Т 14 принят на вооружение или нет. «Армата»: три головы об одной башне

Танк Т-14 «Армата», который в России провозгласили чудом техники, у «которого нет аналогов в мире», не будет производиться серийно и не станет главной боевой машиной армии России. Хотя военным обещали такое оружие много лет. У страны просто нет денег на него.

Провал с хваленым танком признал вице-премьер-министр РФ Юрий Борисов, отвечающий за оборонную промышленность страны. По его словам, нет смысла «засыпать армию дорогими «Арматами», каждая из которых стоит 4 миллиона долларов». У российских военных сегодня есть немало Т-72 и его обновленной версии Т-90. Борисов говорит, что на эти танки «есть большой спрос на рынке», потому что они якобы дешевые и «эффективны против американских, немецких и французских аналогов».

«Если бы существующая бронетехника, в частности, обновленный Т-72, уступал потенциальному врагу, мы бы продвигали закупки нового вооружения. Но они не уступают, а значит покупать что-то нет необходимости», — сказал российский чиновник. Аргументы Борисова удивляют. Ведь, если верить его словам, стоимость танка «Армата» должна быть около 4 миллионов долларов. И это дешевле на 2 миллиона, чем, к примеру, стоит немецкий «Леопард» или израильский танк «Меркава». Последний в России называли единственной моделью, которая могла бы сравниться с Т-14. Более того, хорошо оснащенный Т-90 стоит столько же, сколько и расхваленный новый российский танк.

Впрочем, эксперты говорят, что цена, названная российским вице-премьером, ненастоящая. По словам аналитика Павла Фильгенгауера, стоимость серийного Т-14 была бы не менее 8 миллионов долларов. Сам Борисов еще пять лет назад, будучи заместителем министра обороны, публично настаивал, что России остро необходимо работать над «Арматой», чтобы как можно скорее поставить ее на вооружение. Потому что, как он тогда говорил, Т-72 и Т-90 уже устарели, модернизации не поддаются и с многих точек зрения проигрывают немецким и израильским танкам.

Контекст

«Армата» - просто дорогой гроб

Деловая столица 01.08.2018

У России нет денег на «Армату»

Bloomberg 31.07.2018

Российский танк Т-80 - это не шутка

The National Interest 30.07.2018

Человек Путина хочет создать «русский Эйрбас»

Handelsblatt 25.07.2018 «Наша армия больше не может жить с техникой, которая осталась от СССР. Мы должны сделать большой скачок и создать новую боевую машину до 2015-го. И мы сделаем это», — говорил он в интервью для радио «Эхо Москвы» в 2013 году. Очевидно, Т-14 готовили под юбилей. Революционная машина, которая «берет верх над всем, что есть у других стран», должна была выйти 9 мая 2015 года во время парада на Красной площади. Как раз победе над нацистской Германией во Второй мировой войне исполнилось 70 лет. И тогда перед трибунами проехали 16 машин, которые до того держалиссь в секрете. Но во время генеральной репетиции парада «Армата» сломалась, не сдвинувшись больше с места. Ее еле отбуксировали с площади.

Военный эксперт Руслан Рухов объяснил, что конструкторы нового российского танка пытались воспроизвести передовые разработки, воплощенные в боевых машинах других стран. «Что-то подсмотрели, что-то украли. Но нужно немало времени, денег и усилий, чтобы сложить все это в единую функциональную целостность», — пояснил он. Несмотря на все проблемы, после парада в 2015 году директор Уралвагонзавода Олег Синенков обещал, что его предприятие к 2020 году сделает для армии России 2,3 тысячи Т-14. Но до сих пор существуют лишь те 16 машин, которые ездили по Красной площади.

Год назад Борисов увеличил заказ на Т-90 и уточнил, что армии в ближайшие годы стоит ожидать не больше сотни новых «Арматы». Но теперь даже эти скромные планы пришлось окончательно похоронить. Военный эксперт Александр Гольц, комментируя фиаско «Арматы», напомнил о еще одном «технологическом чуде» России — истребителе Су-57. По его мнению, этот самолет тоже так и не дойдет до серийного производства, оставшись провалом. Многолетняя работа над ним обошлась Москве в 3-10 миллиардов долларов.

Гольц подчеркнул, что на протяжении последних лет Россия переживает экономическую агонию. И ей самое время сократить свой оборонный бюджет. Однако, вместо этого страна выбрасывает деньги на финансирование разработок, которые ей самой не по карману.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В конце февраля начался очередной этап испытаний новой бронетехники, созданной на базе разработанной Уралвагонзаводом тяжелой гусеничной платформы «Армата». В испытаниях участвуют 20 танков Т-14 и БМП Т-15. Цель испытаний — проверка эффективности защиты, которой на данный момент нет равной в мире. Танки и БМП безжалостно обстреливаются из различных видов вооружений. Как утверждает замдиректора уральского предприятия по спецтехнике Вячеслав Халитов , в области бронетехники Россия опередила ведущие танкостроительные страны, среди которых США, Израиль, Германия и Франция, на 8−10 лет.

Неуязвимый трансформер

Работы по созданию платформы начались на Уралвагонзаводе на исходе советской власти — в 1990 году. До середины нулевых годов, года в оборонке еле теплилась жизнь, сделано было не столь уж и много. Но потом продвижение к цели существенно ускорилось. В результате получилось уникальное изделие, которое совсем скоро начнет поступать в армию. Танки Т-14 и БМП Т-15 ждут войсках в конце этого года, в крайнем случае, в начале 2017-го. К следующему десятилетию будет произведено 2300 новых танков.

При создании «Арматы» был использован целый ряд революционных инженерных идей, благодаря чему платформа стала «многогранно уникальной». Она в высшей степени универсальна, это своего рода трансформер, который способен превращаться в бронетехнику различного назначения с набором различных возможностей. Существует 30 вариантов трансформации, при которых двигатель занимает различные положения, и на бронетехнику можно устанавливать разнообразное оружие в различных сочетаниях.

Уже воплощены в жизнь варианты создания танка, БМП, самоходной артиллерийской установки. Планируется создание боевой машины поддержки танков, ремонтно-эвакуационной машины, машин боевого управления, войскового ПВО, пусковой ракетной установки, тылового обеспечения…

Будучи бронетехникой четвертого поколения (на Западе существует лишь третье поколение) все танки, БМП и прочие бронированные машины включены в единую систему управления боем тактического звена. Компьютеризованная система, исходя из тактической обстановки, распределяет роли и выдает задачи каждой единице бронетехники — танкам, БМП, САУ. Причем в целях скрытности существует возможность в режиме радиомолчания передавать информацию при помощи инфракрасных передатчиков.

Уникальна и защита бронетехники, которая на 25−30% более эффективна ныне существующей на танках третьего поколения. Она имеет 4 уровня.

Первый уровень — обеспечение малозаметности танка в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Это обеспечивается целым рядом средств. Используется применяемые в стелс-технологии покрытия, поглощающие излучение РЛС противника. Применяется окраска, которая предотвращает нагревание корпуса, чем обеспечивается снижение видимости в ИК-диапазоне. Выхлопные газы смешиваются с забортным воздухом. Используются специальные аэрозольные облака, включающие в себя распыленную металлическую пыль, которые устанавливают визуальную, тепловую и радио-завесу.

Крайне интересно решена проблема борьбы с самонаводящимися боеприпасами, работающие на основе ИК-датчиков. Против них применяются не только тепловые отстреливаемые ловушки, но и «интеллектуальный метод». Дело в том, что современные противотанковые ракеты, запомнив при наведении «образ» танка, т.е. его сигнатуру, уже не обманываются на ловушки и летят на образ танка. Но Т-14 за счет лазерной техники способен менять свою сигнатуру, что приводит ИК-головки самонаведения в «большое недоумение».

Второй уровень — активная защита: уничтожение подлетающих к танку ракет и снарядов. Эта система защиты называется «Афганит». Она предполагает обнаружение представляющих угрозу боеприпасов противника при помощи оптико-локационной системы в инфракрасном и видимом диапазоне и при помощи РЛС. Причем на танке устанавливается новейший радар с активной фазированной антенной решеткой, такие еще только начинают внедряться в истребительную авиацию пятого поколения.

Для уничтожения снарядов и ракет применяются гранаты, установленные в мортирах, расположенных по периметру танковой башни. Разлетающиеся под углом в 20 градусов осколки гранаты перехватывают боеприпасы противника в радиусе 15−20 метров. Также в «Афганите» используется высокоточный пулемет, который по наводке от радара способен с высокой вероятностью поражать даже подкалиберные снаряды (имеющие меньший диаметр, чем калибр выстреливающего его орудийного ствола, и обладающий повышенной энергией и скоростью).

И, наконец, используется аппаратура подавления боеприпасов противника при помощи электромагнитного импульса, которая выжигает электронику самонаведения.

Третий уровень — динамическая защита брони. Броня на «Армате» двухслойная, в ней используются новейшие материалы, разработанные в НИИ стали специально для этого проекта. Это и сталь с особыми свойствами, не дающая осколков, и композитные материалы. Внешний слой брони ячеистый, он служит для того, чтобы разрушающе воздействовать на прилетевший снаряд. Благодаря этому в 95% случаев даже разрушается сердечник подкалиберного снаряда. Ну, а гранатометы не способны причинить танку никакого вреда.

Благодаря использованию новых материалов удалось довести эквивалентность лобового бронирования до 1100 мм для подкалиберных снарядов и 1400 для кумулятивных.

Существует также противоминная защита. Она представляет собой дистанционные миноискатели, подключенные к системе уничтожения мин. Так, мины с магнитными взрывателями подрываются вне проекции танка за счет искажения его магнитного поля.

Четвертый уровень — внутренняя защита. Экипаж расположен в бронекапсуле, где находится и вся электроника. Моторный отсек отделен бронированной перегородкой от топлива и боекомплекта. Экипаж оказывается защищенным даже в случае детонации боекомплекта.

Еще одно достоинство, которым не обладают существующие танки — активная подвеска. Одна позволяет развивать скорость в 80 км/час на пересеченной местности и повышает точность стрельбы.

Сравнение танков

Сравнивая новый танк с американским «Абрамсом», следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, «Абрамс» был создан в 1980 году. Периодически он модернизировался, но изменения касались лишь приборной части. Броня существенных изменений не претерпела. Правда, во фронтальной плоскости ее усилили, навесив несколько дополнительных пластин. Однако решающего значения для усиления живучести танка это не имело. Лишь увеличился вес танка, возросло давление на почву и, соответственно, снизились ходовые качества.

Во-вторых, создание нового американского танка в обозримом будущем не прорисовывается. И, следовательно, разрыв в 8−10 лет, о котором говорил представитель Уралвагонзавода, в реальности может быть и больше.

С точки зрения живучести двух танков, преимущество однозначно на стороне Т-14. У «Абрамса» есть частичная динамическая защита брони. Также есть пассивная защита (многослойная броня), но она имеется лишь в лобовой части и по бортам башни. Крыша башни и верхняя часть корпуса крайне слабы — здесь толщина брони составляет от 50 до 80 мм.

Нет возможности уничтожать подлетающие ракеты и снаряды. Довольно примитивное противодействие (по сравнению с Т-14) боеприпасам с головками самонаведения — их ослепляют инфракрасным лучом. В связи с чем нельзя обмануть боеприпасы с интеллектуальны самонаведением.

Экипаж внутри танка не защищен в случае пробоя внешней брони автономной капсулой. К тому же в Т-14 башня «нежилая», в ней находится вооружение: пушка и пулеметы, управляемые дистанционно. В «Абрамсе» в башне присутствует член экипажа.

И, наконец, «американец» не имеет возможности обнаруживать и дистанционно подрывать мины. Для этого существует специально построенная на платформе «Абрамса» машина разминирования.

И у «Абрамса», и у Т-14 примерно одно и то же вооружение. По главному орудию и пулеметы: три у «Абрамса» и два у Т-14. Есть возможность запускать ракеты через ствол орудия. Однако орудие у Т-14 существенно мощнее — 152 мм против 120 мм у «американца». Пушка Т-14 даже избыточна на настоящий момент, она способна пробивать броню с эквивалентной толщиной 1000 мм, в то время как ни один танк мира не имеет такой защиты. К тому же за счет заряжающего автомата скорострельность достигает 10 выстрелов в минуту при дальности поражения целей 7000 метров. У «Абрамса» скорострельность 3 выстрела в минуту и дальность 4600 метров.

Существует преимущество в системе прицеливания и управления огнем. У «Абрамса» отсутствует РЛС. У Т-14 совместно с зенитным пулеметом она, как было сказано выше, творит чудеса, поражая не только летательные аппараты, но и перехватывая ракеты и снаряды.

О прогрессивности активной подвески танка Т-14 мы уже сказали. Что же касается тяговооруженности, то при равной мощности двигателей (1500 л.с.) она выше у Т-14 за счет его меньшего веса (48 тонн против 63 тонн): 31 л.с./т против 24 л.с./т. Соответственно и значительно разнятся показатели давления на грунт: у Т-14 — 0,73 кг/кв.см., у «Абрамса» — 1,07 кг/кв.см. Все это красноречиво свидетельствует и о проходимости, и о маневренности, и о подвижности. Максимальная скорость «Абрамса» по пересеченной местности — 67 км/ч, у Т-14 — 80 км/ч.

С развитием информационных технологий изменилась доктрина ведения войны. Акцент стал делаться не на массированные удары и скопления войск, а на тактический обмен данными и применение высокоточного оружия.

На основе подобной концепции в США разработана доктрина сетецентрической войны. Ее ключевой аспект заключается в координации действий подразделений, обмене информацией в реальном времени и эффективном нанесении ударов. Принципы данной доктрины перенимаются и другими государствами, включая Россию.

Т-14 «Армата» (Armata) - российский основной боевой танк, разработанный в рамках концепции сетецентрической войны . Рассчитан на действия в составе группы, разведку, корректировку и управление огнем. Значительный акцент сделан на коммуникационном оборудовании машины.

История разработки и поколение танков

История разработки платформы и танка «Армата» связана с соперничеством США и СССР в создании машин с необитаемой башней. Первые чертежи подобных проектов начали разрабатываться в 1980-х годах. Позднее они были продолжены несколькими разработками - объектами 195, 640 и 299.

Несмотря на экономические трудности 90-х российским конструктором удалось создать первый танк, ориентированный на ведение сетецентрической войны. В основу разработки легло создание универсальной боевой платформы «Армата», работа над которой велась с 2009.

Для ее конструирования использовались наработки предыдущих опытных танков и боевых машин. Особенность новой платформы заключалась в широком спектре ее применения. Модульная система позволяла дополнять ее необходимыми вооружениями в соответствии со спецификой заказа.

С учетом универсальности платформы башня Т-14 Армата сделана необитаемой с автоматизированным управлением вооружениями. Сам экипаж полностью перемещен в отделение управления в носовой части корпуса.

Подобная компоновка обеспечила экипажу дополнительную защиту. Данный аспект решает одновременно две задачи - повышает эффективность экипажа, чувствующего свою «неуязвимость» и защищает подготовленных профессионалов, ценность которых стала приравниваться к стоимости самого танка.

Также при разработке танка «Армата» учитывалось возросшее значение пехотных соединений, вооруженных современными противотанковыми ракетными комплексами. В данном контексте понятие одиночного танка признано устаревшим. В новой концепции ведения боя акцент ставится на тактические звенья из нескольких боевых машин.

С учетом данного фактора и создавалась универсальная платформа «Армата». Разработанный на ее основе Т-14 выполняет функцию разведки и координации действий с другими машинами тактического звена. Это не уменьшает боевых характеристик танка, однако меняет условия его применения в бою.

Наименование платформы и танка не имеет ничего общего с армадой. За основу взято название первых русских пушек XIV века на базе латинского корня arma, переводимого как «оружие».

Первая демонстрация

Первые прототипы техники на платформе «Армата» были представлены в 2013 году на международной выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле. Через два года несколько вариантов боевой техники было показано на Параде Победы 9 мая 2015. Именно тогда Т-14 представили в качестве перспективного современного танка.

Конструкция танка Т-14

Конструкция танка Т-14 имеет несколько ключевых особенностей, отличающих его от современных аналогов. С учетом универсальности платформы и модульной сборки изменена компоновка машины. Больший акцент сделан на автоматизацию боевой части и безопасность экипажа. С учетом данных аспектов и строится конструкция танка.

«Армата» оснащена танковой информационно-управляющей системой (ТИУС). Она обеспечивает автоматизированное управление узлами и агрегатами машины. О возникновении неисправностей сообщается экипажу. Также данная система определяет, какие поломки необходимо ремонтировать в первую очередь.

Бронекапсула и необитаемая башня

Основная проблема многих танков заключалась в нахождении боекомплекта вместе с экипажем. Это создавало угрозу его гибели в случае попадания кумулятивного снаряда , в этом случае даже исправный технически танк выходил из строя.

Разработки автоматизированной подачи снарядов в орудие велись во многих странах. Сложность заключалась в подаче боеприпасов при изменении положения башни и угла стрельбы. Пробные механизмы показали свою ненадежность, из-за чего в экипажах многих зарубежных танков до сих пор присутствует заряжающий, хотя сам боекомплект хранится отдельно от экипажа.

Российские разработчики сумели оптимизировать данный процесс, сделав его более надежным. Благодаря этому средняя часть корпуса и башня стали необитаемыми, а боекомплект надежно изолирован от экипажа. Последний перемещен в переднюю часть с собственным бронированием, отделяющим его от остальной части танка.

Бронирование башни состоит из двух слоев - основная защита и противоосколочный кожух. Последний защищает приборы от пуль, осколков и фугасных снарядов. Также обеспечивает машине радиолокационную незаметность и защиту от радиомагнитных импульсов. Часть боекомплекта орудия хранится в задней части башни. Здесь же располагается дополнительное питание для пулемета. Вся зарядка автоматизирована.

Бронекапсула Т-14 обеспечивает надежную защиту экипажа и радиоэлектронного оборудования от кумулятивных и осколочных снарядов. Выживаемость обеспечивается и в случае детонации боекомплекта или топливных баков. Они также изолированы бронированными перегородками и имеют выбиваемые люки, направляющие силу взрыва в сторону от экипажа.

РЛС с фазированной решеткой

Радиолокационная защита (РЛС) Т-14 «Армата» входит в систему «Афганит». Ее ключевая особенность - применение радара на активной фазированной решетке (АФАР), выполненного по аналогии с разработками для истребителей Су-57. В основе технологии - применение низкотемпературной керамики Ка-диапазона 26,5-40 ГГц (LTCC).

Конструктивно радар размещается на башне четырьмя панелями, защищенными противоосколочным экраном. Их расположение обеспечивает обзор в 360 градусов без вращения. По предварительным данным «Армата» способна обнаруживать до 40 наземных и 25 воздушных динамических целей одновременно.

Спорным считается радиус обнаружения целей. Источники указывают на покрытие в 100 км. Известно о попытке снизить мощность радара, однако в итоге решено было оставить ее как есть. Именно данный аспект и предопределил роль Т-14 в тактическом звене - разведка и целеуказание для ведения огня другими машинами.

В дополнение к РЛС с фазированной решеткой имеются два радара для обнаружения целей на коротких дистанциях. Их работа ориентируется на обнаружение снарядов и целей в случае, когда основной радар выключен.

Активная защита «Афганит»

Комплекс активной защиты «Афганит» - это радиолокационное распознавание угроз и целей. Включает следующие возможности и функции:

  • автоматический поворот башни в сторону подлетающего снаряда, что подставляет под удар наиболее защищенную лобовую часть;
  • открытие ответного огня для защиты машины и ближайшей техники, управление пулеметом для отстрела подлетающих снарядов;
  • защита от средств радиоэлектронной борьбы и обнаружения;
  • обеспечение стелс-маскировки за счет теплоизоляции корпуса и снижение радиолокационной видимости;
  • создание дымометаллических завес для защиты ближайшей пехоты, включая десант на корпусе машины, радиоэлектронное поражение подлетающих управляемых снарядов.

С учетом дальности радаров «Афганита» комплексная защита используется как для отражения угроз, так и для координации и нанесения ответных ударов вплоть до превентивных мер. Данный аспект актуален для действий в составе тактического звена.

Компоновка

Т-14 «Армата» имеет классическую компоновку с поправкой на размещение экипажа. Конструкция делится на три части:

  • в передней располагается бронекапсула с тремя членами экипажа и всем оборудованием по управлению машиной;
  • в средней части хранится основной боекомплект, здесь же расположен механизм подачи снарядов в башню;
  • в кормовой части традиционно располагается моторно-трансмиссионное отделение с топливными баками.

Необитаемая башня танка «Армата» сообщается со средней его частью. В ней имеется собственное разделение, в кормовой части располагается часть боекомплекта. Здесь же располагаются основные радары, вооружение, приборы наблюдения и наведения.

Защита

«Армата» имеет комбинированную комплексную защиту в несколько уровней. Помимо системы «Афганит», способной отражать угрозы на подлете, имеется комплекс «Малахит». Принцип действия последнего рассчитан на упреждающую детонацию приближающихся снарядов.

Подобная система защищает танк от бронебойных снарядов, легких ракет РПГ и тяжелых противотанковых управляемых ракет (ПТРК). Акцент также делается на защите ближайшей пехоты от детонации боеприпасов, а также снижении вероятности ослепления приборов наблюдения и наведения.

Пассивная защита корпуса Т-14 представлена следующими элементами:

  • лобовая защита на основе композитных материалов, по неподтвержденным данным способна выдерживать попадания ПТРК калибром до 150 мм и бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) до 120 мм;
  • внутренние бронированные ограждения, изолирующие отсеки в случае попадания и детонации топливных баков и боекомплекта.

Противокумулятивные экраны используются преимущественно на башне. Предусмотрены они и для топливных баков, обеспечивая им дополнительное бронирование.

Противоминная защита

Противоминная защита «Арматы» представлена двумя ключевыми аспектами: V-образным бронированным днищем и дистанционными миноискателями. Последние подключаются к системе удаленного уничтожения мин. Взрыв осуществляется за счет искажения магнитного поля танка.

V-образное днище дополняется энергопоглощающими материалами (пеноалюминий с закрытыми порами) и специальными противоминными креслами. Конструкция последних позволяет значительно снизить ударную волну и нагрузку на экипаж как от взрывов, так от движения по неровной поверхности.

Противоракетная защита

Противоракетная защита Т-14 «Армата» представлена тремя ступенями:

  • комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает перехват снарядов, подавление их управления, уничтожение;
  • динамическая защита «Малахит» обеспечивает отражение и уничтожение снарядов разного калибра на близкой дистанции;
  • собственное бронирование танка защищает от попаданий боеприпасов, преодолевших первые два уровня.

Сведения о способности танка выдерживать попадания современных управляемых боеприпасов пока не имеют точных данных. По заключению экспертов лобовое бронирование машины даже без динамической защиты не пробивают лучшие ПТУР НАТО. Многие западные аналитики также считают, что броня «Арматы» способна выдерживать попадания самых современных противотанковых снарядов.

Технологии невидимости

Технология невидимости «Арматы» представлена следующими аспектами:

  • теплоизоляционное покрытие корпуса с внутренней стороны;
  • система смешивания выхлопных газов с холодным воздухом;
  • плоские отражающие грани в конструкции корпуса снижают радиолокационную заметность;
  • покраска танка снижает нагрев от солнца и обеспечивает поглощение радиолокационных волн;
  • присутствует система искажения магнитного поля.

Все эти факторы значительно уменьшают радиолокационную, инфракрасную и магнитную заметность «Арматы». В ряде случаев исключается идентификация Т-14 именно как танка или боевой машины.

Двигатель и трансмиссия

На «Армате» установлен двенадцатицилиндровый X-образный четырехтактный дизельный двигатель с турбонаддувом 12Н360. Мощность силовой установки переключается и может соответствовать одному из трех показателей - 1200, 1500 или 1800 л. с.

Применение четырехтактного двигателя улучшило экономичность хода, что увеличило дальность марша без дозаправки. Повысился моторесурс машины, она легче заводится при низких температурах, для обдува требуется меньше воздуха, что снижает инфракрасную заметность танка. При необходимости замена двигателя производится за 30 минут.

Коробка передач «Арматы» автоматическая, есть возможность ручного переключения. Всего 16 передач, по восемь для переднего и заднего хода.

Экипаж

Экипаж Т-14 «Армата» состоит из трех человек: командира, механика-водителя и наводчика. Все трое размещаются в передней части, в бронекапсуле. Конструкция танка, его компоновка, внешняя и внутренняя защита обеспечивают высокую вероятность выживания экипажа даже в случае потери самой машины.

Подвеска

Танк Армата использует активную подвеску, обеспечивающее ему значительное преимущество по сравнению с машинами предыдущих поколений. В отличие от неуправляемых гидропневматических и торсионных подвесок, активная за счет датчиков учитывает неровности местности и самостоятельно дает команду системе подрессоривания на вертикальное смещение катков.

Подобный принцип действия позволяет машине подстраиваться под неровности местности. Соответственно обеспечивается плавность хода танка, сохраняется скорость, увеличивается точность целеуказания и стрельбы в движении.

Максимальная скорость

Танк «Армата» при своем весе способен развивать скорость в 80-90 км/ч по шоссе, запас хода составляет 500 км. На пересеченной местности скорость снижается до 45-60 км/ч. Запас хода в этом случае зависит от грунта и сложности местности.

Габариты и вес

Технические характеристики танка «Армата» по габаритам имеют следующие показатели:

  • длина корпуса - 8,7 м;
  • общая длина с повернутой вперед пушкой - 10,8 м;
  • ширина корпуса - 3,5 м;
  • высота - 2,7 м;
  • ширина колеи - 2,8 м.

Вес танка «Армата» в тоннах составляет 48-55 т, сведения различаются у разных источников. Удельное давление на грунт с учетом массы - 0,775 килограмм на кубический сантиметр.

Вооружение

Несмотря на концепцию применения Т-14 для разведки и координации танкового звена, собственное вооружение «Арматы» соответствует параметрам основного боевого танка. В данном вопросе выделяют следующие аспекты:

  • 125-миллиметровая пушка 2А82-1М;
  • пулеметы «Корд» и ПКТМ.

Наведение орудия и пулеметов осуществляется за счет системы управления огнем (СУО). Баллистический вычислитель производит необходимые расчеты за счет следующих параметров:

  • определение собственного положения танка по ГЛОНАСС-приемнику и инерциальной системе навигации;
  • гироскопическое вычисление положения танка по угловой ориентации в пространстве;
  • расчет направления и скорости ветра;
  • определение температуры и влажности воздуха;
  • учет искривления ствола при нагреве.

Все датчики располагаются на крыше танка. В совокупности система позволяет автоматически рассчитывать необходимые параметры. Многие эксперты сходятся на мнении, что подобный принцип работы делает управление вооружениями более похожим на компьютерную игру, нежели на реальное управление боевой машиной.

Гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М

Танки «Армата» оснащаются гладкоствольными орудиями 2А82-1М калибром 125 мм. Их дальность поражения составляет 7 км, скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту. По техническим характеристикам такие орудия превосходят лучшие танковые пушки НАТО на 17% по дульной энергии и на 20% по точности поражения.

Подача боеприпасов осуществляется автоматически. Имеется возможность заряжать пушку снарядами в метр длиной, что позволяет применять подкалиберные бронебойные боеприпасы повышенной силы. Общий боекомплект пушки составляет 45 снарядов, однако его штатный состав еще не утвержден.

По необходимости на танки «Армата» допускается установка пушек 2А83 калибра 152 мм. Данное орудие обладает способностью пробивать броню эквивалентом до 1000 мм, что значительно превышает защиту современных танков НАТО. С учетом мощи такой пушки отпадает необходимости в бронебойных снарядах - кинетической энергии выпущенного боеприпаса хватает, чтобы оторвать башню любому танку целиком.

С учетом этого фактора установка данных орудий пока считается нецелесообразной. Это делает Т-14 модернизируемым в случае необходимости усилить огневую мощь танкового звена. Учитывается и вероятное снижение боекомплекта нового орудия - для его увеличения предполагается использовать забашенную нишу.

Ракеты «Рефлекс-М»

Помимо стандартных танковых снарядов Т-14 может поражать цели твердотопливными противотанковыми управляемыми ракетами «Рефлекс-М». Они способны поражать практически любые высокозащищенные надводные, наземные и низколетящие цели.

Заряд данных ракет выполнен по тандемной схеме. Лидирующая часть рассчитана на преодоление динамической защиты цели. Основной заряд ориентирован на пробитие брони и непосредственное поражение техники или дота. Траектория полета снаряда - винтовая линия.

По необходимости танк может использоваться вариант ракеты с термобарической боевой частью. Такие снаряды рассчитаны на поражение живой силы противника, инженерных сооружений и легкобронированной техники.

Пулемет ПКТМ

Пулемет Калашникова танковый модернизированный (ПКТМ) на Т-14 спарен с орудием. Калибр - 7,62 мм. О боекомплекте сведений пока не имеется. Предназначен преимущественно для поражения пехоты и легкобронированных целей.

Пулемет «Корд» для уничтожения вражеских снарядов и ракет

Пулемет «Корд» выполняет роль зенитной установки танка и его ПВО. Интегрирован с активной защита танка. Имеет собственную роботизированную башню, тепловизоры и АФАР-радар, благодаря чему способен поражать даже высокоскоростные цели на расстоянии в 1,5 километра. Предназначен преимущественно для поражения снарядов и ракет.

Достоинства и недостатки

С учетом устройства и ТТХ Т-14 выделяют следующие преимущества нового танка:

  • защищенность экипажа, улучшенная защита самой машины и ее узлов;
  • высокая огневая мощь, точность ведения огня;
  • высокая скорость и плавность хода на пересеченной местности с учетом того, сколько весит танк;
  • незаметность машины для различных способов обнаружения;
  • высокая дальность обнаружения и поражения целей;
  • ресурс для дальнейшей модернизации танка, включая наращивание огневой мощи.

Многие характеристики и показатели при этом остаются неподтвержденными или засекреченными. Однако и имеющиеся данные подтверждают исключительное положение «Арматы» среди современных танков. Вместе с тем обращают внимание и на недостатки Т-14.

Основные вопросы вызывает решение перевести экипаж в бронекапсулу. Это повышает его защищенность, однако не позволяет вести обзор с башни. Соответственно увеличивается роль оптической техники, что создает особые требования к ее защите от поражения и ослепления.

Другой недостаток - стоимость нового танка. Даже в серийном производстве его сборка обходится порядка 250-350 млн рублей, что ставит под сомнение массовый выпуск таких танков для армии, а также вероятность их изготовления для экспорта.

Несмотря на противоречивость и неточность ряда аспектов, проект оценивается положительно. Западные военные аналитики указывают на конструкторское понимание российских разработчиков современной концепции боевых действий. Создание «Арматы» демонстрирует переход от количества используемой техники к качественной боеспособности небольших тактических групп.

Сравнение Арматы с другими танками

Сравнивая Т-14 с современными танками, западные эксперты сходятся на мнении, что «Армата» принадлежит к следующему поколению. Отмечается целый ряд преимуществ и разработок, которые впервые сочетаются в конструкции одной машины.

Так, АФАР-радар, способный рассчитать позицию выстрела по подлетающему снаряду, имеется и у израильского танка «Меркава» . Однако последний не имеет способности отражать боеприпасы, а лобовая броня у него более слабая. С учетом расположения двигателя в передней части корпуса, пробитие лобовой защиты почти гарантированно выводит такую машину из строя.

Британские эксперты также высказывают опасения о способности собственных машин вступать в противостояние с «Арматой». Имеющийся на вооружении «Челленджер-2» не способен пробить броню Т-14, что требует его срочной замены.

Аналогичную оценку «Армате» выдвинуло и германское Министерство обороны. По его оценке, «Леопард-2» не способен пробить броню Т-14. На основе данного аспекта создан франко-германский концерн по совместной разработке нового современного танка.

Китайские разработчики уверены, что их VT-4 превосходит «Армату», хотя и указывают на более лучшую трансмиссию Т-14. При этом правительство рассматривает вопрос о возможности закупок российских танков.

Официальных заявлений от США не имеется, однако по оценкам экспертов и различных изданий новостей, американский «Абрамс» также уступает «Армате» по ряду параметров. Высказывается мнение о его модернизации и способности после нее первым обнаруживать противника, что повышает его шансы на выживание.

Участие в учениях

Танк «Армата» еще не принимал участия в масштабных учениях и боевых действиях. С 31 декабря 2018 он проходит государственные испытания. С учетом его стоимости первоначальные заказы Минобороны РФ на закупку были сокращены. Пока речь идет о сборке 132 машин, в число которых входят и БМП Т-15.

Несмотря на отсутствие учений с применением Т-14, ТТХ и конструктивные особенности «Арматы» формируют сегодня новые требования к танкам следующего поколения:

  • на пересеченной местности должна сохраняться хорошая скорость и точность мобильной стрельбы;
  • радар АФАР для обнаружения угроз становится обязательным атрибутом современной техники;
  • танк должен оборудоваться стелс-технологиями для снижения заметности, включая создание помех и динамическое изменение сигнатур;
  • прежние дымовые завесы не способны скрывать машину в инфракрасном и радиолокационном диапазоне, что требует создания новых непрозрачных мультиспектральных заслонов;
  • активная защита танка должна иметь возможность поражать управляемые ракеты и бронебойно-подкалиберные снаряды;
  • зенитный пулемет также устаревает, вместо него акцент смещается в пользу роботизированных установок, способных сбивать объекты с высокой скоростью движения;
  • в вооружение танка должны входить электромагнитные средства борьбы хотя бы против управляемых ракет;
  • лобовое бронирование танка должно соответствовать эквивалентной толщине в 1000 мм;
  • динамическая броня машины должна отражать атаки ручных гранатометов и тяжелые противотанковые ракеты с тандемными боеголовками;
  • чтобы значительно повредить танк уже недостаточно пробить его башню, требуется значительная ударная сила;
  • боеприпасы, рассчитанные на поражение экипажа осколками, становятся малоэффективными при наличии броневой капсулы.

В контексте подобных описаний и требований, выдвинутых разработкой и испытаниями Т-14 ожидается, что и другие государства активно начнут разрабатывать танки нового поколения. Останется ли «Армата» конкурентоспособной после появления аналогов в других странах - покажет время.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Как же обстоят дела с выпуском Т-14 на сегодняшний день?

Т-14 «АРМАТА»

Еще в марте 2017 г. в связи с тяжелым финансовым положением, в которое попало руководимое им предприятие, полномочия Олега Сиенко были досрочно прекращены. А количество построенных здесь танков Т-14 исчисляется пока не тысячами, а всего лишь несколькими десятками машин. 12 танков насчитывалось в первой опытно-промышленной партии (они и прошли по Красной площади в 2015 году), после этого еще сто танков были заказаны для «войсковых испытаний».

В 2017 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что испытания танка Т-14 «Армата» закончатся в 2018 году, а со следующего 2019 года, начнётся его опытно-войсковая эксплуатация (для этого, по всей видимости, и предназначалась вышеупомянутая партия из сотни танков). Позже, в феврале 2018 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов (с марта 2018 г. вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам), подтвердил, что у Минобороны есть контракт на поставку для испытаний двух батальонов танков Т-14. Более подробная информация прозвучала в выступлении замминистра обороны Алексея Криворучко на форуме «Армия-2018»: «… на сегодня подписан контракт на 132 машины Т-14 и Т-15. Первые девять машин мы получим уже в этом году, серийные машины. До конца 2021 года контракт будет выполнен».

Т-14 «Армата»

Это означает, что к 2022 году Российская армия будет иметь в своем распоряжении всего около сотни Т-14, и соответственно о тысячах «Армат» речь уже не идет. Эти танки, скорее всего, будут направлены в одну из тяжелых бригад (тип Б), в которой по штатам и полагается иметь танки на тяжелой платформе «Армата» (73 единицы) и тяжелые БМП.

Временная заморозка старта крупносерийного производства Т-14 подтверждается и другими заявлениями ответственных за «оборонку» лиц, которые отмечали, что танк Т-14 «Армата» является «слишком дорогим для массовых закупок». Так 30 июля 2018 года вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов отметил:«Российская армия не испытывает большой нужды в танках «Армата», а текущие потребности закрываются модернизацией имеющейся военной техники... У нас особой нужды в этом нет, эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим. …если бы существующая бронетехника, в частности, обновленный Т-72, уступал потенциальному врагу, мы бы продвигали закупки нового вооружения. Но они не уступают, а значит покупать что-то нет необходимости».

Что касается стоимости Т-14, то точных цифр пока естественно нет. По информации гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко, относящейся к 2015 году, стоимость одного танка Т-14 «Армата» составляла немногим более 250 миллионов рублей (по тогдашнему курсу около 3,7 млн. долл.), хотя некоторые эксперты оценивали ее в 8 млн. млн. долл. По более поздней информации стоимость танка «Армата» должна быть около 4 миллионов долларов (это на 2 млн. дешевле чем, например, стоит немецкий
«Леопард» или израильский танк «Меркава», а французский «Леклерк» вообще тянет на 8,5 млн. долл.), однако военные рассчитывали на удешевление танков Т-14 к 2020 году.

Т-14 «Армата»

В последний месяц в СМИ довольно оживленно обсуждается тема возможных поставок Т-14 на экспорт. Как сообщало индийское информационное издание «The Economic Times», Индия рассматривает возможность закупки танков Т-14 «Армата», для замены устаревших модификаций Т-72 в рамках программы «Multipurpose future ready combat vehicles». В то же время озвученная сумма вероятного соглашения в 4,5 миллиарда долл. (при ориентировочном объеме в 1770 танков), свидетельствует о том, что информация об экспорте «Арматы» вряд ли соответствует действительности. Если верить информации индийских СМИ, за один танк Дели планирует заплатить чуть больше 2,5 миллионов долларов, тогда как даже на внутреннем рынке цена на «Армату» превышает 3,7-4 млн. долл.

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги , постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Мураховский: Эти процессы никак не связаны со спецпроизводством УВЗ. «Уралвагонзавод» по ОКР «Армата» все работы выполняет в срок и в полном объеме, подготовка серийного производства машины также идет по плану.

Крамник: Сообщения о желании «Альфа-банка» обанкротить УВЗ с «Арматой» никак не связаны. «Альфа» использовала удобный инфоповод, чтобы простимулировать государство к финансовой поддержке УВЗ, чтобы завод мог вернуть полученные ранее кредиты. Информационный вброс перед днем Победы был сделан специально грамотными в информационной политике людьми. Они верно рассчитали, что эту историю не спустят на тормозах. Работам по «Армате» пиарщики и юристы «Альфа-банка» никак не угрожают.

Хлопотов: « Альфа-банк » занимается элементарным шантажом. Время выбрал крайне удачно — триумфальный показ Арматы. Естественно, УВЗ им заплатит. Не заплатить в такой ситуации — это потеря лица. С другой стороны, госкорпорация — это не то предприятие, с которым можно так поступать. Банк быстро согласился снять арест с денег УВЗ, хотя ранее такого за ним не замечалось. Он славен своими крайне жесткими действиями в отношении должников. Долговые обязательства в полмиллиарда-миллиард — это совсем не те суммы, из-за которых может быть обанкрочена такая мощная корпорация. Недавно ММК подавал в арбитраж на признание УВЗ банкротом. Почему молчали СМИ?

На постановке «Арматы» в серию этот инцидент никак не скажется. Во-первых, до этого момента еще несколько лет. Во-вторых, куда большие проблемы УВЗ были причинены санкциями. Не секрет, что под «Армату» строится новый механосборочный цех, а все оборудование для него было заказано в Европе. Сейчас эти поставки заморожены, но деньги уже потрачены. Если ранее УВЗ тратил на закупку оборудования свои средства, то сейчас просит господдержки. Собственником УВЗ является государство, оно же — основной заказчик, и новые танки нужны именно ему.

Деньги: Насколько высокой будет цена «Арматы»? Будет ли цена сравнима с ценой современного самолета (вертолета)?

М.: Неудивительно, что цена нового танка будет выше, чем у нынешних. Дальнейшее повышение характеристик техники на тех же физических принципах дается все «большей кровью». Однако при сравнении по параметру «эффективность — стоимость» новый танк существенно превосходит машины предыдущего поколения. Обывателям позволительно сравнивать что угодно. Специалистам непонятно, как можно сравнивать по цене боевые системы разного предназначения, действующие в разных физических средах? Почему бы танк не сравнить с подводной лодкой или космической ракетой?

К.: Нельзя сравнивать стоимость и современного боевого истребителя. Последние стоят десятки миллионов долларов. Максимум, его можно сравнить по стоимости с учебно-боевым самолетом , и тут Т-14 будет дешевле. Примерно 4−5 млн долларов в нынешних ценах с учетом последних колебаний курса. И это значительно дешевле западных аналогов, которые зашкаливают за 10 млн долларов.

Х.: «Стартовая» цена Т-14 , озвученная журналом МО «Вооружение и экономика», составляет 400 млн рублей. стоил около 100 млн рублей к моменту прекращения его закупок. Естественно, с «самолетными» ценами нет никакого сравнения. Современные боевые самолеты стоят в разы дороже.

Следует учитывать, что танк — это более простой и массовый вид оружия, нежели самолет. Если в танке заглохнет двигатель, он не упадет и не разобьется — требования как к самому танку, так и к подготовке его экипажей намного мягче. Показанные на параде танки собирались практически вручную, по временной документации и временным технологиям. Если закупать их по 100−200 штук в год, цена упадет значительно.

Все иностранные танки (за исключением китайских) стоят сейчас от 5 до 12 миллионов долларов. А ведь по сравнению с «Арматой» они уже устарели. Т-14 собирается только из отечественных комплектующих — его стоимость не зависит от колебаний курса валюты.

Экипаж: насколько комфортно размещается экипаж внутри бронекапсулы? Есть мнение, что в нее в броне не залезть, а главное — не выбраться при поражении машины. Из-за этого экипаж быстро теряет способность адекватно управлять техникой. И чуть ли не поэтому танк встал на Красной площади. Современные западные и израильские танки намного просторнее и удобнее?

М.: «Просторнее и удобнее» — эти параметры хороши для сравнения квартир, но не боевых машин. Экипаж танка «Армата» размещен наиболее комфортно и безопасно среди всех известных типов танков. Эргономика рабочих мест экипажа отвечает самым высоким требованиям.

Для экипажей танков разработан и принят на снабжение защитный комплект 6Б15 «Ковбой». Нормативы по занятию и покиданию рабочих мест экипажа на Т-14 (выполнение команд «По местам!», «К машинам!») аналогичны по времени таковым для танков других типов.

К.: Исходя из знаний об эргономике нового танка, можно сделать вывод о том, что там обеспечен комфорт уровня стандартного салона легковой машины с-класса, при этом расстояния между креслами соответствуют скорее даже грузовой машине. Между механиком-водителем и командиром стало больше пространства, новый танк очевидно просторнее , где в корпусе плечом к плечу сидят механик-водитель и стрелок-радист. Соотношение требований высокой защиты танка и противоположных требований (быстроты покидания) — общая проблема философии танкостроения. Согласно нормативам, человек ростом 180−185 см и весом 75−80 кг должен без проблем выбраться из Т-14 в зимней одежде или в средствах защиты. По сравнению с Т-90 в Т-14 меньше выступающих частей, за которые можно зацепиться. Если механика-водителя ранят, командир может его переместить и заменить. Сравнение Т-14 с израильским танком «Меркава» некорректно, ибо там другая компоновка и другой подход к защите. Танк «Армата» сильно защищен со лба — так, чтобы современными боеприпасами ее невозможно было пробить. У «Меркавы» энергию попадания при пробитии лба гасит двигатель, мы же рассчитываем, что наши танки после попадания в лоб не будут пробиты и продолжат передвигаться.

Х.: Кто-то придумал слово «бронекапсула», за которое уцепились журналисты. Там ее нет. Есть просто отдельный отсек для экипажа, изолированный от топлива и боеприпасов. Размер люков экипажа на Т-14 значительно увеличен. Посадка/высадка сейчас стала, наоборот, много проще.

Что касается размещения внутри, то три члена экипажа сидят там практически плечом к плечу. Насколько пригодно отделение экипажа «Арматы» к «проживанию», должны показать государственные испытания.

Сведения о якобы высоком уровне комфорта в западных и израильских танках не соответствую действительности. В целом, места в их танках больше. Но обусловлено это тем, что у них существует ручное заряжание пушки. Там нужно место, где заряжающий будет крутиться с длинными и тяжелыми боеприпасами — как правило, на ходу, когда танк трясет и подбрасывает. На самом деле, комфорта там нисколько не больше.

Происшествие на репетиции парада не связано с эргономикой. Это результат недостаточной обученности экипажа и воздействия психологических факторов. У водителей «Армат», солдат-срочников, не было времени получить нормальную практику вождения. В таких условиях достаточно малейшей ошибки, чтобы она стала причиной паники.

Взаимодействие: Правда ли что для «сетецентрической войны практически ничего в стране нет? АСУ оперативного и тактического звена все создают, но никак не запустят. Нет систем всепогодной радарной оперативной разведки „по земле“ — ни радарных спутников-шпионов, ни самолетов, ни беспилотников. Единственный сегодня дееспособный беспилотник оперативно-тактической визуальной разведки — „Форпост“ — собирается из иностранных комплектующих по израильской лицензии и является копией дрона IAI Searcher — в производстве уже 30 лет». Т-14 не с кем обмениваться информацией онлайн, кроме как друг с другом?

М.: 13 мая 2015 года в Сочи на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин отметил, что автоматизированная система управления Вооруженными силами поэтапно должна быть введена в строй к 2025 году.

Сегодня Россия является единственной в мире страной, где создана и реально работает автоматизированная система боевого и повседневного управления стратегического уровня — Национальный центр управления обороной государства. Аналогичные центры оперативно-стратегического уровня созданы в военных округах (оперативно-стратегических командованиях). АСУ оперативного звена «Акация-М» также принята на снабжение и поступает в войска. АСУ «Полет-К» оперативного звена и «Андромеда-Д» тактического звена поступают в ВДВ. Единая система управления тактического звена «Созвездие-М2» находится в стадии испытаний.

В бронетехнике реализован принципиально новый подход — сделан переход от создания отдельных средств связи, управления и навигации к построению сложных автоматизированных систем и единого информационного пространства. Программно-технический комплекс на борту делает танк или бронетранспортер частью сетевой структуры, куда интегрируются беспилотные комплексы, техника РЭБ, средства разведки, наведения и огневого поражения.

Новая аппаратура связи, навигации и управления позволяет экипажам машин видеть всю оперативно-тактическую обстановку в режиме онлайн, взаимодействовать с пунктами управления и другими армейскими подразделениями в единой системе автоматизированного управления боем. Программно-технические комплексы повышают оперативность управления боевыми единицами, скорость доведения команд и отчетов об их исполнении при минимальном участии экипажа. Интегрированная в ПТК геоинформационная система отражает ситуацию на поле боя в режиме реального времени. Современные способы визуализации данных и высокий уровень автоматизации значительно упрощают процедуру принятия решений в условиях боя. Передача координат цели на средства поражения занимает меньше одной минуты с момента обнаружения противника.

К.: Информация об отсутствии у ВС России собственных не соответствует действительности. В 2000-х годах был разработан беспилотный летательный аппарат «Типчак», поступивший на вооружение. Например, те же беспилотники иркутской фирмы «ZALA AERO», запускаемые с руки, могут быть включены в систему обмена данными и поставлять информацию в реальном времени, выводя картинку на монитор в Т-14 .

Новый танк также может обмениваться информацией с вертолетом — скажем, с , который получает информацию с земли и передает ее обратно. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 может предупредить командира о том, что замечены вертолеты или самолеты противника. В единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) встраиваются все средства на поле боя и все средства обнаружения, включая воздушные и космические. Вся эта информация может передаваться танковой роте и ниже: спутниковый снимок может быть совмещен с картой местности командира танкового взвода или даже отдельной машины.

Если экипаж выведен из строя, то можно попытаться вывести его из боя дистанционно задним ходом. То есть фраза «Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме самих себя» попросту неправдоподобна.

Х.: Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме как друг с другом? Это правда! Система управления у нас пока так и не построена. Аппаратура АСУтб установлена лишь на 60 Т-90А. По сути, это пока опытная эксплуатация. Действительно нет надежной и всеохватывающей космической компоненты. Все это нам еще только предстоит выстраивать. Когда «Армата» начнет поступать в войска, вокруг нее сразу же будут «плестись» и сети. Требования готовности к сетецентричности предъявляются не только к танку, а ко всей новой технике.

Управление: Это правда, что БИУС и бортовой радар используют купленные на Западе компоненты и могут быть выведены из строя западным электромагнитным оружием? Сможет ли «ослепленный» Т-14 воевать по старинке — без сенсоров и радара, с зависшим БИУСом?

М.: На танке Т-14 используются исключительно российские комплектующие. Что касается электромагнитного оружия, достаточно прочитать школьный учебник физики, чтобы уяснить, что танк в силу своей конструкции обладает наилучшей среди всех боевых средств защитой от электромагнитного импульса (ЭМИ). Танк является одной из немногих боевых машин, способных эффективно действовать в условиях как обычной, так и ядерной войны. При этом надо понимать, что ядерный взрыв является самым мощным известным источником ЭМИ.

БИУС танка не может «зависнуть» по определению, ибо это цифровая электронная система реального времени. Поэтому непонятно, с чего вдруг Т-14 окажется «ослепленным»? Даже попытки «заплевать» машину в целом, ее приборы прицеливания и наблюдения, не помогут — на этот случай предусмотрена система гидропневмоочистки.

К.: Электромагнитное оружие работает в обе стороны. Нашими системами РЭБ могут быть выведены из строя западные средства обнаружения. И наоборот.

Х.: Если в опытных экземплярах и есть что-то импортное, то к серии все должно быть заменено отечественными аналогами. Такая задача поставлена президентом, и она выполняется. Что за страшное «электромагнитное» оружие имеется на Западе? Разработки ведутся (как и у нас), но массового поступления на вооружение еще не было.

ЭМИ возникает при мощном ядерном взрыве. Но его КПД невероятно низок — больший ущерб будет причинен другими факторами. Его эффект в данном случае распространяется на значительной площади. Где гарантия, что при тактическом применении ЯО под этот удар не попадут свои же войска и техника?

Можно сгенерировать достаточно узкий направленный пучок электромагнитных волн — СВЧ-импульс. Его энергия может выжечь электронные системы того, на кого он направлен. Но применение таких систем против танков — все равно, что лупить из пушки по воробьям. Гарантии, что танк потеряет боеспособность, никакой. У Т-14 многократно дублированы системы. Для работы дизеля не нужно электричество — достаточно баллона со сжатым воздухом. Чтобы стреляла пушка, наводчик пересаживается в башню и ведет огонь из нее в ручном режиме. Почему башня такая большая? МО требовало наличие возможности ручного управления и стрельбы. Никакой ЭМИ «Армате» не страшен! При «зависшем БИУСе» танк потеряет некоторые сервисные функции, но не более того.

Пушка: Пишут о том, что у 125-мм есть проблема пространственной кривизны, из-за чего возрастает разброс и снижается скорость БПС на большой (около 2 км) дальности, а также быстрого (почти в два раза по сравнению с западным 120-мм орудием) износа ствола. Вы согласны?

М.: Уровень физики высшей школы… Пространственная кривизна — это термин теории относительности. Что касается танковых пушек, то в результате неравномерного нагрева и воздействия внешних климатических явлений при стрельбе возникает эффект термического прогиба ствола. Он нивелируется использованием термического кожуха ствола (имеется на танке «Армата») и полностью компенсируется замером величины прогиба ствола перед каждым выстрелом специальным датчиком, учетом величины прогиба ствола в цифровом баллистическом вычислителе системы управления огнем танка. Такая система используется в СУО Т-14 «Армата».

По поводу якобы «быстрого износа ствола». Этот параметр называется живучестью ствола. Мне неизвестны данные о меньшей живучести ствола отечественных танковых пушек в сравнении с западными аналогами. Это параметр критически зависит от типа используемых боеприпасов и методики испытаний. При равных условиях 125-мм пушка 2А82 танка Т-14 не уступает по живучести ствола западным аналогам.

К.: Про проблему пространственной кривизны пушки пока говорить рано, поскольку мы ничего не знаем про ее возможности. Мы видим не серийные машины, а из опытной партии.

Х.: Как калибр может влиять на «пространственную кривизну» и «износ ствола»? Дилетантское заявление! Последние модификации нашей 125-мм пушки, имеющие индекс М4 и М5, на 20% точнее своих предшественниц. Пушка «Арматы» — вообще лучшая танковая пушка в мире!

По своей точности и энергетике она превосходит уже пушку от «Рейнметалла» Rh120/L55 на те же 20%. Лучше, чем эта немецкая пушка, на Западе пока нет вообще ничего.

Автомат заряжания: Сохранение раздельного принципа заряжания: сначала лента автомата подает снаряд, потом в ствол досылается гильза с порохом (для ПТУР — вышибной заряд) наложило жесткие ограничения на длину снарядов. На Западе увеличили могущество своих снарядов, в том числе за счет более массивного и удлиненного высокопрочного бронебойного «штыря». А в России так и остались в тупике со старым, слишком коротким и слабым «Манго». Так ли плоха пушка Т-14 , сделанная под снаряд с прежней длиной, не способный пробивать броню западных танков?

М.: «Манго» — это боеприпас еще советской разработки. В России разработано и принято на вооружение несколько новых типов бронебойных подкалиберных снарядов. Напомню, что на Т-14 используются новая пушка 2А82 и «Вакуум» — новый комплект снарядов, не имеющих проблем с ограничением по длине ОБПС.

К.: В Т-14 можно разместить более габаритные снаряды, они и стали более габаритными. Нам не надо высчитывать объем, который нужно оставить, чтобы поместились люди, поскольку башня теперь безлюдная.

Х.: Можно привести оценку вероятности победы в дуэльном бою Т-72Б и Т-90 с «Абрамсами» от ведущего профильного НИИ — ВНИИ Трансмаш. При использовании штатных снарядов «Манго» в дневном бою, шанс на победу русского танка составляет 0,42, где за единицу принята абсолютная победа, а за 0,5 — паритет (равные шансы).

У нас уже давно есть более новые и могущественные снаряды: « Свинец-1» и «Свинец-2» . Улучшение их характеристик произошло, в ом числе и за счет удлинения выстрела до 740 мм (активная часть 570 мм). Это меньше, чем у американского М829А3 — 982 мм (активная часть 800 мм), но мы не длиной меряемся, а оцениваем эффективность поражения. При использовании «Свинцов» тот же Т-72Б или Т-90 уже опережают по вероятности поражения «Абрамс», имея показатель 0,56. Наши танки имеют намного более серьезную защиту!

Основным штатным снарядом у «Арматы» является отнюдь не устаревший «Манго», а новейший БПС «Вакуум-1» (длиной 900 мм — почти как М829А3), производство которого уже развернуто. Для стрельбы этими снарядами на Т-14 предусмотрен совершенно новый АЗ, выполненный по типу опытного танка «Объект 195», имевшего 152-миллиметровую пушку. При разработке нового АЗ учтена возможность применения еще более длинных боеприпасов. Учитывая мощнейшую защиту лба «Арматы», им придется, скорее всего, вообще переходить на новый калибр со всеми вытекающими финансовыми, организационными и техническими затратами.

Броня: Сегодня российские (советские) танковые ПТУР 9М119М «Инвар» и 9М128 «Зенит» с тандемными кумулятивными БЧ, а также БПС 3БМ42 «Манго», 3БМ32 «Вант», 3БМ48 «Свинец» — практически не в состоянии пробить лобовую броню современных западных танков. Современные западные БПС калибра 120-мм пробивают лобовую отечественную броню на расстоянии в 2 км. Можно ли в таком случае говорить о непробиваемости лобовой брони Т-14 или это пустая бравада? Можно ли сравнивать наши БПС по могуществу с американскими или немецкими?

М.: Как показывает практика современных боевых действий, рекламные характеристики и диванно-интернетовские сражения имеют мало общего с реальностью. Т-14 «Армата» имеет уровень защиты в полном соответствии с требованиями Минобороны России. Могущество боеприпасов также соответствует требованиям Минобороны России.

К.: Условная толщина «бутерброда» брони может составлять, например, 400 мм: это многослойный «пакет», включающий сталь, спецсплавы, керамику, полимеры. Ее эквивалент в миллиметрах стального листа, активно распространяемый в масс-медиа, и составляет 1000, то есть один метр — цифру, позволяющую выдерживать попадание в лоб бронебойных снарядов НАТО. Эта цифра тоже условна — толщина эквивалента может быть и большей в расчете на перспективные боеприпасы.

Х.: Лобовая броня «Арматы» с хорошим запасом держит любой иностранный снаряд. Более того, любой иностранный снаряд, пусть «впритык», но выдерживает и защита модернизированный Т-90 . Если на танк , навесить бульдозерный отвал типа ТБС-86 , то защита лба танка при этом превысит «арматовскую».

Итог: Если цена нефти на много лет останется ниже 100 долларов за баррель, то и Т-14 будет, как сегодня, лишь большой игрушкой для большого начальства на парадах?

М.: Танк Т-14 и семейство техники на платформе «Армата» включены в госпрограмму вооружений на период до 2020 года, необходимые средства на их разработку и производство предусмотрены. 13 мая 2015 года на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин заявил: «Еще одна тема — это создание новых и модернизация существующих вооружений и техники Сухопутных войск. Часть из этой техники была впервые показана на Параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тактико-технические характеристики этой новой техники заметно превосходят зарубежные аналоги, и в целом она заслуживает довольно высоких оценок военных специалистов. Нужно в кратчайшие сроки завершить все испытания и переходить к серийному выпуску». Добавить здесь нечего.

К.: Т-14 на платформе «Армата» — реально новый шаг в танкостроении. Новая его философия.

До этого на Западе создавались модификации MBT-70 («Абрамс» и «Леопард» — его прямые потомки, «Челленджер» — дальний родственник), в СССР — Т-64 . Со времен обеих концепций прошло полвека. И «Армата» — первые машины нового облика. Ее можно сравнить с экспериментальными образцами Т-34 , в котором сочетались относительно высокий уровень броневой защиты и огневой мощи, присущий до того лишь тяжелым танкам, и относительно высокая скорость легких танков. Для Т-14 удачное сочетание факторов — резко возросшая защищенность экипажа и потенциал для увеличения огневой мощи.

Х.: Воевать мы будем, прежде всего, на суше. Программа обновления танкового парка была и будет одной из самых приоритетных. В данном случае Запад сыграл на руку «ястребам» из российского ВПК.