Классный час:
«Международный день распространения грамотности».
Цели занятия:
Прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Воспитывать чувство патриотизма, толерантности;
Расширять кругозор учащихся.
Задачи занятия:
Формирование полного ответа на вопрос;
Формирование умения работать в группе.
Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
Побуждать учащихся к самосовершенствованию.
Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.
1.Всупительное слово учителя:
– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!
Сегодня для вас, ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием - Международный день распространения грамотности.
Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.
2.История и традиции.
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад - в 1965 году - собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Методическая разработка для среднего звена школы (для старшеклассников – на ), посвященная международному Дню грамотности. Праздник отмечается в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2018/19 учебный год (Минобрнауки РФ, 27 апреля 2018 года). Разработки могут быть использованы при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. В основу сценария положены: Методические рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка. А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, Н. А. Нефедова «РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». М., 2016.
Международный день грамотности один из международных дней, отмечаемых под эгидой Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», прошедшей в Тегеране 1965 году. 8 сентября - день торжественного открытия этой конференции. Главная цель данного Дня - активизировать усилия международного сообщества по Распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.
С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.
В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.
В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.
Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными
Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».
- 1 В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
- 2 Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
- 3 В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
- 4 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
- 5 Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.
Викторина (для учащихся 5-8 классов)
Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным. Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.
Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.
Викторина 1 Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)
- 1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ
- 2 Слово шампунь мужского рода. ДА
- 3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ
- 4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА
- 5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ
- 6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то
- далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для
- создания видимости благополучия.
- 7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».
- 8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА
- 9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА
- 10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА
- 11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,
- постоянный.
- 12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ
Викторина 2 Нормы правописания (орфография, пунктуация)
- 13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА
- 14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА
- 15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.
- 16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА
- 17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ
- 18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ
- 19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ
- 20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ
- 21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ
- 22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА
- 23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА
- 24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА
- Викторина 3 Художественная литература
- 25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»
- 26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА
- 27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение
- – из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».
- 28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста
- Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.
- 29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА
- 30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.
- 31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ
- 32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений
- 33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.
- 34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.
- 35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.
Сценарий к Международному дню грамотности
для учащихся 4 классов
Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Слайд 1
Нишан
Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Слайд 2
Амантур
Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.
Cлово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.
Ангелина
День грамотности - лучший праздник,
Чтоб правил свод в сознанье обновить.
Коль в школе был ты двоичник-проказник,
Ты можешь скоп ошибок сотворить.
Нишан
Запомни, позвонИт, а не позвОнит,
Не "покладу", а просто "положу".
При этом что-либо "кладут", не "ложут".
Запомни это, я тебя прошу!
Амантур
Сегодня грамотность - залог успеха,
Коль ты такой серьёзный человек,
Поверь, и вовсе будет не до смеха,
Напишешь если вместо "снега" - "снек".
Ангелина
Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Нишан
Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Учитель.
Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?
А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:
Слайд 3
1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)
2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)
3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)
Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»
Нишан
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил -
И другое слово.
Слайд 4
Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Газ – глаз;
Порт (место стоянки кораблей) – спорт;
Глагол (3 команда)
Банк – банка.
Нишан
Грамотным быть –
А неграмотным –
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Несчастным!
Второй конкурс «Скажи одним словом»
Слайд 5
Имя существительное (1 команда)
Шестьдесят минут -…(час).
Имя прилагательное (2 команда)
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Глагол (3 команда)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Третий конкурс «Загадки – шутки»
Слайд 6
Имя существительное (1 команда)
Чем кончается день и ночь?(Ь)
Имя прилагательное (2 команда)
Что стоит посередине земли?(М)
Глагол (3 команда)
Чем кончается лето и начинается осень?(О)
Четвертый конкурс «Отгадай слова»
Слайд 7
Имя существительное
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Имя прилагательное
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка)
Глагол
Его корень в слове «писать»,
Приставка в слове «рассказывать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Расписка)
Пятый конкурс «Кто кого»
Слайд 8
Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.
Слайд 9
Проверка:
Мрак ** грамм
маг ** мама
гамма ** ирга
кара ** грим
миг ** гам
Тир ** агат
игра
тигр
марка
магма
рама
Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно
Слайд 10
У рыб нет зубов
у рыб есть зубы
У рыбов нет зубов
У рыбей нет зубов
Слайд 11
В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
2. Сколько букв в русском алфавите? (33)
3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
Слайд 12-13
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.
(Карандаш.)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Цивилизованный мир борется за равенство и благополучие людей, чистоту природы, сохранение всего разнообразия животного и растительного мира Земли. С целью привлечения внимания общественности к трудностям учреждаются специальные всемирные праздники. Их инициаторами являются ООН, международные ассоциации, организации, институты. Статья расскажет, что такое Международный день грамотности.
Понятие грамотности
Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу.
Актуальность проблемы
Зачем понадобился Международный день грамотности? Государства, борющиеся с невежеством собственных граждан, повсеместно внедряют обучающие программы. Люди и сами понимают, насколько важно образование, ведь оно помогает обрести место в жизни, поэтому самостоятельно осваивают науки.
Тем не менее на сегодняшний день в мире проживает более семисот миллионов малограмотных и полностью безграмотных людей. Есть и такие, кто никогда не видел книги. Среди них более семидесяти миллионов детей. Особенно актуальна эта проблема в странах третьего мира с низким уровнем экономического развития, где идут войны и имеют место гражданские беспорядки.
