Логистика: что это такое и каковы ее задачи? Логистика — что такое простыми словами, виды, оптимизация, эффективность и принципы логистики.

Приветствую вас! Сегодня мы будем говорить о логистике, науке, помогающей предпринимателям снижать себестоимость их продукции.

Вы узнаете о том, что такое логистика, как грамотно уменьшить издержки, избежать простоев на предприятии, и в результате увеличить процент своей чистой прибыли.

Мы не только расскажем вам о видах логистики и ее значимости для эффективной работы бизнеса, но и дадим практические советы по выбору компаний-партнеров.

Что такое логистика простыми словами?

Если говорить без заумных экономических терминов и понятий, простыми словами, то логистика, это грамотная организация потоков различных материальных ценностей, как внутри предприятия, так и за его пределами. Главная цель логистики - снизить издержки при производстве и продаже конечного продукта.

При этом логист не просто ищет самую бюджетную компанию, оказывающую услуги по перевозке товаров. Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, оформление с ними договорных отношений, организовывает складское хранение на предприятии, перевозку сырья и готовой продукции, оформляет документы для таможни, и заключает соглашения с потенциальными клиентами предприятия.

Давайте рассмотрим этот процесс и разберем, что это за профессия, на примере работы мясокомбината.

В данной ситуации производитель платит не только за купленное им мясо, но и за его доставку на предприятие, хранение сырья и готовых продуктов на складах, а также за доставку товара до магазинов. Это и есть логистические расходы, которые нередко составляют до 20% себестоимости продукта.

Главная задача логиста – свести такие издержки к минимуму. Выглядит это, как правило, следующим образом.

Специалист сравнивает условия, предлагаемые различными поставщиками:

  • Ферма №1, продает свиней живым весом по 100 рублей за килограмм. При этом она расположена в трех километрах от мясокомбината;
  • Ферма №2, реализует аналогичный товар по 80 рублей за килограмм, и находится в 85 километрах от предприятия.

Казалось бы, ферма№2, со своим демократичным ценником вне конкуренции. Но прежде, чем принять решение, логист оценит затраты на транспортировку груза. В результате, учитывая стоимость «подвоза» поросят, получится, что килограмм свинины с фермы №1 обойдется мясокомбинату в 102 рубля, а с фермы №2 – в 120 рублей.

При этом логист подумает и о рисках. При работе с дальней фермой выше вероятность сбоя поставок. Всем известно, что чем длиннее путь, тем чаще возникают различные сложности: ДТП, поломка автомобиля и т.д. Также, если у комбината возникнет экстренная потребность в сырье, то с фермы, расположенной в трех километрах, он получит свинину быстрее, чем от дальнего поставщика.

Более того, логист обязательно просчитает, во сколько обойдется заведение своего животноводческого комплекса на предприятии, и не будет ли это более выгодно, чем сотрудничество со сторонними организациями.

В логистике многое зависит от специфики бизнеса, места расположения производственной базы, погодных условий и т.д. Именно поэтому не существует универсальной логистической модели, и в каждом конкретном случае специалисты ищут новые, уникальные пути снижения издержек.

Кстати, удивительно, но логистика как таковая, зародилась не в эпоху бурного развития капитализма, а гораздо раньше. Известно, что в период аграрного общества, уже существовали конкретные торговые пути, по которым курсировали продавцы товаров. И составлялись такие «дорожные карты» по той же системе, что и сейчас: как продать максимум товаров, проехав минимальное расстояние.

