Горловое пение бурят — секреты древней техники. Горловое пение — музыка вибраций души

Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия. Рожденное изнутри, пение «без слов» настраивает на чистое переживание окружающего мира, даря проход к безграничному источнику энергии. Горловое пение в своей первичной форме сохранилось лишь у некоторых народов Саяно-Алтайского региона — тувинцев, алтайцев, монгол, а также у проживающих в европейской части России башкир. Уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Звук подобно полноводной реке изливается из Вашего внутреннего источника, распространяясь во всех направлениях одновременно и наполняя вашу Вселенную энергией. На сегодняшний день горловое пение всё больше воспринимается как метод саморазвития и оздоровления через работу с голосом, телом и сознанием.

Корни этого древнего искусства уходят далеко вглубь тысячелетий, когда люди жили в гармонии с природой. Подражая звукам природных стихий, животным человек открывал новые просторы, расширял границы своего восприятия, изобретая новые стили горлового пения. Наиболее сильно – это было проявлено в тех этносах, где существовал шаманский культ. Шаман, будучи посредником между людьми и Духами природы пел песню, стучал в бубен, играл на варгане (хомусе), проводил ритуалы, которые были направлены на исцеление людей, на защиту от стихийных нашествий, таких как засухи, наводнения, ураганы, восстанавливал связи между Человеком и его Родом, предками и т.д. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
О древних истоках искусства горлового пения свидетельствуют легенды и мифы тувинцев. В основе космогонических представлений тюрко-монгольских народов лежит трёхуровневая пространственно-временная модель — Верхний, Средний и Нижний миры Вселенной. А также Тенгри – мир Создателя, Творца этих трёх миров и всего сущего и проявленного во Вселенной. Человеческое тело – это микрокосм, в котором отражается Макрокосм Вселенной. Согласно представлениям шаманской традиции Верхний, Средний и Нижний миры связаны с трёмя энергетическими центрами. Эти центры располагаются на вертикальном стержне, который при пении расширяется до диаметров трубы 5-10 см. Откуда и рождаются эти волшебные вибрации горлового пения. Мир Тенгри (Творца, Первопричины) — находится за пределами тела. Символично он ощущается, как идеальная энергетическая сфера над головой человека. Во время пения человек способен гармонизировать все три мира, осознать внутреннюю целостность бытия и, как результат пережить единство с истоком – Тенгри.
Таким образом, сольное горловое пение и инструментальная музыка, основанная на обертоновом многоголосии, и является звуковым воплощением этих традиционных представлений. Сочетание певческого и инструментального начал в одновременном звучании двух- трёх голосов лежит в основе звукового идеала тюрков и монголов. Существует три основных стиля горлового пения: Каргыраа, Хоомей и Сыгыт, а также множество подстилей – Борбанадыр, Эзенглиер и т.д.
Стиль Каргыраа звучит в самом низком регистре. Согласно легенде, в незапамятные времена стиль Каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Сравним также «крок» — подражание звуку, издаваемому вороном, или рычанию тигра, медведя. Каргыраа бывает двух наиболее известных разновидностей – степное и горное. Степное Каргыраа характерно ощущением широкого безграничного пространства, а горное глубиной звучания и огромной внутренней силой.

Стиль Хоомей рассматривается как базовый стиль горлового пения, и обучение, как правило, начинается с этого стиля из-за удобства звукоизвлечения в среднем регистре. Регистровая основа хоомей позволяет проявлять исполнителям свою творческую фантазию в бесконечном множестве его технических разновидностей.
Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу. В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».
Сыгыт, является вершиной мастерства в горловом пении. При исполнении песен в стиле Сыгыт пентатоническая мелодия чередуется с обертоновым горловым пением. Тувинский стиль Сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова «сыгытчы» — причитающий или стонущий. На фоне опорного звука исполняется прерывистая звонкая, свистящая в самом высоком регистре трель, напоминающая игру флейты или пение птиц. «Как горный лёд звенит сыгыт, в ответ поёт струна» — так образно охарактеризован стиль сыгыт в поэтических строках.

Правильное гармоничное пение этими стилями позволяет человеку обрести состояние внутреннего спокойствия, уверенности в себе, ощущение и восприятие потоков энергий, которые пронизывают внутреннее и внешнее пространство. Умение пребывать в потоках энергии не нарушая их естественных течений гармонизирует и исцеляет.