Если в Европе, Российской Федерации, Соединенных Штатах нет этой проблемы, то в Африке, некоторых странах Азии, Латинской Америки большая часть населения полностью безграмотна, здесь не обеспечивается даже всеобщий доступ к начальному образованию, существует дискриминация по половому признаку, когда девочки и женщины отстраняются от обучения.
Все это послужило предпосылкой для того, чтобы был учрежден грамотности.
Краткая история праздника
8 сентября 1965 года в Тегеране, состоялась Всемирная конференция, на которую съехались министры образования со всей планеты. Темой конференции была ликвидация безграмотности в мире, повышение тотального уровня образования. Обсуждались методы и мероприятия для достижения поставленных целей. Одними из самых важных признаны те, которые ориентированы на детей и юношество. Рекомендовано проводить Международный день грамотности в школе - в начальных и старших классах. Ребенок должен усвоить, что быть грамотным полезно и престижно, что наука открывает двери в светлое будущее, появляется стимул осваивать новые знания.
День проведения конференции - 8 сентября - утвержден как Всемирный день ликвидации безграмотности.
Генеральной Ассамблеей ООН период с 2003 по 2013 годы был объявлен Десятилетием грамотности. В течение этого срока ежегодно проводились всемирные конференции на самые разные темы: "Грамотность и здоровье", "Грамотность и мир", "Значение грамотности для женщин" и прочие.
Когда отмечается
Международный день распространения грамотности отмечают все желающие каждый год 8 сентября. Его в 1966 году утвердила ЮНЕСКО. Праздник прижился, и в 2015 году отмечали пятидесятый, юбилейный Международный день грамотности.
В российском календаре этот день не отмечен красным, но важность его понимают все образованные люди, поэтому его отмечают в учебных заведениях всех уровней - дошкольных, школьных, средних и высших, пропагандируют в офисах и научных учреждениях.
В целях доступности мероприятий для всего населения проводят Международный день грамотности в библиотеке, домах творчества, фойе кинотеатров и прочих публичных местах.
Традиции
Не только в России, но и в Казахстане, и на Украине уже стали традиционными такие мероприятия к Международному дню грамотности, как олимпиады, различные конкурсы и викторины, открытые уроки, основной целью которых является выделить наиболее грамотных и прилежных учеников и студентов. Лекторы выступают с презентациями и докладами, освещающими проблемы безграмотности, последствия этого явления и пути его преодоления. Среди населения распространяются листовки с призывами развиваться самостоятельно. Повсеместно проводится награждение выдающихся педагогов.
Как самому стать грамотным
Есть такие хорошие пословицы: "Хорошо учиться всегда пригодится", "Кто в науке горазд, тому не пропасть", "Не пером пишут, а умом". Они отражают народное мнение о том, насколько важно получать новые знания.
Для достижения на этом пути хороших результатов важно:
- Много читать хорошей литературы. Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким. Поэтому лучше всего читать классику жанра.
- Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
- Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
- Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
- Разгадывать кроссворды и головоломки. Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.
Международный день грамотности - это один из дней, который отмечается во всем мире под эгидой Организации Объединенных Наций. Главная цель этого события - активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей всех людей.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Какие частые ошибки в разговорной речи ты допускаешь? © Depositphotos
Уже более чем полвека назад, с 1966 года, ЮНЕСКО официально стала отмечать Международный день грамотности 8 сентября. Дата выбрана не случайно. За год до этого в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая и рекомендовала активизировать усилия общества по распространению грамотности среди населения Земли.
В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН объявила Десятилетие грамотности Организации Объединенных наций, которое проходило в период с 2003 по 2012 гг. под девизом "Грамотность для всех". ЮНЕСКО выступал координатором для стимулирования и активизации в международном масштабе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Международный день грамотности - значение грамотности
Международный день грамотности 2018 © Depositphotos
Что означает грамотность ? Это не только умение и писать на самом примитивном уровне. По определению ЮНЕСКО, грамотность для человека приравнивается к свободе.
Одно из значений слова "грамотность" - это владение целым комплексом общественно-необходимых знаний и, навыков, которые позволяют людям сознательно участвовать в социальных процессах, а также свободно общаться на разных языках и в разных культурах в современном мире.
Можно было бы предположить, что в наш XXI век, время развития новейших информационных технологий, проблема безграмотности совершенно неактуальна. Но, по данным ЮНЕСКО, на сегодня свыше 260 миллионов детей не ходят в школу, и практически каждый девятый взрослый человек в мире неграмотен!
Проблема заключается и в том, что многие дети и подростки в мире, несмотря на то, что они получают образование, не соответствуют должному уровню, по которому их можно считать грамотными в условиях нынешнего сложного и постоянно развивающегося мира.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Мероприятия, приуроченные к Международному дню грамотности
Программы ЮНЕСКО по повышению грамотности предоставляют людям сведения о защите окружающей среды, о гигиене, о вреде наркотиков, а также учат использовать и применять информационные технологии. С этой целью разработаны многочисленные программы: "Гуманитарное образование", "Образование и права человека", "Образование и информационные технологии", "Образование, наука и техника" и др.
Ежегодно Международный день грамотности посвящен разным тематикам: "Грамотность и здоровье", "Грамотность расширяет личные возможности", "Значение грамотности для женщин", "Грамотность и мир", "Читая прошлое, пишем будущее" и др. Так Международный день грамотности 2018 года проходит под девизом "Грамотность и развитие навыков".
Также в Международный день грамотности ЮНЕСКО присуждает людям денежные премии в размере 15000 долларов за наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах, Китае. Обычно наибольшее число неграмотных людей составляют бедные слои населения, женщины и подростки.