Народная мудрость в сказках. Русская волшебная сказка как проявление народного миросозерцания

Сказки предоставлены издательством Русский Паломник. Они составлены из книг со сказками для детей от 3 до 7 лет .

Сказка о волшебных руковицах и топоре!

Было у старика три сына. Вот умер он, а им наследство оставил. Старшему - дом, среднему - буренку, а самому младшему - рукавицы да топор.

И стали они жить-поживать: старший в доме отцовском, средний решил молоком торговать, а младший - хлеб да соль топором разделывает, да трудом зарабатывает.

Прошло время. Плохим хозяином оказался старший сын, покосился дом отцовский. У среднего корова старая стала, молоко поубавилось. Только младший с топором да в рукавицах и мост возведет, и хату построит, и мельницу поставит. Он уже и себе дом построил, и корову купил, и работа у него идет, как по маслу.

Решили тогда старшие братья, что топор у него заколдованный, и украли инструмент. А топор - вот беда! - не работает. Украл они тогда и рукавицы, и снова ничего!

А младший брат только улыбается, новый топор купил и снова мастерит. Поняли они тогда, что сила не в топоре, а в умении, сами выучились, мастерами стали. И зажили братья припеваючи.

Сказка о самой главной дороге.

Собрались как-то со всего мира дороги. И большие шоссе среди них, и маленькие тропиночки. Решили они выбрать себе царицу, да никак не могут - каждая по-своему заслуживает! Обратились тогда они к самому Господу Богу, чтобы рассудил он справедливо.

Первой заговорила широкая просторная автострада:

— Чем я не заслужила царицей называться? По мне каждый день столько транспорта ездит, и обычные машины, и грузовики, и автобусы! Людей перевозят туда-сюда по всей стране!

Но сказал Господь:

— Не быть тебе царицей. Слишком ты горда собой.

Тогда сказала железная дорога:

— Чем я не царица? По мне день и ночь поезда ходят, скорые, пассажирские, товарные! И люди в электричках каждый день ездят.

— Нет, — сказал Бог. - Ты очень самолюбива.

— А чем я не подхожу? - спросила тогда проселочная дорога. - На мне работы больше всех. По мне не только легковые машины, автобусы и грузовики ходят, но и трактора с комбайнами, а еще люди стада водят!

Но Господь ответил:

— И ты не царица. Слишком самоуверенная ты.

Замолчали все дороги. И тогда посмотрел Бог на маленькую, неприметную тропинку:

— А ты что Мне скажешь?

— А что мне сказать, Господи? Раньше была я широкой, люди по мне ходили, а теперь уж заросла вся. Только недавно вот дети пробегали, нарвали цветов на полянке, и поставили в храме пред иконой святой Матери Божьей.

И сказал тогда Господь:

— Ты в моих очах красивее всех и достойнее всех! Быть тебе царицей над всеми земными путями и дорогами!

Любите музыку? Посетите блог гитарного задрота , где вы узнаете много по интересующей вас тематике.

Клайв Льюис писал: «Kогда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки». И это поймет каждый взрослый, взяв в руки детскую книгу. Потому что бывает, что детские сказки наполнены гораздо большим смыслом, чем кажется. Их можно перечитывать много раз, и каждый раз находить что-то новое и еще более глубокое.

Бывает, что детские сказки наполнены гораздо большим смыслом, чем кажется...

И.Д. Фарбаржевич «Еловое яблоко»

Как хорошо, что ты пришел, сынок! - обрадовался Старый Лис. - Я испек пирог из земляничного варенья. Будем пить чай.
- Правда, мы почти счастливые?! - сказал Лисенок.
- Правда, мой дорогой! Ведь счастье - это когда все дома!

Сергей Козлов «Падал мелкий снежок. Была оттепель»

А вечером, когда пили чай, Медвежонок сказал:
— Не знаю когда, но когда-нибудь обязательно будет лучше.
— Ещё бы! — подхватил Заяц.
А Ёжик думал:
«Не может же быть, чтобы всё плохо и плохо — ведь когда-нибудь должно быть хорошо!»

Марджери Уильямс «Вельветовый Кролик»

— Ты только тогда становишься Настоящим, — внушала Вельветовому Кролику мудрая старая Кожаная Лошадь, — если кто-то долго-долго любит тебя. Не просто играет с тобой, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любит.
— А это больно? — спросил Кролик.
— Иногда, — ответила Кожаная Лошадь, потому что всегда говорила только правду. — Но если ты Настоящий, ты готов стерпеть боль.
— А как это происходит? Раз и готово, словно тебя завели ключиком, или постепенно?
— Постепенно, — сказала Кожаная Лошадь. — Ты же становишься Настоящим. На это требуется много времени. Поэтому-то это так редко происходит с теми, кто запросто ссорится, несговорчив или требует к себе особого отношения. Обычно бывает так к тому времени, когда ты становишься Настоящим, у тебя уже потертая шерсть, вываливаются глаза, болтаются конечности, и вообще у тебя очень жалкий вид. Но это не будет иметь ровным счетом никакого значения, потому что тот, кто стал Настоящим, не может быть безобразным. Разве что в глазах тех, кто ничего не смыслит.

М/ф «Зимняя сказка»

— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом — сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушёную травку…
— Не помню, — сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик. — Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…

И.Д. Фарбаржевич «Сказки маленького лисенка»

— Лисёнок, — сказал лисёнок лисёнку, — ты помни, пожалуйста, что если тебе тяжело, плохо, грустно, страшно, если ты устал — ты просто протяни лапу. И я протяну тебе свою, где бы ты ни был, даже если там — другие звёзды или все ходят на головах. Потому что печаль одного лисёнка, разделенная на двух лисят — это ведь совсем не страшно. А когда тебя держит за лапу другая лапа — какая разница, что там ещё есть в мире?

Сергей Козлов, «Ежик в тумане»

— Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.
Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
— Ну что ты молчишь?
— Я верю, — сказал Ежик.

* * *

Так было каждый вечер в эту ясную холодную осень. И каждый вечер Ежик с Медвежонком собирались то у Ежика, то у Медвежонка и о чем-нибудь говорили. Вот и сегодня Ежик сказал Медвежонку:
- Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
- Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
- А ты где?
- А меня нет.
- Так не бывает, - сказал Медвежонок.
- Я тоже так думаю, - сказал Ежик. - Но вдруг вот - меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?
- Пойду к тебе.
- Куда?
- Как - куда? Домой. Приду и скажу: «Ну что ж ты не пришел, Ежик?» А ты скажешь…
- Вот глупый! Что же я скажу, если меня нет?
- Если нет дома, значит, ты пошел ко мне. Прибегу домой. А-а, ты здесь! И начну…
- Что?
- Ругать!
- За что?
- Как за что? За то, что не сделал, как договорились.
- А как договорились?
- Откуда я знаю? Но ты должен быть или у меня, или у себя дома.
- Но меня же совсем нет. Понимаешь?
- Тогда ты пошел куда-нибудь и еще не вернулся. Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду!
- Ты все уже обшарил, - сказал Ежик. - И не нашел.
- Побегу в соседний лес!
- И там нет.
- Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
- Нет меня. Нигде нет.
- Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, - сказал Медвежонок. - И закричу: «Е-е-е-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-к!..» Вот.
- Нет, - сказал Ежик. - Меня ни капельки нет. Понимаешь?
- Что ты ко мне пристал? - рассердился Медвежонок. - Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…

Общение царя с солдатом в русской народной сказке «Мудрые ответы» интересным образом складывалось. Царь загадывал загадки мудрёные, а солдат отвечал на них. Царь, видимо, был большой любитель загадок, потому что загадывал их не только солдату, но и другим своим подданным.

«Мудрые ответы»
Русская народная сказка

Служил солдат в полку целые двадцать пять лет, а царя в лицо не видал. Пришел домой. Стали его спрашивать про царя, а он не знает, что и сказать-то. Вот и начали его корить родичи да знакомцы:
– Вишь, – говорят, – двадцать пять лет прослужил, а царя в глаза не видал!»

Обидно это ему показалось; собрался и пошел царя смотреть. Пришел во дворец. Царь спрашивает:
– Зачем, солдат?
– Так и так, ваше царское величество! Служил я тебе да богу целые двадцать пять лет, а тебя в лицо не видал: пришел посмотреть.
– Ну, смотри.

Солдат три раза обошел кругом царя, все оглядывал. Царь спрашивает:
– Хорош ли я?
– Хорош, – отвечает солдат.
– Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?
– Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.
– А широка ли земля?
– Вон там солнце всходит, а там заходит – столь широка!
– А глубока ли земля?
– «Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока!

Потом отослал царь солдата в темницу и сказал ему:
– Не плошай, служба! Я пошлю к тебе тридцать гусей; умей по перу выдернуть.
– Ладно!

Призвал царь тридцать богатых купцов и загадал им те же загадки, что и солдату загадывал; они думали-думали, не смогли ответа дать, и велел их царь посадить за то в темницу. Спрашивает их солдат:
– Купцы-молодцы, вас за что посадили?
– Да вишь, государь нас допрашивает: далеко ли небо от земли, и сколь земля широка, и сколь она глубока; а мы – люди темные, не смогли ответа дать.
– Дайте мне каждый по тысяче рублей – я вам правду скажу.
– Изволь, брат; только научи.

Взял с них солдат по тысяче и научил, как отгадать царские загадки. Дня через два призвал царь к себе и купцов и солдата. Задал купцам те же самые загадки, и как скоро они отгадали – отпустил их по своим местам.
– Ну, служба, сумел по перу сдернуть?
– Сумел, царь-государь, да еще по золотому!
– А далеко ль тебе до дому?
– Отсюда не видно – далеко, стало быть!
– Вот тебе тысяча рублей; ступай с миром!

Воротился солдат домой и зажил себе привольно, богато.
***

Часто в школе задают вопрос: в каких русских народных сказках загадываются загадки? К таковым относится русская народная сказка «Мудрые ответы» (из сборника А.Н.Афанасьева). Название сказки говорит само за себя. Причём загадки в сказке «Мудрые ответы» сложные, над их отгадками надо хорошенечко подумать. Отгадки – не просто какие-то предметы, например, горшок, валенок, репа, — а целые философские рассуждения. Солдат в сказке мудрым оказался, а вот богатые купцы в количестве тридцати человек — нет.

Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение.

Особую притягательность для детей имеет сказка. Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлинский, создавший систему воспитания детей сказкой - школа сказки.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт˸ в необработанных вари­антах известного ʼʼТеремкаʼʼ в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла мно­гими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказ­ки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетель­ствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе они и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениаль­ной способности народа создать единый гармоничный образ мира , связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизне­способен потому, что прекрасно подходит для выражения и со­хранения фундаментальных человеческих истин, основ челове­ческого бытия.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, пове­ствуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествова­ние. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запро­сам детей , органично соответствуя детской психологии . Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к вол­шебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

В сказке непременно торжествуют истина и добро . Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем ᴇᴦο счастье и несчастье, какова ᴇᴦο расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы. Каждый шаг героя ведет ᴇᴦο к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость , в то, что доброе человеческое начало не­избежно победит все, ему противостоящее.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания . Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных ᴇᴦο основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать её с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, ᴇᴦο се­мья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мыш­ления , так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребен­ка равнодушным наблюдателем, а делает ᴇᴦο активным участни­ком происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает ᴇᴦο к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение." 2015, 2017-2018.

В данной работе я попыталась поразмышлять над тем, откуда мы, дети, черпаем мудрость. Благодаря чему мы учимся отличать добро и зло, правду и ложь. Ответ прост - это русские народные сказки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка – источник мудрости!

Что же такое мудрость? Я считаю, что мудрость – это народный опыт, собранный многими поколениями. Еще в древности, когда не было письма, появились сказки. И мы до сей поры говорим, что в сказках заключена народная мудрость: представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о жадности и простоте - то есть представления о тех человеческих качествах, которые есть в каждом из нас. Неслучайно каждая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Кому из нас в детстве родители не читали сказки?! Чита сказки, они учили нас уму-разуму, то есть передавали свой жизненный опыт, свою мудрость. И я, слушая эти сказки, поняла, каким должен быть человек, как надо вести себя с друзьями, что такое ложь и правда, доброта души, всепрощение, отвага. На образах героинь Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной я училась быть женственной, простой и честной, доброй, училась любить людей. Я считаю, что эти героини являются прообразом русских женщин. Тихие, скромные, спокойные, они всегда были для нас идеалом, сохраняли верность своим любимым, своей родине. Вспомним сказки «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол», «Царевна-Лягушка». Несмотря на то, что это волшебные сказки и в них много вымысла, я считаю, что всё, что сейчас происходит в реальной жизни, очень часто похоже на сказку.

Есть и другие сказки – сказки о животных. Они учат нас тому, как вести себя среди людей. Человек не должен быть жадным, хитрым, злым, трусливым и жестоким. Вот почему каждое животное в этих сказках наделяется своим характером. Заяц – вечный трусишка, лиса – хитрая и наглая, Волк – жестокий и коварный, а медведь – сильный и грубый. И даже в этих сказках всегда побеждает добро, дружба и взаимопомощь. Вспомним сказки «Теремок», «Золотой Петушок». Что помогло выжить этим героям? Любовь друг к другу и взаимовыручка. В сказках всегда прославляют добро и мудрость, поэтому сказки воспитывают, делают людей лучше.

Я хотела бы ещё рассказать о бытовых сказках. Мне нравится сказка «Мудрая Дева». Вспомните, как девушка вышла из всех затруднительных положений и как с достоинством выполнила она все задания. Царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Девочка-семилетка была находчива. Она сбросила с себя всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Эта сказка учит тому, что прежде чем что-то предпринять, надо хорошо всё обдумать.

Нашим поэтам и писателям так нравились народные сказки, что они даже стали их первыми учителями. «Что за прелесть эти сказки – каждая есть поэма!» - восклицал А.С. Пушкин. Он не только вырос на русских народных сказках, рассказанных Ариной Родионовной, но и сам писал великолепные

сказки. Разве не несут в себе мудрость «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом Петушке» и др..

Сказки также писали М.Ю. Лермонтов, Ю.К. Олеша, К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак. Мне нравится «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца. Вот уж действительно сказка не только для детей, но для взрослых. Как много времени мы тратим напрасно! Это время бежит молниеносно, а мы растрачиваем себя на всякую ерунду, забывая о главном. А что же главное? Главное - это уметь делать добрые дела. Именно это вовремя поняла девочка Женя из сказки «Цветик-Семицветик» В.П. Катаева. Свой последний лепесток она потратила на то, чтобы спасти больного мальчика. Она хотела, чтобы он бегал, играл и радовался жизни, как она сама.

Воспитание человека начинается с первых дней жизни. К сожалению, маленьким детям не дано понимать взрослых книг, поэтому всю мудрость черпают они из сказок, из добрых русских сказок!