Кузьма минин - русский национальный герой. Кузьма Минин: биография и роль в истории России

Перед собором Василия Блаженного на Красной площади стоит памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим народное ополчение во время польской интервенции в Смутное время, что способствовало победе над Польшей в 1612 году. Личность одного из народных героев, Кузьмы Минина, во многом остается загадкой для историков. Существует версия, что он был татарского происхождения.

«Балахнинская» версия

Есть разногласия по поводу того, звали Минина Кузьмой или Козьмой (в XVI веке эти имена различались). В документах за 1613 год имя значится как Кузьма (Косма) Минич Минин, а в Никоновской летописи - Кузьма Минич Минин Сухорук (последнее, видимо, прозвище).

Общепринятая версия гласит, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны. В советское время она поддерживалась многими видными историками, например, И. А. Кирьяновым и А. Я. Садовским. Однако в наше время было выдвинуто предположение, что балахнинские Минины приходились знаменитому Кузьме лишь однофамильцами. Об этом писал еще П. И. Мельников-Печерский, а в 2005-2006 годах на эту тему была опубликована работа группы нижегородских ученых в сборнике «Мининские чтения».

Один из исследователей, С.В. Сироткин, пишет: «Изучение кадастровых и других документов по истории балахнинской семьи Мининых позволяет достаточно уверенно говорить об отсутствии их родства с Кузьмой Мининым».

В то же время подпись на одной из грамот называет нам имя родного брата Кузьмы Минина – Сергей. Достоверно известно, что среди балахнинских Мининых человека с таким именем не было. К тому же имя Анкудин (имя отца балахнинского солевара и предполагаемого деда национального героя) отсутствует в поминальном синодике Нефёда – сына Кузьмы.

«Крещеный татарин»?

В 2002 году в журнале «Огонек» появилась сенсационная статья историка В. Л. Махнача, в которой Кузьма Минин был назван «крещеным татарином Киришей Миннибаевым». Никаких сколько-нибудь серьезных доказательств данной версии не приводилось. Однако в 2006 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал гипотезу о татарском происхождении русского национального героя. Одновременно тезис этот был озвучен тогдашним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх объявил, что считает версию о татарской национальности Минина, по крайней мере, возможной, поскольку известно, что в ополчении было много татар, отправившихся освобождать Москву от интервентов, потому что Кузьма Минин был татарином. Хотя как могли татары, большинство из которых были мусульманского вероисповедания, относиться к «крещеному» собрату?

Тем не менее аргументы в пользу «татарской» версии находятся. Так, известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своей книге «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» высказывает предположение, что фамилия Минин может происходить от названия кипчакско-ордынского рода «мин», появившегося после завоевания кипчакских земель татаро-монголами. В Полном собрании российских летописей также сказано, что выходцы из рода мин звались в России Миниными.

Подвиг русского мясника

Но, с другой стороны, Кузьма Минин принадлежал к простому роду, и фамилии у него изначально не было. Фамилию ему дали лишь в 1613 году по отцу, христианское имя которого было Мина (кстати, на Руси оно появилось задолго до появления рода мин). То есть, скорее, Кузьма был все-таки из русской православной семьи.

Да и о роде занятий Мины, отца Кузьмы, существуют разные мнения. Одни источники называют его «солепромышленником», другие – «говядырем» (торговцем скотом). Точно известно, что он был избран нижегородцами посадским старостой. Сам Кузьма в начале XVII века открыл лавку в Нижнем Новгороде и занялся мясной торговлей. В 1608–1610 годах участвовал в составе местного городского ополчения в боях со сторонниками Лжедмитрия II. Впоследствии он вместе с князем Дмитрием Пожарским организовал Земское ополчение для помощи Москве против польских и шведских войск. В основном бывший мясник отвечал за «хозяйственно-финансовую часть», но храбро проявил себя и в сражениях, за что 12 июля 1613 года царь Михаил Федорович пожаловал его титулом думного дворянина и вотчинами.

Годы жизни : ? -1616

Из биографии

  • Минин Кузьма — один из руководителей Второго народного ополчения в 1612 году в период Смутного времени, возглавивший национально-освободительную борьбу против польских интервентов. Соратник князя Д.Пожарского. Минина К. любили в народе, он был одним из самых популярных народных героев того времени.
  • Кузьма Минин жил в Нижнем Новгороде. Был старостой, посадским человеком.

