Левое полушарие мозга отвечает за хорошее настроение. За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить

Мозг – важнейший орган нашего организма. От его правильной работы зависит состояние всех органов и человека в целом. Оба полушария мозга работают в системе, но у каждого из них свои функции. Чем лучше взаимодействуют полушария, тем гармоничнее развитие человека.

Левое полушарие

Главная функция – логическое мышление. То есть в левом полушарии происходит анализ полученной информации и делаются выводы. Обрабатываются данные поэтапно. Дословное понимание значений выражений.

Распознание математических знаков и чисел, решение задач, основанных на вычислениях.

Координация движений правосторонних частей тела.

Обработка сведений, полученных не прямым путем, а за счет восприятия образов, символов, знаков. То есть за интуицию.

Ориентация в пространстве и определение местоположения.

Способность понимать иносказательные выражения – например, метафоры.

Возможность проникаться музыкальными произведениями. Но за обучение музыке в ответе левое полушарие.

Способность мечтать, придумывать, воображать, сочинять, рисовать.

Получение удовольствия от сексуальных отношений. Возможность отдаться ощущениям.

Мистические способности, религиозность, фанатизм.

Возможность видеть ситуацию в общем.

Координация движений левосторонних частей тела.

Полушария мозга отвечают за разные процессы. У одних хорошо развита логика, а у других – интуиция. Но для гармоничного развития личности оба полушария должны хорошо, слаженно работать. Ведь что толку в хорошем аналитическом уме, если ничего нового придумать не в состоянии. Или, наоборот, иметь множество идей, но не реализовывать их из-за непоследовательных действий.

Учеными доказано, что руки – наилучший инструмент совершенствования мозга. Не зря развитию мелкой моторики у детей уделяется повышенное внимание. Если обе руки работают, то и оба полушария взаимодействуют.

Идеально помогает музыка. Так, для восприятия музыки, работает одно полушарие, а для обучения игре на инструменте – другое. А игра, например, на пианино, во время которой обе руки согласовано работают – наилучшая тренировка обоих полушарий.

Существует ряд упражнений для тренировки мозга. Подходят и детям, и взрослым.

  1. Правую руку кладут на кончик носа, левую – на правое ухо; затем руками делают хлопок и руки меняют местами: левой берутся за нос, правой – за левое ухо.
  2. Двумя руками одновременно стараются рисовать зеркальные, симметричные узоры или пишут буквы.
  3. Выполняют упражнение из комплекса утренней зарядки: левую руку к правой поднятой ноге и наоборот.
  • пальцев делают колечко, соединяя поочередно большой палец с остальными. Делать максимально быстро, от указательного пальца к мизинцу и в обратном направлении. Сначала одной рукой, потом обеими.
  • Нужно вслух как можно быстрее назвать цвет, которым написано слово.
  • Эти упражнения отлично тренируют мозг, улучшают связь между полушариями.

    А чтобы понять насколько наш мозг умеет приспосабливаться, попробуйте прочитать текст:

    Развить интуицию и даже ясновидение можно через развитие правого полушария.

    Отметим, что у детей с рождения более развито правое полушарие, ведь они воспринимают мир только через ощущения.

    Интуитивное восприятие основано на образах, символах, неуловимых деталях. То, что человек замечает, не фиксируя этого в своем сознании. Но в подсознании эти факты откладываются и обрабатываются, так получаются интуитивные догадки.

    Следующей ступенью развития интуиции будет ясновидение. Ведь последние исследования указывают на то, что эти способности можно выработать.

    Целые учения основаны на мнении, что наши мысли материальны и вокруг нас огромное море информации. Нужно только найти путь к нужным сведениям.

    В нашей голове постоянно варится «каша» из мыслей. Это препятствует получению внешней информации. Но если удается остановить диалог внутри себя, то мозг настраивается на внешнюю среду. И, в виде образов, звуков, символов или знания, человек может получить нужные сведения из информационного мира.

    Итак, если поставить себе цель – добиться ясновидения, то работать над собой придется много. Задания направлены на развитие правого полушария головного мозга. Ведь в повседневной жизни в основном работает левое.

    Этапы развития ясновидения:

    1. Нужно стимулировать работу правого полушария мозга. Хорошо, если человек творчески развит, это значит, что правое полушарие и так доминирует. В другом случае нужно над собой работать.
    2. Стараться воспринимать какой-либо предмет без слов, опираясь только на образы, ассоциации, чувства, ощущения. К примеру, какие ощущения возникают при виде апельсина.
    3. Остановить ход мыслей в своей голове. То есть нужно научиться на время прекращать думать. В этом помогут техники медитации. В случае успешного опыта, наш мозг освободится и будет готов принимать информацию извне.

    Для удачного отключения мыслей, нужно:

    • расслабиться;
    • занять удобную позу;
    • сосредоточиться на одной мысли или созерцать один предмет;
    • можно слушать музыку, лучше без слов.

    При правильном выполнении инструкции в какое-то время наступит состояние транса.

    И, наконец, самым сложным будет понять и принять себя. Осознать, что именно вы достойны управлять своей жизнью. Нужно верить в себя, потому что неверие блокирует поток информации.

    Может сложиться впечатление, что заниматься развитием интуиции и ясновидения лучше в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Но практика доказывает обратное. Дело в том, что неодушевленные предметы обладают не такой сильной энергетикой, как люди. При занятиях с человеком гораздо проще уловить исходящую от него информацию.

    Вот несколько коллективных упражнений для развития способностей правого полушария:

    1. Каждый из участвующих пишет на бумаге свои данные.
    2. Во время письма нужно представлять, как листок заряжается личной энергетикой. Затем бумажки складываются и смешиваются.
    3. Каждый берет себе одну. И, не открывая, пытается прочувствовать личность писавшего. То есть нужно описать ощущения, которые возникают от свернутого листа. Это может быть чувство холода, тепла, злости… Могут быть и зрительные или звуковые образы.
    4. Затем листок разворачивается и сопоставляется личность человека и образ, который почувствовали.

    Следующее упражнение основано на тактильных ощущениях.

