Термин синектика означает. Метод синектики применяется в особых условиях работы

Я уверен, что большинство наших читателей, слышало о мозговом штурме (brain storming), однако, готов поспорить, что мало кто знает о «синектике». Формально, ее определение звучит так: Синектика - метод объединения разнородных элементов, основанный на использовании аналогий в процессе мозгового штурма, осуществляемого профессионалами и допускающего возможность критики. Лично для меня, это метод решения сложных задач через их метафорическое представление или моделирование. То есть фактически, мы работаем не с проблемой, а с ее аналогом в другой сфере, а потом найденное решение переносим на реальность. Чтобы не пугать Вас, это не сложно, далее я обо всем расскажу, запасайтесь попкорном, статья будет длинной.

Основы синектики

Метод синектики направлен на активизацию базовых операций подсознания. Дж. У. Гордон, придумавший ее, предполагал, что творческий процесс познаваем и может быть усовершенствован. В основе интуиции и вдохновения лежат бессознательные процессы решения задач по аналогии. Решение проблемы через аналогии избавляет сознание от субъективных ограничений, мешающих анализу. Эти постулаты он и положил в основу метода, который стал преодолением ограничений, имеющихся в традиционном мозговом штурме.

В синектике группа ищет различные аналогии, решения проблемы, которые уже найдены кем-либо или где-либо. Гордон в своей книге приводит несколько примеров:

Танки не могут преодолеть рвы, больше их размера, поэтому приходится наводить переправу, а это время, угроза попадания под обстрел и так далее. Задача, придумать способ быстрого преодоления подобных препятствий. При анализе проблемы была найдена аналогия в живой природе: муравьи образуют мост из собственных тел, крепко держась друг за друга. Это же решение было разработано и для танков - они крепко скреплялись в одну линию так, что первый танк мог полностью висеть в воздухе под тяжестью двух других, пока не достигнет противоположной стены рва.

Другое решение для создания компактного подъемника, который бы занимал совсем мало места, а мог бы высоко поднимать груз. По аналогии с велосипедными цепями, которые способны гнуться только в определенную сторону, была придумана концепция «домкрата» на основе нескольких цепей, раскручивающихся вверх.

Отличия синектики от мозгового штурма:

1. В синектике, в отличие от мозгового штурма, разрешена критика.

2. Анализ проблемы в синектике осуществляет более или менее постоянная группа специалистов, в которой люди хорошо понимают друг друга, привыкли к совместной работе и не обижаются на критику. Синектическая группа проходит специальную подготовку.

3. Высокий уровень специализации синекторов, появление «профессиональных генераторов» идей. В этом смысле мозговой штурм можно рассматривать как коллективную самодеятельность, а синектику – как профессиональный ансамбль.

Синектика эффективна при использовании конкретных проблем и не ориентирована на использование объективных закономерностей развития систем.

История синектики

Синектика возникла как попытка Уильяма Дж. Гордона усовершенствовать мозговой штурм. Вопросы методологии поиска новых идей и решений стали интересовать его еще в 1944 г., когда он анализировал работу одной изобретательской группы, отличающейся высокой продуктивностью. Синектика была разработана в начале 50-х прошлого века, а в 1960-м Гордон создал специальную фирму по обучению творческому мышлению – «Синектик Инкорпорейтед». Подготовка первых групп проходила в процессе работы начинающих синекторов с более опытными и требовала нескольких месяцев. Затем было специально организовано обучение в фирме «Синектик Инкорпорейтед», и к 1970 году она обучила более 2000 человек. Нередко конечное решение синекторов кажется столь естественным, что трудно отделаться от впечатления, будто бы его можно было получить и без хитроумных процедур «аналогизирования». Однако, о практической ценности метода косвенно можно судить хотя бы по тому, что услугами «Синектик Инкорпорейтед» постоянно пользуются многие фирмы США, такие, например, как «Дженерал Электрик», «IBM», «Зингер». Обучение синектической группы стоит от 20 до 200 тысяч долларов. У нас в стране синектика не получила большого распространения – отсутствуют методические и учебные разработки.

