Целостность компонентов внешнего и внутреннего опыта человека. Целостность может утрачиваться уже в утробе матери

Вы хотите достичь успеха? Хотите быть целостной личностью, которая знает, чего хочет от этой жизни? Тогда вы обязаны разобраться в том, кто такая целостная личность и какой характер она имеет.

Вокруг нас всегда много проблем, и часто большая половина из них связана с тем, что человек не выстроил в себе целостную личность, или утратили ее.

Целостной личностью является человек, который смог собрать воедино свои плюсы и минусы и принял себя таким, как есть. Целостная личность осознает свои таланты и чувствует внутреннюю силу.

Когда человек является целостной личностью, то он:

  • Любит и ценит себя
  • Осознает полноту внутренней энергии и умеет ею распоряжаться
  • Имеет разносторонние таланты и проявляет их себе на пользу
  • Признает свои негативные черты, но спокойно преодолевает их
  • Строит отношения ради удовольствия

Не целостная личность же имеет низкую самооценку, поэтому он думает о том, что ни на что не способен, не признает своих талантов и отрицает всякую возможность реализации, что и лишает его счастья жизни.

Не целостный человек:

  • Чувствует к себе больше ненависти, чем любви
  • Желает достичь успеха, но ничего не делает для этого
  • Не признает своих талантов, даже тех, которые ярко выражены
  • Замечает только негатив, видеть недостатки в себе и в других
  • Ищет отношений с людьми, чтобы почувствовать себя нужным
  • Восхищается достижениями других, при этом умоляя собственные достижения


Целостная личность всегда знает чего хочет и достигает успеха во всем, потому что она понимает, чего достойна в этой жизни.

В современном мире важно иметь целостность, потому что нецелостная личность не может достичь результата и в первую очередь из-за своих внутренних установок. Целостность очень влияет на развитие вашего бизнеса, дела, карьерного роста. Как именно читайте

Станьте целостной личностью! Забудьте о том, кто и что о вас подумает! Будьте уверенны в себе, двигайтесь вперед и достигайте жизненного успеха и счастья.

Когда мы описываем неудачный день, часто используем фразу «я сегодня в разобранном состоянии». Иногда разобранное состояние длится слишком долго, чтобы не обращать на него внимания. Личная жизнь рушится на фоне карьерных свершений, а мечты об совершенном теле уводят от связи с реальным миром. Жизнь – это яркий пазл. Сложить его полностью, значит достичь целостности собственного «Я». Иногда детали приходится долго и кропотливо вытачивать вручную, но только так можно познать самого себя.

Что такое целостность личности

Целостность личности - это внутренний баланс, который проявляется тем, что человек говорит, думает, делает и чувствует в одном направлении. Целостность – скорее, не результат, это процесс. Он включает в себя воспитание, личную жизнь, рост в профессии, круг общения, мечты и цели. Все эти составляющие – лопасти на винте самолета.

Стоит поломаться одной, как жизнь начинает выписывать непонятные виражи. Аварии не случается, но самолет теряет высоту, переходит в режим ожидания или вовсе уходит на запасной аэродром. Важно отследить момент падения и понять, как починить свою жизнь. Не начинать другую, не ломать себя, не искать мифическую недостающую половинку. Стать единым целым с самим собой.

Когда задумываешься о собственной личности , глаза мимо воли начинают выхватывать названия полезных статей. Многие начинаются словами «как избавиться» или «как избежать». Ага, думает читатель, значит, у меня есть что-то лишнее и его нужно отрезать за ненадобностью. Но сразу попадаются и такие, что начинаются со слов: «как найти свою половинку» или «как получить». Читатель в недоумении: То есть, мне уже чего-то там не хватает? Так лепить или отрезать? Делать стоит и то, и другое, но с ощущением осознанности.

Осознанность сегодня стала не просто популярной темой, но и местом встречи. Почему она так влияет на нашу личность? Осознанность помогает в каждый момент жизни ответить на вопрос: кто Я? куда Я иду? как и зачем Я иду? Особенно полезно искать ответы в моменты, когда чувствуется внутренний дисбаланс. Ведь именно он и приводит к утрате целостности. Добиться осознанности помогают практики.

Слушать свое тело, чтобы полюбить себя

Тонкие волосы, короткие ноги, маленькие глаза – мы смакуем список недостатков своего тела, забывая, сколь многим мы ему обязаны. Степень недовольства собственным телом напрямую связана с ощущением счастья и самооценкой. Призыв «полюбить себя» в первую очередь, касается именно телесности. Может, хватит критиковать свой организм и начать о нем заботиться. Вот несколько приемов:

  • Станьте перед зеркалом, скажите вслух, что вы в себе принимаете. Проговорите слова благодарности каждой черточке вашего тела.
  • Подумайте, что в вашем теле вас огорчает. Это трудно произнести вслух, а иногда просто невыносимо. Тогда напишите себе письмо. В письме выскажите недовольство несовершенным частям тела, потом поблагодарите их за службу, сделайте комплимент.
  • Прислушивайтесь к сигналам, которое посылает вам ваше тело. Насморк, ломота в суставах – часто эмоциональные проблемы проявляются болезненными ощущениями в теле. Отслеживая головные боли, вы сможете разобраться в запрятанных чувствах. Даже постоянные травмы случаются не просто так, они требуют тщательного внутреннего расследования.