    1. Одному из участников закрывают глаза. И поочередно остальные подходят и прикасаются к нему: либо вкладывают руки в руки, или прикасаются ко лбу, или к затылку. А испытуемому нужно почувствовать информационный поток, исходящий от человека.
    2. В начале занятий нужно просто пытаться чувствовать, без анализа. Со временем различные ощущения будут складываться в конкретный образ.
    3. Упражнение направлено на калибровку внутренних часов. Нужно засечь определенный временной интервал – минуту, две, пять. Затем с закрытыми глазами, не считая, определить такой же период. Делать это следует до тех пор, пока биологические часы не выровняются с реальным временем.
    4. Если внутренние часы спешат – вам мешает чувство тревоги, а когда отстают – вы не уверены в себе.
    5. После устранения внутренних проблем, вам удастся настроиться на нужную волну.
    6. Развивать моторику левой части тела. Стараться выполнять действия левой рукой.

    Мы живем в век логики. Люди чаще всего опираются на факты, числа, доказательства, исследования. А интуиция, творческое восприятие находятся на втором плане. Поэтому так много говорится о развитии именно левого полушария.

    Для гармоничного развития личности оба полушария мозга должны работать хорошо. Но в случае если развита эмоциональная сфера и плохо работает логическое восприятие, нужно деликатно помочь «отстающему» полушарию. Что делать если доминирует правое?

    У детей изначально доминирует правое полушарие. Левое полушарие вступает в работу после года, ближе к двум. Когда у ребенка формируется речь. Примерно в это время современные родители отдают своих детей в школы развития, с самым разнообразным профилем.

    Если у ребенка отстает развитие левого полушария, ему трудно в социуме. Как помочь ребенку в этом случае:

    • Основными упражнениями в таком случае будет игры, направленные на развитие речи малыша, расширение словарного запаса.
    • Нужно учить детей выражать свои мысли словами, так им легче будет взаимодействовать с другими людьми.
    • Не менее важны и ролевые игры. С помощью таких занятий можно просто и доступно научить ребенка вести себя в больнице, школе, магазине; объяснить, чем занимаются люди разных профессий и многое другое.

    Не следует увлекаться развитием только левого полушария. Наряду с интеллектом, нужно уделять внимание и физическому развитию, не забывать о творчестве.

    Левое полушарие выполняет важнейшие функции. Очень важно, чтобы логическое мышление было развито на должном уровне. Особенно это касается взрослых, ведь любая работа требует применения логики.

    Для развития левого полушария можно выполнять упражнения:

    • Ежедневно заниматься решением задач по логике, математике. Чем больше, тем лучше.
    • Решение кроссвордов также отлично тренирует левое полушарие мозга.
    • Стараться выполнять большинство действий правой рукой.

    Для всестороннего развития человека очень важна синхронность в работе левого и правого полушарий. Ведь их функции не заменяют, а дополняют друг друга. Заниматься улучшением работы мозга никогда не поздно. Ученые доказали, что и 60 лет можно развиваться.

    Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня обсудим уникальное творение природы — человеческий мозг, точнее его правое полушарие, а развить и активизировать его функции помогут упражнения которые найдете в данной статье. Сейчас объясню почему мне захотелось сделать акцент именно на этой теме. Во-первых, оно отвечает за творческие способности, и его развитие поможет раскрыть заложенный в нас потенциал. Во-вторых, уже давно система образования и воспитания направлена только на левое полушарие, что привело к дисбалансу нашего мышления. Поэтому необходимо гармонизировать работу всего мозга.

    Если вы аналитик и логик чистой воды (это означает, что у вас ведущее левое полушарие) и чувствуете, что вам не хватает творчества и креатива, не спешите расстраиваться. Существуют методы и упражнения, которые помогут включить спящее правое полушарие. Эти способы я подробно опишу в конце статьи, а пока что рассмотрим роль, которую выполняет правое полушарие.

    Функции правого полушария

    1. Интуиция
    2. Воображение
    3. Ориентация в пространстве
    4. Обработка невербальной информации
    5. Целостное восприятие
    6. Понимание метафор и юмора
    7. Музыкальность
    8. Рисование
    9. Эмоции
    10. Мечты

    Благодаря правому полушарию мы можем целостно воспринимать лица людей, эмоции, различать интонации голоса. Метафоры и анекдоты воспринимаются не в буквальном смысле, а становятся понятными их скрытое значение, используются ассоциации и воображение. Кроме этого правое полушарие контролирует левую сторону тела.

    Согласитесь,это немаловажные функции, которые развиты в большей или меньшей степени у всех людей. А теперь представьте себе, какие возможности могут открыться если заставить работать свой мозг еще продуктивнее. Интуиция станет более острой, разовьется эмпатия и чуткость, раскроются скрытые способности и таланты.

    У кого развито правостороннее мышление

    Обычно у женщин правое полушарие работает лучше, чем у мужчин. Это одна из причин, почему между слабым и сильным полом так часто возникает непонимание. Благодаря такому мышлению у женщин преобладают такие свойства, как интуиция, воображение, мечтательность, а у мужчин — логика, аналитичность.

    Раньше считалось, что у правшей более развито левостороннее мышление, а у левшей — правое. Сейчас специалисты нейропсихологии приходят в выводу, что это не совсем верно. Исследования проводились с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Когда писал правша, повышалась активность волн от левого полушария, когда писал левша — наоборот. Данный тест лишь еще раз доказал, что каждая сторона мозга отвечает за противоположную сторону тела.

    У многих известных художников, скульпторов, композиторов более активна правая сторона мозга, но и левое полушарие работает не ниже среднего. Поэтому, необходимо совершенствовать свой мозг, чтобы добиться баланса в его работе.

    Как активизировать правое полушарие

    Для того чтобы улучшить деятельность мозга, необходимы тренировки. Для левого полушария поможет решение математических задач, разгадывание кроссвордов, а для правого - занятие творчеством. Здесь логично возмутиться «Как же нам заниматься творчеством, если наше правое полушарие не работает?!». Я развею ваши страхи, начать можно с небольших шагов, доступных каждому.