Логистика в России

В России логистическая система, гораздо сложнее и затратнее, чем во многих других странах. На это имеются объективные причины:

  • Обширные территории. Компаниям, при транспортировке грузов приходится преодолевать большие расстояния. Даже те предприятия, которые работают внутри одного региона, нередко вынуждены возить сырье и продукцию за сотни километров.
  • Низкое качество дорог. Этот фактор влияет на расход горючего и на амортизацию автомобиля. Соответственно, он отражается и на конечном ценнике на доставку грузов.
  • Суровый климат. Зима в большинстве российских регионов долгая и холодная, что является причиной высоких цен на складское хранение. Причина проста – для складов приходится строить капитальные здания, которые, к тому же, нужно отапливать девять месяцев в году. Большинство товаров, просто нельзя хранить в «холодных» помещениях.
  • «Пробелы» в законодательстве. Предприятие не может получить по суду достойную компенсацию с поставщика или транспортной компании, которая сорвала доставку груза и стала причиной простоев на производстве. Именно поэтому необходимо, еще на стадии заключения договора, уделять пристальное внимание штрафным санкциям для недобросовестных перевозчиков.

Направления и виды работы в логистике

В зависимости от специфики деятельности предприятия, применяется один или несколько видов логистики. Виды логистики:

  • Производственная логистика

Производственная логистика - это управление потоками сырья и готовой продукции внутри самой компании. Соответствующие специалисты занимаются согласованием производственного процесса во всех внутренних подразделениях, чтобы цеха не простаивали, а работали одновременно, решая свои задачи.

В сфере закупок логист контролирует своевременную поставку сырья должного качества, его хранение, и наличие всех необходимых «расходных материалов» для организации бесперебойной работы на производстве.

Вернемся к примеру с мясокомбинатом. Здесь необходимо не только вовремя привезти свинину, но и проследить, чтобы на складах были все нужные специи, упаковочный материал и т.д. При этом логист контролирует, чтобы объем производимой продукции соответствовал спросу. То есть, чтобы на изготовленные 500 килограммов колбасы уже был покупатель. В противном случае товара надо производить меньше, так как готовая продукция должна расходиться по торговым сетям, а не лежать на складах «мертвым грузом».

  • Складская логистика

Не менее важна и складская логистика, которая контролирует методологию приема товаров на хранение и их отпуск со склада.

  • Транспортная логистика

Что касается транспортной логистики, то тут специалисты должны выбирать оптимальные маршруты доставки. Они также решают, что выгоднее, приобрести свой транспорт или пользоваться услугами грузоперевозчиков.

  • Таможенная логистика

При международных поставках, огромная ответственность ложится на специалиста по таможенной логистике, отвечающего за сопровождение грузов и наличие необходимых документов. Данная сфера деятельности подразумевает работу с огромным количеством юридических нюансов, так как неправильное оформление бумаг может обойтись вам очень дорого.

В лучшем случае задержка груза станет причиной простоя на предприятии, в худшем – потери товара. Сами понимаете, партия экзотических фруктов, либо цветов не сможет бесконечно «ждать» пока вы разберетесь с бюрократическими проволочками. Товар в этом случае испортится.

Выбираем партнера для логистики

Предприятия, как правило, пользуются услугами специализированных логистических компаний. И в данном случае, для успешной работы, очень важно грамотно выбрать компаньона.

Прежде всего, обратите внимание на размер авто-парка перевозчика. Чем крупнее логистическая компания, тем дешевле стоят ее услуги. Сами понимаете, перевозчик с 25 «штатными» автомобилями заправляется по оптовым ценам, и обслуживает транспорт со скидками. Соответственно себестоимость его услуг ниже, чем у «мелких» компаний. Значит, и конечный ценник будет более бюджетным.

Уточните условия сотрудничества. Готов ли перевозчик нести финансовую ответственность за нарушение сроков поставок и страхует ли он перевозимый груз. Последний фактор крайне важен. Мы уже говорили о том, что в дороге может случиться что угодно. Задайтесь вопросом, кто будет «покрывать» ущерб, если автомобиль, например, попадет в аварию.

Узнайте также, готова ли компания, в случае необходимости предоставлять вам срочные услуги, непредусмотренные заранее согласованным планом. Лучше выбрать поставщика, который способен работать в экстремальных ситуациях, пусть и по более высокому «ценнику».

