Кто такой михаил грушевский. Михаил грушевский - великий историк и глава центральной рады унр

Холм Люблинской губернии, ныне город Хелм, Польша - 25.11.1934, Кисловодск; похоронен в Киеве], историк, политический деятель, академик Академии Наук УССР (1923) и Академии Наук СССР (1929). Из семьи учителя.

Окончил историко-филологический факультет университета Святого Владимира в Киеве (1890; ученик В. Б. Антоновича). В 1894 году по рекомендации Антоновича занял во Львовском университете (Австро-Венгрия) кафедру всеобщей истории «со специальным обзором истории Восточной Европы», которую позднее Грушевский превратил фактически в кафедру истории Украины. Председатель Научного товарищества имени Т. Г. Шевченко (1897-1913; с 1894 возглавлял его историко-философскую секцию; в 1895-1913 под редакцией Грушевского выпущено 111 томов «Записок»). В 1898 организовал ежемесячный журнал на украинском языке «Литературно-научный вестник» во Львове (с 1907 в Киеве), до 1908 участвовал в его редактировании (наряду с И. Я. Франко и др.). В 1899 основал Украинско-русский издательский союз. Доказывал, что украинский народ является самостоятельной нацией, выступал за создание Российской федеративной республики и автономию Украины в её составе, придание украинскому языку статуса государственного на территории Украины. Один из идеологов создания Украинской национально-демократической партии в Галиции (1899), вскоре вышел из её состава. С 1908 один из руководителей либеральной политической партии Товарищество украинских прогрессистов. Возглавлял Украинское научное товарищество (Киев, 1907-14; с 1908 редактировал его «Записки»).

С политическими убеждениями Грушевского тесно связаны его научные взгляды. Они получили выражение в главном труде Грушевского - «Истории Украины-Руси» [на украинском языке; тома 1-10 (книги 1-13), 1898-36 (изложение доведено до 1658); рукопись 2-й части 10-го тома была подготовлена к печати, но утеряна; работа полностью переиздана в 1994-2000 в 11 томах (12 книгах); на русском языке издан 1-й том в 1911]. В этой работе Грушевский отверг общепринятую в российской историографии схему истории восточных славян. Считал, что черты самостоятельного украинского этноса проявились уже в 4 веке у племени антов. Выделял следующие государственные образования украинского народа: Киевская Русь (доказывал её местное, ненорманнское происхождение), Галицко-Волынская земля, государство Б. М. Хмельницкого, Украинская народная республика (УНР). Доказывал, что «украинское племя» не имело общих корней с русским, а Московская Русь не являлась преемницей Киевской Руси. Грушевский полагал, что у украинцев на всём протяжении их истории классовые противоречия были выражены слабо, что позволяло им вести борьбу против поляков, а затем и русских. В различных работах по-разному определял суть решений Переяславской рады 1654 (протекторат, временное соглашение, военный союз). Издал «Историю украинского казачества до соединения с Московским государством» (тома 1-2; 1913-14). Усматривал истоки казачества в кочевом населении пограничных степных районов Древнерусского государства, отмечал участие в его формировании боярства и мелкой шляхты (наряду с крестьянами и горожанами), эволюцию казачества в отдельное сословие. Считал, что гетман И. С. Мазепа возглавил последнюю значительную вспышку украинского автономизма. Полагал, что развитие государства определяется экономическими, культурными и национальными факторами, придавал истории народа (нации) первенствующее значение. Ввёл в научный оборот большое количество новых источников по истории Украины, часть из них опубликовал в сборниках «Источники по истории Украины-Руси».