Основные направления деятельности Адашева А.Ф.и их результаты

Важнейшей деятельностью Кузьмы Минина стала борьба за освобождение России от интервентов в период Смутного времени.

  • Кузьма Минин прославился как руководитель и организатор Второго народного ополчения. Однако борьбу с интервентами он начал раньше — уже в 1608-1610 годах, войдя в состав нижегородского ополчения, который возглавил воевода Алябьев А.С. Ополчение проводило военные действия против сторонников Лжедмитрия 2.
  • Народ шёл за Мининым, доверял ему. Поэтому не случайно именно его 1 сентября 1611 года избрали земским старостой. Он возглавил движение за организацию народного ополчения, которое вошло в историю как Второе ополчение.
  • К.Мини руководил хозяйственной деятельностью: сбором средств, выдачей денежного пожалования ратникам и многим другим. (Военное руководство вёл Пожарский Д.)
  • В начале 1612 года в г. Ярославле было создано временное правительство «Совет всея земли», К.Минин входил в это правительство, которое действовало до 1613 года, до избрания Михаила Романова царём России на Земском соборе.
  • Во время боёв за Москву 22-24 августа 1612 года. Минин принимал участие в боях, отличился личной храбростью.

Результатом данной деятельности стала подготовка и деятельность Второго народного ополчения, активное сопротивление интервентам, защита Москвы, освобождение России от захватчиков.

Другим направлением была государственная служба после избрания на престол Михаила Романова.

Мини К.принимал участие в Земском соборе в 1613 году, на котором был избран царь Романов. Михаил Фёдорович пожаловал ему звание думного дворянина, а позже, в 1615 году, вотчину под Нижним Новгородом, то есть наследственное имение, которое можно передавать детям.

Служил Кузьма М. в Москве. Он ведал сбором налогов с купцов.

В 1615 году Минин К. принимал участие в сыске восставших татар в Казани.

Результат данной деятельности — активная служба царю, участие в государственной деятельности, которая была оценена Михаилом Фёдоровичем.

Таким образом , Кузьма Минин- народный герой, которого помнят в стране как активного участника сопротивления интервентам, организатора и вдохновителя Второго народного ополчения, которое смогло отстоять свободу России в сложный период Смутного времени.

Народ чтит память об этом герое. В 1818 году в Москве, на центральной Красной площади был установлен памятник Минину К. и его соратнику Пожарскому Д. как дань уважении к этим людям.

Пояснение

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) при описании эпохи Смутного времени и правления Михаила Романова.

Эпоха Смутного времени (1598-1613)

Эпоха правления Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник Минину К. и Пожарскому Д.
Москва. Красная площадь. Памятник перед Собором Василия Блаженного.1818 г. Автор проекта Мартос И.П.

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) — деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского ; один из наиболее популярных национальных героев русского народа.

Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца — Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II.

1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.

Кузьма Минин активно участвовал в боях за Москву 22-24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога — «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.

Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса.

Еще о Минине из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»

Минин Кузьма Захарьевич , по прозванью Сухорук — один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году. Биография до его выступления в 1611 года неизвестна.

Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.

С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы — Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, — Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.

Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения.

С званием «выборного человека», простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 года думным дворянством и землей в Нижегородском уезде. В 1614 году ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 года Минин был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого — до мая 1616 года — Минин умер.

Погребен Минин в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году — Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было). Сказания и повести о смуте, начавшие появляться с 1617 года, и другие известия свидетельствуют о высокой оценке подвига Минина его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его.

Историки XVIII века не дали научной обработки биографии Минина и его дела; не дошел до него в своей «Истории» и российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. «Пииты» XVIII века, любившие обращаться за сюжетами к родной старине, не создали ничего значительного и законченного о Минине, но с началом нового столетия появляется целый ряд панегириков ему и в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином. Это закреплено манифестом 1812 года.

Первой более или менее научной биографией Минина и оценкой его была для своего времени речь русского писателя, журналиста и историка Николая Алексеевича Полевого 1833 года. Статьи писателя Павла Ивановича Мельникова (1843 и 1850) и общие труды по истории Смуты — Соловьева (в «Истории») и российского историка и писателя Николая Ивановича Костомарова — представляют собой дальнейшие стадии в разработке истории Минина.

Отрицательной характеристикой Минина в «Личностях Смутного времени» (1871) Костомаров вызвал давший много нового, ответ историка и писателя Михаила Петровича Погодина и очень ценные статьи историка и археолога Ивана Егоровича Забелина, позже изданные отдельно и с дополнениями в виде книги: «Минин и Пожарский». Из дальнейшей литературы смотрите особенно «Очерки по истории Смуты» Сергея Федоровича Платонова и «Очерк истории нижегородского ополчения» Павла Григорьевича Любомирова. Большая часть материалов о Минине переиздана Нижегородским Археологическим Комитетом в сборнике «Памятники истории нижегородского движения». («Действия», т. XI)

М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850

Смутное время было одним из самых сложных исторических периодов для нашей страны. Постоянные перемены во власти, шествие по России самозванцев и оккупация польскими, шведскими интервентами едва не уничтожили государственность. Однако, несмотря на то, что время это историками оценивается как темное и тяжелое, именно оно показала всю мудрость и силу русского народа. Именно этот период вписал золотыми буквами народной памяти в летопись России имена ее героев и преданных сынов.


Школьная программа включает обязательное изучение биографий императоров, знатных дворян и политических деятелей, даже преступникам уделяется внимание, в то время как о настоящих героях лишь упоминается вскользь. Неудивительно, что молодое поколение попросту не знает большинства славных имен, которыми следует гордиться благодарным потомкам.

Минин Кузьма Захарьевич практически не оставил о себе исторических следов до 1611 года. Известно лишь то, что был он мясником или имел собственную мясную лавку. Сохранились данные о том, что носил он прозвище Сухорук и, по-видимому, мало отличался от горожан. С какого года проживал Кузьма Захарьевич в Нижнем Новгороде неизвестно, однако, если верить историкам того времени, жил он в среднем достатке и пользовался уважением среди жителей. Если учитывать темп жизни конца шестнадцатого века, а также нравы независимых новгородцев, то для того чтобы заслужить их уважение и доверие, пребывать в городе Минину необходимо было лет 10, а то и больше. О возрасте этого славного россиянина говорить также можно лишь предположительно. Большинство историков склоняются, что лет он был зрелых, но не совсем еще старик. Судя по средней продолжительности жизни в этот период, можно сказать, что на момент выступления перед горожанами с призывом к сбору ополчения Кузьме Захарьевичу было 35 или 45 лет. Исторические документы свидетельствуют о том, что у народного героя была немногочисленная семья. Его жена Татьяна Семеновна, пережив своего мужа, окончила жизнь монахиней в одном из новгородских келий. Исследователи склоняются, что это был Воскресенский монастырь. Единственный сын Нефёд Кузьмич был известным московским стряпчим и до самой смерти владел пожалованным отцу селом Белогородское и близлежащими деревнями и землями в Нижегородском уезде. Уже после его кончины в 1632 году владения вновь вернулись в государственную собственность. По официальной версии Кузьма Минин происходил из многочисленной семьи солевара Анкудинова, однако такая точка зрения в последние годы подверглась жесткой и обоснованной критике. Недавно были проанализированы книги и архивные документы, и в итоге историки пришли к выводу, что родства с этим человеком у Минина не было. Гипотеза спорная, поэтому не следует ее воспринимать как единственно верную. Однако не стоит оценивать и прежнюю точку зрения как непреложную истину. Обе теории имеют свои серьезные пробелы и не могут претендовать на полную достоверность.

К.Е.Маковский. Воззвание Минина. 1896

Начало активной деятельности связывают с прочтением на городском совете грамоты Гермогена. По словам современников, сам Минин рассказывал о том, что ему не раз являлся канонизированный Сергий с требованием начать созыв ополчения для защиты государства. Насколько достоверно предание неизвестно, вероятнее всего, это лишь очередное народное сказание, выдуманное для того, чтобы еще больше возвеличить славного новгородского горожанина. Осенью 1611 г. Минин был избран старостой и приступил к сбору ополчения.

