Шашка с чеченским клинком "гурда" и памятной надписью. Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков

ШАШКА "ГУРДА".

«У него завелась шашка,

настоящая Гурда,

Кинжал — старый Базалай...»

(М.Ю. Лермонтов. Кавказец. 1841)

При общей известности и немалых сведениях о самой популярной на Кавказе шашке Гурда она является, тем не менее, редкой и легендарной.

На клинках Гурды кавказскими мастерами использовалось клеймо «челюсти», которое, по мнению крупнейшего исследователя оружия Э.Э. Ленца, позаимствовано у итальянских клинков, впервые вышедших из оружейных мастерских Генуи и имевших почетную известность.

Шашки "Гурда".

В чеченских народных сказаниях говорится, что Гурда, словно меч Саладдина, рассекала подушку, поднесенный к лезвию человеческий волос после дуновения срезался, её клинок рубил все другие клинки. Доспехи для Гурды не являлись преградой. Своими достоинствами она приводила всех в изумление. Слава о ней уходила далеко за пределы Кавказа.

Мы знаем о мастерах, давших клинку название Гурда, но нам неизвестно точное время ее появления. Однако многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, настоящая Гурда была редким и дорогим оружием…

Приобрести шашку Гурда было мечтой всякого ценителя холодного оружия, посещавшего Кавказ в XIX веке. Как лучшая шашка, Гурда вызывала у всех восхищение. Это способствовало изготовлению подделок многими оружейниками Кавказа, образцы которых дошли до наших дней.Очевидно, что очень мало музеев могут похвастаться наличием у них подлинной Гурды.

Шашки "Гурда" с традиционными клеймами.

В период многолетнего изучения чеченского оружия автору приходилось слышать в народе различные версии о шашке Гурда.

Наряду с версией Э. Ленца, записанной им в 1911 году, которую можно и в наши дни услышать от стариков в различных вариантах, в чеченском обществе бытуют еще две заслуживающие внимания версии.

Первая версия. В тайпо-родовом делении чеченцев есть известный тайп (род) айткхаллой, большая часть которого, как и прежде, проживает сегодня в юго-восточной части Чеченской Республики. Тайп славился своими удалыми наездниками и оружейными мастерами.

В ауле Айткхаллой (названный именем тайпа)… были умелые мастера-оружейники. Особой славой пользовались клинки старого мастера, строго хранившего свои секреты. Говорят, что перед ковкой и закалкой клинков он долго молился в мечети, а потом надолго уходил в горы. Клинок мастера имел название «Гора да», что дословно с чеченского означает: «владеющий силой», «властелин мощи». Гора да, произносимое слитно на русском языке, в русской интерпретации соответствует слову «Гурда»…

Вторая версия. Наиболее распространенной среди краеведов республики является версия о принадлежности шашки Гурда к чеченскому тайпу — гордалой. Аул Гордали (носящий имя тайпа) расположен в Ножай-Юртовском районе республики… Гурда - древнее вайнахское «меч» (т. е. меченосцы).

«В ауле Гордали жила большая династия мастеров-умельцев по изготовлению холодного оружия, которая помимо знаменитых шашек и кинжалов изготовляла плоские стальные напильники высокой закалки, имевшие еще по бокам бугорки металлических зубьев. Напильники назывались «горда» по имени того же изготовителя шашки Гурды …

…В памяти глубоких стариков из тайпа гордалой остались, к сожалению, очень скудные предания об оружейном производстве и мастерах села, ограничивающиеся только лишь констатацией факта о существовании у них оружейного промысла. При этом о знаменитой шашке и мастере говорят без сомнения и с гордостью. Их предания гласят, что мастер, изготовлявший знаменитые на всем Кавказе клинки, был в ауле последним из некогда большой оружейной династии. Он один знал секреты их изготовления, перешедшие к нему от предков. С его внезапной смертью была утрачена технология изготовления Гурды. Гордалинцы считают, что последний мастер жил и работал в XVIII веке. По их мнению, имя оружейника было Горда — соответственно названию тайпа. Примечательно и то, что гордалоевские старики шашку называют не Гурда, а Горда…

…Наличие двух соседствующих версий о шашке Гурда несомненно вызывает интерес… У гордалинцев бытует мнение, что первоначальной основой клейма «гурда» являются не «челюсти» города Генуя, а «зубья» капкана. Такая вероятность возможна, если учесть, что чеченское слово гур (гура) означает «капкан», а гур да — «владелец капкана», «основатель капкана». Речь может идти о мощных капканах с мертвой хваткой, использовавшихся в старину чеченцами для поимки медведя, барса, волка.

Старейшины тайпа, а также нынешний директор Национального музея Чеченской Республики В.А. Асталов, являющийся выходцем из тайпа гордалой, считают, что клеймо «зубья» ранее накладывалось на мечи и сабли, имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. По их предположению, только с широким распространением генуэзских клинков на Кавказе (XV-XVI века) клеймо «зубья», схожее с клеймом «челюсти», стали изображать в форме последнего… Однако для нас наиболее важно то, что шашка Гурда неоспоримо является достоянием Кавказа и произведением высокого искусства его мастеров…»


Шашка "Гурда", башлык и традиционные кавказские кинжалы.

«…Дополнительным подтверждением к перечисленному о чеченской принадлежности шашки Гурда может служить и следующее: сподвижник имама Шамиля, участник Кавказской войны 1834-1859 годов Магомед-Бек Аварский, поэтическое творчество которого относится к 40-70-м годам XIX века, оставил нам поэму, написанную в 1860-м:

«...И только чеченцы — стальные сердца —

Решили до смертного биться конца

Чеченцы обету и чести верны,

И шашек их гурдских удары грозны...».

