Литературно-исторические заметки юного техника. Скончался историк дмитрий иванович иловайский Дмитрий иванович иловайский биография

Раненбург Рязанской губернии, ныне город Чаплыгин Липецкой области - 15.2.1920, по другим данным, 20.11.1920, Москва], российский историк, публицист, действительный статский советник (1883; чин пожалован указом императора Александра III по случаю 25-летия научной деятельности Иловайского). Из мещан.

В 1883 году возведён в потомственное дворянство. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854).

Учитель истории в Рязанской (1854- 1858) и 3-й московской (1858-60) гимназиях. Одновременно занимался научной работой: защищённая им в 1858 магистерская диссертация была посвящена истории Рязанского княжества (докторская, защищённая Иловайским в 1870, - Гродненскому сейму 1793 - последнему сейму Речи Посполитой). Адъюнкт кафедры всеобщей истории юридического факультета Московского университета (1860-62). В научных работах Иловайского широко использовал данные археологии и фольклора, при оценке исторических деятелей применял моральные критерии современной им эпохи. Иловайский отвергал норманнскую теорию происхождения русской государственности, считал роксолан предками восточных славян («Разыскания о начале Руси», 1876; версия Иловайского не получила поддержки со стороны других учёных). Обобщающий труд Иловайского «История России» (тома 1-5, 1876-1905; 2-е издание, тома 1-2, 1896-1906) отличали образность повествования, стремление учесть воздействие «национального характера» на «государственный быт» России; при этом Иловайский отказался от поиска других исторических закономерностей, что вызвало критику со стороны некоторых учёных.

Широкую известность Иловайский получил (его фамилия стала нарицательной, синонимом «историка» в массовом сознании) как автор наиболее распространённых в 1860-1900-х годах учебников по русской и всеобщей истории для всех типов средней школы: «Краткие очерки русской истории» (36-е издание, 1912), «Руководство ко всеобщей истории» (30-е издание, 1916), «Руководство к русской истории. Средний курс» (44-е издание, 1916). Их популярность обеспечивали богатство фактического материала, яркость и эмоциональность повествования.

В 1897-1916 Иловайский - редактор-издатель крайне правой литературно-политической газеты «Кремль» (с 1908 - «Кремль Иловайского»). Отстаивал монархические идеалы, «строго национальные» приоритеты. После Революции 1905-07 позиция Иловайского оттолкнула от него представителей образованного общества, ориентированных на конституционные реформы и европейские идеалы социального прогресса, что в свою очередь способствовало утрате популярности его учебников. В конце 20 - начале 21 века возродился интерес к трудам и учебникам Иловайского, они неоднократно переиздавались.

Действительный член многих научных обществ, в том числе Московского археологического (1864), любителей русской словесности (1865), истории и древностей российских (1875). Член Комитета по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете.

Лит.: Языков Д. Д. Учено-литературная деятельность Д. И. Иловайского // Исторический вестник. 1884. №1; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Бабич И. В. Д. И. Иловайский // Историки России. М., 2001; Чекурин Л. В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.

15.2.1920. – Скончался историк Дмитрий Иванович Иловайский (род. 11.2.1832)

«Пора бы русскому обществу очнуться от угара, который наслали на него органы жидовской печати»

(11.2.1832-15.2.1920) – историк и публицист, родился в Раненбурге Рязанской губернии в семье управляющего имением графини Пален. Уже учеником гимназии, с 4-го класса, начал зарабатывать на жизнь репетиторством. За проявленные способности педагогический совет рекомендовал юношу к продолжению учебы за государственный счет в , куда Дмитрий поступил на историко-филологический факультет.

С интересом прочел про Дм.Ивановича, теперь стало понятно почему он сейчас не в чести. А я ищу его труд по истории Рязанского княжества. Минувшим сентябрем ездил с другом на машине в Рязань, Пронск, с.Константиново на места предков. Деревни Верхи (Пронского уезда)откуда родом дед уж нет, от приходской церкви остался фундамент, кладбище в запущении. А места, Господи, глаз не отвести.

С огромным интересом прочитала "Начала Руси". Со школьной скамьи меня возмущал тот факт, что на уроках изучали древнюю историю многих цивилизаций, но узнать о древней истории Руси было невозможно - белое пятно, и по сей день так. И только в последние годы мне повезло - изучаю древнюю историю своего народа, и не последнюю роль в этом сыграл Дмитрий Иловайский. Поражает, с какой тщательностью он доказывает каждое свое положение. Вот бы нынешним учёным опыт перенять. Да и учебники переписать надо, иначе все разговоры о патриотизме бессмысленны.

