Ансамбль монастыря. Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь основан в 1524 году Великим князем московским Василием III в память о возвращении города Смоленска в состав русских земель. Назывался монастырь «Пречистой Одигитрии Новым Девичьим».

В монастырь поступали представительницы царских и знатных боярских родов жены, дочери, вдовы и сестры. За стенами монастыря доживали свой век жена Василия Шуйского царица Мария Петровна, супруга царя Федора Ивановича Ирина Годунова. Ее брат Борис Годунов оставался с сестрой в монастыре до своего избрания на русский престол. Позднее обитель стала приютом для первой жены Петра I Евдокии Лопухиной и его сестер Екатерины, Евдокии и Софьи.

На протяжении веков Новодевичий монастырь считался самым богатым в Москве и во всей России. Поступавшие в него знатные особы жертвовали, драгоценностями, деньгами золотом и серебром.

В Отечественную войну 1812 года, после захвата французской армией Новодевичий монастырь едва не погиб. В нем была размещена на постой французская армия, перед уходом из Москвы они заложили под Смоленский собор, колокольню и другие здания монастыря бочки с порохом, но сожженным монастырь не был, когда французы подожгли его и ушли, монахини успели погасить не разгоревшийся огонь.

В 1922 году монастырь был закрыт, монахини были изгнаны из обители и здесь был открыт «Музей раскрепощения женщины», а в 1926 году преобразован в Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1934 году он был передан Историческому музею в качестве филиала. С 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

Известен монастырь своим кладбищем и старым некрополем, где покоятся герой войны 1812 года Д.В. Давыдов, генерал А.А. Брусилов, историки С.М. Соловьев, М.П. Погодин, философ В.С. Соловьев. Также здесь погребены автор Вишневого сада русский писатель А.П. Чехов и классик русской литературы Н.В. Гоголь.

В наши дни Новодевичий монастырь является православной святыней, художественно-историческим музеем и объектом всемирного культурного наследия признанным ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль

Главным архитектурным шедевром Новодевичьего монастыря является старейший Смоленский собор – пяти купольный храм на высоком подклете, окружённый крытой галереей, возведенный в 1524-1525 годах. Историки утверждают, что архитектором пятиглавого храма был итальянец Алевиз Фрязин построивший его по образу Успенского собора Московского Кремля.

В Смоленском соборе сохранилась уникальная роспись созданная живописцами, которые работали над обустройством построек, храмов Кремля. В старинном храме находится список Смоленской иконы Божией Матери, а в 1648 году в храм был помещен еще один список – Иверской иконы Божией Матери принесенный со святой горы Афон. В подклете собора сохранилась усыпальница XVI-XVIII вв.

В западной стороне монастыря находится красивейшая Успенская церковь с примыкающей к ней трапезной, построенной во второй половине XVII века (1685-1687 гг.). Справой стороны от трапезной расположены палаты Ирины Годуновой с примыкающей к ней церкви Амвросия Медиоланского кон. XVI- нач. XVII вв.

В ансамбль Новодевичьего монастыря также входят: надвратная церковь Покрова Божией Матери (1683-1688 гг. южные ворота монастыря), надвратная церковь Преображения Господня с пятью золотыми куполами построенная в стиле «нарышкинского» барокко (1687-1689 гг. северные ворота монастыря).

В этом же стиле в 1689-1690 годах была возведена 72-метровая пятиярусная колокольня, возвышающаяся над монастырем. У основания в нижнем ярусе колокольни располагается церковь Варлаама и Иоасафа, в среднем ярусе церковь апостола Иоанна Богослова. Сохранились колокола XVII века работы Ф. Моторина и М. Ладыгина. Стены с зубцами и с 12-ю башнями, увенчанными ажурными коронами были возведены в период XVI-XVII вв.

Новодевичий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею . Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой - первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия - самая вероятная - что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности - жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину - первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI-XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

(№ 1097 Критерии: I,IV,VI)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2004

В 1524 г. в нескольких километрах на юго-запад от границ Москвы того времени, в большой излучине Москвы-реки, на лугах напротив известного тогда Сетуньского брода – традиционного места переправы по дороге из Москвы, как на запад – в Смоленск и «в поляки», так и на юг – в Тулу и Крым, по приказу великого князя Василия III был основан Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Такое название он получил, как новый - по отношению к уже существующему несколько ближе к городу, на Девичьем поле, Саввину монастырю, и по размещенной в нем величайшей православной святыне – иконе Смоленской Божией Матери, возвращенной в Москву после освобождения в 1514 г. Смоленска от поляков. Ей был посвящен возведенный в Новодевичьем монастыре в 1523-1525 гг. Смоленский собор.

На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей. В результате Софья была насильственно пострижена в монахини и заключена в монастырь, где и умерла в 1704 г. В Отечественную войну 1812 г. французы, овладевшие Москвой, разместили в монастыре свои штабы и склады, и даже перед уходом из Москвы готовили взрыв всех его построек, счастливо предотвращенный одной из монахинь.

В XVI-XVII вв. монастырь был одной из самых почитаемых на Руси женских обителей, местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря. Некрополь, возникший здесь в XVI в., в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

К сожалению, в 1930-е годы – во время гонений на религию и «выборочного» отношения к истории – некрополь монастыря, насчитывавший около трех тысяч захоронений, был почти полностью уничтожен, с оставлением всего около 100 памятников - только «тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также видных деятелей науки, литературы и искусства». В результате, здесь все же сохраняются семейные усыпальницы Волконских и Прохоровых, могилы историка С.М. Соловьева, героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, писателя И.И. Лажечникова, генерала А.А. Брусилова и др.

В начале ХХ в. за южной стеной монастыря возникло «Новое кладбище», ставшее впоследствии местом упокоения для многих представителей по официальному признанию самой элитной части современного российского общества.

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в. возведением каменного Смоленского собора, был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Этот ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался существенным перестройкам и реконструктивному вмешательству, в нем отсутствуют воссозданные здания и сооружения, ведутся только ограниченные реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью, играя важную роль в планировке и застройке этого исторического района Москвы.

Это уникальное произведение древнерусского зодчества было выстроено в основном в конце XVII в. в едином стиле, получившем название «московское барокко». Его отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого замечательного архитектурного направления (любопытно, что это воплощение приходится в основном на годы временного правления Россией царевной Софьей – 1682-1689 гг.).

Однако, центр всей композиции – пятиглавый Смоленский собор, самая первая постройка в монастыре (1524-1525 гг.) – величественная, несколько суровая, воздвигнутая из кирпича, и лишь с немногими деталями из белого камня, представляет архитектуру более раннего периода строительства в России – периода, когда воздвигались т.н. «большие московские соборы», по типу Успенского собора в Московском Кремле, в качестве проводников идеологии формирования централизованного русского государства. В интерьере храма сохранилась уникальная настенная роспись, выполненная московскими мастерами в конце XVI в.; основная тема фресок – текст Акафиста, воспевающего Пресвятую Богородицу. Стиль росписи тяготеет к классическому древнерусскому стилю – с его строгой каноничностью образов, иерархичностью фигур и лаконизмом композиций. А к стилю «московского барокко» в соборе относится лишь более поздний иконостас (1683-1686 гг.) – пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший и полностью сохранившийся образец сооружений подобного типа в православных церквях и соборах.

Монастырская колокольня, воздвигнутая в 1683-1690 гг., сложена из кирпича, имеет пять ярусов, и отличается живописным фасадом, также имеющим разнообразные белокаменные детали. Ярусы, перекрытые сводами, соединены между собой встроенными внутрь каменных стен лестницами, при этом первый ярус подразделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой простыми деревянными лестницами-трапами. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль достопримечательности этого района Москвы.

Другие важные элементы единого монастырского историко-архитектурного ансамбля – Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской; это также больница, стрелецкие караульни и др. В интерьерах этих монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки и колонны, орнаменты и арочные ниши, профилированные карнизы и филенчатые двери и т.д.

Находящийся на окраине Москвы того времени, Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца», сформированного вокруг города. Крепостные стены монастыря с 12 башнями (из которых четыре угловых – Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная – являются круглыми, остальные – квадратными) были воздвигнуты в 1680-е гг., вместо более старых, также каменных, относящихся к времени царствования Бориса Годунова. Монастырская ограда, окружает территорию площадью 5,3 га, имеющую в плане форму прямоугольника. Но его северный угол значительно срезан, с выходом образованного при этом протяженного диагонального прясла стены к большому пруду. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, на южной и северной параллельных сторонах – трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами».

Монастырь прекратил свое существование в 1922 г., когда здесь был создан музей, сначала – «Времени царевны Софьи и стрелецких бунтовщиков», затем – «Раскрепощенных женщин», и, наконец – просто «Новодевичий монастырь», в 1934 г. переданный, на правах филиала, в Государственный Исторический музей.

До 2010 г. монастырский ансамбль, как филиал музея, считался имеющим статус: «особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 г.), он является памятником истории и культуры федерального значения (с 1995 г.); а с 2004 г. – и объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В нем неоднократно производились обширные реставрационные работы, в том числе, по восстановлению повреждений, нанесенных некоторым сооружениям ураганом, пронесшимся над Москвой в начале 2000-х гг. (колокольня, кресты на куполах собора).

Однако монастырь постепенно возвращается к религиозной жизни. Так, еще в 1940-х гг. в Успенской трапезной церкви монастыря были восстановлены религиозные службы, а с 1950-х гг. в одном из зданий была размещена резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских – вторых лиц в иерархии Русской Православной церкви. В 1994 г. возобновляется монашеская жизнь в возрожденном женском Новодевичьем Богородице-Смоленском монастыре. А в 2010 г., в соответствии с законом о передаче РПЦ имущества религиозного назначения, в ее ведение возвращен весь монастырский комплекс зданий и сооружений. При этом на основе музейных объектов и богатейших коллекций Новодевичьего монастыря был основан Церковный музей Московской епархии Русской Православной церкви, на который сейчас возложены обязанности по контролю за состоянием объекта Всемирного наследия.

Доп.: В мае 2013 г. ансамбль Новодевичьего монастыря был «возвращен» в число особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, уже не как филиал Исторического музея, а как отдельный комплекс, переданный (возвращенный) Русской Православной Церкви.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский.
Царь молился перед походом иконе Смоленской Божьей Матери и дал обет, что если Смоленск будет взят, он построит новый монастырь под Москвой. Правда уже после взятия Смоленска, у царя возникла и иная потребность в монастыре, он решил упрятать туда свою бездетную жену. В конечном итоге, жена царя окончила свои дни в другом монастыре, в Суздале; у царя Василия от новой жены родился сын Иван, известный нам, как Грозный; а новый монастырь на протяжении пары столетий видел множество царских дочерей и жен, насильно постриженных в монашки.
Но не будем стоять у ворот, а зайдем в них. :-)

Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти под воротами, над которыми возвышается Преображенская надвратная церковь. 1687-1688 гг.

Новодевичий монастырь интересен еще и тем, что он изначально задумывался как крепость, прикрывающая Москву с опасного западного направления. И при этом это был женский монастырь.
Но как же могут женщины и солдаты находиться рядом? А никак.
Монашки жили внутри монастыря, а для солдат были под угловыми башнями устроены караульни.
Помещения эти не имели ни окон, ни дверей внутрь, поэтому солдаты и не видели монашек, и не могли к ним пройти. А вот когда враг приближался к монастырю, монашек эвакуировали в Вологду, а бравые солдатики занимали оборону внутри монастыря.
Вот как выглядит одна из таких караулен, расположенная при Никольской башне.
Как видите, окна в ней все же есть, но они появились уже существенно позже, когда монастырь потерял свое оборонное значение.

Как я уже сказала, в 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. И именно сюда приходили честные люди просить Бориса на царство. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, и три ее сестры. Первая жена Петра Евдокия Лопухина также некоторое время была заточена в этот монастырь. И это еще не всех я перечислила.
Но, безусловно, самое главная веха в истории Новодевичьего монастыря связанна с именем царевны Софьи. Именно благодаря ей сложился ансамбль монастыря и принял современный вид.
Софья и до насильственного пострига жила здесь. Несмотря на то, что она была царицей, она была незамужней девушкой. А незамужняя девушка должна была жить либо у своих родственников, либо в монастыре. Из старших родственников у Софьи была лишь мачеха - мать Петра. Понятно, что жить с ней было чревато, и Софья принимает решение перебраться в Новодевичий монастырь. И начинает его отстраивать, превращая, по сути, в свою царскую резиденцию.
Посмотрите на украшения стены и Иринской башни. Ласточкины хвосты на стенах - прямая аналогия с Кремлем; короны на башне - символы царской власти.

Постепенно монастырь превращается из деревянного в каменный.
Если мы посмотрим на его планировку, то увидим крест.
В центре креста - Смоленский собор или собор иконы Смоленской Богоматери, построенный одновременно с основанием монастыря. Это монументальный пятиглавый храм с росписями 16 и 17 веков, с пятиярусным резным иконостасом и редкими иконами 17 века.
К сожалению, храм этот не отапливаемый, летний (и так было всегда), поэтому пока он закрыт и откроется только в конце мая, когда наступит по настоящему теплая погода.

С восточной стороны Смоленского собора Софья строит Успенскую церковь с трапезной палатой. 1685-1687 г.
Это храм, в котором служба идет круглый год, построен в стиле московского барокко.

Вот какое дивное дерево растет перед ним.

С северной стороны мы видим еще одно красное здание - это Покровская надвратная церковь. 1687-1688 гг. Если бы ворота под церковью были открыты, можно было бы попасть с территории монастыря на Новодевичье кладбище.

Южная оконечность креста - Преображенская надвратная церковь, которую мы уже видели снаружи. А теперь полюбуемся ей и изнутри:-)

И наконец, западная часть креста - Колокольня, также построена в стиле московского барокко. 1689-1690 гг. Раньше в первом ярусе колокольни располагалась церковь святых Варлаама и Иоасафа, а во втором церковь Иоанна Богослова. Но колокольне сохранились несколько колоколов XVI-XVII вв.
Давайте посмотрим на нее повнимательнее. Строители использовали при ее возведении два любопытных приема.
Во-первых, визуально кажется, что она сложена из красного кирпича, но если присмотреться, увидите, что кирпичи слишком мелкие - стены специально так разрисованы, что бы придать колокольне легкости и ажура.
Во-вторых, издалека кажется, что все ярусы колокольни одинаковой величины. Однако мы знаем, что чем больше от нас находится объект, тем меньше визуально он выглядит. Зодчие XVII в. учли этот эффект и для того, что бы создать иллюзию одинакового размера ярусов делали каждый следующих ярус существенно выше, чем предыдущий. Так последний ярус превышает первый в 1,5 раза. :-)

В монастыре еще много интересных зданий.
Вот, например, так называемые, палаты Лопухиной. 1687-1688. Софья строила эти палаты для одной из своих сестер, потом и сама какое-то время в них жила до пострига. А в последствии их занимала первая жена Петра I Евдокия. Сейчас это здание резиденция митрополите Крутицкого и Коломенского.
А мы можем полюбоваться на солнечные часы, которые по такой погоде все равно не работают.
Да, здание вообще-то трехэтажное, но нижний, служебный этаж уже давно погрузился в землю.

А вот в этой караульне при Напрудной башне Петр держал свою сестру Софью. Некогда эта караульня была предназначена для начальников гарнизона и поэтому была теплой и самой комфортабельной.
Говорят, что именно под ее окнами и повесили стрельцов, что не совсем так, но к этому мы еще вернемся в другом посте.

А теперь посмотрим на Амвросиевскую церковь и прилегающие к ней трапезную и палаты Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.). Ну, как ясно из названия, именно в них и жила вдова царя Федора Ивановича и ее брат Борис, который некоторое время отсюда правил царством.
Ныне в палатах и трапезной находится музей, филиал ГИМа, куда мы с вами заглянем в специальном посте.

Что у нас еще осталось?
Казначейские палаты конца XVII в.

Мариинские палаты. 1687-1688 гг.

Покровская и Чеботарная башня

Здание больницы конца XVII в., на котором висит мемориальная доска о том, что в этом здании жил выдающийся ученый, архитектор и реставратор Барановский П.Д.

А перед Смоленским собором стоит часовня Прохоровых начала XX в.

Ну, и напоследок пара карт-схем, поясняющих что, где и кому принадлежит.

Продолжение следует.

May 6th, 2017 , 09:43 pm

В 1514 году после безуспешных попыток вернуть захваченный литовцами Смоленск, великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь». То ли мольба князя была услышана на небесах, то ли мощь осадной артиллерии напугала литовцев, но на следующий день гарнизон сдался на милость победителя. Князь не забыл свой обет и в 1524 году основал в излучине Москвы-реки Великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.




Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает - «Путеводительница», «Наставница». Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц.

В 1598 году на несколько месяцев монастырь стал царской резиденцией: сюда переселилась царица Ирина Фёдоровна Годунова, царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис Годунов принял избрание на царство. Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением - был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен протяжённостью около 900 метров, высотой 13 метров и толщиной 3 метра. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов.

В XVII веке монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и стратегическим объектом для различных военных и политических сил. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, разорённого в Смутное время. В XVII - начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги.

С первых лет создания монастыря его насельницами становились знатные особы. При Петре I в монастырь была заточена царевна Софья Алексеевна, насильно постриженная в монахини после стрелецкого бунта. Позднее здесь жила опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина.

В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, согласно легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам. В первые годы советской власти в монастыре запретили богослужения, в храмах расположился «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны отношение властей к религии изменилось, в 1944-1945 годах открылись Преображенский надвратный и Успенский трапезный храм. В последующие десятилетия в этих старинных стенах уживались музейная и религиозная составляющие, а в 2010 году Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. В настоящее время ведутся реставрационные работы в палатах, на колокольне, башнях, крепостных стенах.

В центре Новодевичьего монастыря пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Он был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» - колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов. В 1689-1690 годах возведена шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой 72 метра с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, на момент постройки это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены и башни появились при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко ансамбль поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Ансамбль состоит из десятков построек: Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524-1525 или 1560-е годы), храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-1687 годы), трапезная при Успенском храме (1685-1687 годы), колокольня (1689-1690 годы), храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-1689 годы), Лопухинские палаты (1687-1688 годы), храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-1688 годы), Мариинские палаты, храм Святого Амвросия Медиоланского (конец XVI - начало XVII века), палаты царицы Ирины Годуновой (XVII век), Певческие палаты (1718-1726 годы), Казначейские палаты (конец XVII - начало XVIII века), Стрелецкая караульня при Напрудной башне (палаты царевны Софьи, XVII век), палаты царевны Евдокии (конец XVII - начало XVIII века), Филатьевское училище (1871-1878 годы), Больничные палаты (XVII век), Стрелецкая караульня при Никольской башне, Стрелецкая караульня при Чеботарной башне, Сетуньская стрелецкая караульня, Погребные палаты (конец XVII века), часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год), крепостные стены с двенадцатью башнями (конец XVII века).

Узнать больше: Н.Антушев. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. - Москва, 1885.
И.Г.Борисенко. Новодевичий монастырь. - Москва, 2003.
А.И.Власюк. Новодевичий монастырь. - Москва: Искусство, 1958.
А.А.Дельнов. Новодевичий некрополь и монастырь. Москва: Эксмо, 2006.


Новодевичий монастырь. 1997 год: https://pastvu.com/p/70698

Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери построен в 1524-1525 годах - это старейший храм Новодевичьего монастыря, проект приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора, который погиб при строительстве собора. До наших дней сохранились фрески 1526-1530 годов и иконостас 1683-1686 годов.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1685-1687 годы)


Колокольня высотой 72 метра построена в 1689-1690 годах предположительно Яковом Бухвостовым. Палаты царевны Евдокии при колокольне (конец XVII - начало XVIII века)


Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь) возведён в 1687-1689 годах, опоясан балконом-гульбищем, это домовый храм митрополита Крутицкого и Коломенского


Лопухинские палаты примыкают к Преображенской церкви, они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, а называются по имени первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, которая недолго время здесь проживала. На фасаде сохранились старейшие в Москве солнечные часы.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (Покровская надвратная церковь) возведён в 1683-1688 годах. Через ворота можно было пройти на Новодевичье кладбище, но они уже давно на замке.


Мариинские палаты примыкают к Покровской церкви, построены в 1683-1688 годах


Храм святого Амвросия Медиоланского (Амвросиевская церковь) изначально посвящался Иоанну Предтече, построен в конце XVI - начале XVII веков


Палаты царицы Ирины Годуновой вместе с трапезной находятся при Амвросиевской церкви, эти здания - из числа самых старых в монастыре


Певческие палаты построены в 1718-1726 годах как братские кельи, позднее здесь проживала наместница и монахини-певчие


Казначейские палаты возведены на рубеже XVII и XVIII веков в качестве игуменской кельи


Стрелецкая караульня (Палаты царевны Софьи) XVII века объединена с нижним ярусом Напрудной башни


Филатьевское училище (1871-1878 годы) построено на средства Н.Филатьевой для девочек-сирот разных сословий. Сейчас здесь Московское епархиальное управление.


Больничные палаты XVII века с мемориальной доской в память о реставраторе Петре Барановском


Сетуньская стрелецкая караульня


часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год)


Мавзолей Волконских (первая половина XIX века)


Надгробный памятник герою Бородино, генералу Василию Тимофееву

После реконструкции территории 1930-х годов в монастырском некрополе осталось не более сотни надгробий. Здесь обрели последний приют царица Евдокия Лопухина, царевны, монахини, игуменьи. На надгробных памятниках высечены имена многих выдающихся граждан своего времени - героев Отечественной войны Дениса Давыдова и Дмитрия Волконского, генералов Дмитрия Милютина и Алексея Брусилова, литераторов Михаила Загоскина и Алексея Плещеева, философа Владимира Соловьёва. С южной стороны за крепостной стеной находится большое Новодевичье кладбище, но это уже другая история.



За пределами крепостных стен в 2016 году воссоздан храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. Во время наполеоновского нашествия Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения взорван.


Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи: «Храм всегда строится с молитвой, всегда строится во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм - это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов - везде, где в них есть потребность. И верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы - дай Бог, чтобы столетия - продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу».


У стен храма когда-то было кладбище, сейчас на этом месте сооружён кенотаф - надгробные памятники, под которыми нет останков.