И, конечно же, постарайтесь пообщаться с другими клиентами компании, и почитайте отзывы о ее работе в сети Интернет.

Теперь вы знаете о том, что такое логистика, и насколько она важна для грамотного ведения бизнеса. Это не просто доставка товаров из пункта «А» в пункт «Б», это построение системы сотрудничества, при которой максимально снижаются издержки на производстве.

В наше время с необходимостью решать «логистические задачи» сталкиваются все предприниматели, вне зависимости от масштабов компании. Логистика актуальна, как для автомобильного завода, так и для таксиста, который посадив в машину клиента, старается выбрать самый короткий маршрут.

На этом я с вами прощаюсь, и помните, сэкономленные – это заработанные деньги!

В процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Почему стоит заниматься логистикой. Бизнес грузоперевозки.

    Семинар "Логистика и ВЭД". Часть 1: Из чего складывается себестоимость импортируемого товара

    Транспортная логистика в вопросах и ответах. Выпуск 1 - "Портрет идеального логиста"

    Обучение Транспортная логистика: экспорт, импорт, внутренние перевозки

    Логистика

    Субтитры

История

Термин появился первоначально в интендантской службе вооружённых сил и происходит от греч. λογιστική , что означает «счётное искусство». Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI ( -). В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Развитые логистические методы можно обнаружить в различных культурах разных эпох. Например, испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора, при этом учитывались место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние .

В русский язык термин «логистика» ввёл в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини .

Теория логистики

Основными объектами исследования в логистике являются :

  • логистические операции;
  • логистические цепи;
  • информационные потоки;
  • логистические издержки.

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Некоторые управленческие подходы и концепции, включающие логистическую составляющую или специфические логистические стратегии:

  • MRP (англ. materials requirements planning ),
  • DRP (distribution requirements planning ),
  • MRP II (manufacturing resource planning ),
  • ERP (enterprise resource planning );
  • CSRP (customer synchronized resource planning ),
  • EOQ-модель,
  • система двух уровней,
  • двухбункерная схема,
  • модель с постоянной периодичностью заказа,
  • метод ABC,
  • нестационарные и стохастические модели управления запасами.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL (от англ. first-party logistics ) - подход, при котором организация обращается к предприятию-специалисту отдельной логистической операции: склад (хранение), почта (информационный обмен), такси (транспорт); 3PL (third-party logistics ) - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учёт и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix» :

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путём поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный - по мере необходимости в товаре.

Распределительная логистика

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями и продавцами.

Сбытовая логистика

Сбытовая логистика (логистика распределения) - это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой - обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Более детальными функциями данной логистики являются - 1) персонал, который занимается осуществлением этих задач (грузчики, водители); 2) классификация транспортных средств (по объёмам, м³); 3) ценовая политика (на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).

Под транспортно-логистической системой понимается совокупность потребителей и производителей услуг, а также используемые для их оказания системы управления, транспортные средства, пути сообщения, сооружения и иное имущество. В другом определении говорится о том, что транспортно-логистическая система - совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков.

Таможенная логистика

Таможенная логистика - наука, описывающая комплекс мероприятий, который направлен на перемещение груза через границу. Основная её цель - это решение задач, связанных с импортом, а также экспортом грузов, и, конечно же, минимизации затрат на все эти процедуры.

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах. Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения).

Управление запасами предприятия - интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её - на всем протяжении цепи управления поставками.

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес-процессов приёмки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространённые методики FIFO , LIFO , FEFO , FPFO, BBD . Для информационно-технической поддержки таких процессов могут использоваться специализированные системы управления складом WMS .

Информационная логистика

Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Комплексная логистика

Системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления. Это эффективная система управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием которых находится функциональный цикл жизни товара.

Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и концепции бережливого производства позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все организации, задействованные в потоке создания ценностей, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Принципы бережливой технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Бережливая логистика использует принцип совокупной логистической стоимости (Total Logistics Cost, TLC ), что позволяет сократить запасы по всей цепи, снизить затраты на транспортировку и хранение, наладить логистическое сотрудничество.

Городская логистика

Городская логистика (сити-логистика, муниципальная логистика) - комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.

С развитием бизнеса и расширения сотрудничества деловые взаимоотношения все чаще сталкиваются с вопросами, касающимися доставки и перемещения сырья, информации, финансов и – организацией этих процессов занимаются отделы логистики или логистические компании .

Несмотря на кажущуюся легкость осуществления такого мероприятия, оно является достаточно сложным , трудоемким и требует большого количества знаний и опыта в данной сфере.

Определение

Под термином понимается управление потоками товара, финансов и информации .

Суть данного процесса заключается в том, чтобы найти наиболее рациональный способ движения продукта и сопутствующих средств от производителя до конечного получателя и потребителя.

Сложность его заключается в необходимости строгого контроля от момента получения заказов и информации о планируемых передвижениях до налаживания процесса производства, хранения товара и сырья и разработки оптимальных способов его доставки.

При организации логистических процессов специалист, занимающийся решением данного вопроса, должен таким образом построить весь процесс, чтобы получить максимальную прибыль при минимальных на то затратах .

В то же время, экономия средств должна быть разумной, ведь покупатель намерен получить товар высокого качества по приемлемой для него цене в предельный срок и при этом с соблюдением определенного качества обслуживания.

Особенности и ключевые проблемы в России

Рыночные отношения в нашей стране находятся еще на стадии формирования, в связи с чем и в самой логистике существует ряд проблем, требующих своевременного решения.

Основными особенностями и проблемами логистики в настоящее время в нашей стране являются следующие :

  • сложность организации плановых продаж по причине их значительного расхождения с фактическими;
  • небольшое количество транспортных компаний и, как следствие, минимальная конкуренция среди них (такие организации часто некачественно выполняют свои обязанности и необоснованно завышают цены на оказываемые услуги);
  • отсутствие должной оптимизации сети поставщиков;
  • высокая стоимость процесса организации складской логистики;
  • низкая эффективность разработанных потоков продукции.

Современная логистика делится на несколько видов , выполняющих определенные функции:

  • закупочная – выполняет функции поиска поставщиков и анализа их рынка, оценку надежности, корректировки запасов предприятия, складирования товара и сырья, налаживание выгодных связей с клиентами;
  • маркетинговая – заключается в анализе рынка сбыта, управлении запасов товара, потоков финансов, складирования, транспортировки, ценообразования, политики кредитов и рекламы;
  • складская – контролирует схему расположения складов, их параметров, полезной площади, объема, организацию оборота документов, складские издержки;
  • транспортная – регулирует выбор вида транспорта (автомобильный, авиа, железнодорожный, трубопроводный и т.д.), а также маршрута доставки;
  • финансовая – выполняет регулирование взаиморасчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, а также затрат компании на перевозки;
  • торговая – регулирует вопросы, касающиеся работы склада, его запасов, транспорта;
  • промышленная – выполняет функции снабжения производства, организации сбыта и потоков персонала;
  • классическая – решает общие вопросы, касающиеся организации и оптимизации процессов предприятия;
  • инновационная – касается вопросов поиска и реализации доп. резервов повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
  • интегрированная – выполняет функции объединения всех процессов одного производства для создания единого бесперебойного процесса.

Предмет, цели, задачи и логистические модели

Предметом логистики является управление потоками ресурсов отдельной компании и состояния ее ресурсов.

Как следствие, цель логистики – это повышение эффективности работы организаций путем поиска более выгодных способов перемещения потоков товара, финансов и средств.

