Электронная библиотека александра белоусенко. Материалы об Андрее Амальрике

1938, 12 мая. — Родился в Москве. Отец - Алексей Сергеевич Амальрик (1906-1965), историк и археолог. Мать - Зоя Григорьевна Амальрик (урожденная Шаблеева) (1900-1961).

1953-1965. — Написание и распространение пьес и очерков в самиздате. Коллекционирование картин современных художников.

1960. — Учеба на историческом факультете Московского государственного университета.

1961, январь. — Смерть матери. Болезни и инвалидность отца. Помощь отцу и своей одинокой тете К.Г. Теодорович.

1963. — Исключение из университета за курсовую работу о происхождении русской государственности.

1965, январь. — Открытие выставки А. Зверева. Посещение квартиры Амальрика американским журналистом Коренгольдом для взятия интервью у Зверева. Приход милиции и дружинников. Вызовы в милицию. Попытки привлечь Амальрика за тунеядство.

1965, 14 мая. — Вызов в Прокуратуру. Арест. Помещение в камеру в 60-м отделении милиции г. Москвы. Обыск в квартире. Допрос. Обвинение по статье 228-й. Заключение в Бутырскую тюрьму. Состав заключенных. Условия содержания. Освобождение. Вызов в суд. Судебное заседание. Приговор: 2,5 года высылки в специальные места поселения с обязательным привлечением к физическому труду.

1965, июнь. — Препровождение в 60-е отделение милиции. Краснопресненская пересыльная тюрьма. Этап в Томскую область. Свердловская, Новосибирская и Томская пересыльные тюрьмы. Направление в село Гурьевка Кривошеевского района в колхоз им. Калинина. Работа в колхозе на сенокосе, по ремонту техники, на пастбище и др.

1965, 27 сентября. — Поездка в отпуск в Москву в связи с тяжелым состоянием отца. Смерть отца.

1965, осень. — Отъезд в Сибирь с невестой - художницей Гюзель Ковылевной Макудиновой. Возвращение в Гурьевку. Жизнь и работа в колхозе. Женитьба.

1966, 17 августа - 1967. — Прекращение дела Прокуратурой. Получение комнаты. Работа над книгой «Нежелательное путешествие в Сибирь». Возобновление посреднической деятельности в среде художников, коллекционеров, поэтов. Написание статей по культуре для Агентства печати «Новости». Передача рукописи книги для издания на Западе.

1968-1970. — Правозащитная деятельность. Участие в подготовке самиздатского бюллетеня «Хроника текущих событий». Составление сборника материалов о «процессе четырех» (Ю. Галанскова, А. Гинзбурга, В. Лашковой, А. Добровольского). Задержание на вокзале с материалами сборника (сентябрь 1968). Освобождение. Установление слежки КГБ. Работа почтальоном. Обыск в квартире (7 мая 1969).
Работа над книгой «Доживет ли Советский Союз до 1984 года?» Передача ее на Запад. Выход книги «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?». Интервью американским корреспондентам в связи с выходом книги. Обыск (21 февраля 1970). Поездки с женой в Ленинград, Таллин, Ригу.

1970, 21 мая. — Арест. Приезд следственной группы КГБ из Свердловска. Следователь Иван Андреевич Киринкин. Обыск на даче и в московской квартире. Бутырская тюрьма. Состав заключенных. Допросы. Этап в Свердловск. Помещение в специальный корпус Свердловской тюрьмы. Условия содержания. Адвокат В.Я. Швейский. Суд (12 ноября). Приговор: 3 года ИТЛ. Перевод в Камышев до рассмотрения дела в Верховном Суде. Утверждение приговора. Этап на Колыму. Помещение с гнойным менинго-энцефалитом в Новосибирскую тюремную больницу. Перевод в Новосибирскую тюрьму. Иркутская тюрьма. Прибытие в Магадан. Направление в исправительно-трудовую колонну (ИТК) 261/3 в поселок Талая. Состав заключенных. Организация культурно-просветительной работы. Медицинское обслуживание в лагере.

1972, май. — Перевод в Магаданскую тюрьму. Привлечение в качестве свидетеля по делу П. Якира. Следствие. Следователь Борис Григорьевич Денисов.