В августе 1914 года, в связи с началом 1-й мировой войны, Грушевский выехал из Львова и через Италию и Румынию прибыл в Киев, где в ноябре 1914 был арестован, в марте 1915 выслан в Симбирск «как пропагандист украинского сепаратизма». По ходатайству Петербургской Академии Наук вскоре Грушевскому было разрешено переехать в Казань, в 1916 - в Москву. После Февральской революции 1917 избран председателем образованной в Киеве Центральной рады (ЦР; март 1917 - апрель 1918). Вступил в Украинскую партию социалистов-революционеров, избран членом её ЦК. Осудил Октябрьскую революцию 1917 и заявил о непризнании СНК, выступил за независимость Украины и её союз с другими национальными государствами, созданными на территории бывшей Российской империи. Автор 4-го универсала ЦР [принят 11(24).1.1918], который провозгласил независимость Украины. После ликвидации УНР прекратил политическую деятельность.

С 1919 в эмиграции (Чехия, Франция, Австрия), где работал в основном в сфере социологии [«Зарождение общества (генетическая социология)», на украинском языке, 1921] и истории украинской литературы, начал писать «Историю украинской литературы» (на украинском языке, полностью опубликован в 1993-96, тома 1-6)]. На средства украинской диаспоры основал в Вене Украинский социологический институт (1919). Сочувственно отнёсся к образованию СССР на федеративной основе. В 1924 вернулся в Киев. До 1930 возглавлял во Всеукраинской Академии Наук Историко-филологический отдел. Руководил подготовкой научных кадров (среди учеников Грушевского - О. Ю. Гермайзе, Ф. Я. Савченко). В 1931 арестован по обвинению в руководстве организацией «Украинский национальный центр», вскоре освобождён (этому способствовало ходатайство двоюродного брата Грушевского - Г. И. Ломова); в связи с запретом проживать на Украине жил в Москве, продолжал работать над «Историей Украины-Руси».

В 2000 году во Львове открыт Государственный мемориальный музей М. Грушевского. Имя Грушевского носит Институт украинской археографии и источниковедения в Киеве. Портрет Грушевского изображён на банкноте Украины номиналом 50 гривен, выпущенной в 2006.

Соч.: Щоденник (1886-1894 pp.). Kиїв, 1997; Иллюстрированная история Украины. М., 2001; Твори: У 50 т. Львiв, 2002-2006. Т. 1-7.

Лит.: Сохань П. С., Ульяновський В. I., Kipжаев С. М. М. С. Грушевський i ACADEMIA. Київ, 1993; Винар Л. М. Грушевський: Історик i будивничий нaцiї. Kиїв; N. Y., 1995; Михальченко С. И. М. С. Грушевский // Историки России. Биографии. М., 2001; Шаповал Ю., Верба I. М. Грушевський. Kиїв, 2005.

С. И. Михальченко.

Детство Михаила Грушевского

Михаил родился в Москве. Все его родственники по маминой линии жили на Украине. Он с детства обладал чувством юмора. Пятилетним мальчиком во время прогулки всегда здоровался с памятником Грибоедова, а потом рассказывал всем, что тот ему сказал в ответ, чем очень смешил окружающих.

Его семья была далека от сцены, артистов среди родственников не было. Но у маленького Миши способности пародиста проявились в школьном возрасте. Впервые он оказался на сцене в третьем классе, где пародировал комментатора Николая Озерова. Такую пародию он видел по телевизору в исполнении артиста Геннадия Хазанова . Мальчик хоть и волновался, но сумел выступить, а зрители его поддержали. Позже он не раз выступал в пионерском лагере.

Уже в старших классах без Грушевского не обходилось ни одного школьного вечера. Однажды он на репетиции пародировал преподавателя, да так точно, что проходивший мимо директор школы принял его по голосу за того самого преподавателя, решив, что тот выступает на сцене.

Важная для дальнейшей карьеры встреча произошла у Михаила в студенческие годы, когда он учился в Институте Стали и Сплавов. Он встретился с Владимиром Винокуром. Прошло время, прежде чем Винокур понял, что желание попасть на эстраду у Михаила самое настоящее, и никакие трудности на этом пути его не страшат. Только после этого он начал приглашать Грушевского на выступления, чтобы он мог пообщаться с новыми людьми, побывать среди артистов, погрузиться в эстрадную закулисную кухню.

В то время всё то, чем занимался Грушевский, называлось художественной самодеятельностью, за которую он получал грамоты и благодарности, однако ему всё это очень нравилось.

Пародия Грушевского на Горбачева и Ельцина - 1990 г.

Именно благодаря перестроечному времени он смог постепенно перейти от самодеятельности к профессиональной деятельности. Чтобы выйти на профессиональную сцену, нужен был диплом артиста. Но чтобы получить такой диплом, Михаилу пришлось бы сперва отслужить в армии, поэтому он решает остаться в институте. После окончания Грушевский устроился по специальности – инженером. Это был 1987-ой год.

Начало карьеры юмориста Михаила Грушевского

Прошёл год, Михаил уже мог точно сказать, что в жизни его интересует только сцена. Его пригласили в юмористический эстрадный коллектив, и он с удовольствием согласился, тем более что отсутствие у него диплома артиста их совершенно не интересовало. Этот коллектив создавали артисты, которые до этого работали с Винокуром. Так, в 1988-ом Грушевский стал профессиональным артистом, который за своё творчество уже получал деньги.

М.Грушевский - Красная шапочка

К счастью, коллектив оказался востребованным, артисты пользовались успехом, много гастролировали. В их выступлениях был отклик на многие злободневные темы. Михаил был первым, кто пародировал Михаила Горбачева . Номер оказался «бомбовым», хотя многие тогда считали, что он рисковал. Более всего интерес публики подогревало то, что почти все номера, где Михаил выступал с этой пародией, вырезали из телеэфиров. Позже он спародировал Жириновского и Хазбулатова.

Михаил Грушевский на телевидении

Начиная с девяностых, когда у власти оказался Борис Ельцин, Грушевскому открылась дорога на телевидение. Так в 1996-ом Регина Дубовицкая пригласила его в «Аншлаг». Он некоторое время работал в этой телепередаче, параллельно принимая участие в других программах, где нужно было озвучивать тех или иных политических деятелей. О Дубовицкой он всегда отзывался как о трудоголике, считал, что без неё «Аншлага» бы просто не было.

Артист предан сцене и с юмором относится к жизни. Он считает себя одиночкой и думает, что не смог бы участвовать в таких шоу, как КВН. В 2005-ом Михаил сыграл в фильме «Звезда эпохи» композитора Никиту Богословского. Он был ведущим программы, транслировавшейся на телеканале РЕН ТВ. Её название – «Бабий бунт». Кроме того, в программе «Куклы» звучал голос именно Михаила Грушевского.

Михаил бывает на гастролях за границей. Его всегда хорошо встречают и в Америке, и в Израиле. По мнению Михаила, зарубежная публика умеет оставлять груз своих проблем за пределами концертного зала, они приходят, чтобы отдохнуть и посмеяться. Он считает, что наши люди, к сожалению, так не умеют, и это всегда чувствуется.

Личная жизнь Михаила Грушевского

Впервые артист женился в 2001-ом году. Его избранницей стала работающая в схожей сфере клипмейкер Ирина Миронова.

По рассказам Михаила, они встретились, а потом год не виделись, потом снова встретились, и опять последовала разлука на год, когда же они с будущей супругой увиделись опять, абсолютно неожиданно поженились. Он считает себя человеком-экспромтом. В браке родилась дочь Дарья.


Михаил говорит, что в делах брака был совершенно несведущ. До брака у него был двухмесячный опыт гражданского брака и всё. Поэтому в 2012-ом брак распался, причём с немалым скандалом. Известно, что продолжительное время до развода пара уже не жила под одной крышей.

Как заявила его жена, она написала книгу «Семейная жизнь по правилам съемки» о кризисе среднего возраста и его влиянии на семейную жизнь. К тому же Ирина после развода переключились на более молодого поклонника Сергея Савина, победителя телепроекта «Фактор А» 2011 года. Правда эта связь была недолгой.

Вскоре в сети появились совместные фотографии пародиста и юной модели Татьяны Якушевой. После этого в СМИ вновь появились пикантные подробности относительно этих встреч. Но была ли это правдой, сказать сложно.

В конце 2014 года Михаил женился во второй раз. Его избранницей стала 35-летняя Евгения Гуслярова, которая работает маркетологом. Поженились они 30 декабря после дня рождения артиста в узком кругу родных, а свадебные торжества перенесли на конец января. На свадьбу были приглашены Лев Лещенко, Владимир Винокур, Алсу, Иосиф Кобзон, Дмитрий Дибров, Дмитрий Маликов.


Михаил и Евгения познакомились на отдыхе в Германии в апреле 2014, по приезде в Москву стали тесно общаться. А уже через несколько месяцев Грушевский сделал предложение своей избраннице. Для Евгении это первый брак, она младше своего мужа на 15 лет.

Супруги вместе организовали агентство «Мечтать подано», которое занимается организацией мероприятий.

21 мая 2015 года у пары родился сын Михаил, получивший имя в честь своего звездного отца. Через три недели новоявленные родители отметили день рождения сына в кругу коллег и друзей в итальянском ресторане.

Михаил Грушевский сегодня

В 2012-ом Михаил стал одним из участников шоу «Последний герой», где он с другими артистами вёл на острове борьбу за выживание.

Через год он был участником программы «Повтори!» на Первом канале.

Грушевский любит футбол и болеет за ЦСКА. Его часто приглашают давать комментарии к спортивным мероприятиям.

Грушевский, Михаил Яковлевич (родился в Москве 29 декабря (19641229 ) года) - российский актёр , юморист , эстрадный пародист , спортивный эксперт.

Биография

Родился в Москве. По материнской линии его предки родом с Украины , бабушка жила в Киеве , а дедушка в Одессе .

Актёр также принимал участие во многих других юмористических и сатирических передачах, в частности, в телепередаче «Куклы », где озвучивал персонажей - политических деятелей.

В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала » «Последний герой » .

Популярный шоумен, ведущий развлекательных программ, праздников. Обладает уникальным талантом пародийной импровизации.

Личная жизнь

  • Первый брак - Ирина Миронова. Брак 2001-2012.

Дочь - Дарья Грушевская (2002 г.р.)

  • Вторая жена - Евгения Гуслярова, художественный переводчик (английский язык), маркетолог, предприниматель. Свадьба состоялась 31.01.2015.

Объекты пародий

  • Михаил Горбачев

Сам актёр говорил по этому поводу:

«У меня же не только президенты были в „арсенале“, но и Хасбулатов, Жириновский, и ныне ушедший Лебедь, и многие другие. Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил »

.

Сами же объекты пародий к его выступлениям, по словам актёра, относились так:

«С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав „Вовчика и Левчика“. А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. „Ну как же мы без вас?“ - „А вы пригласите Грушевского“. Если это так, то мне приятно, черт побери!»

В программе «Повтори! »

  • Владимир Жириновский (1 выпуск);
  • Вячеслав Зайцев (2 выпуск);
  • Николай Озеров (3 выпуск);
  • Ян Арлазоров (4 выпуск; исполнял оригинальный монолог Я. Арлазорова «В самолёте»);
  • Аркадий Райкин (5 выпуск; исполнял оригинальный монолог А. Райкина «Век техники»);
  • Владимир Винокур (6 выпуск; в категории «Телефонный розыгрыш» разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова);
  • Илья Резник (7 выпуск);
  • Фрунзик Мкртчян (8 выпуск; пародировался персонаж Ф. Мкртчяна - Рубик Хачикян из фильма «Мимино »)
  • Евгений Леонов (категория «Мультфильмы»; пародировался озвученный Е. Леоновым Винни-Пух); Лев Лещенко (финал; исполнялась оригинальная песня Л. Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Напишите отзыв о статье "Грушевский, Михаил Яковлевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грушевский, Михаил Яковлевич

«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.

Про М.С. Грушевского часто говорят, что он выдумал Украину и ее историю. Однако с этим можно согласиться лишь отчасти, т.к. Украину выдумали задолго до него. А вот историю под Украину создал именно Грушевский. И сделал он это путём простого переименования всего русского в украинское. Об этом и поговорим.
100 лет тому назад президентом Центральной Рады был избран Михаил Грушевский


Михаил Грушевский

У великого украинского писателя-юмориста Остапа Вишни есть просто замечательные строки: «Был когда-то, как вы знаете, недоброй, бородатой памяти профессор Грушевский. Он научными своими разведками окончательно и убедительно доказал, что вот та обезьяна, от которой, по Дарвину, произошел человек, — так обезьяна та была из украинцев. И что вы думаете, так и могло быть, потому что при раскопках неподалеку от речки Ворсклы, как говорит профессор Грушевский, нашли два волоска — один желтый, другой — голубой. Так желтый волосок — с правого той обезьяны уха, а голубой — с левого. Против фактов не попрешь».

Михаил Грушевский в украинской национальной мифологии — личность выдающаяся. Во-первых, так как именно он эту мифологию изначально создавал, а, во-вторых, так как его считают «первым президентом Украины» (что, кстати, в корне не верно). Вот только о подробностях биографии «великого украинца» сегодня в Киеве говорить очень не любят. А зря. Ведь в ней было просто море всего интересного. В частности, она позволяет понять то, откуда взялись «древние украинцы» и государство «Украина-Русь» в современных школьных учебниках…


Михаил Сергеевич появился на свет в 1866 году в Холме (сегодня это территория Польши) в уважаемой семье. Его отец был преподавателем русского языка и автором учебника по церковнославянскому языку, официально принятого Министерством образования Российской империи. Михаил получил в наследство от отца авторские права на книгу, что позволило ему вести безбедную жизнь, занимаясь общественно-политической и научной деятельностью за счет государственной казны. В юности Грушевский несколько лет прожил в Тифлисе, после чего поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который он окончил в 1890 году. Благодаря прилежной учебе и покровительству некоторых преподавателей, Михаил по выпуску остался при университете, где в 1894 году защитил магистерскую диссертацию, после чего в его жизни начались потрясающие метаморфозы.


Михаил Грушевский (сидит первый справа) с родителями, братьями Захарием и Федором, сестрой Анной. Ставрополь, 1876 год.

Здесь нужно сделать необходимую оговорку. Термин «украина», известный по летописям еще с XII века, столетиями использовался исключительно как имя нарицательное. Обозначал он «пограничье». «Украины» были как киевские и черниговские, так и рязанские, амурские. Как более ли менее устоявшееся название по отношению к территории современной Украины его начали применять лишь с конца XVIII — начала XIX столетия. Причем, без какой-либо этнической нагрузки. Даже в «Кобзаре» у Тараса Шевченко термин «украинец» отсутствует в принципе. Идея «инаковости» населения территории современной Украины возникла в первой половине XIX столетия с подачи польских и российских революционеров, пытающихся таким незамысловатым образом ослабить российское самодержавие. «Широкие народные массы» же четко идентифицировали себя с русским народом.

Переломный момент в том, что позже назовут «украинизацией», произошел в середине XIX века в Австрии. Руководство империи сообразило, что русское население Галичины и других подконтрольных Вене земель, тяготеет к России. Поэтому из местных русских методом кнута и пряника (угроз и щедрых посулов) начали ковать новую этническую общность — для начала русинов или рутенов.

Официальная Вена прямым текстом донесла до подвластного ей славянского населения, что на какую-либо поддержку оно может рассчитывать только в том случае, если откажется от совместной этнической идентификации с русскими. Постепенно австрийские власти пришли к тому, что «национальный вопрос» можно попытаться использовать для расширения собственных границ за счет восточного соседа. Безобидную упрощенную азбуку-«кулишовку», созданную для обучения крестьянских детей грамоте, преобразовали в украинский национальный алфавит. На территории Малороссии начали финансировать создание «культурно-просветительских организаций», пропагандирующих «инаковость» населения юго-западных регионов Российской империи. Жителям Карпат стали объяснять, что они «один народ» с жителями Поднепровья, но только не русский и не российский, а некий совершенно отдельный. Представителей «новоиспеченного этноса» при этом называли по-разному: украинцы, малороссияне, русины, южнорусы. Задумка австрийского правительства понравилась и властям стремительно крепнущей Германии, которая начала проявлять оживленный интерес к событиям, происходящим в Киеве.

На этом этапе к большой пропагандистской игре и был подключен Михаил Грушевский. В 1894 году австрийские власти «выписывают» его во Львов, дают кафедру в местном университете и выделяют щедрое финансирование. Грушевский по заказу спонсоров практически сразу выдает на-гора концепцию беспрерывного этногенеза украинцев со времен существования антских племен и Древнерусского государства, которое, по словам ученого, являлось «украинской державой».

Он публикует несколько небольших исследований по «истории Украины» и садится за написание многотомной «Истории Украины-Руси». В «конкурсе» на лучшие «топоним и этноним» побеждают термины «Украина» и «украинцы». Грушевский утверждает, что термин «Украина» стал именем собственным еще в XVI веке, правда, не удосуживается привести в подтверждение своих слов хотя бы сколько-либо убедительные доказательства. Из трудов Грушевского это ничем не доказанное утверждение пойдет кочевать по массе учебников и пособий… По данным российской контрразведки, Грушевский все это время получает щедрое вознаграждение от австрийских специальных служб. На эти средства он выпускает печатную продукцию, регистрирует общественные организации, принимает участие в работе Украинской национально-демократической партии.

При этом профессор, сохранивший российский паспорт, все активнее начинает навещать империю, где оказывается фактически «под колпаком» у контрразведчиков. В 1910 году жандармы фиксируют постоянные контакты Грушевского с австрийским консулом в Киеве, которому ученый передает некие материалы. Во время обыска его жилья устанавливается, что Грушевский хранил у себя антироссийскую литературу и бухгалтерские записи, свидетельствующие о его подрывной деятельности против России за австрийские деньги.


Михаил Сергеевич Грушевский

В 1914 году на фоне приближения и начала Первой мировой войны Грушевский резко активизирует антироссийскую и проавстрийскую пропаганду. Во время очередного визита в Киев его задерживают жандармы. При обыске по месту жительства у Михаила опять находят печатную продукцию антироссийского содержания и отправляют его в ссылку в Симбирск. Однако пробыл там Грушевский недолго. В его поддержку массово выступает либерально-демократическая интеллигенция, завалившая Санкт-Петербург своими посланиями в поддержку проавстрийского профессора.

Сначала его переводят в Казань, а в 1916-ом — в Москву. После Февральской революции он немедленно возвращается в Киев, где его к тому времени уже избирают заочно на должность председателя Украинской Центральной Рады. Бывший ранее записным либералом, Грушевский на глазах «левеет» и становится одним из учредителей Украинской партии социалистов-революционеров. 19- 21 апреля на Всеукраинском национальном съезде его переизбирают президентом Украинской Центральной Рады. Никаким «президентом Украины» он при этом не был: сама его должность называлась иначе, а Украина на тот момент не обладала даже автономией в составе России.

В ноябре 1917 года Грушевский избрался по Киевскому округу во Всероссийское учредительное собрание. В январе 1918-го он буквально несколько день побыл виртуальным «главой государства» (уже существующая только на бумаге Украинская Народная Республика провозгласила о своей независимости). В начале февраля 1918 года представители Центральной Рады подписали с Берлином и Веной мирный договор, согласно которому Украина была оккупирована Германией и Австро-Венгрией.

В апреле Павел Скоропадский с подачи немцев разогнал Центральную Раду, но карьера Грушевского на этом не закончилась.

В 1919 году «экс-президент ЦР» переехал в Австрию и даже основал социологический институт, но дела у него там шли «не очень» (по понятным причинам, бывшим спонсорам было уже совсем не до него). Поэтому некогда возглавлявший антибольшевистское сопротивление, Грушевский стал проситься разрешить ему вернуться в Россию. В СССР в это время как раз разворачивалась кампания по «коренизации», и предложения беглого профессора оказались как нельзя кстати. В 1924 году ему разрешили вернуться, дали место профессора в Киевском университете, сделали его действительным членом Академии наук СССР и назначили на ряд научных должностей. С его подачи в советские учебники перекочевала концепция о наличии отдельного украинского этноса (хоть и не со времен антов, как ему того хотелось бы).

В 1931 году Грушевский был задержан по обвинению в «контрреволюционной деятельности», но вскоре вышел на свободу. Зато репрессиям после этого массово подверглись его ученики и сотрудники. Некоторые историки утверждают, что сдать их мог именно «экс-президент».

В 1934 году Грушевский умер. Его работы в связи со сворачиванием политики коренизации были запрещены. Семья Грушевского подверглась репрессиям по доносу его же ученика — Константина Штеппы, который сначала был белогвардейцем, затем — осведомителем НКВД, в годы войны — агентом гитлеровской СД, а после ее завершения — сотрудником ЦРУ…

Труды Грушевского всегда подвергались ожесточенной критике со стороны научного сообщества. От участия в дискуссиях, когда от него требовали опираться на факты, Михаил Сергеевич обычно отказывался (как это было в случае с Иваном Линниченко, от полемики с которым создатель концепции Украины просто уклонился). Как отдельные приведенные Грушевским факты, так и его концепция в целом в годы Великой Отечественной войны активно использовались в пропагандистских целях гитлеровцами, а после 1991 года — без дополнительной проверки были перенесены в украинские школьные и вузовские учебники. И теперь на основе идей Грушевского о «древних украинцах» и «Украине-Руси» куется новая антинаучная нацистская идеология.

Портрет Грушевского красуется на украинской 50-гривенной купюре, в его честь названа улица в центре Киева, в украинской столице ему установлен памятник. Но о некоторых деталях в его биографии на Украине, как уже говорилось выше, вспоминать не любят. Ну как объяснить школьникам и студентам, почему «великий украинец» униженно просил принять его назад из «просвещенной Европы»? Как прокомментировать факты его работы на австрийскую разведку? А затем — странную лояльность к нему со стороны советских правоохранительных органов?

Современники Грушевского недолюбливали. Писатель-юморист Остап Вишня посвятил антинаучным идеям Михаила Сергеевича саркастический материал под красноречивым называнием «Тридцать сребреников», несколько фраз из которого мы процитировали в начале статьи.

До Грушевского «украинская концепция», которую продвигали австро-венгерские и германские спецслужбы, не была стройной и монолитной. В своей наукоподобной беллетристике Михаил Сергеевич банально обманывал людей, заставляя их верить в выдуманные им самим факты. Потом его концепцию приняли на вооружение бандеровцы, резавшие под рассказы о былом величии «украинорусов», женщин, детей и стариков по приказу гитлеровцев. Сегодня, благодаря оплаченным австрийскими спецслужбами сто с лишним лет назад сказкам, украинские школьники вскидывают руки в нацистском приветствии, а на Донбассе льется кровь. Выбери австрияки на место Грушевского кого-то другого, смог бы он действовать так же эффективно? Неизвестно… Роль личности в истории все-таки недооценивать не стоит…

Святослав Князев