    Слушайте музыку. Конечно, здесь речь не идет о любой музыке. Современная музыкальная культура (поп, рок, хип-хоп) способны только замусорить мозг. Лучше добавьте в свой плей-лист несколько композиций медитативной музыки, либо как советуют современные психологи что то из классики (Чайковский, Бах, Моцарт, Вагнер и другие). Закройте глаза и визуализируйте образы и картинки, которые ассоциируются с данной мелодией.

    Созерцайте. Наиболее удачный выбор для созерцания - мандала. Это схематичный узор, который символизирует модель вселенной. Подберите изображение мандалы на свой вкус, расслабьтесь и смотрите в центр несколько минут. Через некоторое время вы можете заметить эффект калейдоскопа, не пугайтесь, так и должно быть. Буддийские монахи используют мандалу в духовных практиках. В течении нескольких дней они выкладывают ее из цветных зернышек, а после медитации стирают прекрасный плод своего долгого труда.

    Рисуйте. Даже если у вас нет художественных способностей, вы можете рисовать картины не для выставки или продажи, а с целью активизировать правое полушарие. Например, нарисуйте мандалу или любой другой узор, не требующий технических навыков. Лучше всего использовать краски или цветные мелки.

    Медитируйте. Техник по медитации безграничное множество. Совсем не обязательно искать ту, что направлена на развитие правостороннего мышления. Любая медитация улучшает активность всего головного мозга. Прочтите статью Медитация для начинающих в домашних условиях, чтобы узнать больше о медитации. Самое главное научиться наблюдать и направлять свои мысли в необходимое русло, хотя бы на короткое время. У медитирующих людей хорошо работает интуиция, воображение, раскрываются природные таланты, это признаки правостороннего мышления.

    Упражнения на развитие

    Арабское письмо. Как вам наверное известно, арабский язык пишется и читается справа налево. Такой стиль письма развивает правостороннее мышление. Предлагаю и вам попробовать такую письменность. Для этого совсем не обязательно изучать арабский. Просто пишите справа налево на своем родном языке, только главное, чтобы это не вошло у вас в привычку!

    Зеркальное рисование. Приготовьте лист бумаги и два карандаша, один возьмите в левую руку, другой - в правую. Начинайте рисовать одновременно обеими руками одинаковые, простенькие геометрические фигуры. Данное упражнение помогает сбалансировать работу двух полушарий.

    Черчение в воздухе. Этот метод также направлен на гармонизацию работы двух сторон мозга, только он чуть сложнее, чем предыдущий. Одной рукой рисуйте в воздухе треугольник, а другой круг. Когда у вас начнет получаться, то можно поменять фигуры.

    Поглаживания и похлопывания. Наверное все в детстве пробовали такой прием. Одной рукой делается круговое движение по животу, а другой легкое похлопывание по голове, затем нужно руки поменять местами. Казалось бы, что же тут сложного? Но людям с дисбалансом работы двух полушарий данное упражнение дается нелегко.

    Вот собственно, такие простенькие упражнения, которые помогут раскрыть затаенный в вас потенциал.Если вам понравилась статья поделитесь ей пожалуйста с друзьями, нажав одну из кнопок социальных сетей. А также буду очень рад вашим комментариям и дополнениям.

    С уважением, Руслан Цвиркун

    Кроме того, мозжечок также отвечает за регуляцию равновесия и мышечного тонуса, одновременно с этим работая и с мышечной памятью.

    Интересной является также способность мозжечка адаптироваться к любым изменениям в восприятии информации, за максимально короткий срок. Подразумевается, что даже при нарушении зрения (эксперимент с инвертоскопом), человек всего за несколько дней адаптируется к новому состоянию и снова может координировать положение тела, опираясь на мозжечок.

    Лобные доли

    Лобные доли – это своего рода приборная панель человеческого тела. Она поддерживает его в вертикальном положении, давая возможность свободно передвигаться.

    Кроме того, именно за счет лобных долей «рассчитывается» любознательность, инициативность, активность и самостоятельность человека в момент принятия любых решений.

    Также одной из основных функций данного отдела является критическая самооценка . Таким образом, это делает лобные доли неким подобием совести, по крайней мере, в отношении социальных маркеров поведения. То есть, любые социальные девиации, которые являются неприемлемыми в обществе, не проходят контроль лобной доли, и, соответственно, не выполняются.

    Любые травмы в этой части мозга чреваты:

    • нарушениями поведения;
    • сменами настроения;
    • общей неадекватностью;
    • бессмысленностью поступков.

    Еще одна функция лобных долей – произвольные решения , и их планирование. Также освоение различных навыков и умений зависит именно от активности этого отдела. Доминантная доля данного отдела отвечает за освоение речи, и её дальнейший контроль. Не менее важным является и способность абстрактно мыслить.

    Гипофиз

    Гипофиз часто называют мозговым придатком. Его функции сводятся к выработке гормонов, отвечающих за половое созревание, развитие и функционирование в целом.

    По сути, гипофиз является чем-то вроде химической лаборатории, в которой решается, каким именно вы станете в процессе взросления организма.

    Координация

    Координация , как навык ориентироваться в пространстве и не задевать предметы разными частями тела в случайном порядке, контролируется мозжечком.

    Кроме того, мозжечок заведует такой функцией головного мозга, как кинетическая осведомленность – в целом, это высший уровень координации, позволяющий ориентироваться в окружающем пространстве, отмечая расстояние до предметов и рассчитывая возможности двигаться в свободных зонах.

    Речь

    Такой важной функцией, как речь, заведует сразу несколько отделов:

    • Доминантная часть лобной доли (вышеупомянутая), что отвечает за контроль над устной речью.
    • Височные доли отвечают за распознавание речи.

    В основном же, можно сказать, что за речь отвечает левое полушарие головного мозга, если не учитывать деление конечного мозга на различные доли и отделы.

    Эмоции

    Эмоциональное регулирование – это область, которой заведует гипоталамус, наряду с целым рядом других важнейших функций.