Спасибо! Прочитала об Иловайском, продолжу читать самого Иловайского...

Не отрицая заслуг Д.Иловайского как составителя трудов по русской истории, не могу без отвращения относиться к тем, кто винит в своих бедах, пороках другие народы, евреев, например. Если считаешь так, то тем компроментируешь сам свой народ, который оказывается неспособным быть сильным. А если сильный, то не источай желчь, будь благородным и уважай всех, кто родился просто человеком, ребёнком, не зная и не заказывая себе национальность. Ложка дёгтя портит бочку мёда, и Иловайский этим перечёркивает себя как личность.

В современном русском языке понятие "жид" не тождественно слову "еврей". Прекратите тут жидовствовать!

Дмитрий Иванович Иловайский

Иловайский Дмитрий Иванович (11/23.02.1832-15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - “Православие, Самодержавие, Народность”.

После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы “История Рязанского княжества” (1858) и “Гродненский сейм 1793” (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании “О мнимом призвании варягов” (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что “иностранный элемент” не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси”.

В 1876-1905 Иловайский выпускает “Историю России” (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина , дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича . Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся.

Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897 - 1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету “Кремль”, отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности “инородческих элементов”, засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в Союз Русского Народа . После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах

Примечания ХРОНОСа:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Сочинения:

История Рязанского княжества. М., 1858, 1997; Руководство ко всеобщей истории. М., 1868 и др.; Руководство к русской истории. Средний курс. М., 1868 и др.; Гродненский сейм 1793 года. Последний сейм Речи Посполитой. М., 1870; О мнимом призвании варягов. Из исследования о начале Руси. М., 1870; История России. Т. 1-5. М., 1876-1905; Вопрос о народности русов, болгар и гуннов. [СПб., 1881]; Еще о ереси жидовствующих и митрополите Зосиме. [М, 1884]; Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений М., 1860 и др.; Сочинения Д. И. Иловайского. Ч. 1-3. М., 1884-1914; Мелкие сочинения, статьи и письма. Вып. 1-2. М., 1888-1896; Новая династия, М., 1996; Отец Петра Великого: Царь Алексей Михайлович Романов. М., 1996; Собиратели Руси. М., 1996; Становление Руси. М., 1996, 2003; Царская Русь. М., 1996; Русская история: краткий курс. М., 2003; Начало Руси. М„ 2004 и др.

Литература:

Бабич И. В. О Д. И. Иловайском и его учебниках // Иловайский И. Д. Краткие очерки русской истории. В 2-х ч. 4.1. М., 1992; Дурновцев В. И., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский // Историки России. XVIII - нач. XX века. М., 1996; Иванов А. А. «Смерти я не страшусь». Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Историк Д. И. Иловайский о себе и о своем «Кремле» // Москва. 1909. № 13; Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А. А.Чернобаев. М., 2001; Кирьянов Ю. И. Иловайский Дмитрий Иванович // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996; Правые в 1915 - февр. 1917 (по перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. М.-СПб., 1993. Т. 14; Цветаев Д.В. О труде Д. И. Иловайского «История России. Эпоха Михаила Федоровича». Варшава, 1899; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Чекурин Л.В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.; Юбилей Иловайского Д. И. М., .

(1920-02-15 ) (88 лет)

Биография

По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий , учились несколько поколений российских гимназистов . Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода . Современные исследователи указывают, что он являлся тогда «едва ли не самым состоятельным отечественным историком»; подчёркивают, что «материальную самостоятельность, отсутствие связи с академической средой необходимо принимать во внимание при анализе научной концепции учёного»; указывают, что «политическое миросозерцание Д. И. Иловайского оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории» . 12 декабря 1870 года Совет Московского университета утвердил Д. И. Иловайского в степени доктора русской истории.

После глубоких исследований, относящихся к вопросу о происхождении Руси , выступил решительным противником норманской теории .

В марте 1881 года после убийства Александра II одним из первых сформулировал мысль об «инородческом» характере революционного движения в России, утверждая, что русские революционеры являются лишь слепым орудием в руках поляков и евреев .

В 1881, 1889 и 1893 годах избирался гласным Московской городской Думы . В городской Думе Ф. И. Благов поддерживал кадетскую группу .

Имел от природы привлекательную внешность и внушительную осанку, вел исключительно здоровый и воздержанный образ жизни, позволивший ему дожить до преклонных лет, сохранив работоспособность и ясность ума. Придерживался умеренно антисемитских взглядов .

