Смерть Бориса Годунова. Свержение Годуновых

Царь Борис скончался в ту пору, когда на горизонте уже маячил самозванец, называвший себя выжившим царевичем Дмитрием. Ситуация осложнялась тем, что многие готовы были принять на веру слова лженаследника престола. Градус народного недовольства повышался, и Годунов не мог чувствовать себя на троне уверенно. Эти обстоятельства породили слухи о том, что царь отчаялся и покончил с собой, избежав тем самым мучительной насильственной смерти. Также появились предположения, что Годунова отравили политические оппоненты. Однако большинство историков сходится во мнении, что кончина 53-летнего Бориса все же была следствием многочисленных заболеваний, мучивших его в последние годы.

Борис Годунов. (wikimedia.org)

В английском отчете о посольстве сэра Томаса Смита последние часы жизни Годунова были описаны следующим образом: «Смерть царя Бориса случилась совершенно внезапно и к тому же при весьма странных обстоятельствах. Через каких-нибудь два часа после обеда, когда по обыкновению присутствовавшие при этом врачи уже удалились, оставив царя, по их убеждению, в добром здоровье, о котором свидетельствовал и его хороший аппетит за обедом, — государь вообще любил хорошо и плотно покушать, хотя теперь позволительно думать, что в этом он даже доходил до излишества, — он вдруг не только почувствовал себя дурно, но и ощутил боли в желудке, так что, перейдя в свою опочивальню, сам лег в постель и велел позвать докторов (которые успели уже разойтись). Но прежде, чем они явились на зов, царь скончался, лишившись языка перед смертью. Незадолго до своей кончины, он, по его собственному желанию, с величайшею поспешностью был пострижен в иноческий чин, с наречением ему нового имени».

Так или иначе, в апреле 1605 года царя не стало. Преемником почившего государя оказался его сын Федор, который, впрочем, так и не был венчан на царство. Его правление стало одним из рекордных в отечественной истории — правда, не по долготе, а по краткости. Федор был юношей неглупым и образованным, интересовался науками. Особенно его привлекала картография. Николай Михайлович Карамзин даже называл сына Бориса Годунова «первым плодом европейского воспитания в России». Однако способностям молодого царя не суждено было реализоваться в полной мере.

Федор II Борисович. (wikimedia.org)

В противостоянии Лжедмитрию юный царь потерпел крах: 1 июня 1605 года Федор, его мать царица Мария Григорьевна и сестра Ксения были арестованы. В тот же день новым царем провозгласили самозванца (к слову, он, в отличие от Федора, все же будет венчан на царство). Спустя десять дней низложенного царя и его мать убили — судя по всему, они были задушены. Однако народу эти события были преподнесены в другой интерпретации: официальная версия гласила, что жена и сын Бориса Годунова наложили на себя руки. Впрочем, несоответствие этого объявления действительности было очевидно. На выставленных напоказ телах были заметны признаки насильственной смерти. К примеру, об этом свидетельствовал шведский дипломат Петр Петрей. «Следы от верёвки, которой они были задушены, я видел собственными глазами вместе со многими тысячами людей», — писал он.

Так как Федор и его мать формально были признаны самоубийцами, их похоронили без отпевания. Местом упокоения Годуновых стал московский женский Варсонофьевский монастырь. Туда же из Архангельского собора вывезли тело Бориса Годунова.

Иная участь постигла Ксению, сестру Федора. «А бдительно охраняемую девицу, он, после своего вступления в город, как рабу, без всякого царского чина, с ласковым принуждением вывел из царского дворца и в частном доме угождавшего ему и приближенного к нему нового вельможи, без её согласия, срезал, как недозрелый колос, — одел в монашеские одежды. И было бы удивительно, если не было ей чего-либо тайно-оскорбительного от отступника», — рассказывал во «Временнике» дьяк Иван Тимофеев. Князь Иван Катырев-Ростовский был солидарен с этой точкой зрения: «Царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство её блудом оскверниша».

Май 22, 2012 Опубликовано Май 22, 2012 в

Годунов умер в разгар борьбы с претендовавшим на русский престол Лжедмитрием 1 (беглым диаконом Григорием Отрепьевым). Возможно, смерть Годунова приблизило напряжение этой борьбы.

«Борису исполнилось 53 года от рождения,- пишет Н. М. Карамзин,- в самых цветущих летах мужества имел он недуги, особенно жестокую подагру, и легко мог, уже стареясь, истощить свои телесные силы душевным страданием. Борис 13 апреля, в час утра, судил и рядил с вельможами в думе, принимал знатных иноземцев, обедал с ними в Золотой палате и, едва встав из-за стола, почувствовал дурноту: кровь хлынула у него из носу, ушей и рта; лилась рекою; врачи, столь им любимые, не могли остановить ее. Он терял память, но успел благословить сына на государство Российское, восприять ангельский образ с именем Боголепа и чрез два часа испустил дух в той же храмине, где пировал с боярами и иноземцами…»

Приводя столь короткий рассказ, историк с горечью говорит о том, что «потомство не знает ничего более о сей кончине, разительной для сердца. Кто не хотел бы видеть и слышать Годунова в последние минуты такой жизни — читать в его взорах и в душе, смятенной внезапным наступлением вечности? Пред ним был трон, венец и могила; супруга, дети, ближние, уже обреченные жертвы судьбы; рабы неблагодарные, уже с готовою изменою в сердце; пред ним и святое знамение христианства: образ того, кто не отвергает, может быть, и позднего раскаяния!..» Молчание современников, сожалеет Карамзин, подобно непроницаемой завесе, скрыло подробные обстоятельства смерти царя.

Далее историк говорит о распространенной одно время версии: «Уверяют, что Годунов был самоубийцею, в отчаянии лишив себя жизни ядом; но обстоятельства и род его смерти подтверждают ли истину сего известия? И сей нежный отец семейства, сей человек, сильный духом, мог ли, спасаясь ядом от бедствия, малодушно оставить жену и детей на гибель почти несомнительную? И торжество самозванца [Лжедмитрия] было ли верно, когда войско еще не изменяло царю делом; еще стояло, хоть и без усердия, под его знаменами? Только смерть Бориса решила успех обмана; только изменники, явные и тайные, могли желать, могли ускорить ее — но всего вероятнее, что удар, а не яд прекратил бурные дни Борисовы…»

Сам царь быстро деградировал и физически, и психически. Во многом он теперь напоминал Грозного с его опричниной. Все с недоумением и жестким осуждением писали о мучительстве, пытках и казнях неповинных людей, которыми Борис омрачил последние месяцы своей жизни. 13 апреля 1605 года он скончался от апоплексического удара, успев, однако, совершить монашеское пострижение. В народе получила распространение версия, что он умер, отравив себя ядом.

Борис Годунов успел оформить завещание, предполагавшее, что наследовать ему будет шестнадцатилетний сын Федор Борисович Годунов (1589 - 1605). Через три дня после кончины Бориса, Федор, видимо, по инициативе Иова, был провозглашен царем на срочно созванном своеобразном Земском соборе. Но реальная власть очень скоро ушла от Годуновых: у юноши не было, ни опыта, ни сколько-нибудь достаточных военных сил.

Кончина Бориса побуждала бояр захватить для себя больше власти и связанных с ней благ, а также закрыть земские каналы избрания царя. Московское боярство начало переходить на сторону Лжедмитрия. Этим обстоятельством воспользовался Лжедмитрий. Он сформировал Боярскую думу из перешедших на его сторону представителей московской знати и начал искать пути к соглашению с московским боярством, еще недавно служившим царю Борису.

Самозванец, потерпевший не одно поражение в открытом бою, теперь осторожничал и покинул Путивль лишь 16 мая, через несколько недель после мятежа в войске, осаждавшем Кромы. 19 мая он прибыл в Кромы, где к этому времени не осталось никаких войск. Под Орлом Лжедмитрий устроил суд над воеводами, которые были доставлены ему восставшими казаками и крестьянами или попавшими в плен, но отказавшимися присягать ему. Все они были заточены по темницам.

Далее Лжедмитрий двинулся в сторону Тулы и из поселения Крапивна в 20-е числа мая отправил со служившим у него Г.Г. Пушкиным, грамоту с обращением к московской думе и другим высшим чинам. В грамоте он, преувеличивая свои успехи, писал, что весь юг и вообще вся провинция уже "добили челом". Покорности он требовал и от москвичей. 31 мая в нескольких верстах от Москвы остановился лагерем атаман Корела. Московское боярство больше пугало не то, что он был наиболее боевой силой Лжедмитрия, а его принадлежность к казачеству. Наслышаны бояре были и о том, как Корела умел поднимать "чернь", направляя ее против московских воевод. И именно возможность восстания обездоленных более всего пугала боярство.

Мятеж в Москве произошел уже на другой день - 1 июня. Исаак Масса сообщает, что утром 1 июня в город въехали два гонца Лжедмитрия, что "поистине было дерзким предприятием". Корела, видимо, в ночь с 31 мая на 1 июня совершил маневр, перерезав дорогу, ведущую из Москвы к северным и северо-западным районам страны. По этой дороге, то есть из лагеря Корелы, Пушкин и Плещеев вошли беспрепятственно в Москву, и сопровождали их жители Красного села, где остановился Корела, и где он уже провел "разъяснительную" работу. Одним из аргументов в этом "разъяснении" была грамота Лжедмитрия, в которой он грозил казнить всех, кто не явится с повинной, вплоть до детей в чреве матери. Пушкин и Плещеев с "красносельскими мужиками" легко преодолели три ряда охраняемых укреплений. На столичных улицах к ним "пристал народ многой". Видимо, их сопровождали в качестве своеобразной охраны и казаки Корелы. Вероятно также участие московских чинов, которые еще под Кромами, готовы были присягнуть Лжедмитрию.

Эмиссары были проведены на Красную площадь, и на пути к ней разгоняли московских стражей порядка. В 9 часов утра Пушкин и Плещеев взошли на Лобное место посреди Красной площади. Сторонники Лжедмитрия, а также сами казаки и красносельцы, постарались заполнить площадь народом. В основном это были социальные низы, но к "черни" пристали и служилые люди. Гавриил Пушкин обратился с речью к собравшимся, а затем зачитал послание "истинного царя".

Одновременно, вместе с покойным Борисом Годуновым самозванец клеймил Марию Григорьевну и ее сына Федора Борисовича Годунова. Марию Григорьевну и ее сына Федора он обвинял в том, что "они о нашей земле не жалеют, да и жалети было им нечево, потому что чужим владели". На Федора была возложена вина за разорение Северской земли, хотя разоряли ее еще при жизни Бориса наемники самозванца и русские воеводы примерно с равным усердием. При этом бояр Лжедмитрий оправдывал, поскольку был крайне заинтересован в их поддержке - им объявлялось полное прощение. Толпа, как это часто случалось на Руси, слушала обличения, воспринимая их не столько разумом, сколько смутными надеждами на возможность какого-то улучшения при новой власти. Нового "государя" приветствовали криком: "Дай, Боже, чтобы истинное солнце снова взошло бы над Русью!".

В Кремле, где собрались высшие чины государства и Боярская дума, тоже царила растерянность. Кремль легко было приготовить к обороне и таким образом переломить ситуацию. Но, то ли юный царь Федор промедлил, то ли ему не дали осуществить это бояре, среди которых было слишком много врагов Годуновых. Особенно активную антигодуновскую деятельность развил Богдан Бельский, незадолго до того возвращенный из изгнания.

Толпа, собравшаяся на площади, потребовала к ответу всех бояр и в первую очередь, конечно, Годуновых. И теперь, уже не обращая внимания на возражения царя, бояре один за другим стали отправляться на площадь: одни из желания отомстить Годуновым, другие из страха, что их выведут на Лобное место силой. Бояре уговаривали толпу разойтись, обещая разобраться в просьбах простонародья. А тем временем, видимо, казаки Корелы разбили двери тюрем и выпустили на свободу и заключенных там врагов Годуновых, и просто уголовных преступников. Именно они, появившись на Красной площади, возбудили в толпе и желание расправиться с Годуновыми, и просто пограбить, раз представлялась такая возможность. Казаки Корелы и примкнувшие к ним освобожденные из тюрем, а также из собравшейся на площади толпы, "и от дворян с ними были", ворвались в Кремль, где "государевы хоромы и царицыны пограбили". Тем временем, другая часть толпы устремилась грабить дворы Годуновых. Заодно грабили дворы и других бояр, дворян и дьяков. Патриарх Иов пытался остановить толпу, но ничего не мог добиться, а вскоре его отправили в ссылку.

С патриархом Иовом расправлялись те же бояре, что были убийцами царя Федора Борисовича и его матери. Патриарха боярин Басманов силой доставил в Успенский собор и там его проклинали перед всем народом, называли Иудой, клеймили за то, что он поддерживал Бориса Годунова, боровшегося с прирожденным государем Дмитрием. Стражники сорвали с патриарха святительское платье и набросили на него "черное платье". Иона был заточен в Успенском монастыре в Старице, где он некогда был игуменом.

Теперь путь на Москву самозванцу был открыт. Уже в Серпухове его ожидали отнятые у Годуновых царские экипажи и 200 лошадей с царского Конюшенного двора. Лжедмитрий двинулся дальше в сторону Москвы. На пути к Коломенскому ему привезли сшитое для него царское одеяние со всем "царским чином". Самозванец остановился в Коломенском, и несколько дней провел там, опасаясь въезжать в Москву. Многие вопросы в отношениях с Боярской думой не были решены. Реорганизация же самой думы ограничилась изгнанием Годуновых и включением в ее состав нескольких представителей знати, изначально служивших самозванцу.

В истории Российской империи, наверное, нет более противоречивой фигуры, нежели Борис Федорович Годунов. Его называют тираном и убийцей за его жестокие решения и доведение империи до ужасающего голода, а также за вовлечение государства в тяжелые времена. Тем не менее при его правлении страна укрепила внешние границы и свое влияние на мировое общество, однако ввиду внутренних конфликтов его место занял Лжедмитрий.

Сам Борис Годунов родился в 1552 г., родители были помещиками из Вязьмы. Сам род Годуновых происходил от татарина Чет-Мурзе, который остался жить на территории Российской империи при правлении Ивана Калиты. Являясь выходцем из дворянской семьи, молодой Годунов получал образование, но не изучал церковные писания, из-за этого его считали потом малообразованным, при этом он был весьма грамотным молодым человеком и имел хороший почерк, но на тот момент в мире это не показывало уровень его образования.

Знакомство с царским родом Бориса Годунова

В 1565 году Иван Грозный пытается захватить власть и получить ее в максимально авторитарном варианте. Для достижения своих целей он проводит разделение Империи на Земщину и Опричнину. Именно в Опричнине были земли семьи Годуновых, а дядя Бориса Дмитрий Иванович Годунов записал себя в военный корпус. Благодаря боярам он помог государю озолотиться, ценя его заслуги, Иван Грозный приблизил его ко двору.

После потери родителей Годунова под опеку его взял дядя, который был в постоянных командировках. Естественно, времени на обучение племянника у него не было, и он был устроен в Кремль, рос с царскими детьми. Иван Грозный очень любил разговаривать с Борисом и просил того записывать его рассуждения. После того, как его сестра стала женой Федора Иоаныча, ему подарили боярский титул.

Период правления Бориса Годунова

После гибели царя единственным кандидатом на царствие был именно Федор, которому вообще не приносило удовольствие руководить страной, он отдал эту возможность Годунову, путем создания регентского совета, в состав которого входил Борис.

Борис свои битвы за власть смог выиграть не сколько своим положением, сколько интригами и природной хитростью. Фактически весь период правления Федора реальным государем был сам Годунов. За это время он строил города, крепости и храмы, всегда поощрял талантливых архитекторов, предоставляя им свою протекцию. Также в Москве за время его правления был построен Кремлевский водопровод и Смоленская крепостная стена, которая была главным защитным оплотом у западных границ.

Во внешней политике был подписан договор, окончивший войну со шведами, учреждено патриаршество, которое позволяет православной церкви отделятся от Византии.

Помимо этого, был установлен срок, который установили для поиска убегающих крестьян. Теперь их можно искать лишь на протяжении пяти лет, а по окончанию данного срока им объявляли вольную. Освобождены также от налогов помещики, которые обрабатывали пашни собственноручно, не прибегая к найму работников.

В 1601 г. в Российской империи был сильный голод из-за неурожая. Годунов пытался спасти голодающих путем снижения налогов и выдачи денег из казны. Цены взлетели во стократном размере, но царь на это никак не реагировал, а казну и амбары быстро опустошили. Из-за непродуманных действий от голода страна потеряла практически 130 000 человек.

Смерть правителя Бориса Годунова

Под конец своей жизни царь Годунов страдал мочекаменной болезнью, которая сопровождалась мигренью. Перед своей смертью он доверял лишь семье, видел врагов везде, кроме родных. В 1605 г принимая послов, с ним произошел апоплексический удар, пошла кровь из носа и ушей, врач помочь не мог ничем. После смерти преемником стал его сын Федор, но власть быстро захватил Лжедмитрий. Именно он приказал удавить весь род Годуновых, кроме Ксении, которая ему нравилась, но когда она перестала его интересовать, Лжедмитрий отправил ее в монастырь.

Борис Годунов (1552-1605) был выходцем из костромских нетитулованных бояр. Он стал заметной фигурой в Москве после своей женитьбы на дочери Малюты Скуратова – любимца Ивана Грозного. Современники характеризовали Бориса как умного образованного политика и талантливого военачальника. Он 13 лет возглавлял правительство во времена правления царя Фёдора Иоанновича. Сам Фёдор был женат на сестре Годунова. Это в немалой мере поспособствовало восхождению Бориса на престол после кончины Фёдора 7 января 1598 г.

Правление нового самодержца продолжалось вплоть до 13 апреля 1605 года, а смерть Бориса Годунова положила начало обострению политической обстановки на русской земле. Можно сказать, что после этого Смутное время (1598-1613) перешло из пассивной фазы в активную.

Со смертью царя Фёдора возник вопрос – кого ставить на престол? И тогда патриарх Иов указал на Бориса, охарактеризовав его как человека самого достойного. Годунов 2 раза отказывался, но духовенство и народ упрашивали, и он согласился. Принимая благословение патриарха, сказал: «Бог свидетель, что не будет в моём царстве нищих, последнюю рубашку разделю с народом…»

В первые годы своего правления царь установил льготы для переселенцев в Сибирь. Приглашал в Московское царство иностранных специалистов, а молодёжь отправлял учиться за границу. В Москве затеял грандиозное строительство, дав возможность заработать бедному люду. В Московском кремле была построена колокольня Ивана Великого. Это сооружение стало самым высоким в стране.

Царь планировал открыть школы с преподаванием иностранных языков. Он думал об экономическом развитии России, а для этого нужно было налаживать контакты с заграницей, но не хватало переводчиков и образованных людей. Однако этот план и многие другие сорвали недоброжелатели. Недовольных новой политикой оказалось очень много.

Авторитет Бориса Годунова подорвал небывалый голод 1601-1603 годов. Причиной его стал неурожай, а цены на хлеб подскочили в 100 раз. Эта тяжёлая ситуация настроила против царя все слои населения. По приказу самодержца голодающим начали в Москве раздавать деньги и хлеб. Привело это к тому, что со всех концов России в столицу потянулись сотни тысяч людей.

Вскоре их в Москве насчитывалось в несколько раз больше, чем коренных жителей. Такой наплыв пришлого народа привёл к грабежам, убийствам и эпидемиям. А денег и хлеба не хватало всё больше и больше. Появились случаи людоедства.

О количестве умерших в Москве за период с 1601 по 1603 годы сообщал известный церковный и политический деятель Авраамий Палицын. Он утверждал, что только в столице Московского царства за 2 года и 4 месяца по повелению царя было погребено 127 тыс. человек. Но гораздо больше народа умерло в других городах и сёлах.

Положение дел в Московском царстве усугубила напряжённая внешнеполитическая ситуация. Польские паны решили воспользоваться неблагоприятной экономической обстановкой, сложившейся на русской земле. Они выдвинули на политическую арену Лжедмитрия I . Было объявлено, что он является сыном Ивана Грозного цесаревичем Дмитрием, официально умершем в возрасте 8 лет.

Вокруг самозванца собрались авантюристы всех мастей, и эта воинская рать вторглась на территорию Русского государства. В 1604 году войско Лжедмитрия форсировало Днепр и двинулось вглубь Руси. Народ приветствовал самозванца, так как отождествлял царствование Бориса Годунова с правлением Ивана Грозного и опричниной . Но царь оказал противодействие захватчикам и добился кратковременного успеха, который не смог переломить ситуацию. Войска самозванца двинулись на Москву.

В соответствии с летописью смерть Бориса Годунова наступила 13 апреля 1605 года. Утром этого дня царь проснулся в хорошем настроении. Он отобедал и поднялся на вышку, с которой любил любоваться на Москву. Когда сошёл с неё, то объявил, что чувствует себя плохо. У него появились головная боль, звон в ушах, тошнота, резь в желудке. Позвали лекаря, но когда тот появился, у царя из носа и ушей хлынула кровь, и самодержец умер.

По этому поводу русский историк и археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908) в «Истории города Москвы», высказался следующим образом: «Измена царю с каждым днём распространялась повсюду. Все его благодеяния народу и добрые попечения исчезли из памяти людей. Сохранилась лишь ненависть к властителю… Царь Борис, отобедав, внезапно заболел и через 2 часа умер. Говорили, что отравил сам себя. Но можно полагать, что был отравлен угодниками самозванца, если не умер апоплексией, как свидетельствует Маржерет. Однако по свидетельству Массы, доктора, находившегося при дворе, все узнали, что умер он от яда».

Некоторые современники в смерти Бориса Годунова открыто обвинили приверженцев Лжедмитрия, которые в огромном количестве наводнили Москву. А почившего государя похоронили без царских почестей в Архангельском соборе. Новым царём стал сын Бориса цесаревич Фёдор. Это был очень умный и образованный юноша. К 15-ти годам он изучил военное дело, фортификацию, математику, философию, архитектуру, знал несколько иностранных языков. Принимал участие в составлении географических карт России.

Дмитрий Самозванец тем временем послал в столицу князей Василия Мосальского и Василия Голицына во главе других своих сподвижников. Цель у них была одна – убрать неугодных людей. Первыми в этом списки значились патриарх Иов, царь Фёдор и его родные.

Предатели поставленную перед ними задачу выполнили успешно. Со сторонниками 16-летнего царя разделались они быстро. Одних задушили, а других щедрыми обещаниями склонили к измене. Самого Фёдора, его мать царицу Марию Бельскую и сестру царя царевну Ксению предатели схватили. Их посадили на водовозную телегу и доставили на старый Борисовский двор.

Стрельцы под предводительством князей Мосальского и Голицына задушили Фёдора и Марию, а Ксению передали Лжедмитрию. По его указанию её постригли в монахини. А народ, который ещё совсем недавно поклонялся Годунову, теперь ликовал. Лишь один юродивый крикнул: «Посмотрите друг на друга! Были вы до сего дня скотами тайными, а теперь стали скотами явными. Из всех вас через 6 лет будет только один по земле ходить, да и то недолго!»

Лжедмитрий I 20 июня 1605 года при общем народном ликовании торжественно въехал в Москву. Он тут же приказал тело Годунова вынести из Архангельского собора и вместе с прахом сына и жены похоронить в Варсонофьевском монастыре, что возле Лубянки.

При Василии Шуйском останки Бориса, жены Марии и Фёдора перенесли в Троицкий монастырь под Москвой. Там же похоронили и Ксению (в иночестве Ольгу), умершую в 1622 году. В 1782 году над гробницами соорудили усыпальницу.

Во времена советской власти захоронение разграбили, а черепа пришли в полную негодность. Когда в 1945 году антрополог М. М. Герасимов захотел восстановить лица этой семьи, то не смог этого сделать. Так смерть Бориса Годунова стёрла из памяти людей не только его благие деяния, но и внешний облик, оставив о нём лишь описания современников.

Алексей Стариков