    Собственно говоря, в гипоталамусе не создаются эмоции, но именно там производится влияние на эндокринную систему человека. Уже после того, как определенный набор гормонов был выработан, человек чувствует что-то, правда, промежуток между приказами гипоталамуса и выработкой гормонов может быть совершенно ничтожным.

    Префронтальная кора

    Функции префронтальной коры лежат в области мыслительной и моторной активности организма, что соотносится с будущими целями и планами.

    К тому же префронтальная кора отыгрывает значительную роль при создании сложных мыслительных схем ,
    планов и алгоритмов действий.

    Главная особенность в том, что этот отдел мозга не «видит» разницы между регуляцией внутренних процессов организма и следованием социальным рамкам внешнего поведения.

    Когда вы оказываетесь перед сложным выбором, который появился в основном за счет ваших же собственных противоречивых мыслей – благодарите за это префронтальную кору головного мозга. Именно там производится дифференциация и/или интеграция разнообразных понятий и объектов.

    Также в этом отделе прогнозируется результат ваших действий , и проводится корректировка в сравнении с тем результатом, что вы хотите получить.

    Таким образом, речь идет о волевом контроле, концентрации на предмете работы и эмоциональной регуляции. То есть – если вы постоянно отвлекаетесь во время работы, не можете сосредоточиться, значит, вывод, сделанный префронтальной корой , был неутешительным, и вы не сможете добиться желаемого результата именно этим путем.

    Последняя на сегодняшний день доказанная функция префронтальной коры головного мозга – один из субстратов кратковременной памяти .

    Память

    Память – это очень широкое понятие, которое включает в себя описания высших психических функций, позволяющих воспроизводить ранее полученные знания, навыки и умения в необходимый момент. Ею обладают все высшие животные, однако, наиболее развита она, естественно, у человека.

    Точно определить, какой именно отдел головного мозга отвечает за память (долговременную или кратковременную) практически невозможно. Физиологические исследования показывают, что зоны, ответственные за хранение воспоминаний, распределены по всей поверхности коры больших полушарий головного мозга.

    Механизм же действия памяти таков – в мозгу происходит возбуждение определённой комбинации нейронов в строгой последовательности. Эти последовательности и комбинации называются нейросетями. Ранее же более распространенной была теория, что за воспоминания отвечают отдельные нейроны.

    Заболевания головного мозга

    Головной мозг – такой же орган, как и все прочие в человеческом организме, а значит также подвержен различным заболеваниям. Список же подобных болезней довольно обширен.

    Рассматривать его будет проще, если разделить их на несколько групп:

    1. Вирусные заболевания . Наиболее распространенными из них являются вирусный энцефалит (слабость в мышцах, сильная сонливость, кома, спутанность мыслей и затрудненное мышление в целом), энцефаломиелит (повышенная температура, рвота, нарушение координации и моторики конечностей, головокружение, потери сознания), менингит (высокая температура, общая слабость, рвота) и т. д.
    2. Опухолевые заболевания . Их количество тоже довольно велико, пусть и не все из них являются злокачественными. Любая опухоль появляется как конечный этап сбоя в продуцировании клеток. Вместо обычной смерти и последующей замены, клетка начинает множиться, заполняя все свободное от здоровых тканей пространства. Симптомами опухолей считаются головные боли и судороги. Также наличие их легко определить по галлюцинациям от различных рецепторов, спутанности сознания и проблемам с речью.
    3. Нейродегенеративные заболевания . По общему определению это также нарушения в жизненном цикле клеток в разных частях головного мозга. Так, болезнь Альцгеймера описывают как нарушенную проводимость нервных клеток, что и приводит к потерям памяти. Болезнь Хантигтона, в свою очередь, является результатом атрофии коры головного мозга. Есть и другие варианты. Общая симптоматика такова – проблемы с памятью, мышлением, походкой и моторикой, наличие судорог, тремора, спазмов или болей. Также читайте нашу статью про .
    4. Сосудистые заболевания тоже довольно различны, хотя, по сути, сводятся к нарушениям в строении сосудов. Так, аневризма есть не более чем выпячиванием стенки определенного сосуда – что не делает её менее опасной. Атеросклероз – это сужение сосудов в головном мозге, а вот сосудистая деменция характеризуется полным их разрушением.

    Функциональными отделами головного мозга являются ствол, мозжечок и конечный отдел, который включает в себя большие полушария мозга. Последний компонент является самой объемной частью - он занимает около 80% от массы органа и 2% от веса тела человека, при этом на его работу тратиться до 25% всей энергии, вырабатываемой в организме.

    Полушария головного мозга незначительно отличаются между собой размером, глубиной извилин и функциями, которые они выполняют: левое отвечает за логическое и аналитическое мышление, а правое - за моторику. При этом они взаимозаменяемы - если одно из них повреждается, то другое способно частично взять на себя выполнение его функций.

    Изучая мозг известных людей специалисты заметили, что от того, какая из половин конечного отдела развита больше, зависят способности человека. Например, у художников и поэтов чаще всего развито правое полушарие, так как эта часть мозга отвечает за творческие способности.

    Основные аспекты физиологии больших полушарий или как еще их называют гемисфер, на примере развития головного мозга у ребенка с момента его зачатия.

    Центральная нервная система начинает развиваться практически сразу после оплодотворения яйцеклетки и уже на 4 неделе после имплантации эмбриона в слизистую матки, она представляет собой 3 соединенных последовательно мозговых пузырька. Первый из них является зачатком переднего отдела головного мозга и, следовательно, его больших полушарий, второй - среднего мозга, и последний, третий формирует ромбовидный отдел мозга.

    Параллельно этому процессу происходит зарождение коры мозга - вначале она выглядит как небольшая длинная пластинка серого вещества, состоящего главным образом из скопления тел нейронов.

    Далее происходит физиологическое созревание основных отделов головного мозга: к 9 неделе беременности передний отдел увеличивается, и образует 2 больших полушария, соединенных между собой с помощью особой структуры - мозолистого тела. Так же как и меньшие нервные комиссуры (верхняя и задняя спайка, свод мозга) оно состоит из большого пучка отростков нервных клеток - аксонов, расположенных преимущественно в поперечном направлении. Такое строение впоследствии позволяет моментально передавать информацию из одной части мозга в другую.

    Зачаток коры, покрывающей белое вещество полушарий, в это время также претерпевает изменения: происходит постепенное наращивание слоев и увеличение площади покрытия. При этом верхний корковый слой увеличивается быстрее нижнего, благодаря чему появляются складки и борозды.

    К 6 месячному возрасту эмбриона, например, левое полушарие мозга имеет все основные первичные извилины: боковую, центральную, мозолистую, теменно-затылочную и шпорную, при этом рисунок их расположения зеркален правому полушарию. Затем формируются извилины второго ряда, и одновременно происходит увеличение числа слоев коры головного мозга.

    К моменту рождения конечный отдел и соответственно большие полушария головного мозга человека имеют привычный всем вид, а кора насчитывает все 6 слоев. Рост количества нейронов останавливается. Увеличение веса мозгового вещества в дальнейшем является результатом роста уже имеющихся нервных клеток и развитием глиальных тканей.

    По мере развития ребенка нейроны образуют еще большую разветвленную сеть межнейрональных связей. У большинства людей совершенствование головного мозга заканчивается к 18 летнему возрасту.

    Кора головного мозга взрослого человека, покрывающая всю поверхность больших полушарий, состоит из нескольких функциональных слоев:

    1. молекулярного;
    2. наружного зернистого;
    3. пирамидального;
    4. внутреннего зернистого;
    5. ганглионарного;
    6. мультиморфного;
    7. белое вещество.

    Нейроны этих структур имеют разное строение и функциональное предназначение, но при этом они образуют серое вещество головного мозга, которое является неотъемлемой частью больших полушарий. Также с помощью этих функциональных единиц кора головного мозга осуществляет все основные проявления высшей нервной деятельности человека - мышление, запоминание, эмоциональное состояние, речь и внимание.

    Толщина коры не однородна на всем протяжении, так, например наибольшего значения она достигает в верхних участках предцентральной и постцентральной извилины. При этом рисунок расположение извилин строго индивидуален - на земле не существует двух людей с одинаковыми мозгами.

    Анатомически поверхность больших полушарий подразделяется на несколько частей или долей, ограниченных наиболее значимыми извилинами:

    1. Лобная доля. Сзади ограничивается центральной бороздой, внизу - латеральной. В направлении вперед от центральной борозды и параллельно ей залегают верхняя и нижняя прецентральные борозды. Между ними и центральной бороздой располагается передняя центральная извилина. От обеих прецентральных борозд отходят под прямым углом верхняя и нижняя лобные борозды, ограничивающие три лобные извилины - верхнюю среднюю и нижнюю.
    2. Теменная доля. Эта доля впереди ограничена центральной бороздой, снизу - латеральной, а сзади - теменно-затылочной и поперечной затылочной бороздами. Параллельно центральной борозде и впереди от нее идет постцентральная борозда, которая разделяется на верхнюю и нижнюю борозды. Между нею и центральной бороздой расположена задняя центральная извилина.
    3. Затылочная доля. Борозды и извилины на наружной поверхности затылочной доли способны менять свое направление. Наиболее постоянная из них - верхняя затылочная извилина. На границе теменной доли и затылочной располагается несколько переходных извилин. Первая окружает нижний конец, который выходит на наружную поверхность полушария теменно-затылочной борозды. В задней части затылочной доли находятся одна или две полярные борозды, имеющие вертикальное направление и ограничивающие на затылочном полюсе нисходящую затылочную извилину.
    4. Височная доля. Эта часть полушария ограничена спереди латеральной бороздой, а в заднем отделе - линией, соединяющей задний конец латеральной борозды с нижним концом поперечной затылочной борозды. На наружной поверхности височной доли находятся верхняя, средняя и нижняя височные борозды. Поверхность верхней височной извилины образует нижнюю стенку латеральной борозды и делится на две части: оперкулярную, покрытую теменной покрышкой, и переднюю - инсулярную.
    5. Островок. Располагается в глубине латеральной борозды.

    Таким образом получается, что кора мозга, покрывающая всю поверхность больших полушарий - это главный элемент центральной нервной системы, который позволяет обрабатывать и воспроизводить информацию, полученную из окружающей среды посредством органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Также она участвует в формировании кортикальных рефлексов, целенаправленных действий и участвует в формировании поведенческих особенностей человека.

    За что отвечает левое и правое полушарие мозга

    Вся поверхность коры переднего мозга, который включает в себя конечный отдел, покрыта бороздами и валиками, разделяющими поверхность больших полушарий мозга на несколько долей:

    • Лобная. Находится в передней части больших полушарий, отвечает за выполнение произвольных движений, речь и психическую деятельность. Также контролирует мышление и определяет поведение человека в обществе.
    • Теменная. Участвует в понимании пространственной ориентации тела, а также анализирует пропорции и размер сторонних предметов.
    • Затылочная. С ее помощью головной мозг обрабатывает и анализирует поступающую зрительную информацию.
    • Височная. Служит анализатором вкусовых и слуховых ощущений, а также участвует в понимании речи, формировании эмоций и запоминании поступающих данных.
    • Островок. Служит анализатором вкусовых ощущений.

    В ходе исследований специалисты установили, что кора больших полушарий воспринимает и воспроизводит информацию, поступающую от органов чувств зеркально, то есть когда человек задумал пошевелить правой рукой, то в этот момент начинает работать моторная зона левого полушария и наоборот - если движение производится левой рукой, то работает правая гемисфера мозга.

    Правое и левое полушарие головного мозга имеют одинаковое морфологическое строение, но, несмотря на это, они выполняют разные функции в организме.

    Если говорить кратко, то работа левого полушария направлена на логическое мышление и аналитическое восприятие информации, при этом правое является генератором идей и пространственного мышления.

