Виды сказуемых: простые, составные, именные, глагольные. Предложение: что такое сказуемое и подлежащее

Как известно, основной смысл предложения заключен в его грамматической основе, которую составляют подлежащее и сказуемое. В русском языке лингвисты обычно выделяют три вида сказуемых. Давайте разберемся, в чем же между ними разница.

Как различаются сказуемые

Наблюдая за выражением грамматических основ разных предложений, мы можем заметить, что сказуемые могут выражаться различными частями речи; причем иногда сказуемое состоит из одного слова, а иногда из нескольких. В зависимости от этого ученые решили разделить сказуемые на группы, что позволяет избегать путаницы и помогает быстро находить грамматическую основу.

Они предложили учитывать, состоит ли сказуемое из одного слова (простое) или из нескольких (составное), и обращать внимание, чем выражена смысловая часть, если сказуемое составное и смысловая и грамматическая функции делегированы разным словам.

Таким образом получилось деление на простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемые. Все виды сказуемых школьники изучают в 8 классе. Ниже вы видите таблицу с примерами видов сказуемых.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в форме любого времени и наклонения.

Иногда получается два слова в сказуемом (хотя оно и простое): если какая-то форма глагола образуется с помощью вспомогательного глагола («Я буду читать») или частицы («Путь он уйдет!»). Но сказуемое все равно остается простым, ведь глагол-то один!

Примеры предложений с простым глагольным сказуемым:

  • Мой друг играет на саксофоне.
  • Расскажите-ка об этом подробнее!
  • Мы будем выступать на сцене.
  • Светало.

Составное глагольное сказуемое

Отавное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, выполняющего грамматическую функцию, и инфинитива смыслового глагола, собственно и называющего действие. Первая часть может выражаться глаголами о значением фазы действия (начать, закончить и т.п.) , со значением модальности (хотеть, мочь и т.д.) или же сочетанием глагола «быть» с кратким прилагательным с модальным значением (рад, готов и проч.) Связка «быть» в настоящем времени опускается.

Глаголы со значением движения не могут быть вспомогательными в составном глагольном сказуемом.

Примеры предложений с составным глагольным сказуемым:

Составное именное сказуемое

Это сказуемое также состоит из двух частей, из которых одна берет на себя функции передачи грамматического значения, другая же выражает основной смысл. Первая - это глагол-связка «быть» в какой-либо форме. Иногда используется так сказать «полусвязка» («казаться» и т.п.: Он казался грустным.)

Вторая часть может быть выражена именной или какой-либо другой частью речи, кроме деепричастия и личной или безличной формы глагола (а инфинитивом - может), или синтаксически неделимым сочетанием.

В настоящем времени связка опускается; обычно говорят, что связка нулевая.

Примеры предложений с составным именным сказуемым:

  • Мой брат – архитектор.
  • Девушка очень красивая.
  • Она с голубыми глазами.
  • Малыш испуган шумом.

Сказуемое - главный член предложения, кото­рый обычно связан с подлежащим и отвечает на во­просы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что предметтакое?», «ктоон такой?», «что происходит?».

По структуре различаются простое глагольное, со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое - это такое сказуе­мое, в котором и лексическое, и грамматическое зна­чения выражаются одной глагольной формой.

Простое глагольное сказуемое может быть выра­жено:

1) глаголом в любой спрягаемой форме и в форме инфинитива: Была темная ночь.

2) фразеологизмом или сочетанием слов с единым значением: Петя понял, что попал впросак;

3) сочетаниями слов, характерными преимущест­венно для разговорного и художественного стилей ре­чи, например:

Инфинитива с личной формой того же глагола и частицей «не» между ними: Делать она ничего не де­лала, ни за что не бралась;

Двух однокоренных глаголов с частицей «не» ме­жду ними: Ждем, не дождемся твоего возвращения;

4) глаголами междометного характера: Только я на лестницу, а он нырь мне навстречу.

Составное сказуемое состоит из двух частей, одна из которых выражает грамматическое значение на­клонения, времени, числа и т. д., а другая несет основное лексическое значение.

В зависимости от того, какая часть речи является носителем лексического значения, выделяются со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного компонента и инфини­тива: Писатели не могут ни на минуту сдаться пе­ред невзгодами.

В роли вспомогательного компонента могут вы­ступать:

1) глаголы, обозначающие начало, продолжение, окончание действия (фазисные глаголы): начать, пре­кратить, продолжать, стать, приняться, кончить и др.

2) глаголы, обозначающие желательность, воз­можность, невозможность, необходимость действия (модальные глаголы): мочь, хотеть, уметь, желать и др.

3) глаголы, обозначающие процессы мысли, эмо­циональную оценку действия (модальные глаголы): думать, надеяться, любить, ненавидеть.

4) краткие прилагательные рад, должен, готов, склонен, способен и др. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

5) синтаксически неделимые сочетания типа го­реть желанием (желать), быть в состоянии (мочь), иметь возможность (мочь) и т.

Д.: К сожа­лению, я не имею возможности помочь тебе;

6) предикативные наречия нужно, нельзя, можно, надо, необходимо и т. п. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

7) сущ. типа мастер, любитель и т.п.

Составное именное сказуемое состоит

из глагола-связки и именной части: Семья была дружная.

В роли связки могут выступать:

1) глагол быть в различных формах наклонения и времени.

Данная связка называется отвлеченной и выполняет только грамматическую роль: выражает связь с подлежащим и обозначает категории време­ни, наклонения, числа и т.д.

В настоящем времени данная связка может быть нулевой т. е. формально не выраженной: Все тихо, спокойно.

2) глаголы с ослабленным лексическим значением, используемые для выражения и грамматического значения, и частично лексического: стать, стано­виться, казаться, называться, считаться, делать­ся и др. Такая связка называется полуотвлечен­ной: Все предметы стали отчетливыми.

3) глаголы с полным лексическим значением, обо­значающие движение, состояние предмета: стоять, жить, ходить, сидеть, родиться и т. д. Такая связка называется знаменательной:. Мы вышли до­вольные.

Именная часть может быть выражена:

1) именем существительным

2) именем прилагательным

3) наречием

4) именем числительным или сочетанием числительного и существительного

5) местоимением

6) причастием

7)синтаксически неделимым сочетанием

Осложненное сказуемое

Осложнение составных глагольного и именного сказуемых обычно осуществляется за счет употреб­ления в их составе дополнительного фазисного или модального глагола. Осложненное сказуемое (его так­же называют сложным сказуемым) включает в себя три (и более) слова и может состоять:

а) из нескольких глаголов и представлять со­бой осложненное составное глагольное сказуемое: Я решил начать заниматься спортом;

б) из глаголов и имен и представлять собой ослож­ненное составное именное сказуемое: Да, признаюсь, господа» я очень хочу быть генералом.

Еще по теме ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ:

  1. 17.Типы сказуемого и способы его выражения в двусоставном предложении. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Предложения. Разные типы сказуемого в русском языке могут отвечать на разные вопросы, иметь различное значение, выражаться разными частями речи.

В нашем языке сказуемое наиболее часто передает действие, совершаемое субъектом (Мальчик бегает ). В этом случае оно будет отвечать на вопросы «Что делает? » или «Что сделает?», а выражаться глаголами.

Реже сказуемое может выражать состояние субъекта, его признак, а отвечать на вопросы «Каков субъект?», «Кто такой субъект?». Выражаться, соответственно, такое сказуемое будет другими частями речи.

В русском языке есть разные виды сказуемых. Все они имеют вещественное (лексическое) и грамматическое значение. Под вещественным (лексическим) подразумевается название действия или состояния, которое сказуемое называет. (Волга течет. Я - строитель. )

Грамматическое зависит от той формы, в которой стоит часть речи, выражающая сказуемое. Например, в предложении Волга течет это настоящее время, а в предложении Я - строитель - мужской род, единственное число.

Рассмотрим ближе виды сказуемых.

Их три. Наиболее простым по форме является Оно выражается глаголом в одном из наклонений, состоит из единственного слова. (Дождь идет. Я бы съездил куда-нибудь. Сбегай в магазин. )

Составное глагольное сказуемое (СГС) строится по формуле: + инфинитив. В роли первого чаще всего выступают слова, имеющие значение фазы: (продолжить, начать, бросить ). Нередко вспомогательными могут быть модальные глаголы: должен, обязан и т.п. (Иван Иваныч был охотник вкусно пообедать. Школьник должен хорошо учиться. Пора тебе бросить курить ).

В таких предложениях глагол вспомогательный нужен для передачи грамматического значения, а основной - для выражения значения лексического.

Однако далеко не все сочетания инфинитива и другого глагола являются СГС. Изучая виды сказуемых, нужно помнить: чтобы сочетание можно было считать СГС, глагол вспомогательный не должен иметь полнозначного лексического значения. Это значит, что, убрав инфинитив, нельзя будет понять, о чем идет речь в предложении. (Я начал обедать. Я хочу спать ). В этих примерах подчеркнутые слова имеют неполное лексическое значение, без инфинитива они теряют смысл, поэтому в предложениях имеет место быть СГС. В противном случае (при знаменательном глаголе) сказуемое будет простым глагольным, а инфинитив - второстепенным членом предложения.

В предложениях с СГС действие инфинитива должно быть субъектным (Я начал учить новый танец ). Иначе, если глаголы будут относиться к разным словам, инфинитив станет второстепенным членом (Я попросил его сходить в магазин ). Слово сходить - дополнение.

На этом виды сказуемых не заканчиваются. Самое сложное из них - составное именное сказуемое (СИС). Оно строится по формуле: вспомогательная + основная часть. Причем вспомогательная выражается глаголом-связкой, предназначенным для передачи грамматического значения, а основная (существительное, местоимение) используется для выражения лексического значения.

Одни связки могут не иметь собственного лексического значения, а только фиксировать грамматическое. (Он был геологом. Он будет геологом ).

Полузнаменательные связки выражаются глаголами, обозначающими название, возникновение, наличие или развитие признака. Они дополняют сказуемое лексическими оттенками, а в других предложениях могут исполнять роль самостоятельного сказуемого. (Он остался неразвитым и диким. Он остался со мной ).

Наконец, существуют связки знаменательные (Я вернулся довольный ).

Именные части СИС выражаются существительными или другими именными частями речи.

Виды сказуемых, примеры которых приведены выше, помогают разнообразить русскую речь, сделать ее яркой, выразительной, эмоциональной.

Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. Сказуемое обозначает действие, которое выполняет субъект, а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое? кто он такой? Как правило, сказуемое выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения – существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др.

Сказуемое русского языка представлено тремя видами – простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное. Для того чтобы быстро и правильно определить вид сказуемого в отдельном случае, необходимо, во-первых, представлять схему состава сказуемого, во-вторых, уметь применять теоретическую схему на конкретном языковом материале. Рассмотрим типы сказуемых, кратко охарактеризуем каждый из них и проследим реализацию на примере.

1. Простое глагольное сказуемое.

Это самый простой тип сказуемого – оно выражено глаголом в каком-либо наклонении. Например, он играет; пришел бы пораньше и др. Чаще всего этот тип запоминают по формуле: одно слово в сказуемом, значит, сказуемое простое глагольное. Не сложно догадаться, что эта формула ошибочна: к данному типу относятся сказуемые, в составе которых имеется 2, 3 и даже больше слов. Например:

Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное).

Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение).

Он вышел из себя (фразеологизм).

Они ждали, ждали и не дождались (повторение одного глагола в разных формах).

Весны ждала, ждала природа (повторение одинаковых глагольных форм).

Обижайся не обижайся , а все равно будет по-моему (повторение одного глагола с частицей не).

Пойду прогуляюсь (сочетание разных глаголов в одинаковой форме).

2. Составное глагольное сказуемое.

Это сказуемое строится по схеме: вспомогательный глагол + инфинитив. Все эти элементы должны присутствовать в сказуемом, чтобы мы смогли его назвать составным глагольным! Снова-таки не стоит думать, что данное сказуемое состоит из 2 компонентов – их может быть больше.

Он хочет поступить в институт.

Я долго не мог с ними встретиться .

Ты должен учиться.

Он был охотник повеселиться.

Я был не в состоянии думать об этом.

Отметим, что в качестве вспомогательного элемента чаще всего выступают фазисные глаголы (те, которые обозначают фазу действия – начать, продолжать, стать, бросить ) или модальные слова (должен, обязан, хочет ).

3. Составное именное сказуемое.

Такое сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть , но можно встретить и иные связки. Именная часть выражается прилагательным. Существительным, наречием, причастием, местоимением и др.

Погода была хорошая.

Книга – верный друг .

У него характер твёрже стали.

Трава скошена .

Вечер тих .

Ошибка была налицо.

Дважды два – четыре .

Эта тетрадь моя .

Как видим, определение типа сказуемого несложное задание, нужно только уверенно и стопроцентно знать материал и, главное, уметь ориентироваться в нем.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока

(приложение , слайд№2)

3. Проверка домашнего задания.

4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

режисс ёр – продюс ер;

трасс а – терр аса;

колосс – колос ;

металл – ал юминий;

финн – фин ский.

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного

(слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Выражается глаголом в форме одного из наклонений Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Вспомогательный глагол + именная часть
Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
  2. Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
  5. Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
  8. Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается).
  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)
  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
  2. Кратким прилаг., и прич.
  3. Сравн. степенью прилаг.
  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
  3. Фразеологический оборот не имею намерения вредить вам).
  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).
  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).
  3. Вспомогательный глагол: быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
    (Молодой человек весёлый.
    Молодой человек был весел)
  4. Обороты типа:
    Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюс ер может не согласится с этим сценарием.

Продюс ер может что сделать? – может не согласится.

б) Режисс ёр казался расстроенным.

Режисс ёр что делал? – казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

  • Наступило новое утро.
  • От скуки девочка начала придумывать разные истории.
  • Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
  • Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
  • Пусть всегда будет солнце!
  • Мама вернулась из поездки усталая.
  • 13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):

    1. Мартышка вздумала трудиться.
    2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
    3. Червонец был запачкан и в пыли.

    14. Ещё одна попытка (слайд№14):

    1. Шли два приятеля вечернею порой.
    2. Герои решили разобраться.
    3. Множество людей вышли было на улицу.

    15. Закрепление изученного.

    Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

    1. 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
    3. 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
    1. Шестью восемь – сорок восемь.
    2. Солнце было красное и большое.
    1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    2. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

    16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).

    1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. Команда будет выступать на соседнем поле.
    3. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.

    17. Подведение итогов. Домашнее задание

    (слайд№19).

    Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.