Признать право на «неудобные» эмоции

Доброта – это хорошо. Гнев – это плохо. Нас с детства приучают делить чувства и эмоции на хорошие или плохие, достойные или постыдные. Мы не можем не испытывать чувств, но стыдимся их проявления, не признаемся в этом даже самим себе. Мы боимся потерять контроль над собой, переживаем, что скажут другие, опасаемся ответного проявления эмоций. Неполный список чувств состоит из 150 пунктов. Сколько вы сможете назвать навскидку? А сколько позволяете себе присвоить? Напишите свой собственный перечень без деления на плохие или хорошие эмоции. Отстраненно подумайте о каждом из пунктов, чтобы вспомнить: именно чувства делают нас живыми.

Понять, что действительно важно

Мы годами ищем мотивацию, ждем озарения или рассчитываем на волшебный пинок. Ходим на тренинги в надежде, что ведущий поделится откровением, которое развернет нашу жизнь на 180 градусов. И только после этого мы пойдем совершать то, о чем мечтаем. Мы сетуем на отсутствие таланта, пытаемся найти настоящее призвание. На самом деле мы делаем то, что для нас важно.

Если мы годами копается в себе в поисках детских пристрастий, работая на нелюбимой работе, значит, нам важно просто копаться в себе. Ставим себе цель пойти в спортзал и не идем туда, значит, нам важно без конца ставить цели. Понятие «важно» напрямую связано с жизненными приоритетами. Прежде, чем рисовать новую шкалу приоритетов, разберитесь, как они расставлены сейчас. Поговорите с собой откровенно. То, где вы сейчас находитесь, и станет отправной точкой в достижении целостной личности.

Договориться со своими страхами

Мы привыкли считать, что боятся только маленькие дети. Но страхи взрослеют вместе с нами. Страх быть брошенными, непонятыми или отвергнутыми, страх новых отношений или их разрыва, страх старения и самый большой страх человека – страх смерти. Они сковывают, мешают жить, иногда приводят к постоянной тревожности или к паническим атакам. Страхи имеют четкую цель – уберечь нас от опасности. Мнимой или реальной, хотя частенько опасности мы придумываем себе сами. Со страхом не нужно бороться, с ним можно договориться.

Один из способов – представить, что худшее уже свершилось. Нарисовать себе самую мрачную картину происшедшего со всеми вытекающими последствиями. Такая картина поможет вам понять, что вы – намного сильнее, чем сами себе кажетесь. А разные техники релаксации вам подскажут психотерапевты.

Разобраться с собственными тормозами

Целостность личности не поддается сомнениям. Но внешние условия изменяются, значит, и компоненты собственного «Я» нужно уметь подстраивать под новые условия жизни. Без внутренней гибкости человек делит мир только на белое и черное, называя это судьбой. Поворачивается она к нему лицом – все прекрасно, мир добр, а душа наполняется бабочками. Но вот когда судьба обернута иначе – все рушится без шансов улучшить ситуацию. Гибкость помогает устранить главный тормоз на пути достижения целостности – собственные привычки, которые мешают жить.

Что значит обрести целостность? Договориться с самим собой и отбросить все, что не твое. Это как у Микеланджело при создании скульптуры из глыбы: «отбросить все лишнее». Кому-то отсечение дается легко, кому-то с большим трудом. Особенно, когда «не мое» не спешит отсекаться. Сделать это стоит хотя бы для того, чтобы понять: быть самим собой – это увлекательное занятие.

Что такое Я-концепция

Я-концепция - это наше представление о самих себе, которое закладывается в детстве и формируется на протяжении жизни. В раннем возрасте оно больше зависит от внешних факторов: оценки родителей, учителей, сверстников. Во взрослой жизни концепция больше опирается на собственные представления. Я-концепция не имеет отношения к социальному статусу, внешности или достижениям. Это простая констатация факта: «Я есть, я имею право быть».

Психология определяет Я-концепцию как трехкомпонентное понятие:

  • убеждения самого человека;
  • оценка и самооценка;
  • его поведение.

Я-концепция чаще транслируется на подсознательном уровне. Она редко проявляется только в словах, зато четко отслеживается в поступках, привычках, поведении, интонациях голоса и даже в походке. Это личный фильтр, через который человек воспринимает окружающий мир. Хотя события и окружение нейтральны сами по себе, человек находит в них все, что соответствует его представлениям.

Фильтр собственного «Я» окрашивает нейтральные события эмоциями, придает смысл, наделяет позитивными или негативными характеристиками. И если разница между представлением о себе не совпадает с действительностью, это проявляется страхами, тревожностью, неудовлетворенностью самим собой или низкой самооценкой.

Человек с сильной Я-концепцией умеет самостоятельно планировать свою жизнь. Слабая концепция еще называется детской, но она иногда проявляется на протяжении всей жизни. Люди с незрелым пониманием собственного «Я» слишком зависят от мнения окружающих, они не умеют принимать решений, внушаемы и постоянно нуждаются в чужом одобрении. Они не умеют выстраивать собственные границы или считаться с чужими.

Если убрать из их жизни внешнюю поддержку, то их собственный мир рухнет. Ведь ему не на что больше опереться. Я-концепция как определение личности человека была введена Зигмундом Фрейдом, но популярна она и в других вариациях. О ней писали Ницше, Карл Юнг и Абрахам Маслоу.

Детское представление о собственном «Я» – это не приговор. Если она интересует психологов, значит, уже есть счастливчики, которые справились с этой проблемой.

Как подремонтировать свою Я-концепцию

Возможно, кто-то уже нашел ответ на этот вопрос, но это его собственный ответ. Ваш ответ – выяснить у себя и для себя собственный путь построения жизни. Жизнь предлагает удивительное множество видов самопознания и обретения смысла. Хотя, мы все меньше ощущаем, какое это счастье – просто жить. Придаем радости чисто утилитарный характер, вкладывая смысл только в то, что приносит удовольствие. А ведь стоит просто пережить нечто замечательно или создать полезное для того, чтобы повысить собственную самооценку или подремонтировать Я-концепцию.

Иногда хочется ухнуть топором, разбить все и начать собирать новую жизнь. Но получить новую реальность из старых осколков невозможно. Целостность, Я-концепция, самооценка – все это живет в голове. Вместо того, чтобы тосковать о жизни, в которой вас нет, стоти попробовать написать свою книгу жизни. Возможно, она покажется такой увлекательной, что займет место на чьей-то полке.

Целостность личности , предполагает соответствие внутреннего наполнения человека его поступкам и жизни. Прежде всего, делать выводы о личности можно наблюдая за внешней деятельностью в критических ситуациях. Способен ли он сохранить в нестандартных условиях свою жизненную позицию, не откажется ли от ценности личной ориентации, не сменит ли личную стратегию.

Если говорить об очевидном несоответствии, это пример, когда играя роль, чтобы соответствовать общим требованиям, днём человек демонстрирует «примерное» поведение, а ночью позволяет себе что угодно в ночном клубе. Часто, так же ради того, чтобы соответствовать ожиданиям.

Целостная личность – это человек, который способен противостоять внешнему давлению. Но прежде всего, особа, которая обладает достаточной силой и смелостью, чтобы оценить ситуацию реалистично, проанализировать информацию, изучить несколько источников и сделать собственные выводы. Озвучить их и быть готовым отстаивать такую точку зрения, что не всегда просто. Это человек, который имеет устойчивое мировоззрение и систему ценностей, благодаря чему, его не мучают внутренние сомнения, он уверен и спокоен, у нег есть связная картина мира.

Целостная личность всегда формируется. Формируется под влиянием общества, в котором развивается, и окружающей среды в принципе. Какое-то значение имеет и предрасположенность. Но развитие обязательно происходит по определённым моделям: силовая модель, модель внутренней гармонии.

Целостность личности в силовой модели

В этом случае поддерживается она жёсткими убеждениями и способностью (внутренней потребностью) их отстаивать как в прямом, открытом конфликте. Такой человек, может быть сломлен, но прогибаться и отказываться или корректировать свои убеждения он не будет.

Следует отметить, что есть разница между человеком целостным и «упёртым». В первом варианте имеет место интеллектуальное развитие и высокая мораль. Этот человек живёт в соответствии со своими идеалами и ценностями, причём готов ради них принести в жертву себя и свою жизнь. Целостная личность предоставляет себя в служение своим принципам. Во втором скорее можно говорить о воспроизведении определённых стереотипов, которые можно поставить на служение себе, или чтобы создать видимость такого служения. Когда мы имеем в виду целостность личности в психологии , нужно заметить, что подход более характерен для мужчин.

Целостность личности на основе модели внутренней гармонии

Основой целостности личности в этом случае является как внутренняя гармония, так и внутренняя гибкость. Нормальная, без внутренних противоречий личность формируется в случае, если отношения с внешним миром складываются благополучно. Это союз сознания и подсознания. Отсутствие конфликтов с собой. Человек принимает внешний мир, а внешний мир принимает его. Прежде всего, это позитивное мировосприятие. Целостность личности в этом случае, это в первую очередь принятие и осознание личных сильных сторон и отказ от самообвинения. Нужно отдельно поговорить о гибкости. Столкнувшись с жёсткими требованиями со стороны внешнего мира, такой человек готов и способен приспосабливаться к таким условиям. Но, он непременно вернётся к прежнему состоянию, как только появляется возможность это сделать. Таких людей можно определить даже по его поведению. Им характерны тёплые, понимающие нотки в голосе, мягкие движения. Весь образ говорит о доброте и способности понять собеседника. Понятно, что в силу культурной традиции и воспитанию, такое мировоззрение, а, следовательно, и поведение более характерно для представительниц прекрасного пола. Именно они способны поменять свое поведение, если находится под постоянным контролем, но как только давление ослабевает – непременно вернётся к изначально присущим ей качествам.

В формировании человека, а так же сложившимся результате в неё качествам, участвует множество людей и масса различных переменных. Самое главное: ориентироваться на принципы гуманности и морали, и не забывать, что вы никому ничего не должны. Ваша жизнь – это ваша жизнь и любое решение остаётся за вами. Следование этим принципам гарантирует целостность личности в дальнейшем.

Часто я слышу в качестве запросов от клиентов на психологических сессиях: “Я хочу целостности и спонтанности..”

Но что же такое целостность личности? И насколько это возможно?

Целостность – это когда человек находится в контакте со всеми частями своей личности, не отчуждая ни одну из них. Он слышит их всех. И даёт каждой своей части право голоса.

Каждое качество в человеческой личности имеет свою полярность.
Это как волна движения маятника.


Если есть “+”, всегда будет “-”, и наоборот. И чем выше “+”, тем больше “-”.

Например, если вам присуще добродушие, то вы можете впадать и в ярость, и в злость .
Если вы способны на проявления искренней щедрости , то приступы жадности вам также знакомы.
Если вам доступны состояния эйфории и всепоглощающей любви к миру , то и в опустошающую депрессию вы способны улететь с головой.

Одно не может без другого. Это два полюса одной волны.

Мы все состоим из набора полярностей. Но предпочитаем принимать в себе только то, что достойно быть нами.
Остальное мы привыкли подавлять и “побеждать”.

Маленькое упражнение по ходу пьесы :

Напишите 5 качеств или частей собственной личности, попытайтесь охарактеризовать себя пятью качествами.
Есть? А теперь найдите полярность к каждой из них.
Познакомьтесь. Это тоже вы:))

Художник: Alexi Zaitsev
Побеждённая часть уходит в подполье с чувством изничтоженности, а побеждающая остаётся с чувством вины. В войне с собой нет победителей.