Умер в Москве 15 февраля 1920 года. Похоронен на территории Скорбященского женского монастыря; в 1930-е годы кладбище было уничтожено, могила не сохранилась.

Антинорманизм

Д. И. Иловайский был виднейшим антинорманистом XIX века . Летописный рассказ о призвании варягов считался им полностью легендарным, и на основании этого отвергалось всё связанное с Рюриком. Д. И. Иловайский являлся сторонником южного происхождения Руси.

«Почти четыре первые въка нашей исторіи Кіевъ съ его областью служилъ средоточіемъ политической жизни Русскаго народа. Эта область собственно и называлась Русскою землёю; ибо населявшее её Полянское племя считалось Русью по преимуществу. Кіевская или Полянская область занимала выгодное положеніе въ торговом и политическомъ отношеніи. Она лежала въ странъ довольно плодородной, обильной текучими водами и множеством лъсовъ. Многоводный Днъпръ представлялъ Русскому племени широкую дорогу на съверъ и на югъ; а судоходные притоки его, Припить и Десна, открывали удобные пути на востокъ и на западъ какъ для торговыхъ сношеній, такъ и для военныхъ потребностей. Ни естественные, ни политическіе предълы Кіевской земли никогда не были строго опредълёны. Если взять ихъ въ обширномъ объёмъ, то на съверъ эти предълы терялись въ болотахъ и пущахъ Припитскаго Полъсья, а на югъ въ степныхъ пространствахъ, почти достигавшихъ до порожистой части Днъпра; на западъ они приблизительно простирались до ръкъ Горыни и Случ, и такимъ образомъ захватывали часть собственно Волынской земли. Только на востокъ Днъпр служилъ опредълённою естественною гранью Кіевской области, если не считать небольшую лъвобережную полосу, принадлежавшую Кіевскимъ князьямъ, и обширную Переяславскую область…» (Исторія Россіи. Соч. Д. Иловайскаго. Ч. 2. Владимірскій періодъ. Москва. 1880 г. - С. 1).

Также Д. И. Иловайский отстаивал большую роль славян в Великом Переселении Народов и важную роль славян в союзе гуннов .

1. Известие русской летописи (то есть рассказ о призвании варягов)

Д. И. Иловайский считал полностью легендарным. По его мнению, совершенно невозможно представить, чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу. Если же произошло завоевание, то это должно было сопровождаться перемещением больших масс людей и множеством событий, которые должны были оставить след во множестве источников (в частности, иностранных), но этого не произошло. Кроме того малонаселённая и неразвитая тогда Скандинавия не могла бы предоставить необходимого количества сил для такого предприятия. Во всех последующих событиях Русь выступает как достаточно организованное и имеющее опыт государство, что невозможно, если представить, что завоевание произошло недавно.

2. Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведённые Константином Багрянородным.

Старания норманистов объяснять русские названия исключительно скандинавскими языками сопровождаются всевозможными натяжками. Мы думаем, что с меньшими натяжками можно объяснять их языками славянскими, но и то собственно некоторые из них, потому что другие, вследствие утраты слова из народного употребления, или потери своего смысла, или по крайнему искажению, пока не поддаются объяснениям (Есупи, Айфар и Леанти). .

3. Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря.

остаются пока никем не опровергнутые мои доводы о том, что имена наших первых исторически известных князей, то есть Олега и Игоря, несомненно туземные. Это имена почти исключительно русские.

И наоборот, наиболее употребительные исторические имена скандинавских князей, каковы Гаральд, Эймунд, Олаф и т. п., совсем не встречаются у наших князей.

Что же касается до имён дружинников, приведённых в договорах Олега и Игоря, то это отрывки из Русской ономастики языческого периода; часть их встречается потом рядом с христианскими именами в XI, XII и даже XIII веках в разных сторонах России, и только несовершенство филологических приёмов может объяснять их исключительно скандинавским племенем.
.

4. Известия византийских писателей о Варягах и Руси.

Из анализа источников Иловайский вывел, что Русь, по мнению византийцев, туземный народ, а не пришлый. Имя же варягов возникает у них значительно позже времён «призвания»

5. Финское название Шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном .

надобно прежде объяснить самое слово Руотси. Это слово нисколько не указывает на тождество Шведов с нашею Русью. Филологически никем не доказано, чтобы слова Руотси и Рось были тождество, а не созвучие. Что касается до предполагаемой связи шведской провинции Рослагена или Родслагена и общества Rodhsin (гребцов) с нашею Русью, от неё добросовестно отказались уже сами представители норманистов (после монографии г. Гедеонова).