Практика синектики

В синекторы подбирают людей различных специальностей. Критериями отбора в группу служат: их профессиональные знания (желательно наличие двух специальностей, например, химик – музыкант, врач - механик); общая эрудиция (широкий кругозор); практический опыт; гибкость мышления; контрастность психологических типов.

Предпочтительный возраст 25-40 лет. Группа должна быть «сработана», участники должны быть достаточно знакомы друг с другом, не обижаться на критику. На синектические заседания приглашаются эксперты – специалисты в области обсуждаемой проблемы, которые помогают прояснить проблемную ситуацию.

В начале работы группы руководитель поочередно напоминает о разных видах аналогий и пытается связать возникающие идеи с проблемой, уточнить ее формулировку. Напоминает о приемах, которые можно использовать.

1. Прямые аналогии – любая аналогия, находящая искомые элементы в системах, решающих сходные задачи. Чаще всего это природные аналогии.

2. Субъективные аналогии – при которых человек старается представить себя на месте совершенствуемого объекта (части прибора, детали машины или другого человека), «вжиться» в этот образ, примерить его функции на себя; особое внимание обращается на двигательные ощущения.Например: что бы чувствовал конструктор, если бы выполнял функцию лопасти винта вертолета, какие силы действовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки. Или, что испытывал бы конструктор, если бы он был, скажем, кроватью? Пока дело не касается расчленения тела на части, субъективные аналогии работают хорошо, а вот в ситуациях, где это необходимо, или же при воздействии на объект (в нашем случае конструктора) высоких температур, вступают в действие законы сохранения жизни и продуцирование идей резко сокращается. Чтобы избежать подобных ситуаций, предложено использовать так называемых маленьких человечков. Они могут быть как угодно малы и выполняют задачи, поставленные конструктором.

3. Символические аналогии – используются различные модификации поэтических метафор и сравнений. Отдельные характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, что позволяет кратко и образно, в двух – трех словах выразить суть рассматриваемого явления или предмета. Например: устье реки, головка молотка, дерево решений, подавить сопротивление.Этот вид аналогий в процессе совершенствования метода трансформировался в прием нахождения метафоры «название книги». Причем должно получиться что-то вроде интригующего названия, достаточно емкого и точного, в котором отражено существующее противоречие. Этот прием используется в литературе для вскрытия противоречивой сущности описываемых персонажей, явлений: «Без вины виноватые», «Живой труп», «Горячий снег», «Цветы зла». При поиске новых идей такие образные характеристики-аналогии полезно давать и техническим объектам. Этот прием позволяет совершить переход в далекие от обсуждаемой проблемы сферы деятельности: искусство, политику и т.д., что увеличивает возможности успешного решения задач.

4. Фантастическая аналогия – требуется представить себе вещи такими, какими бы мы хотели их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы, представление любых средств или персонажей, позволяющих выполнять то, что следует по условиям задачи.

При поиске решения, синекторы работают по определенной программе, которая совершенствовалась со временем:

1 этап. Формулируется и уточняется «проблема как она дана». Особенностью этого этапа является то, что, как правило, никто из участников сессии, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

2 этап. Формулировка «проблемы как ее понимают». Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник, включая экспертов, обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

3 этап. Генерирование идей. Начинается экскурсия по различным областям техники, живой природы, психологии и т.п. для выяснения того, как аналогичные проблемы решаются в далеких от решаемой задачи областях. Используются аналогии.

4 этап. Перенос выявленных в процессе генерации идей на проблему «как она дана». Важным элементом является критическая оценка идей экспертами.

Заседания длятся несколько часов и составляют незначительную часть общего времени решения поставленной задачи. Остальное время синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, занимаются поиском лучших способов реализации решения.

На мысль об этой статье, меня навел вопрос одного из наших посетителей и то, что я создаю тренинг метафор, для нашего сайта. Метафоры и аналогии это не так уж сложно. Синектику для поиска новых решений, можно использовать и без длительной подготовки. Главное, чтобы был лидер и группа была слажены и готовы сотрудничать. Положительный подобный опыт одной вебстудии я знаю, они использовали синектику для поиска методов монетизации сайтов клиента. Пробуйте и вы, а команда Mental Skills готова вас в этом поддержать.

Синектика относится к методам психологической активизации творческого процесса. Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". В полном словаре английского языка такое определение: "Синектические группы - группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов". Синектика предложена Уильямом Гордоном (СМИ) в середине 50-х годов.

В основу синектики положен мозговой штурм. Однако обычный мозговой штурм проводится людьми, которые не обучены специальным творческим приемам. Синектика предполагает создание постоянных групп. Такие группы, накапливая приемы, опыт, естественно, работают сильнее случайно собранных коллективов.

Цель метода . Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Синектика широко использует аналогии и ассоциации, помогающие находить новые идеи. Можно сказать так: синектика - это профессиональный мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий и ассоциаций.

В синектические группы обычно включают людей разных специальностей (за обучение одной группы фирма "Синектис" берет от 20 до 200 тысяч долларов; заказчики - Дженерал Моторс, ИБМ, Дженерал Электрик и другие крупнейшие фирмы). Решение задачи синектической группой начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" (ПКД). Затем группа, уточняя проблему, превращает ее в "проблему, как она понима­ется" (ПКП). Далее начинается собственно решение, основанное, как пишет У.Гордон, на превращении непривычного в привычное и привычного в непривычное, то есть на систематических попытках взглянуть на задачу, с какой-то новой точки зрения и тем самым сбить психологическую инерцию. Достигается это а) применением аналогии, б) развитием неожиданных ассоциаций.

Структура современного синектического процесса представлена на рис. 15.

Ее основные блоки предусматривают выполнение следующих процедур :

1. Формируют проблему в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из синекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обслуживания некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло.


На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.

В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы.

Синекторы называют этот этап формулировкой "проблемы, как она дана" (ПКД).

3.Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые

привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цепь решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам синектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют формулировкой "проблемы, как ее понимают" (ПКП).

3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и тому подобное с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии -найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждения темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления.

Painting by Roman Grassuta

Синектика: сущность, правила и процедура

Этимология: Термин «Синтетика» происходит от греческих слов syn — «вместе» и ectikos «разнообразие», поэтому слово synectikos – означает «совмещение разнородных элементов» или «объединение различных, на первый взгляд, несовместимых элементов».

Джордж М. Принс (5 апреля 1918 — 9 июня 2009), сооснователь и председатель компании Synecticsworld (Synectics Inc.), один из разработчиков метода Синектики.


2. История

Основные гипотезы и идеи Синектики родились во время исследований изобретательского и художественного творчества, которые Уильям Дж. Гордон проводил с 1944 года. В это же время автором были изучены произведения выдающихся философов и психологов и автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре. Основные принципы и правила Синектики были разработаны Уильямом Гордоном и Джорджем Принcем в период между 1950 и 1960 годами, когда они вместе работали в консалтинговой компании Invention Design Group at Arthur D. Little (ADL). В 1961 году У. Гордон и его коллеги Дж. Принс, Д. Сперри и К. Марден создали новую компанию под названием Synecticsworld (Synectics Inc.), которая занималась исследованиями изобретательского творчества и творческими тренингами. Позднее У. Гордон покинул Synectics Inc. и основал собственную компанию Synectics Education Systems, направленную на применение Синектики в области образования.

Другие значимые работы: Джордж М. Принс «Практика творчества» (1967); W. Gordon, T.Poze Strange and familiar (1972); W. Gordon, T.Poze The new art of the possible (1980).


3. Описание метода

Синектика — это метод активизации творчества и творческого решения проблем целью которого является стимуляция творческого мышления и генерация новых точек зрения на решение сложных проблем путем преднамеренного использования аналогий и метафор в тщательно подобранных группах различающихся между собой людей.

