Нестандартное мышление. Как развить нестандартное мышление

Мышление – это способность человека рассуждать, оценивать окружающую обстановку, ориентироваться в нестандартных ситуациях и составлять стратегии поведения. Нестандартное или креативное воображение – это фактор, который упрощает жизнь и делает человека в глазах окружающих умнее.

Существует много методик, которые направлены на развитие способности мыслить. Перед тем как приступать к выполнению методик, определите уровень мыслительных процессов. Одним из популярных тестов на выявление уровня технического мышления считается тест Беннета. Он состоит из 70 заданий и иногда используется как дополнение к определению умственных способностей человека.

Люди с нестандартным подходом сегодня ценятся, поскольку их идеи отличаются от общепринятых, они способны находить новые выходы из безысходных ситуаций. Если ваш мозг способен работать нестандартно, вы всегда найдете место в жизни.

Упражнения для развития способности не стандартно мыслить простые. Кажется, будто в них нет смысла, но именно в бессмысленных вещах лежит путь к яркой и необычной жизни. Итак, что развить воображение, подойдут такие действия:

  • Придумайте, как использовать зубную пасту не по назначению.
  • Найдите несколько оригинальных способов применения ручки, платья, конфеты, яблока и т. д.
  • Вспомните любимых персонажей, которыми вы восхищались. Соедините их в одной сказке.
  • Рассказывайте истории о знакомых в первом лице, добавляя моменты из собственной жизни.
  • Представьте, что у вас есть 1 млн долларов. Придумайте несколько способов, куда вы его инвестируете.
  • Решайте детские задачи на логику.
  • При посещении музея вообразите себя экспертом, найдите скрытый смысл экспонатов.

Чтобы вы пришли к своей цели, используйте воображение. Забудьте о стереотипах и предрассудках и взгляните на ситуацию, как будто вы не знаете, что о ней думает общество. Чтобы по-новому посмотреть на жизнь, изучите, как развить креативное мышление.

Запоминание на основе визуального мышления

Мы пользуемся мозгом всего на 5%. На самом деле мы способны запоминать гораздо больше информации, просто мы не отходим от стереотипов и не пытаемся открыть новые методы. Книга «МНЕМОТЕХНИКА запоминание на основе визуального мышления» представляет методику запоминания новой информации. Согласно ей, чтобы запомнить новый материал, его нужно связать с уже известной информацией.

Почему для этого нужно развивать визуальное мышление? Оно имеет преимущество – изображения воспринимаются мозгом легче, чем цифры или буквы. Поэтому информацию, которая не укладывается в голове, преобразуйте в картинки.

Еще один принцип мнемотехники – не запоминайте информацию, прочувствуйте эмоции во время процесса изучения. Мозг запоминает события, которые связаны с яркими впечатлениями, остальные постепенно стираются из памяти, поскольку являются обыденным, не представляющим интереса процессом. Используйте воображение, чтобы обычные вещи стали ярче.

Развитие образного мышления

Образное мышление, в отличие от нестандартного, пригодится каждому человеку, а не только людям определенных профессий. Развитию способствуют специальные игровые упражнения:

  • Рассмотрите левую ладонь. Обратите внимание на каждую черточку и линию. Теперь закройте глаза и воспроизведите образ ладони, вспоминая каждую деталь.
  • Закройте глаза и вспомните последний праздничный вечер, который вы посетили. Проанализируйте детали: цвета, оттенки, целостность помещения. Все ли люди присутствуют, одежда, тарелка, вкус еды.
  • Посмотрите вперед, не отводя взгляд. Охватите столько зрительного пространства, сколько можете, используя боковое зрение. Разбейте увиденное пространство на 4 части и детально опишите каждую часть. Воссоздайте целостный образ каждой части.

Развитие образного мышления наполнит жизнь яркими красками, сохранит в памяти лучшие моменты и позволит быстро находить выход из трудных ситуаций.

Конкретно-действенное мышление

Этот вид мышления подразумевает решение конкретных задач, которое не противоречит условиям выполнения. Его еще называют техническим, и развивать его нужно людям, работающим практически во всех направлениях. Развитие технического или инженерного мышления, как его называют, не требует выполнения сложных задач, для этого достаточно:

  • решать головоломки;
  • разгадывать кроссворды;
  • отгадывать загадки;
  • решать логические задачи.

Способность подразумевает грамотное сочетание мыслей и практического подхода, что важно для современного прогресса. Этот вид проявляется у человека первым, он отвечает за внимательность и наблюдательность.

Развитие абстрактного мышления

Абстрактное мышление дает возможность воспринимать целостную картину, не задумываясь о деталях. Оно приводит к новым открытиям. Если абстрактное мышление развито слабо, усовершенствовать его можно с помощью задачек на сообразительность.

Задачи имеют подвох, потому что направлены на нахождение неправильного ответа, который кажется очевидным. Для правильного решения нужно найти скрытые связи между задачами и прийти к логическому ответу.

Развитие пространственного мышления относится к абстрактному типу, оно поможет лучше ориентироваться в окружающей обстановке и анализировать пространство в целом, а не его часть.

Развитие наглядно-образного мышления

Наглядно-образное мышление – это вид, в основу которого заложены образы. Благодаря ему мы, рассматривая человека спереди, представляем внешний вид сзади.

Этот вид способности развивается во время рисования. Итак, чтобы развить наглядно-образное мышление, когда рисуете:

  • нарисуйте образ предмета, человека или явления по памяти;
  • придумайте ненастоящий образ и воплотите на бумаге;
  • дополните уже существующий образ новыми деталями из воображения;
  • нарисуйте машину будущего или жилье своей мечты.

Развитие образного мышления происходит, когда мы воплощаем на бумаге мысли, действия или образы, не важно, настоящие они или нет.

Особенности развития понятийного мышления

Развитие понятийного мышления основано на закономерном использовании понятий и логических конструкций. Такая способность позволяет собирать, анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, полученную в ходе деятельности.

Чем больше развитие понятийного склада ума, тем быстрее человек справляется с жизненными задачами и приходит к логическим выводам. Для развития:

  • Рассказывайте кратко просмотренный фильм или прочитанную книгу, охватывая смысл происходящего полностью.
  • Решайте задания с определением лишнего слова в логическом ряду.
  • Попросите родственника задать вам несколько вопросов к посмотренному фильму или прочитанной книге. Ответьте на эти вопросы кратко, но с сохранением главной мысли и добавлением своих рассуждений.

Наличие понятийного мышления – это неврожденная характеристика человека. Ее можно успешно развить в любом возрасте, что будет полезным при приеме значимых решений.

Таким образом, целостная картина ситуации воспринимается нами только при условии развитого каждого вида способности. Уделяйте внимание своему развитию, чтобы быть успешным человеком.

Развитие стратегического мышления

Стратегическое мышление – интеллектуальная способность человека на много шагов вперед просчитывать последствия своих и чужих действий.

Отсутствие навыка стратегически мыслить приводит к нежеланию решать жизненные задачи. Стратегическое мышление позволяет совершать правильные и целенаправленные поступки, которые приведут к нужному результату.

Чтобы развивать стратегическое мышление, используйте воображение:

  • Представьте, чего вам ожидать от недавнего поступка, проанализируйте последствия действий близкого человека. Планируйте на будущее, отталкиваясь от уже содеянного.
  • Включите воображение и представьте, как выглядела ваша недавняя встреча, а потом представьте, как будет выглядеть следующая встреча.

Стратегическое мышление позволяет строить планы и продумывать стратегии, подключая воображение, на много шагов вперед.

Развитие геометрического мышления

Развитие геометрического мышления – это совокупность упражнений на развитие понятийного и стратегического вила способности. Не только воображение, но и логика присутствует у людей с высоким уровнем геометрического способа мыслить.

Использование геометрического мышления на практике подразумевает управление не отдельными пространственными образами, а совокупностью этих образов, определяя стиль окружающего пространства. Воображение – это элемент геометрического мышления, но приемы логических рассуждений имеют гораздо большее влияние.

Развитие теоретического мышления

Теоретическое мышление – вид способности, который не приводит к совершению практического действия, в отличие от геометрического.

Развитие теоретического мышления направлено на открытие и освоение новых законов, теорем и закономерностей. Этот вид способности развивают еще в младшем дошкольном возрасте, но развитие теоретического ума у взрослых происходит при чтении книг или просмотре фильмов.

Ассоциативное и дедуктивное мышление

Ассоциативное мышление – тип способности, при котором один образ или действие вызывает появление в сознании человека следующий образ или действие – ассоциацию.

Ассоциативное мышление – неврожденное качество человека, оно строится на развитии в первую очередь творческих способностей. Чтобы проверить творческие способности, пройдите тест, которых много в интернете.

Ассоциативное мышление – элемент дедуктивного. Дедуктивное мышление – это оценка ситуации на основе общей картины. Дедуктивное мышление человек использует, когда решает упражнения на логику. Также приемы дедукции используются в раскрытии преступлений.

Какой бы вид способности мыслить вы ни развивали, важно сохранение позитивного настроения, тогда упражнения приведут к необходимому результату.

Серые будни, привычные мысли, давно ставшие цитатами и прозаичность повседневности – как избавиться от скуки, живя в современном мире? Этим вопросом задаются практически все, кто не желает жить давно надоевшими стандартами. Превыше всего сегодня ценится креативность. Причем встречается она практически во всех сферах жизни человека. Если у вас есть необычные идеи – вас оценит и начальство и друзья, и даже малознакомые люди. Но, что делать, если ваше мышление не отличается неординарностью? В этом вам поможет развитие нестандартного мышления.

Как же его развить?

Главная проблема современных людей – это шаблонность и стандартность умозаключений. Все мы прошли через общеобразовательную школу и классно-урочную систему образования, которая, между прочим, устарела еще лет 45 назад. В итоге общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций. Между тем быстрое и нестандартное мышление – лучший выход из всех трудных жизненных ситуаций. Современные мэтры бизнеса и авторы бестселлеров об успехе дружно твердят о важности отхода от стереотипов ради рождения гениальной и эксклюзивной идеи. Процесс рождения в себе неординарности довольно сложен, но чем раньше он произойдет, тем быстрее вы обретете нестандартное мышление.

Итак, с чего начать? Первое от чего необходимо избавиться - это шаблонность мировоззрения. Мы с детства привыкаем, что трава зеленая, а небо голубое. Иными словами, стандартные решения делают нас скучными людьми, действия и помыслы которых можно предугадать. Если же вы хотите всегда быть интересным собеседником, вам необходимо научиться искать оригинальные решения в простых ситуациях. Сделать это можно с помощью постоянной работы над собой.

Упражнения на развитие нестандартного мышления

Самый легкий способ открыть в себе способности мыслить нестандартно – это детские учебники по занимательной математике с логическими задачками и головоломками. Поскольку большинство способов мышления заложены в нашей голове с детства, то лучшим вариантом будет вновь вернуться в детство и заполнить все недостающие пробелы. Кроме того, вы можете попробовать следующие варианты развития нестандартного мышления:

  • развивайте продуктивность вашего мышления. Представьте себе любой хорошо знакомых предмет вашего интерьера. Например, у вас в кладовой лежат старые коньки. Придумайте как минимум 5 способов их применения помимо прямого предназначения. На решение отводится примерно 5 минут. Это упражнение лучше всего выполнять в группе, т.к. это повысить эффективность мышления за счет большего количества вариантов;
  • работайте со своими ассоциациями. Примером такой деятельности может стать игра на поиск общих признаков у пары предметов. Представьте, что может быть общего у куклы и снега, коробки и бревна, или линолеума и половой тряпки;
  • также прекрасным упражнением могут быть задачки на нестандартное мышление. Например:
  1. Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и ту же букву. Что это за число?
  2. Человек прыгает со стула. В руках он держит весы, на чашке которых лежит груз 10 кг. На каком делении будет стоять стрелка весов во время падения?
  3. На гладкую доску положили 2 кирпича - один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?
  4. Все мы неоднократно слышали журчание ручья. Как Вы считаете, отчего он журчит?

Вариантов решения таких загадок может быть несколько. В этом и есть главное предназначение каждой задачи на развитие нестандартного мышления. Чем больше вариантов решения вы придумаете во время упражнения, тем легче вам будет решать жизненные задачи.

Подобную технику вы можете придумать и сами. К примеру, представьте, что у вас перегорела лампочка. Чем вы ее замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10-ти действительно подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений.

Нестандартное мышление – это, прежде всего, умение видеть скрытый потенциал в знакомых явлениях и объектах окружающей жизни. Чем больше вы будете развивать в себе этот навык, тем проще и интереснее станет ваша жизнь.

К мышлению исходит из трех источников. Впервые оно заинтересовало меня, когда я изучал в Оксфорде психологию. В курсе медицинских исследований я активно использовал компьютер для Фурье-анализа колебаний давления крови при расчете прочности легочной артерии. Я заинтересовался теми мыслительными функциями, которых не может выполнить компьютер, - то есть функциями творчества и . Продолжая свои медицинские исследования в Гарварде, я изучал сложный способ регуляции кровяного давления и общее взаимодействие систем организма. Это пробудило во мне интерес к самоорганизующимся системам вообще.

Три первоначальных интереса (мышление, восприятие, самоорганизующиеся системы) слились воедино, и я написал труд под названием «Другой вид мышления». «Другой» означало нелинейный, непоследовательный и нелогичный. Я пытался объяснить все это в интервью для журнала «Лондон лайф». В процессе объяснения я говорил о том, что для того, чтобы найти новый подход и новые варианты, необходимо «уйти в сторону». В тот же миг я понял, что нашел нужное мне слово. Я вернулся домой и заменил название «Другой вид мышления» на «Латеральное мышление».

Это было в 1967 году. Теперь термин «нестандартное мышление» занял официальное место в «Оксфордском английском словаре», который является эталоном английской лексики. В «Кратком оксфордском словаре» дается такое определение - «поиск решения проблем неортодоксальным и как будто нелогичным методом». Ключевое слово в этом определении - «как будто». Метод может казаться алогичным с точки нормальной логики, но он исходит из логики шаблонных систем, где, например, провокационная идея является необходимостью.

Проще всего описать нестандартное мышление так: «Нельзя выкопать яму в другом месте, копая одну и ту же яму глубже». Эта фраза усиливает необходимость поиска других подходов и других способов восприятия.

При «вертикальном мышлении» вы занимаете определенную позицию и затем начинаете надстраивать этот базис. Каждый следующий шаг зависит от того, где именно вы находитесь в данный момент. Каждое последующее движение определяется прямолинейной . Таким образом вы возводите здание концепции все выше или «копаете яму глубже», как показано на рисунке 1.14.

Используя нестандартный метод мышления, вы двигаетесь «прыжками», пробуя различные точки зрения, различные концепции, различные отправные точки. Для того чтобы изменить привычное направление мышления, можно использовать различные способы, включая метод выдвижения провокационной идеи.

Бабушка сидит и вяжет. Трехлетняя Сьюзан мешает ей, играя на полу с клубком ниток. Мать предлагает посадить малышку в манеж, чтобы та не мешала бабушке. Отец предлагает посадить в манеж бабушку, чтобы защитить ее от Сьюзан.

Точное описание принципа действия нестандартного мышления основано на понятии самоорганизующихся шаблонных систем - «движение в направлении, перпендикулярном шаблонам в самоорганизующихся информационных системах». Этот «ход конем», уводящий в сторону от шаблона, показан на рисунке 1.15, повторяющем базовую схему асимметричных шаблонных систем. Вместо того чтобы следовать проложенным маршрутом, мы стремимся пересечь его.

Нестандартное мышление тесно связано с восприятием. Здесь мы стремимся рассмотреть как можно больше точек зрения. Ни одна из них не является ошибочной, и все они могут сосуществовать. Точки зрения возникли независимо друг от друга. В этом смысле нестандартное мышление так же связано с исследованием окружающего мира, как и восприятие. Вы обходите здание вокруг и осматриваете его с разных точек. Все точки зрения равноценны.

Нормальная логика стремится определить, что истинно, а что - нет, и занимается настоящим. Нестандартное мышление, как и восприятие, рассматривает возможности и занимается будущим. Мы создаем всевозможные варианты будущего и время от времени получаем полезную картинку. Из-за отсутствия четких границ между истиной и ложью такой тип обработки информации получил в компьютерном мире название «размытая логика».

Итак, термин «нестандартное мышление» может быть использован в двух значениях - специальном и широком.

Специальное: ряд систематических приемов, используемых для изменения и генерации концепций и способов восприятия.

Широкое: исследование различных подходов и возможностей в отличие от прямолинейного движения по избранному пути.

Очевидно, что определения восприятия (мышления образами; мышления, связанного с восприятием) и нестандартного мышления в общем значении имеют много общего. В каком-то смысле нестандартное мышление - это , в отличие от логики мышления аналитического. К этому вопросу я вернусь в следующей главе.

Итак, вас попросили найти нестандартный подход на работе, или вам нужна действительно креативная идея для вашей новой книги? Не волнуйтесь! Нестандартное мышление, как и любой навык, можно развивать, постоянно практикуясь. Чтобы начать развивать навыки креативного мышления, начинайте с шага 1.

Шаги

Часть 1

Придумывайте креативные решения

    Смените свое окружение. Важно уйти от обычной рутины, чтобы взрастить в себе креативность. Мысль о таком изменении ― это уже важный шаг к креативному мышлению. Это значит, что вам нужно либо создать специальный ритуал, связанный с креативностью, либо просто найти способ отвлечься и сделать перерыв в своей рутине.

    • Примите душ. Есть в этом что-то причудливо судьбоносное, так как у каждого возникала чудесная идея в душе (только вы забывали ее, пока наконец добирались до ручки с бумагой). Если вы под впечатлением от какой-либо идеи, идите в душ, но не забудьте взять с собой ручку и бумагу, и посмотрите, к чему это приведет.
    • Прогуляйтесь. Как и душ, что-то в пеших прогулках пробуждает креативность. Не важно, какая это прогулка ― для начала креативного проекта или уже часть его, она поможет высвободить много нестандартных решений. Стив Джобс устраивал встречи на прогулках для мозговых штурмов. Чайковский несколько раз прогуливался вокруг своей деревни перед тем, как начал работу над своим лучшим произведением.
    • Создайте психологическую дистанцию между вашей ежедневной рутиной и временем для креативности. Писательница Тони Моррисон всегда наблюдала солнечный рассвет перед тем, как начать писать. Она чувствовала, что это пробуждает в ней кративность.
  1. Устраивайте мозговой штурм. Обсуждение оттенков разных идей, особенно тех, которые кажутся немного выходящими за рамки обыденности, ― отличный способ найти действительно хорошее решение. Мозговой штурм помогает раскрыть свой разум, так, чтобы вы не были заключены в старых мыслительных рамках.

  2. Перемоделируйте проблему. Часть поиска креативных решений и идей состоит в рассмотрении проблемы под другим углом. Это дает вам возможность увидеть и другие возможные решения, которые вы раньше не принимали во внимание. К счастью, есть некоторые конкретные средства моделирования, которые вы можете использовать.

    • Переверните проблему вверх дном. Это можно сделать буквально или фигурально; переворот картинки может помочь вам лучше ее понять, так как ваш мозг на обычном для себя месте найдет другие компоненты там, где их раньше не было. Это срабатывает для большинства принципиальных проблем.
    • Например, если вы пишете книгу и вы не можете придумать, как внедрить главного героя в некоторые эпизоды всей истории, задайте себе вопрос: “А должен ли этот персонаж быть главным героем? какой была бы история с другим главным героем? Или более чем с несколькими героями?"
    • Работайте в обратном направлении. Иногда вам нужно сфокусироваться вначале на развязке, а потом исходя из этого построить действия. Например, вы работаете в отделе объявлений в газете. Газета теряет деньги, так как у нее не очень много объявлений. Начните с конца, лучший выход ― много объявлений правильного типа. Исходя из этой цели связывайтесь с теми предприятиями и людьми, которые могут дать вам самые лучшие, рентабельные объявления.
  3. Мечтайте. Мечты дают вам возможность провести связи, сформировать шаблоны и вспомнить информацию. Это ключевой момент нестандартного мышления, так как мечты могут вам помочь провести такие параллели, которые вы даже принимали во внимание. Так что ваши лучшие идеи могут прийти к вам ниоткуда, пока вы мечтаете.

    • Дайте себе время помечтать. Выключите компьютер, телевизор и телефон. Если вы периодически отвлекаетесь, вашему мозгу будет значительно тяжелее отдохнуть и связать информацию воедино.
    • Вы можете помечтать на прогулке или принимая душ (еще одна причина выделить себе время для прогулки или душа, это может привести вас к креативным мыслям). Мечтайте утром, перед тем, как встанете с постели, или ночью перед сном.
  4. Установите параметры. Когда вы ощущаете трудности с нестандартным мышлением, поставьте себе некоторые основные показатели. Может показаться, что это мешает креативности, но если вы установите себе правильные параметры, вы поймете, что благодаря этому вы можете настроиться на нужный лад.

    • Если вы поставите себе слишком объемную цель, это будет давить на вас. Например, вместо того, чтобы сказать: “Как я могу увеличить продажу объявлений” лучше спросите: “Как я могу убедить предпринимателей размещать свои объявления в нашей газете?”
    • Вам нужно ставить открытые вопросы и рассматривать множество вариантов решений, но вы должны привязать свои мысли к определенному вопросу или задаче. Это поможет вам получить более определенные идеи.
    • Другой пример: вместо того, чтобы спросить себя: “Как я могу сделать мой роман отличающимся от других на рынке?”, рассмотрите отдельные части истории: кто главный герой? главный герой такой же, как другие персонажи (белый, гетеросексуал, симпатичный, но не знает об этом)?; или если это фантастический роман, то “какая магическая система? это магия или неопределенность?”
    • Или вы можете сказать себе, что вы должны переписать эпизод в своей истории, только теперь у персонажа не будет доступа к магии. Как вы выйдете из ситуации?
  5. Продумайте самый плохой сценарий. Страх убивает креативность. Страх заставляет вас делать шаги, которые хорошо вам известны. Когда вы продумываете самые плохие сценарии, вы не только готовитесь к ним, но вы также можете убедить себя, что плохой сценарий не настолько уж и плох, что вы не должны пытаться.

    • Пример для человека, занимающегося объявлениями: вы могли бы подумать, что произойдет, если вы попытаетесь внедрить новую креативную схему, которую собираетесь предложить для долгосрочных партнеров (например, лучшее место на странице, выделение цветом, скидка и т.п.). Возможно, худшее, что может случиться, это никто не примет предложение, или вы на этом потеряете деньги. Придумайте план, что бы вы делали с таким результатом.
    • Пример для написания романа: ваш худший сценарий - издательство или агентство не захотят продавать ваш роман, так как он является клоном предыдущего бестселлера.

    Часть 2

    Поддержка нестандартного мышления в долгосрочной перспективе
    1. Смените свой распорядок. Для креативности нужно, чтобы вы не погрязали в одной и той же рутине каждый день. Даже самые маленькие изменения могут стать хорошим подспорьем для выдергивания вас из повседневности и развития нестандартного мышления.

      • Выходите из своей зоны комфорта. Делая это, особенно делая то, что не планировали, поможет вам лучше справляться с новыми ситуациями. Также это помогает открыть свой разум для новых мыслей и ситуаций, которые могут открыть в вас новые нестандартные мысли.
      • Будьте спонтанным. Делайте что, что не планировали, случайно. Это заставит вас адаптироваться к моменту и решать проблемы на лету. Вы даже сможете связать это с текущим проектом.
      • Меняйте небольшие привычки. Например, каждый день возвращайтесь домой с работы разными путями. Каждое утро ходите в разные кофейни.
    2. Изучайте другое поле деятельности. Это может показать вам, как работают люди в другой отрасли и дать возможность внедрить их идеи в вашу деятельность. Поле деятельности может совершенно отличаться от вашего, или в чем-то пересекаться с ним, но оно должно быть достаточно другим, чтобы дать вам свежий взгляд на ваше собственное.

      • Например, человек, занимающийся объявлениями может поискать темы по психологии или заглянуть особенности бизнеса, от которого он ждет объявлений.
      • Романисту следует почитать литературу не только своей выбранной области (для старшего школьного возраста, например), а посмотреть в сторону фантастики, мистики и классики для вдохновения.
    3. Познавайте новое. Чем больше вы расширяете свои горизонты, тем больше связей и аналогий ваш мозг может провести. Чем к большему объему информации у вашего мозга есть доступ, тем больше у него возможностей сгенерировать нестандартные решения.

      • Проходите обучение не по предмету из вашего поля деятельности. Это может быть что угодно ― от кулинарных курсов (если вы не повар) до кружка скалолазания. Писатель сможет использовать полученный опыт кулинарии в своем сюжете (люди, у которых есть чувство, что они знают, что делают и не пользуются инструкциями противопоставятся тем, кто тщательно следует точным указаниям инструкций).
      • Изучайте новый язык. Это не только будет поддерживать вашу остроту мышления и формировать новые связи, это также может открыть для вас новые способы мышления. Человек, занимающийся объявлениями, может использовать этот опыт, для начала раздела двуязычных объявлений, чтобы привлечь большее количество людей.

    Часть 3

    Креативное взаимодействие с другими людьми Идеи не существуют в вакууме. Даже нестандартные мыслители вроде Сальвадора Дали (например) начинали с прорисовки идей, которые они получили из более ранних источников. Если вы берете в расчет идеи других людей, это поможет вам развить свои собственные.
    • Вы увидите, как другие люди могут нестандартно мыслить. Изучение шаблонов и способов мышления других поможет вам уберечь от застоя свое собственное мышление. Вы даже можете сказать себе: "Как бы мой креативный друг-художник увидел эту проблему с объявлениями?"
    • Вы также можете посмотреть на идеи знаменитых новаторов. Изучите, какие у них были рабочие идеи, а какие идеи не сработали. Посмотрите на их практики развития креативного мышления (например, Стив Джобс, Чайковский и Тони Моррисон из первой части этой статьи) и попробуйте их практики применить.
  6. Учитесь слушать. Один из способов научиться мыслить нестандартно ― оставаться тихим и слышать, что говорят другие люди. Это отличная идея как минимум потому, что вы на самом деле можете услышать, что говорят другие люди и не презентовать те идеи, которые уже прозвучали. Это также поможет вам упорядочить свои мысли перед тем, как их озвучите.

    • Например, человек, занимающийся объявлениями, пытается продать место под объявления предпринимателю, который на самом деле ненавидит газету. Если сотрудник не выслушает возражения предпринимателя (например, он думает, что его объявления не поставили в приоритет и ему не нравится содержание газеты), он не сможет склонить бизнес к размещению объявления у него. А это предприятие затем может стать частью схемы привлечения неудовлетворенных клиентов обратно.
  7. Помните, вы будете презентовать идеи, которые могут отклоняться от “нормальных”. Это то, о чем вы должны помнить, вовлекая других людей, особенно в деловых отношениях. Иногда нестандартные идеи не являются правильными для решения задачи.

    • Также хорошо помнить, что ваши идеи могут не сработать. Это нормально! Это часть процесса обучения и поэтому вы должны принимать во внимание худшие сценарии развития событий, когда вы предлагаете свое решение.
  • Вам нужно жаждать осваивать те вещи, которые находятся за пределами вашей зоны комфорта. Это очень освежает, и вы можете найти новые интересы и встретить новых людей.
  • Почитайте что-либо не вашего обычного жанра. Например, если вы думаете, что “ненавидите” детективную литературу, почему бы вам ее не почитать? Вы можете быть приятно удивлены, и даже если нет, вы разнообразите ваш мыслительный процесс.

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев