Как разработать голос? Простые упражнения на каждый день. Упражнения для постановки голоса

6 4 517 0

Красивый, чистый, поставленный голос открывает перед человеком множество дверей. Ведь во всех сферах нашей жизни мы общаемся. Чем лучше у нас это получается, тем больше шансов на завоевание авторитета в обществе. Конечно, чтобы натренировать голосовые связки в спортзал ходить не нужно, но совсем без тренировок у вас ничего не выйдет.

Вам понадобятся:

Изучите свой голос

Оцените свои возможности. Изучите сильные слабые стороны. Для этого вам поможет простой совет: запишите свой голос на диктофон. Предупреждаем, слышать голос в записи впервые может показаться еще тем испытанием.

Начните с простых упражнений

Для начала отрепетируйте правильное произношение гласных звуков – “а”, “о”, “у”, “и”, “э”. Тогда учитесь произносить их в высоких тонах и более низких. Старайтесь держать звук на выдохе столько, сколько вы сможете. Со временем выносливость голосовых связок будет увеличиваться.

Тренируйте дыхание и диафрагму

Для тренировки мышц диафрагмы идеально подойдет следующее упражнение: произносите с закрытым ртом звук “м”. Сначала “мычите тихо”, второй раз – громче, и третий – на всю мощь. Положите руку на солнечное сплетение и вы почувствуете как напрягаются и вибрируют мышцы.

Для развития правильного дыхания попробуйте в свободное время надувать воздушные шары.

Советуем вам также регулярно делать “упражнение Тарзана” . Станьте ровно и начинайте быстро на выдохе произносить гласные звуки. Но при этом сожмите руки в кулаки, и хлопайте себя ними в область груди. После этого проделайте такое упражнение для каждого звука поочередно, протягивая его на выдохе, как можно дольше. Кстати, “упражнение Тарзана” помогает не только для постановки голоса, но и для профилактики инфаркта, и кашле.

Проконсультируйтесь с профессионалом

При самостоятельной постановке голоса вы можете развить в нем нежелательные нотки и подчеркнуть недостатки. Так же есть риск сорвать голосовые связки. Поэтому если у вас нет времени или денег, чтобы нанять учителя, сходите хотя бы разово на консультацию, чтобы вам объяснили, как работать голосом, какие тренировки вам обязательны, а от каких нужно воздержаться. Даже одна такая консультация сможет дать вам ответы на многие важные вопросы.

Пойте

Даже если вашей конечной целью не является пение на большой сцене, все равно пойте. Минимум полчаса в день. Если живете не один, проговорите это момент с близкими и соседями. Ведь часто именно их непонимание со стороны может пошатнуть ваш энтузиазм и веру в себя.

Для начала пробуйте петь под музыку любимых исполнителей. Позже начинайте тренировки а капела. Позже купите микрофон и пробуйте свое пение записывать. Анализируйте ошибки, и продолжайте тренировки.

Не пародируйте

Пытаясь добиться хороших результатов люди часто стараются повторить чей-то успех. Помните, что каждый голос уникален и неповторим. Не делайте свой похожим на кого-то. Особенно не стоит пародировать знаменитостей.

Репетируйте на людях

Еще немаловажно научиться петь и говорить на людях. Старайтесь время от времени устраивать концерты и публичные выступления для самых близких. Ведь очень часто стеснение влияет на ваши способности не самым лучшим образом. Боритесь со своими эмоциональными проблемами и комплексами.

Голос - природный дар, данный нам с рождения. С его помощью мы общаемся с другими, доносим до окружающих нужную информацию и заявляем о своих потребностях. Для успешного общения важно, чтобы этот "инструмент" служил нам верой и правдой. Роль речевого общения нельзя недооценивать: от правильности, красоты, убедительности речи зависит впечатление, производимое на собеседника, и наш имидж в целом.

