Громкое крушение кораблей. Где грань между правдой и вымыслом? Самая дорогостоящая операция в истории: Подъем лайнера Коста Конкордия

Все мы помним, как вскоре после Нового года у побережья Италии потерпел крушение роскошный плавучий отель. Для сотен его пассажиров веселый отпуск превратился в кошмар, а самая современная техника оказалась бессильной перед пресловутым человеческим фактором.

В пятницу 13 января нынешнего года в 21:15 на капитанский мостик круизного судна Costa Concordia зашел Антонелло Тьеволи, служивший на корабле метрдотелем. Через широкие иллюминаторы Тьеволи мог видеть, как к судну приближаются мерцающие огоньки его малой родины — острова Гильо.

Капитан Франческо Скеттино знал, что на острове живет сестра Тьеволи, и потому пригласил его на мостик, когда судно проходило мимо этих берегов. 13 ярко освещенных палуб Costa Concordia могли затмить любой источник света на Гильо, а число людей на борту (4200) вчетверо превосходило все население острова.

Капитан отклонился от установленного планом курса — плавучая махина длиной 286 м в этот момент была на четыре мили ближе к острову, чем следовало. Сведущие люди говорили потом, что на лайнерах компании Costa это было особой традицией — приветствовать популярного у экипажей отставного капитана Марио Паломбо, в то время как судно проходило мимо его дома на острове Гильо. Корабль, сбавивший было ход, пока Скеттино сидел за ужином, теперь разогнался до 16 узлов. На расстоянии меньше мили от берега такая скорость граничит с большим риском.


На иллюстрации: А. Франческо Скеттино увел корабль минимум на 4 мили от заданного курса, чтобы поприветствовать коллегу на берегу. Такое капитан проделывал и раньше. Скорость судна при этом достигла 16 узлов — для маневров вблизи берега это слишком много. В. Левым бортом судно цепляет за скалу в 300 метрах от берега острова Гильо. Это случилось на скорости 15 узлов, и в итоге борт судна оказался вспорот на длину 48 м. С. Вода заливает судно, и главная силовая установка выходит из строя. Резервные мощности капитан задействует для того, чтобы, включив носовые подруливающие устройства, выбросить Costa Concordia на мель. Из-за малой осадки корабль получает большой крен. D. Почти через 45 минут после удара о скалу офицер на капитанском мостике кричит: «Капитан, пассажиры самовольно забираются в спасательные шлюпки!» Вскоре после этого Скеттино отдает команду начать эвакуацию. Крен Costa Concordia так велик, что некоторые из спасательных шлюпок оказались недоступны. Спуск на воду остальных тоже превращается в очень непростую задачу. «Наша шлюпка долго висела и колотилась о борт лайнера, — говорит пассажирка Нэнси Лофаро. — Люди в шлюпке непрерывно кричали». Приведенную внизу фотографию спасательной шлюпки Нэнси сделала с помощью своего сотового телефона. Выйдя на мелководье, судно легло на борт. Последний пассажир покинул Costa Concordia примерно в 3 часа утра.

В распечатке маршрута можно было прочесть о том, что судно пройдет неподалеку от острова, но мало кто из 3200 пассажиров смотрел в это время на море. Всего за два часа до этого Costa Concordia вышла из порта Чивитавеккья, морских ворот Рима, и пассажиры только начали осваиваться в новой курортной обстановке. Прежде чем отправиться на назначенное на 21:30 выступление иллюзиониста Мартина-Волшебника, жительница Миннесоты Ронда Розентол зашла в свою каюту. Она выглянула в иллюминатор и заметила на море белые барашки. «Волны вздымались довольно высоко, а чуть поодаль можно было разглядеть какие-то огоньки, — вспоминает Розентол. — Тогда мне показалось, что либо мы идем как-то уж очень быстро, либо берег совсем рядом».

Капитан Скеттино связался с Паломбо и узнал, что его друг и учитель в данный момент пребывает на материке в своей зимней квартире. Но обратного пути уже не было — судно мчалось прямо на скалистый берег.


В этот день пассажиры Costa Concordia взошли на борт, чтобы совершить увеселительную прогулку вдоль западного побережья Италии. Развлечение превратилось в трагедию, когда судно зацепилось за скалу (ее фрагмент так и остался внутри пробоины).

21:40 отклонение от курса

Современные круизные суда оборудованы навигационными системами на основе GPS, которые постоянно отслеживают положение лайнера и выводят данные на экран. Если система обнаруживает какое-либо отклонение от заданного маршрута, она включает сигнал тревоги. «Вполне возможно, что для совершения незапланированного маневра Скеттино на время отключил аварийную сигнализацию, — говорит Тед Томпсон, бывший капитан береговой охраны США, а ныне старший вице-президент по техническим и юридическим вопросам в Международной ассоциации круизных линий. — Вырубив автоматику, он мог управлять судном в ручном режиме, полагаясь на собственные глаза».

На мостике имелось и другое оборудование, которое должно было предупредить экипаж, если, конечно, он обращал на эти сигналы внимание. «Все суда оснащены эхолотами, которые сообщают, сколько остается воды под килем, — говорит Джордж Борлас, корабельный инженер и эксперт в вопросах судоходства, — но в конце дня зачастую человеческий фактор оказывается сильнее техники».


Скеттино говорит, что корабль, по его представлениям, находился более чем в полумиле от берега. Это, конечно, слишком близко, если сверяться с инструкцией, но об опасности говорить было еще рано. Потом данные спутниковой навигации показали, что до берега осталось менее 300 м.

В 21:45 все на судне уже знали, что случилась какая-то неприятность: судно тряхануло, и пассажиры услышали громкий скрежещущий звук. Потом некоторые сравнивали пережитое с легким землетрясением.