Из списка задач, решаемых логистикой, основными являются:

  • управление движением товаров;
  • контроль организованных потоков товаров, услуг, финансов и информации;
  • осуществление прогноза необходимости товаров и сырья и, как следствие, планирование их передвижения.

При рассмотрении предмета логистики и ее организации более глубоким вопросом является понятие используемых моделей (объектов). В качестве таких объектов исследуются набор действий и принципов построения этапов организации доставки (материальный поток, логистические издержки и т.д).

Пример использования на всех этапах бизнеса

Логистика является необходимой практически на всех этапах предпринимательской деятельности и используется следующим образом (рассмотрим на примере производства продуктов питания):

  1. Планирование бизнеса . Необходимо рассчитать насколько выгодно размещение производства в конкретном месте – рационально ли оно с точки зрения стоимости доставки сырья, а также удаленности от точек их нахождения. Стоит отметить, что поставленные владельцем перед логистом задачи необходимо решать в кратчайшие сроки.
  2. Планирование поставок произведенной продукции . Важным моментом является доставка продукции, если она является скоропортящейся (хлеб, молоко, колбасные изделия) – ведь от скорости и налаженности процесса в конечном итоге зависит и отсутствие потерь предприятия. Кроме того, на этапе налаживания отношений с клиентами весьма важно доставлять товар в желаемые сроки и, иногда, в конкретно указанное время.
  3. Управление сбытом продукции . Тут уже сама логистика вступает в тесную взаимосвязь с другими структурами предприятия и, наиболее плотно, с маркетингом. Слаженная работа всех работающих структур предприятия в целом должна обеспечивать наиболее точное и полное выполнение поставленных задач.

Многогранность логистики заключается в том, что в процессе решения и организации поставленных задач осуществляется большое количество операций :

  • заключение и контроль выполнения договоров с поставщиками и покупателями;
  • контроль управления запасов предприятия;
  • организация перевозки (иногда и доставки необходимых материалов);
  • решение вопросов с органами таможни;
  • анализ существующих потребностей рынка;
  • разработку и заключение договоров с клиентами с учетом правовых и юридических аспектов.

Выбор транспортной компании

При необходимости выбора транспортной компании обычно обращают внимание на следующие факторы :

  1. Цена на услуги . Разумеется, она не должна быть слишком высокой по сравнению с услугами других компаний. Но и слишком низкая стоимость может быть чревата несоблюдением обязательств и низким качеством обслуживания.
  2. Величина компании и наличие у нее филиалов в различных точках страны . Чем более развита будет транспортная компания, тем большую карту грузоперевозок она будет охватывать. Как следствие, при необходимости осуществления перевозок в различных направлениях можно будет продолжать пользоваться услугами одной и той же фирмы.
  3. Сроки доставки товара в определенную точку, необходимую клиенту . Как правило, у каждой транспортной компании определены свои сроки перевозок от одного населенного пункта до другого. Тут уже клиент самостоятельно решает – подходят они ему или нет.
  4. Расположение склада . Основное значение имеет удаленность места, откуда необходимо забирать груз от терминала транспортной компании, ведь проезд даже пустого транспорта также должен соответственно оплачиваться.
  5. Условия перевозок грузов и наличие случаев повреждения товара . Это зависит от механизма комплектации продукции, скорости перевозки, организации процесса погрузки и разгрузки.
  6. Наличие онлайн-калькулятора на сайте транспортной компании . Даже до процесса обращения к ее специалистам можно самостоятельно, введя необходимые условия перевозки и пунктов отправки и получения груза можно предварительно просчитать стоимость перевозки.
  7. Профессионализм менеджеров транспортной компании . От того, насколько квалифицированные и опытные работники будут на фирме, в конечном итоге зависит качество произведенных работ и услуг.

Секции влияния

Логистика как отдельная структура оказывает влияние на следующие процессы :

  • обработку поступающей информации (заказы, существующие клиенты, точки доставки) и ее трактовку в пользу оптимизации перемещения товаров;
  • взаимодействие с государственными органами – таможенные службы, налоговая инспекция и т.д.;
  • запас сырья, поскольку одной из задач логиста является бесперебойное и своевременное обеспечение клиента продукцией, то объемы ее выпуска должны находиться также в сфере влияния;
  • закупка (отдел логистики обязательно контролирует процесс осуществления закупок сырья и материалов, которые оказывают влияние на процесс сбыта).

Взаимосвязь с маркетингом

Логистика и маркетинг, особенно на этапе распределения произведенной продукции, очень тесно взаимосвязаны и направлены на наиболее качественный процесс реализации с целью повышения продаж предприятия.

Общими задачами, при решении которых пересекаются логистика и маркетинг, являются:

  1. Построение и организация сети распределения отгрузки товара в зависимости от его востребованности и минимизации затрат.
  2. Выбор тары и упаковки для товара . С одной стороны, она должен привлекать клиента, как обычного потребителя, а с другой, обеспечивать целостность и сохранность продукции в процессе хранения и доставки.
  3. Процесс ценообразования . Осуществление маркетинговых действий и доставки товара может существенно изменить стоимость продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения (что, естественно, является более приоритетным).

Чем занимается отдел логистики

Отдел логистики является организационной службой предприятия и основными направлениями его деятельности являются:

  1. Разработка оптимальных маршрутов доставки товара с учетом максимально полной загрузки транспорта, кратких сроков доставки и сохранения качества товара.
  2. Сокращение расходов на организацию перевозок. Зачастую это достигается использованием одного транспорта для доставки нескольких грузов в одном направлении.
  3. Обеспечение сохранности груза в процессе его доставки. В этом случае важную роль играет безопасность маршрута, учет температурных и влажностных условий транспортировки товара, быстрота загрузки и выгрузки продукции.
  4. Эффективное взаимодействие с другими подразделениями фирмы для обеспечения увеличения прибыли, сокращения затрат и повышения рентабельности.

Что подразумевает работа в логистике и кто такой логист? Ответы на данные вопросы — в данном видео.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Перед тем как представить себе «портрет» логиста, давайте все же попытаемся разобраться с «визитной карточкой» последнего. Развитие рынка в Украине открывает радужные перспективы перед специалистами по логистике: сегодня и „завтра” самыми востребованными будут специалисты, связанные с логистикой.

Приведем несколько определений специалиста данной профессии.

Логист – это профессиональный скряга: он думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить. … Только логистики могут организовать такой путь товара от производителя к потребителю, который бы дал минимум затрат.

Логист – это спец по экономии, который знает как сберечь копеечку на транспортировке, как подешевле пройти таможню, как максимально быстро доставить товар покупателю. Он не позволит продукции пылиться на складе, фуре задержаться в пути. Там выгадал гривну, сям – две, а в итоге – выгоды на миллионы.

А теперь попытаемся дать более профессиональное определение специалиста по логистике.

Логист это исполнитель, управляющий материальным потоком на уровне выполнения отдельных логистических операций либо их определенного комплекса, которые обеспечивают эффективное и рациональное перемещение данного материального потока в конкретном временном интервале от исходной позиции к конечному месту потребления либо к промежуточному месту дислокации .

Из приведенного определения следует, что человек решивший посвятить себя профессии логистика, должен быть готов к практической работе в следующих областях:

  • организация транспортно-экспедиторских услуг;
  • организация мультимодальных перевозок;
  • управление запасами на предприятии, фирме, компании;
  • управление материально-техническим обеспечением организации;
  • организация и управление складским хозяйством;
  • организация и управление терминальной грузообработкой;
  • таможенное оформление и распределение товаров;
  • координирование логистического процесса предприятия, фирмы, компании;
  • организация стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой;
  • организация физического распределения и сбыта готовой продукции;
  • упаковка и маркировка грузов;
  • организация и управление комплексом сервисных и информационно-справочных услуг.