January 20th, 2014

"Клеймо «гурда» представляет собой серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя и более точками по бокам. Эти клейма были очень распространены на итальянских шпажных и сабельных клинках. Э.Э. Ленц считал, что первые полосы, стяжавшие себе почетную известность, возможно, и вышли из мастерских Генуи, дальнейшее же их производство с ней уже связано не было... (стр. 12, 13 Э.Э. Ленц, стр. 5 Э.Г. Аствацатурян М. 1982 г.) ...

Отличить западноевропейское клеймо от его кавказской копии затруднительно. Большинство клинков с этим клеймом Э.Г. Аствацатурян считает кавказским производством ... (стр. 54, Э.Г. Аствацатурян, С-Пб. 2004 г., стр. 6 Э.Г.Аствацатурян, М. 1982 г.)."

Есть все основания (прямые и косвенные) считать, что название знаменитого клейма имеет отношение к даргинскому слову гурда, "лиса (волчок, недопёсок)" ; kurta (цудах. диал.), находясь в одном ряду с другими зооморфными клеймами, часто встречающимися на оружии. Ведь, "серповидные зубчатые линии" , это не что иное, как стилизованные челюсти хищника...

Итак, во-первых, есть данные, которые позволяют локализовать ту местность на Кавказе, где могла происходить передача оружейных технологий итальянцев в распоряжение местных мастеров.

Прежде всего, согласно итальянскому историку Фануччи , центр оружейников Кубачи (Зирихгеран), в 13-14 веках был дополнительно укреплен именно генуэзцами , являясь по сути их крупнейшей базой в горном Дагестане. Таким образом, старый промышленный центр Кубачи (эндоним - Угбуг) мог стать изначальным местом распространения итальянского оружия в нашем регионе, с данным клеймом, судя, также, по его даргинскому названию.

Историку Фануччи вторит ученый-путешественник Густав Гербер (? — 1734), записавший местные предания в начале 18-го века:

"... Кубяшинцы себя называют френки , которое имя европейцов значит... оные по морю Каспийскому торговали... сказывают, что за несколько столетий генуезы и греки не токмо по Черному и по Каспийскому морю великие торги имели, но и здесь в горах рудокопства серебрянные, медные, железные и протчие завели, при сих рудокопствах имели же они разные фабрики и мастеровых людей , которые из сих металов всякие вещи делали; к такой работе потребовались также мастеровые люди из здешних народов , которые от того у оных в таких рукоделиях обучались..."

Во-вторых, возвращаясь к этимологиии данного клейма, нужно отметить что слово "гурда" , в такой форме, и в качестве названия одного из животных семейства волчьих, не встречается ни в одном другом из нахско-дагестанских языков, кроме как в даргинском. Но, вероятный его источник, видимо, следует искать :

- гурда (hurda) (дарг.) - hurd "суровый, жестокий" (frisian), hardus (got.), hart (deut.) <- harduz (proto-germ.);

Аналогично:

- злодей - вархlя (vargha) (дарг.) - varg «злодей, волк» (sven.), vargr (old norv.) <- wargaz (proto-ger.);
- коричневый - бергlе (ber’hhe) (дарг.) - beer «медведь» (nider.), bero (alt deut.) <- beron «коричневый» (proto-ger.); brown (eng.);
- муравей - имиала (imia’la) (дарг.) - emmet (old eng.), emete (nider.), Ameise (deut.) <- emaitij (proto-ger.);
- солнце - берхlи (berhhi) (дарг.) - berht «яркий» (old saxon), beraht (alt deut.), bairhtei (got.) <-
berhtaz (proto-ger.) ...

Во всех вышеперечисленных случаях речь идет о тотемических наименованиях животных и природных объектов. Что же касается смешения названий таких морфологически близких животных как лиса и волк, то можно привести другой случай с немецким Wolf, "волк" и латинским volpes, "лиса" . Похожее смещение семантики могло произойти, в позднее время, и в даргинском языке. Исконное название для лисы могло быть замещено вариантом изначально служившим в даргинском для тотемного обозначения волка, при этом, германского происхождения. То есть, слово гурда могло обозначать в даргинском "волк (волчок)" еще в Средние Века (13-14 вв.), когда оно дало начало соответствующему клейму.

Среди косвенных подтверждений, можно привести факт наличия очень похожего термина в ряде языков, вкупе с одновременной туманностью его появления в них, которую рассеять могла бы именно даргинская этимология...

Слово kurt, gurd со значением "волк" , похожее на даргинский вариант и по звучанию и семантически, встречается, и это важно уточнить, только, у западных тюрков-огузов, при том, что во всех тюркских языках омоним этого слова означает "червяк" (общетюркское и, видимо, исконное название волка - "бёрю"). Тюрколог Клосон сомневается в общем происхождении слов с такой разной семантикой в тюркских языках и допускает заимствование (An Etymological Dictionary of Pre-thirteenth Century Turkish 1972 , p 648). Тем более, весьма сомнительно что тюрки для своего древнего тотема могли использовать такое уничижительное название. Практика показывает, что тотемные названия животных, как минимум нейтральны, а чаще всего уважительны.

Можно считать, что данное слово kurt со значением "волк" попало в огузские языки вместе с распространением у западных тюрок итальянского оружия, изготовленного в кавказских арсеналах, крупнейшим из которых мог быть Зирихгеран (Кубачи); До нашествия Тамерлана (1395-96 гг.) у даргинцев, также, существовал Аркасский (Къаркъаси, "твердыня", дарг.) крупнейший оружейный центр. То, что появление этого слова у западных тюрок связано, именно, с холодным оружием, об этом говорит наличие в турецком языке другого очень похожего по звучанию слова курддэ , "тесак, кинжал" , опять же, не имеющего древне-тюркской праформы. То место, откуда турки могли получать изделия с таким названием, они указали сами, переименовав на свой лад древний Зирихгеран в Гюбечи (Кубачи), что примерно означает "город оружейников" .

Еще в одном восточном языке - ново персидском, появляется слово ghurd, "меч, нож" , и скорее всего, имеет тот же источник что и в западно-тюркских языках. Ведь, экзоним Зирихгеран , это как раз, персидский аналог названия Кубачи, появившийся за 1000 лет до тюркского варианта, и означающий все тот же "город оружейников" . Другое дело, появление в средне персидском языке слова gurg, "волк, разбойник" , которое, видимо, имеет общее происхождение с германским тотемом varg, «злодей, волк» . Специалисты отмечают, что в ходе эволюции персидского языка, в ряде слов, произошла " замена начального w- на b- или же (gw- → g-) " .

Подводя итог, можно сказать что на ранних образцах оружия, изготовленных в "даргинско-генуэзских арсеналах", видимо, действительно могли быть зооморфные клейма, похожие на лису или волка. Позже, с принятием ислама (окончательно, к концу 15-го века), они должны были выйти из употребления, оставив в обиходе только стилизованные "челюсти" и название знаменитого "брэнда" - гурда , которое затем стало кочевать от одного оружейного центра Кавказа к другому. В Новейшее Время, оружие с этим клеймом особенно популярным стало в Чечне, породив множество местных легенд о его происхождении...

Клинки с изображением волка. Клеймо «волчок».

"Волчок , корпоративное клеймо оружейников г. Пассау. Известно с 1340 г. Клеймо изображало схематическую фигуру волка и ставилось на клинках холодного оружия. Известны подделки клейма из г. Солингена (Германия), Италии, Испании и с Кавказа .

По легенде один из отрядов крестоносцев во время крестовых походов прибыл на Кавказ и обосновался там . Воины этого отряда имели мечи с гербом волка ; со временем мечи попали к кавказцам, и были ими переделаны в шашки..."

Если пройти по ссылке , то можно обнаружить что легенда о "крестоносцах и мечах с изображением волка " приведет нас все к тому же городу оружейников, в Кубачи ...

Дополнительно:

Клинок стальной, полированный, малоизогнутый, с одним широким долом под обухом, с обеих сторон. По центру клинка, под долом, выбиты клейма "челюсти" - "гурды". Не традиционное расположение клейм говорит о том, что мастер выполнил их как "декоративные", но при этом подчеркивая, что это изделие высокого качества. Рукоять деревянная, в серебряном окладе, "драгунского типа" (не утапливается в ножнах), скреплена с хвостовиком металлической заклепкой. Оклад украшен черненым орнаментом, состоящим из розеток, национальными черкесским орнаментами, однако выполнена скорее всего русским мастером. Ножны деревянные, оклеены гладкой кожей. Прибор - устье, две обоймицы, наконечник. Прибор сделан из медного сплава, правая сторона всех элементов ножен покрыта тонким серебряным листом, украшены гравировкой и чернью, в той же технике, что рукоять шашки. На левой стороне устья выгравированы на гладкой поверхности памятные строки - "Чечня 1859, Кисловодскъ, 1860".
Предположительно чеченский клинок шашки - трофей одного из боев 1859 года в Чечне, где особо ценились клинки с клеймом "Гурда". Серебряный прибор - работа русского мастера, знакомого с с черкесской орнаментикой, который сделал для владельца гравированную надпись на устье ножен. Стоит также отметить, что это наиболее ранних шашечных клинков чеченских мастеров высокого качества.

Общая длина: 86,21 см. Длина клинка: 72,70 см


Производство оружия

Чеченцы и Ингуши пользовались в основном собственным сырьём, добывая железную руду в горах, о чём свидетельствуют археологи. О том, что вайнахам было знакомо горное дело, имеются сведения - 1629 года. Вайнахи как и многие народы, издревле относились к кузнечному делу и кузнецу с почётом и уважением. Вайнахи достигли больших познаний в обработке металла, ведь неслучайно про мифического оружейника Виланда, героя германских и скандинавских саг, сказано в песни Амелунгов, что он научился своему ремеслу у жителей Кавказских гор. На протяжении всего средневековья Вайнахи развивали обработку металла, кузнечное дело и сопутствующие ремёсла, осваивали более совершенные технологии. В XVIII - начале XIX веков металлообработка в Чечне и Ингушетии была хорошо развита. Во многих селениях, наряду производством сельскохозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, а также ювелирных украшений изготавливалось холодное, огнестрельное, и защитное вооружение. Были сёла, в которых мастера-оружейники существовали за счёт обмена изделий своего ремесла, например, был Гаджи-Аул, существовавший до 1816 года. Центры, где было особенно развито производство оружия это селения: Атаги, Белгатой, Гаджи-Аул, Дарго, Джигута, Дайкур-Аул, Малхиста, Ричахара, Чемберлой, Урус-Мартане, Цонтарое, Шатое, Шали. В этих селениях мастера оружейники изготавливали шашки, кинжалы, ружья, пистолеты. Они достигли небывалых вершин оружейного искусства, но, к сожалению, навсегда останутся для нас тайной их фамильные секреты изготовления оружия. В Дарго в годы Кавказской войны отливали пушки. В пореформенный период изготовление оружия у Чеченцев резко сократилось. Так как шло вытеснение местных вековых кустарных промыслов, которые падали под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий и товаров из Дагестана - (в основном с 1865-1870 годы торговцы завозили много украшенного оружия). В 70-е. годы XIX века в Чечне, как и во многих городах и селениях Северного Кавказа и Закавказья украшением оружия занимались ювелиры из Дагестана. С 1929 года изготовление даже холодного оружия было под запретом. - (стр. 502 С.Х. Нунуев. стр. 44,49,51,186 И.А. Асхабов.).

До недавнего времени были известны имена лишь 14 чеченских оружейников. В 1995 - 1998гг. И.А. Асхабов обследовал селения, которые в прошлом были известны как центры оружейного производства. Опросом потомков мастеров и старейших жителей селений он восстановил имена ещё 157 мастеров, составив список из 171 человека. Это стало возможным лишь потому, что чеченцы помнят свою родословную до седьмого колена. Но этот список, конечно, не полон: во время депортации 1944 года и в современной войне погибли потомки мастеров, поэтому некому вспомнить имена своих предков. Из свидетельств прошлого и из современных исследований складывается картина развития оружейного и серебряного производства в Чечне.

Несмотря на то, что в XVIII - начале XIX веков металлообработка и оружейное дело в Чечне были хорошо развиты. Ремесло носило сельский, семейно-патриархальный характер, то есть в производстве участвовали только члены семьи. Секреты изготовления оружия являлись достоянием отдельной фамилии, они хранились в тайне и передавались по наследству. Никогда фамильные секреты мастерства не передавались всем потомкам, тем более в юном возрасте. Дед к внукам, отец к сыновьям, присматривались годами, приобщая их к ремеслу. И только уже зрелому человеку, убедившись в правильности своего выбора, передавались основные секреты изготовления клинков, поэтому единой технологии металлообработки, ковки, и закалки клинков у чеченских мастеров не существовало. Следствием этого является то, что из общей массы клинкового оружия лишь небольшое количество клинков являлись высококачественными изделиями, то есть эти клинки по своему качеству и боевым характеристикам не уступали привозным европейским и русским клинкам и даже превосходили их. Разделение труда у чеченских оружейников почти отсутствовало, многие мастера-оружейники сами делали приборы к своим шашкам и кинжалам. Во время Кавказской войны чеченские мастера-оружейники в основном обеспечивали потребность населения в холодном оружии. К концу XIX века производство оружия в Чечне стало сокращаться. Оно падало под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий. В этаже время почти исчезла кустарная выделка железа (плавка руды) под конкуренцией привозного русского железа. Привозные железные и стальные изделия, а также слитки стали стоить дешевле, чем изделия чеченских кустарей. Помимо Российских и Бельгийских изделий для продажи в Чечню из Дагестана завозилось много украшенного оружия. В пореформенный период высокий уровень производства клинкового оружия в Чечне сохранился в аулах: Большие Атаги, Дарго, Дайкур-Ауле, Джигута. В Шатое, Лаха-Невре - село Надтеречное, и в отдельных аулах Ножай-Юртовского, Голанчожского и Чеберлоевского районов изготавливались только кинжалы в сравнительно малых количествах. Так оружейное производство в Чечне к началу XX века постепенно приходило в упадок. В начале XX века чеченские мастера-клиночники почти полностью перешли на привозное сырье, которое они использовали для своих изделий. А в 1929 году Советская власть запретила изготовление оружия. 1930-1937 годы можно считать временем, уничтожившим древнейший чеченский народный промысел. В эти годы по Чечне прокатилась волна жёстких репрессий. Невосполнимый урон был нанесён также ювелирному искусству - серебряных дел мастера, как и оружейники тоже подверглись репрессиям.

Шашки

Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки «Терс-Маймал » и «Гурда ».

Шашка «Терс-Маймал»

Существуют разные мнения, объясняющие термин «Терс-Маймал».

1 . «Терс-Маймал» означает «ревущая обезьяна» - («терс» по-чеченски – рев, «маймал» - обезьяна). Считается, что клинкам «Терс-Маймал» был свойственен особый звон и свист, который они издавали при сильных взмахах, в сражениях этот пронзительный свист был сравним в народе с ревом обезьяны. Пронзительный крик обезьяны, способный влиять на психику, послужил поводом для оригинального названия клинка – (стр.58 И.А.Асхабов.).

2 . Возможно еще одно толкование названия «Терс-Маймал». В арабском языке среди значений слова «маймун» есть и «обезьяна» и «счастливый, благословенный, блаженный». Слово «терс» означает «щит». Сочетание слов «терс-маймун» можно истолковать как «благословенный щит» - (стр.134 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.58 И.А.Асхабов).

Историю появления на Кавказе клинков с изображением волка автор уже излагал в разделе “Черкесские шашки”, когда рассматривал клейма и изображения на кавказских клинках. Как можно связать «терс-маймал» пассауским или золингенским волчком трудно сказать. Иса-Абдул Рашидович Асхабов считает, что более вероятно их существование независимо друг от друга – (стр.60 И.А.Асхабов). определить точно чеченское происхождение клинка с волчком очень трудно, так как волчок был популярен не только у чеченцев – приборы шашек с этим изображением украшены различными национальными орнаментами.

Шашка – Гурда

Большой популярностью в Чечне пользовались клинки с клеймом «гурда». Этимология слова не ясна. Существует несколько его толкований.

1 версия: Рассказывают, что один мастер, достигший чрезвычайным трудом и усилиями хорошей выделки этих чудесных клинков, встретил себе соперника в лице другого мастера, старавшегося всячески подорвать его репутацию. Произошла ссора, и первый, желая доказать преимущество своего железа, с криком “гурда” – (смотри) – одним ударом перерубил пополам и клинок и самого соперника. Имя этого мастера изгладилось из народной памяти, но его восклицание так и осталось за его клинками.

2 версия: Та же самая легенда, только с некоторыми прибавлениями. При споре двух оружейников, чьи клинки лучше, один в доказательство превосходства своего клинка разрубил пополам барана, но второй не признал его победы. Тогда взбешенный первый оружейник с криком “гур-да”, то есть “смотри”, перерубил своего соперника и его шашку пополам. Он навлек на себя кровную месть со стороны родственников убитого, но народное собрание, чтобы сохранить жизнь такого оружейника, добилось примирения сторон, обязав мастера выковать каждому кровнику по клинку. Мастер к своему старому клейму – челюсти (символ того, что его клинок перерубают железо, как зубы перегрызают кость) прибавил точки, то есть капельки крови, в знак того, что клинки послужили выкупом за кровь – (стр.143 Э.Г. Аствацатурян С-Пб 2004г).

Э.Э.Ленц, излагая в своей книге в кратком виде легенду о споре двух мастеров, делает интересное сравнение – цитирую: “В высшей степени интересна приведенная версия тем, что она повторяет придание о сказочном оружейнике скандинавской и германской саги Виланде, перерубившем пополам своего соперника, кузнеца Эмилия; местом обучения Виланда кузнечному искусству сказание называет Кавказские Горы”. Э.Э.Ленц продолжает далее, цитирую: “Не знаю, означает ли на каком-либо из местных горских наречий слово «гурда» - «смотри», но даже в случае, если бы это было так, не вижу надобности ставить название клинка в связь с этим словом, так как гораздо ближе и естественнее производить «гурда» от древнеперсидского «кард», новоперсидского «ghurd» - «меч, нож». Существует также турецкое слово «курдде» - «тесак» – (стр.12, 13 Э.Э.Ленц). И.А. Асхабов в своей книге пишет, цитирую: ”Ленц Э.Э. отмечает в работе о своем незнании значения слова «гурда» на местном, горском наречии. Заметим, что горское наречие, на котором «гурда» означает «смотри» - это чеченский язык”.

И.А.Асхабов, исследователь чеченского оружия, предлагает еще две версии происхождения слова “гурда”.

3 версия: По-чеченски это слово произносится «горда» и означает «владеющий силой», «властитель мощи» - это было прозвище очень знаменитого мастера, проживавшего некогда в селении Айт-Кхаллой. Этот мастер строго хранил свои секреты. Перед ковкой и закалкой клинка он молился в мечети, а затем надолго уходил в горы. Упадок оружейного производства в селении Айт-Кхаллой был связан с военными действиями 1840-1845 годов, когда после очередного уничтожения села, часть жителей погибла, а часть переселилась в Малые Атаги. Возможно, погиб и знаменитый мастер – (стр.65, 66 И.А.Асхабов).

4 версия: Слово «горда» произошло от названия чеченского тейпа Гордали из селения Гордали, известного производством холодного оружия и стальных напильников с бугорками зубьев, которые назывались «гордаз». Жители считают, что последний знаменитый мастер по имени Горда жил в XVIII веке. С его внезапной смертью были утрачены секреты изготовления «горды» - так называлась и шашка. У гордалинцев бытует также мнение, что основой клейма «гурда» являются не челюсти, а зубья капкана. По-чеченски слово «гур» означает капкан, а «гур-да» - владелец капкана. Считается, что клеймо – зубья имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. С появлением на Кавказе генуэзских клейм, зубья были заменены генуэзской гурдой – челюстями. – (стр.66-69 И.А.Асхабов).

Автор в настоящей работе изложил 4 версии о мастерах, давших клинку название «гурда», но, к сожалению, не известно точное время ее появления. Однако, многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, настоящая гурда была редким и дорогим оружием. Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов оставили нам в своих произведениях немало положительных отзывов о гурде, которые были собраны автором настоящей работы и представлены ниже. “А шашка его – настоящая гурда; приложи лезвие к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга – такая, как твоя, нипочем” – (стр.466 М.Ю.Лермонтов, “Герой нашего времени, рассказ Бэла”). “У него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал – старый Базалай” – (стр.591 М.Ю.Лермонтов, “Кавказец”).

“Офицеры, оставшиеся в комнатах, вынув шашку, разглядывали клинок на ней и решили, что это была настоящая гурда.” – (стр.34 Л.Н.Толстой “Хаджи-Мурат”).

Обратите внимание на слова “настоящая гурда”. Они не случайны, потому, что было много подделок. Так что же представляет из себя настоящая гурда? В Государственном Историческом Музее хранятся две шашки, на клинках которых выбито клеймо – гурда. Подробное описание этих шашек автор приводит в настоящей работе ниже.