Признание новгородцев Минин получил благодаря своему выступлению на сходе с речью о необходимости ополчения и его финансирования. Говорить Кузьма Захарьевич умел. Красноречивый и пламенный призыв старосты был услышан, помог и личный пример пожертвования. Его слова разожгли сердца горожан и заставили отдать треть своего личного имущества на сбор и содержание национальной армии. К слову, сказать, что финансирование было полностью добровольным все же нельзя, так как за попытки уклониться от передачи взноса предусматривалась строгая санкция в виде продажи виновника в холопы с конфискацией всего имеющегося у него имущества.

Новгород быстро стал центром скопления ополченцев, а Минин предложил в качестве военного начальника избрать Дмитрия Пожарского. Князь находился на излечении близ города и изъявил желание стать во главе войска и употребить свой полководческий талант во благо Отечества. В качестве заведующего казной ополчения был назначен Кузьма Захарьевич, как человек, заслуживший огромное доверие людей. Должность была очень тяжелой, так как в условиях всеобщего разорения Минину приходилось не только заботиться о прокормлении солдат, но также одевать их в условиях суровой русской осени и зимы. Заслуга Кузьмы Минина, прежде всего в том, что обеспечение армии повстанцев было налажено на самом высоком уровне, чему способствовала деловая хватка, исполнительность, ответственность и кристальная честность новгородского старосты. Во многом благодаря работе Кузьмы Захарьевича второе ополчение избежало участи народного воинства Ляпунова.

Удивительный человек, происхождение которого достоверно неизвестно до сих пор, обладал не только даром красноречия и хозяйствования. Недалеко от Москвы, в бою с Ходкевичем отряд под его предводительством нанес решающий удар неприятелю, тем самым решив исход сражения в пользу ополченцев. Храбрость, честность, исполнительность, ответственность, аккуратность и еще множество положительных и уникальных качеств сочетались в этой загадочной личности. Минин стал национальным героем, отстоявшими вместе с другими не менее доблестными сынами государства Русского, его независимость и свободу.

Заслуги Кузьмы Захарьевича были отмечены молодым царем Михаилом Романовым дворянским титулом и службой в Боярской Думе. Уже в 1614 году в виду его проверенной честности и исполнительности, на Минина возлагают обязанность по сбору пошлин с иностранцев, купцов и иных торговцев в казну, что в условиях разоренной страны было весьма почетным и ответственным делом. В 1615 государь вновь подтвердил уважение и благосклонность к народному герою, включив его в состав коллегии, управлявшей столичными и государственными делами во время паломничества Михаила Романова по святым местам. Минин по праву пользовался бесконечным доверием со стороны царя и его окружения и еще большей любовью среди простого народа. В том же году пришлось Кузьме Захарьевичу участвовать с Ромодановским в расследовании по дело восстания инородцев.

Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском Соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году

Смерть народного героя, о котором еще при жизни начали складываться легенды и сказания, в мае 1616г. стала настоящим горем для простого народа. Правительство после смерти Минина с особым почитанием относилось к его семье и оказывало вдове и сыну всяческую поддержку.

Исторических оценок этой личности очень мало. По большей части мы исследуем лишь вторую половину жизни этого загадочного человека, пришедшего из ниоткуда для спасения бедствующей страны. Конечно, изгнание интервентов было делом не только Кузьмы Захарьевича, но его вклад в этот народный подвиг неоценим. Недопустимо предавать забвению такие славные имена как Минин, также как не достойно оспаривать его положительную роль в нашего государства. Это один из самых блестящих примеров достойного гражданина своей страны.

Однажды, в 1611 году, от патриарха Гергемона из Троицкой лавры пришла грамота в Нижний Новгород, на обсуждение которой собралось все духовенство и старшие городские чины, среди которых оказался местный земский староста Кузьма Минин. Он был среднего достатка человек и мясник по ремеслу. Протопоп Савва стал просить народ встать на защиту веры, но убедительнее всего прозвучала речь Минина. Затем он при поддержке войск воеводы Пожарского оценил все имущество нижегородского населения, и по его совету было решено отдавать третью часть (некоторым пятую) имущества на поддержку ополчения. У не желавших платить конфисковалось все имущество, а сами они отдавались в холопы.

Кузьма Минин: биография

К нижегородцам вскоре присоединились и другие города, которые получили грамоту от Минина. И вот в 1612 году в Ярославле собралось огромное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Пожарский. В августе гетман Ходкевич был побежден, а в октябре поляки были выгнаны из Москвы. 12 июля 1613 г., после вступления на престол царя Михаила Федоровича, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. С тех пор тот заседал в думе, пользуясь доверием у царя, жил во дворце. Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.

Полное имя этого героя - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. Известно только, что он появился на свет в конце XVI века, а скончался 21 мая 1616 года. Он был сыном Мины Анкудинова, солеварщика, проживавшего в небольшом волжском городке Балахне. Известен тот факт, что Татьяна Семеновна - вдова Минина, похоронив мужа и сына Нефеда, которому Господь не послал детей, приняла монашеский постриг в 1635 году с именем Таисия и вскоре упокоилась. Монашкой была и дочь Минина Софья. Род Мининых на этом обрывается.

Мартос

В 1804 году в Нижнем Новгороде скульптор И. П. Мартос стал работать над композиционным памятником Минину. Когда эскизы были подготовлены, начался сбор денежных средств. В 1811 году набралось 12 000 рублей, и тогда Кабинет министров решил поставить памятник именно в Москве.

Памятник Кузьме Минину и Пожарскому был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади, а через 10 лет гранитный обелиск появился и в Нижнем Новгороде.

Смерть Минина

Кузьма Минин умер в 1616 году в казанских местах во времена бунта татар и черемисов. Его тело погребли на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый нижегородский митрополит Филарет повелел прах Минина перенести в Спасо-Преображенский храм кремля Нижнего Новгорода. В 1930 году собор был разрушен, прах народного героя Кузьмы был перенесен на хранение в городской исторический музей-заповедник.

Святой Сергий Радонежский

Теперь уже все мы знаем, что победа над поляками и литовцами связана с именами Минина и Пожарского, однако мало кто представляет себе, что вдохновителем этой победы стал преподобный отец Сергий Радонежский.

Первое сопротивление народного ополчения против Лжедмитрия, собранное по грамотам и письмам архимандрита Дионисия, потерпело поражение. Однако он снова продолжал искать помощи. Вместе с келарем Троицкой обители Авраамием Палицыным они призывали весь русский православный народ на борьбу с интервентами. Положение оставалось опасным и крайне тяжелым.

Историческая правда

В житие святого протопопа Сергия Радонежского написано, что в это Смутное время в Нижнем Новгороде жил добродетельный человек Кузьма Минин. Он очень болел за свою Отчизну и поэтому горячо молился Богу. У него даже была уединенная домашняя келья, куда он на ночь уходил молиться. И вот однажды, когда он уснул в этой своей комнатке, вдруг во сне к нему явился чудотворец Сергий и сказал, чтобы он начал собирать казну и нанимать ратное войско для освобождения Москвы.

Проснувшись рано утром, Кузьма вспомнил сон и никак не мог понять, к чему он приснился, ведь он не князь и не воевода, а простой мирный человек, который немощен и подумать о таких серьезных делах, о которых говорил ему святой Сергий. И тогда он успокоил себя тем, что всерьез этот смущающий сон ему воспринимать было бы безумной гордыней.

Второй сон

Но через некоторое время к нему во сне опять явился преподобный Сергий, который с укором сказал ему, чтобы тот выполнил его наказ. Святой передал ему волю Божию, которой Всевышний хочет помиловать весь русский православный люд от раздирающих войн и привести их к миру и тишине. Однако для этого нужны казна и ратные люди, чтобы освободить Московское государство от врагов. Преподобный Сергий сразу же предупредил его, что старшие люди не возьмутся за такое дело, а вот младшие начнут его и приведут к благому завершению.

Наутро Кузьма проснулся в трепете и ужасе. Он встал, скрученный сильной болью от сдавленных внутренностей и мыслью о возложенной на него великой ответственности. Теперь уже Минин наконец-то понял, что это не простой сон и не мечтание, а его настоящий долг. И тогда стал молиться святому Сергию о том, чтобы тот исцелил его, и поклялся выполнить все его повеления.

Начало

Как же взяться за такое дело ему, простому человеку? С чего же надо было начинать? Сначала по Божьему промыслу Минина избрали в земские старосты, об этом написал его современник, троицкий монах Симон Азарьин. И он перестал быть обычным горожанином, а стал попечителем в делах Нижнего Новгорода. Везде, где он бывал, он обращался к нижегородцам, говоря им пылкие патриотические речи со слезами на глазах. Его и впрямь слушали в основном молодые люди, хотя сам он уже был немолод. Старшие люди уже больше держались за свой покой и нажитое имущество. Так мог бы поступить и сам Минин, если бы не старец Сергий, который пробудил в нем живую совесть. Молодые же стали убеждать своих отцов в том, мол, что толку в их нажитом богатстве, если враг скоро возьмет их город? Они готовы были сложить свои горячие головы за освобождение православия.

Общая казна и новое ополчение

В итоге весь город подписался под приговором и решил слушаться Кузьму. Сам же Минин, оставив себе немного, остальное имущество отдал в общий котел на вооружение воинов. За ним последовали богатые купцы и торговцы, которые стали приносить деньги. Этим общим порывом заразились и другие жители городов.

В это время под Арзамасом оказались беженцы - стрельцы со своими семьями из города Смоленска , тоже взятого поляками. Их было около 2000, это дало начало созданию ополчения, датируемому 6 января 1612 года. Вот тут-то Минин и проявил себя как великолепный организатор. Понимая, что средств у него все равно не хватает, он от имени войска обратился к очень зажиточным людям с просьбой о займе денег до того дня, пока Москва не очистится от врагов. Так, например, поддержали его солевары Никита и Максим Строгановы, которые дали 4116 руб., Григорий Никитников, внесший сумму в 500 руб., и другие.

На эти деньги стали закупаться медь, железо, олово и древесный уголь. Во всех кузницах, которых насчитывалось одиннадцать, оружейники день и ночь ковали копья и сабли, а в литейных ямах отливались пушки и пищали.

Кузьма Минин. Князь Пожарский

Симон Азарьин дальше писал, что чем больше умножалась казна, тем больше увеличивалось и ратное войско, словно бы со всей Вселенной его собирали. Вскоре появился и опытный князь - воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, который уже стоял во главе первого неудачного ополчения, распавшегося из-за нехватки средств и внутренних раздоров. Наконец русские войска двинулись на Москву через Сергиев Посад. Вскоре к стенам Троице-Сергиевой лавры подошло мощное и хорошо снаряженное войско, где был отслужен молебен, а затем Кузьма Минин рассказал архимандриту Дионисию о видении во сне старца Сергия Радонежского, который призвал его на великое общее дело.

Заплакал старый архимандрит и поблагодарил Пресвятую Троицу, Богородицу и святого заступника Руси преподобного Сергия за их покровительство и заступничество. Пока не было завершено дело, об этом уже никто никому ничего не рассказывал.

Благословение

Войско пошло от обители на Москву, отец Дионисий благословил всех ратников крестом и окропил святою водою. В это время в лицо воинов дул ураганный ветер, и они едва могли сидеть на конях. Многие подумали, что это плохое предзнаменование, и даже устрашились будущего. Однако под конец подъехали на лошадях на благословение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И когда архимандрит осенил крестом спины отъезжающих предводителей, вдруг чудовищный ураган переменился и стал дуть в спину ратникам, словно от обители Троицкой и от самого гроба чудотворца Сергия. Войско сразу взбодрилось и почувствовало надежду и ожидание Божьей милости.

Победа

Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и их поход на Москву были очень успешными, но не решающими. Поляков русские выбили из города, Бог услышал молитвы преподобного Сергия. Но тут же начались ссоры и разногласия среди ратников. Тогда архимандрит Дионисий с келарем Авраамием из лавры сами направились в Москву, чтобы примирить войско. Казакам, жаловавшимся, что им не заплатили денег, они обещали отдать всю монастырскую казну. Келарь Авраамий писал позже, что, когда троицкие привезли из монастырской обители дорогие вещи и казну в табор казакам, устыдились те и, стесняясь друг друга, вернули все драгоценности в монастырскую казну в полной сохранности, так как знали, что это добро собиралось долгие годы и было принесено в дар Богу.

Так 22 октября 1612 года захваченная и разоренная поляками столица была отвоевана русскими, Китай-город был взят, и уже через несколько дней польский гарнизон, не выдержав осады, сам покинул Кремль. Святая Русь выстояла и не погибла от рук иноверцев. Вот так с помощью покровительства святого чудотворца Сергия и народного ополчения Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский защитили Россию и православие.