Розентол смотрела выступление иллюзиониста, когда почувствовала, что «судно качнулось и будто бы дало задний ход». Она было подумала, что это спецэффект, предусмотренный сценарием, пока не увидела, что сцена пуста. «Я искала взглядом, куда мог деться фокусник, но он просто исчез». В этот момент судно столкнулось с большой скалой рифа Ле Сколе неподалеку от острова Гильо.


ТТХ корабля. Длина — 286 м // Высота — 53 м // Количество спальных мест для пассажиров — 3780 // Экипаж — 1100 человек // Двигатели — дизель-электрическая силовая установка на 42МВт // Винты — спаренные с постоянным шагом // Капитан — Франческо Скеттино. «Судно было обречено из-за полного и абсолютного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации» — капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии".

Через несколько секунд лампочки замигали и погасли. Розентол вместе с сестрой (сестра — офицер армии США, служащая в Афганистане и проводившая в круизе отпуск) отправились в свою каюту, собираясь поспать. По громкоговорящей связи всем сообщили, что возникли технические проблемы с генераторами, и пообещали быстро восстановить энергоснабжение.

Удар о скалу привел к тому, что вдоль левого борта образовалась пробоина длиной 48 м. Забортная вода хлынула внутрь корабля сквозь дыру длиной с олимпийский бассейн, заполняя собой три из семи отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками отсеков. Генераторы встали наглухо. Costa Concordia попала в серьезную беду.


На фото — капитан «Конкордии» Франческо Скеттино

Суда, построенные после 2010 года, при затоплении трех отсеков уже не опрокинулись бы, как это произошло с Costa Concordia. В 2008 году в Международной морской организации при ООН были разработаны новые стандарты строительства, требующие, чтобы судно сохраняло остойчивость при затоплении более двух отсеков. Costa Concordia, сданная в эксплуатацию в 2005 году, соответствовала лишь устаревшим стандартам безопасности 50-летней давности.

Через несколько минут после удара включилось мерцающее аварийное освещение. Судно, которое постепенно уносило от острова, начало крениться на левый борт. Однако члены экипажа продолжали твердить пассажирам, что ситуация находится под контролем.

21:49 Корабль без кормчего

Лет десять с лишним назад и в грузовом, и в пассажирском судоходстве были введены новые правила, нацеленные на более эффективные действия экипажа в чрезвычайной ситуации. Суть нововведений — в предварительном планировании всех необходимых действий, дабы в обстановке ЧП они проводились быстрее и более организованно. Такой регламент базировался на продуманной иерархии подчинения, которая распределяет ответственность в кризисной ситуации.


Как спасатели будут ставить на ровный киль легшее на борт судно водоизмещением 114500 тонн? Если владельцы желают его получить в целости и сохранности, то сначала судно необходимо залатать, а потом освободить от воды и горючего. «Сейчас, когда новое судно сдается в эксплуатацию, к нему прилагаются все чертежи в электронном виде, а также все расчеты остойчивости, — говорит президент Американской ассоциации по подъему затонувших судов Тим Бивер. — Располагая такой документацией, мы можем смоделировать подъем судна на компьютере». Затем размещенные на берегу и на плавкранах гидравлические лебедки, натягивая цепи (голубые и оранжевые линии), выправляют крен судна. При этом потравливаются страховочные тросы (показаны желтым), которые не позволят судну слишком сильно откачнуться в противоположную сторону.

Эта идея не выдержала испытания в ночном мраке пятницы 13-го. Если исходить из имеющихся отчетов и видеокадров, снятых на мостике сразу после столкновения, создастся впечатление, что капитан не управлял чьей-либо деятельностью и вообще не чувствовал себя командиром.

«Судно было обречено из-за полного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации», — говорит капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии.


В 90 милях к северу ночная вахта на посту итальянской береговой охраны в Ливорно получила первое предупреждение от полиции. Полицейским начали поступать тревожные звонки от граждан, чьи родственники в это время находились на борту лайнера. Смысл звонков сводился к тому, что на судне, находящемся неподалеку, возникли какие-то трудности. Капитан итальянской береговой охраны Грегорио Де Фалько позвонил на ходовой мостик Costa Concordia, где ему сообщили, что «все в порядке, просто есть технические проблемы». О гигантской пробоине в левом борту не было сказано ни слова.

Принимая в трюмы все больше и больше забортной воды, Costa Concordia стала приобретать опасный крен. Тарелки и столовые приборы падали со столов, сервировочные столики и прочая мебель съезжали по палубе к стенам. Из кают начали выходить пассажиры в пижамах и спасательных жилетах. Возникла толкучка, и воцарилась неразбериха. Как выяснилось, туристы не знали, где расположены спасательные шлюпки, к которым они приписаны. Такую информацию обычно сообщают на первых же учениях, которые полагается провести не позднее чем через 24 часа после отбытия в круиз. Однако шли самые первые часы плавания, и 696 пассажиров просто не знали, куда им двигаться.


Члены экипажа, оказавшись без руководства и необходимой информации, просили пассажиров оставаться на местах. «В этой ситуации команда пребывала в таком же неведении, как и пассажиры», — говорит Джон Конрад, капитан торгового судна и основатель посвященного морской практике сайта gCapitan.

22:15 катастрофа

При заглохших главных дизелях Costa Concordia дрейфовала еще около часа. Данные GPS показывают, что скорость лайнера упала почти до нуля. «Когда судно не имеет поступательной скорости, управлять им невозможно», — объясняет Харри Болтон. Правда, у Скеттино оставались еще дополнительные возможности. «На судне есть вспомогательные двигатели, обеспечивающие некоторый резерв мощности. Обычно их располагают на верхних палубах, чтобы обезопасить от возможного затопления», — говорит Болтон.

Примерно через 30 минут после удара капитан, судя по всему, попытался использовать этот резервный двигатель, чтобы пустить в ход носовые подруливающие устройства. Обычно их задействуют при причаливании, но Скеттино, скорее всего, решил использовать последнюю возможность, чтобы подогнать судно к берегу. Очень может быть, что именно этот маневр помог спасти человеческие жизни, однако он же привел к непредвиденным последствиям. «Капитан стремился довести Costa Concordia до мелководья, рассчитывая, что, выбросив судно на мель, он поставит его на ровный киль, — рассуждает Болтон, — однако в своих расчетах Скеттино ошибся».


Обживаясь в своей каюте, первым делом выясните, где там у вас спасательный жилет. Попробуйте его надеть и снять. Узнайте, где еще на судне хранятся спасжилеты. На случай, если вырубят освещение, запаситесь парой фонариков. Сами разберитесь, где висит шлюпка, к которой приписаны вы лично.

Нэнси и Марио Лофаро из Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, испугавшись при виде накрененной палубы, побежали в свою каюту, чтобы прихватить одежду и спасательное снаряжение. Пока они бежали по коридорам, судно накренилось еще больше. «Мы услышали громкий шум, — говорит Нэнси, — и все вокруг начало падать на пол и разбиваться». В этот момент Costa Concordia налетела на прибрежную отмель и теперь была готова опрокинуться.

22:58 Промедление смерти подобно

Капитан отдал официальный приказ покинуть судно. Согласно уставу, от этого приказа до спуска на воду всех 26 спасательных шлюпок должно пройти не более 30 минут. Однако команда почему-то замешкалась, и спасательные работы пошли наперекосяк. К этому времени Costa Concordia имела крен более 20 градусов, так что некоторые из висящих по бортам шлюпок использовать было уже невозможно.

Розентол и ее сестра оказались в одной из шлюпок, которые были спущены на воду первыми. К пирсу острова Гильо они причалили в 23:14. Там к ним сразу кинулся спасатель-волонтер с просьбой отдать свои жилеты. С лайнера сообщали, что около 500 пассажиров катастрофа застала врасплох, и они не смогли забрать спасжилеты из своих кают.

Примерно в 23:30 Скеттино спустился в спасательную шлюпку (как говорит он сам, «упал в шлюпку»), и его повезли к берегу. За спиной он оставил свое судно и сотни пассажиров. Есть сообщения, что другие офицеры из команды «Конкордии» последовали его примеру, хотя были и такие, кто занимался доставкой пассажиров на берег.


Спасательные операции начинаются, как правило, с того, что пострадавшее судно освобождают от всех запасов горючего. Дело не только в том, что это топливо представляет собой экологическую угрозу, но и в том, что его вес будет мешать при подъеме судна.

Нэнси Лофаро вспоминает, как страшно было ждать в спасательной шлюпке, пока матросы мешкали с ее спуском. «Из-за предельного крена спускать шлюпки на воду было почти невозможно. Шлюпка все время колотилась о борт лайнера, — рассказывает она. — Сидящие внутри люди непрерывно кричали».

Скеттино посадил Costa Concordia на мель в таком месте, где глубина составляла примерно 13 м. Когда судно, наконец, завалилось на борт, десятки людей выпрыгнули или выпали в воду. Некоторые из них были в вечерних костюмах. Температура воды составляла около 14 °C. В такой воде конечности теряют подвижность за считанные минуты, а менее чем через час наступает смерть от переохлаждения.

00:42 Эпилог драмы

К этому моменту вертолеты итальянской береговой охраны засекли место крушения по передаваемым навигационной системой корабля координатам. Оказавшихся в воде искали с воздуха с помощью инфракрасных камер. Более 100 человек еще удерживались на палубах выше уровня воды — им пилоты вертолетов сбросили специальные ремни, чтобы можно было к чему-нибудь пристегнуться.


Офицер береговой охраны Де Фалько дозвонился до Скеттино по сотовому телефону. Пограничник потребовал, чтобы капитан вернулся к своим обязанностям, но получил отказ в самой категорической форме. «Возможно, ты и спас свою шкуру, но ты у меня за все заплатишь», — прокричал по телефону Де Фалько.

Список жертв при крушении Costa Concordia достиг 32 человек (включая двоих пропавших без вести). Скеттино обвиняется в непредумышленном убийстве, под следствие также попали его первый помощник, несколько членов экипажа и некоторые должностные лица компании Costa.

Анализируя действия экипажа Costa Concordia, трудно сразу формулировать рекомендации, которые позволили бы избежать подобного в будущем. Правда, один урок уже извлечен: учения со спасательными шлюпками на прогулочных лайнерах проводятся до, а не после отплытия в круиз.

Гибель «Титаника», сколько бы ни говорили о человеческих ошибках, повлекших за собой катастрофу, стала прежде всего предостережением от безоговорочной веры в технику. Случай с лайнером Costa Concordia заключает в себе иную мораль: не стоит слишком доверять тем ответственным лицам, которые полагают, будто ваша безопасность не требует от них никаких усилий.

Ровно 6 лет назад,подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии.


Смотреть все фото в галерее

Имя теплохода в дословном переводе означает берег мира (согласия, гармонии). Коста Конкордия являлось самым большим судном в компании Costa Crociere, а в 2006 году находилось на 10-м месте в Toп 10 самых больших круизных судов в мире.


Круизный лайнер «Коста Конкордия» был построен на итальянской верфи Fincantieri в Сестри Поненте (пригород Генуи) в 2006 году по заказу компании Costa Crociere. На тот момент в мировом рейтинге это было 10-е по величине пассажирское судно и крупнейшее у компании Costa. «Коста Конкордия» стала головным судном в серии из шести единиц.


Изначально компания Costa, основанная предпринимателем Джакомо Костой ещё в 1854 году, была итальянской, но в 1997 году стала интернациональной, а в 2000 году её приобрёл американский круизный консорциум Carnival. Тем не менее, суда компании продолжали плавать под итальянским флагом, а их командный состав комплектовался по-прежнему преимущественно из итальянцев.


Контракт на постройку судна был подписан 19 января 2002 года. Контрактная стоимость составляла 450 млн евро. Спуск на воду состоялся 2 сентября 2005 года, приёмный акт был подписан 30 июня 2006-го. На церемонии крещения «Коста Конкордии», прошедшей семь дней спустя, крёстной матерью выступила чешская супермодель Ева Герцигова. Символично, что бутылка шампанского, брошенная в борт чешской дивой, не разбилась, что посчитали дурной приметой..


«Коста Конкордия» имела 13 палуб; наибольшая длина судна составляла 290,2 м, ширина - 35,5 м, осадка - 8,2м, валовая вместимость - 114 147 брт. Комбинированная дизель-электрическая силовая установка включала 6 дизель-генераторов общей мощностью 102 780 л.с. и два электродвигателя мощностью по 21 МВт. Максимальная скорость равнялась 23 узлам, эксплуатационная – 19,6 узла.

В полутора тысячах комфортабельных кают разных классов (площадью от 16,7 до 44,8 кв.м) могли разместиться 3780 пассажиров. Все каюты были оснащены телевизором, телефоном, кондиционером, ванной комнатой и туалетом. Кроме того, имелись 14 лифтов, 4 бассейна, 5 ресторанов, 13 баров, театр, двухуровневый фитнес-центр, казино, симулятор «Формулы-1». Собственный экипаж судна насчитывал 1100 человек.


В свой первый рейс «Коста Конкордия» отправилось 14 июля 2006 года и в течение нескольких лет эксплуатировалось на круизных линиях в Западном Средиземноморье. Вечером 13 января 2012 года судно вышло из порта Чивиттавеккья направилось в Савону. Это был обычный круиз «7 ночей зимнего Средиземного моря». Примерно в 21:30 в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, лайнер задевает левым бортом каменный риф и получает подводную пробоину длиной 53 м (с 52-го шпангоута до 125-го). Пять отсеков, с третьего по восьмой, быстро заполняются водой, главные двигатели останавливаются. «Коста Конкордия» успевает пройти по инерции чуть более километра и разворачивается носом к гавани Джильо. Затем под действием ветра она дрейфует и примерно в 10 часов вечера садится на мель в непосредственной близости от берега. Судно, рассчитанное на сохранение плавучести лишь при затоплении двух отсеков, начинает тонуть с креном на правый борт.


Катастрофа лайнера казалась необъяснимой. Всеобщее недоумение можно понять: «Коста Конкордия» ходила мимо острова Джильо раз в неделю, то есть 52 раза в год, и каким образом она ухитрилась налететь на каменный риф? Почему лайнер отклонился от своего курса на 3-4 мили?

Впоследствии капитан круизного судна Франческо Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к острову Джильо и поприветствовать проживавшего там бывшего капитана «Коста Конкордии», своего хорошего приятеля. Он это делал уже неоднократно в предыдущих рейсах, но в ту злополучную пятницу замешкался с поворотом, и лайнер пропорол борт о камни. Суд признал эту версию наиболее вероятной, хотя Скеттино позже менял свои показания. В частности, он утверждал, что его вынудил изменить курс менеджер компании Carnival, но это заявление не подтверждалось фактами.


На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. В числе пассажиров были 108 россиян, 45 граждан Украины, 7 граждан Молдовы, 3 - Казахстана и 3 - Беларуси. Кроме того, трое наших соотечественников являлись членами экипажа лайнера.

Операция по спасению людей была организована из рук вон плохо. Вместо немедленного начала эвакуации пассажиров капитан лайнера молчал 15 минут, а потом объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором. И только почти через час после аварии, когда судно накренилось на 30 градусов, прозвучал сигнал аварийной тревоги. Посадка людей в шлюпки сопровождалась паникой и давкой. Лишь близость берега позволила избежать огромного количества жертв.


Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Береговая охрана узнала о крушении лайнера с опозданием и подключилась к эвакуации людей лишь глубокой ночью. Активная фаза спасательной операции продолжалась до утра. Некоторых пассажиров переправляли на берег вертолётами.


Пассажиров, оказавшихся на острове Джильо, разместили в местной церкви, школе и других помещениях, где было хоть немного свободной площади. Местные жители как могли помогали потерпевшим крушение, приносили им еду, одеяла, тёплые вещи. Тем временем спасатели не прекращали работы, пытаясь найти людей внутри судна, в том числе в подводной части в образовавшихся воздушных мешках. Их старания оказались не безуспешными: 14-15 января были найдены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи и один итальянец - член экипажа лайнера.


Жертвами катастрофы стали 32 человека. Поиск тел продолжался долго - останки самого последнего пропавшего были обнаружены лишь в ноябре 2013 года. 1 февраля 2014 года скорбный список пополнился ещё одним человеком - во время работ по подъёму судна в результате несчастного случая погиб водолаз.


«Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на месте крушения и превратилась в туристическую достопримечательность. На остров Джильо устремился поток туристов. В ближайшем городке Сан-Стефано, расположенном на материке, туроператоры делали бизнес – продавали билеты на экскурсии к месту трагедии. Однако жителей острова корпус корабля, ставший могилой, не радовал. К тому же они опасались, что из лайнера начнут вытекать топливо и нечистоты. Поэтому они пригрозили компании Costa Crociere судом, если полузатонувший корабль не будет своевременно убран.


На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII-XIX веков, в частности, работы Кацусики Хокусая. На «Коста Конкордии» также имелось богемское стекло XIX века, предметы антиквариата, украшения из ювелирных магазинов лайнера, ценности и деньги, оставленные пассажирами в каютах. Поэтому силы Береговой охраны и карабинеры охраняли судно от посягательств мародёров. Тем не менее, итальянские СМИ ещё в марте 2012 года сообщили о хищении корабельного колокола.


Работы по откачке из 2300 т топлива, масла и нечистот завершились 24 марта 2012 года. Через месяц было объявлено, что тендер на работы по подъёму и эвакуации судна выиграла американская компания Titan Salvage. Первоначально предполагалось, что операция займёт от семи до десяти месяцев. На деле получилось заметно больше, так как потребовался большой объём подготовительных работ. Под днищем судна была построена подводная платформа, на левом борту смонтировали специальные понтоны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить лайнер на ровный киль.


19-часовая операция по выпрямлению и подъёму лайнера была осуществлена 16-17 сентября 2013 года. Судно было поставлено на ровный киль с помощью 36 стальных тросов и понтонов-противовесов. Затем к правому борту была подведена платформа с аналогичными понтонами. После осушения всех понтонов остов «Коста Конкордия» всплыл на поверхность.

Считается, что выполненные работы стали самыми дорогими за всю историю спасательных операций. Их стоимость составила около 250 млн евро.


«Коста Конкордия» оставалась у острова Джильо ещё 10 месяцев, и только в конце июля 2014 года её отбуксировали для утилизации на верфь в Сестри Поненте – туда, где судно было построено 8 лет назад. Предполагалось, что работы по разделке корпуса на металл займут 22 месяца и закончатся весной 2016 года.


Главным и фактически единственным виновником катастрофы суд признал капитана «Коста Конкордии» Франческо Скеттино. Его обвинили в халатности, непреднамеренном убийстве 32 человек и в том, что покинул свой корабль до эвакуации всех пассажиров. Однако Скеттино многие из предъявленных ему обвинений отрицал, проявляя чудеса изворотливости. В частности, он утверждал, что в гибели людей виноват не он, а неудовлетворительная система безопасности лайнера. Вину за столкновение с рифом он пытался переложить на рулевого-филиппинца, который якобы из-за плохого знания языка слишком медленно выполнял команды… Своё бегство в самом начале эвакуации он объяснял на суде следующим образом: «У меня даже не было спасательного жилета, потому что я отдал его одному из пассажиров. Я пытался достать жилет из спасательной шлюпки, где они обычно лежат. Корабль неожиданно накренился где-то на 60-70 градусов. Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок. Вот почему я оказался там».


Тесты на алкоголь и наркотики дали отрицательный результат, но Скеттино, по мнению знавших его людей, и в трезвом виде отличался недисциплинированностью и несвойственной его возрасту (51 год) бесшабашностью. Один из его сослуживцев сказал: «Он бы даже автобус вёл как «Феррари»!

12 февраля 2015 года суд города Гроссето признал Скеттино виновным и приговорил его к 16 годам тюрьмы.


Общий ущерб от гибели «Коста Конкордии» для компании-судовладельца составил примерно 1,5 млрд евро. И это, разумеется, без учёта репутационных потерь.


Не так давно завершился один из самых дорогостоящих и беспрецедентных проектов в истории, который обошелся в 600 миллионов евро, было задействовано более 500 человек из 24 стран всего мира - подъем круизного лайнера Costa Concordia, частично затонувшего возле берегов Тосканы (остров Джильо).

Подобная операция является практически беспрецедентной. Случаи, когда было использовано такое количество сил, можно пересчитать по пальцам. Однако ни риски, связанные с подъемом лайнера, ни его дороговизна не поколебали уверенность инженеров в том, что проводить подъем необходимо.

История крушения Costa Concordia

13 января, 2012 года лайнер шел по курсу маршрута 7 Night Winter Mediterranean , который предполагает выход из порта Чивитавеккья в Савону, последний круиз предполагал заход лайнера в порты Барселоны, Марселя и еще нескольких итальянских портов.

13 января, 2012, 22:00 СЕТ судно находилось около острова Джильо (Тоскана, Италия), большая часть пассажиров в это время ужинала в ресторане. Именно тогда Costa Concordia наскочила на риф, вследствие чего получило пробоину около 30 метров. Началась спасательная операция.

С этого момента начинаются разногласия между участниками событий - пассажирами и персоналом лайнера. Стоит отметить, что все данные можно трактовать с позиции отдельных людей, при чем позиций этих много (если не сказать, что почти у каждого своя), однако суть, все же, одна. Как рассказывают пострадавшие в крушении, после столкновения, корабль накренился, вызвав панику у большей части пассажиров, реакция капитана корабля не заставила себя долго ждать и по громкой связи было объявлено о проблемах с генератором лайнера.

Несмотря на то, что далее события будут развиваться не в лучшую сторону, капитан судна продолжает придерживаться этой точки зрения. Несмотря на это, эвакуация продолжается и пассажиры массово собираются возле шлюпок. Как отмечают многие пассажиры, организовать спокойную погрузку на шлюпки персоналу лайнера не удалось. По данным следствия, которое проводилось позже, выяснилось, что капитан корабля Скеттино, покинул судно в числе первых.

После погрузки на шлюпки и спуск на воду, была совершена транспортировка персонала и пассажиров на берег, где пострадавшим была оказана первая посильная помощь. Стоит отметить помощь местных жителей, которые обеспечили пассажиров теплыми вещами, едой и выделили места для ночлега. Пассажиры заняли школы, церковь и гостиницы.

Жертвы крушения круизного лайнера Коста Конкордия

Утром 14 января, 2012 Costa Concordia легла на правый борт, коснувшись при этом дна. Организовываются поисковые работы пропавших без вести.

На момент 17 января, число жертв составляло 11 человек, а так же 25 человек числились в списках пропавших без вести. К началу февраля прекращены поисковые работы в затопленной части корабля из-за риска для аквалангистов, проводящих поисковые и спасательные работы. А к концу марта были получены данные о 30 погибших и двух пропавших без вести.

Причины аварии пассажирского лайнера и наказание виновных

Как выяснило следствие, причиной аварии стало столкновение лайнера с рифом, помимо прочего не исключают, так же, технический сбой аппаратуры лайнера. Возмутил экспертов тот факт, что не смотря на то, что лайнер проходит данным маршрутом 52 раза в год, произошло отклонение от курса на 3-4 мили. Объяснить подобное можно первоначальными заявлениями капитана лайнера Франческо Скеттино, который говорил о том, что сместившись в сторону береговой линии он хотел поприветствовать своего знакомого (бывшего капитана Costa Concordia), который проживает на острове. Однако в дальнейшем, Скеттино отказался от своих показаний и перенес вину на менеджера компании, который, по его словам, настоял на том, что бы корабль подошел ближе к берегу.

Расшифровка черного ящика показала, что корабль находился слишком близко к берегу, начало эвакуации произошло слишком поздно, кроме того, капитан так и не подал сигнал бедствия, чем отсрочил начало спасательной операции. До 17 июля 2013 года Скеттино находился под домашним арестом по постановлению суда. На данный момент идет суд, предложенный обвинителем срок - 2697 лет тюремного заключения.

Ликвидация последствий и подъем Costa Concordia

Уже через три дня после крушения корабля, из судна начала вытекать маслянистая жидкость, эксперты успокоили общественность заверениями о том, что это было не топливо. Началась откачка топлива, так как была вероятность того, что корабль соскользнет со скалы. Если бы это произошло, более 2000 тонн могло оказаться в море. Естественно, подобная перспектива ни у кого не вызывала улыбки. Однако уже 24 марта было объявлено о том, что топливо выкачали, а буквально через месяц провелся тендер по подъему и эвакуации судна, который выиграла компания Titan Salvage.

План подъема судна довольно прост, однако потребовал значительных вложений, а сама операция была связана с высоким риском неудачи мероприятия, о чем не единожды говорили как инженеры компании, так и ведущие эксперты. В середине 2013 года продолжаются вестись работы по подготовке подъема судна.

16 сентября в 9 утра была начата операция по подъему Costa Concordia. Длинна лайнера составляет 290 метров, угол крена составлял 70 градусов, а уровень воды 20 метров. Запланированное время операции в идеале - 12 часов. Ниже приведен графический план подъема лайнера.

17 сентября, по истечению 19 часов, операция наконец завершилась успешно, удалось привести судно в горизонтальное положение. По итогам операции, Франко Порселаки, вице-президент ARNIVAL CORPORATION сообщил о том, что все прошло идеально, а главное, небыло замечено нанесения вреда экологии. Впрочем, не смотря на то, что подъем завершился успешно, специалисты не считают должным расслабиться и напоминают, что это еще не конец. Весной лайнер должны будут транспортировать в верфь, где пройдет демонтаж Costa Concordia.

В Средиземном море вблизи острова Джильо в 2012 году 13 января произошла ужасная трагедия - катастрофа большого круизного корабля Costa Concordia. На нем на тот момент находилось 4200 человек.

Корабль "Коста Конкордия"

Лайнер был построен в середине лета 2006 года. Это одно из крупнейших современных судов компании Costa Cruises, которая занимает первое место в Европе по пассажирским (круизным) перевозкам. 114500 тонн - его водоизмещение, вместимость пассажиров - до 3780 человек. Количество кают на борту - 1500.

Размеры судна: 290,2 м в длину, 35,5 - в ширину. Мощный электрогенератор способен обеспечить энергией целый город с 50-тысячным населением. На борту судна четыре бассейна, 5 ресторанов, 5 спа-салонов, 13 баров, дискотека, кинотеатр и интернет-кафе.

Крушение

13 января судно из порта Чивитавеккья направилось в Савону. Это был обычный круизный маршрут - "7 ночей зимнего Средиземноморья". Этот последний круиз планировал заход в несколько портов итальянских городов, а еще в Барселону и Марсель.

В 10 часов вечера в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, пароход напоролся на огромный каменный риф. Он получил большую пробоину (длина - 53 м, ширина до 7,3 м) и начал тонуть. Были затоплены отсеки с третьего по восьмой (всего 5). В восьмом находилось машинное отделение. В связи с этим был утрачен контроль над двигателями и электронным оборудованием.

Судно село на мель всего в 150 метрах от населенного пункта - деревни Джильо Порто. Таким образом произошло крушение "Коста Конкордия".

Судно было рассчитано на непотопляемость при повреждении всего лишь двух отсеков. Корабль к утру 14 января затонул и, коснувшись дна, лег на правый борт.

Всего на момент катастрофы на судне было 3216 пассажиров (из 62 стран) и 1023 члена экипажа. Были среди них и россияне (108 человек) и украинцы (45 граждан). Никто из них не пострадал. Только из троих россиян (членов экипажа) после катастрофы двое попали в больницу. На борту были еще по три гражданина из Казахстана и Беларуси.

Спасательные операции, помощь местных жителей

По показаниям многочисленных свидетелей (есть подтверждения на видеозаписях), экипаж корабля "Коста Конкордия" провалил спасательную операцию. Сам капитан лайнера Скеттино вместо подачи необходимого сигнала бедствия и начала эвакуации только спустя 15 минут после аварии объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором (на тот момент с энергией действительно были проблемы).

Только тогда, когда ближе к 11 часам у судна крен сильно увеличился (30 градусов), раздались гудки, означавшие, что пассажирам следует покинуть судно. Конечно, началась паника, давка.

Сам капитан (по данным следствия) одним из первых покинул судно, даже не послав никакого сигнала по поводу этого ужасного бедствия. Благодаря действиям береговой охраны, которая связалась с кораблем, глубокой ночью началась спасательная операция.

Не успевших попасть в шлюпки пассажиров поднимали с поручней борта (они цеплялись за них) вертолетами. Четыре шлюпки не успели спустить на воду. Был очень сильный крен. Некоторые пассажиры смогли сами вплавь добраться до берега.

Впоследствии, во время поисков без вести пропавших людей, военные моряки стали взрывами пробивать отверстия в стенах судна, чтобы прорваться к оставшимся воздушным мешкам, в которых могли быть выжившие люди.

Поисково-спасательные операции несколько раз приходилось останавливать из-за неблагоприятных метеоусловий и подвижек судна.

В начале февраля 2012 года было объявлено о прекращении поисковых работ, но только в затопленных частях корабля, в связи с большим риском для аквалангистов. А поиски на морском дне (в пределах 18 кв. км), а также в оставшихся не затопленными помещениях судна продолжались.

Жители острова, в свою очередь, помогали потерпевшим, разместив их в школе, местной церкви и др. зданиях. Оказывали им медицинскую помощь, приносили еду, тёплые вещи.

Жертвы, погибшие и раненые

По ежедневным сводкам на 14 января было известно о гибели трёх человек.
15 января были обнаружены еще тела двух погибших пассажиров (итальянца и испанца).

К 16 января погибших уже было 6 человек. А 16 человек на то время числились пропавшими. На следующий день список пропавших без вести вырос до 29 человек (в т.ч. и 4 члена экипажа). Путаница в цифрах сводки объяснялась тем, что большую часть спасённых составляли иностранцы, которые не владели итальянским языком.

К концу марта месяца 2012 года всего было обнаружено 30 тел. Ещё два человека числились пока пропавшими без вести. Останки самого последнего пропавшего были обнаружены в процессе поисковых работ только лишь в ноябре 2013 года.

Нашествие туристов

"Коста Конкордия" увеличила поток туристов в места трагедии.

Более шести месяцев после катастрофы крошечный остров наполнялся огромным количеством туристов. В соседнем Сан-Стефано, в 15 километрах от места трагедии, туроператоры делали бизнес - продавали билеты за 10 евро. Туристы получали возможность взглянуть на утонувший наполовину лайнер со специального парома, который проходил всего лишь в нескольких метрах от "Конкордии".

Мэр поселка Джильо Серджио Ортелли отметил, что на самом деле наблюдалось значительное увеличение числа туристов. Они приезжали, чтобы увидеть гигантский повалившийся на бок корабль и сфотографировать его на память.

Следственные работы по происшествию, результаты

Следствие установило, что судно приблизилось намного ближе (в 10 раз) к берегу, чем предусмотрено маршрутом, причем и на более высокой скорости.

Вся кампания по ликвидации последствий крушения корабля продолжалась более двух лет. Ущерб, оцененный властями острова Джильо, составил 125-189 млн евро.

Главный обвиняемый - капитан потерпевшего аварию лайнера Франческо Скеттино. Его признали виновным в непреднамеренном убийстве людей (32 человек) и вынесли приговор - 16 лет тюрьмы.

Специалисты по судоходству недоумевают и удивляются тому, каким образом такое современное и хорошо технически оборудованное судно, как "Коста Конкордия", могло сесть на мель в настолько хорошо изученных морских местах.

У экспертов возникало два вопроса. А именно о том, как так получилось, что "Коста Конкордия" отошла от запланированного маршрута (на 3-4 морских мили) и по какой причине она так скоро перевернулась.

Этот корабль совершал круизы по данному маршруту за год по 52 раза.
Основные предположения о причинах произошедшего - человеческий фактор и сбой в технике или комплекс этих двух факторов.

Возможно и такое, что команда судна просто сбилась с курса. Поэтому лайнер "Коста Конкордия" оказался в опасной близости от побережья.

Были версии и о том, что имелись неисправности в навигационной аппаратуре судна.
Также на борту могли произойти и перебои с подачей электроэнергии.

Но самое главное - о том, что в Средиземном море произошло крушение огромного лайнера "Коста Конкордия", узнали в мире лишь через сутки после случившегося. Самое большое возмущение и недоумение вызвало поведение капитана корабля Франческо Скеттино и подчиняющейся ему команды.

По свидетельствам пассажиров, некоторые представители экипажа вначале даже не пускали людей к спасательным шлюпкам, в конце концов залезли в них сами. А капитан сбежал с тонущего корабля, бросив всех пассажиров.

"Коста Конкордия" сейчас

Операция по подъему корабля производилась в несколько этапов. Эти работы - самые дорогие за всю историю проведения подобных операций, стоимость их около 250 млн евро. Для владельцев судна ущерб составил примерно 1,5 млрд евро. В августе 2013 года началась уникальнейшая операция. Она заняла менее суток. Корабль благополучно поставили на киль.

Целью всей операции было, прежде всего, достичь минимального крена (нулевого). Этого благополучно добились. За 600 дней нахождения на рифах корпус лайнера сильно повредился. Однако подъем "Коста Конкордия" завершился успешно.

В конце июля 2014 года начались работы по буксировке судна в порт Генуи. Через три дня судно завели в намеченный порт. Работы по демонтажу корпуса займут почти 2 года.

В ночь на 14 января 2012 года в Тирренском море близ острова Джильо, у побережья итальянской области Тоскана. На борту судна находились более 4,2 тысячи пассажиров и членов экипажа. В результате крушения погибли 32 человека и более 100 пострадали.

Гигантский лайнер длиной 290 метров с 17 палубами, на которых размещались 1,5 тысячи кают, двухуровневая фитнесс‑зона площадью более двух тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел 13 января 2012 года из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) под Римом в круиз по Средиземному морю и направился в Савону (Savona). Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на скальный выступ, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 метров.

Постепенно корабль стал погружаться в воду. Затем лайнер в километре к северу от места происшествия.

Члены экипажа во главе с капитаном Франческо Скеттино пассажирам о том, что произошло. На борту началась паника.
Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет. Спасение людей тем, что многие оказались заблокированными в каютах лайнера, а несколько человек выпали за борт при посадке корабля на мель.

На лайнере находились 111 граждан России, . Среди уцелевших пассажиров корабля было 450 граждан Франции.
Первоначально сообщалось, что в результате крушения лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала. Ход поисково‑спасательной операции из‑за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей. В апреле 2012 года официально была гибель 30 человек, еще двое ‑ итальянка и гражданин Индии ‑ числились пропавшими без вести. Останки пассажирки Марии Грации Трекарики были обнаружены внутри судна . Тело еще одного пропавшего без вести, стюарда Рассела Ребелло, гражданина Индии, нашли в одной из кают Costa Concordia только .

С момента крушения Costa Concordia возник его топливом побережья острова Джульо, расположенного рядом с местом аварии. В районе этого острова обитает ряд видов редких рыб и морских животных. В марте 2012 года водолазы с затонувшего итальянского лайнера.

По данным СМИ, на затонувшем лайнере Costa Concordia действовали , которые разграбили затопленную часть судна. Первой вещью, похищенной с Costa Concordia, стал судовой колокол. Рында, которая весила несколько десятков килограммов, была похищена неизвестными 15 марта 2012 года с глубины около восьми метров. Кроме того, мародеры‑аквалангисты украли украшения и часы, которые остались лежать в витринах магазинов лайнера. С судна также пропали картины, настенные часы и некоторая мебель.

Осенью 2013 года корабль, который больше года пролежал на боку на мели, установили вертикально. Спустя несколько месяцев в недрах его корпуса при проведении подводных работ .

В 2014 году к лайнеру прикрепили 19 специальных контейнеров, из которых затем выкачали воду, чтобы поднять судно над уровнем моря и выровнять его. После того как корабль поднялся из‑под воды на 18 метров, от него отцепили тросы, с помощью которых удерживали около берега. В конце июля 2014 года лайнер был отбуксирован в Геную. Судно преодолело на буксире . Все это время лайнер сопровождал целый морской конвой, включающий в себя, в том числе, катер ВМС Франции и два вертолета.

После прибытия в порт Генуи начались работы по разбору судна. В мае 2015 года лайнер Costa Concordia был отбуксирован в район старого порта Генуи, а пять буксиров направили то, что осталось от круизного корабля, в сторону четвертого дока для окончательного демонтажа.

На итальянском острове Джильо в октябре 2014 года был установлен монумент, посвященный памяти жертв катастрофы 13 января 2012 года и мужеству местных жителей. Мемориал " " создал архитектор Джампаоло Талани. Работа была подарена острову компаниями Neri из Ливорно (Италия) и Smit из Роттердама (Нидерланды).

Сразу после трагедии прокуратура итальянского города Гроссето, ведущая расследование обстоятельств крушения Costa Concordia, в отношении капитана лайнера Франческо Скеттино, предъявив ему обвинения в непреднамеренном убийстве, кораблекрушении и оставлении судна в опасности. Представители компании‑судовладельца заявили о том, что Скеттино отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест.

После того, как специалисты сняли показания с черного ящика лайнера, стало ясно, что эвакуация пассажиров с терпящего бедствие круизного лайнера Costa Concordia началась . Капитан лайнера не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции, он также при маневрировании, в управлении сложившейся чрезвычайной ситуацией и при эвакуации с корабля. После крушения Скеттино покинул тонущий лайнер.

17 января 2012 года итальянский суд постановил поместить под домашний арест капитана лайнера Франческо Скеттино, но уже 5 июля 2012 года он из‑под домашнего ареста при условии, что не может покидать город Мета‑ди‑Сорренто в провинции Неаполя, где находится его дом.

Со своей стороны Скеттино решил судиться с уволившей его в июле 2012 года компанией‑судовладельцем Costa Crociere, требуя своего восстановления. Судебный процесс по делу об его увольнении начался в итальянском городке Торре‑Аннунциана в провинции Неаполя. Скеттино посчитал, что был уволен несправедливо, несмотря на то, что причиной увольнения стало не только внутреннее дисциплинарное расследование обстоятельств трагедии, но и засвидетельствованные пассажирами лайнера нарушения им трудового договора и Кодекса мореплавания, например, употребление алкоголя за час до трагедии.

Летом 2013 года министерство транспорта Италии капитана Франческо Скеттино.

Суд над бывшим капитаном Costa Concordia начался . Изначально на скамье подсудимых помимо Скеттино находились еще пять человек: старший помощник капитана Чиро Амброзио, офицер судна Сильвия Короника, рулевой Якоб Русли Бин, директор бортовой гостиницы Манрико Джампедрони и координатор кризисного центра компании‑судовладельца Costa Crociere Роберто Феррарини. Однако в рамках предварительных слушаний они заключили соглашение со следствием о признании ими своей вины в обмен на смягчение наказания.

Суд в Италии признал пятерых сотрудников компании Costa Crociere, владельца круизного лайнера Costa Concordia, в непредумышленном убийстве людей. Феррарини был осужден на два года и десять месяцев, Джампедрони получил два с половиной года, другие обвиняемые, кроме Скеттино, — от года и восьми месяцев до года и 11 месяцев тюрьмы.

Компания‑оператор судна Costa Crociere была на миллион евро за ошибки и нарушения правил, допущенные служащими компании при аварии.

11 февраля 2015 года суд первой инстанции итальянского города Гроссето Франческо Скеттино к 16 годам и одному месяцу лишения свободы. Экс‑капитану также пожизненно запретили занимать любые государственные должности, также он в течение пяти лет не сможет работать по своей профессии. Приговор был подтвержден 31 мая 2016 года Апелляционным судом Флоренции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников