Значение варнава (кедров) в православной энциклопедии древо. Чувашская митрополия и чебоксарская епархия

25 июля митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава получил государственную награду - орден Почета. В тексте указа президента РФ Дмитрия Медведева сказано, что управляющий Чебоксарской епархией удостоен этой награды «за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность». Это не первая светская награда владыки - до этого он был награжден орденом Дружбы и стал лауреатом Государственной премии в области строительства и архитектуры. Митрополит Варнава в этом году отметил свой 80-летний юбилей, 55-летие служения в священном сане и 35-летие архиерейской хиротонии.

Детство

Митрополит Варнава (в миру - Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед его по отцу, протоиерей Иоанн, был последним священником в этом селе, в той церкви, в которой на протяжении около трехсот лет священствовали его предки. В 1929 году, когда шла вторая волна репрессий по отношению к служителям Церкви и верующим вообще, протоиерей Иоанн был арестован и расстрелян.

В 1931 году отец будущего владыки Варнавы, Виктор Кедров, был назначен служить в это же село Высокое, и в Прощеное воскресенье его должны были рукоположить в сан диакона, а в последующем - священника. Но за несколько дней до этого, в четверг Масленой недели, его тоже арестовали, увезли в Рязань и дали срок - 10 лет. Несмотря на многие запросы его дальнейшая участь неизвестна.

Дом и все имущество отобрали в собственность колхоза, а мать будущего владыки, Евдокию, которая скоро должна была родить, с тремя малолетними детьми поселили в маленьком доме-времянке. Семьи осужденных обычно подлежали немедленной высылке, и через месяц, в Великую Субботу того же года, пришли и к ним, чтобы сослать в Сибирь. Но у матери в это время начались схватки, и вскоре она родила мальчика, которого назвала Владимиром. Володя был четвертый ребенок. Власти отложили арест и пообещали вернуться через несколько дней, но почему-то не вернулись. Так рождение будущего владыки спасло его семью.

Владыка Варнава вспоминает: «В церковь во время войны мы ходили в город Рязань, в кладбищенский храм «Всех Скорбящих Радость». Ночевать было негде, спали на кладбище, внутри высоких оград могил, чтобы не набрасывались на нас злые бродячие собаки. В городе были постоянные военные тревоги и бомбежки. Один раз вышли из дома, оглянулись - а дома уже нет, был взорван. В период войны мне было 10-14 лет. Мы копали окопы, потому что через наше село проходила линия фронта.

В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от нас. Служил там протоиерей Петр Смирнов - мой двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Я был у него пономарем. В это же время через верующих я познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской, слепенькой старицей, и стал иногда ходить к ней. Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом. Власти не разрешали, некоторых, из приходящих к ней, арестовывали, но люди все равно шли, потому что ее прозорливость была известна.

В детстве я очень любил молиться, даже по ночам. Однажды услышал визг, как будто кто-то пляшет на чердаке. Но когда стал усерднее молиться, все исчезло».

Начало церковного служения

«Когда открыли в Рязани Борисоглебский собор, - вспоминает митрополит Варнава, - я помогал при его ремонте, сначала как разнорабочий. Потом секретарь архиерея, протоиерей Симеон (Грацианский), пригласил иподиаконом к Рязанскому архиерею. Так я стал иподиаконом».

Владыка Варнава рассказывал, как однажды, в начале пятидесятых годов, на праздник Благовещения, который совпал в тот год с Великой Пятницей Страстной седмицы, его после службы силой завели в милицию и потребовали подписать бумагу об отказе от веры. Володя ничего не подписал. Его стали сильно избивать, но вот что удивительно: «Почему-то боли не чувствовал, - рассказывает владыка, - просто думал, что сегодня Страстная Пятница, то есть день, когда распинали и мучили Господа, и я как будто вместе с Ним страдаю. И еще одна мысль была - вот почему мученики переносили такие тяжкие истязания, не теряя мужества. Господь давал им силы перенести все это. Вечером меня выпустили. На следующий день я причастился, и такой радости после причащения я, наверное, никогда потом не испытывал.

Несмотря на трудную жизнь, было и много хорошего в ней, потому что Господь хранил и укреплял меня. Много раз я попадал в опасные ситуации, но благополучно выходил из них. В детстве мы с братом рыбачили и оказались на отколовшейся льдине. Брат перепрыгнул, а я оказался в воде, затянуло меня в водоворот, и не знаю, как выбрался целым и невредимым. По дороге в храм - а она была долгая! - я много раз шел мимо волков, стоящих вдоль дороги, но Господь хранил меня.

Архиепископ Николай (Чуфаровский), у которого я служил, уважал меня и доверял. Однажды я отпросился у него в Троице-Сергиеву Лавру, и мне там очень понравилось. Никому я об этом не говорил, но все время меня тянуло туда».

Один батюшка, который лично знал наместника Лавры архимандрита Пимена, будущего Патриарха, походатайствовал за Владимира. И отец-наместник согласился принять юношу в монастырь. Владыка вспоминает: «Без благословения матери уходить в монастырь мне не хотелось. А как его получить? Редкая мать согласится расстаться со своим чадом, тем более что моя мама рассчитывала жить со мной. И я поступил так: сказал ей, что хочу жениться. Она огорчилась. Тогда я спросил: может, мне пойти в монастырь? Мама ответила, что лучше идти в монахи, чем жениться. Больше ничего меня не удерживало в этом мире».

Лавра


22 мая 1955 года Владимир поступил послушником. 10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом) в Трапезном храме послушник Владимир был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Варнавы и уже в январе 1956 года назначен ризничным Лавры. «Началась моя монашеская жизнь, - рассказывает владыка, - всякое случалось - и трудное, и горькое. Но я все переносил без упрека, полностью положившись на волю Божию, всегда повторяя слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все». 15 лет не выходил за ворота монастыря; никогда не забывал, что назад пути нет. Когда было тяжело, закрывался в келии, становился на колени перед иконами с молитвой и сразу чувствовал облегчение».

Чебоксарская кафедра

К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 приходов. За 35 лет архиерейского служения на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей, открыто более 200 приходов, открыто Чебоксарское духовное училище. При активном участии и огромном вкладе владыки Варнавы возрождена историческая часть города Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.

По благословению митрополита Варнавы в епархии создан Православный миссионерский центр. На приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Для многих прихожан и духовенства Чувашии владыка стал, как родной отец. В очереди на прием к митрополиту Варнаве, а он постоянно принимает людей, и сельская труженица, и университетский ученый, и врач, и учительница - для каждого найдется доброе слово и мудрый совет. Владыка постоянно служит, ездит по епархии, встречается со многими людьми. Имя владыки - Варнава - в переводе означает «сын утешения». Вот уж поистине - по имени и житие.

Я знаю владыку Варнаву 20 лет. Митрополит Варнава является для меня, и для многих-многих знающих его, примером ревностного служителя Церкви Христовой, мудрого архипастыря. Всегда буду помнить наказ владыки Варнавы: «Будь со Христом!». Со Христом и Его святой Церковью проводит всю свою жизнь и сам митрополит Варнава.

Справка

15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву в сан иеродиакона, а 9 марта 1957 года - во иеромонаха. В 1960 году иеромонах Варнава (Кедров) был возведен в сан игумена, а в праздник преподобного Сергия, 8 октября 1965 года, возведен в сан архимандрита.

С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного и исполнял обязанности наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Варнава был членом Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

30 ноября 1976 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Варнавы во епископа Чебоксарского и Чувашского, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен.

В 1984 году епископ Варнава возведен в сан архиепископа, а 25 февраля 2001 года, за внимание к усердному служению Церкви Божией, архиепископ Варнава был возведен в сан митрополита. Митрополит Варнава удостоен многих церковных и светских наград

Во внимание к усердным трудам на благо нашей Церкви, в связи с 80-летием со дня рождения, а также 55-летием служения в священном сане и грядущим 35-летием архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Кирилл удостоил митрополита Варнаву ордена преподобного Серафима Саровского I степени.

Материал подготовил Дмитрий Авдеев, член Союза писателей России

, РСФСР , СССР

Отец: Виктор Иванович Кедров Мать: Евдокия Петровна Кедрова Принятие священного сана: 9 марта 1957 года Принятие монашества: 10 декабря 1955 года Епископская хиротония: 30 ноября 1976 года Награды:

Митрополи́т Варна́ва (в миру Владимир Викторович Кедров ; 21 апреля , село Высокое , Рязанский район , Рязанская область , СССР) - епископ Русской православной церкви ; митрополит Чебоксарский и Чувашский с 30 ноября 1976 года . Глава Чувашской митрополии . Лауреат Государственной премии РФ ().

Биография

Родился 21 апреля 1931 года, в селе Высокое Рязанского района Рязанской области. Происходит из древнего священнического рода, ведущего своё начало от XVII века. С детских лет посещал храм.

С мая 1955 года вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры , и был назначен помощником ризничного и посошником наместника.

9 марта 1957 года в Крестовой церкви во имя Филарета Милостивого в патриарших покоях Лавры Патриархом Алексий I рукоположён в сан иеромонаха .

Помимо послушания ризничного Лавры, иеромонах Варнава исполнял послушание главного уставщика Лавры, в будние дни канонаршил .

В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон .

С 27 по 31 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена в его поездке в Болгарию .

За 30 лет управления епархией митрополитом Варнавой при его непосредственном участии были восстановлены семь монастырей: мужские: Чебоксарский во имя Святой Троицы , Алатырский во имя Святой Троицы , Александро-Невский в с. Каршлыхи; женские: Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий , Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери , Иверский в с. Шерауты. Открыто более 210 приходов (в начале его правления в Чувашии было 35 приходов). Восстановлено Чебоксарское Духовное училище. Создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с сектами . При активном участии митрополита возрождена историческая часть г. Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.

4 октября 2012 года назначен главой новообразованной Чувашской митрополии . , а также в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксар.

Семья

  • Дед - протоиерей Иоанн Кедров служил в храме Апостола Иоанна Богослова села Высокое.
  • Отец - Виктор Кедров.
  • Мать - Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей.

Награды

Государственные награды Российской Федерации

Ведомственные награды Российской Федерации

  • Медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2001 год)
  • Медаль «В память 200-летия Минюста России» (2002 год)
  • Медаль «В память 125-летия уголовно-исполнительной системы России» (2004 год)
  • Медаль «80 лет Госкомспорту России» (2003 год)

Награды Чувашии

Награды РПЦ

Награды Поместных православных церквей

Иные награды

  • Крест ордена «Верному сыну отечества, Матвей Платов» (2011)
  • Орденом М. И. Платова (2012)

Напишите отзыв о статье "Варнава (Кедров)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Варнава (Кедров)

– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…

Родился в семье слесаря ткацкой фабрики и дочери диакона. Родители, с религиозным благоговением относясь к знаниям, сделали все, чтобы сын мог получить серьёзное светское образование. Николай Беляев, внук крепостного, поступил после сельского училища в гимназию и окончил её с золотой медалью. Учился в школе с. Раменское, затем в Третьей московской гимназии, окончил её в 1908 году с золотой медалью. Окончил Московскую духовную академию (1911—1915 годы).

11 (24) июня 1911 года принял монашество в Зосимовой пустыни. Постриг совершил ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский). Летом 1911 года — рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году — во иеромонаха. Иеромонах Варнава

Летом 1914 года совершил путешествие на Святую землю и Афон. В 1915 году получил степень кандидата богословия, дипломная работа: «Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение». Назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию (1915—1918 годы). Возведён в сан архимандрита. Был настоятелем Старо-Голутвинского монастыря Московской епархии.

Указом Священного синода от 13 февраля 1920 года архимандриту Варнаве было определено быть епископом Васильсурским викарием Нижегородской епархии. 29 февраля 1920 года состоялась его епископская хиротония. В начале августа 1920 года назначен старшим викарием епархии и переведён в Печерский Вознесенский монастырь.

Летом 1922 года вместе с правящим архиереем Нижегородской епархии архиепископом Евдокимом (Мещерским) подписал резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Однако вскоре раскаялся и, объясняя свой поступок малодушием, поехал принести покаяние архиепископу Феодору (Поздеевскому), проживавшему в московском Даниловом монастыре, но не был им принят. В сентябре 1922 года посещает старцев Зосимовой пустыни. Иеросхимонах Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимию за переход в обновленчество и благословил Варнаву на подвиг юродства. В 1928 году переезжает в Кзыл-Орду, создаёт там тайный монастырь, начинает писать аскетические сочинения. Там в 1928 году заканчивает своё главное сочинение — «Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)». В нём епископ Варнава попытался осмыслить знания, полученные в Духовной академии и от самостоятельного чтения аскетической литературы. В своей работе он цитирует святоотеческие сочинения, а собственные рассуждения и комментарии Варнавы касаются в основном явлений светской культуры. Епископ Варнава (фотография из следственного дела, 1933 г.)

Осенью 1931 года переезжает в Москву. 16 марта 1933 года арестован ОГПУ за создание тайного монастыря и «антисоветскую пропаганду» среди молодёжи, содержался в Бутырской тюрьме. 10 мая того же года осуждён особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. ст. 58.10, 58.11 УК РСФСР и заключён в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года. Наказание отбывал в Ойротской автономной области в селе Топучая. В лагере отказался от работ, был переведён на штрафной паёк. Ни с кем не разговаривал, целыми днями ходил вдоль стен лагеря. Из-за юродства был признан лагерными врачами сумасшедшим и переведён в Мариинские лагеря. Освобождён в 1936 году.

После освобождения жил в Томске, а в 1948 году переехал в Киев, где получил прописку за взятку. В Киеве Варнава вел тихую, внешне ничем не примечательную жизнь. Для соседей епископ был просто «дядей Колей». Богослужений не совершал за исключением великого освящения воды на Богоявление. В Киеве ходил молиться у местных святынь, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах. С октября 1950 года он начинает вести записные книжки. До последних лет жизни продолжал работать над новыми произведениями.

Скончался 6 мая 1963 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева, отпевание совершил священник Алексей Глаголев.

Значение ВАРНАВА (КЕДРОВ) в Православной энциклопедии Древо

ВАРНАВА (КЕДРОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Варнава (Кедров) (род. 1931), митрополит Чебоксарский и Чувашский.

В миру Кедров Владимир Викторович, родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области.

