Любовь является самым мощным жизненным ресурсом человека! Ресурсы внутренние и их значимость для человека Жизненный ресурс человека.

Е.В. Балацкий ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ РЕСУРСОВ: МОДЕЛИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ

В рамках экономической науки существует множество микроэкономических моделей, описывающих поведение индивида. В них фигурируют в основном два человеческих ресурса: деньги и время. Иногда в чисто абстрактной форме появляется еще один ресурс - человеческий капитал. Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь человека - манипулирование базовыми ресурсами, которыми он располагает. Каков набор этих ресурсов, определяющих место личности в социуме; какова количественная оценка степени наделенности ими, а также их относительная значимость? Рассмотрим эти взаимосвязанные проблемы, стоящие сегодня перед экономистами и социологами.

Модель поведения индивида, в соответствии с нашей гипотезой, детерминируется его целевой функцией. Речь идет о неком интегральном показателе достижения поставленных им целей. Именно движение к цели делает жизнь человека осмысленной, и именно степень достижения целей определяет уровень его удовлетворенности жизнью. Указанный критерий выступает в нашей модели как своеобразная функция полезности, широко используемая в микроэкономических моделях.

Роль функциональных ограничений, формирующих пространство возможных действий, выполняют две "производственные функции", описывающие зависимость целей субъекта и его реальных достижений от объема его жизненных ресурсов и состояния внешней среды. Набор жизненных ресурсов предлагаемой модели поведения индивида (МПИ) весьма ограничен, он включает в себя деньги (доход); энергию (жизненную силу); время (суточный фонд времени, в которой входят сон, рабочее время и досуг); знания (информацию). Эти ресурсы качественно неоднородны и не сводимы друг к другу, но вместе с тем могут частично взаимозамещаться. Ими обладают все люди, разница лишь в степени наделенности и в их субъективной значимости.

Ресурсные ограничения, которые предполагают, что наличие каждого из четырех жизненных ресурсов для человека не безгранично, а имеет строго определенные количественные пределы, представляют собой дополнительные ограничения модели.

В формализованном виде МПИ может быть описана следующим образом:

БАЛАЦКИЙ Евгений Всеволодович - доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научнотехнической сфере (РИЭПП).

Ф о,.,^,2,., 1 = 1, т

и[АСТ =у (х, у, г, gi, О,), 1 = 1 ,тп

где I - индекс цели (блага, потребности); т - число целей (благ, потребностей); у, - параметр, фиксирующий важность 1-й цели (блага, потребности); Ц™0 - планируемый уровень достижения 1-й цели (блага, потребности); Ц™1 - фактический уровень достижения 1-й цели (блага, потребности); х, у, 7, и д, - объем денежных средств (х,), энергии (у,), времени (7,) и знаний (д,), которые необходимы для реализации,-й цели; х0, у0, 70 и д0 - совокупный объем денежных средств, энергии, времени и знаний, которыми располагает субъект; ф - качество институтов, необходимое для реализации,-й цели, и влияние внешней среды; <р и \р - производственные функции, связывающие жизненные ресурсы с получаемыми с их помощью жизненными благами.

Критерий (1) задает целевую функцию, соотношения (2) и (3) - функциональные ограничения, неравенства (4)-(7) - ресурсные ограничения. В принципе целевая функция построенной модели по умолчанию предполагает, что коэффициент достижения поставленных целей в пределе достигает единицы. Критерий (1) может быть переписан в эквивалентной, более общей форме:

В соответствии с МПИ четыре жизненных ресурса расходуются человеком на то, чтобы осуществить процесс целеполагания с последующим достижением поставленных целей. Ими, на наш взгляд, могут быть фундаментальные ценности человеческой жизни: личная и семейная безопасность; материальное благополучие; семейное благополучие; творческая самореализация; плодотворное проведение досуга; достойный социальный статус; наличие эффективных неформальных социальных контактов; хорошее здоровье и т.п. Все эти факторы подлежат

количественной оценке (см., например ). Разумеется, для каждого человека набор ценностей и их относительное значение различны.

