Что будет в России дальше? Что будет с Россией: главные предсказания старцев.

Говорят, прогнозы - вещь неблагодарная. Но как жить, не думая о завтрашнем дне? Многие из нас хотели бы знать, что ждет Россию в ближайшем будущем. Среди множества аналитических прогнозов и магических предсказаний каждый склонен выбирать то, что больше совпадает с его личными ощущениями, а может, и со страхами.

«Ты и убогая, ты и обильная»

Пожалуй, никто так точно не охарактеризовал абсолютную противоречивость этого феномена под названием Россия, как Н. А. Некрасов. Вопрос лишь в том, что и спустя два века страна состоит сплошь из противоречий: она и могучая, и бессильная, и убогая, и обильная. Неужели и вправду этой стране суждено во все века оставаться несчастной, как убеждены многие живущие в ней? На удивление всему миру держава, обладающая несметными богатствами, позволяет большей части своего населения жить на грани, а то и за гранью нищеты. Видно, из того же пристрастия к противоречиям одни предрекают, что ждет Россию в ближайшем будущем крах и развал, а другие пророчат ей стремительный подъем и процветание.

Мнения американских аналитиков

В опубликованном в 2002 году в США знаменитом докладе корпорации RAND (от англ. Research and Development) под названием «О степени упадка России» нашу страну прямо не относят в разряду «неудачников», но при этом приводят большой перечень признаков государственного упадка. Это и неэффективная экономика, и тотальная коррупция, и проникновение криминалитета во власть, и разложение и снижение боеспособности армии, и тревожная демографическая ситуация. На особо «почетном» месте - приватизационная война.

В этом смысле отрицательный опыт России показателен для всего мира. Нигде на планете, кроме как в России, не стала бы возможной приватизация по умолчанию принадлежащих государству естественных монополий - «Газпрома», «Роснефти», «ЕЭС» (Единой энергетической системы), а также транспортных артерий, в частности, «РЖД». На очереди переход в частные руки систем образования и здравоохранения. Из всего этого американские аналитики делают вывод, что налицо деградация российского государства, и что нас ждет в ближайшем будущем лишь усугубление глобального кризиса по всем фронтам. И при этом они же проявляют озабоченность ситуацией, так как не скрывают заинтересованности США в России как в неистощимом сырьевом доноре. Как ни странно, нашу державу, кажется, устраивает такой статус: как она была поставщиком сырья и энергоресурсов для Запада и Америки, так она и остается им по сей день.

Будет ли свет в конце тоннеля?

Самое время поискать более оптимистичные прогнозы по поводу того, что ждет Россию в ближайшем будущем. И если в реальной жизни явных предпосылок к позитивным переменам пока не видно, почему бы не вспомнить о предсказаниях ясновидящих, относящихся по времени к разным векам?

Четыре столетия назад России Золотой Век. Это будет Новая эра, второй век Сатурна и начало эры Водолея. Если верить этим предсказаниям, ждать осталось недолго - ведь эра Водолея наступит уже в 2014 году. В 1996 году Вангу спросили о том, что ждет Россию в ближайшем будущем. Она ответила, что никто и ничто не сможет остановить Россию и ее возрождение. Ясновидящая предсказала, что Россия сметет все на своем пути и сумеет стать «хозяйкой мира», и к 2030 году Америка признает это и склонит перед ней голову.

Не столь оптимистичны прогнозы современных предсказателей. Так, пишет, что ожидает Россию в ближайшем будущем, не далее весны 2014 года, еще много тяжелых испытаний. Именно в этот период войдет в а это сочетание обещает много агрессии и нестабильности. Притом отразится это не только на россиянах. К весне, говорит Глоба, усугубится экономический упадок США, усложнится ситуация и в странах Европы. Африканскому континенту астролог пророчит необычайный голод. На этом фоне, однако, Россия будет выглядеть выигрышнее, и богатство ее недр поможет ей быстро преодолеть кризис и обойти вчерашних богатых оппонентов. Она окажется несомненным лидером в сфере космических изысканий. И вообще, наступающий год станет годом своеобразного очищения и повлечет за собой период резкого взлета и в экономике, и в духовной жизни.

Падение цен на нефть, совпавшее по времени с экономическим кризисом в России, заставило многих задуматься, что эпоха контрреформации, наступившая после прихода Владимира Путина на президентский пост, приближается к концу. У подобных ожиданий есть несколько оснований.

Первое из них - глубина кризиса, который стал самым серьезным для российской экономики со времен завершения глобальной рецессии семилетней давности. По итогам 2015 года спад ВВП составил 3,7%. Еще более высокими оказались темпы падения реальных располагаемых доходов населения (минус 4%), оборота розничной торговли (минус 9,5%) и реальных заработных плат (минус 10%). Экономический спад происходил на фоне двузначной инфляции (12,9%) и обвальной девальвации рубля, среднегодовой курс которого снизился с 44,5 USD/RUR в 2014 году до 64,6 USD/RUR в 2015-м. Результатом стал рост числа лиц, живущих за чертой бедности, на 3,1 млн человек - до 19,3 млн, что стало максимальным уровнем с 2006 года.

Столь сильный кризис не может не возыметь политических последствий. Это наглядно показал опыт кризиса 2009 года, который был не в пример мягче нынешнего: в тот год, несмотря на самый глубокий спад ВВП среди всех стран «Большой двадцатки» (минус 7,8%), реальные располагаемые доходы населения выросли на 3%. Финансовые ресурсы, накопленные в середине «нулевых» в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, позволили тогда властям относительно безболезненно пройти период кризиса.

Однако им не удалось избежать социальных протестов, которые в течение двух посткризисных лет прокатились по регионам. Крупнейшим из них стала оппозиционная акция 30 января 2010 года в Калининграде, на которую собралось 12 тысяч человек - 3% населения города. Эти протесты предвосхитили многотысячные акции оппозиции в Москве и Санкт-Петербурге 2011–2012 гг., триггером которых, впрочем, стали не социальные, а политические причины - фальсификации на думских и президентских выборах.

О приближении конца путинской эпохи также свидетельствует разворачивающийся бюджетный кризис, который пока что охватил преимущественно регионы. Если по итогам 2012 года совокупный дефицит бюджетов субъектов РФ составлял 221 млрд руб., то к концу 2013-го он вырос до 600 млрд руб., а еще год спустя - до 1863 млрд руб. Из-за падения нефтяных котировок бюджетный кризис вышел на федеральный уровень, вследствие чего и в прошлом году, и в нынешнем правительство было вынуждено прибегнуть к секвестру.

Однако секвестр - не самая эффективная мера для преодоления бюджетной разбалансировки. Стабилизировать государственные финансы можно лишь за счет кардинального пересмотра бюджетных приоритетов. В период между 2007 и 2014 годом исполненные расходы федеральной казны выросли с 6 до 14,8 трлн руб. Большая часть прироста пришлась на такие статьи расходов, как национальная экономика (с 730 млрд до 3,1 трлн руб.), национальная оборона (с 840 млрд до 2,5 трлн руб.) и национальная безопасность и правоохранительная деятельность (с 675 млрд до 2,1 трлн руб.).

Поскольку высокие расходы на армию, правоохранительные структуры и госкомпании являются предметом консенсуса среди представителей политической элиты, их урезание выглядит сегодня нереалистичным. Но здесь важно вспомнить опыт двух предыдущих бюджетных кризисов, которые приводили к серьезным политическим сдвигам. Так, бюджетно-долговой кризис времен поздней перестройки стал триггером слома социалистической системы, пусть даже в основе ее краха лежала ригидность институтов, сформированных на рубеже 1920-х и 1930-х годов.

В свою очередь, дефолт 1998 года в глазах уставших от нестабильности россиян оказался символом неэффективности демократических институтов, следствием чего стало их последовательное сворачивание в 2000-е годы. В этой связи с определенной долей уверенности можно прогнозировать, что надвигающийся бюджетный кризис рано или поздно приведет к снижению поддержки действующих властей, которые на протяжении последних 15 лет пожинали плоды роста благосостояния, достигнутого в результате реформ 1990-х.

Наконец, еще одним знаком, что приближается слом эпох, является вооруженный конфликт на Донбассе, который привел к вводу санкций в отношении РФ со стороны США и ЕС.

Войны в российской истории не единожды подытоживали собой периоды политических заморозков, будь то вторжение в Афганистан, произошедшее на излете брежневского «застоя», русско-японская война, увенчавшая собой контрреформы, начатые еще при Александре III, или Крымская война, в которую Россия втянулась на излете эры Николая I. Вполне вероятно, что такое же историческое значение получит и необъявленная российско-украинская война, унесшая жизни нескольких тысяч человек по обе линии фронта.

Даже если в ближайшее время конфликт на Донбассе будет полностью урегулирован, с России вряд ли будут сняты санкции. Причина тому - недоверие мировых лидеров к президенту Владимиру Путину, который зарекомендовал себя абсолютно непредсказуемым политиком, готовым не только поступаться международными нормами, но и начинать внешнеполитические операции без согласования с ключевыми зарубежными игроками, как это произошло в случае сирийской военной кампании.

Груз бюджетного и экономического кризиса, усиленный международными санкциями, которые оставили Россию в изоляции и лишили государственных и корпоративных заемщиков доступа к международным рынкам капитала, рано или поздно приведет к кардинальным политическим сдвигам, а потому либерализация станет неизбежной. Вопрос лишь в том, окажется ли путинская контрреформация последней в российской истории.

По своей сути, эпоха Путина - это политическая реакция, которая пришла на смену эпохе либеральных реформ горбачевской перестройки и десятилетия ельцинских преобразований. Точно так же в СССР на смену НЭПу пришла сталинская коллективизация и Великий террор, а на смену хрущевской оттепели - брежневский застой. Та же картина наблюдалась и в Российской империи, где вслед за реформами Александра I последовала политика аракчеевщины и мрачное тридцатилетие Николая I, а за преобразованиями Александра II - контрреформы Александра III. Сможет ли Россия вырваться из этой спирали на новом этапе реформ, будет зависеть от того, станет ли она консолидированной демократией после краха старого режима.

Окажется ли успешной новая попытка демократического транзита, будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от того, насколько быстро состоится переход к экономическому росту. В 1990-е годы добиться его было достаточно сложно: экономика не могла выйти на траекторию устойчивого роста до тех пор, пока не был завершен переток рабочей силы из секторов, которые производили не востребованные в условиях рынка товары и услуги, в сектора, на продукцию которых существовал рыночный спрос. На это ушло целых восемь лет, из-за чего плодами преобразований воспользовались политики, для которых ценности демократии не играли первостепенной роли.

В современных условиях достичь экономического роста можно гораздо быстрее: строить рыночные институты с нуля уже не надо, нужно просто приватизировать госсектор.

Его непомерное разрастание и стало главной причиной торможения российской экономики, начавшегося еще до введения санкций США и ЕС. Добиться их отмены также важно для восстановления экономического роста, который будет невозможен без получения российскими компаниями доступа к международному рынку капитала.

Однако вопрос снятия санкций будет с неизбежностью включен в более широкий контекст - интеграции России в структуры западного мира. В условиях сегодняшней конфронтации такая интеграция кажется фантастикой, однако не более реалистично в 1941 году выглядел политический союз Германии и США. После Второй мировой войны такой союз оказался возможен - не в последнюю очередь благодаря начавшейся конфронтации между США и СССР, который сменил Германию в качестве главного антагониста Запада. Включение ФРГ в состав интеграционных структур, созданных США, потребовалось Западу, чтобы сдерживать советское влияние в Европе.

