бадахшана, а яшму вывозили из страны Урарту.

Особенно широкого развития и технического совершенства достигла в Ассирии металлургия. В VIII в. до н. э. железо в технике и в быту вытесняет медь и бронзу. В развалинах последней столицы Ассирии - Ниневии - были найдены железные предметы. Целый склад железных изделий был обнаружен при раскопках дворца Саргона II (Дур-Шаррукин) - это и орудия (мотыги, лемехи, лопаты, плуги), и гвозди, и цепи, и даже слитки.

Добыча и обработка железной руды произвели переворот в технике, вызвали рост и усложнение металлургии. Появились особые термины, обозначающие кузнецов, работающих по бронзе или работающих по железу. На очень широкое распространение железа указывает и резкое падение цены на этот новый и более доступный вид металла. Чеканка и литье металла выделяются в особые производства.

Столь же специфично для поздней Ассирии широкое распространение непрозрачной стеклянной пасты, стекловидного фаянса, главным образом кафелей (изразцов), покрытых пестрой, многокрасочной глазурью. Этими изразцами обычно украшались стены и ворота больших зданий, храмов и дворцов. Ворота дворца Саргона II в Хорсабаде роскошно украшены изображениями «гениев плодородия» и розеточным орнаментом, а стены - не менее роскошными изображениями символического характера: льва, ворона, быка, смоковницы и плуга. Техника многокрасочной орнаментации стен при помощи глазурованных кафелей сохранилась в нововавилонскую эпоху, а затем была заимствована соседними народами Ирана и Средней Азии.

В большом Ассирийском государстве все больше и больше развивался торговый обмен. Из иноземных стран привозили различные товары. Тиглатпаласар III получал из Дамаска ладан. При Синахерибе из приморской Халдеи привозили камыш, необходимый для построек, из Финикии - художественные изделия из металла и слоновой кости, знаменитые сиро-финикийские чаши и художественную орнаментацию для мебели, ларцов и стен, вырезанную из слоновой кости.

Во дворце Синахериба были найдены куски глины с оттисками египетских и хеттских печатей, при помощи которых запечатывали посылки. Большое количество документов позволяет судить о постоянной продаже и покупке земли, построек, скота, рабов и т. д. Не только крупные торговцы, но и ростовщики наживали на торговых операциях значительные барыши.

В Ассирии скрещивались важные торговые пути, соединявшие различные страны и области Передней Азии. Реки и каналы использовались для перевозок грузов. Товары сплавляли главным образом вниз по течению. Геродот описывает ассирийские корабли, каркасы которых были обтянуты кожами. По словам Геродота, на этих кораблях везли из северных областей бочки с пальмовым вином. Впрочем, похожая конструкция легких кораблей и плотов, сделанных из дерева, иногда пропитанных асфальтом, иногда обтянутых кожей, сохранялась в Ираке еще в начале XX в.

Примитивная техника кораблестроения давала возможность везти товары и людей по Тигру и Евфрату вверх по течению лишь до Описа и Вавилона. Караванные пути шли из Ассирии в области Армении, в район больших озер - Вана и Урмии. К озеру Урмия- обычно следовали по долине Верхнего Заба через Келешинский проход. Важные дороги вели на запад от Тигра в Северную Сирию и к границам Малой Азии через Насибин и Харран к Кархемышу и через Евфрат - к Киликийским воротам в области, населенные хеттами.

Большой караванный путь шел из Ассирии на Пальмиру и дальше к Дамаску. Все эти пути вели в конечном счете к большим портам, расположенным на берегу Средиземного моря. Особенно важным был издавна известный торговый путь от западной излучины Евфрата в Сирию, а оттуда по морю к островам Средиземного моря и в Египет.

В Ассирии в связи с торговлей, с развитием военного дела появились мощеные дороги, необходимые для перевозки грузов и особенно для переброски войск. В одной надписи говорится, что когда Ассархаддон заново отстроил Вавилон, то «открыл его дороги на все четыре стороны, чтобы вавилоняне, пользуясь ими, могли сообщаться со всеми странами». Эти дороги имели и стратегическое значение. Так, Тиглатпаласар I построил в стране Куммух «дорогу для своих повозок и войск». Сохранился остаток такой дороги, соединявшей крепость царя Саргона II с долиной Евфрата.

Страницы: 1 2

Первое возвышение Ассирии

Таким образом, Ассирия стала постепенно выходить на широкую арену международной борьбы в качестве сильной военной державы. Одновременно с этим стала развиваться и ассирийская торговля. Поэтому перед преемниками Ашшурубаллита встала трудная задача установления безопасности и охраны главных путей караванной торговли. Благодаря падению Митанни путь на запад в долину Евфрата был свободен. Оставалось только овладеть переправами через Евфрат и открыть дорогу в Сирию. Большое значение для Ассирии имело также развитие торговли с восточными странами. К востоку от Тигра, в узких долинах Загра, находились маленькие княжества, расположенные на важных торговых путях, шедших из Двуречья на Иранское плоскогорье. Эти княжества ещё сохраняли остатки древнего культурного влияния Вавилона, а в касситскую эпоху поддерживали связь с Вавилоном. Вавилонские цари, резонно опасаясь усиления Ассирии, оказывали поддержку этим восточным княжествам, население которых было по своему племенному составу близко к касситам. Поэтому ассирийским царям приходилось вести борьбу не только с касситским Вавилоном, но также и с этими восточными княжествами, которые им преграждали пути на восток. Наконец, на западе приблизительно в это же время стали появляться кочевые племена арамейцев (ахламу), которые своими вторжениями причиняли большой ущерб Ассирии.

Преемники Ашшурубаллита ведут завоевательные войны, чтобы оградить границы Ассирии от внешних врагов. Эти войны приводят к расширению территории и к усилению военно-политической мощи Ассирии. Адад-нирари I проникает на запад вплоть до Сирии и захватывает обширную территорию от Харрана до Кархемыша, через который проходил важный торговый путь, ведший из Двуречья в Малую Азию. Крупных военных успехов достигает Салманасар, царствовавший в первой половине XIII в. до н. э. Он начинает систематическую борьбу с северными племенами страны Уруатри (позднейшее Урарту) и основывает в горной северной стране ряд ассирийских колоний для укрепления там ассирийского влияния. Не менее значительные победы одерживает Салманасар на западе, в районе Кархемыша, а также на юге, разбив войска касситского царя Вавилона, который имел неосторожность, последовав совету хеттского царя Хаттушиля, выступить против Ассирии. Хеттский царь, боясь усиления Ассирии, всячески восстанавливал Вавилон против Ассирии.

Ещё более энергичную завоевательную политику проводил Тукульти-Нинурта, который совершил ряд походов на восток и юго-восток, в эламские области, а также на запад и юго-запад, в страны Хана, Мари и Рапику. Проникнув в северную Сирию, а может быть, и дальше на север, Тукульти-Нинурта разгромил северносирийские хеттские княжества и вывел оттуда 28 800 пленных. Совершив большой поход на север, в горную страну Наири, расположенную к западу от Ванского озера, он разбил коалицию из 43 князей Наири. Наконец, крупным успехом ассирийского царя был победоносный поход против Вавилона. Ассирийские войска захватили Вавилон, разрушили его укрепления, опустошили этот богатый и некогда могущественный город, разграбили храм бога Мардука и увезли с собой в качестве трофея статую вавилонского бога. Однако Ассирия не была ещё настолько сильна, чтобы одержать полную победу над Вавилоном. В XII в. до н. э. в Вавилоне происходят крупные перемены. Последний царь касситской династии был свергнут, и на престол вавилонских царей вступил основатель IV вавилонской династии энергичный Навуходоносор I. Длительные и упорные войны ассирийских царей со всеми соседними народами ослабили живые силы страны, что привело к упадку Ассирии, которая даже была принуждена временно подчиниться вавилонскому влиянию. Только в самом конце XII в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I снова восстановил былую мощь Ассирии. Ему удалось разбить племена, жившие к западу от Ассирии, и дойти до Сирии. На финикийском берегу он захватил важные торговые города Библ, Сидон и Арвад и наложил на них дань. С гордостью сообщает он о том, что он плавал на арвадских кораблях по Средиземному морю. Даже далёкий Египет должен был признать силу ассирийского царя. Египетский фараон прислал ему в дар крокодила и бегемота, очевидно, с целью обогащения зверинца в столице Ассирийского царства. Ассирийский царь наложил свою тяжёлую руку и на Вавилон, совершив несколько победоносных походов в Аккад и захватив Сиппар и Вавилон. Однако самые опасные враги Ассирии таились в обширных степях, расположенных к западу от Тигра, главным образом на восточных берегах Евфрата. Это были племена арамейцев (ахламу), которые с этого времени стали совершать свои опустошительные набеги на Ассирию. Тиглатпаласару удалось одержать над ними победу и оттеснить их на западный берег Евфрата. Однако вскоре после смерти Тиглатпаласара Ассирия стала быстро клониться к упадку. Страна, ослабленная длительными войнами, уже не могла оказывать достаточного сопротивления вражеским кочевникам. Опустошительные набеги арамейцев привели к постепенному крушению ассирийского могущества. Ассирия потеряла все свои завоевания. Это было временем упадка Ассирии. От этого времени сохранилось очень мало надписей и памятников.


Второе возвышение Ассирии

Отсутствие документов не позволяет вскрыть социально-экономические причины второго возвышения Ассирии в IX в. до н. э. Однако мы знаем, что в конце II тысячелетия до н. э. на севере Передней Азии в употреблении появляется железо, с течением времени всё больше и больше вытесняющее бронзу. Уже в XIII в. до н. э. железные предметы клались в виде вотив-ных даров при закладке храмов. В надписях Тиглатпаласара I упоминается железный наконечник царского копья. Железные мотыги и кинжалы упоминаются в ассирийских летописях IX века. В эту эпоху железо употребляется наравне с бронзой. Но в VIII в. железо уже становится общеупотребительным. Ассирийские цари требуют с покорённых народов железо в виде дани. При раскопках Хорсабада был найден целый склад самых различных железных изделий, слитков и орудий (мотыг, лопат, плугов и лемехов). Очевидно, добыча и обработка железной руды произвели целый переворот в технике, вызвали рост ремесленного производства и содействовали развитию производительных сил. Широкое применение железа привело в конечном счёте к развитию торговли и оснащению армии новым, более совершенным оружием, что содействовало восстановлению военно-политической мощи Ассирии. Усилению Ассирии в некотором отношении содействовало также слияние субарейцев с арамейцами, поселившимися на ассирийских территориях, и растворение субарейцев среди ассирийцев.

Крупную завоевательную политику в течение всего своего царствования проводил ассирийский царь Ашшурназирпал II, заложивший основу военной мощи Ассирии (884–859 гг. до н. э.). Ашшурназирпал подчинил Ассирии арамейские племена, которые отныне должны были платить дань ассирийскому царю. Одновременно с этим Ашшурназирпал II восстановил влияние Ассирии среди племён Наири. Наибольшее значение имели войны его на западе. Ему удалось одержать ряд крупных побед над племенами, жившими к западу от Евфрата, покорить Кархемыш, правителя север-носирийского княжества Хаттина, который носил хеттское имя Лубарна, и таким образом пробить себе дорогу к Средиземному морю. Ассирийские войска пересекли долину Оронта и достигли гор Амана, откуда Ашшурназирпал вывозил ценный строевой лес. Богатые финикийские города побережья прислали дань победоносному ассирийскому царю. От этого времени сохранились остатки роскошного дворца, который Ашшурназирпал построил себе в своей новой столице Калах. Высокохудожественные рельефы, изображающие царя в виде мощного воина, должны были свидетельствовать о мощи Ассирийского государства.

Деятельность Ашшурназирпала продолжал Салманасар III, который царствовал во второй половине IX в. до н. э. В течение своего 35-летнего царствования он совершил 32 похода. Как и всем ассирийским царям, Салманасару III пришлось вести борьбу на всех границах своего государства. На западе Салманасар покорил Бит-Адин с целью полного подчинения всей долины Евфрата вплоть до Вавилона. Двигаясь далее на север, Салманасар встретил упорное сопротивление Дамаска, который сумел сплотить вокруг себя довольно значительные силы сирийских княжеств. В битве при Каркаре в 854 г. Салманасар одержал крупную победу над сирийскими войсками, но не смог реализовать плодов своей победы, так как ассирийцы во время этой битвы сами понесли большой урон. Несколько позднее Салманасар снова выступил против Дамаска с огромным, 120-тысячным, войском, но всё же не смог добиться решительной победы над Дамаском. Однако Ассирии удалось в значительной степени ослабить Дамаск и разделить силы сирийской коалиции. Израиль, Тир и Сидон подчинились ассирийскому царю и прислали ему дань. Даже египетский фараон признал могущество Ассирии, прислав ему в дар двух верблюдов, гиппопотама и других диковинных зверей. Более крупные успехи выпали на долю Ассирии в её борьбе с Вавилоном. Салманасар III совершил опустошительный поход в Вавилонию и даже достиг болотистых районов Приморской страны у берегов Персидского залива, покорив всю Вавилонию. Упорную борьбу пришлось вести Ассирии и с северными племенами Урарту. Здесь ассирийскому царю и его полководцам приходилось сражаться в трудных горных условиях с сильными войсками урартского царя Сардура. Хотя ассирийские войска и вторгались в пределы Урарту, они всё же не смогли одержать победу над этим государством, и Ассирия сама была вынуждена сдерживать напор урартов. Внешним выражением усилившейся военной мощи Ассирийского государства и его стремления осуществлять завоевательную политику является знаменитый чёрный обелиск Салманасара III, на котором изображены послы иноземных стран со всех четырёх сторон света, приносящие дань ассирийскому царю. Сохранились остатки храма, построенного Салманасаром III в древней столице Ашшуре, а также остатки укреплений этого города, свидетельствующие о значительном росте техники крепостного строительства в эпоху возвышения Ассирии, претендовавшей на первенствующую роль в Передней Азии.

Однако Ассирия недолго сохраняла своё преобладающее положение. Усилившееся Урартское государство стало грозным соперником Ассирии. Ассирийским царям не удалось завоевать Урарту. Больше того, урартские цари порой одерживали победы над ассирийцами. Благодаря своим победоносным походам урартским царям удалось отрезать Ассирию от Закавказья, Малой Азии и Северной Сирии, что нанесло тяжёлый удар и ущерб ассирийской торговле с этими странами и тяжело отозвалось на хозяйственной жизни страны. Всё это повело к упадку Ассирийского государства, который продолжался почти в течение целого столетия. Ассирия принуждена была уступить своё господствующее положение в северной части Передней Азии государству Урарту.

Образование Ассирийской державы

В середине VIII в. до н, э. Ассирия снова усиливается. Тиглатпаласар III (745–727 гг.) снова возобновляет традиционную завоевательную политику своих предшественников периода первого и второго возвышения Ассирии. Новое усиление Ассирии привело к образованию великой Ассирийской державы, претендующей на объединение всего древневосточного мира в рамках единой мировой деспотии. Этот новый расцвет военного могущества Ассирии объясняется развитием производительных сил страны, которое требовало развития внешней торговли, захвата источников сырья, рынков, охраны торговых путей, захвата добычи и главным образом основных кадров рабочей силы - рабов.

Культура

Историческое значение Ассирии заключается организации первого крупного государства, претендовавшего на объединение всего известного тогда мира. В связи с этой задачей, которая была поставлена ассирийскими царями, стоят организация большой и сильной постоянной армии и высокое развитие военной техники. Ассирийская культура, достигшая довольно значительного развития, во многом основывалась на культурном наследии Вавилона и древнего Шумера. Ассирийцы заимствовали у древних народов Месопотамии систему клинообразной письменности, типичные черты религии, литературные произведения, характерные элементы искусства и целый ряд научных знаний. Из древнего Шумера ассирийцы заимствовали некоторые имена и культы богов, архитектурную форму храма и, даже типично шумерийский строительный материал - кирпич. Особенно усилилось культурное влияние Вавилона на Ассирию в XIII в. до н. э., после взятия Вавилона ассирийским царём Тукульти-Нинурта I, У вавилонян ассирийцы заимствовали широко распространённые произведения религиозной литературы, в частности эпическую поэму о сотворении мира и гимны древним богам Эллилю и Мардуку. Из Вавилона ассирийцы заимствовали измерительную и денежную систему, некоторые черты в организации государственного управления и многие элементы права, столь разработанного в эпоху Хаммурапи.

О высоком развитии ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В этой библиотеке обнаружено огромное количество разнообразных религиозных надписей, литературных произведений и научных текстов, среди которых особенный интерес представляют надписи, содержащие астрономические наблюдения, медицинские тексты, наконец, грамматические и лексические справочники, а также прототипы позднейших словарей или энциклопедий. Тщательно собирая и списывая по особым царским инструкциям, иногда подвергая некоторым переделкам самые различные произведения более древней письменности, ассирийские писцы собрали в этой библиотеке огромную сокровищницу культурных достижений народов древнего Востока. Некоторые литературные произведения, как, например, покаянные псалмы или «жалобные песни для успокоения сердца», свидетельствуют о высоком развитии ассирийской литературы. В этих песнях древний поэт с большим художественным мастерством передаёт чувство глубокой личной скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свою вину и своё одиночество. К оригинальным и высокохудожественным произведениям ассирийской литературы принадлежат летописи ассирийских царей, описывающие главным образом завоевательные походы, а также внутреннюю деятельность ассирийских царей.

Прекрасное представление об ассирийской архитектуре времени её расцвета дают развалины дворцов Ашшурназирпала в Калахе и царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современном Хорсабаде). Дворец Саргона построен, как и шумерийские здания, на большой, искусственно воздвигнутой террасе. Огромный дворец состоял из 210 зал и 30 дворов, расположенных асимметрично. Этот дворец, как и другие ассирийские дворцы, является типичным для ассирийской архитектуры образцом соединения архитектуры с монументальной скульптурой, художественными рельефами и декоративной орнаментацией. У величественного входа во дворец стояли огромные статуи «ламассу», гениев-охранителей царского дворца, изображённых в виде фантастических чудовищ, крылатых быков или львов с головой человека. Стены парадных зал ассирийского дворца обычно украшались рельефными изображениями разнообразных сцен придворной жизни, войны и охоты. Вся эта роскошная и монументальная архитектурная орнаментация должна была служить возвеличению царя, возглавлявшего огромное военное государство, и свидетельствовать о мощи ассирийского оружия. Эти рельефы, в особенности изображения животных в сценах охоты, являются высшими достижениями ассирийского искусства. Ассирийские скульпторы умели с большой правдивостью и с большой силой выразительности изображать диких зверей на которых так любили охотиться ассирийские цари.

Благодаря развитию торговли и завоеванию целого ряда соседних стран ассирийцы распространили шумеро-вавилонскую письменность, религию, литературу и первые зачатки объективных знаний по всем странам древневосточного мира, сделав, таким образом, культурное наследие древнего Вавилона достоянием большинства народов древнего Востока.

Период Трех государств.

В первые века нашей эры на территории Корейского полуострова существовал ряд политическиобъединений, возникавших на племенной основе. На самом севере располагалось Пуё, к югу от него – родственное Когурё, к востоку от Когурё, вдоль побережья Японского моря – Восточное Окчо и Восточное Е. Севернее двух последних находилось Северное Окчо. К югу от реки Ханган существовали еще три племенных объединения, занимая всю остальную часть Корейского полуострова: Махан (западное побережье), Чинхан (восточное побережье, до государства Е на севере) и Пёнхан, или Пёнджин (к югу от Чинхана). В китайских источниках они названы государствами. Однако государственная организация в них еще находилась в стадии возникновения.

Эти государственные объединения (государствами в полном смысле их еще назвать нельзя, процесс становления государственности только начинался) возглавлялись ванами, в недалеком прошлом – военными вождями. Власть вана не обязательно передавалась по наследству, он мог быть смещен, если случались стихийные бедствия или неурожаи (считалось, что за это он нес персональную ответственность). Ван выполнял, вероятно, и функции верховного жреца. В структуре власти имелись еще заметные пережитки родового строя, в частности, существовало народное собрание, в ведении которого находились некоторые судебные дела. Однако оно функционировало в дни больших праздников и в непосредственном управлении не играло существенной роли. Власть вана как верховного правителя была непререкаемой и полной. Ван выдвигался верхушкой аристократии того рода, которому принадлежала в данный момент ведущая роль в политическом образовании.

Высший слой общества составляла аристократия га – члены правящего рода и старейшины других родов или общин. Аристократия выполняла все функции управления отдельными районами, среди аристократии существовала иерархия по служебному принципу.Простой народ назывался хахо . Общей особенностью простонародья в эпоху Трех государств стало сохранение прочных связей с общиной, препятствующих потере личной свободы. Простонародье в массе своей состояло из государственных крестьян, наделенных землей и обязанных нести военную службу, вносить налог, подать и исполнять трудовую повинность. Признаком казеннообязанного состояния крестьян служит забота центрального правительства о прокормлении населения в случае стихийных бедствий и неуроджаев, а также об обеспечении крестьян семенами (при частнообязанном состоянии крестьян такая забота считается обязанностью владельца). Связь с общиной и наделение государственной землей, казалось бы, гарантировали социальную и экономическую стабильность простонародья. К тому же правительства Трех государств провозглашали земледельцев «основой государства». Однако неурожаи, войны, стихийные бедствия, повышение цен на хлеб, невысокая производительность и тяжелые повинности в совокупности часто оборачивались разорением крестьян, бегством их со своих участков, волнениями. Ниже хахо стояли рабы – в них обращали семьи казненных преступников и военнопленных.

На рубеже и в первые века нашей эры в наиболее развитых из существовавших на Корейском полуострове политических образований шло формирование государственности. По традиционной версии, основание государства Силла (в юго-восточной части) относится к 57 г. до н.э., государства Когурё, занимающего северную часть полуострова, относится к 37 г. до н.э.; Пэкче, находящегося в юго-западной части полуострова – к 18 г. до н.э. Даты эти связаны с реальными политическими событиями в жизни древних корейских общин, но о существовании в то время государственности говорить еще нельзя – происходил процесс становления этих государств, причем в Силла он завершился несколько позднее, чем в Когурё и Пэкче.

Общей чертой в образовании трех корейских государств было то, что все они сложились на общинной основе, т.е. путем объединения родственных общин-бу , одна из которых имела или постепенно приобретала господствующее положение. Такая община присваивала себе право выдвигать из своей среды ванов, причем в Силла он завершился несколько позднее, чем в Когурё и Пэкче.

Становление ранних корейских государств проходило в постоянной борьбе с соседними политическими образованиями, а также с властями китайских пограничных округов. Особенно активно против китайских округов борьба шла в I-II вв. Вообще история Кореи всегда была связана с историей Китая и Японии, причем с политической точки зрения это соседство было не вполне удачным – Корея для них являлась спорной территорией, яблоком раздора.Со второй половины I в. начинаются столкновения между Силла и Пэкче, причем нападает, как правило, Пэкче. В III в. в ситуацию на Корейском полуострове был внесен новый фактор. В Китае пала династия Хань, и на севере образовалось государство Вэй. В 254 г. вэйские войска прошли через всю страну и нанесли большой урон Когурё.

Силла в III в. продолжало бороться с японцами (они за этот век 9 раз нападали на Силла), и с Пэкче – за тот же период было зафиксировано 12 пэкческих нападений. В 245 г. произошло перовое столкновение Силла с Когурё.Около 371 г. Пэкче подчинило себе всю территорию бывшего китайского округа Дайфан и установило отношения с китайской династией Цзинь. Силла также установило с Китаем отношения во 2/2 IV в.

Таким образом, в IV в. в основном завершились войны Когурё, Пэкче и Силла с окружавшими их более мелкими политическими образованиями; началась борьба между тремя государствами за гегемонию на полуострове. В конце IV-начале V в. сложились как бы две группировки: Когурё и Силла против Пэкче и японцев. Однако уже в сер. V в. Пэкче и Силла объединились против Когурё, т.е. против угрозы с севера.

В середине VI в. Силла, окрепнув, впервые перешло к завоевательным действиям, причем против обоих государств – и Пэкче, и Когурё, воспользовавшись их ослаблением в результате предшествующих войн. Начав завоевательную политику, Силла пыталось заручиться поддержкой китайских династий, отправляя к их дворам послов «для подношения местных предметов».

В целом вся политическая история Корейского полуострова с IV до X века связана с попытками Китая утвердить свое влияние в Корее. Одновременно на Корейском полуострове шли постоянные междоусобные войны между Когурё, Пэкче и Силла, границы которых постоянно изменялись в зависимости от военного счастья.

В царствование китайской династии Суй в конце VI и в начале VII вв. Когурё пришлось пережить очень тяжелую борьбу за свою независимость. Китайский император Ян ди последовательно предпринял три грандиозные экспедиции сушей и морем (612, 613, 614), которые должны были стереть с лица земли маленькое когурёское государство; но вопреки расчетам, ожидания не оправдались: все походы огромных китайских армий окончились неудачей (причинами неудач стали ошибки китайских военачальников, храбрость корейцев, нездоровый климат, непривычный китайцам, восстание в самом Китае 613 г, помешавшее успеху).

Пришедшая к власти в 618 г. в Китае Танская династия также осуществляла экспансию на восток, но ее первые три похода (644-645, 647 и 648 гг.) хотя и повлекли за собой большие жертвы с обеих сторон, окончились также безуспешно, как и суйские. Однако в 668 г. танские и союзные с ним силлаские войска, развернув военные действия против Когурё, захватили после упорного сопротивления его столицу Пхеньян. Территория Когурё превратилась в китайское наместничество.

В ходе войн и междоусобиц наиболее ослабленным оказалось не только Когурё, но и Пэкче. Чуть раньше Когурё, к 660 году государство Пэкче было полностью завоевано и превращено в провинцию Танской империи. Таким образом, Когурё перешло под власть китайского наместника, Пэкче стало провинцией Китая, и лишь Силла сохранилось как самостоятельное государство. Так завершился период Трех государств на Корейском полуострове.

Необходимо сказать о религиозной ситуации первых веков н.э. В Корее древнейший религиозный пласт был переплетением таких древних верований, как тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм, культ природы, демонизм, культ предков. Большое значение имел культ Неба, поклонение звездам и Луне, духам гор и пещер. Особо следует отметить культ предков – основателей государства, имевший официальный характер и государственное значение. В первые века н.э. в Корею вместе с китайской письменностью проникает конфуцианство. Уже в 372 г. в Когурё была основана государственная школа, где изучались конфуцианские произведения. Даосизм проник на Корейский полуостров сравнительно поздно, к началу VII в. число его сторонников было еще незначительно.

Буддизм появился в Корее во второй половине IV в. В 372 г. он проник в Когурё, в 384 г. – в Пэкче, в начале V в. – в Силла. Проникая из Китая, он распространялся вначале медленно, но после принятия буддизма в качестве официальной религии ваном Силла Попхыном в 527 г. буддизм стал быстро усиливаться. В Когурё в середине середине VII в. буддизм был вытеснен даосизмом, который усиленно распространялся благодаря стараниями вана. В Силла не отмечено открытых конфликтов между буддизмом, конфуцианством и даосизмом, которые постепенно вошли в качестве составных частей в государственную идеологию.

Экономика и общество

Основной отраслью производства в большинстве областей Персидской державы было сельское хозяйство. В Египте и Вавилонии чаще всего сеяли ячмень, значительно реже - пшеницу, которая была главным продуктом питания в Палестине. В Персии и Сирии вырабатывались лучшие сорта вин. Во многих областях державы было развито скотоводство. Мидия и Армения славились своими конями. В восточных областях Ирана скотоводство было кочевым.

В Египте и Вавилонии большую роль играло искусственное орошение. Крупные каналы существовали и в Средней Азии. Что касается собственно Персии, в некоторых ее районах также были сооружены каналы, в частности для снабжения водой равнин, окружающих Персеполь.

По мере захвата все новых и новых стран персидские цари отбирали у покоренного населения самые плодородные земли. Их раздавали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д., освобождая от уплаты государственных податей. Яркое представление о хозяйствах такого типа дают письма египетского сатрапа Аршамы и других знатных персидских вельмож к своим управляющим. Эти письма большей частью являются инструкциями об управлении имениями. Аршама имел крупные земельные владения не только по всему Египту, но и в шести различных странах на пути из Суз в Египет. Он также владел полем в окрестностях Ниппура (в Вавилонии), где у него были и большие стада мелкого скота, сдававшегося внаем. Так, в 413 г. до н. э. в течение пяти дней он отдал через своего управляющего внаем различным пастухам 2381 голову мелкого рогатого скота, а в 403 г. до н. э. за один день - 1333 головы овец и коз. Персы чувствовали себя в Вавилонии настолько уверенно, что некий Багамири, сын Митридата, в 429 г. до н. э. сдал в аренду одному жителю Ниппура сроком на 60 лет два обработанных зерновых поля. Одновременно он сдавал в аренду и жилые дома.

Огромные земельные владения (иногда целые области) с правом передачи по наследству и освобождения от податей получали и так называемые благодетели царя, оказавшие последнему важные услуги. Они имели право суда над людьми, жив-щими в принадлежавших им областях. Владельцы крупных имений располагали собственным войском, судебно-админи-стративным управлением и целым штатом управляющих, начальников сокровищниц, писцов, счетоводов и т. д. Крупные землевладельцы обычно жили в больших городах - в Вавилоне, Сузах и т. д., на доходы с земельных владений, которые были в ведении их управляющих.

Наконец, часть земель находилась в фактической собственности царя, и по сравнению с предшествующим периодом размеры царской земли резко увеличились. Эти земли обычно сдавались в аренду. Так, например, согласно контракту, составленному в 420 г. до н. э. близ города Ниппура, представитель дома Мурашу, занимавшегося деловыми операциями в Южной и Центральной Вавилонии, обратился к управляющему полями царя, расположенными по берегам нескольких каналов, с просьбой сдать ему в аренду сроком на три года одно поле. Арендатор обязался вносить ежегодно в качестве арендной платы 220 курру ячменя (ок. 33 000 л), 20 курру пшеницы, 10 курру эммера, а также 1 быка и 10 баранов. Кроме того, царю принадлежали многие крупные каналы, также обычно сдававшиеся в аренду. В окрестностях Ниппура царские каналы арендовал дом Мурашу, который, в свою очередь, отдавал их в субаренду коллективам мелких земледельцев.

Персидским царям принадлежали крупный канал в Средней Азии, леса в Сирии, доходы от ловли рыбы в Меридовом озере в Египте, рудники, а также сады, парки и дворцы в различных частях государства. О размере царского хозяйства некоторое представление могут дать указа-кия греческих источников о том, что в Персеполе ежедневно за счет царя питалось около 15 000 человек.

Широко была распространена следующая система землепользования: царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные для них наделы коллективно, отбывали воинскую повинность и платили определенную денежную и натуральную подать. Эти наделы назывались наделами лука, лошади, колесницы и т. д., и их владельцы должны были нести военную повинность в качестве лучников, всадников и колесничих.

В VI-начале V в. до н. э. экономическое положение владельцев этих наделов было устойчивым, так как завоевания продолжались, и поэтому цари заботились о своих воинах. Пока владельцы наделов воевали, земля обрабатывалась членами семьи. В тех случаях, когда государство не нуждалось в этих людях в качестве воинов, они должны были платить подати. Постепенно замена военной повинности уплатой податей стала обычной. Денежные подати особенно отрицательно сказывались на хозяйствах рядовых воинов: для их уплаты приходилось прибегать к помощи ростовщиков. Многие кредиторы становились фактическими владельцами заложенных наделов посредством контрактов об «усыновлении». Кроме того, наделы можно было сдавать в аренду при условии, если владелец продолжал нести свои повинности. Размеры наделов постепенно уменьшались, так как они делились между наследниками, а это также вело к разорению военных колонистов. Поэтому во второй половине V и в IV в. до н. э. персидским царям приходилось полагаться в основном на наемников, а не на владельцев наделов.

В некоторых областях Персидской державы существовали высокоразвитые центры ремесленного производства. В Навкра-тисе (Египет) и Милете (Малая Азия) производили керамическую посуду, рассчитанную на экспорт. Египетские ремесленники вырабатывали тонкое полотно, пользовавшееся большим спросом в соседних странах. Финикийские ремесленники из Сидона, Тира и других городов изготовляли стекло, одежду и предметы роскоши, вавилонские ремесленники - шерстяную одежду для продажи как внутри страны, так и для международной торговли.

Относительное политическое спокойствие, наступившее на Востоке в конце VI в. до н. э., хозяйственный расцвет, удобные морские пути, образцовое содержание старых караванных дорог и строительство новых, развитие денежного обращения, а также оживленные контакты между представителями различных народов - все это способствовало развитию международной торговли в крупных для того времени масштабах.

В Персидской державе было несколько важных караванных дорог, которые соединяли области, удаленные друг от друга на многие сотни километров. Одна такая дорога начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и продолжалась до Вавилона. Другая шла из Вавилона в Сузы и далее в Персеполь и Пасаргады. Большое значение имела также караванная дорога, соединявшая Вавилон с Экбатанами и продолжавшаяся далее до Бактрии и индийских границ.

После 518 г. до н. э. по распоряжению Дария I был восстановлен канал от Нила до Суэца протяженностью 84 км, существовавший еще при фараоне Нехо II, но ставший позднее несудоходным. Для развития торговых связей большое значение имела и экспедиция под руководством Скилака, который в 518 г. до н. э. по распоряжению Дария I проплыл вниз по реке Инд в Индийский океан и затем до Красного моря.

Развитию торговли способствовали и различия в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Персидской державы. Египет поставлял в греческие города зерно и полотно, покупая у них взамен вино и оливковое масло. Кроме того, он обеспечивал многие области золотом и слоновой костью, в Ливан экспортировал кедровое дерево. Из Малой Азии доставляли серебро, с Кипра - медь, а из районов Верхнего Тигра - медь и известняк. Из Индии вывозили золото, слоновую кость и благовония, из Аравии - золото, из Согдианы - лазурит и сердолик, а из Хорезма - бирюзу. Из Бактрии в страны Персидской державы поступало сибирское золото. Из Балканской Греции в страны Востока вывозили керамические изделия. Поставщиком хлеба кроме Египта являлась и Вавилония, которая, в свою очередь, покупала в Египте полотно, в Малой Азии - железо и другие полезные ископаемые. Международная морская торговля в Персидской державе находилась главным образом в руках финикийских купцов.

В экономике древних обществ большое значение имел труд рабов. В наиболее развитых областях Персидской державы рабы наравне со скотом являлись главным предметом движимой собственности, их продавали, передавали по наследству, дарили и т. д. Большое число рабов использовалось для выполнения различных видов домашней работы, а также в сельском хозяйстве, в царских каменоломнях и на строительных работах. Среди рабов было также некоторое количество квалифицированных ремесленников (ткачей, сапожников, каменщиков и т. д.).

Рабы выступали против плохих жизненных условий, несвоевременной выдачи пищи и т. д. Но об организованных массовых выступлениях рабов в странах Персидской державы данных нет. Это объясняется отсутствием крупных хозяйств, основанных на рабском труде. Правда, храмы и крупные дельцы владели сотнями рабов, но и в этих больших хозяйствах рабы чаще всего работали маленькими группами или в одиночку.

Общее количество рабов-военнопленных было довольно велико. Например, в Вавилонии продавали уведенных из Египта, Бактрии и других стран рабов - «добычу лука», а в Египте были рабы ливийского и киликийского происхождения.

В обширном царском хозяйстве в Иране были заняты работники (мужчины, женщины и подростки обоего пола), которые назывались курташ. Они работали круглый год партиями по несколько сот человек. Большинство курташ, находившихся в царской резиденции Персеполе, чаще всего было занято на строительных работах. Среди них имелись ремесленники всех специальностей (каменотесы, плотники, скульпторы, кузнецы, инкрустаторы и т. д.). Единовременно на строительных работах в Персеполе было занято не менее 4000 человек; строительство этого города продолжалось около 50 лет. Среди курташ были также пастухи овец, виноделы и пивовары.

Большинство курташ состояло из чужеземцев (египтян, сирийцев, вавилонян, ка-рийцев и т. д.), обращенных в рабство и насильственно угнанных в Персию. Но было и некоторое число людей из низов общества, работавших добровольно за плату. Часть курташ являлась также подданными государства, которые в течение года отбывали повинность в царском хозяйстве. По существу, это были подневольные работники, близкие рабам.

По сравнению с западными сатрапиями державы рабство в Персии имело ряд своеобразных черт. Ко времени возникновения своего государства персы знали только патриархальное рабство и труд рабов еще не имел серьезного экономического значения. В результате мировых завоеваний в Персии произошел скачок от примитивного, патриархального рабства к интенсивному использованию тр