В технике горлового пения основное внимание следует направить внутрь тела. Осознав своё естественное состояние между небом и землёй, почувствовав связь между ними в теле, в виде стержня проходящего от точки макушки к точке промежности, определив границы, связи внутренних и внешних объёмов, воспринимая сферу идеальных образов над головой, как запредельное состояние человека, в слиянии с Абсолютом, Творцом, Тенгри – пребываем в этом состоянии некоторое время. Затем естественно с плавным вдохом и выдохом воспринимается место, где рождается звук, и затем человек соединяя внутреннее и внешнее, пропевает этот звук наружу – во все просторы доступной ему Вселенной.
Это специфическое пение, в котором задействованы, так называемые – «ложные» связки. Так как в повседневной жизни мы не пользуемся этой частью нашего тела, то на первых этапах необходима, часто продолжительная практика, чтобы привести их в рабочее состояние. Очень многие на этом этапе допускают ошибки, применяя чрезмерное внешнее усилие, забывая про то, что горловое пение – это прежде всего пение изнутри. То есть внутреннее состояние человека, насколько он расслаблен, спокоен, устойчив, является основой для извлечения звука. Человек создаёт звук колебаниями не только связками, но и сокращениями горла и диафрагмы, прежде всего умея управлять своим вниманием он может направить звук, например в носовые (гайморовые) пазухи в случае пения сыгытом. Так и звучит мелодия в основной частоте и обертонах.

Хорошей подготовкой или дополнением к горловому пению служит обертональное пение. Обертоны – это такие призвуки, подобные многоголосию, которые появляются на фоне пения «из трубы» гласных звуков или мантр. Обертональное пение - одна из самых совершенных форм целительства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые человеком звуки составляют стройный аккорд со звучанием его тела. Стоит ему овладеть хотя бы азами этого искусства, как его слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. открываются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.
Групповое занятие хорошо начинать со звука «Ом». Пение этой древней мантры позволит сразу же создать в круге сидящих людей резонанс. В процессе пения естественным путем возникнут гармоники, поскольку звук «Ом» содержит в себе большинство существующих гласных. Это экзотерический, то есть внешний эффект, внутренне же или эзотерически, мантра «Ом» открывает пространство звука Вселенной и звучит во благо всех живых существ. Далее в подготовительной части пропеваются различные гласные и человек чувствует, как каждый звук несёт в себе определённую вибрацию вызывая определённое состояние восприятия. Так например, звук «А» наполняет вас изнутри и способствует расширению границ восприятия пространства во все стороны одновременно, что резонирует с переживанием Вселенной. А звук «И» — очищает пространство и внутренне напоминает о естественном вертикальном направлении для Человека, его устремлённости к Небу не теряя основы, устойчивости на Земле.

Также прекрасным элементом для работы со звуком является пение мантр. Мантры – это гармоничные сочетания слов или слоги несущие в себе определённый смысл. Так, например, пропевая Мантру «Ом» в виде четырёх букв А-О-У-М – можно почувствовать, как все внутренние и внешние структуры наполняются энергией и вы переживаете чистое объёмное восприятие реальности Жизни. Или пропевая семенные слоги различных энергетических центров (чакр) в теле гармонизируется перетекание энергии, что приводит к состоянию гармонии Внутреннего и Внешнего пространства. Вы раскрываете голос, умение управлять своим состоянием. Например, часто попадая в стрессовые ситуации человек начинает говорить на повышенных тонах, эмоционирует, теряет свою внутреннею основу, уверенность. Практика горлового и обертонального пения позволяет научиться регулировать такие моменты вашей Жизни, становиться более осознанным и наконец, посредством звука прийти в состояние единого потока восприятия реальности.
В основе всех известных видов звукотерапии лежит принцип резонанса. «Резонансной частотой» называется частота колебаний, присущая объекту от природы. Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, определив верную, «здоровую» частоту органа и направив на него волну этой частоты. Или просто переживая естественное состояния слияния с энергией звука – пространство тела начинает приходить в состояние гармонии и целостности. Восстановление природной частоты в организме означает исцеление. Исцеление – обозначает «из Целого», что и передаёт основной смысл горлового и обертонального пения – пережить единство бытия и наполнять этим ощущением внутреннее и внешнее пространство жизни.
Когда вы поете, вы начинаете замечать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку горловое и обертональное пение требует определённой концентрации внимания, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами распахнулись двери в новые неизведанные доселе просторы осознания.
Основой для практики горлового пения, является медитативное состояние. Когда певец отслеживает своё внутреннее пространство, в единстве с внешним. Это естественное состояние человека находящегося между Небом и Землёй и пребывающего в гармонии с Природой. У человека возникает переживание взаимосвязей ощущений тела, чувств и сознания, расширяются границы восприятия. Каждый звук несёт в себе определённый спектр вибраций. Вступая в резонанс с этими вибрациями — человек попадает в различные состояния изменённого состояния осознания. Где он начинает открывать новые просторы, объёмы потенциальной творческой энергии. Эти вибрации могут быть им направлены на исцеление, обретения хорошего здоровья, на то чтобы гармонизировать свою эмоциональную сферу, структурировать своё сознание.