    Сферы специализации обоих полушарий подробнее рассмотрены в таблице:

    Левое полушарие Правое полушарие
    № п/п Основной сферой деятельности этой части конечного отдела является логика и аналитическое мышление: Работа правого полушария направлена на восприятие невербальной информации, то есть поступающей из внешней среды не на словах, а в символах и образах:
    1 С его помощью человек развивает свою речь, пишет, и запоминает даты и события из его жизни. Оно отвечает за пространственное положение тела, а именно за его местонахождение в данный момент. Такая особенность позволяет человеку хорошо ориентироваться в окружающей среде, например в лесу. Также люди с развитым правым полушарием недолго разгадывают ребусы и легко справляются с мозаиками.
    2 В этой части мозга происходит аналитическая обработка поступившей информации от органов чувств и ищутся рациональные пути решения в сложившейся ситуации. Правая гемисфера определяет творческие способности индивида, например восприятие и воспроизведение музыкальных композиций и песен, то есть человек, у которого развита эта зона восприятия, слышит фальшивые ноты при пении или игре на музыкальном инструменте.
    3 Распознает только прямой смысл слов, например, люди у которых повреждена эта зона, не могут понять смысл шуток и пословиц, так как они требуют формирования мысленной причинно-следственной связи. При этом данные поступившие из окружающей среды прорабатываются последовательно. С помощью правого полушария человек постигает смысл пословиц, поговорок и другой информации преподносимой в виде метафоры. Например, слово «горит» в стихотворении: « В саду горит костер рябины красной», не должен восприниматься в буквальном смысле, так как в этом случае автор сравнил плоды рябины с пламенем костра.
    4 Эта часть мозга является аналитическим центром поступившей зрительной информации, поэтому люди, у которых развито это полушарие, проявляют способности к точным наукам: математике или, например, физике, так как они требуют логического подхода при решении поставленных задач. С помощью правого полушария человек может мечтать и придумывать развитие событий в различных ситуациях, то есть, когда он фантазирует со словами: «представь, если…» то у него в этот момент включается в работу именно эта часть мозга. Также эта особенность используется при написании сюрреалистических картин, где требуется богатое воображение художника.
    5 Контролирует и дает сигналы для целенаправленного движения конечностями и органами правой стороны тела. Эмоциональная сфера психики хоть и не является продуктом деятельности коры мозга, все же в большей степени подчиняется правому большому полушарию, так как зачастую основополагающую роль в формировании чувств играет невербальное восприятие информации и ее пространственная обработка, требующая хорошего воображения.
    6 - За чувственное восприятие сексуального партнера отвечает также правое полушарие головного мозга, при этом процесс совокупления контролируется левой частью конечного отдела.
    7 - Правое полушарие отвечает за восприятие мистических и религиозных мероприятий, за мечты и установку определенных ценностей в жизни индивида.
    8 - Контролирует движения с левой стороны тела.
    9 - Известно, что правое полушарие головного мозга способно одновременно воспринимать и обрабатывать большое количество информации, не прибегая к анализу ситуации. Например, с его помощью человек распознает знакомые лица и определяет эмоциональное состояние собеседника по одному только выражению лица.

    Также кора левого и правого полушария мозга участвует в появлении условных рефлексов, характерной особенностью которых является то, что они формируются в течение всей жизни человека и не является постоянными, то есть могут пропадать и вновь появляться в зависимости от условий среды.

    При этом поступающая информация обрабатывается всеми функциональными центрами больших полушарий: слуховым, речевым, двигательным, зрительным, что позволяет организму давать ответную реакцию, не прибегая к мыслительной деятельности, то есть на уровне подсознания. По этой причине у новорожденных детей нет условных рефлексов, так как они не имеют жизненного опыта.

    Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

    Внешне левая часть мозга практически не отличается от правой - у каждого человека месторасположение зон и количество извилин одинаково с обеих сторон органа. Но при этом она является зеркальным отражением правого полушария.

    Левое полушарие мозга отвечает за восприятие вербальной информации, то есть данных передаваемых с помощью устной речи, письма или текста. Его моторная зона отвечает за правильное произношение звуков речи, красивый почерк, предрасположенность к письму и чтению. При этом развитая височная зона будет свидетельствовать о способности человека к запоминанию дат, цифр и других письменных символов.

    Также помимо основных функций, левое полушарие головного мозга выполняет ряд задач, определяющие те или иные черты характера:

    • Способность мыслить логически накладывает свой отпечаток на поведении человека, поэтому бытует мнение, что люди с развитой логикой эгоистичны. Но это не от того, что такие люди во всем видят выгоду, а потому, что их мозг ищет более рациональные пути решения поставленных задач, иногда в ущерб окружающим.
    • Любвеобильность. Люди с развитым левым полушарием благодаря своей настойчивости способны добиваться объекта влечения различными способами, но, к сожалению, после обретения желаемого быстро остывают - им просто становиться не интересно, в силу того большинство людей предсказуемы.
    • Благодаря своей пунктуальности и логическому подходу во всем, большинство «левополушарных» людей обладают врожденной вежливостью к окружающим, правда для этого им в детстве приходится часто напоминать о тех или иных нормах поведения.
    • Люди с развитым левым полушарием практически всегда рассуждают логично. По этой причине они не могут точно интерпретировать поведение других, особенно когда ситуация не относится к разряду обыденных.
    • Так как индивиды с развитым левым полушарием последовательны во всем, то они редко делают синтаксические и орфографические ошибки при написании текстов. В связи с этим их почерк отличается правильностью написания букв и чисел.
    • Они быстро обучаются, так как могут сконцентрировать все свое внимание на одном деле.
    • Как правило, люди с развитым левым полушарием отличаются надежностью, то есть на них можно положиться в любом вопросе.

    Если человек проявляет все вышеперечисленные качества, то это дает основание предполагать что его левое полушарие более развито по сравнению с правой частью мозга.

    Правое полушарие головного мозга и его функции

    Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.

    Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».

    Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:

    • Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
    • Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть. При этом они не стесняются своих чувств - могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
    • Действуют по настроению.
    • Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.

    Какая половина мозга доминирует

    Так как левое полушарие мозга отвечает за логичность и рациональный подход во всем, то ранее считалось, что оно является ведущим во всей центральной системе. Однако это не так: у человека оба полушария мозга участвуют в жизнедеятельности практически в равной степени, просто они отвечают за разные сферы высшей психической деятельности.

    Примечательно, что в детском возрасте у большинства людей правое полушарие обычно больше левого. По этой причине окружающий мир воспринимается несколько иначе, чем во взрослом состоянии - дети склонны к фантазиям и восприятию невербальной информации, им все кажется интересно и загадочно. Также фантазируя, они учатся общаться с окружающей средой: проигрывают в уме разные ситуации из жизни и делают свои собственные выводы, то есть набираются опыта, который так необходим во взрослом состоянии. Впоследствии эта информация откладывается по большей части в левом полушарии.

    Однако со временем, когда основные аспекты жизни выучены, активность правого полушария угасает и организм отдает предпочтение левой стороне мозга, как накопителю полученных знаний. Такая разобщенность работы частей мозга негативно сказывается на качестве жизни человека: он становится невосприимчив ко всему новому и остается консервативным во взглядах на будущее.

    То, какая часть мозга работает в данный момент можно определить, сделав элементарный тест.

    Посмотрите на двигающееся изображение:

    Если оно вращается по часовой стрелке, то это означает что в данный момент активно левое полушарие головного мозга, которое ответственно за логику и анализ. Если же оно двигается в обратном направлении, то это значит, что работает правое полушарие, отвечающее за эмоции и интуитивное восприятие информации.

    Однако если приложить усилие, то картинку можно заставить вращаться в любую сторону: для этого вначале нужно посмотреть на нее расфокусированным взглядом. Видите изменения?

    Синхронизированная работа обоих полушарий

    Несмотря на то, что два полушария конечного мозга по-разному воспринимают окружающий мир, для человека крайне важно, чтобы они слаженно работали между собой.

    Анатомически это взаимодействие полушарий головного мозга осуществляется за счет мозолистого тела и других спаек, содержащих большое количество миелиновых волокон. Они соединяют симметрично все зоны одной части конечного мозга с другой, а также определяют слаженную работу несимметричных областей разных полушарий, например лобных извилин правого с теменными или затылочными левого. При этом с помощью особых структур нейронов - ассоциативных волокон, соединяются разные участки одного полушария.

    Центральная нервная система человека имеет перекрестное распределение обязанностей - правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой, при этом сотрудничество обеих половин можно наглядно продемонстрировать, попытавшись поднять одновременно параллельно полу руки под прямым углом - если это получилось, то это свидетельствует о взаимодействии обоих полушарий в данный момент.

    Известно, что при помощи работы левого полушария мир выглядит проще, при этом правая часть воспринимает его таким, какой он есть. Такой подход позволяет человеку находить все новые и новые пути решения в сложных ситуациях, не усложняя себе задачу.

    Так как правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие, то без него бы люди оставались бездушными «машинами», способными приспосабливать окружающий мир под нужды своей жизнедеятельности. Это конечно не правильно - ведь человек не был бы человеком, если бы у него не было, например чувства прекрасного или сострадания к окружающим.

    У большинства людей доминирует левое полушарие, при этом в детском возрасте оно развивается посредством восприятия информации правой частью мозга, что позволяет существенно расширить полученный опыт и сформировать некоторые реакции организма на окружающий мир.

    Так как головной мозг способен воспринимать и запоминать поступающую информацию практически всю жизнь, за исключением случаев, обусловленных специфическими заболеваниями, то это позволяет человеку самому участвовать в развитии этого органа.

    Что даст развитие каждого из полушарий

    В начале подведем итог: любая деятельность человека начинается с сопоставления новых данных с прежним опытом, то есть в этом процессе задействовано левое полушарие. При этом на принятие окончательного решения влияет правая часть мозга - физически невозможно придумать что-то новое, основываясь только на прежнем опыте.

    Такое целостное восприятие действительности, позволяет не зацикливаться только на общепринятых нормах и соответственно двигает личностный рост человека вперед.

    Развитие правой гемисферы поможет человеку легче вступать в контакт с окружающими, а левой - будет способствовать правильности выражения мыслей. Такой подход благотворно влияет на приобретение успехов не только в профессиональной деятельности, но и в других занятиях связанных с общением внутри социума. Поэтому благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь человека становится гармоничней.

    Чтобы развить эти способности, специалисты рекомендуют несколько раз в день делать простые упражнения, активизирующие мозговую деятельность:

    1. Если человек плохо дружит с логикой, то ему рекомендуется как можно больше заниматься умственной работой - разгадывать кроссворды или сковороды, а также отдавать предпочтение решению математических задач. Если же требуется развивать творческие способности, то в таком случае можно попытаться понять смысл в художественной литературе или живописи.
    2. Активизировать работу одного из полушарий можно с помощью увеличения нагрузки на ту сторону тела, за которую оно отвечает: например, для стимуляции левого полушария необходимо работать правой частью тела, и наоборот. При этом упражнения не обязаны быть слишком сложными - достаточно просто попрыгать на одной ноге или попробовать вращать предмет рукой.

    Примеры простых физических упражнений на развитие мозговой деятельности

    «Ухо-нос»

    Правой рукой нужно прикоснуться до кончика носа, а левой — за противоположное правое ухо. Затем одновременно их отпускаем, хлопаем в ладоши и повторяем действие, зеркально меняя положение рук: левой держимся за кончик носа, а правой - за левое ухо.

    «Колечко»

    Это упражнение знакомо практически всем с детства: нужно быстро поочередно соединять в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Если все получается без заминки, то можно попробовать делать упражнение 2 руками одновременно.

    «Зеркальное рисование»

    Присядьте, положите на стол большой лист белой бумаги, а в каждую руку - по карандашу. Затем нужно попробовать одновременно нарисовать любые геометрические фигуры - окружность, квадрат или треугольник. Со временем, если все получается, то можно усложнить задачу - попробовать рисовать более сложные изображения.

    Примечательно, что комплексный подход к усовершенствованию деятельности коры больших полушарий поможет не только улучшить коммуникативные способности человека, но и замедлит возрастные изменения в психике - как известно, активный образ жизни и умственная работа позволяют человеку оставаться молодым в душе и сохраняют его интеллектуальные способности.