6. Известие Бертинских летописей о трёх русских послах и известие Лиутпранда о Руссах-Норманнах.

известие Бертинских летописей, служившее сильною опорой норманистам, по нашему мнению, обращается в одно из многих доказательств против их теории. Что можно извлечь из них положительного, так это существование русского княжества в России в первой половине IX века, то есть до так называемого призвания Варягов. А русское посольство к императору Феофилу указывает на ранние сношения Руси с Византией и, следовательно, подтверждает упомянутые нами намеки на эти сношения в беседах Фотия.

Во-первых, если б они были Шведы, то почему стали бы называть себя Руссами, а не Шведами. Во-вторых, самый текст летописей не говорит ясно и положительно о шведском происхождении..

7. Известия арабских писателей.

Итак, перебирая все известия Арабов, окажется, что в них нет ни одной черты, которую можно бы отнести по преимуществу к Скандинавам. Но вот что можно вывести из них как положительный факт: уже во второй половине IX и в первой X века Арабы знали Русь как многочисленный, сильный народ, имевший соседями Булгар, Хазар и Печенегов, торговавший на Волге и в Византии. Нигде нет и малейшего намека на то, чтобы Русь они считали не туземным, а пришлым народом.

8. Скандинавские саги.

Замечательно, что скандинавские саги, столь много рассказывающие о народах Норманнов, совершенно молчат об их плавании по Днепру и его порогам.

В русских летописях и в скандинавских сагах нашлось несколько сходных преданий. Например, о смерти Олега от своего коня, о взятии Коростеня Ольгой при помощи воробьёв и голубей, и пр. И вот ещё доказательство скандинавского происхождения ! Интересно при этом незамеченное норманистами обстоятельство, что русские саги по-видимому древнее исландских!

Сходные мифические мотивы можно встречать и постоянно встречаются не только у родственных народов, но также у народов весьма отдалённых друг от друга. Между тем у нас есть целые учёные трактаты, толкующие о заимствовании русскими песен, сказок и пр. то с востока, то с запада. Остаётся только предположить, что и весь Русский народ откуда-нибудь заимствован!

9. Позднейшие связи русских князей со Скандинавами.

Одним словом, мы видим иногда довольно деятельные сношения. Но что же из этого? Следует ли отсюда, будто Руссы пришли из Скандинавии? Нисколько. Подобные связи и сношения мы находим и с другими народами, как то: с Греками, Поляками, Немцами, Половцами и т. д.

Среди книг, на которых сохранились пометы Сталина , есть «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Книга эта интересна не только многочисленными пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..» , однако Иловайскому Сталин отдавал предпочтение перед Соловьёвым и Ключевским .

Библиография

Книги

  • История Рязанского княжества . - М. : Унив. тип., 1858. - VI, 331 с.
  • Гродненский сейм 1793 года: Последний сейм Речи Посполитой . - М. : Унив. тип. Катков и Ко, 1870. - XXVI, 274 с.
  • О мнимомъ призваніи варяговъ. Изъ исслѣдованй о началѣ Руси. - М.: Унив. тип. Катков и Ко, М., 1871. - 98 с.
  • Разыскания о начале Руси: вместо введения в русскую историю . - 1-е изд. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1876. - VIII, 466 с.
  • Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского . - М. : Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1880. - 65 с.
  • Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857-1887 гг. . - М. : Типография М. Г. Волчанинова, 1888. - 416 с.
  • История России: В 5 томах.
    • Часть первая. Киевский период . - 1-е изд. - М. : Типография Грачева и К, 1876. - Т. 1. - VIII, 333 с.
    • Часть вторая. Владимирский период . - 1-е изд. - М. : Типография Н. Лебедева, 1880. - Т. 1. - 578 с.
    • Московско-Литовский период, или Собиратели Руси . - 2-е изд. - М. : Типо-лит. Высоч. утв. Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. - Т. 2. Века XIV и XV. - 528, 75 с.
    • Московско-царский период. Первая половина, или XVI век . - 1-е изд. - М. : Типография М. Г. Волчанинова, 1890. - Т. 3. Век XVI-й. - VIII, 717 с.
    • Часть первая. Смутное время Московского государства. Часть вторая. Эпоха Михаила Феодоровича Романова . - 1-е изд. - М. , 1894-1899. - Т. 4.
    • Окончание Московско-царского периода . - 1-е изд. - М. : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1905. - Т. 5. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. - VIII, 663 с.