Над проблемами работает устойчивая группа из 5–7 специалистов с несколькими профессиями и разным эмоциональным складом, знающих методы изобретения.


4. Основные функции

1. Синтетика – это эффективный метод открытия или создания новых связей и точек зрения, генерации творческих идей, творческого решения сложных проблем.


5. Методологические и теоретические основания

1. Универсальный принцип единства или принцип единства мира.

2. Принцип всеобщей связи . Синектика базируется на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

3. Принцип синергии как паттерн порождения новизны, который основывается на двух взаимосвязанных процессах дифференциации и интеграции, приводящих к созданию нового целого, большего, чем сумма его частей.

«Мир полностью взаимосвязан. Любое объяснение, которое мы находим в каждый момент, является частичной связью, и его богатство проистекает из богатства всех связей, которые мы можем создать».

Джейкоб Броновски (18 января 1908- 22 августа 1974), британский математик, поэт и изобретатель.

Новизна заключается в раскрытии и создании новых связей. При этом каждая новая связь обладает синергетическим эффектом, порождающего новое целое, сумма больше частей, взятых по отдельности.

Уильям Гордон основывал синектику на таких базовых предположениях о творчестве:

1. Творчество возможно и важно в повседневной деятельности. Большинство из нас связывают творческий процесс только с созданием великих произведений искусства и новыми изобретениями.

2. Творческий процесс вовсе не таинственный. Его можно познать и описать, и можно обучать людей напрямую активизировать и развивать их творчество.

3. Творческие изобретения в науке и искусстве аналогичны, и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами.

У. Гордон изложил три основные заповеди синектической теории:

1. Осознавая творческий процесс и развивая методы и приемы творчества, мы можем напрямую увеличить творческий потенциал как отдельных лиц, так и групп.

2. Эмоциональный компонент творчества более важен, чем интеллектуальный, а иррациональный компонент, более значим чем рациональный

3. Эмоциональные и иррациональные элементы необходимо понимать, чтобы повысить вероятность успеха в решения проблем.

4. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.

Уильям Гордон предложил четыре психологических состояния, которые были связаны с творческим процессом

1. Отстранение – вовлеченность.

2. Отсрочка.

3. Размышление или предположение.

4. Автономия объекта.


6. Сущность метода

Интеграция и синергия:

Сущностной идеей и ключевым механизмом синектики является интеграция творческих потенциалов различных индивидуальностей, совмещение различных концепций, вещей и пластов реальности, объединение эмоциональных и интеллектуальных, иррациональных и рациональных компонентов, слияние сознательных и подсознательных процессов, активности левого и правого полушария, преднамеренных усилий и свободного полета воображения. Именно многоуровневой синергетическое единство синектического процесса служит источником рождения новых блестящих идей, которые могут быть преобразованы в эффективное решение проблемы.

Структура

Синектика как формализованная техника творчества, сочетает в себе структурированный и свободный подходы к творчеству, высокоорганизованные мыслительные процессы и свободное воображение. Синтетическая сессия — это строгая дисциплина и свободный поток воображения и мысли, направленный поиск и стихийность нахождения решений. Активизация творческого процесса в синектике осуществляется с помощью сознательных усилий по применению разнообразных приемов и операторов.

При этом синтетический подход сочетает в себе как интегративное, так и разрушительное мышление. Творчество с необходимостью требует разрыва уже существующих смысловых связей. «Это способ мысленно разделить вещи и собрать их вместе, чтобы дать новое представление о всех типах проблем» (N.Roukes, 1988).

Синтетика основана на синектическом мышлении, которое находит сходство между вещами и соединяет их в новые структуры, на латеральном мышлении, которое связано с генерированием новых идей, а также с прорывным мышлением, представляющим собой нарушение разрушение рутинных паттернов и существующих установок и обретения нового свежего видения.

«Творчество — это чудесная способность схватывать взаимоисключающие реалии и высекать искру из их сопоставления».

Создание нового видения

Генерирование новизны, потенциально содержащей в себе все наилучшие решения, происходит вследствии обретения нового видения, создания свежей точки зрения и необычного взгляда на объект или проблему.

Новый подход и способ рассмотрения объекта может достигаться сознательно путем отстранения от знакомого объекта с помощью целого ряда триггеров и приемов.


7.Основополагающие принципы

По мнению У.Гордона, одним из основных моментов творческого решения проблемы является превращение давно знакомого в незнакомое, путем создания нового, «свежего» контекста. При этом сущность синектики по определению состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым.

Синектический процесс включает в себя:

1. Превращение незнакомого в знакомое.

2. Превращение знакомого в незнакомое.

По отношению к проблеме:

1. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней.

2. После этого нужно проделать обратную опера¬цию — сделать привычное чуждым.

Новый незнакомый контекст для рассмотрения знакомой проблемы достигается с помощью отстранения от объекта и проблемы с помощью аналогий и метафор, интуиции и игры, что преодолевает обычный взгляд на вещи и служит источником неожиданных и оригинальных решений.


8. Операторы и приемы

Для превращения знакомого в незнакомое в синектике используется целый ряд механизмов и приемов.

1. Неоперационные механизмы: интуиция, вдохновение, абстрагирование, вовлечение, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры.

По мнению У.Гордона данные механизмы не поддаются обучению.

2. Операционные механизмы: прямая, личная, символическая и фантастическая аналогии представляют собой психологические инструменты, применению можно обучить и которые использовать может каждый.

Операционные механизмы

Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:

1. Личная аналогия — это идентификация самого себя с исследуемым объектом или процессом. Уподобление с объектом помогает пережить и понять его достоинства и недостатки как свои собственные. Вживание в роль неодушевленного предмета и мысленное выполнение его функций помогает создать свежий контекст рассмотрения проблемы и порождает ее новые, неожиданные решения.

2. Прямая аналогия основана на сравнении схожих объектов, свойств и процессов из различных областей реальности. Особенно продуктивны сравнения и аналогии в области живой и неодушевленной природы, техники, войны и спорта.

3. Символическая аналогия проявляется как мысленная замена изучаемого объекта или явления или некоторым образом, знаком, пиктограммой, рисунком символом или поэтической метафорой. В данном случае наиболее эффективными аналогиями являются образы из сферы культуры, психологии и искусства. При решении различных проблем

Особой эвристической силой обладает вербальный образ или «сжатый конфликт», состоящий из двух противоположных слов, которые выражают сущностное противоречие и суть проблемы. Например такие оксюмороны как «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Хаотичный порядок».

4. Фантастическая аналогия представляет собой изложение проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд и научно-фантастической литературы. При этом представляется некоторый идеальный процесс и конечный результат который достигается предельно легким, чудесным образом.

Для этого могут отменяться фундаментальные законы природы и использоваться такие сказочные инструменты как волшебная палочка, лампа Аладдина, сапоги-скороходы, скатерть самобранка. Фантастические аналогии служат источником наиболее сильных, красивых и неожиданных решений.

Триггеры

В синектике используются также специальные «триггеры», каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей. Кроме использования агналогий, наиболее известной синектической техникой является применение триггерных вопросов.

Вычесть — удалить детали или элементы объекта; сжать или сделать его меньше; что можно удалить или уменьшить?; можете ли вы нарушить какие-либо правила?; можете ли вы упростить его?

Добавить — продлить или расширить; дополнить, продвигать или пристраивать; увеличивать или добавлять.

Перевести — переместить объект в новую ситуацию; адаптировать, транспонировать, переместить или сместить; адаптироватьк новой структуре или значению; выйти из привычной среды; как может быть преобразова, переведен или трансформирован?

Сопереживать — сочувствовать ситуации / субъекту; поставить себя на его место; относиться к субъекту эмоционально и субъективно

Разное — Оживить, наложить, изменить масштаб, заменить, фрагментизировать, изолировать, исказить, замаскировать, опровергнуть, пародировать, исказить, аналогизировать, гибридизировать, метаморфизировать, символизировать, мифологизировать, фантазицировать, повторить, объединить.


9. Основные правила
1. Формирование творческой, игровой атмосферы, естественности и непринужденности в обсуждениях.
2. Избегание шаблонного мышления, поощрение видения задачи с разных точек зрения.
3. Моделирование и обыгрывание новых ситуаций.
4. Отказ от окончательных умозаключений.
5. Проявление рациональности в суждениях.
6. Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
7. Допустимость конструктивной критики идей и отказ от негативной реакции на объективные замечания.
8. Запрет на обсуждение достоинств и недостатков членов группы.

10. Процедура и этапы

Время: группа работает полный рабочий день в течение нескольких недель – вплоть до решения проблемы.

Группа. Количественный состав группы синекторов составляет примерно 5-7 человек, разных специальностей, с сразличным практическим опытом и с разным психологическим типом. В составе группы должны быть специально обученные синекторы, а также эксперты, представители заказчика.

Лидером группы должен опытный специалист, хорошо знакомый с основами синектики и другими методами активизации творчества.

В современных синектических группах возможен отказ от явного лидера, а его роль выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации.

Ход синектического заседания фиксируется на маркерной доске, бумаге, записывается на магнитофон, затем такая запись изучается с целью поиска наилучшего пути решения задачи и извлечения уроков совершенствования приемов решения.

Этапы

Процедура проведения метода синектики и его этапов постоянно совершенствовалась и видоизменялась. В настоящее время существует несколько, в том числе и упрощенных, вариантов проведения синектической сессии.

В наиболее простом виде работа группы осуществляется в два этапа :

1. Представление непривычного привычным, которое осуществляется с помощью абстракций, обобщений и переноса незнакомого в понятный, знакомый контекст.

2. Представление привычного непривычным с помощью создания нового свежего контекста посредством разнообразных аналогий, метафор и триггеров.

Процедура синектической сессии может быть представлена и в виде трех классических этапов решения проблемы:

1. Определение проблемы . Представление неизвестного условно известным.

На данном этапе осуществляется перевод проблемы «как она поставле-на» в проблему — «как она понимается».

2. Генерирование вариантов решения. Представление известного якобы неизвестным. Задача этапа осуществляется с помощью создания различных точек зрения на объект, содержательного вращения объекта с помощью аналогий, триггерных вопросов и различных творческих приемов.

3. Выбор лучшего варианта решения . Превращение неизвестного в известное. На данном этапе самые удачные аналогии, образы и идеи переводятся в решения проблемы.

Процесс решения проблемы в синектике может быть представлен более подробно из последовательности четырех этапов :

1. Проблема как она дана. На этом этапе происходит постановка проблемы заказчиком или лидером. Никто из участников сессии, кроме лидера не посвящается в конкретные условия задачи, с целью сохранения широкого поля поиска и избегания привычного хода мышления.

2. Проблема как ее понимают . Участники, совместно с экспертами, исследуют проблему, анализируют ее общие признаки, разбивают ее на подпроблемы, уточняют смысл и принципы.

При этом возможно использование специальных приемов спрингбордов, включающих ассоциации, аналогии, метафоры, абсурдные идеи, пожелания, цели и объекты, основные направления, пожелания, а также формулировки: я хотел бы…, как сделать так, чтобы…

Основная цель этого этапа состоит в правильном и точном определении проблемы, в переводе ее из состояния «как она дана» в «как она понимается».

3. Генерирование идей. В синектике данный этапа называется экскурсией, представляющей поиск решения проблемы в живой природе, технике, психологии, спорте и искусстве. Для этого применяются такие базовые операционные механизмы и приемы как аналогии.

1. Прямая аналогия. Руководитель обращается к группе со следующими предлжениями: «Это во многом похоже на …, потому что …», «Возьмите идеи у природы и техники, найдите что-то более-менее похожее», «Опишите, как аналогичное реализуется в природе, технике, спорте…», «Возьмите идеи из истории, окружающего мира и практики».

2.Личная аналогия. Руководитель сессии может первым продемонстрировать работу приема мысленного перевоплощения и вживания в объект. Как необходимо прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям при воплощении в объект, процесс или проблему. Руководитель задает группе следующие вопросы: «Как вы чувствовали бы себя, будучи исследуемым орбъектом?: «Как бы себя чувствовал объект, если бы он был человеком? При исследовании механизма или процесса: представьте себя этим объектом или его частью, как движутся его детали, как он работает?

3. Символическая аналогия. Руководитель просит выразить суть объекта, процесса или проблемы с помощью яркого образа, метафоры, символа, рисунка, схемы. Он предлагает: «Сформулируйте суть проблемы с помощью парадоксальной короткой фразы, или словосочетания из двух противоположных слов», «Определите основное качество объекта или проблемы, выявите противоположное ему качест¬во и определите их в виде конфликтной пары слов».

4. Фантастическая аналогия. Руководитель просит участников изложить суть проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд. «Представьте идеальные образы исследуемых объектов», «Представьте, что проблемы решаются сами собой, как в волшебной сказке», «Представьте сказочных героев, волшебные предметы, которые делают то, что необходимо для решения проблемы». «Игнорируйте, отменяйте все законы природы, техники и общества».

4 . Оценка и выбор лучших идей. Перенос выявленных идей на проблему «как она дана». Для оценки идей возможно привлечение экспертов. Превращение и преобразование наиболее продуктивных идей в окончательные практические решения.

Необходимо подчеркнуть, что в классической синектике первостепенное и важное значение придается процессу анализу и формулировке проблемы. При этом, в отличие от других методов активизации, участники избегают преждевременной точной формулировки проблемы, так как по их мнению это значительно суживает область возможных решений. Преждевременно четкая формулировка задачи, считают синекторы, приводит к затруднениям в поиске оригинальных решений. Для этого вначале проблема рассматривается на абстрактном, обобщенном уровне, а основное внимание уделяется сущностному принципу, лежащему в основе исследуемого процесса.

Уже на этапе формулировке проблемы применяются различные аналогии, спрингборты (трамплины) и триггеры (спусковые крючки) мысли. Только после осмысления, модификации и уточнения проблемы, поставленной закзчиком и переводом ее на новый уровень понимания, начинается ее решение.

У. Гордон и Дж. Принс предложили пять шагов процесса решения проблем, из которых первые четыре посвящены работе с проблемой:

1. Проблема как она дана. (англ. Problem as Given — PAG). Проблема может быть поставлена внешним источником или отдельным лицом в группе.

2. Краткий анализ PAG. Этот шаг представляет собой постановку проблемы участниками, которые пытаются проанализировать и определить проблему.

3. Очистка. Немедленные предложения. Группа проясняет проблему, активно обсуждает выдвинутые предложения.

4. Проблема, как она понимается (Problem as Understood -PAU). Проблема формулируется как можно яснее и члены группы сосредоточиваются на ее решении. 5. Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рассмотреть уже понятую проблему в новом контексте, в новой, нетрадиционной форме, как новую и незнакомую, с различных точек зрения.

6. Психологическое состояние. Этот этап подразумевает особое состояние ума вызванное размышление над проблемой как она понята и примененением всех типов аналогий.

7. Состояние объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой, в результате чего проблема освобождается от своей старой жесткой

8. Точка зрения . На этой фазе лучшие идеи и найденные решения переносятся на проблему, как она дана. При этом происходит переход от аналогии к конкретному решению проблемы.

9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ.

На заключительном этапе происходит критическая оценка идей экспертами и

доведение их до практической реализации или продолжение научных исследований найденного принципа.

11. Достоинства метода
1. Метод, стимулирует латеральное и ассоциативное мышление и способствует развитию творческого воображения.
2. Синектика активизирует взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
3. Механизмы, триггеры и приемы-спрингборды синектики разрушают жесткие шаблоны мышления и способствуют генерации необычных точек зрения и свежих идей.
4. Техника создает атмосферу юмора, игры и свободы и обеспечивает активное участие членов группы в творческом процессе.
5. Синектика хорошо комбинируется с другими методами активизации творчества.
6. Синектика может использоваться в системе образования и существенно повышать качество учебного процесса.
7. Каждый человек может индивидуально использовать методы синектики в своем творчестве и повседневной деятельности.

9. Компании очень редко применяют синектику, потому что считают, что этот метод слишком сложен.

Навигация по теме

Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании синектики формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим приемам. Полный курс обучения методике рассчитан на год.

Теоретической основой синектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован. Творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Структура современного синектического метода включает следующие этапы.

Этап 1. Формулируют проблему в общем виде.

На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию.

Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Анализируя первые решения, эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Этот этап иногда называют "формулировка проблемы как она дана".

Этап 2. Начинают анализ проблемы.

На этом этапе изыскиваются возможности превратить незнакомую и непревычную проблему в привычную. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют "формулировка проблемы как ее понимают".

Этап 3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Фактически на этом этапе ищется новая точка зрения на рассматриваемую проблему. При этом синектический процесс состоит в попытках превратить незнакомое в знакомое и наоборот - превратить знакомое в незнакомое.

Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Превратить знакомое в незнакомое означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакции на вещи, события.

Для этого синекторы используют четыре вида аналогий: личная, прямая, символическая и фантастическая.

Личная аналогия, или эмпатия, - отождествление себя с исследуемым объектом. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения. Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема:

описание фактов воображаемого положения исследуемого объекта от первого лица;

описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица;

эмпатию, отождествление себя с исследуемым объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли или из живой природы.

Применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур.

Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, ясность, противоречие. Требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явлений. Она должна выражать связь между вами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются и содержат в себе нечто неожиданное, удивительное. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями.

Например, для объекта "паркет" символическая аналогия может быть представлена так: скользкое трение, целая дробность, блестящая шероховатость и т.д.

При фантастической аналогии вводятся фантастические персонажи, средства, которые выполняют то, что требуется по условиям задачи.

Фантастические аналогии способствуют генерации свежих и оригинальных идей, активизируют творческое мышление, но не имеют точного определения.

Этап 5. Заключительный этап синектического заседания - развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном (техническом, семантическом и др.) языке.

Метод синектики

Автор синектики Уильям Гордой, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Факторы реализации метода синектики

Термин "синектика" означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных "творцов" в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • 1) превращение незнакомого в знакомое;
  • 2) превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им У. Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены далее (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Вариант этапов синектического штурма

Номер этапа

Наименование

Время, мин

Формулирование проблемы

Мозговой штурм

Повторное формулирование проблемы

Создание прямой аналогии

Создание личной аналогии

Создание символической аналогии

Создание второй прямой аналогии

Анализ аналогий

Вынужденное согласие

Формулирование вариантов решения

  • 1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
  • 2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание прямой аналогии помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: "Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?" Ответы обобщаются, и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание личной аналогии позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: "Что я чувствую или как я действую, будучи...?" Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание символической аналогии (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками.

На этом этапе важно "уплотнить ощущение", поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, "стремительная медлительность", "мгновенная вечность" и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.

  • 7. Создание второй прямой аналогии необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. Вынужденное согласие начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: "Что означают эти признаки в контексте проблемы?" Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения – решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектической) сеанса.

Метод коллективных ассоциаций

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Структурная схема метода коллективных ассоциаций

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дастся определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений снова можно искать дальнейшие способы их реализации.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

К методам, использующим карточки, относятся : метод анкетирования Кроуфорда, метод 635, диаграмма родового сходства, техника расчленения.

  • Данные методы подробно рассмотрены в .