Отдельного комментария заслуживают входящие в МПИ четыре жизненных ресурса. Время - ресурс фиксированный и принципиально невозобновляемый. Каждому человеку отведено 24 часа в сутки, и упущенное время восстановить нельзя. Жизненная энергия - ресурс частично возобновляемый. У разных людей ее количество различно, иногда растраченная энергия может быть восстановлена и даже приумножена, иногда - нет. Деньги - ресурс возобновляемый. Каждый человек наделен финансовым ресурсом в разной степени, а трата денег, как правило, компенсируется последующим заработком. Знания - ресурс возобновляемый. Как и деньги, информация может накапливаться и расходоваться. Деньги - классический капитал, способный разрастаться и убывать. Знания - часть человеческого капитала, также способная нарастать и разрушаться.

Рассмотренные жизненные ресурсы тесно связаны с фундаментальными атрибутами мира. Так, время и энергия, играющие основополагающую роль практически во всех науках, учитываются нами в явном виде, информация учитывается через переменную знаний, пространство - через переменную дохода.

Умелое манипулирование названными ресурсами позволяет ставить перед собой цели и достигать их с той или иной эффективностью. Разумеется, чем больше каждого ресурса, тем больше шансов, что человек индивидуально правильно сформирует свои жизненные задачи и успешно их решит. Безусловно, между достижениями человека и его жизненными ресурсами имеет место и обратная связь.

Результаты деятельности человека определяют последующую динамику его жизненных ресурсов, что может быть формализовано в самом общем виде следующим образом:

<&„ / А = Ф(х0 (О, П(0, Щ (0, г = 1, т)

<1у0 / = Щу0(!),СН!),иГ (0, i = 1 ,т)

<к0 / Л = 3(г0 (0,0(0, и.А (О, I = 1, т)

dg0 /А = Ч"(8оЦ),СЦ!),и?ЛСТ (О, I = 1т)

где 1 - время; Ф, 0, Е и ^ - производственные функции, связывающие динамику жизненных ресурсов с полученными с их же помощью в предыдущий период жизненными благами.

Если в качестве переменной времени (и0) рассматривать совокупный суточный фонд времени человека, то уравнение (11) ликвидируется, поскольку данная величина является константой.

Соотношения (9)-(12) служат в качестве механизма связи между статическими МПИ (1)-(7) в разные периоды. Тем самым достигается описание всей траектории жизни человека.

Оговорим следующий момент. Дело в том, что жизненные ресурсы определяют сам механизм целеполагания (зависимость (2)). Если же поставленные цели будут достигнуты, а человек приблизится к полной удовлетворенности жизнью (абсолютному счастью), то в соответствии с МПИ, скорее всего, включится механизм задания новых целей, и процесс выбора жизненной стратегии продолжится. Таким образом, "обрыв" траектории принятия решений МПИ не предполагается.

Построенная модель представлена в максимально абстрактной форме. Однако даже этого достаточно, чтобы сделать некоторые выводы о поведении человека. Например, критерий (1) содержит в себе множество жизненных благ, число которых для каждого свое. Несложно видеть, что уменьшение целевых установок (т) при прочих равных условиях ведет к росту общей удовлетворенности жизни (0), т.е. <ЗШт < 0. Это вполне естественно, так как все жизненные ресурсы человека оказываются направлеными на достижение меньшего числа целей, что и позволяет реализовать их в более полной мере. Именно данным эффектом объясняется, на наш вгзляд, весьма распространенный факт, когда примитивные люди с ограниченным кругом намерений достигают большей удовлетворенности жизнью, нежели высокоразвитые личности с разнообразными целевыми установками.

Нацеленность жизненными ресурсами: эмпирический анализ

Прежде всего дадим классификацию четырех ресурсных агрегатов (время, энергия, деньги и знания) по двум направлениям: степени объективности ("космологические" и "социальные") и степени грубости ("материальные" и "нематериальные") (табл.1).

Теперь обратимся к методу оценки степени наделенности жизненными ресурсами различных субъектов. Для этого воспользуемся моделью социологических опросов, которая предполагает качественную идентификацию объема жизненных ресурсов. Конструкция вопроса, адресованного респондентам, и варианты возможных ответов приведены в таблице 2, данные которой основаны на социологических обследованиях, проведенных ВЦИОМ 24-25 июня 2006 г. в 46 регионах России; объем выборки - 1,5 тыс. человек.

Наряду с оценкой уровня наделенности индивидуумов жизненными ресурсами, необходимо задать шкалу их важности. Для этого нами использовались конструкция вопроса и варианты возможных ответов, приведенные в таблице 3. Информационное наполнение таблице 3 аналогично таблице 2 и базируется на указанном массиве ВЦИОМ.

Агрегируем полученную информацию с помощью индекса наделенности ресурсами (I) и индекса важности ресурсов (и), которые имеют следующий вид:

Таблица 1.

Классификация жизненных ресурсов по степени объективности и материальности

"Материальные" факторы "Нематериальные" факторы

"Космологические" факторы Энергия Время

"Социальные" факторы Деньги Знания

/ = сцД +а2/)2 +а3£>3 +а4Д, +а5£)5

J = а1С1+а2С2+а3С3+а4С^+а5С5 (14),

Для вычисления индекса (13) используются долевые оценки относительно на-деленности ресурсами (Э^) (табл. 2), для вычисления индекса (14) - долевые оценки относительно важности ресурсов (й]) (табл. 3). Весовые коэффициенты следующие: а1 = 1,0; а2 = 0,6; а3 = 0,4; а4 = 0; а5 = 0,5.

Еще раз заметим: все оценки основаны на самооценке и носят субъективный характер. Например, можно предположить, что, по мнению человека, ведущего чрезвычайно активный образ жизни, ему не хватает энергии, а человек, тихо "сплавляющийся" по течению жизни, полагает, что ему энергии вполне хватает. Однако здесь важно другое: каждый из них понимает удовлетворенность жизнью по-разному. Поэтому и субъективные оценки, в конечном счете, вполне объективно фиксируют нехватку энергии человека для достижения одной и той же глобальной цели - полной удовлетворенности жизнью. И в этом смысле все они являются сопоставимыми.

Результаты расчетов по формулам (13) и (14) приведены в таблицах 2-3, которые позволяют сделать ряд интересных выводов.

Прежде всего оказалось, что, вопреки мнению западных экономистов и социологов, считающих время наиболее ценным ресурсом, для россиян это наименее

Таблица 2.

Распределение ответов респондентов на вопрос: "В какой степени Вам в Вашей жизни не хватает следующих ресурсов?" %

Вариант ответа

Вид ресурса

Вполне хватает ф-,)

Скорее хватает ф2)

Скорее не хватает ф3) Совершенно не хватает ф4) Затрудняюсь ответить ф5) Индекс наделенности ресурса (I)

36.8 29,3 10,5 0,7

Таблица 3.

Распределение ответов респондентов на вопрос: "Укажите степень важности для Вас следующих ресурсов?" %

Вариант ответа Вид ресурса

Время Энергия Деньги Знания

Очень важно ^) 55,9 74,1 73,0 53,8

Скорее важно ^2) 34,8 22,8 22,2 34,4

Скорее не важно ^3) 7,6 2,1 3,1 8,9

Совершенно не важно ^4) 1,3 0,4 1,1 2,2

Затрудняюсь ответить ^5) 0,4 0,7 0,6 0,8

Индекс важности ресурса ^) 80,0 88,9 87,9 78,3

дефицитный жизненный ресурс, которым российские жители наделены в максимальной степени. За ним следуют информационный и энергетический ресурсы, а замыкает систему финансовый ресурс (табл.2).

На наш взгляд, выявленная система ранжирования уровня наделенности жизненных ресурсов свидетельствует об известной примитивности российского социума. В развитых сообществах деньги и энергия отходят на последние места, а время и знания - на первые. Иными словами, для более развитых сообществ важность "нематериальных" жизненных ресурсов выше, чем "материальных".

В России наблюдается прямо противоположная ситуация, что и позволяет говорить об относительно низком социальном и интеллектуальном развитии ее граждан. Обращает на себя внимание и тот факт, что нехватка денег имеет для них значимый разрыв по сравнению с нехваткой остальных ресурсов. Например, индекс наделенности денежным ресурсом для жителей России в 2,1 раза ниже индекса наделенности временем. Подобные значительные расхождения подтверждают их неслучайный характер.

Российские граждане компенсируют острую нехватку денег и знаний временем и жизненной энергией. Такая модель социального бытия означает, что им не хватает ресурсов, характерных для развитых цивилизаций (деньги и знания), компенсация которых осуществляется ресурсами, имеющими чисто природное происхождение (энергия и время). Следовательно, с некоторой степенью условности можно сделать вывод о том, что в России в настоящее время доминирует довольно примитивная социально-экономическая модель, характерная для цивилизаций низкого уровня развития.

Сказанное подводит к следующей гипотезе: по мере развития социума просматривается вполне определенная закономерность в повышении наделенности ресурсами - сначала определенного уровня насыщения достигают финансовый и энергетический ресурсы, затем информационный и временной. Разумеется, некоторые отклонения от данной эволюционной линии возможны, но они не могут быть принципиальными. Россия пока под эту закономерность не подпадает.

Вывод о естественно-природной "примитивистской" модели российского социума подтверждается и данными о значимости жизненных ресурсов. Так, самым важным ресурсом для россиян является энергия, затеем деньги и только потом время и знания (табл.3). Подобная иерархия значимости жизненных ресурсов свидетельствует о невысоком цивилизационном витке, на котором находится российское общество.

Следует оговориться, что речь не идет о какой-либо интеллектуальной ущербности и неполноценности россиян. Доминирование данной модели связано, скорее, с ломкой социально-экономической системы, происходившей в стране в последние два десятилетия. Многие люди оказались перед необходимостью физического выживания, что и предопределило дрейф системы в сторону примитивных, сугубо материальных жизненных ресурсов. Не исключено, что по мере преодоления негативных последствий системных реформ будет происходить реструктуризация наделенности и важности рассмотренных жизненных ресурсов в сторону усиления роли времени и знаний.

Дифференциация жизненных ресурсов по социально-демографическим группам

Расчеты индексов наделенности жизненными ресурсами и индексов их важности с учетом половых различий приведены в таблице 4. Они позволяют сделать ряд выводов.

Индексы Пол

Мужчины Женщины

Индексы наделенности: Временем 60,7 60,1

Энергией 61,5 53,1

Деньгами 29,0 27,9

Знаниями 58,4 57,3

Индексы важности: Времени 80,7 79,5

Энергии 88,3 89,4

Денег 88,0 87,8

Знаний 79,0 77,8

Во-первых, различия в жизненных ресурсах мужчин и женщин в целом незначительны, некоторые из них находятся на уровне статистической погрешности.

Во-вторых, в целом наделенность жизненными ресурсами у мужчин все же выше, чем у женщин. Хотя данное преимущество незначительно, его нельзя игнорировать, ибо оно устойчиво проявляется применительно ко всем четырем ресурсам. Кроме того, значимость жизненных ресурсов для мужчин также выше, чем для женщин (за исключением энергии). Иначе говоря, мужчины придают несколько большее значение жизненным ресурсам, чем отчасти и объясняется их большая наделенность таковыми.

В-третьих, наиболее существенное различие между мужчинами и женщинами состоит в наделенности жизненной силой. Преимущество мужчин составляет 8,4 процентных пунктов, что выглядит действительно огромным по сравнению с преимуществом в остальных ресурсах в 0,6-1,1 п.п. С другой стороны, важность жизненной энергии для женщин выше, чем для мужчин. То есть, по сравнению с мужчинами, женщины в наименьшей степени наделены именно тем жизненным ресурсом, который имеет для них наибольшее значение.

В этой связи обратим внимание на следующее обстоятельство. Некоторые антропологи, опираясь на традиции древних культур, утверждают, что мужчины являются энергоизбыточными субъектами, а женщины - энергонедостаточными. К такому выводу приходит, например, К.Кастанеда, изучавший философию и мировоззрение североамериканских индейцев , разделят активное мужское начало и пассивное женское и китайская дуалистическая концепция Инь-Ян. Полученные нами количественные результаты подтверждают эти постулаты.

