Атомная подземная лодка «боевой крот». Атомная подземная лодка "боевой крот"

В СССР ученые и инженеры пытались сказку сделать былью. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими инженерами.

Подземная лодка «Боевой крот»

После Второй мировой войны советским проектировщикам попали документы с чертежами немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Их особенность заключалась в том, что они планировались как амфибии. Техника работала на земле и под ней, а также под водой свыше ста метров. После долгих исследований профессоров Г.И.Бабата и Г.И. Покровского было принято решение, что данная конструкция могла добраться до расположения врага и взорвать его под землей.

В срочном порядке была набрана рабочая группа, а также выделены средства для создания подземного танка, который получил название «боевой крот». Машина работала на ядерном реакторе и двигалась сквозь землю со скоростью 7 км/ч. Первые испытания произошли в уральских горах, результат всех потряс: «Крот» вошел в грунт, прошел около пятнадцати км и уничтожил условного противника. Это был полный успех. Тем не менее, второй эксперимент закончился трагически. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»

Много лет назад космические самолеты можно было встретить лишь в книгах фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для введения войны, космос не был исключением. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать самым первым военным кораблем СССР, который предназначался для космических сражений. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, воздушное судно выходило на околоземную орбиту и могло приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее.

Тем не менее, во второй половине 70-х, когда первый экземпляр был построен, проект закрыло высшее руководство. Они посчитали этот аппарат глупой фантазией. Так был похоронен самый первый космический корабль СССР.

Мозговое радио

Многие ученые мечтали создать механизм, с помощью которого можно было бы управлять сознанием и мыслями людей на расстоянии. Такое психологическое оружие могло стать самым страшным и эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой план «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы на огромные расстояния.

Узнав о его научной работе, Кажинского стали приглашать с лекциями в разные исследовательские институты мира. Когда он вернулся домой, правительство незамедлительно выделило средства на эксперименты, так как гипотезу посчитали стратегически важной. Первые испытания проходили в Москве на собаках. Так, суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью мозгового сигнала заставить пса принести нужную книгу из нескольких экземпляров. Интересно то, что животное без проблем справлялось с заданием, но после этого, по какой-то непонятной причине, не могло выполнять элементарные команды.

Что потом произошло с «мозговым радио» остается тайной. Ученый вскоре прекратил научные работы, но до конца жизни верил, что такое изобретение могло существовать.

Летающий танк А-40

В 1941 году правительство поставило сложную задачу для инженеров, а именно – поднять в воздух бронетехнику. Нужно было сконструировать танк, который смог бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать его партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях.

Таким образом, инженер решил взять легкий танк Т-60 и приделать ему деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что техника долетит до нужного места посадки и сбросит крылья. Однако, к сожалению, ни один эксперимент не прошёл удачно. Из-за веса машина сильно нагревалась. Работники снимали максимальное количество частей бомбардировщика, но ничего не помогло.


Алена Коновалова "...Конец 1950-х и начало 1960-х время значительных успехов в области научных экспериментов во всем мире и в СССР. В те годы начались смелые эксперименты советских ученых над животными. В Московском университете и Академии наук был выполнен ряд пионерских исследований. И уже в 1950 году русский ученый Владимир Демихов удивил весь мир, когда трансплантировал собачью голову на другую собаку. Двухголовая собака прожила целый месяц.
В первый период холодной войны были привлечены все силы советской науки для создания совершенного оружия. В 1958 году стартовал секретный советский проект по созданию робота-киборга. Научным консультантом был лауреат Нобелевской премии В. Мануйлов. В конструировании робота за исключением конструкторов участвовали медики и инженеры. Для экспериментов с целью подтверждения безопасности для человека предлагались мыши, крысы и собаки. Рассматривался вариант экспериментов над обезьянами, но выбор пал на собак, так как они лучше поддаются дрессировке и более спокойны чем обезьяны. Впоследствии этот проект получил имя "КОЛЛИ" и просуществовал почти 10 лет. Но указом ЦК от 4 января 1969 года деятельность проекта "Колли" была прекращена, информация стала секретной..."

"В 1991 году все данные по поекту "КОЛЛИ" были рассекречены..."


Полная версия истории

Ученые и исследователи постоянно ограничены в своих поисках из-за недостатка финансирования. А вот военные обычно не испытывают проблем с деньгами. В итоге те инженеры и ученые, которые работают на правительственные спецслужбы, могут заниматься весьма необычными и интересными вещами.

При этом ответственности за свои работы они фактически не несут. Ведь даже крупный провал будет спрятан под гриф «Совершенно секретно», а все убытки будут списаны легким росчерком пера.

Что творится в недрах ЦРУ, можно только догадываться. Американским спецслужбам приписывают и фальсификацию высадки на Луне, и разработку с последующим распространением смертельных вирусов. Но есть некоторые секретные проекты, о которых все-таки стало известно общественности.

«Мускатный орех». Американцы далеко не сразу решились испытывать атомную бомбу на своем материке. Первоначально испытания проходили в Тихом океане, на специальных землях. Для самих США такой подход был довольно выгодным. Ведь взрывы можно было безбоязненно осуществлять на огромной территории, удаленной от людских мегаполисов. Однако все же довольно дорого стала обходиться транспортировка специалистов и материалов на далекие расстояния. Встала задача - найти безопасное место на территории страны, такое, чтобы оно еще и находилось неподалеку от места разработки ядерного оружия. Ученые работали над ним в Лос-Аламосе, Нью-Мексико. Был создан проект под названием «Мускатный орех», целью которого и являлось нахождение такого место. Казалось, что пустыня в самой глуши будет идеальным вариантом. Такое место было найдено в Неваде. Тем более там уже были построены ранее взлетно-посадочные полосы, которые использовались в ходе учений Второй мировой войны. Для испытания был выделен участок земли в 687 кв.км., находящийся в собственности государства. Сегодня он известен, как Испытательный полигон Невады, а в нем наиболее засекреченным участком стала «Зона 51». Говорят, что именно там занимаются исследованием инопланетных объектов.

Проект «Аквилайн». В начале 1960-х годов американцы решили начать разрабатывать, а затем и тестировать первые беспилотные управляемые самолеты. В итоге на основе тех работ были созданы летательные аппараты «Хищник», которые используются в последних боевых действиях, в частности, на Ближнем Востоке. Аппарат создали таким, чтобы он стал похожим и напоминал птицу - орла или канюка. Внутри самолета располагалась камера, которая снимала все происходящее. Также аппарат был буквально напичкан аппаратурой для электронного слежения и датчиками. Первоначальной целью проекта были изучение загадочного водного аппарата, который создал СССР и который, как стало известно с помощью спутниковых данных, тестировался на Каспийском море. До сих пор проект остается засекреченным. А то, что «Аквилайн» должен был побольше узнать о нашем экраноплане, рассказали британские журналисты. Беспилотник был создан и даже прошел испытания. Однако частые аварии при приземлении заставили власти закрыть эту программу.

Проекты «Орнитоптер» и «Инсектоптер». ЦРУ не давала мысль об успешном копировании в технике живых существ. Что могло быть лучше дистанционно контролируемых роботов, которых внешне никак не отличишь от животных или птиц? Проект Орнитоптер как раз и был нацелен на то, чтобы создать аппарат, копирующий птицу. Он должен был максимально сливаться с природой и уметь махать крыльями, как живое пернатое существо. Небольшой беспилотник должен был выглядеть обычной вороной. Предполагалась, что эта «птичка» сможет садиться на подоконники и затем фотографировать все происходящее в здании. А проект инсектоптер должен был создать еще меньшую машину. Внешне она должна была напоминать стрекозу. Однако копирование природы оказалось довольно сложным занятием. В результате ЦРУ предпочло просто использовать животных для своих разведывательных целей. В частности использовались голуби со специальными ошейниками, в которых была встроена камера. Но вес оборудования оказывался довольно тяжелым для бедных птиц. Они возвращались домой обратно, но делали это пешком. У голубей попросту не оставалось сил, чтобы лететь обратно. И это направление проекта было в итоге закрыто. Но самым странным научным направлением являлась разработка «Звуковая Киса». Подслушивающие устройства спецслужбы вживляли прямо в домашних кошек. Однако и эта разработка была заброшена после того, как одного живого агента переехал автомобиль, а вторая слишком далеко ушла от дома, в поисках пищи.

Проект «57». Получив в свои руки ядерное оружие, надо было изучать его свойства и возможности. Для этого было создано несколько специальных проектов. Этот, в частности, проводился на испытательном полигоне в Неваде. Была произведена имитация случая, когда в небе взрывался самолет с ядерным вооружением, а в атмосферу распылялось радиоактивное вещество. Эксперимент стал первым в Америке по испытанию «грязной» бомбы. Ученые рассчитали, что при детонации взрывчатки, окружающей ядерной боеголовки можно приостановить цепную реакцию, а вот плутоний все равно попадет в атмосферу. Однако наверняка это было неизвестно, неясным было, сколько именно радиоактивного вещества попадет в воздух, и как далеко оно сможет распространиться. Военные и спецслужбы решили, что проведение таких испытаний необходимо для страны, ведь в самолетах стало появляться все больше и больше боеголовок. В итоге рано или поздно должна была произойти катастрофа с участием самолета, несущего ядерное оружие. Так оно и произошло, гораздо раньше, чем многие полагали. Для эксперимента был выбран полигон под названием Зона-13. На нем работники разместили тысячи липких чаш. Эти металлические изделия были обработаны клейкой смолой. Она должна была захватить и удерживать на себе частицы плутония, попавшие в атмосферу после воздушного взрыва. Были созданы псевдоперегородки, которые могли показать эффект от взрыва в условиях городских построек. Рядом с ними проложили асфальтированные дороги и даже припарковали машины. Чтобы понять, как плутоний подействует на живых существ, в специальные клетки разместили 109 собак, 31 крысу, 10 овец и 9 ослов. Взрыв произошел 24 апреля 1957 года в 6:27 утра. Боеголовку подорвали таким образом, чтобы произошла имитация авиакатастрофы. После оседания радиоактивной пыли оказалось, что зараженными оказались 895 квадратных акров территории. Плутоний является одним из самых опасных и смертоносных веществ, известных человеку. Если в наш организм попадет всего лишь одна миллионная грамма этого элемента, это станет причиной смерти. При этом плутоний сохраняет свою смертельную опасность на протяжении 20 тысяч лет. Благодаря тем испытаниям ученые узнали довольно много о действии плутония. Помогли в этом подопытные животные. Только вот результаты исследования так и остались засекреченными. Американцы обнаружил, что плутоний не проникает вглубь почвы. Он собирается на самом ее вверху, оставаясь лежать там. Проект продлился год, а зона оказалась настолько сильно зараженной, что смысла ее очищать попросту не было. Да это было и невозможно. В итоге полигон оцепили колючей проволокой, а все исследуемые материалы, в том числе и автомобили, были сожжены.

Доктор Фризлав. Это даже и проектом назвать тяжело, скорее, это больше миссия. В январе 1968 года над Гренландией летел бомбардировщик В52G с секретным заданием. Как вдруг на борту самолета начался пожар. Практически все члены экипажа спаслись, выпрыгнув с парашютом. Сам же аппарат врезался в ледники Гренландии. Но при ударе о землю сдетонировали взрывчатые вещества минимум трех ядерных бомб, находившихся на борту. Мощный взрыв разметал по большой территории тритий, уран и плутоний. Военные и спецслужбы столкнулись с тем же самым проектом «57», только реализованным на практике. Сильное пламя растопило лед, и минимум одна бомба ушла под лед на дно океана. Военные пытались найти ее, однако успехом операция не увенчалась. Проект «57» уже дал достаточно данных о том, что происходит при взрыве взрывчатого вещества вокруг ядерной боеголовки. Было известно, что радиоактивное вещество распространяется по большой площади. Однако военные и ЦРУ не ожидали, что с подобным им придется столкнуться так скоро. Поэтому попросту не существовало группы быстрого реагирования, подготовленной и оснащенной должным образом, дабы устранить последствия подобной катастрофы. А в Гренландию отправили наспех собранную группу из ученых и военных, чтобы те попытались на месте справиться с самым тяжелым радиоактивным загрязнением в истории из-за взрыва «грязной» бомбы. Команда под названием «доктор Фризлав» нашла только половину из выброшенного радиоактивного материала. Специалисты проводили очистку территории на протяжении 8 месяцев. Они собрали 10,5 тысяч тонн радиоактивных обломком, фонящего льда и снега. Их затем доставили в Южную Каролину, где затем и уничтожили.

Операция «Утренний свет». И эта сверхсекретная операция связана с очисткой территории от радиоактивного заражения. Только на этот раз его источником стали не американцы, а русские. В сентябре 1977 года СССР запустил в космос спутник Космос-954. Естественно, он должен был помимо всего прочего еще и шпионить за США. Весил аппарат около 4 тонн. Всего через несколько месяцев после запуска аппарата американцы поняли, что у того есть проблемы. В декабре специалисты сообщили, что Космос-954 начинает сходить со своей орбиты. Если СССР срочно не предпримет каких-либо мер, то аппарат упадет на Землю. Аналитики принялись за работу, они рассчитали, что в случае бездействия Советов, спутник совершит аварийную посадку на территории Северной Америки. Администрация Картера обратилась с запросом в СССР, наши военные, вынуждены были признать, что на борту объекта находится около 30 килограмм обогащенного урана. ЦРУ и правительство США решили не сообщать об этом населению, чтобы не вызывать паники. Ведь это могло повлечь за собой выступления народа с неизвестными последствиями. Общественность так ничего и не знала о грядущей катастрофе. Но на тот момент Америка уже обладала подготовленной командой, которая могла отреагировать на подобные происшествия. Люди были предупреждены и стали ожидать своего выступления, как только спутник упадет на Землю. Аппарат действительно приземлился в Северной Америке. Произошло это в тысяче миль на север от Монтаны, в канадской тундре. Довольно быстро к месту катастрофы добрались специалисты по радиоактивной очистке местности. Они проработали там несколько месяцев, сумев обнаружить около 90% всех обломком спутника. Уже позже власти рассчитали, что если бы тот сделал один лишний виток по орбите, то упал бы в куда более заселенные территории на Восточном побережье США.

Проект «Киви». 60-е годы прошлого века ознаменовали гонкой к Луне двух супердержав. Однако мало кто знает, что неподалеку от известной Зоны-51 находился другой засекреченный объект - Зона-25. Там американские специалисты готовили еще более громкий проект - полет на Марс на ракете с использованием ядерного топлива. Эта задумка получила имя NERVA. Спроектированный для ее осуществления космический корабль «Orion» должен был стать высотой с 16-этажный дом. Планировалось, что он сможет доставить к Марсу сразу 150 человек всего за 124 дня. При старте ракеты должно было подняться огромное облако радиоактивной пыли, которую породили бы ядерные двигатели. При полной нагрузке он нагревался бы до температуры около 2 тысяч градусов и охлаждался бы жидким азотом. Ученые Лос-Аламоса решили проверить, что же произойдет, если один из таких двигателей вдруг взорвется. Этот проект и получил название «Киви». В январе 1965 года был запущен такой двигатель ядерным топливом и его перестали охлаждать. Когда реактор нагрелся до 4 тысяч градусов, он взорвался. Сильный взрыв разметал 45 килограмм радиоактивного топлива на четверть мили. Ученые поднялись в воздух и измерили то количество радиации, попавшей в атмосферу. Однако те данные так и остались засекреченными. А спустя пять месяцев произошла уже реальная авария - перегрелся двигатель в сборке другого прототипа, Феба. Причиной взрыва стала случайно опустевшая емкость с жидким водородом.

Проект Кемпстера-Лакруа. Когда американцы разрабатывали свой самолет-невидимку, проект получил название «Окскарт». Тогда все новые технологии создавались в «Зоне-51». Ученые старались сделать так, чтобы самолет исчез с поля зрения радаров или был для них как можно более незаметным. Для этого создавались такие материалы, которые смогли бы поглощать излучение следящих приборов. США использовало в проекты свои новейшие разработки, имеющие отношение к космосу, а также самую новую электронику. Но тут последовал приказ Кеннеди совершить секретный разведывательный полет над Кубой. США очень хотело найти установленные там ракеты с ядерными боеголовками, установленные СССР. Самолет был еще недостаточно готов, несмотря на все усилия его создателей. Чтобы срочно решить проблему невидимости, был предложен проект Кемпера-Лакруа. Ученые решили, что надо расположить впереди и сзади на самолете большие электронные пушки. Они должны были стрелять целыми ионными облаками заряженных частиц. Они вбирали бы в себя все волны, посылаемые вражескими радарами. А самолет таким образом становился бы невидимым для них. Однако быстро стало ясно, что такое мощное излучение станет смертельным для пилота. Но ученые не отступили - был создан специальный защитный костюм. Но первый же пробный полет показал, что такое снаряжение слишком неудобное и громоздкое, мешая управлять самолетом. Тогда проект Кемпера-Лакруа был бесславно закрыт.

Проект «Тик и Оранж». Среди множества проектов спецслужб США встречались и явно ошибочные, как этот. Непродуманная и опасная идея заключалась в осуществлении ядерного взрыва в воздухе. Проект словно бы стал наглядной картиной того, как безумные ученые своими экспериментами могут попросту уничтожить всю планету. В рамках программы ученые задумали взорвать две 3,8 мегатонные бомбы в верхних слоях атмосферы над атоллом Джонстон, на 750 миль западнее Гавайев. Бомбу по имени Тик взорвали в 50 милях над землей, а Оранж - в 28. Америка хотела путем изучения последствия взрывов узнать, совершал ли СССР что-то подобное. Возникший в небе огненный шар попросту сжег глаза всего живого, что находилось в радиусе 225 миль от взрыва. Все существа, смотревшие вверх в этот момент в этой зоне без защитных очков, попросту ослепли. В их числе оказались и сотни кроликов и обезьян, которые летели на самолете в этот момент. Несчастным животным зафиксировали головы так, чтобы они смотрели прямо на взрыв и не могли отвести взгляд. Большая часть пространства Тихого океана осталась на время без радиосвязи. Шок от зрелища был настолько сильным, что один из инженеров в ужасе заявил, что люди чуть было не прожгли озоновый слой. А ведь еще до начала испытаний некоторые ученые предупреждали, что эффект от взрывов может оказаться катастрофичным. Тем не менее военные продолжили свой эксперимент.

Операция «Аргус». Американцы продолжали осуществлять высотные взрывы, осуществляя их на этот раз в рамках программы Аргус. В рамках нее ракеты с ядерными боеголовками впервые были запущены с кораблей. Произошло это в августе и сентябре 1950 года с борта военного американского судна, стоявшего на якоре у берегов Южной Африки. Тогда ракеты X-17 вознесли высоко в небо сразу три боеголовки. Они взорвались на высоте около 500 километров. Можно лишь гадать об истинной причине ядерных испытаний в космическом пространстве. Ученые выдвигали предположение, что такой взрыв в магнитном поле нашей планеты, но уже над атмосферой, может создать мощный электронный импульс. Он может создать серьезные помехи для советских межконтинентальных баллистических ракет, если они будут в это время лететь к Америке. Однако результаты эксперимента показали, что образовавшийся магнитный импульс будет все же недостаточно серьезным, чтобы как-то воздействовать на ракеты. Так что проект оказался хотя и опасным, но в конечном счете бесполезным.

Человека с давних времен тянуло то опуститься на дно, то подняться в воздух, то достичь самого центра Земли. Однако это было возможно до некоторых пор лишь в фантастических романах и сказках. В наше время подземная лодка - это уже не просто фантазия. Были проведены успешные разработки и испытания в этой области. Прочитав нашу статью, вы узнаете много интересного о таком аппарате, как подземная лодка.

Подземные лодки в литературе Все началось с полета фантазии. В 1864 году Жюль Верн опубликовал известный роман под названием “Путешествие к центру Земли”. Герои его спустились в центр нашей планеты через жерло вулкана. В 1883 году была опубликована книга “Подземный огонь” Шузи. В ней герои, работая кирками, проложили шахту к земному центру. Правда, в книге уже говорилось о том, что ядро планеты горячее. Алексей Толстой, русский писатель, добился большего успеха. В 1927 году он написал “Гиперболоид инженера Гарина”. Герой произведения пробился почти насквозь через толщу земли, при этом буднично и даже с некоторым цинизмом.

Минобороны РФ рассекретило секретные архивы о преступлениях ОУН УПА. Украинцы должны знать подвиги своих «героев»

Все эти авторы строили гипотезы, которые никак нельзя было обосновать. Дело оставалось за изобретателями и инженерами, властителями дум людских конца 19-го - начала 20-го веков. Однако в опубликованных в 1937 году “Победителях недр” Григорий Адамов низвел до обычных достижений власти СССР проблему штурма земных недр. Конструкция, которую имела в его книге подземная лодка, будто была списана с чертежей секретного КБ. Случайно ли это совпадение?

Первые разработки Сейчас никто не сможет ответить на вопрос о том, что легло в основу смелых догадок Григория Адамова. Однако, судя по немногочисленным данным, основания для них все-таки имелись. Первым инженером, который якобы создал чертежи подземного аппарата, стал Петр Рассказов. Этот инженер в 1918 г. был убит агентом немецкой разведки, который похитил у него всю документацию. Американцы же считают, что первые разработки начал Томас Эдисон. Однако более достоверно то, что их осуществляли в конце 20-30-х годов 20 века инженеры из СССР А. Треблев, А. Баскин и А. Кирилов. Именно они разработали конструкцию первой подземной лодки.

Однако она была предназначена исключительно для утилитарных целей, связанных с нефтедобычей, с тем, чтобы облегчить этот процесс и удовлетворить потребности социалистического государства. За основу они взяли настоящего крота или же более ранние разработки в этой области русских или иностранных инженеров - сейчас трудно сказать. Однако известно, что на уральских рудниках, расположенных под горой Благодать, осуществлялись пробные “заплывы” лодки. Конечно, образец был опытный, скорее уменьшенная копия, нежели полноценный рабочий аппарат. По всей видимости, он напоминал позднейшие комбайны по добыче угля. Наличие недоработок, надежного двигателя, медленной скорости проходки было естественно для первой модели. Было принято решение свернуть работы по подземоходу.

Страхов возобновляет проект

Через некоторое время началась эпоха массового террора. Были расстреляны многие специалисты, которые участвовали в этом проекте. Однако накануне войны вдруг вспомнили о “Стальном кроте”. Представителей власти снова заинтересовала подземная лодка. В Кремль был вызван П. И. Страхов, ведущий специалист в данной области. В то время он работал куратором на строительстве метрополитена города Москвы. Ученый в беседе с Д. Ф. Устиновым, возглавлявшим комиссариат вооружений, подтвердил мнение о боевом использовании подземохода. Ему было поручено разработать по сохранившимся чертежам усовершенствованный экспериментальный образец.

Война прерывает работы

Срочно были выделены люди, средства, необходимое оборудование. Русская подземная лодка должна была быть готова по возможности в кратчайшие сроки. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, судя по всему, оборвала работу. Поэтому госкомиссией так и не был принят экспериментальный образец. Ему была уготовлена участь множества других проектов - образец был распилен на металл. Стране в это время для обороны больше были нужны самолеты, танки и подводные лодки. А Страхов не возвращался больше к подземной лодке. Он был послан на строительство бункеров.

Немецкие подземные лодки

Подобными конструкциями, естественно, занимались также и в Германии. Любое сверхоружие, которое было бы способно принести Третьему Рейху мировое господство, было необходимо для руководства. В фашистской Германии, согласно сведениям, полученным после окончания войны, имелись разработки подземных военных аппаратов. Кодовое название первого из них - Subterrine (проект Р. Требелецкого и Х. фон Верна). Кстати, некоторые исследователи полагают, что Р. Требелецкий - это А. Треблев, инженер, который бежал из СССР. Вторая разработка - Midgardschlange, что в переводе значит “Змея Мидгарда”. Это проект Риттера. После завершения Великой Отечественной войны органы советской власти обнаружили неподалеку от Кенигсберга неизвестного происхождения штольни, рядом с которыми находились остатки взорванной конструкции. Было высказано предположение о том, что это и есть остатки “Змеи Мидгарда”. Не менее замечательным проектом являлся “Морской лев” (другое его название - Subterrine). Еще в 1933 г. Хорнер фон Вернер, немецкий инженер, оформил на него патент. По его замыслу, этот аппарат мог развивать скорость до 7 м/ч. На его борту могли находиться 5 человек, а вес боезаряда составлял до 300 кг. Аппарат этот, к тому же, мог передвигаться не только под землей, но и под водой. Эта подземная подводная лодка сразу же была засекречена. Проект ее оказался в военном архиве. О нем, вероятно, никто бы и не вспомнил, если бы не началась война. Курировавший военные проекты граф фон Штауфенберг извлек его из архива. Он предложил Гитлеру воспользоваться для вторжения на Британские острова подводной лодкой. Она должна была незаметно пересечь Ла-Манш и тайно пройти под землей в необходимое место.

Однако планам этим не суждено было осуществиться. Герман Геринг убедил Адольфа Гитлера в том, что Англию к капитуляции принудить намного дешевле и быстрее простыми бомбежками. Поэтому операция не была осуществлена, хотя Геринг и не смог выполнить своего обещания.

Изучение проекта “Морской лев”

После победы над Германией в 1945 году на территории этой страны началось негласное противостояние. Бывшие союзники начали соперничать между собой за обладание военными секретами Германии. В числе некоторых других разработок немецкий проект подземной лодки под названием “Морской лев” попал в руки Абакумова, генерала СМЕРШа. Группа, руководили которой профессоры Г. И. Покровский и Г. И. Бабата, занялась изучением возможностей этого аппарата. В результате исследований был вынесен следующий вердикт - подземоход может быть использован русскими в военных целях.

Разработка М. Циферова

Свой собственный подземный снаряд одновременно (в 1948 году) создавал инженер М. Циферов. Ему даже выдали авторское свидетельство СССР на разработку подземной торпеды. Этот аппарат мог передвигаться самостоятельно в толще земли, развивая при этом скорость до 1 м/с!

Строительство секретного завода

В СССР тем временем к власти пришел Хрущев. Необходимы были в начавшейся холодной войне свои козыри, военные и политические. Инженеры и ученые, перед которыми была поставлена эта проблема, предложили решение, которое продвинуло на новый уровень развития проект создания подземной лодки. Ее предполагалось сделать с атомным двигателем, по типу первых подводных лодок, имевших атомный реактор. В сжатые сроки для опытного производства было необходимо построить очередной секретный завод. По распоряжению Хрущева в начале 1962 года у поселка Громовка (Украина) было начато его строительство. Вскоре Хрущев публично заявил о том, что достать империалистов следует не только из космоса, но также и из-под земли.

Разработка “Боевого Крота”

Спустя 2 года завод выпустил первую подземную лодку СССР. У нее был атомный реактор. Подземная атомная лодка была названа “Боевым Кротом”. Конструкция имела титановый корпус. Корма и нос был заострен. Подземная лодка “Боевой Крот” в диаметре достигала 3,8 м, а ее длина составляла 35 метров. Из пяти человек состоял экипаж. Кроме того, подземная лодка “Боевой Крот” была способна принять на борт тонну взрывчатки, а также еще 15 десантников. Ядерный реактор “Боевого Крота” позволял лодке развивать скорость до 7 м/ч

Для чего была предназначена атомная подземная лодка “Боевой Крот”?

Боевая задача, которая была поставлена перед ней, - уничтожение ракетных шахт и подземных командных бункеров противника. В Генштабе планировали доставить в США такие “субтерины”, использовав атомные субмарины, специально предназначенные для этого. В качестве пункта назначения была выбрана Калифорния, где наблюдалась в связи с частыми землетрясениями высокая сейсмическая активность. Она могла замаскировать движение русского подземохода. Подземная лодка СССР, кроме того, могла бы установить ядерный заряд и, подорвав его дистанционно, вызвать таким способом искусственное землетрясение. Его последствия можно было бы списать на обычное стихийное бедствие. Это смогло бы подорвать могущество американцев в финансовом и материальном отношении.

Испытания новой подземной лодки

В 1964 году, ранней осенью, проходили испытания “Боевого Крота”. Неплохие результаты продемонстрировал подземоход. Ему удалось преодолеть разнородный грунт, а также уничтожить находившийся под землей командный бункер, принадлежавший условному противнику. Несколько раз опытный образец был продемонстрирован членам правительственных комиссий в Ростовской области, на Урале и в подмосковном Нахабино. После этого начались таинственные события. Во время плановых испытаний атомоход якобы взорвался в Уральских горах. Геройски погиб при этом экипаж, руководил которым полковник Семен Будников (возможно, что это вымышленное имя). Причина этого - якобы внезапная поломка, в результате которой “крот” раздавили горные породы. Согласно другим версиям, имела место диверсия иностранных спецслужб или даже попадание аппарата в аномальную зону.

Сворачивание программ

После того как Хрущев был снят с руководящих постов, были свернуты многие программы, в том числе и этот проект. Подземная лодка снова перестала интересовать власть. Экономика Советского Союза трещала по швам. Поэтому этот проект, как и множество других разработок, таких как летавшие в 60-70-х годах над Каспием советские экранолеты, был заброшен. Советский Союз в идеологической войне мог тягаться с США, однако заметно проигрывал в гонке вооружений. Приходилось экономить буквально на всем. Это ощущал на себе простой народ и понимал Брежнев. Существование государства было поставлено на кон, поэтому были надолго засекречены и свернуты не сулившие быстрого превосходства передовые смелые проекты.

Продолжаются ли работы?

В 1976 году в прессу просочилась информация о подземном атомном флоте Советского Союза. Это было сделано в целях военно-политической дезинформации. Американцы попались на эту удочку и принялись за постройку подобных аппаратов. Трудно сказать, ведется ли сейчас на Западе и в США разработка подобных машин. Нужна ли кому-нибудь сегодня подземная лодка? Фото, представленные выше, а также исторические факты - аргументы в пользу того, что это не просто фантазия, а самая настоящая реальность. Много ли мы знаем о современном мире? Возможно, именно сейчас толщу земли бороздят где-нибудь подземные лодки. Секретные разработки России, как, впрочем, и других стран, никто не собирается афишировать.

В 80-х годах прошлого века (а по некоторым данным с июля 1976 года по декабрь 1989 года) по всей Европе и странам близко расположенных к границам СССР, на самых разных частотах начал раздаваться сигнал, своим звуком напоминающий стук дятла о ствол дерева с частотой стука около 10 раз в секунду. Этот долбящий сигнал возникал из неоткуда, вклинивался посреди сеансов связи, мешал нормальной работе радиопрофессионалов и раздражал радиолюбителей, прерывал связь с самолетами и кораблями, разносился громким звуком в вещании коммерческих и служебных радиостанций, а иногда этот звук появлялся даже в телефонных сетях и победная дробь разносилась в телефонных трубках империалистических держав. Доходило даже до того, что этот стук выскакивал и на телевизионных частотах и торжествующе стучал из динамиков в лицо негодующих британских и других западных телезрителей. Вклинившись на некоторую частоту стук долбил на ней около 7 минут, а потом переходил на другую частоту. Европейцы вскоре поняли откуда идет этот сводящий с ума стук, оказалось из глубинок СССР. Как только выяснился источник этого шума, к нему сразу же приклеилось название ”Русский Дятел”, за схожий звук. Во многих странах мира на него начали сыпаться тысячи жалоб от компаний, которые пользовались радиосвязью.

Воспользовавшись тем обстоятельством, что Русский Дятел стучал на частотах зарезервированных международными соглашениями для гражданского пользования, правительства США, Великобритании и Канады заявили протест советскому правительству. Но Советский Союз, однако, отказался даже признавать существование Дятла, не то что прекращать его стук или хотя бы сообщить, для чего он предназначен. На советских топографических картах точка, из которой вещал Русский Дятел, обозначалась как “пионерский лагерь”. Для блокировки звука доносящегося от “Русского Дятла” на Западе развилась целая промышленность выпускавшая фильтры-«дятлоубийцы» (Woodpecker Killers). Фильтры работали неважно, поскольку Дятел был коварен и время от времени менял манеру стука. Но сколько бы Советский Союз не отрицал свою причастность к этим стучащим звукам, звуки то все равно шли именно оттуда. В 60-х годах прошлого века советские ученые разработали локационную систему, позволяющую отслеживать пуски баллистических ракет, даже если они производятся с другого конца Земли. Систему так и назвали: загоризонтная радиолокационная станция (ЗГРЛС).


загоризонтная радиолокационная станция (ЗГРЛС).

Построены были в Николаеве, Любече и Чернобыле2, а также недалеко от Комсомольска-на-Амуре (сейчас все демонтированы). Генеральным проектировщиком ЗГРЛС стал Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (НИИДАР), а главным конструктором – инженер Франц Кузьминский.


ЗГРЛС в Николаеве

Комплекс «Дуга» был построен в Чернобыле -2 и одним из главных аргументов в выборе места являлось наличие поблизости атомной электростанции, ведь суперлокатор должен был потреблять до 10 мегаватт электроэнергии. Стоимость строительства сверхмощного радара указывается в разных источниках по-разному, но известно, что «Дуга» обошлась государству вдвое дороже, чем собственно Чернобыльская АЭС. Сразу задаёшься вопросом, а может быть АЭС строили специально для суперлокатора, а не для изучения мирного атома? В Чернобыле-2 была установлена приемная антенна, а передающая располагалась в г.Любече Черниговской области, на удалении 60 километров. Приемная часть состояла из двух антенн: первая, низкочастотная, шириной 300 м и высотой 135 м монтировались 330 вибраторов, каждый по 15 м длины при диаметре 0, 5 м. Вторая — высокочастотная, 210 х 85 м.


Приемные антенны в Чернобыле-2

Объект «Чернобыль-2» как часть системы противоракетной и противокосмической обороны войск ПВО был создан с единственной целью — зафиксировать ядерное нападение на СССР в первые две—три минуты после запуска баллистических ракет. От Америки до Союза ракеты летели бы 25—30 минут, и можно было успеть принять контрмеры. С помощью коротких радиоволн, способных распространяться на тысячи километров, постоянно сканировалась территория Соединенных Штатов. Этот метод слежения называется загоризонтной радиолокацией и позволяет фиксировать взлетающие ракеты по их огненному факелу, вытягивающемуся на десятки километров. Это уникальное, не имеющее аналогов в мире чудо инженерной мысли (антенны сегодня демонтированы лишь частично) накрывало своим сигналом практически всю планету.

Элементы ЗГРЛС
Элементы ЗГРЛС

Для персонала и их семей был построен специальный городок — Чернобыль-2, полностью закрытый. Все дома располагались по одному адресу — г. Чернобыль, улица Королева. Табличка на пропускном пункте извещала, что это обычный центр дальней связи, хотя на самом деле тысяча с лишним жителей города занимались военно-космическим шпионажем в глобальном масштабе.


г. Чернобыль -2, улица Королева

На расстоянии около 2-х километров западнее от больших антенн была интересная конструкция антенн диаметром 300 метров и высотой 10м- два концентрических круга с одноэтажным зданием в центре(240 вертикальных объемных вибраторов). Это СОТ — система определения трассы, кодовое название «Янтарь». Для обработки данных здесь использовались ЭВМ типа К340 и серии ЕС. Суперрадар давал сигнал, который огибал весь земной шар, после чего комплекс безупречно его «схватывал». Уникальность «Янтарь» состояла в том, что он мог поймать тот же сигнал после того, как он обогнул земной шар и во второй раз. Сейчас “Янтарь” полностью демонтирован, остались только огромные круги на земле, да здание в середине. Помимо прямого назначения, есть сведения о использовании “Дуги” в качестве нетрадиционных видов оружия (психотропного, геомагнитного, сейсмического, метеорологического). То есть, Дуга, возможно, могла выполнять и иные задачи — от вывода из строя радиосистем до психотропного воздействия на человека. При длительном воздействии “Дуги” на человека вызывала чувство тревоги, беспокойство, панику, а на аналогичной станции в Казахстане наблюдались более серьезное воздействие — кровотечения из носа и ушей, потеря сознания, необратимые изменения в психике. Станция “Дуга” в Чернобыле -2 была оперативно снята с боевого дежурства, после трагедии на АЭС в Припяти. Все оборудование в срочном порядке законсервировано, а обслуживающий персонал вместе с членами семей эвакуирован из зоны радиоактивного заражения. Больше года понадобилось руководству страны, чтобы понять – ЧП настолько глобально, что о повторном запуске суперрадара в Чернобыле-2 не может быть речи. А потому в 1987 году все ценное оборудование вывезли в Комсомольск-на-Амуре. Поселок был заброшен. В настоящее время старые сверхмощные РЛС в Николаеве, Любиче, Чернобыле-2 и в Комсомольске-на-Амуре демонтированы и уничтожены. Только в Чернобыле-2 антенны стоят по сей день, как напоминание о былой мощи сверхдержавы.