Предки его были священниками и служили в храме села Высокое с XVII века. Дед - протоиерей Иоанн Кедров служил в храме апостола Иоанна Богослова села Высокое, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец - Виктор Кедров был арестован в 1931 году органами НКВД за 4 дня до предстоящей диаконской хиротонии, которая и послужила поводом к аресту. Впоследствии был репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у неё начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и её и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы. В 12 лет Владимир Кедров познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской и стал ходить к ней. Она говорила всем, что Володя будет большим человеком, а в 1956 году - произошла встреча со схимонахом - пустынником Георгием, который предсказал ему архирейское служение.

В 1945 году окончил среднюю школу.

В 1952 - 1953 годах прислуживал в храме во имя Святой Троицы в селе Бахмачеево, Рязанской обл.

С 1953 по 1955 годы был иподиаконом в кафедральном соборе в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба города Рязани.

В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры и был назначен помощником ризничего.

10 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым) был пострижен в монашество с наречением имени Варнава, в честь апостола Варнавы.

15 февраля 1956 года в Богоявленском патриаршем соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием рукоположен во иеродиакона.

9 марта 1957 года в Лаврском Крестовом храме во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха.

В 1960 году возведён в сан игумена.

В 1965 году возведён в сан архимандрита.

В 1970 году назначен благочинным Лавры.

В 1971 году от братии Троице-Сергиевой Лавры был членом Поместного Собора Русской Церкви.

30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершали: патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим, архиепископ Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб.

В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.

17 июля 2006 года Священный Синод заслушав прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия, постановил: просить продолжить архипастырское служение .

За время служения владыки Варнавы на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей: мужские - Чебоксарский во имя Святой Троицы, Алатырский во имя Святой Троицы, Александро-Невский в селе Каршлыхи; женские - Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий, Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Иверский в селе Шерауты, открыто более 210 приходов, восстановлено Чебоксарское духовное училище. В епархии создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашской Республики. На многих приходах открыты дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы.

Церковные:

наперсный крест (1958)

наперсный крест с украшениями (1963)

ордена Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1971 год); прп. Сергия Радонежского 2-й степени; св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени; свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского 2-й степени

ордена Иерусалимской Православной Церкви Животворящего Креста Господня 1-й (с крестом Гроба Господня), 2-й и 3-й степени

Светские:

Российский государственный орден Дружбы

Российская государственная премия в области строительства и архитектуры

Почетные членства:

почетный гражданин города Чебоксары

Речь при наречии во епископа Чебоксарского и Чувашского от 29 ноября 1976г. // ЖМП. 1977, №2, с. 18-19.

«В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (19 декабря 1976г. в Кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары). // ЖМП. 1977, №7, с. 30.

«Одушевленный храм». // ЖМП. 1980, №5, с. 32.

«В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (Проповедь, произнесенная в храме Святителя Николая г. Канаш. 19 декабря 1981г.). // ЖМП. 1983, №12, с. 30.