Кстати, высокая наделенность энергией в частности и ресурсами в целом, подкрепленная их высокой значимостью, при прочих равных условиях приводит и к более активному растрачиванию этих ресурсов. В результате повышается интенсивность жизни мужчин, обостряются переживания, быстрее изнашивается организм, что может провоцировать сокращение продолжительности их жизни. Не исключено, что относительная ресурсная избыточность мужчин является если и не главным, то одним из важных факторов того, что они живут меньше женщин.

Не менее интересные выводы вытекают из расчетов индексов наделенности жизненными ресурсами и индексов их важности в зависимости от возраста (табл. 5).

Во-первых, явные возрастные закономерности в уровне наделенности ресурсами просматриваются только для энергии и времени. Например, как и следовало ожидать, наделенность жизненными силами с возрастом заметно падает. Так,

Возрастные группы респондентов

18-24 25-34 35-44 45-59 60 и старше

Индексы наделенности:

Временем 59.8 56,2 53,5 56,7 75,5

Энергией 70,8 68,0 60,0 54,6 37,8

Деньгами 29,7 30,6 26,7 27,8 27,9

Знаниями 57,3 55,9 56,7 59,3 58,9

Индексы важности:

Времени 82,4 83,6 83,2 79,6 72,9

Энергии 88,3 89,2 89,7 89,0 88,2

Денег 91,0 88,5 89,8 87,4 83,9

Знаний 86,7 83,2 80,8 76,9 67,9

в пенсионном возрасте (60 лет и старше) люди сохраняют лишь 53,4% жизненной энергии по сравнению с юностью (18-24 лет). При этом единообразная тенденция к сокращению сил по мере увеличения возраста человека отличается высокой устойчивостью. Индекс наделенности временем имеет более сложную, но столь же предсказуемую траекторию. Так, до периода зрелости (35-44 лет), когда активность и занятость индивида, как правило, достигают максимума, наблюдается падение индекса наделенности временем, после чего начинается его возрастание и к моменту выхода человека на пенсию он достигает 75,5%. Эта величина является рекордной; ни один ресурс ни на одном возрастном интервале не достигает таких значений. Можно сказать, что с возрастом происходит постепенная замена жизненной энергии человека временным ресурсом.

Во-вторых, вариативность значений индексов ресурсной наделенности для "космологических" факторов (времени и энергии) гораздо выше, чем для "социальных" (денег и знаний). Разница между максимальным и минимальным значениями индексов наделенности энергией и временем для различных возрастных групп достигает 33,0 и 22,0 п.п. соответственно, тогда как аналогичный показатель для денег и знаний составляет лишь 3,9 и 3,4 п.п. Таким образом, более значительные сдвиги в значениях индексов наделенности наблюдаются для тех ресурсов, которые практически не зависят от человека, а для социальных ресурсов, которыми субъекты овладевают в процессе жизненного цикла, сдвиги трудноуловимы. Это лишний раз свидетельствует о неподвижности и, следовательно, "недоразвитости" социальных факторов российского бытия: финансовый и информационный капитал не подвержен диссипации, но и не накапливается.

В-третьих, вариативность значений индексов важности жизненных ресурсов для времени и знаний существенно выше, чем для денег и энергии. Разница между максимальным и минимальным значениями индексов важности знаний и времени для различных возрастных групп составляет 18,8 и 10,7 п.п. соответственно, аналогичный показатель денег и энергии 7,1 и 1,5 п.п. Следовательно, более значительные сдвиги в значениях индексов важности наблюдаются применительно к более "эфемерным" ресурсам, которые не имеют осязательных свойств. Данный факт вскрывает заторможенность системы ценностей в отношении "грубых" жизненных ресурсов и, наоборот, хаотичность системы предпочтений в отношении "тонких" ресурсов.

В-четвертых, как вытекает из анализа глубины перепадов в величине соответствующих индексов для различных возрастных групп, процесс овладения жизненными ресурсами предполагает большую возрастную вариативность по сравнению с процессом формирования системы ресурсных предпочтений. Это означает, что

система ценностей человека на протяжении жизненного цикла заметно эволюционирует, но не так сильно, как система нацеленности жизненными ресурсами. Что касается материального положения, то по мере его ухудшения наделенность жизненными силами, деньгами и знаниями уменьшается (табл. 6). Это компенсируется увеличением наделенности малообеспеченных людей временным ресурсом. Тем самым эмпирически подтверждается аксиома: успеха в жизни добиваются более энергичные и более знающие люди. "Расплатой" за подобный успех выступает возрастающий дефицит времени. Однако в любом случае справедлив главный вывод: материальный успех означает большую наделенность жизненными ресурсами.

Далее. Состоятельные люди придают большее значение времени, энергии и знаниям, чем бедные, причем для времени и знаний эти предпочтения просматриваются максимально отчетливо. Тем самым подтверждается наша гипотеза, согласно которой цивилизационное развитие, сопровождающееся ростом материального благосостояния населения, ведет к усилению роли "нематериальных" факторов жизнедеятельности. Соответственно значение и субъективная ценность денег по мере увеличения богатства немного снижаются.

В-пятых, оказывается, что наделенность знаниями для среднего класса выше, чем для "богатых" (первый столбец табл. 6) и "бедных" (третий столбец табл. 6). Наряду с этим важность энергетического ресурса для среднего класса меньше, чем для двух других групп населения. Иными словами, максимальная информационная нагрузка общества ложится именно на средний класс, тогда как с точки зрения затрат энергии ниша среднего класса является достаточно комфортной. Это коррелирует с данными экспериментальной этологии и вносит новые аспекты в понимание места и общественной роли среднего класса.

Отметим интересный результат межгруппового анализа полученных данных. Как оказалось, разница между мужчинами и женщинами меньше, чем между богатыми и бедными, а разница между богатыми и бедными меньше, чем между молодыми и старыми. Эта закономерность распространяется как на систему ценности людей, описывающуюся индексами важности жизненных ресурсов, так и на систему ресурсной обеспеченности, описывающуюся индексами наделенности жизненными ресурсами. Максимальная вариация в индексах наделенности по полу составляет 8,4 п.п., материальному положению - 29,3 п.п., возрасту - 33,0 п.п. Соответственно максимальная вариация в индексах важности по полу-1,2 п.п., материальному положению - 9,1 п.п., а по возрасту - 18,8 п.п. Следовательно, такое физиологическое различие, как пол имеет меньшее значение по сравнению с таким социальным различием, как доход. В то же время со-

Таблица 6.

Дифференциация социальных индексов по материальному положению, %

Индексы Материальное положение семьи

Очень хорошее, хорошее Среднее Очень плохое, плохое

Индексы наделенности:

Временем 55,7 59,5 63,7

Энергией 63,6 59,7 49,5

Деньгами 46,0 31,3 16,7

Знаниями 58,3 59,1 55,2

Индексы важности:

Времени 84,3 80,5 77,9

Энергии 89,6 88,8 89,1

Денег 84,8 87,9 89,0

Знаний 84,1 79,1 75,0

циапьные различия в доходах имеют меньшее значение по сравнению с возрастом. Тем самым складывается иерархия социальных различий, которую следует учитывать, проводя социальную политику.

Эффективность жизненных ресурсов

Количественные оценки уровня наделенности людей различными жизненными ресурсами предполагают определенное усреднение для получения интегрального индекса ресурсной наделенности (I*). Для этого можно воспользоваться простой формулой:

/* = (Л /ЛК + (/2 / Л)/2+(/3 //0)/3 + (Л /Л)/4 (15),

где все обозначения прежние, J0 = ^ + J2 + J3 + J4, а четырьмя индексами обозначаются соответствующие жизненные ресурсы (время, энергия, деньги, знания).

Проведенные расчеты показывают, что интегральный индекс ресурсной наделенности (15) в России в июне 2006 г. составлял 50,5%. Эта величина сама по себе симптоматична, поскольку свидетельствует о невысокой насыщенности российского общества базовыми жизненными ресурсами. Особый интерес представляет сопоставление данной оценки с интегральным индексом удовлетворенности жизнью. Если последний обозначить как 0*, то эффективность жизненных ресурсов (k) можно оценить с помощью формулы: k = 0*/I*.

Величина индекса удовлетворенности жизнью в июле 2005 г. в России составляла 53,1% . Несмотря на временной разрыв в оценках 0* и I*, их можно сопоставить. В этом случае величина эффективности жизненных ресурсов (k) составляет 1,05, т.е. величину, очень близкую к единице. Отсюда следует, что уровень удовлетворенности жизнью почти полностью детерминируется уровнем наделенности жизненных ресурсов.

Здесь уместно опять-таки провести любопытную аналогию с некоторыми антропологическими данными. Так, в работах К. Кастанеды встречается классическая формула североамериканских индейцев, в соответствии с которой счастье - это избыток энергии (силы). В нашем случае эта формула обобщается, так как помимо энергии следует учитывать еще и другие ресурсы, и несколько модифицируется: категория счастья заменяется на более операциональное понятие удовлетворенности жизнью. Таким образом, социологические и антропологические исследования довольно хорошо сопрягаются и, по крайней мере, не противоречат друг другу.

Разумеется, теория жизненных ресурсов не претендует на объяснение всего многообразия поведенческих стратегий людей, однако во многих случаях ее использование может быть достаточно плодотворным и способствовать более правильному пониманию различных социальных явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балацкий Е.В. Факторы удовлетворенностью жизнью: измерение и интегральные показатели// Мониторинг общественного мнения. 2005. № 4.

2. Кастанеда К. Огонь изнутри. Сила безмолвия. Искусство сновидения. М. 2003.

3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М. 1999.

A description of a special methodology of analysis of life resources of population.

Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни. Луиза Хей.

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Какая сила может помочь достичь успеха или бывшего, жить счастливо?

Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя , внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.

В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть личностными и социальными ресурсами, личностным потенциалом. Что сюда входит?

Притча - метафора "Живительный источник". Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь.
Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути.
Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.
Человек начинает свой путь неуверенно, маленькими шажочками, но по мере взросления и приобретения жизненного опыта эти шаги становятся все более твердыми и уверенными.
Дорога, по которой идет путник, непростая. Она, то сужается и становится непроходимой, то неожиданно расширяется и пересекается с другими дорогами, пролегающими вдоль маленьких речушек и морского побережья. Эта дорога никогда не бывает прямой и гладкой. Она может проходить сквозь чащу неизвестности или пролегать через горные хребты.
Эта извилистая дорога может привести в пустыню или завести в болото, однако всегда найдется та самая волшебная тропинка, которая убережет человека и обязательно выведет к новому источнику жизни. Источник, который исцеляет, может зарождаться высоко в горах или глубоко под землей. Он может быть в виде капли росы или глотка свежего воздуха. И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света.

1. Здоровье физическое и психическое;

3. Волевые качества – например, терпение, самоконтроль;
4. Накопленные знания и освоенные умения;
5. Самоуважение, самодостаточность, жизненные ценности;
6. Интерес человека к жизни, желания, цели ;
7. Позитивный жизненный опыт, активная жизненная установка – понимание того, что целенаправленные действия рано или поздно приведут к результатам;
8. Готовность к личностному росту, к самосовершенствованию;
9. Принятие вызова жизни, – способность использовать трудности жизни, проблемные ситуации для саморазвития;

11. Время и то, как вы его тратите;
12. Материальные возможности (доход, сбережения и т.д.);
13. Материально-технические средства (дом, транспорт и т.д.);
14. Социальная поддержка - люди, способные помочь в достижении цели;
15. Информация и источники информации.


Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик.
- Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи.
- Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это:

  • надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
  • вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
  • душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

А.С. + Р. = Ж.С.

А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

А теперь небольшой проективный тест Морские сокровища, который прояснит ваши цели и подскажет, какие ресурсы вам необходимы в первую очередь.

Инструкция. На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна. Вам надо, во-первых, до­полнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже замети­ли, он раскрыт, но пуст. Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражаю­щим ваши мысли.


Ключ к тесту вы найдете в статье “Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы

5 Rating 5.00 (1 Vote)

Жизненный ресурс человека Каждый из нас стареет стремительнее, когда начинает раздавать свой внутренний ресурс направо и налево. Бездумная раздача способствует увяданию, дряхлению, моральному истощению. Давайте немного поговорим о том, как управлять таким понятием, как жизненный ресурс и что можно сделать для того, чтобы направить свою драгоценную энергию в правильное русло. К нам обратилась Ольга В. Ей 42 года. Она описывает свою жизнь таким образом: «Вся моя жизнь – это сплошной непрекращающийся круговорот. Утром я бегу на работу, в обед встречаюсь с подругой и выслушиваю ее сетования на мужа, потом мне звонит свекровь и жалуется на жизнь. Мне приходится с ней разговаривать даже несмотря на то, что я нахожусь на работе. Вечером я раздаю советы своей невестке, потом снова выслушиваю по телефону жалобы на жизнь очередной подруги. В общем, раздаю себя по частям. И сил уже ни на что не остается. Я просто выдыхаюсь и падаю. На мужа вообще сил уже просто не остается. Что там говорить о себе». Знакомая ситуация для многих, не правда ли? Зачастую мы не придаем огромного значения своему внутреннему состоянию, мы даже не задумываемся о нем. Мы не находим времени для своих личных потребностей, для своих эмоций, личных переживаний. Мы не желаем просто хотя бы на один миг остановиться и спросить себя: «А чего хочу я?». И речь здесь не о тех псевдо желаниях, которые навязываются нам обществом, а о тех, в которых существует потребность нашей души и нашего сердца. Ольга В.не научилась до сих пор получать удовольствие от уединения с собой, от окружающей ее жизни, от чувства уважения к себе как личности, как Женщине. И все ее внимание, как правило, направлено не на себя, а во внешний мир – на общество, которое ее окружает. И она растрачивает себя. Она расточает свой жизненный ресурс на абсолютно ненужные ей лично вещи… Не узнаете ли вы себя в подобной ситуации? Как часто вам приходится растрачивать свой жизненный ресурс, свой потенциал, впустую? Необходимо понимать, что жизненный потенциал человека не безграничен. И со временем можно выдохнуться, как старое шампанское в так и не открытой бутылке. Всему есть предел. Всему есть границы… Когда вы вкладываетесь в посторонние, не касающиеся вас напрямую, ситуации, вы просто хотите быть хорошим для других. Все очень просто. Вы в глубине души, даже может быть на подсознательном уровне, надеетесь на то, что в ответ эти люди будут вам благодарны и когда-нибудь отплатят вам тем же. Возможно, вы даже так и думаете: «Чем больше человек будет мне признательно, тем на большую помощь я смогу рассчитывать в дальнейшем и при необходимости смогу к ним обратиться». Но это не так. Это ваши иллюзии, ваши призрачные фантазии. Поверьте, людям редко приходит в голову, что они что-то должны кому-то за какие-то его прошлые участия в их личной жизни. И что мы имеем в итоге? Мы расходуем свой жизненный ресурс, являющийся далеко не безграничным, тщетно. Благодаря чему времени и сил на собственно личную жизнь уже не остается. Даже если вы думаете, что это не так, но когда вы включаетесь в постороннюю ситуацию, то автоматически, абсолютно бессознательно, вы ждете ответную реакцию с другой стороны. А ее не будет. И не стоит ее ждать. А если вас не очень и просили о помощи, то соразмерного ответа вообще не ждите никогда. Удивительно, но подобная «забота» об окружающих – это признак того, что вы не желаете заниматься своей личной жизнью. Важно понять, что помощь – не что иное, как точечное действие. Помогайте и делитесь жизненным ресурсом только тогда, когда вас об этом попросят. И ни в коем случае не в ущерб себе лично и своей любимой семье. Татьяна Ветрова