1972, 11 сентября. — Доставка под спецконвоем в Лефортовскую тюрьму в Москве. Условия содержания. Допросы следователями Тулиевым и Александровским. Очная ставка с Якиром. Этап в поселок Талая. Краснопресненская, Новосибирская и Иркутская пересыльные тюрьмы. Прибытие в ИТК 261/3. Работа уборщиком в лагере. Этапирование в следственный изолятор Магаданской тюрьмы. Допрос по делу В. Красина. Следователь Леонид Ильич Тарасов.

1973. — Вызов к прокурору О.С. Ботвиннику. Возбуждение дела и предъявление обвинения в распространении сведений, порочащих советский строй, в местах лишения свободы. Объявление голодовки и снятие ее через 5 дней.

1973, 13 августа. — Суд. Приговор: 3 года ИТЛ строгого режима. Свидание с женой. Объявление голодовки. Принудительное кормление. Замена лагеря ссылкой. Снятие голодовки. Освобождение.
Жизнь в Магадане. Работа в лаборатории комплексных экономических проблем в Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте АН СССР. Поездки по Колыме.

1975, январь. — Предложение начальника управления КГБ В.Ф. Коломийченко подать заявление на выезд в Израиль.

1975, 6 мая. — Освобождение. Приезд в Москву. Отказ в выдаче паспорта и получении московской прописки. Оформление прописки на станции Ворсино (близ Боровска Калужской области). Жизнь в Москве на нелегальном положении. Получение приглашения из Голландии. Правозащитная деятельность. Участие в создании Группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Оформление отъезда. Путешествие по России.

1976-1980. — Литературно-публицистическая и общественно-политическая деятельность.

1980, 12 ноября. — Гибель в автокатастрофе около г. Гвадалахара (Испания), на пути на Мадридскую конференцию по правам человека. Похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

* сведения, выходящие за рамки воспоминаний, выделены курсивом

Благодарности

Благодарим Архив НИПЦ "Мемориал" за предоставленные Музею фотографии.

АМАЛЬРИК, АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1938–1980), историк, публицист, драматург, общественный деятель.

Родился в Москве 12 мая в семье известного историка и археолога. В 1962–1963 – студент исторического факультета МГУ, исключен за курсовую работу, в которой защищал т.н. «норманскую теорию», отвергавшуюся советской наукой. Приобрел известность как коллекционер художников-авангардистов, сочинял пьесы в духе «театра абсурда», завязал знакомства среди иностранцев (журналистов и дипломатов), работавших в Москве.

Был за это в мае 1965 арестован и осужден к 2 с половиной годам ссылки (фомально как «тунеядец»), отбывал срок в Сибири. В июне 1966 Амальрик был освобожден и вернулся в Москву (свою жизнь в ссылке описал в книге воспоминаний Нежеланное путешествие в Сибирь), работал внештатным сотрудником Агентства печати «Новости».

Амальрик первым среди московских диссидентов начал постоянно общаться с иностранными корреспондентами, выполняя роль «офицера связи» между диссидентскими кругами и зарубежными журналистами. Позднее написал статью Иностранные корреспонденты в Москве (1970), где исследовал правовое положение представителей иностранных СМИ в СССР и причины, мешавшие им нормально заниматься журналистикой.

Вместе с Павлом Литвиновым работал над сборником Процесс четырех о суде над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым и другими; после ареста П.Литвинова закончил этот сборник и в октябре 1968 передал его иностранным корреспондентам. Был в числе тех, кто помог передать на Запад рукопись Андрея Сахарова Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе.

В конце 1968 уволен с работы и устроился почтальоном.

В апреле-июне 1969 написал эссе Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?, где сформулировал концепцию ближайшего будущего СССР. Амальрик скептически оценил устойчивость советского режима; но и на гипотетическое пост-советское будущее он смотрел крайне пессимистически. В подкрепление своих соображений он привел анализ численности, социального состава и идейного спектра участников протестной кампании 1968, развернувшейся вокруг «Процесса четырех».

Эссе, опубликованное за рубежом в конце 1969 и переведенное на множество иностранных языков, принесло Амальрику мировую известность. Резкая постановка проблемы в сочетании с аналитическим, подчеркнуто академическим стилем изложения, воспроизводящим западные советологические трактаты – выделило ее из самиздатской публицистики тех лет. Работа вызвала множество откликов в зарубежной печати и бурную полемику в Самиздате.

Лучшие дня

И другие работы Амальрика (например, Открытое письмо Анатолию Кузнецову) приобретали популярность в Самиздате и на Западе.

В 1968–1970 его несколько раз задерживали и подвергали обыскам. 21 мая 1970 арестовали и этапировали в Свердловск, где состоялись следствие и суд. На процессе (11–12 ноября 1970) ему инкриминировались его произведения и интервью. Второй подсудимый, свердловский инженер Лев Убожко, обвинялся в распространении работ Амальрика.

Не признав себя виновным и отказавшись участвовать в судебном разбирательстве, в последнем слове Амальрик сказал: «...Ни проводимая режимом „охота за ведьмами“, ни ее частный пример – этот суд – не вызывают у меня ни малейшего уважения, ни даже страха. Я понимаю, впрочем, что подобные суды рассчитаны на то, чтобы запугать многих, и многие будут запуганы, – и все же я думаю, что начавшийся процесс идейного раскрепощения необратим».

Суд приговорил его к 3 годам лагерей за «распространение… ложных измышлений, порочащих советский… строй» (ст.190-1 УК РСФСР). Срок он отбывал в Новосибирской и Магаданской областях. В день окончания срока (21 мая 1973) против Амальрика было возбуждено новое дело по той же статье, и в июле он получил еще три года лагеря. После четырехмесячной голодовки протеста приговор был смягчен – три года ссылки.

Возвратился из Магадана в Москву в мае 1975.

В 1976 Амальрик эмигрировал из СССР. В эмиграции занимался общественной и политической деятельностью, много печатался. Написал вторую книгу воспоминаний Записки диссидента (издана посмертно в 1982). Погиб 12 ноября 1980 в автокатастрофе около г. Гвадалахара (Испания). Похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

С 1990 книги и статьи Амальрика переиздаются в СССР и постсоветской России.

12 мая 1938 года родился Андрей Амальрик, публицист, диссидент, один из основателей Московской Хельсинкской группы.

Личное дело

Андрей Алексеевич Амальрик (1938 -1980) родился в Москве в семье историка и археолога Алексея Сергеевича Амальрика и его супруги Зои Григорьевны, урожденной Шаблеевой. В 1960 году поступил на исторический факультет МГУ, но в 1963-м был отчислен за курсовую работу об истории русской государственности, в которой отстаивал норманскую теорию (об участии в формировании российского государства викингов, самым известным из которых был Рюрик).

Матери не стало в 1961 году, тогда же началась болезнь отца, приведшая к инвалидности.

С 1953 года статьи и очерки Амальрика появляются в самиздате. «Первый звонок» прозвучал в октябре 1965-го - с почти универсальной для тех лет формулировкой «за тунеядство» он был арестован и приговорен к двум с половиной годам ссылки в Сибирь. В 1966 году после досрочного освобождения вернулся в Москву. Работал на должности внештатного сотрудника в Агентстве печати «Новости». В эти же годы появляются публикации материалов Амальрика за границей.

Вместе с Павлом Литвиновым составил сборник материалов «Процесс четырех» о суде над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым, Алексеем Добровольским и Верой Лашковой - они были обвинены в антисоветской агитации за публикацию различных материалов за рубежом и приговорены к срокам заключения от года до семи. Процесс стал одной из самых известных расправ с диссидентами в СССР. В октябре 1968 года именно Амальрик передал сборник иностранным корреспондентам, с которыми много общался. В конце 1968 года был уволен из АПН и стал работать почтальоном.

В этом же году вместе с женой устроил пикет у британского посольства в знак протеста против помощи Великобритании центральному правительству Нигерии в гражданской войне против самопровозглашенной республики Биафра.

Второй арест, после которого Амальрик был этапирован в Свердловск, состоялся 21 мая 1970 года. Процесс занял всего два дня в ноябре того же года - по его итогам он получил 3 года лагерей по статье 190-1 УК РСФСР («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй»); поводом стали многочисленные публикации произведений Амальрика за рубежом.

Отбывал наказание в Новосибирской и Магаданской областях. 21 мая 1973 года, в день окончания его срока, против Амальрика было возбуждено новое дело по той же статье, и в июле он был приговорен еще к трем годам заключения. После четырехмесячной голодовки в знак протеста и просьб о помиловании, поступивших со всего мира, приговор был изменен на 3 года ссылки в Магадан. Большую часть срока провел в колонии, расположенной вблизи поселка Талая. Снова Амальрик оказался в Москве в мае 1975 года.

В начале 1976 года Юрий Орлов, Андрей Амальрик, Валентин Турчин и Анатолий (Натан) Щаранский разработали концепцию создания специальных неправительственных групп для сбора информации о нарушении прав человека в различных странах (прежде всего в СССР) и информировании правительств стран - участниц Хельсинкских соглашений. Сами соглашения были подписаны в 1975 году лидерами европейских стран, СССР и США и имели целью контроль за соблюдением прав человека. Организация, которая ограничила свою деятельность территорией только СССР, получила название Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР.

В июле 1976 года после «предложения» КГБ Амальрик покинул СССР вместе с супругой Гюзелью Кавылевной. В эмиграции продолжил общественную и публицистическую деятельность, написал книгу воспоминаний «Записки диссидента», работал над книгой-исследованием «Распутин».

Андрей Амальрик погиб 12 ноября 1980 года в автокатастрофе в Испании. Реабилитирован в 1991 году.

Чем знаменит

Андрей Амальрик

Главным текстом Амальрика стала книга «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», написанная в 1969 году. В ней он указывал на неизбежный распад СССР (например, в итоге возможной войны с Китаем). При этом он усомнился и в возможности демократического преобразования страны, указав на слабость либерально-демократической оппозиции. Книга была написана в традициях научных текстов, что выгодно выделило ее из прочей диссидентской литературы и привлекло к ней внимание. Эта книга и стала основным поводом для повторного ареста Амальрика.

О чем надо знать

Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР была преобразована в Московскую Хельсинкскую группу - старейшую правозащитную организацию страны. Амальрик также был соавтором сборников «Хроника текущих событий» - самых известных самиздатских текстов о нарушении прав человека.

Прямая речь

О судах над диссидентами: «Ни проводимая режимом "охота за ведьмами", ни ее частный пример - этот суд - не вызывают у меня ни малейшего уважения, ни даже страха. Я понимаю, впрочем, что подобные суды рассчитаны на то, чтобы запугать многих, и многие будут запуганы, - и все же я думаю, что начавшийся процесс идейного раскрепощения необратим».

О своих убеждениях: «Если средневековую борьбу с еретическими идеями можно было отчасти объяснить религиозным фанатизмом, то все происходящее сейчас — только трусостью режима, который усматривает опасность в распространении всякой мысли, всякой идеи, чуждой бюрократическим верхам. Именно страх перед высказанными мною мыслями, перед теми фактами, которые я привожу в своих книгах, заставляет этих людей сажать меня на скамью подсудимых как уголовного преступника. Этот страх доходит до того, что меня даже побоялись судить в Москве и привезли сюда, рассчитывая, что здесь суд надо мной привлечет меньше внимания. Мои книги не станут хуже от тех бранных эпитетов, какими их здесь наградили. Высказанные мною взгляды не станут менее верными, если я буду заключен за них на несколько лет в тюрьму. Напротив, это может придать моим убеждениям только большую силу».

6 фактов об Андрее Амальрике

  • Литературой Амальрик занялся еще в тринадцать лет - организовал кукольный театр и ставил свои пьесы.
  • В зрелом возрасте писал пьесы в духе «театра абсурда».
  • Коллекционировал работы художников из числа своих современников, в частности, прославившегося уже после смерти гения андерграунда Анатолия Зверева, с которым дружил.
  • Досрочное освобождение после первого ареста произошло после долгой голодовки Амальрика и многочисленных писем в его поддержку, в том числе от 247 членов ПЕН-клуба.
  • Амальрик похоронен на французском кладбище Сент-Женевьев де Буа, ставшем последним приютом для многих эмигрантов из России.
  • В качестве предполагаемого срока гибели СССР Амальрик выбрал название романа Джорджа Оруэлла «1984».

Материалы об Андрее Амальрике

Вместе с Павлом Литвиновым работал над сборником Процесс четырех о суде над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым и другими; после ареста П.Литвинова закончил этот сборник и в октябре 1968 передал его иностранным корреспондентам. Был в числе тех, кто помог передать на Запад рукопись Андрея Сахарова Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе.


АМАЛЬРИК, АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1938–1980), историк, публицист, драматург, общественный деятель.

Родился в Москве 12 мая в семье известного историка и археолога. В 1962–1963 – студент исторического факультета МГУ, исключен за курсовую работу, в которой защищал т.н. «норманскую теорию», отвергавшуюся

советской наукой. Приобрел известность как коллекционер художников-авангардистов, сочинял пьесы в духе «театра абсурда», завязал знакомства среди иностранцев (журналистов и дипломатов), работавших в Москве.

Был за это в мае 1965 арестован и осужден к 2 с половиной годам ссылки (фомально как «тун

еядец»), отбывал срок в Сибири. В июне 1966 Амальрик был освобожден и вернулся в Москву (свою жизнь в ссылке описал в книге воспоминаний Нежеланное путешествие в Сибирь), работал внештатным сотрудником Агентства печати «Новости».

Амальрик первым среди московских диссидентов начал постоянно общат

ься с иностранными корреспондентами, выполняя роль «офицера связи» между диссидентскими кругами и зарубежными журналистами. Позднее написал статью Иностранные корреспонденты в Москве (1970), где исследовал правовое положение представителей иностранных СМИ в СССР и причины, мешавшие им нормально зани

маться журналистикой.

Вместе с Павлом Литвиновым работал над сборником Процесс четырех о суде над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым и другими; после ареста П.Литвинова закончил этот сборник и в октябре 1968 передал его иностранным корреспондентам. Был в числе тех, кто помог передать на З

апад рукопись Андрея Сахарова Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе.

В конце 1968 уволен с работы и устроился почтальоном.

В апреле-июне 1969 написал эссе Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?, где сформулировал концепцию ближайшего будущего СССР.

Амальрик скептически оценил устойчивость советского режима; но и на гипотетическое пост-советское будущее он смотрел крайне пессимистически. В подкрепление своих соображений он привел анализ численности, социального состава и идейного спектра участников протестной кампании 1968, развернувшейся вокр

уг «Процесса четырех».

Эссе, опубликованное за рубежом в конце 1969 и переведенное на множество иностранных языков, принесло Амальрику мировую известность. Резкая постановка проблемы в сочетании с аналитическим, подчеркнуто академическим стилем изложения, воспроизводящим западные советологически

е трактаты – выделило ее из самиздатской публицистики тех лет. Работа вызвала множество откликов в зарубежной печати и бурную полемику в Самиздате.

И другие работы Амальрика (например, Открытое письмо Анатолию Кузнецову) приобретали популярность в Самиздате и на Западе.

В 1968–1970 его неско

лько раз задерживали и подвергали обыскам. 21 мая 1970 арестовали и этапировали в Свердловск, где состоялись следствие и суд. На процессе (11–12 ноября 1970) ему инкриминировались его произведения и интервью. Второй подсудимый, свердловский инженер Лев Убожко, обвинялся в распространении работ Амаль

Не признав себя виновным и отказавшись участвовать в судебном разбирательстве, в последнем слове Амальрик сказал: «...Ни проводимая режимом „охота за ведьмами“, ни ее частный пример – этот суд – не вызывают у меня ни малейшего уважения, ни даже страха. Я понимаю, впрочем, что подобные суды

рассчитаны на то, чтобы запугать многих, и многие будут запуганы, – и все же я думаю, что начавшийся процесс идейного раскрепощения необратим».

Суд приговорил его к 3 годам лагерей за «распространение… ложных измышлений, порочащих советский… строй» (ст.190-1 УК РСФСР). Срок он отбывал в Новосиб

ирской и Магаданской областях. В день окончания срока (21 мая 1973) против Амальрика было возбуждено новое дело по той же статье, и в июле он получил еще три года лагеря. После четырехмесячной голодовки протеста приговор был смягчен – три года ссылки.