Использованные материалы

http://www.patriarhia.ru/db/text/31745.html

http://www.eparh-chb.ru/churchandsociety//biografiya_mitropolita/

Http://www.jmp.ru/jmp/06/08-06/01.htm#30

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАРНАВА (КЕДРОВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАРНАВА
    (сын утешения; Деян 4:36) - левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из 70-ти апостолов. Первоначально …
  • ВАРНАВА
    Варнава, преподобный Ветлужский (XV век) - был священником в Устюге, откуда ушел на Ветлугу от черемисских набегов. Живя в уединенном …
  • ВАРНАВА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Иосия) (ум. 62) апостол от 70-ти, друг и сподвижник апостола Павла (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; …
  • ВАРНАВА ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕТЛУЖСКИЙ
    ум. 1492, родился в г. Устюге и священствовал там при приходской церкви. Черемисские набеги побудили его оставить родину; он удалился …
  • ВАРНАВА МУЖ АПОСТОЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: "общение имений (Деян. IV, 32 — 37). Он был …
  • КЕДРОВ
    ЌЕДРОВ Мих. Сер. (1878-1941), полит. деятель. Руководитель книжного изд-ва "Зерно". Участник Рев-ции 1905-07 и окт. 1917 (Петроград). Чл. Всерос. бюро …
  • КЕДРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌЕДРОВ Мих. Ник. (1893/94-1972), режиссёр, актёр, нар. арт. СССР (1948). С 1924 во МХАТе; в 1946-55 гл. режиссёр. Среди пост.: …
  • КЕДРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌЕДРОВ Бонифатий Мих. (1903-85), философ, химик, историк науки, акад. АН СССР (1966). Сын М.С. Кедрова. Осн. тр. по филос. вопросам …
  • ВАРНАВА в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАРНАВА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Варнава, (Варнавич, …
  • КЕДРОВ
    Бонифатий Михайлович (1903-85) , философ, химик, историк науки, академик АН СССР (1966). Сын М. С. Кедрова. Основные труды по материалистической …
  • ВАРНАВА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Иосия) (ум. 62), апостол от 70-ти, друг и сподвижник апостола Павла (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; …
  • КЕДРОВ БОНИФАТИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1903-1985) - российский советский философ, химик, историк науки. В 1930-1931 - и.о. директора Химического института, в 1931-1932 - слушатель Института …
  • СЕРГИЙ (КЕДРОВ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • КЕДРОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кедров Павел Иванович (кон. XIX - нач. XX), священник. Был священником в Ильинской церкви …
  • ВАРНАВА, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (+ ок. 62), апостол от 70. Память 4 января (70 ап.), 11 июня Родился …
  • ВАРНАВА МЕЛОГОРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (+ 412), преподобный. Память 18 августа Афиняне Варнава и его племянник Софроний основали …
  • ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава Ветлужский (+ 1445), преподобный. Память 11 июня в день кончины, в Соборе Нижегородских …
  • ВАРНАВА (ФИЛАТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (Филатов) (род. 1953), епископ Макеевский, викарий Донецкой епархии. В миру Филатов Станислав …
  • ВАРНАВА (ПРОКОФЬЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (Прокофьев) (род. 1945), епископ б. викарий Каннский, на покое. В миру Прокофьев Владимир …
  • КЕДРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кедров, Николай Иванович - писатель (родился в 1858 г.), воспитанник Московской духовной академии. Главные его работы: "Духовный регламент в связи …
  • КЕДРОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кедров (Иван Андреевич) - философский писатель, сын причетника, родился в 1811 г., по окончании Санкт-Петербургской духовной академии был преподавателем словесности …
  • КЕДРОВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кедров (Денис Васильевич) - доктор медицины (умер в 1885 г.). Сотрудничал в нескольких медицинских журналах и напечатал: "Гидроферные ванны и …
  • КЕДРОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Сергеевич , советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1901. Родился в Москве в семье …
  • КИРИСИМА-ЯКУ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - национальный парк, расположен в южной части острова Кюсю в префектурах Кагосима и Миядзаки. Образован16 марта 1934 г. Парк включает …
  • ХАСИМОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ХАСИМОВ в Энциклопедии фамилий:
    Кроме своего безусловно тюркского происхождения, фамилия могла появиться на Дону: там растет много хасимов - цветов типа одуванчиков. А цветы, …
  • С’ЕРГИЙ П’АВЕЛ в Библейском словаре:
    (Деян.13:7) — римский проконсул Кипра, который уверовал, увидев знамение в ослеплении волхва Вариисуса. Иероним и Августин полагали, что ап. Павел …
  • ЛИВАН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (белый; Ис 33:9) - название возвышенной цепи гор, в северной части Палестины, на границе между Иудеею и Сириею тянущейся на …
  • КИПР в Библейской энциклопедии Никифора:
    (1Мак 15:23, Деян 4:36, 11:19 и др.)-остров в восточной части Средиземного моря, между Киликийским и Финикийским берегом, имеющий вид неправильного …
  • КЕДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    (2Цар 2:7) - одно из наиболее ценных и величественных деревьев восточных лесов, из породы хвойных, или вечно-зеленеющих. Оно растет в …
  • СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Муравьев) (1866 - 1949), иеросхимонах, Вырицкий чудотворец, преподобный. Память 21 …
  • ПЛАТОН (ЙОВАНОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Платон (Йованович) (1874 - 1941), епископ Банялукский, священномученик (Сербская Православная Церковь). …
  • ПАФСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пафская митрополия Кипрской Православной Церкви. Епархиальное управление: Holy See of Paphos, P.O. Box 60054, 8100, …
  • ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павлово-Посадский храм во имя Вознесения Господня "на Городке" . Адрес: Россия, 142500, Московская область, г. …
  • МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кипрская Православная Церковь - поместная автокефальная Церковь. На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел …
  • КАННСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила в Каннах Женевской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. …
  • ИВАНОВСКИЙ БОРИС ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ивановский Борис Павлович (1897 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ЕПИСКОПАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Русской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии (у …
  • ЕПИСКОПАТ КИПРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Кипрской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии Предстоятель Хризостом …
  • ДЕЯН 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 …

Митрополит Варнава был рукоположен в епископа Чувашского и Чебоксарского патриархом Пименом в 1976-м году. И с тех пор он, сын и внук репрессированных рязанских священников, воспитанник Троице-Сергиевой Лавры, без малого 40 лет живет в Чувашии. На его глазах и при его непосредственном участии прошла вся драматическая церковная история XX века. Сегодня митрополит Варнава - один из старейших архиереев Русской Православной Церкви. В кратком интервью, которое уставший после службы владыка дал корреспондентам «Правмира», он рассказывает о своем общении с патриархом Алексием I, о хрущевских гонениях на Церковь, о русской деревне и о том, как он видит отношения между архипастырем и его паствой.

Ксения Лученко: Владыка, сегодня многим молодым людям уже трудно себе представить, какой была жизнь верующих людей в сталинские годы? У вас арестовали отца и деда. И как дальше жила ваша семья после этого?

Митрополит Варнава: Дедушку моего забрали в 29-м году. Зимой. А народ очень любил его. Тогда машин не было, увозили на санях - народ стал бастовать. Те, кто увозил, вопросы начали задавать прямо там, в санях: «ты отказываешься от своего сана?». А он говорит: «Как же отказываться, я же служил, что же, обманывать, что ли?» - «Ну вот тогда тебя отпустим, если откажешься» - «Нет, я предателем не буду». Вот такая вера была, до конца жизни. На все шли люди, - и страдали, и их убивали, а они от своей веры не отступали.

Идти за Христом легко - знать свою дорогу, не сворачивать. Когда мы шли, мы ничего не боялись, и Господь помогал всегда. А кто не укреплен, кто был «между прочим», отпадали. А сейчас все верующие - и верующих мало. Какие верующие в наше время? А тогда сам режим сдерживал людей. Если верующий человек, он уже до конца шел. Тогда люди хорошие были.

- А как к вашей семье потом относились?

Гонимы были все время.

Но ребенку ведь очень трудно это переживать, когда все ровесники ходят строем и верят в коммунизм, а вы как? Тяжело же было?

Я родился без папы уже. Хотели забрать и маму. Пришли забирать, выселяли куда-то в необитаемые места, но поскольку мама собиралась меня рожать, ее сказали пока оставить. Так и осталась. А семь других семей сослали, и только один человек оттуда вернулся.

У нас дом отобрали, огород - все отобрали. Я ходил воровать яблоки в свой старый сад. Дом-то небольшой был, а кругом дома сад. Яблоки летом нападали, а собрать нельзя: сад-то уже не наш. Яблоки червивые валяются, гниют, а нельзя поднимать. Такая жизнь была, она укрепила. Мы шли за Христом, все отдавая, никуда не сворачивая. Господь помогает. У меня были два брата и сестра, сестра еще жива, ей 90 лет в этом году. И мама нас одна вырастила и воспитала.

- Вы начинали свой взрослый церковный путь в Троице-Сергиевой лавре…

До Лавры я был еще алтарником в селе Матвеево, где служил мой дядя. Когда я пошел в лавру, мне было 23 года.

- Какая была Лавра тогда?

Было много старцев, все священнослужители и монахи - отсидевшие, по тридцать лет многие просидели в тюрьме, все прошли. Я застал тех старцев, которые были до закрытия Лавры, а когда ее вновь открыли, они вернулись. Это были подвижники. Сейчас не найдешь ни одного такого. В Лавре было легко жить, наставников много было, с кем посоветоваться на духовные темы, они направляли на путь истинный. Когда старцы стали умирать, я был уже укреплен.

Машина в Лавре была только у наместника, сейчас у монахов машин полно. Телефон тоже был только у наместника, телевизоров вообще не было. А сейчас у каждого есть телефон, и телевизоры уже есть. Тогда жизнь очень благодатная была в Лавре, очень хорошая.

- Сохранилось ли преемство с тем временем?

Все потеряно. Другие люди стали. Вот сейчас отец Кирилл Павлов уже совсем плох, у него было преемство. Немножко отец Наум и отец Варфоломей застали старцев. А остальные все новые. За 37 лет, что я провел на Чувашской кафедре, уехав из Лавры, все обновилось, сейчас я туда приезжаю, никого не знаю.

Вы довольно близко знали патриарха Алексия I. Каким он был? Говорят, очень чувствовалось его аристократическое происхождение?

Да, он был человеком очень культурным, очень благочестивым. Никогда пост не нарушал, мяса никогда не ел. И Пимен так же. Патриарх Алексий меня рукополагал в дьяконы, иеромонахи, в архимандриты возводил. Так что я с ним знаком был.

- Расскажите, как приходилось выстраивать взаимоотношения с властью?

С властью было очень трудно. Во время самых гонений при Хрущеве наместником Лавры был архимандрит Пимен (Хмелевский), по образованию - юрист. И он спасал Лавру. Лавру уже наметили закрывать.

Например, такие моменты были: монахов обложили налогом: за питание, за кельи. Писали отчеты, сколько монахов и сколько на них тратится. Он ездил в Москву и хлопотал, все сняли. Потом придумали, что монах должен быть не младше тридцати лет, начали выписывать тех, кому не было тридцати.

Снова ему пришлось стараться, чтобы никого не трогали. Потом воду перекрыли всю. И вот как хочешь. Возили с источника. На измор брали. А в Лавре, там, где сейчас книгами торгуют, около ворот был офис, где принимали иностранцев. Они туда все обязательно заходили, там их экскурсоводы ждали и там же был туалет. А воды-то нет! Мы не стали специально там ничего убирать. Пришли иностранцы, а им сходить надо. Ну и сразу шуму наделали: какое безобразие! Ну, и того, кто воду перекрыл, сняли. Отец Пимен был мудрый наместник.

А вот Почаевскую Лавру уже почти совсем закрыли. Я отдыхал в Одессе, и там как раз в то время были патриарх Алексий и митрополит Пимен, который тогда был управделами. И приходит сигнал, что в Почаеве беда: даже кухню уже закрыли, печку сломали. Ну, и решили, что туда, никого не предупреждая, поедет митрополит Пимен и меня благословили с ним ехать.

Велели только строго-настрого никому не рассказывать, что в Почаев едет управделами. Машины туда не пускали. Митрополит сел в машину спереди с водителем, очень солидно. И мы их застали врасплох: как мы подъедем - все разбегаются, вот и пропустили.

Там тогда был епископ Дамиан, так и он не знал, что мы приедем. Пришли, а они обедают как раз. Там мясо у них оказалось, но все сразу исчезло со стола, епископ растерялся, клобук никакой не надел, выскочил встречать.

По всей Лавре торчат антирелигиозные плакаты. Например, висит большое изображение Божьей Матери, слезы у Нее текут и кошелек: «подайте, мне жить нечем». Разные были карикатуры. Мы сфотографировали все эти безобразия.

Послужили, народ все равно пришел: хоть никого и не пускали, а народу полно было. Когда мы вернулись в Одессу, патриарху уже доложили, и он поехал в Москву, там все наши материалы показал, и все остановили. Патриарх Алексий помогал, но во всем невозможно помочь. Он Лавру отстоял, Печоры тоже отстоял.

Были гонения, но у кормила находились люди стойкие, они стояли за обитель, за братию, не отступали. Например, такой момент был уже при патриархе Пимене. Я был за наместника в Лавре, когда наместник Августин болел и жил в Астрахани.

Вызвали меня и сказали, что молодые монахи должны уехать в 24 часа. Если вы их не выселите, вас выселим. Что делать? Это было уже к вечеру, я поехал к патриарху. К патриарху Пимену было легко попасть. Он меня принял и выслушал, и сказал: «пускай они никуда не выходят из кельи, иначе их сразу заберут». Дал мне такой наказ.

На другой день он звонит: «все уладил, пускай выходят». Так они и остались. Вот такое было время. И хорошо, что там такие люди были. С Богом - хорошо, и Господь помогает, и вразумляет, и тех людей вразумляет, кто хочет обижать.

- Вы уже почти 40 лет руководите Чувашской епархией. Это же трудно - приезжать на чужую землю, которую нужно полюбить? Это испытание. Вы помните, как приехали?

Полюбить я должен был сразу, потому что я приехал любить. С Богом не тяжело. Первым делом, когда приезжаешь, нужно обязательно идти на поклон к уполномоченному по делам религии. Я не успел, потому что это был Никола Зимний, нужно было служить. Так что на Николин день я отслужил, а потом на другой день пошел. Там сидел уполномоченный Павел Кондратьевич.

И он начал мне давать распоряжения: секретаря сменить, вот того поставить, настоятеля снять, мол, коррупция у них. «Ко мне приходи на прием в светской одежде, - говорит, - по приходам никуда не езди без моего разрешения. Проповедь только через меня, семинаристов через меня посылать. Рукополагать ни в коем случае нельзя» - такие дал мне наставления.

Я выслушал и отвечаю: «светской одежды у меня нет и никогда не было, секретарь меня устраивает, он же у меня работает, не у вас. В семинарию я сам знаю, кого посылать. Проповедь я обязательно буду говорить. Как вы будете проверять? Вы - нецерковный человек, а чтобы проповеди проверять, надо богословское образование иметь».

Через три дня прихожу к нему, говорю, что если он настаивает, то я еду в Синод к Патриарху и заявляю, что у меня управляющий епархии есть уже - уполномоченный, так что мне тут делать нечего. Он сразу переменился: «А, вот, вы - не предатель. Другим скажешь, а они сразу храм закрывают, а вы - честный человек». Хотя вообще им-то, конечно, на руку было, чтобы я согласился.

Сейчас рукополагают много молодых архиереев, может быть, вы могли бы дать совет, с чего им начинать в новой епархии?

Они должны быть подготовлены, а если не готовы, то им надо от архиерейства отказываться. Их ведь вызывают и спрашивают, они все соглашаются. Когда меня вызывали, другое положение было: решили - и все, у тебя послушание.

- Какие ваши главные принципы вашего управления епархией?

Соблюдать все каноны церковные и богослужения, воспитывать паству. Проповедь должна не только на словах быть, но и в жизни. Самая главная проповедь - когда люди с тебя пример берут. А если будешь красиво говорить, а жизнь не христианская, то это, конечно…

- Людям-то не особо видно, какая жизнь.

Видно, сразу видно. По поведению. По гостям ходит, а может, и выпьет, на службу опаздывает, службу кое-как послужит, проповедь не говорит. Люди с хлебом пришли, а он говорит, мол, спешу, мне некогда. А если он будет внимательный к народу, сам будет опрятный, то и люди в храмы пойдут.

Каждому верующему надо уделять особое внимание. Не только грамотных, но и ненормальных надо ласкать. Всех надо любить. И болящих. Быть настоящим пастырем. И когда кто приходит, всегда помочь. А если новый архиерей закрылся в своей клетке и сидит, никого не принимает, то какой же это архиерей? Надо быть с народом, и народ с тобой будет.

- А Ваши чуваши - они какой народ?

Очень добрые и трудолюбивые. Когда я приехал, еще многие в лаптях ходили. Ели деревянными ложками из одной миски. Но сейчас уже чисто, ложки и вилки везде есть. И дороги везде есть.

А тогда… Приехал однажды в один деревенский храм, а я неискушенный еще был. Так там простыня вообще никогда не стиранная, как будто ножом скоблили. Ну, я так лег, потом подумал: «нет, буду с собой брать свое чистое». А дорог-то не было, я тогда ездил с вечера, иначе утром не успеешь к службе. А в некоторые места приходилось на самолете.

- Вы ездили во все храмы по епархии, служили?

Да, 35 храмов было, все объезжал. Где на телеге довезут, где на тракторе. Сейчас проложили, слава Богу, дороги.

- А деревни сейчас остались по-прежнему?

Умирают, умирают очень много. Порецкий район весь вымирает. Было большое село, теперь от дома до дома пешком далеко идти. Было 700 дворов, сейчас 300 осталось. Они даже не то, что умирают, они все в город расходятся. Поля все пустеют, бурьяном растут.

Люди хотят в городе жить. Не хотят в деревне. Раньше как было, когда я был подростком? Никому не разрешали в город ехать, молодежь оставалась в деревнях. Я когда стал устраиваться иподьяконом в Рязани, мне было 18 лет, а паспорт невозможно получить было. Не давали. То есть, никто не мог в Рязани работать. Мне пришлось с хлопотами, по знакомству, получать паспорт.

- Но ведь насильно же нельзя заставлять

Ну, а как хотите… Поля все были убраны, ничего не пропадало, все засеяно было, а хлеба такие были, выше роста человека. Травы никакой не было, чистые поля были, только васильки. Рожь и васильки. Косили рожь косой, жали. Потом вязали снопы, складывали скирды. Молотили: палка, вторая палка, и бьют по колосьям. А соломой крыли крыши. Железа не было. Солома несколько десятков лет не менялась, не портилась. В нашем доме, где я жил, пятьдесят лет соломе было, потом уже стала протекать.

Скажите, вот сейчас идут дискуссии о связи исповеди и причастия. Если люди на каждой литургии причащаются, живут постоянной церковной жизнью, то можно ли, на ваш взгляд, исповедоваться реже, чем перед каждым причастием?

Я вам одно скажу: если вы безгрешны, можете год не исповедоваться. Если у вас совесть уснула, спокойная, исповедуйтесь тогда - найдутся и грехи. А с грехами нельзя причащаться. Нет грехов - пожалуйста, причащайтесь. Какая проблема?

- А что вы думаете насчет перевода богослужения на русский язык, можно ли Евангелие по-русски читать?

Это можно, а почему нельзя? На чувашском здесь читают, а почему на русском нельзя? Можно. Но песнопения на русском не поются. Даже «Радуйся, Невеста неневестная» будет «Радуйся, Невеста незасватанная», куда это годится? А Евангелие по-русски - это неплохо, это не преступление.

Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский (Кедров Владимир Викторович).
Родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области (предки его были священниками и служили в храме села Высокое с XVII века; только отец не стал священником, окончив лишь Рязанскую духовную семинарию). В 1945 году окончил среднюю школу.
В 1952-53 годах прислуживал в храме Святой Троицы в селе Бахмачеево Рязанской области.
В 1953-1955 годах был иподиаконом в кафедральном соборе святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба в г. Рязани.
В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой лавры и был назначен помощником ризничего.
10 декабря того же года наместником лавры архимандритом Пименом (Извековым) пострижен в монашество с наречением имени в честь святого апостола Варнавы.
18 января 1956 года назначен ризничим лавры.
15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона.
9 марта 1957 года в Крестовом храме лавры во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха. В 1958 году награжден наперсным крестом.
В 1960 году возведен в сан игумена. В 1963 году награжден крестом с украшениями.
В 1965 году возведен в сан архимандрита.
В 1970 году назначен благочинным лавры. В 1971 году от братии Троице-Сергиевой лавры был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви.
30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим,архиепископ Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб.
В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.
7 сентября 1984 года возведен в сан архиепископа.
27-31 октября 1984 года сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.
В 2001 году возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 года назначен (журнал № 91) главой Чувашской митрополии и утвержден (журнал № 103) в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары Республики Чувашия.

Фото Анны Гальпериной