Статьи

  • Иван Грозный и Стефан Баторий в борьбе за Ливонию // Исторический вестник , 1889. - Т. 35. - № 2. - С. 334-347. , № 3. - С. 577-606.
  • Из дипломатической корреспонденции XVIII века // Русский архив , 1868. - Изд. 2-е. - М., 1869. - Стб. 822-830.
  • Образцы политической сатиры в Польше в эпоху падения // Русский архив, 1869. - Вып. 3. - Стб. 583-588.
  • Первый Лжедмитрий // Исторический вестник, 1891. - Т. 46. - № 12. - С. 636-667.
  • Пересмотр вопроса о гуннах // Русская старина , 1882. - Т. 33. - № 3. - С. 717-736.

Учебники

  • Сокращённое руководство ко всеобщей и русской истории: Курс младшего возраста . - 3-е изд. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1869. - VIII, 368 с.
  • Сокращённое руководство ко всеобщей истории: Курс мл. возраста, изложенный по преимуществу в чертах эпизодических и биографических. - 5-е изд. - М. .
  • Руководство ко всеобщей истории: Для мл. возраста. В 2 частях. - 5-е изд. - М. : Тип. В. Грачева и Ко, 1866-1867.
  • Руководство к русской истории: Средний курс. - 40-е изд. - М. , 1901.
  • Новая история: (Сред. курс): В пер. на фр. и нем. яз.: С подроб. подстроч. слов. и прим.: Пособие при занятиях новыми яз. в сред. и ст. кл. сред. учеб. заведений и для самообучения. - 40-е изд. - М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1887. - VIII, 371 с.
  • Краткие очерки русской истории: Курс старшего возраста . - 9-е изд. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1868. - VI, 396 с.
  • «Средняя история. Курс старшего возраста»

См. также

  • Иловайские чтения

Примечания

  1. Среди выпускников-кандидатов 1854 года Дмитрий Иловайский по итогам четырёх лет обучения набрал 120 баллов, пропустив вперед себя

Дмитрий Иванович Иловайский

Иловайский Дмитрий Иванович (11/23.02.1832-15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - “Православие, Самодержавие, Народность”.

После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы “История Рязанского княжества” (1858) и “Гродненский сейм 1793” (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании “О мнимом призвании варягов” (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что “иностранный элемент” не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси”.

В 1876-1905 Иловайский выпускает “Историю России” (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина , дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича . Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся.

Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897 - 1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету “Кремль”, отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности “инородческих элементов”, засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в Союз Русского Народа . После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах

Примечания ХРОНОСа:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Сочинения:

История Рязанского княжества. М., 1858, 1997; Руководство ко всеобщей истории. М., 1868 и др.; Руководство к русской истории. Средний курс. М., 1868 и др.; Гродненский сейм 1793 года. Последний сейм Речи Посполитой. М., 1870; О мнимом призвании варягов. Из исследования о начале Руси. М., 1870; История России. Т. 1-5. М., 1876-1905; Вопрос о народности русов, болгар и гуннов. [СПб., 1881]; Еще о ереси жидовствующих и митрополите Зосиме. [М, 1884]; Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений М., 1860 и др.; Сочинения Д. И. Иловайского. Ч. 1-3. М., 1884-1914; Мелкие сочинения, статьи и письма. Вып. 1-2. М., 1888-1896; Новая династия, М., 1996; Отец Петра Великого: Царь Алексей Михайлович Романов. М., 1996; Собиратели Руси. М., 1996; Становление Руси. М., 1996, 2003; Царская Русь. М., 1996; Русская история: краткий курс. М., 2003; Начало Руси. М„ 2004 и др.

Литература:

Бабич И. В. О Д. И. Иловайском и его учебниках // Иловайский И. Д. Краткие очерки русской истории. В 2-х ч. 4.1. М., 1992; Дурновцев В. И., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский // Историки России. XVIII - нач. XX века. М., 1996; Иванов А. А. «Смерти я не страшусь». Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Историк Д. И. Иловайский о себе и о своем «Кремле» // Москва. 1909. № 13; Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А. А.Чернобаев. М., 2001; Кирьянов Ю. И. Иловайский Дмитрий Иванович // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996; Правые в 1915 - февр. 1917 (по перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. М.-СПб., 1993. Т. 14; Цветаев Д.В. О труде Д. И. Иловайского «История России. Эпоха Михаила Федоровича». Варшава, 1899; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Чекурин Л.В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.; Юбилей Иловайского Д. И. М., .