Примерно такую же роль для современной России может сыграть Китай, который после окончания путинской эры с неизбежностью станет главным противовесом США на международной арене, пусть даже сегодня руководство КНР стремится избежать какой-либо конфронтации с Западом. В будущем США и ЕС будет выгодно хотя бы частичное включение России в структуры западного мира: это позволит сдержать невоенную экспансию Китая в Азии и на постсоветском пространстве. А это, в свою очередь, будет склонять Запад к решению снять с России санкций.

Наконец, заключительная дилемма будущего поставторитарного перехода - вопрос отделения республик Северного Кавказа, лояльность которых Кремль пока сохраняет благодаря многомиллиардным субсидиям. Точно так же, как на рубеже 1980-х и 1990-х годов, будущий острый бюджетный кризис с неизбежностью приведет к сепаратизму национальных окраин. И здесь перед Россией вновь встанет развилка: либо согласиться на отделение этнически и культурно чуждых республик, либо попытаться силовым образом удержать их. Хочется верить, что будет избран первый вариант, - в противном случае будет сложно избежать третьей Чеченской войны, которая, как и первая и вторая кампании, погребет под собой еще не родившуюся российскую демократию.

В общем, нас ждут интересные годы, о которых затем напишут в учебниках истории.

Дом без дома? Пора более чётко определиться с положением русских в России

В Госдуме идёт разработка технического задания для закона о российской нации , исходя из которого станет понятно, чем его наполнять. Обсуждаются следующие варианты названия:

– «О российской нации и управлении межэтническими отношениями»,

– «О государственной национальной политике»,

– «Об основах государственной национальной политики» и др.

Определяется, есть ли противоречие между конституционным положением о многонациональном народе Российской Федерации и понятием «российской нации». Что есть само понятие «российская нация», «россиянин»?

Станислав Говорухин пишет: «Россияне, россиянин – слова отвратительные. Мы всё время были многонациональным русским народом. Теперь стали россияне. Хотя для всего мира – мы русские!» Некогда высказался и Расул Гамзатов: «За границей – я русский, в России – я дагестанец, в Дагестане – я аварец».

Ещё четверть века назад в России не было в ходу определение «россияне». И есть некий парадокс в том, что в России живут русские и… россияне .

Попробуем разобраться. Выскажу своё суждение. Совершенно очевидно, что нам необходимо на законодательном уровне решить проблему русских, русского народа .

Для начала я бы отметил, что государствообразующая нация – русские – не имеет национального государства. Нынешняя Россия с юридической точки зрения не является русским национальным государством, в рамках которого русские осуществили бы право на национальное самоопределение. Это и делает национальный вопрос в РФ острым.

Почему, собственно, русские (великороссы) лишены государственности?

В Конституции РФ говорится, что Россия – это многонациональное государство. Но насколько это так?

Чтобы страну признать мононациональной, вовсе не нужно, чтобы все 100% жителей принадлежали к одному этносу. Достаточно 67%. Так утверждает международное право. Русских в России – свыше 80% . Больше в процентном отношении, чем казахов в Казахстане, латышей в Латвии , эстонцев в Эстонии. Там проживают представители 192 национальностей. 68,7% постоянных жителей – эстонцы, на втором месте русские – 24,8%. Латышей в Латвии – 62,1%, четверть населения Латвии – русские, есть много других национальностей. Казахов в Казахстане – 66,48%, русских – 20,61%. Есть узбеки, украинцы, уйгуры, татары и другие.

Но Латвия, Эстония и Казахстан являются национальными государствами эстонцев, латышей и казахов. Их называют мононациональными!

Таким образом, можно утверждать, что и Россия – полиэтническая, но мононациональная , а не многонациональная страна. И об этом надо честно говорить!

Посмотрим на административное деление РФ. Увидим, что у национальностей, населяющих Россию, есть свои национальные образования. Республики имеют свои конституции, гимны, национальные языки, приравнённые к государственному русскому. Орган судебной власти в республиках называется Верховным судом (в других регионах – краевые, областные, окружные суды).

После разрушения СССР Россия оставила у себя административное асимметричное устройство. И определение «многонациональной страны» перешло тоже от СССР. Но в составе СССР действительно были республики, где жили миллионы граждан других национальностей, а русские не были в большинстве.

Все бывшие АССР в составе РФ остались республиками, лишившись определений «автономных», «советских» и «социалистических». Их официальные названия зафиксированы в Конституции 1993 года. Ещё четыре республики появились в составе России в результате повышения их статуса из автономных областей (Адыгея, Карачаево-Черкесия , Республика Алтай и Хакасия). Ещё две возникли в результате разделения одной из «двудомных» национально-территориальных автономий Северного Кавказа. На месте Чечено-Ингушетии появились Чечня и Ингушетия.

И всё это притом, что Конституция 1993 года предполагает равноправие всех субъектов Федерации! Но на практике некоторые субъекты равнее других. И получается, что равнее краёв и областей именно республики (22 из 85 субъектов)! Ведь равноправие субъектов Федерации предполагает отсутствие существенных статусных различий. А различия как раз и есть.

При этом отличия в статусе отмечены в самой Конституции (ст. 66):

«Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики» (п. 1).

«Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом... принимаемым законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации».

При этом распространена ситуация, когда титульный этнос не составляет большинства на территории соответствующей автономии.

Мне кажется, необходимо признать в соответствии с международными стандартами Россию мононациональной страной русского народа, составляющего абсолютное большинство её населения.

Необходимо признать и законодательно утвердить историческую роль и фактическое значение русского народа не только в качестве коренного и титульного, но и как единственной государствообразующей нации России .

Особо хочу отметить, что после распада СССР в 1991 году и образования новых независимых государств 25 млн. русских оказались вне России. Кроме того, если быть честными, надо отметить, что в ряде республик РФ среди представителей «титульных» групп по отношению к русским имеются, хоть и редкие, проявления ксенофобских настроений и национализма. Ощутим, например, отток русских с Северного Кавказа.

Неслучайно в годы реформ появилось выражение «русский крест»: превышение смертности над рождаемостью именно в русских регионах. Сейчас утверждают, что, мол, в России начался естественный прирост населения. Однако речь идёт о росте рождаемости именно в республиках !

На мой взгляд, главная проблема в том и состоит, что русский народ как бы и не имеет собственного государства. Это тем более парадоксально, если учесть, что русский народ является пятым по численности народом мира. Считаю правильным принять закон о русском народе , в котором определить роль русского народа как титульного государствообразующего народа, а Россию – мононациональным государством. Русский народ не упоминается в Конституции РФ, равно как и в уставных документах её субъектов.

Слово «русский» вытесняется из официального языка на территории России и заменяется словом «российский» .

Зачастую употребление слова «русский» рассматривается как неполиткорректность. В либеральных СМИ можно прочесть, что «никаких русских вообще нет», «русский – не национальность, а просто прилагательное».

Имеются известные перекосы в бюджетном финансировании. В России 10 регионов , где половина бюджета – это безвозмездные поступления из федерального бюджета. Своими собственными силами местные власти просто не могут обойтись. При этом русские жители наиболее экономически развитых регионов России нередко сталкиваются с социальной напряжённостью, падением качества образования и медобслуживания, ухудшением санитарно-эпидемиологической, экологической обстановки.

Такое противоестественное положение русского большинства – «мина замедленного действия» под российскую государственность, и этим могут воспользоваться наши внешние и внутренние недруги.

При разработке закона или внесении поправок в Конституцию, необходимо понятно и юридически выверено изложить отношения между всеми народами, входящими в РФ, чётко обозначить положение самого русского народа . Только тогда закон может стать тем цементом, который ещё прочнее сплотит мононациональную многомиллионную страну.

Хочу также обозначить ряд моментов, стоящих на пути подготовки в современных условиях закона о российской нации. Одной из главных проблем современного общества остаётся социальная несправедливость . Это сильно подтачивает единство и солидарность народа. Соотношение доходов самых богатых 10% населения к доходам самых бедных 10% (коэффициент фондов) в России с 1992 по 2015 год возросло с 8 до 15,6 (с учётом теневых капиталов может быть и выше). В царской России «коэффициент фондов» был 6 . В СССР – 3-4 .

Аналитики обосновывают, почему отсталая РФ неизбежно и неумолимо придет к краху и хаосу. Перед нами сегодня лишь цифры и факты, характеризующее «чекистское» государство накануне грозящей ему трагедии…

Воинственная риторика Путина, маневры российской армии - все это выглядит в эти дни на экранах телевидения довольно угрожающе. Но только для тех, кто не знает того, что происходит в самой России.

А реалии таковы, что даже косметические манипуляции не могут скрыть очевидного: из великой державы Россия постепенно превращается в отсталую второстепенную страну, живущую в мире иллюзий и воспоминаниями о былом величии. И громкими внешнеполитическими действиями Кремль просто пытается отвлечь внимание своих граждан от непомерной коррупции, разъедающей общество, экономического падения и неминуемого распада собственной страны.

Что на самом деле скрывается за агрессивной бравадой московских лидеров? Об этом - политэксперты Владимир Загайский, Игорь Золотаренко и польский политолог Войцех Мирчинский.

Какие силы сегодня руководят Россией и определяют ее геостратегию?

В. Мирчинский: - Как известно, Путин выходец из российских спецслужб. Поэтому, когда он стал президентом, властные полномочия работников невидимого фронта чрезвычайно выросли. Сейчас количество штатных работников ФСБ увеличилась с 80 000 до 350 000. И теперь на душу населения их приходится больше, чем во времена советской диктатуры.

По мнению многих профильных экспертов, ни в одном другом государстве мира разведка не является настолько распространенной, как в России. Но если КГБ когда-то был четко подчинен КПСС, то сейчас спецслужбы выполняют установки фактически одного человека. Поэтому Россия сегодня - едва ли не единственное государство, которое де-факто управляется спецслужбами.

И. Золотаренко: - Действительно, спецслужбы сейчас являются глазами, ушами и кнутом Путина. Но на самом деле он правит Россией не единолично. Он - лишь олицетворение коллективного руководства страной группой ветеранов КГБ.

Именно они управляют важнейшими сегментами экономики и держат ключ от политической власти, пытаясь создать привлекательный образ такого себе культурного чиновника КГБ.

В. Загайский: - Да, эти люди вместе с Путиным с самого начала его политической карьеры. Вместе они и создали эту модель управления государством и правительством, которое действует и поныне. Ведь Сечин является одновременно председателем государственного нефтяного гиганта «Роснефть». Сергей Иванов возглавляет Объединенную монополию авиакомпаний, Виктор Иванов руководит советом директоров «Алмаз-Антей», являющийся государственным монополистом в ракетостроении, а сын Патрушева - вице-президент крупнейшего в России государственного банка «Внешторгбанк».

Кстати, почти 40 процентов нынешней высшей бюрократии России - выходцы со служб безопасности или военных кругов, то есть так называемые силовики. Собственно, они во главе с Путиным полностью контролируют парламент, правительство, губернаторов и всю вертикаль российской власти.

Значит ли это, что Путин, создав такое авторитарное и милитаристское государство, будет править до глубокой старости, как в свое время генсек Брежнев?

В. Мирчинский: - Так многие думают, но на самом деле это - большая ошибка. Россия сегодня не является страной, которую по уровню военной мощи или экономики можно сравнивать с бывшим СССР. Да, к середине 1980-х Советский Союз держал полумиллионную группировку войск в Центральной и Восточной Европе, за ней в западных округах СССР под ружьем стояли во втором и третьем эшелонах еще более 2 миллионов, в Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Монголии было развернуто еще более полумиллиона войск для войны с Китаем.

Одновременно шестидесятитысячная армия вела войну в Афганистане, тысячи советников обучали и оказывали военную помощь десяткам стран Азии, Африки и Латинской Америки. По торговле оружием СССР вышел на первое место в мире с оборотом в более чем 30 миллиардов долларов в год.

Впрочем, в 1990-х ситуация кардинально изменилась. Хотя и в 1992 году Россия унаследовала около 60% советского ВВП, составлявший примерно 50-60% американского, однако за несколько лет национальный доход России уменьшился наполовину и оказался на уровне 8-9% американского, который стабильно рос.

И. Золотаренко: - О современном состоянии России красноречиво свидетельствует правдивая статистика. Население РФ, как сообщают незаангажированные источники, составляет 132 миллиона. Кто эти люди?

58% из них - граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Личный состав армии насчитывает 1 миллион 459 тысяч, личный состав ФСБ и службы внешней разведки - 2 миллиона 140 тысяч, штатные работники МЧС, Минюста, прокуратуры, внутренних войск - более 2,5 миллиона, чиновники лицензионных и органов контроля - 1 миллион 312 тысяч, депутаты всех уровней и их обслуга - 1 миллион 870 тысяч.

Еще 1 миллион 775 тысяч составляет армия частных охранных структур. Если сюда добавить все управленческие структуры и почти 10 миллионов безработных, то суммарно получим 102 миллиона людей, которые ничего не производят и существуют только за счет бюджета и платежеспособной части населения. Поэтому остальные 30 миллионов - это вся промышленность, бизнес, фермеры, а также малолетние дети, школьники и беженцы. Каждый экономист вам скажет, что такие цифры - признак потенциального экономического и демографического краха.

А какова сегодня в России внутриполитическая ситуация?

В. Мирчинский: - Довольно сложная. Там все чаще говорят о вероятности территориального раскола. Во-первых, существуют внешние факторы, например, территориальные аппетиты Китая и Японии, а также кавказский фактор, который в любой момент может дестабилизировать ситуацию на всем пространстве между Доном, Волгой и Северным Кавказом. Во-вторых, это внутренняя борьба местных элит за доступ к ресурсам.

На Дальнем Востоке, например, доступ к природным ресурсам и связанным с ними бизнесом в пять раз ограниченнее, чем в Сибири, и в десять - чем в Центральной России. А все потому, что эти места себе облюбовали фавориты Путина. Кроме того, стремительно растет недовольство и в тех регионах, куда десантируется путинская «семья».

В. Загайский: - Кроме того, Россия стоит на пороге социальных бунтов. Сегодня там 5% сказочно богатых и 95% - бедных граждан. И хотя цена нефти пока еще существенно не упала, но русская экономика идет вниз. Чтобы как-то помочь ситуации, власть уже пошла на фактическую конфискацию накопительной части пенсионной системы.

При таких тенденциях уже в ближайшее время можно ожидать потерю регионами возможности элементарного физического существования, поскольку центр теряет способность это существование им гарантировать. И это касается прежде всего регионов, на территории которых нет добычи энергоносителей. Поэтому таким регионом придется самостоятельно искать пути выживания. Простейший и быстрейший - продаться тому иностранному инвестору, кто больше заплатит. А это означает, что Россию ждет самораспад.

Усилят ли эти тенденции санкции, которые будет вводить по отношению к России Запад?

И. Золотаренко: - Если США и ЕС введут полномасштабные санкции, то Россия окажется в крайне тяжелом положении. Во время применения экономических санкций в 2008 году после войны с Грузией отток капитала из России достиг почти 130 миллиардов долларов. Это только за полгода. За последние два месяца из России уже выведено 35 миллиардов долларов. И это тоже только начало.

Теперь такая ситуация может продолжаться значительно дольше, кроме того, может быть применена третья волна санкций, предусматривающая ограничения в проведении операций с валютой на мировом рынке. Это означает, что российские банки не смогут напрямую работать через счета США и ЕС и будут вынуждены проводить операции через другие страны. Поэтому даже по подсчетам российских специалистов РФ только в этом сегменте будет терять 50 миллиардов долларов ежеквартально.

В. Загайский: - Да, особенно болезненным для Москвы будет третий этап санкций, который коснется государственных корпораций, в частности «Газпрома» и «РосНефти». Это бизнес ведущих российских олигархов, которые не смогут сделать переаккредитацию в западных банках. Кроме того, РФ не сможет развивать свой военно-промышленный комплекс, так как будет лишена импорта западных технологий. Я уже не говорю о 500 миллиардов долларов российских олигархов, которые лежат в западных банках и могут быть заблокированы. И это не считая состояния Путина, которое сейчас эксперты оценивают в 200 миллиардов долларов!

В. Мирчинский: - Но самым страшным для России будет обвал цены нефти. Если США, например, откроют полномасштабную продажу иранской нефти и применят другие механизмы, то мировая цена «черного золота» может упасть до 60 долларов за баррель. Тогда Россию не спасут даже международные резервы, ведь сейчас цена нефти, при которой российский бюджет сводится без дефицита, составляет сумму почти вдвое большую - 117 долларов за баррель (сегодня цена опустилась пока до 99 долларов — NU).

Говорят, от этого пострадает не только Россия, но и сами США. Да, но не забывайте, что ВВП Америки почти впятеро выше российского. Кроме того, известно, что Штаты производят нефти больше, чем покупают.

Итак, Россия на самом деле не столь уж и грозная, как представляется многим?

И. Золотаренко: - Российская власть активно строит такие себе потемкинские деревни, маскируя эти муляжи благополучия имперскими амбициями ее лидеров и якобы модернизацией экономики. Поэтому восприятие российской властной вертикали часто основывается на очень ложной убежденности в том, что власть всесильна и контролирует в стране все. Да и сама российская власть думает, что способна моделировать и удерживать любую ситуацию - в политике, экономике, обществе.

На самом же деле экономический и политический потенциал стремительно деградирует. Каждая территория, которая оказывается под протекторатом Москвы, превращается в руины. Сама же Россия уже давно стала сырьевым придатком, где западные компании контролируют более 1,5 миллиона гектаров, или одну восьмую всех ее пахотных земель.

Управленческие и политические элиты корумпированы и не приспособлены к масштабным национальным проектам, население не доверяет властям и угнетено ощущением безнадеги. Вот вам только один красноречивый факт: на профилактику детской бездомности по всей России тратят около 60 миллионов рублей в год, тогда как на стерилизацию бродячих животных только в элитной Москве - почти 90 миллионов!

Следовательно, ближайшее будущее России - балансирование на грани краха, нарастание хаоса, потеря ресурсов жизнеобеспечения и распад. Ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят, выжидает только субъективного фактора, чтобы страна была расчленена на части.

В конце октября на сайте Stratfor, частной разведовательно-аналитической компании, была опубликована , посвященная этапам развития России и анализу ситуации, исходя из позиции этого «теневого ЦРУ». Статья показывает западное восприятие некоторых периодов истории России и интересна своим окончательном выводом на основе модели, с помощью которой специалисты компании основывают свои прогнозы, а также отношением к периоду «тучных лет» при президентстве В.В.Путина, которое, вопреки ожиданиям, в статье допускается как позитивное.

Редакция сайта видит уязвимость некоторых представлений в публикуемой статье, но считает, что и это является ценной информацией, позволяющей укреплять собственные аналитические модели.

Перевод: эксперт Центра Сулакшина Шишкина Наталия Игоревна.

РОССИЯ БЕРЕТСЯ ЗА СТАРОЕ

Почти десять лет назад Stratfor опубликовал серию статей об историческом цикле взлетов и падений России. В то время было очевидно, что Россия находится на вершине своего взлёта, возрождаясь как стабильная и здоровая держава. Сегодня страна стремительно переходит к следующей, менее приятной стадии развития. Стратегия, которая оживила страну, становится менее эффективной, заставляя Россию и её лидеров действовать более агрессивно внутри страны и за рубежом. Хотя Россия сохраняет самоуверенность, действовать с позиции силы она больше не может. Страна может поддерживать некую видимость силы годами, но её уязвимость в конце концов станет явной, заставляя её быстрее перейти к следующей стадии цикла.

РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В ИСТОРИИ РОССИИ

Почти восемь веков Россия находится в замкнутом кругу: восстает из хаоса, возвращается как региональная и иногда даже глобальная сверхдержава, становится более агрессивной по мере развала системы, а затем вновь переживает крах перед тем, как снова возродиться. Этот цикл развития связан не столько с политическим выбором, сколько с географическими ограничениями.

С географической точки зрения, Россия занимает по существу слабую позицию. Это самая большая страна в мире, территория которой включает в себя 13 часовых поясов (которые объединены сейчас в 4 мегапояса). В то же время, 75% территории страны практически непригодны для заселения. Холодная «тундра», которая превращается в болото летом, что крайне затрудняет торговлю на внутреннем рынке. Морская торговля также трудна для России, так как единственный незамерзающий порт на Черном море окружен её конкурентами, включая Турцию. Страна с трудом развивает экономику. Кроме того, российский хартленд, который начинается у Санкт-Петербурга и проходит к югу через Москву в Волжский регион, расположен на ряде равнин, что делает его особенно уязвимым со всех сторон. Этот факт заставлял Россию искать способы расширить свои границы и влияние за пределы страны, чтобы создать буферную зону между своим хартлендом и региональными соперниками.

Екатерина Великая это сформулировала известным изречением: «У меня нет другого способа защиты своих границ, кроме их расширения». Наиболее долговечный и устойчивый пример такого расширения можно было наблюдать в советский период, когда российский хартленд был защищен Сибирью, 14-ю другими советскими республиками и семью странами Восточного блока.

Расширение российского влияния всегда оборачивалось бесконечными финансовыми, военными, политическими и социальными потерями. В течение советского периода Москва смогла централизованно контролировать всю советскую территорию с помощью субсидирования большей части экономик советских республик с одновременным контролем их разнообразных народов. Более того, советский ВВП достиг половины ВВП США, при том, что обе страны имели одинаковую численность населения. В последнее десятилетие существования СССР западная разведка подсчитала, что половина советского промышленного производства пошла на укрепление военной силы, что привело к тяжелому дефициту промышленных товаров. Это и есть российская дилемма: Россия должна расширяться, чтобы выжить, но это расширение неустойчиво и исторически всегда приводит к краху.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Цикл развития России можно разделить примерно на три этапа: крах, восстановление и слабость. Этот цикл начинается с катализатора, который заставляет правительство разрушать и переделывать социальный порядок, что приводит к краху социальной и политической системы. Исторически этот этап может принимать различные формы. В 13 веке это было татаро-монгольское нашествие; в 17 веке Смутное время; в 20 веке русская революция, падение СССР и финансовый кризис 1998 года.

После стадии краха начинается следующая стадия развития России: восстановление. Обычно система власти, которая правит во время кризиса, видоизменяется в нечто новое - чаще всего в систему, ведомую сильной личностью. Лидер старается создать стабильную систему, в рамках которой Россия может укрепиться и укрепить свои границы. Появление лидера также благоприятствует появлению национальной идентичности, что помогает русским и другим народам объединиться под знаменем патриотизма. В качестве примеров можно привести Ивана III, который победил Монгольское иго и объединил Россию; первого царя династии Романовых, Михаила I, который вывел Россию из состояния гражданских войн XVI века; «Великие» Петр и Екатерина, которые превратили Россию в глобальную империю; Владимир Ленин, превративший Россию в Советский Союз; и, возможно, Владимир Путин, руководство которого сопровождалось процветанием страны после распада СССР. Тем не менее, ни один из них не был способен преодолеть российский географический вызов.