Возвратился из Магадана в Москву в мае 1975.

В 1976 Амальрик эмигрировал из СССР. В эмиграции занимался общественной и политической деятельностью, много печатался. Написал вторую книгу воспоминаний Записки диссидента (издана посмертно в 1982). Погиб 12 ноября 1980 в автокатастрофе около г. Гвадалахара (Испания). Похоронен в Париже на клад

Андрей Алексеевич Амальрик

(1938–1980)

АМАЛЬРИК, АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1938–1980), историк, публицист, драматург, общественный деятель.
Родился в Москве 12 мая в семье известного историка и археолога. В 1962–1963 – студент исторического факультета МГУ, исключен за курсовую работу, в которой защищал т.н. «норманскую теорию», отвергавшуюся советской наукой. Приобрел известность как коллекционер художников-авангардистов, сочинял пьесы в духе «театра абсурда», завязал знакомства среди иностранцев (журналистов и дипломатов), работавших в Москве.
Был за это в мае 1965 арестован и осужден к 2 с половиной годам ссылки (фомально как «тунеядец»), отбывал срок в Сибири. В июне 1966 Амальрик был освобожден и вернулся в Москву (свою жизнь в ссылке описал в книге воспоминаний Нежеланное путешествие в Сибирь ), работал внештатным сотрудником Агентства печати «Новости».
Амальрик первым среди московских диссидентов начал постоянно общаться с иностранными корреспондентами, выполняя роль «офицера связи» между диссидентскими кругами и зарубежными журналистами. Позднее написал статью Иностранные корреспонденты в Москве (1970), где исследовал правовое положение представителей иностранных СМИ в СССР и причины, мешавшие им нормально заниматься журналистикой.
Вместе с Павлом Литвиновым работал над сборником Процесс четырех о суде над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым и другими; после ареста П.Литвинова закончил этот сборник и в октябре 1968 передал его иностранным корреспондентам. Был в числе тех, кто помог передать на Запад рукопись Андрея Сахарова Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе .
В конце 1968 уволен с работы и устроился почтальоном.
В апреле-июне 1969 написал эссе Просуществует ли Советский Союз до 1984 года ?, где сформулировал концепцию ближайшего будущего СССР. Амальрик скептически оценил устойчивость советского режима; но и на гипотетическое пост-советское будущее он смотрел крайне пессимистически. В подкрепление своих соображений он привел анализ численности, социального состава и идейного спектра участников протестной кампании 1968, развернувшейся вокруг «Процесса четырех».
Эссе, опубликованное за рубежом в конце 1969 и переведенное на множество иностранных языков, принесло Амальрику мировую известность. Резкая постановка проблемы в сочетании с аналитическим, подчеркнуто академическим стилем изложения, воспроизводящим западные советологические трактаты – выделило ее из самиздатской публицистики тех лет. Работа вызвала множество откликов в зарубежной печати и бурную полемику в Самиздате.
И другие работы Амальрика (например, Открытое письмо Анатолию Кузнецову ) приобретали популярность в Самиздате и на Западе.
В 1968–1970 его несколько раз задерживали и подвергали обыскам. 21 мая 1970 арестовали и этапировали в Свердловск, где состоялись следствие и суд. На процессе (11–12 ноября 1970) ему инкриминировались его произведения и интервью. Второй подсудимый, свердловский инженер Лев Убожко, обвинялся в распространении работ Амальрика.
Не признав себя виновным и отказавшись участвовать в судебном разбирательстве, в последнем слове Амальрик сказал: «...Ни проводимая режимом „охота за ведьмами“, ни ее частный пример – этот суд – не вызывают у меня ни малейшего уважения, ни даже страха. Я понимаю, впрочем, что подобные суды рассчитаны на то, чтобы запугать многих, и многие будут запуганы, – и все же я думаю, что начавшийся процесс идейного раскрепощения необратим».
Суд приговорил его к 3 годам лагерей за «распространение… ложных измышлений, порочащих советский… строй» (ст.190-1 УК РСФСР). Срок он отбывал в Новосибирской и Магаданской областях. В день окончания срока (21 мая 1973) против Амальрика было возбуждено новое дело по той же статье, и в июле он получил еще три года лагеря. После четырехмесячной голодовки протеста приговор был смягчен – три года ссылки.
Возвратился из Магадана в Москву в мае 1975.
В июле 1976 Амальрик эмигрировал из СССР. В эмиграции занимался общественной и политической деятельностью, много печатался. Написал вторую книгу воспоминаний Записки диссидента (издана посмертно в 1982). Погиб 12 ноября 1980 в автокатастрофе около г. Гвадалахара (Испания). Похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
С 1990 книги и статьи Амальрика переиздаются в СССР и постсоветской России.