    Видео: Тест на доминирующее полушарие

    Уже давно не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за склонность к математическому типу мышления. Но ведь не может половина мозга выполнять всего лишь одну функцию и определять любимый предмет в школе, дальнейшую специализацию и профессиональное направление. Если все остальное припадает на правую половину мозга, она кажется какой-то слишком загруженной.

    Чем уникален головной мозг?

    На протяжении столетия ученые пытаются добиться ответа на эти вопросы :

    1. От чего зависит уровень интеллекта?
    2. По каким критериям можно определить гения? И вообще, возможно ли это?
    3. С чем могут быть связаны врожденные и генетические психические расстройства?
    4. Можно ли при помощи электрического воздействия на мозговую ткань формировать новые воспоминания?

    После того как вскрытие стало распространенной практикой, задача медиков и научных сотрудников упростилась. Ведь в их распоряжение попало огромное количество материала, но именно здесь исследования и застопорились. Оказалось, что современные методы исследований не могут позволить выявить хоть какую-нибудь достоверную закономерность между исследуемыми материалами.

    Выдвигалось множество теорий, но все они разрушались о суровую реальность статистических данных. До сегодняшнего дня не существует универсальных показателей головного мозга, по которым можно было бы установить будущий потенциал человека.

    Как работает нервная система?

    Но было бы преступлением сказать, что в этом направлении человечество совсем уж не продвинулось. Далеких от медицины людей может заинтересовать, каким образом вообще ученые смогли определить, за что именно отвечает каждый отдел головного мозга? Неужели они проводили чудовищные эксперименты, удаляя или повреждая отдельные участки? Нет, особенность функционирования нашего мозга заключается в том, что:

    • В определенной точке происходит формирования нервного импульса.
    • Этот сигнал является электрическим зарядом. Слишком слабым раздражителем, чтобы навредить, и достаточно сильным, чтобы передать информацию.
    • Нервная ткань возбуждается в точке нахождения импульса, а раз уж он передается соседним клеткам - переходит и участок возбуждения.
    • Современный уровень технического прогресса помогает фиксировать электрическую активность мозга за счет электроэнцефалограммы.

    Так что достаточно подключить испытуемого к оборудованию и поставить перед ним несколько простых задач:

    1. Что-то прочесть или написать.
    2. Заговорить с кем-то из окружающих.
    3. Попытаться решить математическую задачу.
    4. Нарисовать портрет или любой другой рисунок.
    5. Пошутить.

    Оказалось, что каждый раз возбуждение возникает в разных отделах. Не существует одной универсальной зоны, которая отвечала бы за все перечисленные действия. Исследования проводились не ради самих исследований, данные имеют важнейшее практическое значение. Ведь благодаря ним мы можем предположить, какие именно функции нарушатся при тех или иных повреждениях головного мозга.

    За что отвечает левое полушарие мозга?

    В левом полушарии расположены центры, отвечающие за :

    1. Возможность чтения и письма.
    2. Восприятие речи в ее буквальном смысле.
    3. Анализ данных, в том числе математических.
    4. Восприятие математических знаков и символов.
    5. Последовательное логическое мышление.

    Если у человека полностью отсутствуют функции, осуществление которых возложено на левое полушарие, назвать такого индивида полноценным членом общества сложно. Но посмотрите на список, он весь состоит из каких-то формальностей. Как будто бы речь идет о роботе.

    Да, умение читать, писать и говорить это базовые навыки, которые необходимы каждому человеку. Без логики и последовательности тоже сложно прожить. Но где же эмоции, переживания, образность речи? Очевидно, за это отвечает другой отдел.

    Левое и правое полушарие мозга

    Левое полушарие

    Правое полушарие

    Контроль над всей правой половиной тела.

    Контроль над всей левой половиной тела.

    Склонность к формальности и стереотипности в своих действиях.

    Полет фантазии и абстрактность мышления, способность «ломать рамки».

    Логика и циничный расчет.

    Чувства, эмоции и воображение.

    Способность разбить проблему или ситуацию на отдельные этапы и пытаться решить их в определенной последовательности.

    Всесторонний охват любой проблемы. Попытка разрешить ее сразу же, как нечто целостное и комплексное.

    Никому не будет достаточно для нормальной, полноценной жизни вариантов только из одного столбца. Каждый человек представляет собой сложный синтез различных качеств:

    • Часть из них мы получили в наследство.
    • Другая часть сформировалась в процессе жизни под действием внешних факторов.
    • Остальные мы выработали самостоятельно, при помощи силы воли.

    Как сформировать собственную личность?

    Эмоциональность и логичность две хорошие черты, но яркое преобладание одной из них может испортить жизнь человеку и всем кто его окружает. Что плохого в любителе чистых эмоций? Регулярные истерики. В склонном к анализу и логике? Постоянное занудство и эмоциональная холодность.

    Если замечаете, что у вас четко выражен один тип мышления, в то время как другой почти не проявляется - попытайтесь отвлечься. Ознакомьтесь с противоположной стороной жизни, которой вы до сих пор не касались. Такие контакты поспособствуют стимуляции и развитию не доминантной половины головного мозга.

    Так за что же отвечает левое полушарие головного мозга :

    1. Будет с легкостью решать любые математические задачи.
    2. У него начнет проявляться любовь к цифрам, запоминанию дат и номеров еще с ранних лет.
    3. В детстве покажет себя как сдержанный ребенок, возможно немного замкнутый.
    4. Эмоциональные проявления могут быть не так ярко выражены, как у окружающих.
    5. Иногда не будет понимать метафоры и иносказания. Табличка «сарказм» пригодится.
    6. Всегда сможет составить план решения проблемы.

    Классический право- или левосторонний вариант мышления практически не встречается, всегда есть вкрапления и дополнения. Нужно знать, что левое полушарие мозга отвечает за формальную логику . Но эта информация не так уж ценна, ведь, несмотря на доминирование одной половины мозга, вторая все еще играет огромную роль в формировании вашей личности.

    Видео о левом полушарии

    На этом видео Аркадий расскажет об основных функциях и назначении левого и правого полушария мозга человека, как устроен этот орган: