"Мир профессий!"
Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи: расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда(цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов,изменении профессии в связи с этим;
Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Тип проекта : краткосрочный (4 месяца).
Участники проекта : дошкольники 4 -5 лет,воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : Январь-Апрель 2013г.
Беседы, занятия, театрализованные представления, игры, работа с родителями.
Этапы работы над проектом.
1 этап - подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.
2 этап - основной выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
3этап - заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Предполагаемые результаты:
*Расширятся знания и представления детей о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда
*Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.
*Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Мир профессий!»
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Анализируя ответы на вопрос «Кем работают твои родители», выявили, что многие детине смогли назвать профессию своих мам и пап.
На вопрос «КЕМ ТЫ БУДЕШЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?», многие ответили: воспитателем, врачом, летчиком…
Исходя из детских ответов стало очевидно, что дети очень мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.
Так родилась проектная идея – провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.
Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи: расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда(цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов,изменении профессии в связи с этим;
Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Тип проекта : краткосрочный (4 месяца).
Участники проекта : дошкольники 4 -5 лет,воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : Январь-Апрель 2013г.
Основные формы реализации проекта: беседы, занятия, театрализованные представления, игры, работа с родителями.
Этапы работы над проектом.
1 этап - подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.
2 этап - основной выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
3этап - заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Предполагаемые результаты:
*Расширятся знания и представления детей о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда
*Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.
*Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Тематическое планирование.
Адресат | Виды и формы работы. | Сроки |
Работа с детьми | 1.Занятие: «Профессии. Дорога для автомобиля.» 3.Рассматривание иллюстраций, фотографий о профессиях. 4.Чтение художественной литературы: К.Чуковский: «Доктор Айболит», С.Михалков: «А что у вас.» 7. Занятие: «Моя мама повар.» |
|
1.Занятие: «Шапочка из бумаги.» 2.Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Семья». 3. Речевые игры: «Лишнее слово», «Кому нужны эти предметы?». 6.Создание альбома пословиц и поговорок о труде. 7. Беседа: «О профессии врача.» | Февраль |
|
1.Занятие: «Описание профессий. 2.Беседа: «О происхождении профессий». 4. Развивающие игры: «Что лишнее?». 5. Дидактические игры: «Кому что нужно», и т.д. 6 Лепка: «Пирожное». 7. Составление рассказов о профессии родителей. | Март |
|
1. В ыставка книг посвященных профессиям. 3.Подвижные игры: «Пожарные», «пекарь» и т.д. 4.Фотовыстовка: Профессии наших родителей». « 5. Беседа «Привычки хорошие и плохие» | Апрель |
Формы реализации проекта.
Непосредстенно-образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:
Коммуникация
Дидактические игры: «Кому что нужно», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем быть?», «Умные машины», «Хорошо- плохо», «Дели-объединяй», «Кем я хочу стать?», «Да-нет», «Магазин», «Знаю все профессии», «Что сначала,что потом», «Ассоциации».
Речевые игры: «Лишнее слово», «Кому нужны эти предметы?», «Кому что нужно», «Исправление ошибок в предложениях», «Назови слова действия».
Развивающие игры: «Кому что нужно», «Что лишнее?».
Составление рассказов о профессии родителей.
Проблемная ситуация «Возьмем куклу на прогулку».
Познание
Познавательное сообщение «Из истории почты », «Об истории жилища».
Беседа «О происхождении профессий».
Работа в уголке книги: выставка книг посвященных профессиям.
Игры с конструктором: «Мы строим дом».
Чтение художественной литературы:
С.Михалков «Моя улица», С.Маршак «Почта»,Е.Пермяк «Пропавшие нитки».
Чтение стихов, загадок о разных профессиях.
Создание альбома пословиц и поговорок о труде.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Ветеринар», «Поликлиника», «Моряки», «Пожарные», «Салон красоты», «Строители».
Беседа о назначении разных предметов.
Труд
Создание календаря профессиональных праздников.
Создание альбома «Пословицы и поговорки о труде».
Безопасность
Познавательное сообщение «Что делать при пожаре?»
Художественно-творческое
Мультфильм: «Доктор Айболит».
Лепка: «Пирожное».
Рисование: «Дорога для автомобиля».
Музыка
Разучивание м/р упражнения «Мы маляры».
Слушание песни: «Посмотрите, как у нас в мастерской».
Здоровье
Беседа «Привычки хорошие и плохие»
Физическая культура
Подвижная игра «Пожарные», «Пекарь», «Строитель», «Доктор Айболит».
МБДОУ № 204
Проект: «Мир профессий!»
Выполнили:
Махнева. Н. А.
Кудаева.И.С.
Кемерово 2013г
МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Путешествие в мир профессий»
Долгосрочный
(сентябрь 2017года - май 2018 года)
Разработала и провела:
воспитатель первой категории
Климова Евгения Геннадьевна.
Тема проекта «Путешествие в мир профессий» проведена по всему тематическому планированию и затрагивает многие темы недели. Изучая темы «безопасности», «здоровья», «работники детского сада», «транспорт», даже тему о животных, мы проводим работу по знакомству с соответствующей профессией людей, говорим о её ценности, особенностях работы. Работа строится поэтапно, в соответствии с планом нашего проекта. Также особенностью нашей работы по созданию проекта «Путешествие в мир профессий» является то, что путешествие по профессиям проходит с древне мордовским мифическим героем Куйгорожем, домашний покровитель, дух обогащения, наживы, и удачи приносящий в дом богатство, который с радостью выполняет любую профессию, показывая свою готовность к любой работе, воспитывая трудолюбие и усердие. Сказочный образ Куйгорожа неоднозначен: с одной стороны - образ трудоголика, доброжелательного к хозяину, с другой стороны любой лентяй мечтает о таком помощнике. Такая двоякость образа несёт в себе глубокую моральную оценку своей деятельности и деятельности окружающих. Использование данного героя решает несколько образовательных задач: 1. Принадлежность к мордовской культуре; 2. Яркий, красочный образ, интересный детям, способный увести за собой; 3. Наличие в образе общих черт других сказочных героев (волшебное появление, способность к разговорной речи, обладание сверхспособностями); 4. В рамках профессионального самоопределения использование данного героя вызывает стремление узнать как можно больше нового о разных профессиях.
Введение данного героя было бы непонятно детям без изучения истории мордовского народа. В этом помогает использование книги «Россия наш общий дом. Моя Мордовия». В ней понятно и доступно представлены сведения о государственном устройстве Российской федерации и республики Мордовия. Особое внимание уделено трудовым и культурным достижениям республики Мордовия. Красочность книги вызывает интерес к её изучению в совместной деятельности с детьми, что способствует приобщению детей к национальному достоянию.
Актуальность проекта: конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. Но в наших силах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях как интересна и увлекательна любая из них если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков. Считаю необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых.
Инновационность:
Тип проекта: информационно-игровой. Долгосрочный (9 месяцев)
Участники проекта: дети средней группы, родители.
Цель проекта:
продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.
Задачи проекта:
Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
Знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
Развивать связную речь, внимание;
Закреплять полученные знания детей о профессиях,используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
Методы и формы работы:
Организуя в средней группе работу по знакомству детей с профессиями, я опираюсь на следующие методы:
Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость»с приглашением родителей, как представителей разных профессий; проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
Практические методы – использование дидактических игр; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.
Формы работы
Игровая
сюжетно-ролевая игра,
игры с сюжетными игрушками;
дидактические,
настольно-печатные игры,
Коммуникативная
Беседа, ситуативный разговор;
речевая ситуация;
составление и отгадывание загадок;
сюжетные игры;
заучивание пословиц и поговорок, стихов;
составление рассказов;
Познавательно-исследовательская
Наблюдение;
экспериментирование,
экскурсии;
решение проблемных ситуаций;
дидактическое упражнение;
просмотр презентаций и видео роликов,
встреча с интересными людьми
Восприятие художественной литературы
Чтение;
обсуждение;
беседа;
рассматривание иллюстраций;
просмотр презентаций и мультфильмов; слушание;
разучивание.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении)
дежурство;
поручения;
наблюдения,
знакомство с профессиями
Изобразительная
Творческая работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями»Автор сост. Антонова М.В.
Конструирование
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
Музыкальная
Слушание;
исполнение;
импровизация;
Двигательная
Подвижные игры,
Развлечение,
малоподвижные игры;
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как: врач, повар, пекарь, полицейский, пожарный, швея, водитель, актёр, ветеринар,профессии военных. Поймут значение слова «профессия».
Повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.
Работа по знакомству детей с профессиями ведётся планомерно и систематично. Для лучшего усвоения темыя связываю изучение нового материала с индивидуальной работой в практическом пособии «Знакомимся с профессиями», что способствует закреплению изученной темы.
Также в своей работе я учитываю основные принципы образования детей дошкольного возраста, психологические и индивидуальные особенности детей.
Безусловно, игра – основной вид деятельности детей, поэтому изучение данной темы проходит в присутствии древне мордовского мифическогогероя Куйгорожа. Дети с большим интересом включаются в работу, когда видят у себя в гостях такого гостья как Куйгорож, который с большим рвением стремится взяться за работу.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев. Включает в себя следующие этапы:
Практический этап.
Подготовительно-проектировочный этап.
Выяснить уровень знаний детей по данной теме.
Изучить методическую и художественную литературу.
Составить план работы над проектом.
Определить цель и задачи проекта.
Сделать куклу Куйгорож для введения детей в мир профессий.
Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
Разработать и создать дидактические игры, мнемотаблицы, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.
Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.
Пополнитьуголок книги материалом по данной теме.
Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью рассказать о своей профессии.
Практический этап
Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
Тема недели : Эти удивительные животные.Профессия: ветеринар
Работа с детьми
Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными
Цель: Обучение правилам безопасного поведения. Познакомить с ролью человека по уходу за домашними животными
C/р игра «Ветеринарная лечебница»
Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Показ презентации по теме: «Кто же он – Айболит?»
Цель: познакомить с профессией ветеринар, рассказать чем он занимается.
ЧХЛ. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».
Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям, закрепить значение профессии ветеринар.
Автор сост. Антонова М.В. (стр. 20-22).
Работа с родителями
Консультация для родителей по теме «Профессии».
Внести в игровой уголок «больница» . Предметы необходимые для лечения животных.
Тема недели : кто работает в детском саду.Профессия: прачка , повар , пекарь.
Работа с детьми
экскурсияв прачечную».
Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда прачки, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.
Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»
Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»
Д. игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.
Ситуативный разговор. Знакомство с профессией – пекарь.
Цель: вызвать интерес к профессии пекарь, узнать чем пекарь работает, какие продукты использует.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями» (стр. 10-12)
Работа с родителями
Пригласить маму, работающую пекарем с целью знакомства детей с профессией пекарь. (фотоотчёт)
Используя тетрадь «Знакомимся с профессиями» стр. 11 познакомить родителей с рецептами мордовских блинов и предложить сделать их дома совместно с детьми.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести новые игровые элементы:
Муляжи фруктов, овощей.
Тема недели : Безопасность на дороге.Профессия: полицейский
Работа с детьми
Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила
Чтение художественной литературы
Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
Работа с родителями
Пригласить папу, работающего полицейским с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.
Профессия: пожарный
Работа с детьми
Чтение С.Маршака «Пожар»
Цель: Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики.
Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый).
Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.
Пальчиковая гимнастика «Профессии»
Д. игра «Помоги пожарнику собраться»
Цель: способствовать усвоению знаний о спецодежде пожарного. Развивать речь детей.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 39-42)
Работа с родителями
Пригласить папу, работающего пожарником с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
Разработать и ввести в пользование детьми игру «Куйгорож -пожарник»
Тема недели : Мир одежды.Профессия: швея
Работа с детьми
Упражнение «Говори правильно».
Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды), меняя темп и громкость, развивать внимание.
Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Кто шьёт одежду».
Цель: знакомить детей с профессией швеи, с предметами, необходимыми ей для работы.
Д. игра «Карта профессий»
Цель: выявлять знания детей опрофессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какая ткань лучшая для одежды вашего ребёнка».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.
Тема недели: Полезные машины.Профессия: водитель.
Работа с детьми
Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист».
Цель: познакомить детей с профессией машинист.
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Д. игра «Мы - водители»
Цель: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность.
Речевое упражнение «Кем быть» Цель: учить детей, ориентируясь на картинки мнемотаблиц, рассказывать о профессиях.
Лепка «Грузовик»Задачи: Продолжать учить лепить фигуры из прямоугольных, квадратных, круглых форм.
Конструирование из строительного материала «Транспорт » Задачи:Учить сооружать части постройки. Делать постройку устойчивой.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр.25-28)
Работа с родителями
Консультация для родителей «Будьте примером для вашего ребёнка когда сидите за рулём».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести атрибуты к подвижной игре «Воробышки и автомобиль»
Тема недели:Когда я вырасту большим то стану офицером.Профессия: профессии военных.
Работа с детьми
Беседа «Защитники Отечества»Цель: Продолжать знакомить с профессией военный.
Презентация «Военная техника » Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.
Д/и «Помоги Куйгорожу собраться в дорогу», Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма определённой профессии. Закрепить в речи их названия.
Рассматривание открыток «Представители родов войск»,Цель: учить детей различать и называть представителей разных родов войск. Рассказать о том, какими качествами необходимо обладать. Поддерживать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
Конструирование: «Корабли»,Цель: закрепление умения конструирования из геометрических фигур. Закрепление знания геометрических фигур, повторение транспорта. Задачи: Развитие внимания, развитие памяти.
Работа с родителями
Фотогазета «Профессии наших пап». Цель: повышать интерес к профессиям через знакомство с профессиями своих родителей.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести настольную игру о профессиях.
Тема недели : Золотая мама.Профессия: парикмахер.
Работа с детьми
Просмотр презентации «Профессия - парикмахер». Цель:
Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»; Цель: учить детей анализировать, сопоставлять, cравнивать убирать лишнее и объяснять чем руководствовался на основе полученных знаний.
Альбом по развитию речи «Профессия – парикмахер». Цель: Развитие интереса к различным профессиям с учетом гендерного воспитания.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 29-31)
Работа с родителями
Стенгазета «Самая красивая причёска моей мамы». Цель: поднять настроение, учить доводить дело до конца.
Совершенствование предметно-развивающей среды
В группе создана развивающая среда,имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.
Профессия: библиотекарь.
Работа с детьми
Беседа о профессии библиотекарь.
Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.
Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.
Цель: развивать творческие способности детей.
Экскурсия в библиотеку.
Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.
Расширить знание детей о специфике этой профессии.(фотоотчёт)
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.
Тема недели : Быть здоровыми хотим.Профессия: врач.
Работа с детьми
Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: показать детям кабинет медсестры, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры детского сада.
Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.
Беседы «Что делает мама, когда я заболел»,«Что нужно доктору для работы».
Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
Д. игра «Помоги Куйгорожу отправиться на вызов к пациенту». Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Дополнить уголок «Больница» инструментами врачей разных специальностей.
Тема недели : Театр.Профессия: актёр.
Работа с детьми
Театрализованная деятельность. Показ детьми сказки «Колобок». Цель: развивать творческую самостоятельность, способствовать томучтобы дети, побывав актёрами сделали вывод и назвали каким должен быть актёр. Развивать речь детей.
Д. игра «Карта профессий» Цель: выявлять знания детей опрофессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
Творческая игра «Покажи какое настроение у Куйгорожа». Цель: учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос)
Презентация «Каким бывает актёр». Цель: заинтересовать детей профессией актёра, через знакомство с особенностями его работы.
Работа с родителями
Совместное с родителями театрализованное представление «Гуси- лебеди»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Подготовка театральных масок для творческой работы детей.
Обобщающе-результативный этап.
Итоговые мероприятия по теме проекта «Путешествие в мир профессий».
НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Грузовые машины и тракторы» (восковые мелки).
Цель: Упражнять детей в рисовании грузовых машин и тракторов. Учить рассматривать схематические изображения и строить свои элементарные схемы, вырезать элементы и моделировать изображения.
НОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Автобус».
Цель: Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.
НОД по познавательному развитию «Все профессии хороши, выбирай на вкус».
Цель: Закрепить понятие профессия. Дифференцировать предметы по их отношению к определенной профессии. Узнавать, называть людей разных профессий, давать элементарные пояснения. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать трудолюбие и желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать трудности.
НОД по познавательному развитию «Огонь-друг, огонь-враг».
Цель: Познакомить дошкольников с машиной специального назначения - пожарная машина. Сформировать правильное отношение к огню. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь - друг, огонь - враг. Расширить знания детей о правилах обращения с огнем. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведении в общественных местах, лесу. Воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми.
НОД по познавательному развитию «Замечательный врач».
Цель: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.
Итоговое развлечение.
Цели:- ;- упражнять их в умении определять действие по названию профессии;- , их деятельности и ее результатам.(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Фотоотчёты.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.
«Вместе с Куйгорожем по миру профессий»
Цели:
- ;
Упражнять их в умении определять действие по названию профессии;
Их деятельности и ее результатам.
Оборудование: Игра «Автобус» - три карточки: желтая, зеленая, красная, веревка; игра «Парикмахеры» - заготовки (рисунки) расчески 2 шт., заготовки (парики бумажные) ножницы, краски; игра «Доктор Айболит» - нарисованные или игрушечные градусники 4 шт., пузырьки с витаминами 4 шт., пилюли 4 шт, музыкальный центр, игрушка-кукла Куйгорож.
Ход развлечения для средней группы
Воспитатель: Как я рада вас видеть. Мы встречаемся с вами каждый день, скажите, ребята, а куда уходят ваши родители? Кем работают ваши родители?
Звучит национальная музыка появляется Куйгорож.
Ой, посмотрите кто к нам пришёл? (Куйгорож). А кто это? (мордовское божество с головой совы и хвостом змеи). Ребята а это доброе божество или злое? (Куйгорожа зовут на помощь в работе, но если он заскучает без работы то всё порушит). Значит Куйгорож какой? (трудолюбивый).
Куйгорож. Здравствуйте, ребята. Я сейчас шел по детскому саду и встретил по пути людей разных профессий. И сейчас я хочу с вами поиграть. Я буду называть профессию человека, а вы то чем он занимается.
Дворник- что человек этой профессии делает?
Потом охранник, чем он занят?
Потом заведующая детским садом, как вы думаете, чем она занимается в детском саду? Повар, как вы думаете, что он делал?
А в группе с вами всегда находятся воспитатель и помощник воспитателя, чем они занимаются. Вот сколько людей разных профессий я встретил.
Воспитатель: Да, Куйгорож у каждого взрослого человека есть профессия. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день, которое полезно для других людей.
Куйгорож. А что будет, если какой-нибудь профессии не станет?
Воспитатель: а давайте поиграем в игру «Что будет, если…» и узнаем.
Игра «Что будет, если…»
Воспитатель задает детям вопрос, со слов что будет, если, включая различные профессии.
Например: Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
Куйгорож. Я тоже хочу работать и приносить другим людям пользу. Ребята, а давайте завтрашнего дня будем работать сразу и полицейским и поваром и пожарником.
Воспитатель: Куйгорож., ты конечно молодец что любишь работать, но ребятам прежде чем начать работать нужно долго и усердно работать. Д авай попробуем поиграть.
Игра «Полицейский, повар или пожарник».
Приглашаю всех в круг! Пока звучит музыка, все двигаются по кругу вправо. Как только музыка стихнет, если я назову профессию «Полицейский», вы прикладываете руку к козырьку, если «Повар», то вы делаете вид, что помешиваете суп, а если «Пожарник» - делаем вид, что тушим пожар. Начали!
Куйгорож. (грустно) Вы правы, слишком сложно быть полицейским, поваром или пожарным и уж тем более всеми сразу… (пауза), (подумал, радостно)… Но зато думаю, что из вас получатся отличные парикмахеры!!!
Воспитатель: Куйгорож., а ты думаешь, что профессия парикмахера не требует знаний и умений? Давайте тогда попробуем поиграть в «Парикмахеров».
Игра «Парикмахер»
Дети делятся на две команды, бегут по очереди в другой конец зала, первый игрок рисует «зубчики расческе» - вертикальные линии одной длины на нарисованной заготовке. Второй добегает, берет краски и красит заготовку-парик, третий игрок добегая берет ножницы и стрижет парику-заготовке челку. Побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее справится с заданием.
Куйгорож. (возмущенно) Вот всему-то у вас надо учиться, учиться, учиться! Я лучше обучу вас как стать водителем автобуса! С этой-то профессией вы точно справитесь, крутишь себе баранку, крутишь и едешь и едешь.
Воспитатель: А давайте поиграем в игру, которая называется «Автобус».
Подвижная игра «Автобус».
Куйгорож- водитель, 3 пары детей становятся в колонну, держась за руки. Свободными руками они держаться за шнур. Это автобус. Водящий стоит в одном из углов комнаты, держит в руках три карточки: желтую, зеленую и красную. На зеленый сигнал автобус едет, на желтый замедляет ход, на красный - останавливается. На обозначенной остановке пассажиры могут выйти или зайти в автобус.
Куйгорож. Это сколько же водителю правил дорожного движения надо знать! И что такое пешеходный переход, а вы ребята, знаете? А на какой сигнал светофора можно переходить через дорогу? А на какой нельзя? Совсем не легкий труд управлять транспортом. Ну, была не была, научу вас детей лечить!!!
Воспитатель: Ой, ребята, скорее прячьте от Куйгорож. все лекарства, а то он нас сейчас таких здоровеньких залечит.
Игра «Доктор Айболит».
Две колонны детей стоят друг за другом за чертой. Перед ними на полу разложены «пенечки». Айболит (игрок) должен переходить с «пенька» на «пенек» и таким образом дойти до черты. Как только он оказался за чертой и кладет в корзину игрушечный градусник, второй игрок начинает передвижение по пенькам с игрушечными таблетками в руках и т.д.
Куйгорож. (грустно) Да ладно, ладно! Я всё понял. Чтобы кем-то стать надо долго и хорошо учиться сначала в детском саду, потом в школе, институте. А я подожду, когда вы станете взрослыми и обещаю, когда выберете свою профессию то обязательно приду к вам и буду помогать. До новых встреч.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о различных профессиях. А кем бы вы хотели стать? А что нужно для того чтобы стать профессионалом своего дела? Вы совершенно правы, нужно много и хорошо учится, начиная с самого детского сада и еще не забывать ценить труд людей, которые вас окружают. Ведь любая профессия сложна по-своему и любой человек прикладывает большие усилия.
Конспект беседы с
Васиным Николаем Николаевичем на тему
«Сотрудник полиции»
Задачи:
- расширять и углублять знания детей о работе сотрудников полиции. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по номеру «02», «020» или «112».
- воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Ход беседы:
Раздаётся звон колокольчика.
Ребята, слышите звонит наш волшебный колокольчик, Куйгорож хочет с нами поиграть, и вам что-то рассказать. Давайте сядем красиво и приготовимся его послушать.
К: Шумбрат! Здравствуйте, ребята! Не могу я долго сидеть без работы вот хочу познакомить вас с профессией, которая мне очень нравится, но сначала, отгадайте загадку.
Защитить поможет он человека и закон
Будет быстро пойман вор,
Дан разбойнику отпор.
Дети: полицейский.
К: верно, сейчас я собираюсь отправиться на особое задание и узнать об этой профессии побольше интересного.
В: никуда отправляться не надо, Куйгорож. Ты усаживайся поудобнее, а вы, ребята не шалите. Ведь к нам идёт сам полицейский.
П: Здравствуйте. Ребята! Узнали меня? (Вы папа Арсения).
В: и Арсений приготовил стишок для своего папы
Папа у меня - герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по «102» звоните,
Папу моего зовите!
В: Молодей, Арсений, очень хороший стишок. Он подходит для твоего папы ведь он работает ….
П: Давайте я представлюсь, меня зовут Николай Николаевич.
В: Николай Николаевич, расскажите пожалуйста нам о своей работе.
П: вся работа сотрудника полиции призвана к тому, чтобы защищать и охранять жизнь и здоровье людей.Любого полицейского вы узнаете по форменной одежде.
Ещё у каждого полицейского должно быть удостоверение, вот посмотрите. (дети рассматривают фотографии удостоверений и говорят, что на нём изображено). Если к вам подходит человек в форме полицейского, но у него нет такого удостоверения. То это переодетый мошенник, будьте внимательны.
Сотрудники полиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. (демонстрация картинок)
В: Как думаете, зачем полицейским носить оружие? (чтобы защищать свою жизнь и жизнь окружающих)
П: Да, ребята, верно. Но преступники бывают очень хитрыми. И чтобы нам с ними справиться мы должны очень быстро передвигаться. Поэтому мы пользуемся автомобилями с сереной, чтобы остальные водители слыша сирену, уступали дорогу работникам полиции. (демонстрация картинок)
Оценка результатов и отчётность.
Как видно из содержания проекта тема профессии достаточно объёмна и наверно даже неиссякаема. Данный проект позволил систематизировать и конкретизировать деятельность детей и собственно педагога. Пусть проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах данного вида деятельности. Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшают процесс понимания значения той или иной профессии, использование дидактических игр позволяет детям закрепить полученные знания, а мне, как педагогу, даёт возможность понять степень усвоения материала.Так же интересна ребятам работа с практическим пособием «Знакомство с профессиями» где проводником в мир профессий является Куйгорож, они творчески подходят к решению многих заданий (например, выбрать ингредиенты для салата). Важно в такие моменты попросить ребёнка объяснить причины своего выбора. Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где также видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы, принимают участие в мастер-классах, предложенных родителем, ещё долго вспоминают о госте. По сложившейся традиции в нашей группе, знакомит детей с профессиями уже полюбившийся Куйгорож. Он всегда находится в нашей группе, детям нравится с ним играть, но основное его предназначение в группе «Путешествие в мир профессий».
Марина Неровная
Проект «Мир профессий!»
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели) .
Тип проекта : познавательно – информационный.
Объект исследования : профессии .
Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы.
Формы проведения итоговых мероприятий : организация выставки по итогам посещения экскурсий «Библиотека» , «Магазин» , «Автомастерская» , знакомство с профессией электрика ; фотоальбомы профессий родителей «Профессия мамы и папы » , викторина «Все профессии важны »
Продукты проекта :
1. Выставка совместных работ детей и родителей : фотоальбом «Профессии мамы и папы » , рисунок профессии родителей
2. Конспект – викторина «Все профессии важны »
3. Презентация проекта «Мир профессий »
4. Публикация материала в СМИ.
Проблема : большинство детей недостаточно имеют знаний и представлений о профессиях . Я столкнулась с тем, что дети не все знают названия профессий родителей , характерные особенности данной специальности.
Цель : Расширить представление детей о многообразии мира профессий в обществе . Раскрыть характерные особенности мужских и женских профессий .
Задачи проекта для детей :
1. Формировать первичные представления детей о гендорной принадлежности, влияющие на выбор профессии в будущем .
2. Расширять и углублять знания детей о профессиях .
3. Способствовать развитию связной речи у детей.
4. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
Задачи проекта для педагога :
1. Создание тематической подборки (картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме «Профессии » ).
2. Выявить знания у детей о профессиях .
3. Подготовить консультации для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями ».
4. Подготовить план - экскурсий, магазин, автомастерскую.
5. Оформить с родителями фотоальбом «Профессии мам » , «Профессии пап »
6. Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта .
Задачи проекта для родителей :
1. Беседа с детьми о профессиях в домашней обстановке.
2. Подготовка совместных работ с детьми фото профессий родителей .
3. Подготовка рассказов о любой профессии .
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей :
Сформированность знаний о некоторых профессиях , их назначении, особенностях;
Пополнение лексики воспитанников;
Расширение знаний о своей семье.
Для родителей :
Успешное взаимодействие со своими детьми;
Повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога :
Создание предметно-развивающей среды по теме проекта ;
Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Выполнение проекта .
Раздел программы
Виды детской деятельности
Познавательно - речевое
развитие
1. Познавательные занятия :
- «История профессии » , - «Кто работает в детском саду»
- «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий » - «Мир профессий »
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
2. Творческие рассказы.
- «Я горжусь своим папой» - «Я горжусь своей мамой»
3. Чтение художественной литературы :
Д. Родари «Чем пахнут ремесла» , С. Маршак «Почта» , «Пожар» , Е. Пермяк «Пропавшие нитки» , С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» ,К. И. Чуковский «Айболит» , Б. Житков «Железная дорога» .,
4. Заучивание стихов.
5. Вечер загадок о мужских и о женских профессиях .
6. Создание фотовыставки «Профессии пап » , «Профессии мам »
Раздел программы
Виды детской деятельности
Коммуникация
Игровая деятельность 7. иллюстраций на тему «Профессии »
8. Составление схемы для составления рассказа о профессиях .
Дидактические игры :
«Кому что нужно» ,
«Для чего нужен этот предмет?» ,
«Кем быть?» ,
«Подскажи словечко»
«Угадай, кто это?»
«Магазин игрушек»
«Угадайте, что я делаю?»
«Что сначала, что потом»
«Где можно это купить?» \
«Назови профессию »
«Кто, что делает?»
«Что делают этим предметом?»
«Что расскажет предмет»
«Умные машины» ,
«Хорошо - плохо» ,
«Кем я хочу стать?» ,
«От слова к слову» ,
«Магазин» ,
«Знаю все профессии » ,
«Собираемся на работу» ,
«Едем на работу» ,
«Оденем куклу на работу» .
«Волшебный куб»
Настольные игра – «Профессии » , «Кем быть?» , «Кому что нужно для игры» »Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.
Составление рассказов о профессиях родителей .
Разучивание стихов о различных профессиях
Обогащение словаря детей за счет новых терминов.
Пословицы и поговорки о труде.
Трудовая деятельность Беседа о труде взрослых в детском саду
Художественно-эстетическое развитие
Худ. творчество 1. Рисование
Мамина работа
Папина работа.
Хочу о маме рисовать
2. Аппликация : подарок маме к дню матери.
3. Работа с раскрасками : «Женские профессии » , «Мужские профессии » .
4. Лепка.: овощи и фрукты - кондитерские изделия.
Здоровье и физическое развитие Подвижные игры :
«Пожарные на учении»
«Почтальон»
Игры – эстафеты.
Физминутки :
Социальное развитие Взаимодействие с родителями.
Посетить папу Насти П. в автомастерской. Проблемная ситуация «Сломался автомобиль»
1. Сюжетно-ролевые игры
«Магазин» ,
«Столовая» ,
«Супермаркет» ,
«На ферме» ,
«Ветеринар» ,
«Парикмахерская» ,
«Школа» ,
«Театр» ,
«Ателье» ,
«Библиотека» ,
«Поликлиника» ,
«Детский сад» ,
«Салон красоты» ,
«Фотография»
2. Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию (мужскую или женскую)
3. Варианты сюжетно-ролевой игры «Больница» :
«Кукла Катя заболела»
«Папа вызывает врача»
«Скорая помощь»
«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»
«Кукла поправилась»
«Врач и медсестра»
«Аптека»
«Поликлиника-аптека»
3. Беседа о назначении разных предметов.
Музыкальная деятельность Прослушивание песен о женских профессиях .
Музыкальный утренник «День матери»
Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
Беседа о творческих профессиях , связанных с искусством (пианист, дирижер, композитор, певец, балерин, художник)
Взаимодействие с родителями - Консультации «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями ».
Совместная подготовка к утреннику
Участие в выставках фото композиций.
Посетить папу Насти П. в автомастерской. Проблемная ситуация «Сломался автомобиль
Итог :
Праздник «День матери»
Презентация : Проект в старшей группе «Мир профессий »
Результаты проекта :
Педагог удовлетворен проведенной работой и результатами проекта . Собран и систематизирован весь материал по теме проекта . У дошкольников появился интерес к данной теме. Дети знают и называют большое количество профессий , об орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии . Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы . К проекту имеется приложение .
Общая характеристика профессии: Самостоятельно решает с помощью чего зарабатывать деньги, составляет план действий и выполняет задуманное. Широко использует технические средст ва и каналы связи (телефон, факс, компьютер и др.). Работа в закрытом помещении. Возможны частые поездки. Многочисленные контакты с разными людьми. Описание профессии «коммерсант» совпадает с описанием профессии «менеджер». Я считаю, что в данное время не выделяют такой профессии как коммерсант, это больше обобщенное название, чем конкретная специальность. Поэтому и описание «коммерсанта» нечеткое, расплывчатое. Можно во всех описаниях отразить общественную полезность данных видов профессий и характерные особенности, трудности профессий.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: Для деятельности необходимы: умение управлять собой, самообладание, коммуникабельность, организаторские качества, хорошая память, умение анализировать информацию, развитая интуиция, социальная пластичность, высокий уровень логического мышления
Содержание труда: Занимается торговой (коммерческой) деятельностью в той или иной сфере хозяйства, с наибольшей выгодой обеспечивающей рынок товарами и услугами оптимального ассортимента и высокого качества; определяет соответствие товаров и услуг нормативно технической документации, фирменному знаку, прогнозирует спрос, организовывает рекламу, стимулирует сбыт, документально оформляет коммерческие операции.
Должен знать: Основные принципы и правила классификации продукции и товаров, требования к их качеству, рынок, его типы, состояние и перспективы развития спроса и предложения, системы маркетинговой информации, стратегию коммуникации, стимулирования сбыта, банковскую и налоговую систему, организацию финансового планирования деятельности предприятия, этикет деловых и неофициальных встреч, имидж руководителя, структуру экономики, характер торговых операций, основы рекламного дела, коммерческую лексику.
Основы рыночной экономики, организацию коммерческой работы на предприятиях, основы рыночного ценообразования, маркетинга и менеджмента, основы прогрессивной технологии товародвижения, организацию товароснабжения и рекламной работы, современные методы финансово- хозяйственной деятельности предприятия, основы законодательства, иностранный язык делового общения, компьютерную обработку учетной документации, делопроизводство, машинопись.
Медицинские противопоказания: психические и нервные заболевания. Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими заболеваниями, имеющим выраженные дефекты зрения и слуха, физические недостатки.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение стр.3
Понятие и виды профессий стр.4
2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5
3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6
4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8
Заключение стр.10
Список использованной литературы стр.11
Приложение 1 «Анкета» стр.12
ВВЕДЕНИЕ
Один из важных шагов в жизни человека - выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.
Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей - цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;
Проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;
Изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;
Провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.
В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.
В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:
Введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;
Основной части, состоящей из 4 параграфов;
Заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;
Списка использованной литературы;
Приложения.
В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.
Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ
Профессия - от латинского слова profession - «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками .
Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования .
Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.
В современном мире множество самых разнообразных профессий.
Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.
По характеру труда:
Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда - учитель, научный сотрудник, врач.
Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера - художник, модельер.
По уровню квалификации:
Профессии, требующие высшего образования;
Профессии, требующие среднего профессионального образования;
Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом :
- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.
- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.
- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.
- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.
- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.
2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?
Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:
Выбранная профессия будет для него интересна;
Выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;
Можно будет найти работу по выбранной профессии.
К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:
1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;
2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;
3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.
3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО
Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.
По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются :
1.Специалисты высшего уровня квалификации - 22,6% от общего числа потребности в работниках,
в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук - 6,4%;
специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения - 8,2%;
Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения - 8,8%;
Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности - 7,8%;
Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 7,7%
Водители и машинисты подвижного оборудования - 7,3%.
Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики - 9,3%
В современных условиях на рынке труда все меняется быстро, даже стремительно и непредсказуемо, но все же ситуацию на рынке труда можно спрогнозировать. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут :
1. Инженерные специальности.
2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
3. Нанотехнологии.
4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
5. Маркетинг и продажи.
6. Специальности, связанные с сервисом.
7. Логистика.
8. Экология.
9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.
Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).
Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?
Самые распространенные ответы на данный вопрос:
Менеджер, экономист, бизнесмен - 16,6%;
юрист - 6,9%;
дизайнер - 4,2%;
инженер, IT-специалист - 15,2%.
Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).
Ответы на вопрос представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Ответы на второй вопрос анкеты
Таким образом, подтверждается версия о том, что в выборе профессии большую роль играет фактор «МОГУ», который подразумевает способности человека, уровень его знаний.
Третий вопрос анкеты:
Выбери для себя подходящую характеристику:
3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого (Профессиональный тип «человек-человек»).
3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части (Профессиональный тип «человек-техника»).
3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными (Профессиональный тип «человек-информация»).
3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант (Профессиональный тип «человек-искусство»).
3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением (Профессиональный тип «человек-природа»).
По ответам на данные вопросы я постарался определить соответствие выбора профессии профессиональному типу личности. Результаты обработки ответов представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты ответов на третий вопрос анкеты
Таким образом, также подтверждается тезис о том, что при выборе профессии большую роль играет фактор «ХОЧУ», который объединяет желания, интересы, склонности личности.
Вопрос четвертый анкеты:
Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.
Наиболее популярные ответы:
Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.
Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.
Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:
«ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО»
На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.
Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. // М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Сценарий тренинга профессионального самоопределения «Профессия и карьера» // Электронный ресурс. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-260062.html (дата обращения 02.03.2016).
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).
Энциклопедия // Электронный ресурс. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128780 (дата обращения 02.03.2016).
Энциклопедия юного психолога. // Электронный ресурс. URL: http://www.psihologu.info/content/view/510/16/ (дата обращения 2.03.2016).
10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурс. URL: www.gorbibl.nnov.ru (дата обращения 02.03.2016).
Приложение 1
Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________
Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________
Выбери для себя подходящую характеристику:
3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.
3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.
3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.
3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.
3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.
4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________