Шашка-гурда № 3081 ГИМ

Длина общая (без ножен)- 90см. 7мм.

Длина клинка- 78см. 7мм.

Длина рукояти с ушами- 12см.

Длина черена рукояти- 8см.

Ширина клинка у основания рукояти- 3см.5мм, в средней части- 3см, на боевом конце- 2см.

Толщина клинка у пятки- 7мм, в средней части клинка- 5мм, на боевом конце- 4мм.

Длина ножен-92см,2мм.

Клинок стальной половину поверхности клинка занимают 3 узких дола, которые проходят с каждой стороны клинка и заканчиваются не доходя 18см. до острия. На левой стороне клинка выбито клеймо гурда.

Рукоять выполнена из цельного куска кости, насажена на хвостовик всадным способом и скреплена с ним двумя сквозными заклёпками. Основание и головка рукояти условно отделены от черена рукояти двумя костяными поясками выполненными резьбой. Черен рукояти украшен резьбой в рубчик - (косая полосочка). Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, обтянутый кожей. Устье ножен расширено для того, чтобы шашка утапливалась в нем вместе с рукоятью. Наконечник и устье ножен оклеены черной кожей и обвиты серебряным галуном, средняя часть ножен обтянута красной кожей, посередине она украшена серебряным галуном, который как ось проходит вдоль все средней части, соединяя устье и наконечник. Обоймица железная, с правой стороны обоймицы находится портупейная петля, с левой стороны обоймица украшена серебряной накладкой (тонкий лист серебра), с гладкой чернью по серебру. Вторя обоймица представляет собой кожаную петлю, которая соединяется с портупеей.

Портупея украшена медными бляшками с накладками из тонкого серебряного листа, покрытого позолотой. На бляшках изображены четырехлепестниковые розетки и двухлепестники, выполненные гладкой чернью. Автор считает возможным предположить, что ножны и портупея имеют черкесское происхождение.

Шашка – Гурда № 3074 ГИМ

Длина общая без ножен – 93 см 5 мм.

Длина клинка – 79 см.

Длина рукояти с ушами – 14 см 5 мм.

Длина черена рукояти – 7 см 5 мм.

Ширина клинка у основания рукояти – 3см 6мм, в средней части – 3 см 3мм, на боевом конце – 3 см.

Толщина клинка у пятки – 6 мм, в средней части клинка – 4 мм, на боевом конце – 3 мм.

Ножны у шашки отсутствуют.

Клинок стальной, половину поверхности клинка занимают три узких неглубоких дола, которые проходят с правой и левой стороны клинка, они заканчиваются не доходя 17 см до острия. На обухе клинка, начиная от пятки, проходит неглубокий дол, это является очень редким явлением для кавказских клинков, длина дола – 8 см. На левой стороне клинка, прямо на долах, выбито клеймо «гурда» - (зубья смотрят вовнутрь, между зубьями надпись SSAUASS), это поддельная гурда. Между зубьями мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв.

Рукоять выполнена из цельного черного рога и крепится на хвостовик всадным способом, поверхность рукояти гладкая. Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Официально название шашки «гурда» дается по клейму. Обе вышеописанные шашки имеют кавказское происхождение, название «поддельная гурда» очень условно, оно применяется потому, как клеймо «гурда» на клинке шашки №3074 ГИМ является неудачной копией западноевропейского генуэзского клейма. К тому же на кавказских клинках мы встречаем разные виды клейма «гурда». Тогда какую же шашку мы можем считать "настоящей гурдой"? Автор предлагает свой ответ на этот вопрос.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо изучить само клеймо «гурда» и понять, что оно из себя представляет – то есть найти его основную конструкцию.

Само по себе клеймо «гурда » - это серповидные зубчатые линии с тремя и более точками по бокам, или серповидные зубчатые линии со словом “генуя” между ними и трем и более точками по бокам. Таким образом, мы видим, что основу клейма составляют серповидные зубчатые линии и точки, то есть основная конструкция клейма настолько примитивна, что любой кавказский кузнец-оружейник, который даже ни разу не видел подлинного генуэзского клейма, а только слышал о том, как выглядит популярное клеймо «гурда », мог без особого труда изготовить штамп и выбивать на своих клинках штампом или зубилом популярное клеймо. Доказательством этого и является то, что мы встречаем на клинках разные виды клейма «гурда», выбитые штампом или зубилом. Поэтому автор считает, что когда мы встречаем слова “настоящая гурда”, то речь скорее всего идет не сколько о клейме, сколько о качестве самого клинка как изделия и его боевых характеристиках, ведь именно за них и ценили шашку – гурду. Итак, автор считает, что настоящей гурдой мы можем считать шашку, на клинке которой выбито клеймо «гурда» и клинок которой выкован из заэвтектовидной стали, то есть количество углерода в нем выше 0,9% на 1 мм 3 .

Однако, автор также считает возможным, что речь может идти и о клеймах немногих мастеров (возможно клейма этих мастеров имели особые отличия, например: определенное число точек или зубьев), которые изготавливали высококачественные клинки, боевые характеристики которых превосходили все остальные клинки с похожими клеймами.

Калдам

Калдам является очень древним видом длинноклинкового оружия вайнахов. К сожалению, сведений об этом древнем и уникальном виде оружия вайнахов очень мало.

Известно, что калдам имел широкий и прямой клинок, как у меча. Наибольшее сходство он имел с однолезвийным палашом. В настоящее время у чеченцев палаш встречается редко. На клинках чеченских палашей бывает два-три дола с каждой стороны и маленький равноконечный крест. Иногда встречаются клинки с клеймом «гурда». Однако крестовины у чеченских палашей зачастую отсутствуют, что можно отнести к веянию моды с появлением шашки.

По поводу калдама И.А.Асхабов замечает, что "Встречи и беседы со стариками, опрос краеведов и потомков оржейных мастеров позволяет с уверенностью сказать, что палаш Ниса-Тур (прямая шашка) – известное ныне название и есть калдам, имеющий очень глубокие корни. Его больше связывают с высокогорными обществами Шатой, Майсты, Шарой, Малхесты, то есть с высокогорными чеченцами, соседями хевсуров (Грузия). Считается, что на этих клинках ранее было лишь изображение равноконечного креста, и только в последствии стали дополнительно наносить изображения волка или клейма «челюсти», соответственное гурде. Кресты, соответствующие крестам на клинках калдама, встречаются на древних башнях чеченцев и ингушей" – (стр.76, 77 И.А.Асхабов).

Калдам Ниса-Тур дошел до нас как один из типов раннего оружия чеченцев и ингушей домусульманского периода.

Кинжалы

Кинжал является у чеченцев древним оружием. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки, на территории республики. До XIX века кинжалы чеченцев отличались большими размерами, длина их клинков была 60см., ширина 7 - 9см. Клинки имели ребристую поверхность и заканчивались удлинённым остриём. Долы или вовсе отсутствовали или имелись, но только по одному с каждой стороны клинка. Кинжалы с длинным и тонким остриём назывались – противокольчужными. С середины XIX века и особенно после окончания Кавказской войны размеры кинжалов стали меньше, а их клинки изящнее, с одним, двумя и более долами.

Чеченские кинжалы подразделяются на два типа: клинок с воронением и клинок зеркальный, то есть полированный.

Специфической чертой украшения чеченских кинжалов является украшение клинков гравировкой, а иногда и инкрустацией- растительным и геометрическим орнаментом, арабскими надписями- изречениями из Корана. Гравировка иногда покрывает всю поверхность клинка. Нередко мастера писали свои имена гравировкой или инкрустацией, иногда штампом выбивали клеймо со своим именем.

Украшение оружия полностью серебром не было распространено в Чечне, и до конца третьей четверти XIX века господствовал строгий стиль - (оружие украшали серебром частично).

Рукояти делались из рога тура, буйвола, дерева - граба. Дорогую и престижную слоновую и моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века.

Ножны представляли собой деревянный футляр, оклеенный чёрной кожей.

Приборы ножен состояли из железных устьев, железных обоймиц и железных наконечников которые иногда прятались под кожу ножен. Иногда приборы ножен украшались золотой насечкой - тиснением. Серебряные рукояти и приборы ножен большинства чеченских кинжалов и шашек с 70-80 годов XIX века изготавливались дагестанскими мастерами серебряного дела. - (стр-80,81,147 И.А.Асхабов.).

В Государственном Музее Искусство Народов Востока хранится чеченский кинжал за № 16283 III работы Атагинского мастера, сделанный им приблизительно в середине XIX века. Этот кинжал относится ко второму типу кинжалов, то есть клинок зеркальный.

Кинжал № 16283 III

Длина в ножнах - 59см. 3мм.

Длина общая без ножен - 57см. 5мм.

Длина клинка - 45см.

Длина рукояти - 12см. 5мм.

Длина черена рукояти - 7см. 2мм.

Ширина клинка у основания рукояти - 4см. 3мм.

Толщина клинка - 5мм.

Длина ножен - 46см. 8мм.

Клинок стальной обоюдоострый, начиная от основания рукояти по середине клинка проходят два узких дола с каждой стороны клинка. У основания рукояти и до окончания долов клинок в поперечном сечении имеет шестигранную форму. По окончанию долов клинок заканчивается штыковым концом, который в поперечном сечении имеет ромбовидную форму. На правой лицевой стороне клинка помещён гравированный рисунок с геометрическим стилизованным орнаментом и сеткой. Подобные украшения клинков характерно для аула Большие (Старые) Атаги.

Рукоять деревянная из граба, кавказского типа, головка рукояти выполнена в форме трёхлепестниковой пальметты. Рукоять целиковая, монтируется на хвостовик всадным способом и скрепляется с хвостовиком двумя сквозными бронзовыми заклёпками с вытянутыми шляпками, имеющими форму шестилепестниковых розеток с правой лицевой стороны.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, оклеенный чёрной кожей.

Прибор ножен состоит из одной железной обоймицы и железного наконечника. Железная обоймица имеет кольцо для портупейной петли и портупейную петлю из сыромятной кожи. Обоймица украшена золотой насечкой - тиснением. Орнамент, выполненный золотой насечкой, очень плохо сохранился. Железный наконечник ножен спрятан под кожу и заканчивается воронёным шариком.

Описание:

Хевсурский палаш с шашечным эфесом кавказского — азиатского образца с европейским темляком и дарственной надписью 1917 года. Хевсурский регион Грузии (Хевсурети; грузинский язык ხევსურეთი). Российская империя. Клинок генуэзского производства конца 16 начала 17 вв. (клейменный; «гурда»), Италия. Эфес и ножны (возможно ножны имеют более раннее происхождение) производства лакских мастеров – оружейников, начала 20 века. Дагестан, Российская империя.

Оригинал кавказского холодного оружия.

Экспертиза.

Размеры палаша:

Общая длина в ножнах – 940 мм.

Длина клинка с рукоятью – 898 мм.

Длина клинка без рукояти – 769 мм.

Ширина полотна лезвия в районе пяты клинка – 33 мм.

Длина ножен – 788 мм.

Толщина обуха – 5 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, кожа, дерево, серебро, выколотка (чеканка), гравировка, литье, пайка, золотая нить, серебряная нить, ткань.

Состояние: коррозия полотна клинка, частичный разрыв и потер кожи на ножнах, деформация серебряных пластин ножен.

Описание шашки:

Клинок палаша стальной, массивный, прямой, трехгранный в сечение, трехдольный, с заточенной внутренней кромкой. Боевой конец треугольной конфигурации, округлого скоса (большей степени с внешней стороны), обоюдоострый.



На протяжении всей длинны полотна клинка (с обеих сторон) можно наблюдать зубчатую и точечную орнаментацию (клейма; так называемая «гурда»). Также на протяжении всей боевой кромки клинка можно наблюдать зарубки как раннего, так и позднего происхождения (ранние имеют сточенную структуру, более поздние не имеют таковых). Данные наблюдения свидетельствует о том, что оружие применялось по своему прямому боевому назначению. Кроме того визуальному наблюдению поддается тот факт что структура металла имеет большое содержание шлаковых очаговых образований совмещенных с коррозией (в виде раковин, свидетельствует о средневековом процессе изготовления). Обух клинка палаша в своей начальной части имеет выемчатую структуру.




Эфес (рукоять) шашки состоит из трех частей - Г - образного навершия (для лучшего удержания шашки в руке) выполненного в форме раздвоенной головки (навершие такой раздвоенной формы служило для облегчения веса рукояти с целью придания баланса веса на рубящую оконечную часть клинка шашки) изготовленного из серебра, выполненного в технике гравировки и чернения (многосоставная часть). Орнаментация навершия состоит из узора растительного и геометрического орнамента, а также элементами ложной зерни. Вторая составная часть эфеса рукоять (многосоставная, с двумя боковыми поясками) также выполнена из серебра. Растительная и геометрическая орнаментация также присутствует на детали. Третья деталь, принимающая втулка имеет внутренние пазы для клинка, орнаментация и материал изготовления схож с двумя предыдущими элементами. Крепеж частей, а также частей к клинку был произведен с помощью гарпиуса (клей).





Ножны шашки состоят из деревянной основы с оклейкой из двух кусков кожи черного цвета со следами износа и серебряным прибором из четырех частей (устье, наконечник, две пластины — обоймицы) выполненными в технике гравировки, чернения и ложной зерни, с узором растительного орнамента.












Устье ножен имеет подвесную скобу (для портупейного ношения на ремне), верхняя обоймица — пластина ушко для кольцевого подвеса (для портупейного ношения на ремне). Наконечник ножен прорезной, тыльная сторона имеет «глухое покрытие». С оборотных сторон (кроме наконечника) деталей подарочные надписи на грузинском языке, а также дата дарения — 1917 год (устье). На оборотной стороне наконечника ножен присутствуют гравированные обозначения в виде растительной орнаментации, королевской короны, полумесяца, звезды или солнца.

Темляк европейского типа, идентифицировать с какой-либо страной не представляется возможным.

Предмет можно идентифицировать хевсурским палашом рубежа 16-17 вв. производства генуэзских (итальянских) мастеров — оружейников с шашечным эфесом кавказского — азиатского образца, офицерского типа и прибором ножен выполненного лакскими оружейниками (Дагестан) начала 20 века.

Хевсурские племена проживали в труднодоступном северном высокогорном районе Грузии (до 50-х гг. 20 века), на южных склонах Большого Кавказского хребта, в районе истоков реки Аргун. Племя было очень воинственно, члены этнической группы проживали родовым строем, обладали крутым нравом и вспыльчивым характером, ввиду этого даже в бытовой обстановке носили оружие и крайне его любили (при родовом строе дисциплина не характерна). Основным холодным оружием у хевсуров был палаш (главное отличие его от других воинственных племен Кавказа).


Хевсуры (фотография начала 20 века).

Скорее всего, палаш попал в качестве генуэзского экспорта 16-17 вв. к хевсурам через черноморские порты Цхум (Сухум) или Батоми (Батум), до оккупации данных портов турками (1554 и 1578 гг. соответственно) они контролировались генуэзской администрацией, после данного «инцидента» влияние Генуи, конечно, ослабло, но так как генуэзцы были, прежде всего, торговым сообществом, то закупочно — сбытовые операции им, возможно, турки разрешали вести. У хевсуров было развито скотоводство, и возможно они могли выменивать оружие через посредников на кожу. Образцы данных импортных генуэзских клинков пользовались популярностью, их можно встретить как на марокканских саблях, так и на индийских тулварах. Клинок хевсурского палаша каким-либо образом попал через Большой Кавказский хребет к лакцам (соседний с Хевсурети регион) где для него сделали рукоять и ножны в шашечном кавказском — азиатском образце офицерского типа (до этого момент у клинка была сабельная рукоять). Впоследствии оружие попало в Грузию, где в 1917 году оно было торжественно подарено (клинки с клеймом «гурда» очень ценились на Кавказе).

Не исключено что данный образец холодного оружия участвовал в Гражданской войне в России (1917-1923 гг.).

Вне всякого сомнения, что данный предмет является интересным образцом кавказского антикварного холодного оружия!