Дмитрий Зубарев, Геннадий Кузовкин
(Из энциклопедии "Кругосвет" )

    Произведения:

      От автора
      Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?
      Идеологии в советском обществе
      Разрядка: Запад - СССР
        1. США и СССР в одной лодке?
        2. Внешнеполитические приоритеты Запада
        3. Европа и Советский Союз
      Есть ли политзаключенные в СССР?
      Нежеланное путешествие в Калугу
      Взгляд русского на свободу слова
      С недоверием и надеждой
      Кто работает в КГБ
      Речь на приеме Международной лиги прав человека
      Движение за права человека в СССР
      Чем была для нас венгерская революция
      Еврокоммунизм до 1984 года?
      Американская пресса и советские диссиденты
      Спасет ли Запад сохранение статус кво?

    Аннотация издательства:
    Работа А. Амальрика посвящена жизни и деятельности Г. Распутина. Автор обстоятельно рисует общественно-политическую обстановку времени, нравы царской семьи, прослеживает духовную эволюцию Распутина, его отношения с высшими лицами России. К сожалению, А. Амальрик не успел довести повествование до конца. Поэтому публикация А. Амальрика дополняется воспоминаниями князя Ф. Юсупова, организовавшего убийство Г. Распутина незадолго до Февральской революции.

    Документальная повесть "Распутин" (237 kb) - июнь 2004
    Князь Ф. Юсупов. Воспоминания «Конец Распутина» в библиотеке Владимира Воблина

    Как жена покойного Андрея Амальрика - историка и писателя, считаю своим первым долгом поблагодарить генерального директора Григория Ерицяна и всех сотрудников СП "Слово", которые подготовили к печати эту книгу. Хочу также выразить признательность архивному институту имени Гувера "Война и Мир" в городе Стамфорде (штат Калифорния, США), который в 1978 году предоставил моему мужу возможность в течение года работать над необходимыми материалами по предреволюционной истории России. Работа в институте содействовала рождению этой книги о Распутине.
    Надо сказать, что в Свердловской тюрьме Андрей сначала задумал другую книгу - книгу о первом русском террористе Нечаеве. Работая в Гуверовском институте, мой муж имел возможность приступить к расследованию дела Нечаева, но неожиданно наткнувшись на интересные материалы, касающиеся загадочной личности Распутина, отложил книгу о Нечаеве и решил сначала написать о Распутине. Увы, внезапная гибель в автомобильной катастрофе оборвала жизнь моего мужа, и ему так и не удалось закончить оставшиеся главы о последних днях жизни Pacпутина.
    В заключение я желаю всем серьезным читателям, а их в России много, проанализировать этот предреволюционный период России и сделать правильные выводы, чтобы нынешняя Россия не вверглась снова в пучину анархии, хаоса и разрушающую, кровавую революцию, приведшую затем к истребительной и бессмысленной войне, стоившей России 20 миллионов жизней. Нельзя повторять подобных ошибок. Я желаю, чтобы Россия вышла наконец из мрачного тупика к свету, как возрожденный из пепла феникс. Да поможет ей Бог.
    Гюзель Амальрик

    Фрагмент из книги "Распутин":

    Началось "великое отступление" русской армии. 21 мая был сдан Перемышль, 9 июня Львов, 22 июля Варшава, одновременно немцы продвигались на Северо-Западном фронте, и, чтобы не попасть в мешок, приходилось сдавать без боя крепости. К августу противник вышел к нижнему течению Западной Двины и верхнему течению Припяти. Еще более тяжелое впечатление, чем огромные территориальные потери, производило число убитых, раненых и попавших в плен. За время отступления русская армия потеряла убитыми и ранеными около 1,5 млн. и пленными около 1 млн. человек. К ноябрю 1915 года общие потери составили свыше четырех миллионов человек. "Отступление можно перенести, но не это", - писала царица мужу.
    Исходя из того, что русские военачальники великолепны, после первых неудач 1914 года начали искать козлов отпущения - прежде всего "изменников и шпионов". 18 февраля 1915 года, сразу же после январского отступления на Северо-Западном фронте, был арестован по обвинению в шпионаже и мародерстве контрразведчик и бывший жандарм полковник С. Н. Мясоедов - и после однодневного суда повешен 17 марта. Никаких серьезных доказательств "шпионажа" обнаружено не было, но за дело ухватились два контрразведчика - начальник разведотдела при штабе Северного фронта полковник Н. С. Батюшин и начальник штаба Северо-Западного фронта генерал М. Д. Бонч-Бруевич, брат В. Д. Бонч-Бруевича. По мнению С. П. Мельгунова, "можно считать вполне доказанным, что Мясоедов пал искупительной жертвой верховной ставки, возглавляемой в. к. Николаем Николаевичем".
    Непосредственный эффект "дело Мясникова" оказало на А. И. Гучкова и военного министра В. А. Сухомлинова. Политический кредит Гучкова, еще в 1912 году обвинившего Мясоедова в связях с австрийцами и дравшегося с ним на дуэли, повысился, тогда как Сухомлинова, дружившего с Мясоедовым и рекомендовавшего его в контрразведку, упал. Но наиболее важным результатом дела стало распространение слухов, что "измена гнездится наверху", и так шаг за шагом дошли до утверждения, что у самой царицы в Царском Селе стоит аппарат для прямой связи с немцами.
    "Шпиономания" коснулась целых народов - крымских татар, этнических немцев и евреев. Приказы о выселении евреев стали отдаваться с сентября 1914 года, с ноября стало применяться взятие "от еврейского населения заложников, предупреждая жителей, что в случае изменнической деятельности кого-либо из местных жителей... заложники будут казнены", затем последовали приказы о "безотлагательном выселении всех евреев и подозрительных лиц с мест, лежащих вблизи линии фронта". Также выселяли и немцев-колонистов. Ссыльные и беженцы, встречаемые недоброжелательно населением внутренних губерний, находились в отчаянном положении и еще более увеличивали хаос в тылу. "Смотри, чтоб истории с жидами велись осторожно, без излишнего шума, чтобы не вызвать беспорядков в стране", - писала царица мужу. Совет министров вынужден был отменить черту оседлости для городов, как потому, что она была уже нарушена, так и потому, что нужно было произвести хорошее впечатление за границей для получения очередного займа.
    Стали искать виноватых и среди солдат. Начальник Генерального штаба Янушкевич предложил и получил одобрение царя на лишение пайка семей добровольно сдавшихся в плен солдат и на высылку их самих в Сибирь по возвращении из плена. Напротив, за хорошую службу он предлагал вознаграждать землями, конфискованными у немецких колонистов.
    Гонения на все немецкое начались с первых дней войны. Погром немецкого посольства в Петербурге проходил при попустительстве властей, были закрыты газеты на немецком языке, Синод запретил рождественские елки как "немецкий обычай", сенат постановил, что подданные вражеских государств не должны пользоваться судебной защитой, начали увольнять лиц с немецкими фамилиями, хотя бы из семей, несколько поколений живущих в России. Газеты расписывали немецкие зверства и призывали к мщению. 27 мая 1915 года - после первых неудач в Галиции - начался двухдневный погром в Москве, толпа кидала камнями даже в карету сестры царицы, "немку". Московский генерал-губернатор князь Юсупов на докладе царю всю вину приписал товарищу министра внутренних дел Джунковскому, который возвращал высланных немцев, что "возмутило простой народ". Доклад Юсупова, по словам Спиридовича, "произвел странное, неясное впечатление. Выходило так, что он сам натравливал население на немцев". "Военная психология" - ненависть к врагу, сознание, что с ним все позволено, - развязывала самые низкие инстинкты, которые в полной мере проявились в русской революции, гражданской войне и в последующие годы.