Все выбирали такую модель, которая была нацелена на укрепление хартленда с одновременным расширением российского влияния, что практически гарантировало разрушение выстраиваемой системы. Когда неизбежно начинали возникать очаги напряжения - по политическим ли, социальным причинам, в связи с состоянием безопасности или экономики - Москва старалась усилить свою хватку и действовать более агрессивно внутри страны и за её пределами.

Лидеры, которые некогда представали как спасители России, или сменяются новыми, или превратились в более авторитарного (и часто жесткого) правителя, который подавляет несогласие и агрессивно защищает российские границы и приграничье. Это этап слабости. Лидеры этого этапа лишены стабильности их предшественников и времени для консолидации и нациестроительства, что приводит к неразумной политике.

Жестокие лидеры обычно появляются в рушащихся системах. Наиболее известным лидером этапа слабости был советский лидер Иосиф Сталин. Подобным же образом, как засухи и голод последовали после правления Ивана III и его преемника, Иван IV - он же «Грозный» - сурово запретил свободу передвижения и бросился в серию войн против Речи Посполитой, что в итоге привело к гражданской войне после его смерти.
На протяжении всей истории, внутреннее и внешнее давление сначала приводят к политическому, экономическому, социальному и дипломатическому застою, после чего разрушение системы приводит к окончательной трансформации. Временами такая трансформация является только политической, как смена сталинских времен хрущевскими. В другие моменты истории вся система целиком оказывается в хаосе, как это было при падении Российской Империи или СССР. И после цикл начинается вновь.

РОССИЙСКИЙ ЦИКЛ: ПУТИНСКАЯ ВЕРСИЯ

Пришествие к власти и сохранение ее за собой длительное время Путиным и его правительством вписывается в российский исторический цикл. После краха СССР Россия потеряла прямой контроль над своим приграничьем. Страна оказалась в хаосе. Попытки перейти к рыночной экономике, известные как шоковая терапия, привели лишь к радикальной приватизации и власти олигархата - что в результате привело к сокращению ВВП на 40% и глубокому финансовому кризису 1998 года. Политический пейзаж был не лучше. Власть состояла из десятков разных партий с крайне различными повестками, которые пытались договориться о новой политической системе. Состояние служб безопасности и армии стало ещё хуже из-за президента Борису Ельцину. Российские люди увязли в поисках новой идентичности для объединения по типу Советского Союза. Сепаратистские волнения наблюдались во многих регионах России по мере развития событий жестокой войны между Москвой и её Северокавказскими республиками, в частности, Чечней.

Питерский бюрократ В.Путин был назначен Ельциным на пост главы КГБ, федерального бюро безопасности, в 1998 году. Разведывательное агентство должно было сдержать хаос. Ельцин пришел к выводу, что Путин, чужой для Москвы, не будет способен оспорить его власть. Но Путин и верные ему люди из Санкт-Петербурга (многие из них - бывшие агенты КГБ) решительно действовали в борьбе с многими проблемами, с которыми столкнулась Россия, и уже к следующему году Путин стал премьер-министром. Сразу после вступления в должность он продолжил укреплять и восстанавливать службы безопасности и военные силы. Он выдвинул ультиматум российским регионам с требованием оказать политическую и финансовую поддержку России и остановить сепаратистские настроения. Эффективность управления Путина убедила многих из московской элиты поддерживать его, и в конце концов он вытеснил Ельцина с поста Президента.

К тому времени, Путин имел имидж великого реформатора, укрепляющего страну экономически, политически и в социальной сфере. Он расправился с олигархами, захватил стратегические активы для государства, такие как крайне желанный для государства энергетический сектор. Он задал направление политическому процессу, поддержав подконтрольную ему единственную партию и выстроив систему оппозиционных партий, которыми он мог управлять. Он приструнил непослушный Северный Кавказ, разделив военизированные формирования и вынудив власть Чечни стать ему преданной, что помогло в завершении Второй Чеченской войны. Что, вероятно, ещё более важно - он заключил общественное соглашение с российским народом о стабилизации и обеспечении благополучия страны.

Удача тоже сыграла свою роль. Мировые цены на энергоносители начали резко расти в 2004 и потребление природного газа в Европе также стремительно возросло, как только Россия поддержала энергетическую промышленность после развала СССР. Прилив финансов вызвал десятикратный рост российского ВВП с 2000 по 2009 годы. Российский уровень жизни улучшился четырехкратно, и реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 160%. Наполовину снизился уровень безработицы и бедности. Но по мере увеличения доходов возрастали и военные расходы: за время президентства Путина военные расходы выросли почти в пять раз.

В основном благодаря лидерству Путина российская экономика и финансовая состоятельность были относительно стабильны. Это позволило Москве заострить своё внимание на приграничье, а именно на задаче дать отпор тому, что Россия понимала как длительное иностранное вторжение, последовавшее за развалом СССР. НАТО и ЕС расширили свое влияние в некоторых странах, ранее входивших в страны Варшавского договора и Советский Союз, предложив им договоры о членстве или ассоциации. А после 11 сентября, когда США сконцентрировались на войне в Афганистане и Ираке, у Москвы появилась возможность усилить свою деятельность по противодействию тому, что она считала иностранной экспансией у своих границ.

Россия создала свои собственные союзы безопасности в противовес НАТО, начав с ОДКБ в 2002 году. Москва также стала использовать свои энергоресурсы как инструмент манипуляции союзами вокруг своих границ. Россия организовала серию перебоев в поставках газа для Европы с целью гарантировать невступление Украины и Грузии в НАТО. Затем Россия вторглась в Грузию в 2008 году, и НАТО не вступилось за Грузию. В 2010 Москва оказала давление на Украину, что позволило прийти к власти более лояльному к России Президенту. С 2010 по 2015 годы Россия расширяла Экономический союз с Казахстаном и Беларусью, включив в него Армению и Кыргызстан.
Запад представлял Путина бандитом, а Россию - агрессором, но русские люди высоко ценили человека, который помог их стране вновь стать региональной и даже мировой державой. Путин выполнил свою часть общественного договора с народом и в ответ люди полюбили его.

ПРИЗНАКИ СЛАБОСТИ, ПРЕДВЕЩАЮЩИЕ ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИИ

Несмотря на популярность Путина, его режим начал ослабевать, возросли угрозы российской стабильности и положению на мировой арене. Видимо, цикл развития не был прерван. В 2014 году внешнеполитическое влияние России подверглось серии ударов. Во-первых, лояльное к Москве украинское правительство было свергнуто, что привело к укреплению прозападного правительства в Киеве. Москва попыталась настроить страну против того, что она посчитала переворотом, организованным Западом, но эти попытки лишь показали ограниченность российского влияния. Теперь Россия может оказывать крайне небольшое влияние на отколовшейся территории восточной Украины, удерживаемой пророссийскими мятежниками.

Российская политика на востоке Украины объединила Европейский Союз и Соединенные Штаты при введении экономических санкций против страны и некоторых её граждан. В то же время упали цены на нефть, с трехзначных значений за баррель в середине 2014 года до менее чем 40 долларов за баррель сегодня. Комбинация низких цен на нефть и конфликта с Западом привела к сокращению иностранных инвестиций в Россию на 50% в 2014 году. К 2015 году иностранные инвестиции упали практически до нуля. Курс российского рубля упал в цене на 40% в 2014 году и продолжал колебаться весь следующий год, капитал начал утекать из страны в размере 160 млрд долларов в 2014 году и ещё 85 миллиардов долларов в 2015 году.

Все тяжести экономического кризиса легли прежде всего на российский народ. С падением курса валюты четверть россиян потеряла в заработных платах, а ещё 15% в то же время потеряли работу. Средняя месячная зарплата упала ниже 450 долларов, что стало меньше чем в Китае, Румынии и Сербии. В целом, в этом году россияне тратили половину своей зарплаты на еду. И более половины россиян убеждены, что их экономическое положение несколько ближайших лет только ухудшится.

Текущий кризис в России отличается от кризиса 2008–2009 годов, который был частью глобального финансового кризиса. Более того, этот кризис сопровождается проблемами внешней политики с Украиной и противостоянием с Западом. Сейчас Россия находится в международной изоляции. Кремль время от времени последние два года добивался народной поддержки, с помощью «аннексии» Крыма и вторжения в Сирию наперекор желаниям Запада, но это были лишь сиюминутные всплески патриотизма.

В то же время, экономический и внешнеполитический кризис начал тяготить правительство Путина, заставляя российского лидера быть более авторитарным, что и предполагает цикл развития. Даже Иван Грозный начинал как популярный правитель, продолжая курс своего деда по превращению средневековой региональной страны в перспективную империю. Иван IV не был жестоким лидером, каким его помнят сейчас, до того момента, как России начал грозить голод и проигрыши в войнах. Путина может ждать та же судьба. Он столкнулся с той же дилеммой и вскоре должен будет принимать тяжелые решения по поводу того, как сохранить влияние и стабильность и защитить российские границы.

По мере того, как иссякают источники средств, политическая, военная и бизнес элита, из которой состоит нынешнее российское правительство, цепляется за активы и власть. Прежде Путин был способен управлять подобными захватами власти, но в последние два года элита начала сопротивляться, что привело к потере власти некоторых крайне влиятельных людей в стране. Будучи в крайней степени обеспокоенным возможностью восстания против него со стороны этих людей Путин окружил себя лояльными людьми, у которых нет собственного влияния. Всё больше теряя уверенность в преданности военных и служб безопасности российский лидер создал свое собственное военное подразделение, Национальную Гвардию, состоящую из 400 тысяч человек, прямо подчиняющихся ему. Путин был способен управлять Россией стальной хваткой 16 лет потому, что его правительство было популярно, но это уходит в прошлое.

За последние два года поддержка правительства упала с 66 до 26%, а личный рейтинг Путина с 88 до 74 пунктов. Во время последних парламентских выборов в сентябре явка избирателей была самой низкой за всё время после развала СССР, что показывает кризис доверия к выборам и правительству. Во время этих выборов у Путина было достаточно возможностей подтасовать результат таким образом, чтобы его партия, Единая Россия, получила конституционное большинство, так что теперь он сможет провести жесткие и непопулярные законопроекты, необходимые для удержания власти. Под влиянием крайне авторитарного лидера правительство приняло ряд драконовских законов для подавления любого несогласия российского народа, способного вызвать нестабильность.

Эти внутренние вызовы появляются одновременно с возрастанием давления на российские границы. Российская интервенция в Украину застыла на уровне замороженного или вялотекущего конфликта. Запад сохраняет санкционный режим по отношению к России и даже обсуждае возможности его расширения в связи с вторжением России в Сирию. НАТО продолжает укреплять свои позиции вдоль российской периферии, а попытки Москвы усилить давление на Запад во время переговоров по Украине и Сирии в последние месяцы терпят неудачу. Россия может разжечь военные конфликты на разных фронтах ради уступок Запада, но это приведет только к увеличению рисков изоляции и растрат России аналогично тому, как было в период между Леонидом Брежневым и Михаилом Горбачевым.

Нельзя сказать, что Россия на грани развала, можно лишь сказать, что страна вступает в следующую фазу исторического цикла своего развития, на протяжении которой страна крайне уязвима и агрессивна. Поэтому Путин будет действовать с позиции выживания, а не силы. Какое-то время Россия, будучи в уязвимом состоянии, будет действовать наобум, но в конце концов колесо исторического цикла должно продолжить крутиться, начнется следующая фаза изменений.