Таким образом, правильно поставленный голос необходим не только певцам, актерам и дикторам телевидения. Политик, произносящий речь перед избирателями, бизнесмен, ведущий деловые переговоры, учитель или лектор, подолгу выступающий перед многочисленной аудиторией, - все они нуждаются в сильном, убедительном, хорошо поставленном голосе. Красивый, приятный для слуха голос нужен нам, чтобы произвести впечатление при устройстве на работу или просто понравиться кому-либо.

Многие ли из нас довольны своим голосом? Увы, таких единицы. От природы выдающиеся голосовые данные имеют очень немногие, большинству же приходится бороться с разнообразными недостатками собственной речи: шепелявостью, картавостью, слабым и тонким голосом, резким неприятным тембром и т. д.

Как разработать голос? Речь идет, прежде всего, о дикции. Под этим понятием подразумевают умение четко и безошибочно произносить звуки с правильной артикуляцией. Наш - механизм, посредством которого мы издаем звуки. Его нарушения (врожденные или из-за перенесенных заболеваний и травм) приводят к низкому качеству дикции.

Одна из основных причин плохой дикции - недостаточная подвижность нижней челюсти и невозможность открывать рот на нужную ширину, при этом слова звучат "скомканно" и глухо. Для борьбы с этим недостатком требуются серьезные меры. В основном решение вопроса "Как разработать голос?" сводится к комплексу упражнений по улучшению функции речевого аппарата. Этим можно заниматься на специальных курсах или дома самостоятельно. Очень важны при таких занятиях систематичность, настойчивость и тщательное выполнение всех упражнений.

Сила голоса зависит, в первую очередь, от правильности речевого дыхания. Для его тренировки примите удобную позу (стоя, сидя или лежа), одну руку положите на живот, другую - на грудную клетку сбоку и производите глубокие вдохи через нос с последующими плавными выдохами (руки контролируют подъем-опускание грудной клетки и живота). Другое упражнение - коротко вдохнуть носом, затем на пару секунд задержать в легких воздух, плавно выдохнуть ртом.

Или: коротко вдохнув, на плавном выдохе произносить (а, о, у, и) и их разнообразные сочетания. Можно на одном выдохе считать (вначале до 3-5, постепенно увеличивая до 10 и более), а также производить обратный отсчет. "На одном дыхании" можно произносить всевозможные скороговорки, которые сами по себе являются прекрасным средством улучшения речи.

Как разработать голос, используя и установки? Ведь не секрет, что на оказывает влияние наше душевное состояние и внутренний настрой. Индийские йоги с помощью специальных практик владеют искусством управления голосом, могут делать его тембр глубоким и насыщенным. Вот некоторые несложные упражнения:

Стоя перед зеркалом, выдохнуть, вдохнуть, затем тянуть как можно дольше гласные "и", "э", "а", "о", "у" (именно в такой последовательности). Поочередное произнесение их активизирует систему кровообращения области шеи и горла, грудной клетки, сердца, живота.

Упражнение "Тарзан" не только развивает голос, но и предупреждает и инфаркты. Стоя прямо, выдохните, глубоко вдохните, затем бейте себя по грудной клетке кулаками, одновременно как можно громче крича поочередно все гласные. Это заряжает энергией и очищает бронхи от слизи.

Как разработать голос при помощи упражнений на развитие артикуляции (т. е. непосредственно подвижность нижней челюсти, следует пытаться опускать ее, добиваясь промежутка между зубами шириной в два пальца. Нужно с раскрытым ртом тянуть гласные звуки и их сочетания; проговаривать пословицы и поговорки с большим количеством гласных, читать стихи.

Для развития подвижности губ следует растягивать их в улыбке без обнажения зубов, затем обнажая зубы, вытягивать трубочкой, округлять. Во всех этих положениях нужно пытаться произнести гласные звуки, а также согласные при плотно сомкнутых губах. При чтении стихов, пословиц, поговорок следует следить в зеркале за правильной артикуляцией.