Другими словами, логист обязан:

  • достаточно хорошо ориентироваться в корпоративной стратегии предприятия, фирмы, компании;
  • уметь оперативно разработать стратегический логистический план;
  • быть способным координировать работу различных структурных подразделений организации и логистических посредников;
  • организовывать взаимодействие между специалистами функциональных подразделений по решению логистических задач, а также принимать оптимальные решения.

Основная задача логиста

В любых условиях и ситуациях является своевременный точный просчет и экономическое обоснование целесообразности и эффективности принимаемых им логистических решений по управлению материальным потоком в конкретном временном интервале для обеспечения минимума совокупных затрат, высокого качества сервиса и интегрированного взаимодействия всех элементов логистической системы, включая логистических партнеров по бизнесу.

Выполнение основной задачи логиста осуществимо при условии соединения высокого профессионализма и разнообразных личностных качеств – коммуникабельностью, задатков лидера, целеустремленностью, организованностью, присутствием «социального интеллекта», так называемым вербальным и невербальным интеллектом, способностью к обучению, позитивным мышлением, креативностью и т. п.

Должности которые может занимать Логист на предприятии:

  • вице-президент,
  • заместитель директора по логистике,
  • руководитель интегрированной службы логистики,
  • руководитель региональным распределительным центром,
  • руководитель терминального комплекса,
  • управляющий материальными потоками (продукцией),
  • управляющий розничными сетями,
  • интегральный менеджер по логистике,
  • начальник отдела закупок, начальник отдела сбыта,
  • начальник транспортного отдела,
  • супервайзер по транспортировке грузов,
  • аналитик по логистическому планированию,
  • аналитик по операциям дистрибьюции (распределения продукции),
  • начальник склада, супервайзер по складированию, начальник организации производства,
  • кладовщик,
  • экспедитор,
  • менеджер по поставкам,
  • менеджер по сбыту (по продажам),
  • супервайзер по дистрибьюции,
  • таможенный брокер,
  • транспортный аналитик,
  • дистрибьютор,
  • оператор мультимодальной перевозки грузов.

Итак, подведем итог

Логист как системный аналитик и более того, как интегральный менеджер (управляющий материальным потоком) должен понимать отношения между всеми функциями логистики. Кроме того, он должен уметь связывать логистику с другими видами деятельности предприятия, фирмы. Он должен думать не только о потоке материалов в пределах его предприятия, его мысли должны идти вне предприятия от отгрузки до порога потребителя, иногда даже от источника поставки. Его мысли должны включать конкурентов, потенциальные рынки и т.п. Короче говоря, логист должен думать глобально. Главной его болью должна быть прибыль! Он должен понимать, что логистика может увеличивать прибыль, рассматриваемую как измеритель эффективности деятельности, путем сокращения затрат.

Быть преуспевающим специалистом в области логистики помогут хорошие знания компьютера и соответствующих вычислительных пакетов, способность определять проблему с точки зрения системного подхода. Хорошей карьере логистика весьма полезна серьезная финансовая и экономическая подготовка. Эти знания позволят ему оценивать проекты и размещать ресурсы. Логисту чрезвычайно важно понимать процессы прогнозирования продаж (сбыта) и методы обработки статистических данных, понимать процесс управления запасами. Знание перевозок является полезными для любого менеджера. В дополнение к техническим навыкам по специальности очень важны знания системного анализа, финансов, экономики и маркетинга.

Само собой, одному человеку будет достаточно тяжело увязывать между собой все звенья цепи, поэтому логично было бы распределить сотрудников отдела логистики по «направлениям». Так, начальник отдела логистики является центром анализа и обработки положения на предприятии, а его подчиненные (логисты) непосредственно занимаются организацией по направлениям. Поэтому приведем типовые должностные инструкции отдельно для руководителя (начальника) отдела логистики и менеджера по логистике.