Из всех источников звука, какие только существуют на Земле, человеческий голос, по мнению многих, наделен наибольшей целительной силой. Ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высоты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты звучания человеческого голоса. Диапазон, доступный человеческой гортани, простирается от горлового пения тувинских шаманов или тибетских монахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструменты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, которые в природе не встречаются.
Венцом практики, может считаться пение – Алгыш, когда каждый из сидящих в круге людей, переживает состояние Единства с пространством Жизни, в котором он может проявиться как индивидуальность, переполненная потенциальной энергией творчества, и посредством звука способная преображать всё вокруг в состояние гармонии и совершенства. Это практика основана, на принципе единства Человека и Природы. Люди сидящие в круге способны пережить архетипическое состояние «у костра» под звёздным небом в окружении природных стихий, звуков птиц, животных, шума ветра, где всё происходит само собой естественным образом. А человек лишь поёт Песню Духа, восхваляя Природу! В этот момент вы являетесь лишь проводником для реализации Духа в бесконечном многообразии его проявлений! Это подобно журчанию чистой прозрачной воды, которая ниспадая с отвесных склонов высоких гор, бежит в узких ущельях, и наконец приходит в долины, образуя различные заводи, озера причудливых по красоте форм, даруя живительную влагу всему живому, или ветру, который задувает в расщелины скал, теребит листву деревьев, срывая пыльцу с цветков – переносит её на огромные расстояния! Так и песня рождаясь в серединке вашего бытия разливается волшебными вибрациями в бескрайних просторах Вселенной! Горловое пение – это естественный, древний путь постижения себя, как целостного Человека, живущего в гармонии и союзе с Природой, в состоянии чистого восприятия потока Жизни!

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем о таком чуде, как горловое пение бурят. Оно уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Давайте же рассмотрим, как оно возникло, особенности исполнения и обучения ему.

Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли.

Небо ночное, бездонное, ясное, свежее.
Слух мой настроен на мелодии звезд.
Сигналы планет, словно зовы изюбрей,
Волнуют самые тонкие струнки души.
Под горловые напевы космических тел
Летит моя Земля, оперением синим горя.

Так описывает летний вечер бурятская поэтесса и переводчик Дарибазарова Цырен-Ханда Ринчиновна в стихотворении «Картинки лета». Как мы видим, и здесь упоминаются «горловые напевы», потому что они являются неотъемлемой частью жизни бурятов.

Возникновение

Эти напевы возникли вместе с появлением человечества. Давным-давно они появились как способ повседневного общения и выражались в сочетании протяжных гласных звуков со щелчками при помощи языка и горла, хрипом и насвистыванием.

Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость. Но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов.

Шаманы передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни. Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения.

Излечение горловым пением

Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.

Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.


Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.

Техника исполнения

Бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;

Обертон — когда вибрируют резонаторы головы;

И унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.

Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).

Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.


Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.

Виды хоомея

Словом «хоомей» обозначают горловое (его ещё называют гортанным) пение в общем. Но неискушённому читателю легко запутаться, потому что точно так же называется и один из певческих стилей.

Существует пять разновидностей такого вокального исполнения:

  • хоомей – пение грудью;
  • сыгытп – стонущий свист;
  • борбаннадыр – ритмичный стиль, имитирующий катание круглого предмета;
  • эзенгилээр – имитация бряцания конской упряжи при езде;
  • каргыраа – подражание плачу верблюдицы по погибающему детёнышу.

Как научиться горловому пению

Постичь азы такого пения не удастся по инструкции или читая информацию в интернете. Необходимо руководство учителя, который будет контролировать со стороны процесс звукоизвлечения. В крайнем случае, можно учиться по видео, если нет возможности перенять эту технику вживую.


При этом нужно стремиться посылать звук какому-нибудь объекту, расположенному на расстоянии: зданию, дереву, чтобы голос сконцентрировался в одной точке.

Чтобы петь хоомей, нижняя челюсть должна быть расслаблена. Но вот под каким углом её открыть – удастся определить только при помощи практики.

В этом и заключается мастерство исполнения и получения качества звука на выходе: если опустить челюсть низко, горло перекроется, а если меньше, чем нужно, звук выйдет зажатым.

При пении нужно следить также за положением корня языка. С непривычки могут зудеть губы или нос, со временем это пройдёт.

Запреты и правила

Хотя далёкие времена гортанно пели женщины, этому имеются подтверждения в преданиях, в современной жизни – это практически исключительно мужское дело.

Женское пение теперь не одобряют. Причина проста: из-за избыточного напряжения у женщин может пропасть молоко. Существует поверье, что и гормональный фон может измениться.

Говорят, что певица Пелагея обратилась к сибирским шаманам, чтобы научиться гортанному исполнению. Ей сказали не приезжать до тех пор, пока она не станет матерью.

Другие запреты касались и мужчин. Например, народным певцам, исполняющим героический эпос, нельзя было прерываться и не закончить песню.

Предания гласили, что волшебные силы одарят отличной охотой за превосходно исполненный эпос. Иначе они могли и жестоко наказать.

Гортанное пение в наши дни

Мастерство гортанного пения в Бурятии до последнего десятилетия XX века считалось утраченным. Более развитым оно признано в Туве, в Алтайском крае, в Монголии.

Только в 90-х годах прошлого века стали предприниматься попытки восстановить музыкальные традиции предков. Одарённые представители бурятского народа делают всё, чтобы это искусство жило и развивалось.

Одним из них является Виктор Жалсанов. С раннего детства он занимался изучением бурятских обрядов и песен, исполняемых при их проведении, народных сказаний, героического эпоса.


Многие мастера передавали Виктору своё умение горлового пения, а буряты и монголы научили его играть на:

  • морин-хуре,
  • сух-хуре,
  • хун-хуре,
  • варгане,
  • сууре.

Ещё один талантливый исполнитель бурятских эпосов – это Александр Архинчеев, который является руководителем группы «Шоно» и её вокалистом.

Группа дебютировала в 2014 году на празднике Сагаалган. Члены коллектива пока в поиске, они ещё не определились, как называется стиль, в котором они работают.

Своей главной целью они ставят сохранение аутентичности народной музыки и исполняют её в обработке, включая элементы блюза, рока и фанка.

Они считают, что этно-фьюжн уместен в современной жизни, так как не все молодые люди готовы слушать народную музыку. Главное, по словам молодых музыкантов, знать меру и не исказить её первоначальное звучание.


Коллектив принимал участие в международном музыкальном фестивале «Голос кочевников».

Республиканский центр народного творчества Бурятии уделяет немало внимания развитию уникальной культуры гортанного пения. Раз в несколько лет при нём открывается школа, в которую приглашают известных мастеров такого вида вокала из стран-лидеров в этом вопросе.

Обучение проводится с использованием специальной системы дыхательных упражнений. В месяц обучаются до двадцати желающих.

В конце курса проводится отчётный концерт. На этом празднике местные жители могут прикоснуться к сакральным традициям своего народа и слушать этническую музыку.

Лучших выпускников приглашают продолжить обучение в Туве или Монголии.

Заключение

Горловому пению можно научиться в любом возрасте.

Считается, что этому уникальному явлению азиатской культуры способен обучиться каждый, кто владеет человеческой речью.

Друзья, спасибо за внимание!

В этом небольшом видео вы сможете послушать горловое пение:

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

Горловое пение известно с древнейших времен. Эта особая техника пения, основанная на комбинации основного тона и обертонов, в результате чего создается двухголосное соло. Некоторые мастера могут издавать одновременно три, четыре и даже пять нот. Сегодня его исполняют не только народы, у которых такое пение в традиции, но и обычные музыканты по всему миру.

От Сардинии до Японии

Древнее искусство горлового пения известно многим народам, особенное распространение оно получило у тюркских и монгольских племен. Это неотъемлемый элемент культуры казахов, киргизов, башкиров, алтайцев, якутов, бурятов, калмыков; этот стиль исполнения прекрасно знаком чукчам, эвенкам, инуитам, саамам; горловое пение является частью тибетского богослужения, его можно услышать как в Африке (например, у некоторых народов банту), так и на Сардинии (где оно известно под названием cantu a tenòre). Собственный стиль горлового пения был и у живущих на Хоккайдо айнов, но в настоящее время его секрет утрачен (последний национальный исполнитель умер в 1976 году, осталось лишь несколько записей).


О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.

Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.

Не женское дело

Традиция горлового пения тесно переплетена с шаманизмом, что неудивительно – в древности (а у многих коренных народов Севера и в настоящее время) оно считалось неотъемлемой частью шаманских камланий. Монотонные звуки помогали шаману (а также его пациенту, если речь шла о лечении) войти в состояние транса; считалось, что горловое пение позволяет установить связь с духами или богами. Как следствие, его часто использовали в богослужении – в современном Тибете это практикуется и сейчас (при чтении буддийских молитв), существуют даже специальные учебные заведения, где будущих монахов обучают этому искусству.


Помимо этого, горловым пением часто пользовались народные сказители для исполнения эпоса – так сказания о богах и героях приобретали особую торжественность и значимость. Например, распространенный у хакасов и алтайцев стиль кай (или хай) предназначен как раз для исполнения эпических сказаний.

Если в настоящее время горловое пение считается высоким искусством и одним из видов профессионального исполнительства, то в древности оно рассматривалось как дар свыше и было окружено множеством суеверий. Многие народы верили, что эта способность может передаваться по наследству. То есть, профессиональным исполнителем (как и шаманом, например) мог стать далеко не каждый. Более того, считалось, что горловое пение требует большого физического напряжения, изнуряя душу и тело, и неблагоприятно сказывается на детородной способности женщин. Именно поэтому большинство исполнителей не обзаводились семьями, а для женщин существовал прямой запрет на занятие им. Впрочем, из этого правила были исключения: у некоторых африканских племен, инуитов и айнов горловое пение считалось именно женским делом.

В поисках гармонии

В современном мире горловое пение востребовано по-прежнему. Это и возможность приобщиться к богатейшему культурному наследию, и способ самопознания и оздоровления. Наряду с традиционными школами и исполнителями (которых не просто много, а очень много) этот стиль используют многие музыканты, зачастую весьма далекие от шаманских и буддийских практик. Предпринимались неоднократные попытки скрестить горловое пение с кантри, джазом, электронной музыкой. Другая область, в которой горловое пение нашло свое применение – разнообразные курсы медитации, йоги, оздоровления организма. Кто-то рассматривает его как способ тренировки дыхания, успешное дополнение к физическим упражнениям, кто-то пытается таким образом достичь просветления или открыть путь в иные миры. Как бы там ни было, горловое пение – это не просто традиция, но и неотъемлемая часть мировой культуры.


Горловое пение — уникальный вид искусства извлечения звука, при котором исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Таким образом получается двухголосное соло. Такое пение характерно для малых народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.

Интерес к горловому пению неуклонно растёт из-за его необычности, так как кажется просто невероятным тот факт, что эти звуки издает человек. Слыша их, чувствуешь, что соприкоснулся с архаичной культурой, наполненной мистицизмом. Ведь у многих оно ассоциируется с пением шаманов. Однако гортанное пение используют не только шаманы в своих ритуалах, это ещё и способ передачи народных сказаний.

К основным стилям горлового пения относят:

  1. каргыраа (кыркыра);
  2. хоомей (кюмей);
  3. сыгыт (сыхыт);
  4. борбаннадыр (бербендер);
  5. эзенгилээр.

Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.

Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.

Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение "хоомей". Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.

При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.

В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.

Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.

Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.

Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, "здоровой" частоте больного органа. Таким образом происходил процесс излечения человека. Трансовое состояние помогает шаману понять, какой звук необходим пациенту. Обертоны в голосе усиливают эффект, а также способствуют изменению состояния сознания человека.

Некоторые слушатели после концерта начинают ощущать внутри себя поток энергии, переживают необычные состояния сознания, вплоть до выхода из тела. Обертонное пение вызывает множество положительных эмоций, рождает в человеке желание развиваться духовно.

Горловое пение делает горло более расслабленным. В результате голос становится более глубоким и мощным в повседненвной жизни. Также, благодаря горловому пению, можно избавляться от различных заболеваний горла, таких как ангина, першение в горле. Оно помогает снять усталость, избавиться от депрессий.

Занятие горловым пением, равно как и просто его слушание, благоприятно влияет на душевное состояние и здоровье человека.