Задавленная часть любит проявляться неожиданным способом в самое неподходящее время.

Знаменитые психотерапевты Польстеры описывают случай парня, работающего волонтёром в самых тяжёлых точках земли, он многое прошёл и многое повидал. Всё бы хорошо, парень сильный и невероятно смелый, но… импотент. Он задавил в себе способность чувствовать страх, способность испытывать эмоции, способность оживляться. Он был невероятно спокойным, описывая всё, что видел и пережил. Но достигнутое с таким трудом спокойствие и вытравленная способность быть живым, сыграли с ним злую шутку: со спокойным членом нельзя заниматься сексом. Ему пришлось вернуть себе способность переживать эмоции, вернуть себе “неспокойствие”.

Второй признак подавления и отчуждения в себе каких-то качеств – это наделение ими других.

То, что мы отчуждаем в себе, то мы проецируем на других людей.

Если мы не видим, не различаем собственную накопившуюся злость, агрессию и раздражение, то тогда всё чаще и чаще мы видим эту агрессию в других. Нам кажется, что вокруг полно злобных и агрессивных людей.

Часто люди проецируют на других жадность, зависть, нечестность, некомпетентность.

Маленькое упражнение номер два

Если вам кажется, что кто-то проявляет к вам враждебность,

Рискните обнаружить это чувство в себе.

Целостность – это обретение контакта с каждой частью себя.

Отчуждая от себя часть, вместе с ней мы лишаем себя её ресурсов, её силы. И при этом тратим энергию на удержание части взаперти, на необходимость постоянного контроля.

В каждом из нас полно установок о том, что плохо, а что хорошо.

Плохо быть грустным, жадным, проявлять агрессию, нетерпимость.
Но в грусти много глубины, жадность оберегает нас от опустошающего растрачивания себя, в агрессии есть сила, а в нетерпимости способность выставлять границы.
Находясь только в одной полярности, мы многое теряем.
Самое главное – половину себя.

Тельнова Н.А. 2005

H.A. Тельнова, 2005

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

СПЕЦИФИКА МОДАЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ

НА. Тельнова

Проблема целостности человека приобретает особый интерес в связи с ускоряющимся и усложняющимся ходом общественного развития, требующим пересмотра всего ряда нормативно-ценностных структур социальной системы, выработки новой парадигмы человека. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с расщеплением онтологической структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека. Создавая новое пространство для реализации личностного потенциала, целостность выступает как ключевая категория осмысления человеком всех возможных форм самореализации и способов измерения социальных процессов, как одна из оценочных и прогностических характеристик человеческого бытия.

Отсутствие целостной теории человека затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием и освоением человеком своего существования. Настоятельная потребность в интеграции познавательного и практического опыта людей, в создании целостного образа человека, выступающего смысловым и целевым центром универсума, способствует развитию различных подходов к постижению специфики человеческого бытия. Онтологический подход направлен на исследование его глубинных законов, основных принципов и базисной струк-туг*ьт способных объяснить специфические характеристики и свойства человека: на изу-чение сложной связи всеобщего характера между различными пластами его бытия; на конституирование нового качества целостности человека. Целостность при этом рассматривается сквозь призму его бытийной уникальности, выступает как фундаментальное, конструктивное и результативное состояние развивающейся человеческой реальности.

Проблема человеческого бытия - это вопрос о наиболее общей связи между всеми формами существования человека в мире. Развитие человека есть становление полифонической целостности как взаимодействия телесно-природной, социокультурной, духовно-индивидуальной форм его бытия, имеющих функциональное и самоценное значение. Трехуровневая структура человеческого бытия выделена на основе различий внутренних процессов, структур сознания и характера жизнедеятельности человека, одновременно принадлежащего к разным мирам, а также различия форм активности и отношения человека с действительностью, в которых он проявляется как телесный организм, как личность или как неповторимая индивидуальность. Взаимосвязанные пласты в сконцентрированном «стяженном» состоянии внедрены в глубинную сущностную структуру человека, который в единстве всех своих характеристик предстает как целостное существо, как homo totus. Эти характеристики являются ведущими параметрами становления и развития человека в связи с тем, что они лежат в основе моделей саморегуляции сложных системных образований.

Осмысление человеческого бытия как системного образования предполагает наличие внутренней сложноорганизованной структуры гетерогенного и полиморфного характера. Прогресс системы зависит от необходимой меры сложности и разнообразия ее элементов; и человеческое бытие в данном аспекте рассмотрения представляет собой совокупность и процесс соединения непосредственных и опосредованных фактов и событий жизни, включает в себя полноту субъективных и объективных отношений и связей, интенциональных мотивационных актов и внешних детерминант, выступает как противоречивое самоутверждение человека через развертывание его сущностных сил и потенциальных возможностей. Человек яштяется тем

единственным существом, которое в органической целостности сочетает в себе основные проявления бытия и обретает аподиктические очертания через согласование различных релевантных форм.

Человеческое бытие предстает в качестве целостной самоорганизующейся системы, что предполагает существование человека в динамически деятельном режиме, его принципиальную открытость миру, отсутствие между ними непроницаемых границ. Самоорганизация системы означает ее переход в когерентное состояние, при котором причина перемещается во внутреннюю сферу и обнаруживается в саморазвертывании формы, имманентной системе. Процесс воздействия общества на человека наиболее эффективно протекает не через внешнее давление и принуждение, а в форме самовоспитания, самосовершенствования, свободного са-моосуществления. Это приводит к раскрытию в человеке скрытых потенциальных возможностей, к образованию новых состояний и структур, удовлетворению его индивидуальных целей и потребностей.

Характер реакции человека на внешнее воздействие определяется в основном спецификой его внутренней самодетерминации, которую можно рассматривать как естественную предпосылку человеческой свободы (это во многом объясняет различное поведение людей в стандартной ситуации, создаваемой одними и теми же внешними обстоятельствами и причинными условиями). Феномен самодетерминации организма объясняется наличием в нем свободной энергии и информации, которую он получает из внешней среды, кодирует в собственной структуре и осознанно использует для организации своей жизнедеятельности. Свободу в данном случае можно определить как высшую форму самоорганизации и самодетерминации материи, проявляющуюся на социальном уровне бытия; как способ самоопределения и самоосуществления субъекта, который в трудовой деятельности преобразует условия своего существования и внутренние основания своего поведения в соответствии с определенными ценностями.

Специфика саморазвивающейся системы не позволяет отыскать то достаточное причинное условие (или неразложимый простейший «элемент», «категорию», «отношение»), которое определенным образом детерминирует ее поведение, и знание которого позволяет однозначно предсказать динамику ее развития. Речь идет об отсутствии некоторой

универсальной системы отсчета, абсолютных критериев и оценок поведения «человеческой системы», поскольку человек имеет свою собственную судьбу, уникальную историю развития и является «непрозрачным» для детального рассмотрения и анализа. Научные методы оказываются недостаточными при раскрытии «тайны» человека, потому что заранее элиминируют его специфическую природу, индивидуальность и оставляют социальную детерминированность, всеобщие законы природы, которые «безразличны» к существованию человека.

Выявление структуры, внутренней упорядоченности системной целостности человеческой формы существования придает ей историческое видение, позволяет провести через идею развития, выявить единство в многообразии, различие в конкретной реально живой целостности. Исторический и логический характер становления человеческого бытия включает в себя анализ его прошлых состояний, оказывающих детерминирующее влияние на текущие формы бытия и определяющих пространство их возможных изменений. «Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю»". Знание истории развития человеческого бытия поможет процессу его упорядочения, выступающему как часть бытийной стратегии самоорганизующихся систем.

Специфика человеческого бытия проявляется в том, что его эволюция осуществляется не столько через приспособительное отношение к миру, сколько через преобразование, активное освоение окружающей среды, постоянное отклонение от норм при взаимодействии с ней. Благодаря отклонению и возникают процессы отражения, информации, принципиально новый тип энергии и обратная связь как способ обмена энергией и веществом, необходимый для самоорганизации. Эволюционное развитие системы обеспечивается за счет ассимиляции внутрисистемного целого различных инноваций и рассматривается как поиск человеком адекватных ответов на вызовы среды, как нахождение оптимального режима существования в обществе, природе, среди «других». Это приводит к изменению целей, характера поведения «человеческой системы», к интеграции и кооперации ее с другими системами. Направление развития человека выступает не в форме однозначно и определенно направлен-

ного вектора, по типу жестких причинно-следственных зависимостей, а как результат пересечения различных событийных потоков, усиливающих друг друга, изменяющих или сохраняющих определенные тенденции, как сложное переплетение внешних непреложностей и внутреннее преломление их в уникаль-но-индивидуальном бытии человека. Человек осуществляет сложные виды активности (творчество, свобода, совесть, трансценди-рование), детерминация которых выходит за рамки наглядно-чувственных и заранее заданных соотношений, но благодаря которым он обретает духовные качества, осуществляет самопознание и самоопределение.

Полифункциональность человеческого бытия, его включенность в различные системные связи предполагают неоднозначность и известную неопределенность поведения человека. Чем сложнее организация целостного образования, тем большее количество детерминант влияет на поддержание стабильности его существования. Предсказать и просчитать действия человека, как это считали оптимистично настроенные рационалисты, невозможно. В каждом конкретном «срезе» системы человеческого бытия обнаруживается какая-то одна сторона единого целого, момент движения ее сущности. Одними гранями человеческая реальность проявляет себя в гносеологическом аспекте, другими - в коммуникативном и так далее, но все эти «грани» взаимно дополняют друг друга, раскрывая многоярусную структуру единого целого - бытия человека.

Устойчивое существование целостной системы предполагает динамическое равновесие и взаимозамыкаемость актов расширения какого-то элемента и расчленение исходной целостности другого элемента (как обратной стороны дополнения). Эти акты расширения (через формирование дополнений к себе) должны переходить в акты расчленения, и наоборот: в процессе взаимодействия индивидов происходит «размножение» их внутренних миров. Любой акт общения «расщепляет» их духовное пространство на множество частей (ролей) и каждый из индивидов выступает как совокупность проекций своей единой сущности. Индивидуальный элемент «присоединяет» к себе в качестве дополнения разнообразные элементы социокультурной реальности (ценности, нормы, схемы, стереотипы), расширяя за счет этого свое внутреннее пространство и реализуя стремление к полноте бытия и самоопределению.

Бытие человека есть соотнесенность и взаимопроникновение всех уровней: не существует отдельно друг от друга взятых пластов, которые только потом вступают в отношения между собой. Само бытие можно определить как отношение составляющих его элементов: всякая отдельная реальность во всей своей определенности находится в отношении к чему-то другому, а в конечном счете, ко всему целому. Процесс изменения системы обусловлен изменениями отношений между ее элементами. Сам характер отношений между элементами формирует инвариантный модуль как структурное основание смысло- и формообразования целого.

Сущность единства элементов целого заключается в том, что оно имеет внутренний характер; это единство «изнутри», поэтому провести жесткую границу, отделить их друг от друга в абсолютном смысле, невозможно. В силу существования внутренних причин развития человека ничто внешнее не может насильно навязывать ему свои законы, диктовать правила жизнедеятельности. Правильная топологическая конфигурация бытия, расширение поля его свободного самоопределения строятся, исходя из выявления скрытых потенциальных возможностей человека, стимулирования таких внутренних состояний и структур, которые отвечают целям его саморазвития. Эффективность самоорганизации происходит в естественном режиме телесно-духовного организма, в «открытом» пространстве предметного мира и транс-цендирования при когерентном протекании всех процессов развития.

Системную целостность человеческого бытия можно представить как форму интегрированности, компенсации и единства отношений его структурных элементов; как исходную парадигму их адекватного осмысления, обеспечивающую экстенсиональное измерение человека. Системно-функциональный подход к исследованию целостности человека предполагает анализ двух типов отношений между пластами его бытия: отношения соподчинения (субординации, иерархичности) и отношения коинциденции, при котором эти пласты рассматриваются как паритетные и однопорядковые, находящиеся в сингулярной, нелинейной связи друг с другом.

Целостность, традиционно рассматриваемая в диахронно-триадическом аспекте, связывается с последовательностью иерархических ступеней процессуального, проективноцелевого построения, в котором высшие слои

открывают значение и смысл системного образования, а низшие показывают механизм его развития. Взаимоотношения между сторонами бытия при таком подходе подчинены принципам уровневой организации системы. Каждый из уровней, составляющих органическую целостность, является необходимым условием для существования и, в определенной степени, развития последующего. Природный организм выступает в качестве важной предпосылки функционирования человека как полноценного существа (болезнь ограничивает его свободу, права, возможности самореализации и т. п.). Социализация человека является необходимым условием формирования его творчески-неповторимой индивидуальности. Уникальное значение каждого из пластов бытия обнаруживается не через субституцию других пластов или их игнорирование, а через способность вмещать эти пласты в себя и предоставлять им возможность обнаружить и проявить свою конструктивную роль, специфику и опыт. Это кардинальные, а не просто феноменальные уровни, образующие логическую, а не производную, многомерность человеческого бытия.

Концепция иерархического устройства бытия (анализ «по вертикали») имеет существенные недостатки: предполагается, что в развертывании последующих уровней из предшествующих состояний есть некая заложенная программа, лишь вызревающая во времени; отдается приоритет прямой связи; допускается существование отношений использования, господства и власти, противопоставления и подчинения, ущемления значимости низших уровней. Судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления, насилия. Причинно-следственные связи в рамках изоморфных структур заменяются связью когерентной, а традиционная идея иерархической субординации социального и биологического - идеей комплементарное™, связанной с эволюционным принципом системной целостности.

Взаимодействие между различными уровнями бытия можно рассматривать по принципу взаимообогащающих и взаимодополняющих друг друга сущностей. Это предполагает установление между ними отношений паритетности и координации, что открывает широкие перспективы для решения важных проблем человеческого бытия. Например, через осознание взаимодействия социального и природного как равноправных и равнозначных начал бытия происходит снятие чи-

сто потребительской установки общества по отношению к природе, корректировка идеи доминирующего значения общественного интереса над индивидуальными склонностями, восстановление в правах роли и значимости телесности в развитии целостного человека.

Таким образом, единство уровней бытия человека целесообразно исследовать в синхронно-системном аспекте: целостность здесь выступает как совокупность паритетных, равноправных «ипостастей», которые «неслиянны», сохраняют самостояние и «нераздельны», взаимопроницаемы. Человек существует как система паритетных и уравновешенных образований, разнонаправленных тенденций, которые составляют единое смысловое поле его духовных поисков. Речь идет о таком типе отношения человека к миру и к себе, который содержит идею глубокой сопричастности, со-единения, со-действеннос-ти различных пластов человеческого бытия. На уровне подобного глубинного взаимодействия теряется противопоставление различного, происходит синхронизация темпа их эволюции, устраняются отношения насилия и подавления, все резонирует друг на друга.

Целостный человек выступает резонатором Вселенной. В идее онтологического резонанса выражается совпадение, единосухцность человека с миром, укорененность его в бытии. Когда приходит понимание мира как «своего» и рождается чувство бытия, которое одновременно объективно и самоочевидно, имеет место резонанс. В процессе творческого воздействия на мир человек приближает свое бытие к миру. Исследование человеческого бытия в рамках синергетического подхода рассматривается как процесс его самодостраива-ния до целостных форм проявления, которое осуществляется в творческих актах.

Целостность системы означает рост взаимозависимостей между ее компонентами: действия каждого из них в возрастающей степени отражаются на положении и возможных действиях других частей. Свойство целостности проявляется в том, что устранение какой-либо, даже самой «незначительной» ее части, делает невозможным функционирование всей системы. Такая система строится не по частям, а создается сразу и целиком, что не вписывается в концепцию иерархического восхождения от простого к сложному. Части целого взаимно обусловливают, модулируют и дополняют друг друга; выступают как различные проекции единой целостности; не связаны друг с другом каузальной зависимостью, предполагающей

отношения порождения; обнаруживают свои свойства, только включаясь в единое целое. Признание равноправия различных уровней ведет к подлинному единству на основе проявления разнообразных форм. Гибкость отношений элементов структуры человеческого бытия, проявляющаяся в их внутренней противоположности и подвижности границ, оставляет человеку свободное пространство для действий и выбора, а их взаимодополнитель-ность дает ему возможность преодолевать собственную ограниченность и неполноценность, расширять рамки своего сознания.

Движение целостности совершается в пространстве, создаваемом отношениями между ее компонентами и ими замыкается. Взаимозависимость различных аспектов носит ротационный характер, она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый уровень связи, является условием другого, обусловлен им, и наоборот. Когда человеческое бытие как объект исследования берется в постоянно изменяющемся состоянии, когда оно одновременно и «одно», и «другое», можно выявить его сущностные принципиальные характеристики, а не искусственно связывать формы проявления человеческого универсума как раз и навсегда определенные, неизменные, однозначно зафиксированные. Основные элементы человеческого бытия не подчинены друг другу, а находятся в системе взаимных влияний, так что его структура не «развернута» в одном направлении, а имеет круговой характер. Такая круговая детерминация позволяет человеку избежать онтологической маргинальности.

В «горизонтальном» аспекте измерения (горизонталь - шкала степеней присвоеннос-ти смыслов и содержаний) целостность рассматривается как взаимодействие однопорядковых паритетных начал, образующих подвижную изоморфную структуру. Исходя из принципа структурного изоморфизма, единство уровней понимается как пространство смыслов, которое рассматривается как самоорганизующееся целое. Пересечение различных пространств делает возможным «прирост смысла», что приводит к появлению качественно нового образования. Система смыслов выступает как творчески организованный мир, «метаполе». В коинцидентальном отношении последовательный тип связи, где одно вытекает из другого, сменяется на одновременный, сингулярный характер связи, в результате чего возникает некоторое единое поле (в ценностном смыс-

ле), пронизывающее каждый из пластов бытия, не сводясь ни к одному из них. Динамика глубинных процессов бытия приобретает все более нарастающую плотность, при которой противоположно направленные интенции и выражающие их события, все более тяготеют к синхронизации и взаимопроникновению (вытесняя последовательное чередование).

В силу сложности системных зависимостей, в рамках которых существует и развивается человек, взаимосвязь между различными аспектами его бытия не может быть дана непосредственным и очевидным образом. К решению проблемы целостности человека можно подойти только при помощи исследования опосредованных отношений или символических структур, поиска общего знаменателя или всеобщего эквивалента, - словом, всего того, что может выступать в качестве сверхчувственного интервала, пронизывающего пласты человеческого бытия, обеспечивающего их связность и придающего им определенную форму единства. Целостность содержит некое образующееся внутри нее смысловое поле, которое собирает и удерживает различные элементы в единых границах, обеспечивает их своеобразие и качественную определенность, регулирует «метаболические» процессы между ними.

Чем сложнее объект, тем больше у него параметров. Параметризация человека может придавать его бытию противоречивый характер, который снимается в символе, формирующем концептуальное поле, где сопоставляется и сосредоточивается совокупность всех смыслов и субстанциально значимых качеств человека. Символ есть ментальное средство родовой, а позже личностной, самоидентификации, что порождает ее безграничное семантическое многообразие. А.Ф. Лосев усматривал в символе не просто знак, а идею, определенным образом упорядоченный образ, выразительную структуру вещи, смысл2. Всякий символ в свойственных ему тональностях есть отражение определенного целого, которое спроецировано в нем и является хранилищем информации о том, что он изображает.

Т Та плл"Г"ттла’гг пт!г»"Т"\ггто£»"Т" т-чсю». ,’тти Ч"ОТ"ОЪ лтх-

и1>1Л-> 1 у 11С11< I У/ШН"

волически опосредованного взаимодействия пластов бытия. Смысл целостности бытия заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения его компонентов, которые, со-изменяя друг друга, образуют внутри своего множества единую и незримую опосредующую реальность, пронизывающую частично каждого из них через выявляющееся содержание, в то же время качественно от этих ком-

понентов отличаясь. Опосредующая реальность - это то символическое место, где происходит совмещение разделенных функций, способов, со-единение различных начал, состояние разных сторон, со-бытие различных пластов человеческих проявлений; где преодолевается взаимное ограничение и происходит взаимное дополнение, расширение, преобразование, извлечение опытов. Символическое пространство - гомогенное поле изоморфных коррелятивных элементов. Ценностно-смысло-вое поле («метаполе») понимается как матрица всех био-социо-духовных значений и символически установленная связь всех кругов человеческого бытия; оно содержит в себе все возможные состояния человеческой реальности, которые в его контексте приобретают глубинное и возвышенное значение.

Символическое пространство является объединением перекрывающихся элементов, точкой их наполнения, конденсации, местом связанности, сверхчувственным интервалом как условием реализации собственно человеческих актов. Его можно дескриптировать через такие неделимые и непредикативные характеристики (творчество, свобода, долг и другие), которые нельзя однозначно привязать к какому-то конкретному пласту бытия. Проблемно-творческие концепты помогают преодолеть ограниченность человеческой реальности, разворачивают ее в открытость бытия, придают функциональным уровням экзистенциальный (а не субстанциальный) характер, устанавливают общий темп развития различных элементов, создают ценностный горизонт «пред-понимания» мира.

«Метаполе» в качестве символического образования является основополагающим кодом, играющим роль своеобразной смысловой оболочки целостности. Это непрерывно возобновляющееся единое пространство, в котором и через которое происходит реконструкция и воспроизводство человеческого феномена как целостного, совершается работа по его смыслопорождению; бытие человека предстает здесь как самоорганизующийся процесс. Смыслы также обретают свойства процесса и удерживаются в этом поле подвижного взаимодействия пластов бытия, каждый из которых несет на себе какие-то грани общего значения, вибрирующего на условных стыках между ними. Опосредующая реальность есть внутренняя сторона отношений между пластами, она придает им новый смысл, является не содержимым, а содержащим, «трансрациональным».

Целостность не локализована, не метрич-на; она виртуально (в возможности, в сущности) присутствует в своих частях в качестве единого смыслового универсума, который выступает как порождаемое и порождающее. С одной стороны, органический симбиоз не может состояться без наличия этого ценностного поля, с другой - оно порождается взаимодействием уровней. «Бытие одного с другим, действие одного на другое есть здесь бытие одного для другого; а это бытие одного- для-другого есть тем самым - несмотря на раздельность - бытие одного-в-другом»3. Его невозможно описать в терминах четко фиксированных понятий, здесь момент сверхсистемности концентрируется с наибольшей силой. Символическая нагруженность акта жизнедеятельности означает его принадлежность к всеобщим формам бытия. Целостность - символическое обозначение сущности человека, сохраняющего самотождественность в зыбкой череде оппозиций и дуальности бытия.

Проблема совмещения различного в едином целом предполагает наличие пласта механизмов, реализующих порождения смыслов. Все соотнесено с чем-то иным, лежащим глубже или выше его самого, и приобретает свою полноту только вместе с этим высшим. Если соотнесенность исчезает, теряются смысл и убедительность. Процессы совмещения представляют механизм, осуществляющий введение социального опыта в пространство бытия индивидуального сознания. Вхождение индивидов в разнообразные формы социальной целостности требует совмещения, состыковки их интересов, потребностей, результатов труда, которые осуществляются через разные акты общения и взаимодействия. Реализация процессов согласования многообразных интересов обеспечивается при помощи выработки общечеловеческой морали, международного права, элементов общепланетарного сознания, формирования образа человека будущего. Пространством соединения обособленных и разделенных во времени и пространстве позиций, функций и усилий становятся выработанные человеком абстрагированные схемы, формы сохранения и трансляции человеческого опыта в культурной традиции.

Культура выступает в качестве символической реальности, которая соединяет ступени человеческого прохождения по истории, увязывает все стороны его деятельности в единый жизненный мир, формирует и центрирует коммуникативные связи между людьми, предстает как встреча идей и со-творчество

личностей, раскрывающих и конституирующих ценностные смыслы своего бытия. Человек, подключаясь к социальной памяти, создает вокруг себя символически-смысловую сетку культуры, которую накладывает на окружающий мир и с помощью которой примеривается к социальному бытию, поэтому границы «человеческого мира» совпадают с границами культуры. Приобщаясь к символи-чески-смысловой сфере культуры, человек посредством интегрирования и внутренней «переработки» системы ее ценностей вбирает в себя весь универсум, тотальность человеческого опыта, преодолевает благодаря этому рестриктивный характер своего существования и доводит бытие до полноты самопроявления. В смысловом поле культуры симметричные и упорядоченные структуры действуют в качестве идеального принципа трансцендирования, обеспечивая полагание и группировку различных оппозиций, осуществление изоморфной корреляции эмпирически разрозненных феноменов и формирование нового смысла в результате их взаимодействия. В этой перспективе культурно-ценностные феномены являются универсальной аналогией компенсаторному механизму самоидентификации человека.

Определение целостности как определенного соизмерения различных функциональных пластов индуцирует возможность ряда проблем. Понятие целостности только частично и в определенных границах, а именно, в рамках рационального познания, связано с понятием системы; за этими рамками оно включает в себя металогические и трансфинитные свойства. Системный подход соответствует выражению формальной стороны целостности, поэтому необходимо попытаться осмыслить ее содержательные аспекты, форму воплощения единства отношения, соизмерения пластов человеческого бытия. Как возможны взаимодополнение, внутренняя сопряженность пластов бытия или, иными словами, что за событие происходит в человеческом существовании, благодаря которому осуществляется и достигается целостность человека, каким образом «имеет место» бытие человека как целостности? Целостная самоидентификация человека «имеет место» через творческий прорыв в метафизический мир ценностей, через устремленность к трансцендентным вершинам бытия. Функция самотрансфор-мации, заданная взаимодействием пластов че-

ловеческого бытия, каждый раз воспроизводит условия его становления, «самонастройки» и саморазвертывания на основе возможности трансцендирования человека.

В самом бытии человека заложена тенденция к конкатенации его различных начал, и целостность в этом контексте приобретает функцию детерминанты, задающей и организующей различные связи и отношения человеческого бытия. Эта тенденция связана со стремлением человека к самосовершенствованию, самореализации и выводит к проблеме прояснения его метафизических оснований. В метафизическом измерении целостная самоидентификация человека есть динамическая целенаправленная синергия личностных структур к трансцендентным вершинам бытия, обладающая наибольшей степенью валидности и интегрирующая различные модусы человеческого существования.

Целостность выступает как стратегический ориентир развития человека, обозначающий его метафизические притязания на самоопределение; как регулятивный принцип, который должен всегда присутствовать в мыслительном пространстве духовного бытия, охватывающем бесконечно новые возможности человека. Специфика основных метафизических идей (свобода, мораль, целостность) состоит в самоценном смысловом концепте, который содержит в себе не конечный результат, а бесконечный процесс обретения человеком свободы, целостности или добродетельности. Способность человека синтезировать внутренние структуры и слои бытия, гармонизировать внешние формы их проявления дают ему надежду на преодоление накопленной в историческом процессе глобальной самоотчужденности и расширение пределов самопроявления. Потребность в целостности - одна из фундаментальных потребностей, удовлетворение которой - условие становления в нем универсальной гармонии многообразного.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. С. 641.

2 Лосев АФ. Логика символа // Он же. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 272-273.

3 Франк С. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Он же. Соч. М., 1990. С. 370-371.