Для улучшения подвижности языка следует высунуть его и двигать вверх-вниз, в стороны, по кругу, "очищать" языком зубы изнутри и снаружи, делать узким, широким и "чашечкой".

Занятия должны проводиться каждый день по 10-15 минут, причем важно добиваться правильного выполнения каждого упражнения.

Трудно не согласиться фактом, что хорошая песня может завоевать сердце человека. С помощью песен люди объясняются в любви, поднимают боевой дух, славят победителей. Неудивительно, что многих интересует, как научиться красиво петь в домашних условиях самостоятельно.

Имея огромное желание, человек осуществит мечту и улучшит вокал. Достижение цели зависит от певческого голоса и музыкального слуха, регулярности тренировок и способности исправлять ошибки. Занимаясь под присмотром педагога, получить хороший результат можно гораздо быстрее. Учитель – прекрасный стимулирующий фактор. Он подскажет, как развить вокальные данные.

Пение помогает побороть депрессию , поднять настроение , снять стресс, обрести уверенность в собственных силах. По мнению скептиков, научиться петь дома без сторонней помощи нереально. Это всего лишь заблуждение. В мире множество певцов-самоучек, которым удалось вывести вокал на новый уровень без участи наставника и в домашних условиях.

Пошаговый план действий

Если вы разделяете мое мнение, хотите улучшить слух и стремитесь освоить искусство красивого пения, внимательно прочтите этот материал, состоящий из полезных рекомендаций, дельных советов и видео упражнений.

  1. Начинать обучение следует с пения отдельных нот в унисон. Поможет гитара, фортепиано, гармошка или камертон. Если возникнут трудности, задачу упростите – попытайтесь мычать на определенной ноте с закрытым ртом.
  2. На первых порах пойте в доступном диапазоне, попадая в ноты. Обязательно проследите, чтобы голос полностью сливался со звуком, издаваемым музыкальным инструментом.
  3. Наверняка у вас есть любимые профессиональные исполнители, которые поют в аналогичной тональности. Попробуйте петь одновременно с ними, копируя действия и звуки.
  4. Контролировать процесс поможет звукозаписывающая аппаратура. Записав пение, сможете объективно его оценить. Это важно, так как внутреннее пение отличается от объективного звучания.
  5. Сделать голос красивым и мелодичным поможет развитие артикуляции и дыхания. Во время пения сохраняйте бесшумное, энергичное и непродолжительное дыхание.
  6. Во время воспроизведения звуков воздух набирайте через нос с помощью живота. Если задействовать грудь, при исполнении музыкальных композиций будете задыхаться.
  7. Развить дыхание получится с помощью простого упражнения. Встаньте спиной к стенке, положите руку на живот и почувствуйте, как он выпячивается и втягивается при пении.
  8. Чтобы сделать артикуляцию утрированной и максимально четкой, произносите скороговорки. Во время процесса особое внимание уделяйте окончаниям слов. Не забывайте, в пении участвуют и ноздри. Тренируйте красивый вокал перед зеркалом.
  9. Тренировки должны носить ежедневный и постоянный характер. В день занимайтесь не менее одного часа. Такой подход поможет быстро наработать техническую базу и получить хороший результат в домашних условиях.
  10. После освоения азов переключите взор на караоке. Покорение этой высоты откроет путь к «минусовкам» – записям музыкальных произведений, не сопровождающимся вокалом. Не помешает помощь стороннего человека с хорошим музыкальным слухом, чтобы оценить ваши успехи.
  11. Интернет переполнен специальными программами для развития слуха. Не пренебрегайте этой возможностью.

Видео обучение и упражнения

Помните, слушателям нравится эмоциональное пение. Поэтому перед началом выступления обязательно прочувствуйте смысл песенки, а во время пения сопровождайте свои эмоции жестами.

Думаю, теперь вы понимаете, что желание и постоянная работа над собой поможет в совершенстве овладеть техникой вокала. Не исключено, что именно пение позволит построить карьеру и прилично зарабатывать.

Как петь, если нет голоса и слуха

Когда человек слышит зажигательную музыку, возникает желание петь и танцевать. Далеко не у каждого это получается в силу отсутствия слуха и голоса. Скептики считают, что обрести эти навыки нереально. У меня другое мнение.

Не обещаю, что с помощью следующей инструкции вы станете профессиональным вокалистом, но полученных знаний достаточно, чтобы научиться петь, если нет голоса и слуха.

  1. Поработайте над голосом. Поможет компактный плеер или нетбук . Благодаря этим устройствам прослушивайте музыку, уделяя особое внимание переливам и прочим тонкостям.
  2. После прослушивания, любимую композицию попойте и запишите на телефон или диктофон. Затем проанализируйте пение. Во время анализа поймете, какие фрагменты композиции исполнены чисто, а какие нуждаются в проработке.
  3. Неплохие результаты показывает пение без музыки. Оно помогает слышать только собственный голос. Во время повторного пения исправите допущенные ошибки.
  4. Если в процессе пения чувствуете себя скованно, причина явления, вероятнее всего, – плохо выученные слова. Перед началом тренировки в совершенстве изучите текст, и только после пойте.

С голосом разобрались. Теперь рассмотрим слух. Отсутствие слуха – не преграда для покорения музыкального мира. Постоянно тренируясь, станете лучше в этом плане. Только проявите терпения и найдите для этой цели капельку свободного времени.

  • Отсутствие музыкального слуха – проблема, но решаемая. Первым делом уделите внимание обучению. В этом вопросе поможет школьный преподаватель или репетитор. У хорошего специалиста обязательно найдется несколько методик приобретения слуха.
  • Путь к цели должен начинаться с сольфеджио – специальных вокальных упражнений. С их научитесь слушать и слышать ноты, и легко их распознавать. Это умение – ключ к грамотному пению. Ученикам музыкальной школы приходится изучать сольфеджио на протяжении пяти лет.
  • Особое внимание уделяйте развитию слуха, чтобы чисто интонировать, сочинять красивую музыку и подбирать мелодии.
  • Музыкальный слух бывает абсолютным и относительным. Люди с абсолютным слухом легко и правильно распознают все звуки в музыкальной композиции. Обладатели относительного слуха распознают ноты путем сравнения. После обретения относительного слуха стремитесь к получению абсолютного.
  • Постоянно слушайте музыку, стараясь уловить отдельные звуки и проявления вокальной импровизации. Немного времени уделите изучению основных терминов и чтению тематической литературы.
  • Когда дружба с сольфеджио окрепнет, переключитесь на развитие голоса, освоение правильного дыхания, изучение техники корректного извлечения звуков. Такой подход принесет существенные результаты устойчивого характера.

Методика окажется эффективной, если будете всегда и везде петь, даже без музыкального сопровождения. Если стесняетесь, преодолейте страх перед людьми . Именно слушатели и их реакция выступают индикатором успехов в области вокального пения.

Видео уроки вокала

Полезная информация

Заключительную часть рассказа посвящаю пользе пения и поделюсь полезными советами универсального характера. Информация ускорит ваше обучение.

  • Любите пение, совершенствуйтесь и развивайтесь . Такой подход улучшит вокальные данные и поможет взобраться на самые высокие вершины и научиться красиво петь.
  • Не спешите . Терпение – гарант успеха. Иногда для прогресса приходится приложить много времени и сил. И если проявите терпение, это станет большим достижением.
  • Занимайтесь спортом . Физическая активность разовьет дыхательную систему и предоставит возможность удерживать объем легких на оптимальном уровне.
  • Всегда думайте о пении . Так настроитесь на результат, что положительно скажется на тренировках. Перед каждым занятием разогревайте связки. В противном случае могут возникнуть неприятные последствия и травмы.
  • Изучайте новые методики по тренировке вокала . Прислушивайтесь к советам профессионалов, ищите свежий и новый материал.
  • Берегите горло . Не оставляйте без внимания здоровье горла, особенно, зимой. Летом не злоупотребляйте ледяными напитками и мороженым, а зимой носите шарф.

В наше время популярны клубы и караоке-бары, особенно, в Японии. По словам японцев, пение – приятное и полезное занятие. Многие люди старательно заботятся о здоровье.

Выбирая разновидность отдыха, они руководствуются пользой, забывая об ощущениях, впечатлениях и эмоциях. Как показывает практика, скучные пикники и компьютерные игры много пользы не приносят. Исключением выступает пение, которое является лучшим лекарством против стресса.

Когда человек поет, он расслабляется, забывает о надоедливых комплексах и полноценно отдыхает. Слух и голос роли не играют. Стеснительным лицам рекомендую заглянуть в караоке-клуб. Такое заведение убедит, что не каждый человек может похвастаться отличным вокалом.

Помните, если пение приносит пользу, для соседей может оказаться достаточно вредным. Если поете в домашних условиях, делайте это днем, но никак не среди ночи. Если после восхода луны появится желание блеснуть голосом, отправляйтесь в заведение, которое для этого предназначено.

Содержание:

Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

Вам нравится свой голос?

Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

К примеру:

Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

Вот, например:

а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

э-э-э — в железах и в мозг

у-у-у — в глотке, гортани

м-м-м — в легких

о-о-о — в средней части груди

су-су-су — в нижней части легких

о-о-о — в диафрагме

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

У вас есть страх публичных выступлений

У вас заметный акцент

Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

Монотонный

Скрипучий

Гнусавый

Картавый

Писклявый

Дрожащий

Плаксивый

Неуверенный

Саркастический

Слишком громкий

С одышкой

Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

Уверенный

Приятный

Красивый

Спокойный

Доверительный

Дружеский

Выразительный

Мелодичный

Властный

Естественный

Заботливый

Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

Упражнения для постановки речевого дыхания

1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

аaaaaыыыыы

5. Гудение

Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

  1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
  2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
  3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
  4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Правой рукой строят – левой ломают.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

Есть время плакать, есть и веселиться

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

4. Упражнение «Тарзан»

Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

эээээээээээ

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

Работа над дикцией

Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Развитие подвижности нижней челюсти

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии (рот приоткрыт)

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии

ёёёёёёёёёёёёё

яяяяяяяяяяяяяя

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааооооо

ааааауууууу

аааааиииии

оооооааааа

оооооууууу

ааааауууууооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээооооооуууууу

При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

Например:

Щипцы да клещи, вот наши вещи.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Два сапога — пара.

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

А.С. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

Упражнения для развития подвижности губ

При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

Используйте следующие упражнения для развития губ:

1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

оооооо (губы овалом)

уууууу (губы трубочкой)

ииииии (губы растянуты в улыбке)

8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

ааааииииууууыыыы

ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

От умного научишься, от глупого разучишься.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Толстой Алексей Николаевич

Развитие мышц языка

Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

Развиваем силу голоса

1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

1. «Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

Отработка полетности голоса

1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

Упражнение на выработку подвижности голоса

1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Отрабатываем тон речи

1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

  • вопрос
  • удивление
  • восхищение
  • презрение
  • сочувствие
  • пренебрежение
  • зависть
  • вопрос-переспрос

2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

«Я ни в чем не виновата!»

«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Сказала она тихо, но решительно.

С сожалением протянула она.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

Прочтите следующие слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

ас, ос, ус, ыс, эс,

аш, ош, уш, ыш, эш

Отработка слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Четкое произношение звуков и слов в речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Купи кипу пик.

Водовоз вез воду из водопровода.

Галка села на палку, палка ударила галку.

У быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

Заключение

Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.