Знаменитые грузинские евреи. Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

В Грузии евреи жили с давних времён. Согласно исторической традиции, евреи появились в древней столице Грузии, Мцхете, в конце восьмого века до н.э. Второй поток евреев прибыл после разгрома Иудеи вавилонским царём Навуходоносором 11. Значительный поток появился после иудейской войны (66-73). Евреи прибывали в Грузию из соседних стран (Византии, Армении, Турции, России), в период усиления антисемитизма.

Последователи иудаизма в Грузии обычно упоминались под одним общим именем – «еврей» («эбраэли»), слово это появилось под влиянием греческого, в греческий вошло из арамейского, а в арамейский – из еврейского.

Показателем общности грузинского и еврейского народов был и является термин «уриани картвелни» («грузинские евреи»). Этот термин появился в лексиконе грузинского языка в IV-XI веках.

Некоторые антропологи считают, что не существует чистого расово-этнического типа еврея, так как в течение тысячелетий он смешивался с разными этническими формациями.

По антропологическому типу, грузинские евреи не отличаются от восточных грузин. Некоторые специфические особенности, по которым можно отличить грузинских евреев от грузин, в основном, обусловлены этнографическими особенностями. Надо отметить также, что грузинские евреи представляют собой этническую базу евреев Закавказья.

Таким образом, евреи прибыли в Грузию с незапамятных времён и разделили с грузинским народом его историческую участь. Из Мцхеты они постепенно стали мигрировать в различные части Грузии, а затем и во всё Закавказье. Произошла их ассимиляция с аборигенами Закавказья. Очевидно, что евреи диаспоры почти везде сохранили свои расово-антропологи- ческие показатели, тогда как в Закавказье существуют отклонения от общих еврейских показателей. Поэтому евреи Закавказья резко отличаются от палестинских и европейских евреев.

Интересно отметить, что существует много одинаковых грузинских и еврейских фамилий, что указывает на многовековое сосуществование этих народов. Евреи поселились в Грузии в период, когда там ещё не было фамилий. Когда начался процесс формирования фамилий, происхождение еврейских фамилий подчинялось тем же принципам, что и грузинских. Поэтому фамилии грузинских евреев часто, наряду с внешним сходством. имеют и грузинское содержание, и совершенно естественно, что независимо друг от друга формируются одинаковые фамилии, как грузинские, так и еврейские.

Распределение евреев в Грузии в разные периоды было различным. В период позднего феодализма евреи уже почти не проживали в местах заселения античного периода и периода раннего феодализма.

Количество евреев в Грузии было переменчиво. Его периодическое уменьшение вызывалось социально-экономическими и политическими событиями. Нельзя сказать, что в основе этого процесса лежали какие либо гонения со стороны государства, церкви или христианского населения. Причины были в трагической судьбе страны. Частые войны, эпидемии, похищения, изменение веры... все эти несчастья евреи делили с грузинами, и уменьшение их количества было пропорционально уменьшению грузинского населения.

Во времена феодализма распределение евреев в стране менялось – отчасти по собственной воле, отчасти насильственно. В начале 19-го века наблюдается тенденция переселения евреев из сёл в города.

Грузинские исторические источники уделяют особо внимание роли евреев в принятии христианства в Картли. Из исторических документов яствует, что грузинские евреи были тесно связаны с очагом христианства – Иерусалимом.

Грузинские евреи всегда были в курсе политико-религиозных событий, происходящих в Иерусалиме.

Ко времени признания христианства как государственной религии отношение царского самодержавия к евреям вообще и, в частности, к мцхетским евреям, не изменилось. Роль грузинских евреев в деле принятия христианства в Грузии было оценено по достоинству.

Отсутствие антагонизма между евреями и грузинами определялось следующими факторами:

1. евреи поселились в Грузии в период становления там государства, они принесли с собой передовые формы торговли и производства ремёсел, чем завоевали уважение грузинской общественности;

2. евреи привлекли внимание своей монотеистической религией, которая призывала членов своей общины к консолидации, человеколюбию и порядочности. По сравнению с другими народами, грузинское общество намного раньше ознакомилось с заповедями Ветхого Завета;

3. отсутствие враждебного отношения к евреям было обусловлено также тем, что они поселились в Грузии не после принятия ею христианства, а, наоборот, сами принимали активное участие в его внедрении; грузинские евреи считались той частью евреев, которая не принимала участия в распятии Христа;

4. грузинские евреи находились вдали от своей исторической родины, но они не теряли связь с ней, и эта связь была полезной для Грузии;

5. противостояние евреев и грузин не могло иметь место и потому, что уже произошло частичное слияние грузинов и евреев;

6. раннехристианская грузинская литература создавалась при участии евреев и поэтому в ней не могло быть отражено противоречие.

Принятие христианства евреями в Грузии началось раньше объявления христианства государственной религией, а затем это приобрело массовый характер. Этот процесс длился весь период средневековья, и ввиду того, что уступка иудаизма и переход в христианство для еврея означали его огрузинение, вместе с другими причинами, это вызывало уменьшение количества евреев в Грузии.

Из исторических источников яствует, что до завоевания Грузии Россией грузинские евреи и грузинские христиане в правовом отношении были равны.

В Грузии никогда евреи не подвергались гонению и погромам. Никогда не существовало зон проживания евреев и т.н. гетто, так характерных для других стран. Более того, по некоторым данным, грузинские евреи иногда пользовались некоторыми привилегиями.

Исходя из социальной и культурной природы феодального общества, крепостной грузинский еврей так же, как и крепостные всех национальностей, представлял полную собственность помещика.

Грузинское феодальное правосудие так же защищало собственность евреев на землю и крепостных, как и собственность грузинских помещиков.

Грузинско-еврейские отношения, спаянные в течение веков законодательствами и традициями, продолжались и после покорения Грузии Россией. Несмотря на многочисленные попытки наместников царизма противопоставить грузин и евреев, им это не удалось, за исключением отдельных инсинуаций на религиозной почве.

Русские правители начали ущемление прав грузинских евреев тем, что запретили им иметь крепостных.

Несмотря на то, что евреи, наряду с остальным населением, платили государственные и общественные налоги, они не имели право пользоваться общим государственным фондом для удовлетворения таких нужд, как образование, религиозные ритуалы, укрытия для больных, забота о бедняках, стихийные и другие бедствия. Для всего этого они вынуждены были сами выискивать средства. Таким образом, во всей империи имело место игнорирование интересов евреев как местными, так и центральными властями.

Имеются очень малочисленные документы о владении евреями землёй. В документальном материале землевладение евреями описано в виде операций купли-продажи, церковными пожертвованиями и др. Выясняется, что для некоторых земля была основной возможностью существования, а для других – дополнительным источником дохода. Одно ясно – абсолютное большинство евреев было связано с сельским хозяйством.

В первые столетия поселения евреев в Грузии, они занимались торговлей и ремёслами. В этой сфере экономической жизни в Грузии, связанной с античным и элинистическим миром, евреи весьма преуспели.. Однако, после падения элинистического строя и установления феодальных отношений и натурального хозяйства, торговля сократилась. Установление феодализма в Грузии совпало с очень важным моментом для грузинских евреев - с распространением христианства, которое в значительной степени затронуло и евреев. Часть евреев приняла христианство и поэтому претерпела ассимиляцию. А другая часть, сохранившая иудаизм, ушла из городов – основных очагов христианства – и поселилась на периферии, где натуральное хозяйство всё ещё процветало. В этот период шёл процесс феодализации страны, что, естественно, привело к закрепощению основной массы евреев.

Крепостник, как светский, так и церковный, по возможности наделял евреев землей и превращал их в крепостных.

Положение грузинских евреев, как с социальной, так и с юридической точки зрения, резко отличалось от положения евреев в других странах. В Грузии не существовало законов, ущемляющих права евреев. На основе законодательства, христианские и еврейские хозяева или рабы были равноправны. Более того, у еврейского хозяина мог быть крепостной-христианин, но тогдашнее общество не видело в этом ничего унизительного, тогда как в аналогичной ситуации в других странах евреев очень строго наказывали.

В течение веков в руках церкви оказались множество крепостных евреев, в основном, путём жертвоприношений. Жертвовали цари, члены их семей, крепостники и другие. Не было редкостью и самопожертвование по разным причинам. В целях приобретения влиятельного покровителя, в эпоху крепостного насилия, самопожертвование церкви часто имело экономический интерес.

Пожертвованный купец или ремесленник, как правило, освобождался от государственного и крепостного налога. Они брали определённую обязанность перед новым хозяином – церковью.

В Грузии античного и феодального периода евреи вносили значительный вклад в торговлю, как внутреннюю, так и во внешнюю.

Городские и сельские торговцы социально и экономически отличались друг от друга. Городские торговцы занимались исключительно торговлей, и поле их деятельности было гораздо шире. Их экономическое положение также было гораздо лучше сельских торговцев. Последние, кроме торговли, занимались также и сельским хозяйством, и их торговля носила более сезонный характер.

Городские и сельские торговцы так же, как и большинство других этнических торговцев, являлись крепостными различных хозяев (царя, царской семьи, церкви, князей, дворян) и платили им налоги натурой или деньгами, а иногда и тем, и другим.

В 60-е годы 19-го века, после отмены крепостного права, положение евреев улучшилось. Значительная часть евреев начинает переселение в города, появляется еврейская интеллигенция.

Русские революции серьёзно повлияли на политическое пробуждение грузинских евреев. В городах Грузии появились сионистские организации. Определённая часть евреев разделяла идеи большевиков.

В условиях Грузинской Независимой Республики (1918-1921) евреи получили полные гражданские права. У них были и свои представители в меньшевистском правительстве.

После советизации, несмотря на антиеврейскую политику советского государства, евреи Грузии были в лучшем положении, по сравнению с евреями других советских республик.

Начиная с 70-х годов ХХ века начинается массовое переселение евреев в Израиль и ряд других стран Запада. По неполным данным, на сегодняшний день в Грузии проживает около десяти тысяч евреев.

Итак, историю грузинских евреев условно можно разделить на следующие периоды:

1. От прихода евреев (V111 или V1 в.в. до н.э.) – до 1V века н.э. Это время переселения различных потоков евреев и их обоснования в Мцхете и других крупных городах.

2. Ранний феодальный период (1V – Х в.в.). Благодаря победе христианства, распадаются мцхетская община грузинских евреев и общины других городов Восточной Грузии; происходит рассеяние евреев почти во все регионы внутри страны и по Закавказью в целом; идёт процесс их закрепощения.

3. Период развитого феодализма (Х1 – ХV в.в.). Наряду с другими важными явлениями, это период окончательного закрепощения непосредственно производителем, в том числе, и евреев.

4. Период позднего феодализма (ХV1 – первая половина Х1Х века). В эти рамки нельзя поместить грузинских евреев, согласно их социально-экономическому и правовому положению. Здесь надо выделить первую половину Х1Х века.

5. Начиная от завоевания Грузии Россией и до отмены крепостного права (1801-1860-ые годы), правовое положение евреев в корне меняется. Благодаря внедрению антиеврейских законов, царизму удаётся их выделение из общего населения Грузии; начинается противостояние помещикам; крепостные евреи стараются покинуть светских крепостников и войти под покровительство православной церкви.

6. 60-ые годы Х1Х века до 1917 года. Вместе с другими народами, крепостные евреи получают свободу; евреи принимают активное участие в капиталистических взаимоотношениях, в особенности, в торговле; евреи покидают целый ряд старых заселений и массивно переходят жить в города, грузинская интеллигенция борется за защиту прав евреев.

7. 1918-1921 г.г. Социально-экономическое и культурное положение евреев в независимой Грузии.

8. 1921г. – по сегодняшний день. Влияние сионистских идей и пропаганды; пробуждение национального духа и эмиграция в Израиль.

Евреев этой страны никогда не обвиняли в распятии Христа. Ее цари вели родословную от царя Давида, а местные иудеи практически не сталкивались с дискриминацией. Советская республика, где власть закрывала глаза на соблюдение еврейских традиций в самые глухие застойные годы, а первый секретарь ЦК разрешал пьесу о репатриации в Израиль. О феномене грузинского еврейства мы говорим с известным писателем и драматургом, одним из лидеров еврейской общины страны Гурамом Батиашвили.

Гурам Абрамович, первый вопрос обидит многих грузинских евреев. Известно, что все иудеи диаспоры сохранили некие общие генетически-антропологические характеристики, но …не в Закавказье.

Это не совсем так. Несколько лет назад в моем доме в Тбилиси встретились Миша Швыдкой (театровед, бывший министр культуры России, - прим. ред.) из Москвы и глава Ваада Украины - одна из ключевых фигур современного еврейского мира - Иосиф Зисельс из Киева. И стали рассказывать друг другу, что раньше и подумать не могли, что я еврей - мол, так похож на грузина. Это очень характерно. Как и то, что я, например, не сразу отличаю ашкеназского еврея от этнического русского или украинца. Зато грузинского еврея за версту узнаю, собственно, как и сами грузины…

Вспоминаю один забавный случай. В 1980-е мы были на театральном фестивале Сабины Берман в Мехико - играли мою пьесу по произведениям Нодара Думбадзе. После премьеры едем в машине на банкет - я, постановщик Вашакидзе, Сабина Берман - молодая женщина, но уже известный драматург - и наш «руководитель» из Москвы якобы из Минкульта - Альберт Михайлович. Что за странная мексиканская фамилия - Берман - подумал я и решил выяснить, не еврейка ли Сабина. И запел: «Абину шалом алейхем, абину…» И вдруг она: «Нет, нет, Эвину шалом алейхем, эвину…» И вдруг Альберт Михайлович: «Не хрена вы не понимаете. И так чисто запел Авину шалом алейхем, что я растерялся… А режиссер Вашакидзе хихикает: «Батоно Гурам, оказывается тут кругом твои родственники»…

- Царская династия Багратиони гордилась тем, что вела свою родословную непосредственно от царя Давида…

Да, и об этом свидетельствуют исторические документы, более того - на гербе Багратионов есть праща Давида, с которой он выходил на бой с Голиафом. А нынешний католикос всей Грузии патриарх Илья II не раз говорил, что считает себя потомком царя Давида.

Надо понимать, что Грузия - одна из немногих стран, где евреев не обвиняли в распятии Христа. Напротив, в свое время они принимали активное участие в распространении раннего, близкого к иудаизму, христианства, достаточно вспомнить грузинских христианских святых - Эвьятара из Урбниси, который был габаем в синагоге, его сестру Сидонию, Саломею - автора жизнеописания крестительницы Грузии Нины, которая долгое время жила среди грузинских евреев и говорила на иврите.

Чем же объяснить, что в XIX веке в Грузии было зафиксировано шесть кровавых наветов - мировой рекорд! Откуда возникли обвинения в употреблении христианской крови в стране, где евреи стояли у истоков местной православной церкви?

Факт остается фактом - до присоединения к Российской империи в 1801 году ни одного кровавого навета в Грузии зафиксировано не было. Тут нечего голову ломать - бред часто бывает заразным…

Как произошло, что при формальном отсутствии антисемитизма грузинские евреи на протяжении почти 500 лет принадлежали к наиболее угнетаемой социальной группе - крепостным?

Это наши грузинские реалии, но юдофобия здесь не при чем. Были ведь и богатые евреи, владевшие крепостными-христианами, правда, позднее. Сохранилось несколько грузинских фамилий, намекающих, что их обладатели были крепостными у иудеев, например, Уриадмкофели («бывающий евреем»), Торадзе, Эбралидзе и др.

Женщины наблюдают за обрядом брит-мила через окна синагоги в Кулаши, 1929

Для подавляющего большинства евреев Грузии грузинский всегда был родным языком, они носили и носят грузинские фамилии и внешне практически не отличаются от этнического большинства. Как при этом удалось сохранить особую идентичность?

Начнем с того, что хотя иврит был языком молитвы, в Летописи Картли написано, что в столице Грузии Мцхете говорили на шести языках, среди которых был и иврит.

Мы живем в Грузии не 200 и не 500, а 2600 лет. Фамилии у нас вообще появились достаточно поздно (как, впрочем, и у ашкеназов). Я просто Гершон бен Авраам, отец мой - Авраам бен Аарон. Пару веков назад мы стали Батиашвили. Да, мы носили ту же одежду, что и грузины, и говорили на том же языке, но не ассимилировались - исключительно благодаря верности иудаизму и изолированности, которая была характерна для Грузии, окруженной враждебным мусульманским миром.

Страна была феодальная, абсолютное большинство местных евреев (в отличие от соплеменников в Европе) занимались сельским хозяйством, до революции 1917 года не более 5% были ремесленниками. Они жили жизнью большинства грузин, но центральным элементом их самосознания была синагога, а не какие-то социальные или политических идеалы.

В начале прошлого века один из блистательных лидеров грузинского еврейства раввин Давид Баазов (Базазашвили) начал борьбу за эмансипацию - всеобщее образование, обучение ремеслу и т.п. Баазов планировал созвать конференцию раввинов Грузии, где духовные пастыри, мнение которых было для евреев истиной в последней инстанции, призвали бы прихожан получать специальность, модернизироваться. Раввины отказались, ответив, что для еврея главное - изучение Торы. Нас сохранило духовное гетто, хотя формального гетто в Грузии никогда не существовало.

- Это правда, но разве еврейские кварталы не были обособлены?

Разумеется, особенно в крупных городах - Тбилиси, Кутаиси, Они - евреи компактно селились вокруг синагоги. После Второй мировой войны, конечно, начались миграции, но множество местечек продолжали оставаться стопроцентно еврейскими. Я родился в селе Кулаши - там грузин не было вообще, такой маленький Иерусалим в западной Грузии, хотя с жившими за рекой грузинами отношения были очень дружественными, можно сказать, братскими. В Кулаши еврейская жизнь била ключом - в пятницу вечером все переодевались в самое лучшее и как на первомайскую демонстрацию шли в синагогу - это было и в 1950-е, и в 1960-е годы - до начала репатриации. После молитвы расходились по домам - село большое, в лучшие годы до пяти тысяч евреев.

Никогда не забуду, как в дни месяца элул один односельчанин - Меир - ходил по селу до самого рассвета, во весь голос призывая: «Слихот, слихот, вставайте, молитва начинается!». Вставали и шли молиться.

Несколько лет назад по моему сценарию мы снимали документальный фильм об истории 18 еврейских семей из Грузии, которые первыми в 1969 году потребовали выезда из СССР в Израиль, обратившись с посланием в Комитет по правам человека ООН. A в 1971-м на Центральном телеграфе в Москве другие грузинские евреи устроили голодную забастовку, требуя разрешения на репатриацию. Известный отказник Владимир Слепак рассказывал мне потом, как Сахаров собрал тогда всех диссидентов и заявил, мол, наше сопротивление советской власти - кухонное - собрались, чай попили, Брежнева поругали. А эти простые, небритые грузинские евреи - люди от сохи - показали, как надо бороться за свободу выезда - три ночи сидели на телеграфе, пока их под конвоем не доставили на вокзал и не отправили в Тбилиси. В фильме Эдуард Шеварднадзе вспоминает этот эпизод.

Многих из них быстро выпустили в Израиль, кому-то отказали, но я не слышал историй о драматических последствиях отказа, когда человека тут же уволили с работы, постоянно таскали в органы и т.п. Это было негласным распоряжением местной власти - не прессовать уезжающих в Израиль и просто евреев, соблюдающих традиции?

Хотите откровенно? Я понимаю, что в России и в Украине гайки закручивали жестче, но кто очень хотел, - и в синагогу ходил, и обрезание детям делал. Именно в европейской части СССР жили большие знатоки Торы, настоящие мудрецы - предмет нашего восхищения.
Быть евреем непросто. Большинство грузинских евреев, ни у кого не спрашивая, жили своей жизнью, не очень соприкасаясь с внешним миром, пока не вставал вопрос о репатриации. А главы тех 18 семей сами перед подачей заявления ушли с работы…


Грузинские евреи во время голодовки в здании Центрального телеграфа, Москва, 1971
Как отмечает Михаил Членов, половину синагог в бывшем СССР и московскую иешиву содержали грузинские евреи. Никто не знает их имена, они их не афишировали. Года три назад в Нью-Йорке один мой дальний 93-летний родственник признался, что он один из этих людей. Я хотел записать его воспоминания - категорически отказался.

Что касается прессинга, то… советская власть всегда была советской. Я родился в Кулаши, но вырос в городке Миха Цхакая (сегодня - Сенаки). Однажды, в начале 1960-х, забрали у нас здание синагоги. Я знал секретаря райкома, холеный такой, хорошие тосты говорил. Евреи стали собираться в разных домах, молиться, параллельно требуя выделить землю под строительство синагоги. На каждой молитве хахам призывал сдавать, кто сколько может, - всем миром скинулись, год собирали - построили синагогу. В Рош а-Шана должна была открыться, но накануне случился пожар - сгорела. Дотла. По всей Грузии снова начали собирать деньги. Собрали. Построили. Снова сгорела. Такое совпадение… Восемь лет продолжалась дуэль между еврейской общиной и советской властью. В конце концов, первого секретаря арестовали за какие-то махинации и он, бедный, скончался в тюрьме. А евреи построили еще одну синагогу, и она стоит до сих пор, хотя в Сенаки осталось три еврея - недавно, кстати, она была отреставрирована на средства известного филантропа, тогда премьер-министра Бидзины Иванишвили. Так что одни сжигали, другие реставрируют.

История поучительная, но представляю, как посмотрели бы на евреев, требующих у секретаря райкома в 1960-е годы выделить землю под строительство синагоги в любом украинском или белорусском городке… В лучшем случае, как на инопланетян.

У каждого своя история, но в Грузии тоже далеко не все было гладко. Помню, однажды в 8 или 9 классе я в субботу утром пришел с другом в синагогу - стоят солдаты, не пускают, мы стали огрызаться - чуть не пристрелили. Как раз активно раскручивалось «дело врачей». В Тбилиси тогда тоже закрыли синагогу, раввина арестовали - целый месяц здание было опечатано, пока вождь не скончался.

Хотя, например, с поступлением в университеты у евреев, в отличие от европейской части СССР, проблем не было, - я приехал из провинции - Батиашвили Гершон Абрамович - поступил без проблем.

Ашкеназские евреи появились в Грузии довольно поздно и отношения с местными соплеменниками долгое время не складывались… Что не поделили?

Ашкеназы появились с присоединением Грузии к Российской империи в начале XIX века - ремесленники, сапожники, портные, плотники, обслуживавшие российский воинский контингент. Между нами не было противоречий, трения возникли с армянами, которые в Тбилиси считались монополистами в традиционных для России «еврейских» сферах. С появлением конкурентов армяне потребовали от власти выгнать всех пришлых евреев из Грузии. Выгнали. Правда, через год позвали назад.

Другое дело, что грузинские евреи вели настолько замкнутый образ жизни, что ашкеназы для них были не столько евреями, сколько русскими. Смешанные браки между грузинскими евреями и ашкеназами - это вообще явление второй половины прошлого века, до этого общины мало пересекались.

Характерный пример. Во всех энциклопедиях написано, что первым сионистом в Грузии был Давид Баазов, что, на мой взгляд, неверно. Сионизм в Грузию принесли ашкеназские евреи, и когда они пришли в синагогу и начали агитировать за сионизм - их просто не поняли и не приняли. Правда, в СССР репатриация началась с грузинских евреев, но это был не политический, а религиозный сионизм.

Кстати, грузинская интеллигенция изначально крайне благожелательно отнеслась к сионизму. Классик грузинской литературы Константин Гамсахурдиа (отец Звиада Гамсахурдиа - первого президента Грузии после распада СССР, - прим. ред.), в начале XX века учившийся в Германии, писал другу о том, как вся Европа живет идеями сионизма, и восхищался еврейскими друзьями-сионистами.

В отличие от грузинской интеллигенции местные евреи были тогда слишком изолированы для восприятия подобных идей, при этом, кстати, ничего не зная о существовании крупнейших центров иудаизма в Восточной Европе. С одной стороны, печально, с другой - именно эта замкнутость помогла им сохраниться. И через 26 веков вернуться в Израиль почти такими же евреями, какими они ушли из Святой земли.

А насколько грузинские евреи были интегрированы в местные политические реалии? В России еврейская молодежь на рубеже XIX - XX веков ринулась в политическую жизнь - от БУНДа, эсеров и РСДРП до кадетов. А в Грузии?

В европейской части евреям не давали забыть, что они чужие. Погромы воспитали потребность в сопротивлении. И они боролись, принимая активное участие в преобразовании империи и постепенно ассимилируясь.

В Грузии иные реалии. Во второй половине XVIII века царь Ираклий II получил письмо от еврейки из Сурами. Она пишет, что родители ее умерли, а братья поделили наследство, не оставив ей ни гроша, и просит царя о заступничестве. Царь наложил такую резолюцию: «Управляющему села Сурами: если по закону Моисея этой женщине полагается часть наследства, она должна его получить». Казалось бы, царь Грузии должен править в соответствии с действующим законодательством Вахтанга VI, которое распространяется на всю территорию страны. Но он оговаривает: если по закону Моисея… То есть, сознательно ограничивает свою власть в отношении еврейских подданных. Препятствует ли это интеграции? Возможно. Но еще в большей степени это препятствует ассимиляции и дает урок толерантности.


Старинная синагога в Они
Что касается социализма, то среди грузинских евреев он был не очень популярен, из известных имен на ум приходит лишь член Социал-демократической партии Ицка Режинашвили, убитый в 1906 году жандармом в Кутаиси.

После Октябрьского переворота в России Грузия в мае 1918 года провозгласила себя демократической республикой. Как на это отреагировали евреи?

В составе первого парламента было три еврея - два грузинских и один ашкеназ. Об одном из них - Иосифе Элигулашвили - я написал роман «Элигула и Хава», который вскоре выйдет из печати. Одно время Элигулашвили занимал пост заместителя министра торговли, экономики и финансов, был членом Учредительного собрания Грузии. Перед приходом большевиков помог переправить за границу часть государственных ценностей страны и сам эмигрировал во Францию, где в годы Второй мировой спас от фашистов несколько сот пленных евреев, которым меньшевистское правительство Грузии в эмиграции выдавало документы о грузинском происхождении.

Интересно, что в краткий период грузинской независимости сионизм не так популярен, как раньше. Свою лепту в это внесли раввины, уверявшие, что сионисты, побуждающие евреев к репатриации в Эрец Исраэль, хотят рассорить их с грузинами.
Зато после установления советской власти в Еврейской трудовой школе №102 даже изучался иврит, правда, недолго.

В это сложно поверить, но в 1978-м вы написали пьесу «Долг» о репатриации грузинских евреев в Израиль, а год спустя она была поставлена в Кутаисском драмтеатре. Как удавалось найти модус вивенди с режимом? И дело не только в цензуре, но и в том, что большинство грузинских евреев продолжало регулярно посещать синагоги по субботам и праздникам, делать детям обрезание, и власть смотрела на это сквозь пальцы…

Все знали, что евреи народ упорный и от своей веры не отходит. Что касается сионизма, то пресса, разумеется, ругала эмигрантов - «предателей родины», но народ симпатизировал. Грузины видели в евреях пример стойкости и героизма, особенно после Шестидневной войны, к тому же они проецировали борьбу Израиля на собственное противостояние мусульманскому миру - Грузия ведь сотни лет была изолированным христианским анклавом в исламском море.

Скажу прямо, это не лучшая моя пьеса, но удивительная вещь - люди помнят в первую очередь именно ее. К тому времени меня уже ставили по всей республике, шла пьеса в Москве, но после этого спектакля я стал по-настоящему известен по всей Грузии.

На одну из последних репетиций попали гастролировавшие в Кутаиси Буба Кикабидзе и Нани Брегвадзе - вышли в слезах. Первый акт заканчивался сценой отъезда евреев, которых со слезами на глазах пришло провожать все село. Известный театровед - профессор Юрий Дмитриев - посмотрел спектакль, вернулся в Москву, рассказывал: удивительную вещь я видел… евреи уезжают - грузины плачут. Был у меня приятель в Москве, театральный критик - еврей - Анатолий Вольфсон. После первого акта выходит: «Ну, Гурам, ты даешь - как фальшиво. Евреи уезжают - грузины плачут. Кто в это поверит?!». Я, честно говоря, вспылил, но режиссер-постановщик, известный актер Гоги Кавтарадзе стал меня успокаивать - на что, мол, обижаешься. Он исходит из своего опыта - a ты из своего!

- Неужели никто не ставил палки в колеса, тема-то, прямо скажем, антисоветская…

Цензура, разумеется, была. Никогда не забуду лицо главного цензора, оравшего: «Нам еврейские пьесы не нужны!» Пьесу отправили в КГБ и ЦК как крамольную, но я не успокаивался, а потом дело пошло наверх - к первому секретарю - Шеварднадзе. Помню, меня пригласили в отдел культуры ЦК, мол, пьесу разрешают, но надо кое-что изменить. Я молодой был, горячий - ничего менять не буду! Оказывается, в одной из сцен евреи, уже в Израиле, собирают деньги на памятник Руставели и бросаются неправдоподобно большими суммами. Я ведь доллары в те годы в глаза не видел и решил шикануть - они жертвуют у меня и $5 000, и $10 000. В окончательном варианте суммы были куда скромнее.


Министр обороны в 2006 - 2008 гг. Давид Кезерашвили
- Начиная с 1990-х годов среди грузинских политиков первого эшелона - немало евреев. Еврейскую карту на этом фоне кто-то разыгрывает?

Практически нет, хотя оппоненты Саакашвили изредка его попрекали, мол, евреев пригрел. Речь шла о министре обороны Давиде Кезерашвили (который, будучи школьником, победил в викторине на знание ТАНАХа) и министре реинтеграции, а позднее после Грузии в США Темуре Якобашвили - интеллектуале, прекрасно знающем иврит.

- Грузия, как и Украина, многонациональная страна, часть территории которой оккупирована.

Я не виню ни абхазов, ни осетин, поскольку очень силен внешний фактор - за этими процессами стоит Россия. Собственно, как и у вас в Крыму, на Донбассе, Молдове - тот же почерк. Очень обидно это сознавать, у меня много друзей в России, я люблю этот народ, но строить свое государство, грабя соседей, - аморально…

- Что представляет собой ныне немногочисленная еврейская община Грузии, грозит ли ей ассимиляция?

Смешанных браков относительно немного, к тому же очень часто в таких семьях сохраняется еврейский образ жизни. Думаю, что самое опасное в этом смысле позади - для молодежи сегодня главным фактором еврейской идентичности служит государство Израиль.
Да и история у нас специфическая. В России и Украине еврейские мальчики хотели поскорее вырваться в большой мир и вырвались, зачастую потеряв себя и растворившись в этом новом мире. У нас было по-другому. Я оканчивал школу в райцентре и помню, как людей, кроме пропитания семьи и молитвы в синагоге, ничего не интересовало. Да, это позволило им остаться евреями, но все имеет свою цену… Сегодня другие времена и тенденции, но ассимиляции я не боюсь - в этом легко убедиться в шабат в синагоге, где преобладает именно молодежь.

С божьей помощью, все будет хорошо!

Беседовал Михаил Гольд,

Пропавшие Колена Израиля (עֲשֶׂרֶת הַשְּׁבָטִים, асерет ха-шватим) — часть народа Израиля, которая была уведена ассирийцами и вавилонянами в плен. Следы пропавших 10 колен теряются, и судьба их неизвестна. В исторических книгах Библии перечислены места расселения изгнанников, где они пребывают «до сего дня». Одни учёные считают, что пропавшие колена сформировали восточные еврейские общины — от них идут евреи Кавказа, Ирана, Средней Азии, Ирака. Другие учёные полагают, что пропавшие колена ассимилировались и растворялись в среде местного населения.
Иосиф Флавий писал, что «десять колен пребывают за Евфратом до сих пор и столь многочисленны, что их невозможно исчислить».

Одно из племён, которое претендует на происхождение от Иссахара - грузинские евреи.

Грузинские евреи (груз. ებრაელი самоназв.картвели эбраэли) — этнолингвистическая группа евреев. Самоназвание народа (картвели эбраэли ед. ч.).

Евреи в Грузии
В грузинской исторической традиции основным является мнение, что первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до н. э.

Возможно евреи прибывали на территорию Грузии из Вавилонии. В 539 г. до н. э. южная часть Грузии вошла в состав древнеперсидской державы Ахеменидов (558-330 гг. до н. э.). Очевидно, из Южной Грузии евреи постепенно расселились по другим областям страны. Сведения грузинских исторических источников о пребывании евреев в Мцхете (древней столице восточногрузинского государства Картли) в первые века новой эры подтверждаются археологическими находками. Среди первых распространителей христианства в Грузии в начале 4 в. называются еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные грузинской православной церковью к лику святых, и еврейка Саломея — автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии.

Грузинские источники сообщают о прибытии евреев в Западную Грузию в 6 в., видимо, из Византии, и о последующей миграции 3 тысяч евреев оттуда в Восточную Грузию.

В конце 9 в. в Грузии возникла еврейская секта, отрицавшая некоторые положения Галахи, в том числе положения о половых и пищевых запретах. Основатель секты Абу-‘Имран Муса (Моше) аз-За‘фарани прибыл в Тбилиси (Тифлис) из Вавилонии и получил известность как Абу-‘Имран ат-Тифлиси, а секта в целом, просуществовавшая по меньшей мере 300 лет, была известна как Тифлисская секта.

Биньямин из Туделы в 70-х гг. 12 в. писал, что евреи Грузии прибывают к эксиларху в Вавилон, «чтобы получить от него рукоположение и владычествование, и приносят ему дары и подношения». Из путевых записок Птахии из Регенсбурга второй половины 12 в. можно заключить, что часть евреев «Страны Араратской» (то есть Закавказья) эмигрировала в другие страны. Птахия отмечает также, что во время пребывания в Багдаде он видел «своими глазами» посланцев царей «земли Мешех» и эти посланцы рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учители, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому». Возможно, что «мешехом» Птахия называет одно из грузинских племен — месхи.

В 12 в. Аврахам Ибн Дауд называет Грузию в числе стран, где иудаизм был раббанитским, а не караимским. К 11-12 вв. относится хранившийся до 1930-х гг. в синагоге местечка Лайлаши (Северо-Западная Грузия) манускрипт Пятикнижия, который почитали не только грузинские евреи, но и христианское население, приписывая ему чудотворную силу.

Марко Поло, посетивший Тбилиси в 1272 г., когда город находился под владычеством монголов, говорит, что нашел там лишь очень немногих евреев.

В 14 в. упоминается еврейская община в городе Гагра, на берегу Чёрного моря, которую возглавлял рабби Иосеф ат-Тифлиси. В тот же период в Гагре жил учёный филолог рабби Иехуда бен Я‘аков, автор своеобразного сочинения по грамматике языка иврит, носящего следы влияния караимской грамматической школы.

Возможно в результате монгольского нашествия часть евреев переселилась из Восточной и Южной Грузии в другие страны. Так, в начале 14 в. в городе Тебризе (Северо-Западный Иран) жил еврейский законоучитель по имени Иеша‘яху бен Иосеф ат-Тифлиси, который написал там в 1330 г. сочинение под названием «Сефер Ган Эден» («Райская книга»).

Во второй половине 19 в. в Грузии отмечено шесть кровавых наветов, что в этот период было наивысшим числом не только в пределах Российской империи, но и во всем мире. Самым известным из них было обвинение девяти грузинских евреев из городка Сачхери в убийстве с ритуальными целями христианской девочки накануне праздника Песах 1878 году. Суд над ними, проходивший в Кутаиси и вошедший в историю под названием «Кутаисского процесса», привлек внимание всего цивилизованного мира. Обвиняемые были признаны невиновными, но тем не менее, уверенность местного населения в том, что евреи пользуются христианской кровью при изготовлении маццы, не была поколеблена. Другие случаи кровавых наветов в Грузии второй половины 19 в. отмечены в 1852, 1881, 1882, 1883, 1884 гг. В 1895 г. евреи Кутаиси подверглись жестокому погрому. В 1913 году шайка, во главе которой стоял заместитель кутаисского губернатора, занималась систематическим вымогательством денег у евреев; некоторые, отказавшиеся платить, были убиты.

В сентябре 1998 года в Грузии широко праздновалось 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского народов.

В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита.

Общая численность грузинских евреев — 200 тысяч человек. Из них в Израиле проживает около 120 тысяч, в Грузии — 13 тысяч, в США — 5 тысяч. Живут грузинские евреи и в России.

Страницы истории еврейского народа, рассеянного по всему миру вплоть до образования государства Израиль в 1948 году, написаны на разных языках. Один из них - грузинский. Кто они - грузинские евреи?

Первые следы

Первые упоминания об иудеях на грузинской земле содержится в «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии») - грузинском сборнике летописей XII века. Появление их «Картлис цховреба» связывает с завоеванием Иерусалима Навуходоносором (586 до н.э.) и разрушением Первого Храма. В Грузии находили приют изгнанники из Иерусалима и беглецы из вавилонского плена.

Близ - археологам случалось находить могильные камни III–IV вв. до н.э. с надписями на арамейском и древнееврейском.

Евреи были распространителями христианства на этой земле: грузинская церковь причислила к лику святых коэна Эвьятара и его сестру Сидонию. С этими двумя персонажами связано имя святой Нино, крестительницы Грузии: от них она узнала о левите Элиозе из Мцхеты, привезшим в Грузию из Иерусалима хитон Господень. Элиоз был первосвященником иудеев в Грузии и получил вести от иерусалимского первосвященника Анны: о прибытии волхвов, затем о суде над Спасителем. И приглашение поучаствовать, разумеется. Но мать Элиоза Сарра, очень непростая еврейка, происходившая из рода великого иудейского пророка Элияху, духом Божиим велела сыну не участвовать в пролитии крови Мессии (предположительно от этого наказа Сарры и идет мнение, что грузины никогда не обвиняли евреев в казни Христа). Сестра же Элиоза Сидония умолила брата привезти что-нибудь, чего касались руки Мессии. Он и привез - окровавленный хитон Сына Человеческого.

От Эвьятара и Сидонии узнала о месте погребения хитона и ходила поклониться ему.

Еврейкой была и Саломея Уджармская, жена царевича Реви, учившаяся у святой Нино христианским молитвам. Саломея создала жизнеописание святой.


В «Картлис цховреба» сказано, что в Мцхете звучало шесть языков, один из них - иврит. Грузинские евреи называли (и сейчас называют) себя «картвели эбраэли». Существует уникальный язык - даже скорее арго - под названием «киврули», родившийся в торговой среде. Основа его грузинская, но исследователи отмечают в нем ивритские и даже арамейские корни.

Они жили и на грузинской земле и во времена ее независимости и расцвета, начавшихся с царствования Давида Строителя, но о них почти ничего не известно. Марко Поло, заехавший в Грузию в 1272 году, отметил, что в Тифлисе живут евреи. Но, судя по обороту речи, их мало («а также мусульмане и евреи»).

В XIV в. на берегу Черного моря в городе Гагра существовала еврейская община, возглавляемая рабби Иосифом из Тифлиса.

Времена кровавых наветов

После присоединения Грузии к России в 1801 г. положение евреев на этой земле стало потихоньку, исподволь ухудшаться. Самим грузинам царская власть тоже не показалась раем. Хуже было то, что она отравляла грузинский народ древней, нежно любимой заразой - жестокой юдофобией. Во второй половине XIX столетия это привело к тому, что Грузия печально прославилась не только в России, но и во всем мире: нигде евреев не обвиняли в вымышленных преступлениях так часто за столь короткий отрезок времени!

1852 год. 1878 - знаменитый Кутаисский процесс, донельзя абсурдный: перед праздником Песах 9 иудеев предстали перед судом по обвинению в убийстве 9-летней христианской малышки. Излюбленная страшилка антисемитов всех времен - «кровь для мацы»! Людей оправдали, но «осадочек остался» - много ли надо неграмотному народу, чтоб проверить в тесто на крови! Далее - 1881-1884. По «кровавому навету» каждый год! Итого 6. Безусловный мировой рекорд по антисемитизму, приведший в 1895 году к жестокому еврейскому погрому в Кутаиси.

Во времена существования Грузинской Советской Социалистической Республики и еврей, и грузин одинаково считались советскими людьми, одинаково трудились и очень похоже жили. До Октябрьского переворота 1917 года не более 5% грузинских евреев занимались чем-либо, кроме земледелия и, традиционно, торговли. Грузины - сами умелые земледельцы, любовно относящиеся к труду, отлично понимали очень схожих в этом с ними евреев…Да и торговать грузины сами умеют и любят. Конфликтов не было. Существовали целые поселения, где не было ни единого грузина - сплошь евреи. В крупных грузинских городах, разумеется, евреи группировались вокруг синагоги или того, что исполняло ее роль для них. А местная советская власть старательно закрывала глаза на молящихся на иврите людей - работают, и хорошо.

Так спокойно и мирно бывало не всегда - власть есть власть, она бесчеловечна по определению: если ей нужно, она прижмет и собственный народ, не говоря о чужом. Еврейский грузинский драматург Гурам Батиашвили вспоминает очень характерный эпизод: в начале 60-х гг. прошлого века в городке, где он рос (ныне Сенаки, тогда - Миха Цхакая) местная власть забрала у евреев здание синагоги под какие-то собственные нужды. Евреи собирались молиться по домам, параллельно требуя у секретаря райкома выделить хоть какой участок под молитвенный дом и собирая на это деньги. Выделили. Построили. Синагога сгорела. Собрали на новую. Сгорела и новая! Случайно ли? Вряд ли случайно, зато обошлось без открытого конфликта… История чудесна и поведением власти, и поведением собственно ее жертв: попробовали бы еще где-то в СССР евреи потребовать землю под «оплот религиозного мракобесия» у секретаря райкома!

А сейчас в Сенаки почти нет евреев. Но синагога - есть.

В «Красной книге народов Российской империи», опубликованной в 1991 г. на эстонском, а в 2001 г. - на английском языке, написано вот что: «The Jews in Georgia divide into two groups of totally different origins: the Georgian Jews and the European Jews.» («Евреи в Грузии делятся на две группы с совершенно разными истоками: грузинские и европейские»). Любопытно, что сами они такого деления не проводят.

Как грузин обратился к евреям и что из этого вышло

В мае 2016 года Нугзар Гогитидзе, грузин, живущий в Канаде, опубликовал на личной страничке в сети Facebook пост под названием «Обращение грузина к евреям!». Пост набрал 9000 лайков и был удален администрацией Фейсбука.

22 февраля 2018 года его перепостил в своем блоге пользователь портала NoName leonbc99. Перепост набрал 5 страниц комментариев - и каких!

Комментаторы NoName наперебой обвиняли автора изначального поста в русофобии, сионизме и жидомасонстве, русские ругались с евреями, каждый пытался донести свои ценные мысли о правильном праздновании Дня победы, заодно обсуждая взаимоотношения Израиля и Палестинской автономии, национальный состав советского народа, победившего нацизм, еврейский праздник Пурим… Автор, видите ли, заявляет, что евреи не празднуют своих побед - а как же Пурим? Комментаторы радостно назвали Пурим празднованием в честь геноцида персидского народа (как-то позабыв о том, что изначально это персы планировали уничтожить евреев).

А главная мысль изначального поста Нугзара Гогитидзе - всегда лучше вместо пафосного и нетрезвого празднования своих побед с идиотскими воплями: «Можем повторить!» просто взять и со скорбью вспомнить о погибших. И если поступать так, количество войн на земле постепенно уменьшится. Но этот безусловно замечательный месседж часть комментаторов не восприняла вообще, у другой части он вызвал лишь агрессию, словно автор посягнул на их личное право весело, с размахом отмечать День победы.

Но в том, что послание не совсем дошло, а если и дошло - то не так, есть и вина автора. «Обращение грузина к евреям!» написано откровенно-грубо, лексика типа «подонки», «шушера», «тварь», «сперматозоидные войска» вообще не способствует желанию понимать изначальный посыл. На удаление поста Нугзар Гогитидзе ответил вторым постом - явно на эмоциях и в силу этого несколько нелепым. Он тщательно напоминал евреям… о необходимости помнить жертв Катастрофы. Словно они не помнят. Будто не звучит ежегодно в день Йом ха-Шоа в 10 часов утра сирена по всей Стране, и не замирает под звук этой сирены вся Страна в знак траура по погибшим.

Судьба грузинских евреев безусловно уникальна. Даже в самые неблагоприятные для еврейского народа в России и СССР времена фактически не случалось, чтобы еврей терпел обиду от грузина за свое еврейство, если это не было давлением свыше.


В сентябре 1998 года Грузия отпраздновала 2600-летие сосуществования грузинского и еврейского народов.Сегодня еврейское население Грузии насчитывает, по различным данным, от 8 до 12 тысяч человек. Руководство религиозной жизнью осуществляет раввин Ариэль Левин, в Тбилиси официально существуют две синагоги - для ашкеназов и сефардов, желающие могут дать своим детям религиозное образование в хедере и ешиве.

А нам известны имена грузинских евреев, добившихся успеха в самых разных сферах жизни. Кто не знает писателя Бориса Акунина (Чхартишвили) или певицу Тамару Гвердцители? Но кроме них есть множество замечательных деятелей культуры, успешных бизнесменов и политиков. А в День победы грузинским евреям тоже есть кого вспомнить - из их среды вышло много героев Великой Отечественной.

Евреи грузинского происхождения проживают по всему миру. Существует портал Georgianjews.org, откуда можно узнать о проведении World Congress of Georgian Jews (WCGJ) - Всемирного Конгресса евреев Грузии. «Georgia marked Georgian-Jewish friendship of 26 century with solemn jubilee…» («Грузия отметила 26-вековой юбилей грузинско-еврейской дружбы») - новость от 22 октября 2014 года на этом портале. Тогда же в здании бывшей «Купольной» синагоги в Тбилиси открылся Музей истории грузинских евреев имени Давида Баазова.

,
в Израиле - иврит ,
в Грузии - грузинский .

Религия Родственные народы

В грузинской исторической традиции основным является мнение, что первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до н. э. Они жили по всей территории Грузии. В начале XX века в некоторых городах и поселках, например в городе Цхинвал , они составляли основную часть населения - еврейский квартал Цхинвали по численности населения превышал число грузин, осетин, армян или русских. Также живут по сей день в поселке городского типа Они (правда,там осталась совсем немногочисленная община,по не подтвержденным данным - около 50 человек).

По мнению Леонида Эйчиса, еврейская община в Грузии не подвергалась преследованиям, ущемлению религиозных и этнических прав со стороны грузин . В сентябре 1998 года в Грузии широко праздновалось 2600-летие совместного проживания грузин и евреев .

В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули , являвшийся смесью грузинского и иврита .

См. также

Напишите отзыв о статье "Грузинские евреи"

Примечания

Литература

  • Бабаликашвили Нисан . Тбилиси. Издательство Академии Наук Грузинской ССР.

Отрывок, характеризующий Грузинские евреи

Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]