Как заметил ярославский писатель евгений чеканов. Чеканов Е.Ф

Сначала нужно определиться, что мы подразумеваем под термином «Октябрьская революция», – если события осени 1917 года, происходившие в нашей великой евразийской империи, то никакой такой «революции» не было. Был наглый захват власти деятелями отечественной радикальной оппозиции, финансируемыми из-за рубежа и, в значительной степени, приехавшими в Россию из-за рубежа, – убийцами, ворами, каторжниками, глубоко безнравственными людьми; попросту говоря, подонками, которым было наплевать на историческую Россию. Бесы , изображённые Достоевским в одноимённом романе, пришли тогда в нашем государстве к власти.

Если же под «революцией» понимать, как принято в научном мире, качественное изменение в развитии общества, скачок, рывок, то – да, «революция» имела место быть.

Была модернизация, был рывок. Но это была «модернизация на крови и костях», это было насильственное изменение самих основ жизни в нашей державе.

Наивно полагать, что большевики «спасли Россию», что без них великая империя не сохранилась бы в своих нынешних границах. Нет, сохранилась бы, и все необходимые преобразования в материальной и социальной сфере были бы произведены за минувший век. Только наш народ был бы сегодня без этой «революции» другим – более многочисленным и менее духовно изуродованным.

Безусловные достижения большевиков (и их преемников – коммунистов) в сфере материального производства, в достижении военного паритета нашей страны со странами-конкурентами были достигнуты методами грубейшего насилия государственной машины СССР над жителями шестой части света, над их каждодневным бытом и, в целом, их бытием. Были искалечены, искорёжены не только множество человеческих судеб, но и сам дух значительной части нашего народа: эта часть превратилась в лентяев, в «неработь», в духовный плебс, ждущий, чтобы «государство» его кормило и поило. И за корм и пойло этот плебс стал готов (и доселе готов) делать всё что угодно – убивать, лгать, доносить, ежедневно забывать о совести и чести...

История играет с людьми и целыми этносами в злые игры. Именно «послеоктябрьский модернизационный рывок» и стал в итоге глубинной (и до сих пор далеко не всеми видимой) причиной катастрофического падения советской державы в начале 90-х годов с набранных ею «высот». «Умрёшь недаром, дело прочно, когда под ним струится кровь », – писал Николай Некрасов . На самом же деле всё обстоит с точностью до наоборот: то, что построено на крови и костях, однажды обязательно рухнет. Василий Розанов как в воду глядел, когда писал в первом десятилетии ХХ века: «И «новое здание», с чертами ослиного в себе, повалится в третьем-четвёртом поколении».

Теперь о тех произведениях художественной литературы, которые отразили это, как вы говорите, «переломное событие». Действительно, «переломное»: переломан был духовный хребет огромного народа. И ярко писали об этом переломе (и о том, что ему предшествовало, что исподволь его готовило) многие замечательные русские писатели: те же Достоевский и Розанов...

На меня ещё в детские годы огромное впечатление произвели «Донские рассказы» Михаила Шолохова : «Родинка», «Бахчевник», «Алешкино сердце»... Я прочитал эти вещи – и почувствовал: вот она, правда. Кровавое месиво, в которое погружали детское сердце эти рассказы, не оставляло никаких сомнений: это ужасно, так не должно быть, и никакие «белобандиты» тут ни при чём, виноват кто-то третий – тот, кто поделил родных людей на «белых» и «красных». Конечно, я тогда так не формулировал, но именно так чувствовал.Сильный отклик в душе родила прочитанная в те же детские годы книга Александра Неверова «Ташкент – город хлебный» . Страдания детей и взрослых во время голода начала 20-х годов, показанные в ней, навсегда запечатлелись в сердце. И никогда потом никакой преподаватель на истфаке Ярославского университета, повествующий нам, студентам, о славных победах «красных» над «белыми» и об «успехах социалистического строительства в СССР», не мог убрать из моей души правду о ежедневном ужасе человеческого существования в те годы – правду, поведанную Неверовым.

В студенческие годы доступа к запрещённой коммунистами литературе у меня не было, передачам западного радио я не верил. Но уже тогда ощущал: почти всё из того, что публикуется в нашей стране о «Великом Октябре», о гражданской войне, о временах коллективизации, – подлая ложь. Правду приходилось искать в подцензурной литературе – и находить по крупинке, по зёрнышку.

Помню, как потрясла сцена из «Одного дня Ивана Денисовича» (да и сама по себе эта вещь Солженицына , прочитанная в середине 70-х годов, меня тогда «глубоко перепахала») – рассказ бригадира Тюрина товарищам по лагерной бригаде о том, как в начале 30-х «сельсовет искал его взять» и как «активисты по деревне ходили и в окна заглядывали»... Поразила не только эта трагическая правда, но и сама возможность взгляда на отечественную историю «с другой стороны»: не со стороны сельсовета и активистов, а с противоположной.

А потом пошло-поехало... Покуда преподаватель бубнил с кафедры что-то об «истории КПСС», я взахлёб читал в «Дружбе народов» «Старика» Юрия Трифонова . В эти же годы познакомился с «Плотницкими рассказами» Василия Белов а и, возвращаясь к этой вещи снова и снова, понял, наконец, что же на самом деле происходило в русской деревне в 30-е годы. Заново перечитав шолоховскую «Поднятую целину» , был пленён могучим образом есаула Половцева с его бессмертным: «Рубить! Рубить беспощадно!». А чуть позже с душевным трепетом открыл для себя великую вещь позднего Валентина Катаева «Уже написан Вертер» , публикацию которой в журнале «Новый мир» главный цензор СССР Владимир Солодин , отвечая в конце 80-х годов на мой вопрос, отнёс к числу «самых серьёзных упущений» ЦК КПСС за многие годы.

Так русская литература испепеляла в сердцах людей моего поколения ложь коммунистической пропаганды. Так мы открывали для себя подлинную историю родной страны. Когда пришло время (и возможность) прочесть, наконец, «Чевенгур» и «Котлован» Андрея Платонова , «Окаянные дни» Ивана Бунина, «Россию в концлагере» Ивана Солоневича и многие другие произведения, вошедшие в сокровищницу нашей словесности, мы были уже готовы принять эту правду в свои души.

Какой «Великий Октябрь»!.. какая «Великая революция»!.. это были подлый обман, смерть, кровь, голод, словоблудие, ежедневное насилие над человеческой душой! – вот что это было! И всю фальшь официальных формулировок выжгла пылающими сердцами своих писателей великая русская литература новейшего периода отечественной истории. Выжжет она и всю неправду XХI столетия – дайте только срок...

Евгений Феликсович Чеканов – русский поэт, член Союза писателей России, автор нескольких книг стихотворений, вышедших в Москве и Ярославле. Стихи Е. Чеканова публиковались в журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», вошли в ряд поэтических антологий: «Строфы века» (Москва, 1999), «Антология русского лиризма» (Москва, 2000), «Слово и дух» (Минск, 2003), «ТОП 20. Лучшие поэты России» (Нью-Йорк, 2010). Дипломант IV Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (Москва, 2007), лауреат международного литературного конкурса «Перекресток-2009» (Дюссельдорф, 2009), лауреат I Всероссийского поэтического конкурса имени Павла Васильева (Москва, 2010).

Родился в 1955 году в Кемерово, в 1979 году окончил отделение истории факультета истории и права Ярославского Государственного университета. После окончания вуза много лет работал в ярославской прессе. В 1983-1990 гг. был главным редактором ярославской областной молодежной газеты «Юность», в 1995-1998 гг. – главным редактором ежедневной областной газеты «Губернские вести». Работал сотрудником пресс-службы мэрии Ярославля, пресс-секретарем Государственной Думы Ярославской области. Четырнадцать лет (1995-2009) редактировал газету, осуществлявшую официальное опубликование нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области.

За четверть века обучил азам газетного дела целую плеяду ярославских журналистов, взятых буквально с «улицы». Сегодня многие ученики Евгения Чеканова сами возглавляют ярославские газеты и журналы, работают на радио и телевидении, руководят пресс-службами ярославских предприятий

В настоящее время – председатель Правления издательского дома «Печать» (г.Ярославль).

Слово – главному редактору

ср, 05/14/2014 - 20:02 - Вячеслав Румянцев

Ярославская пишущая братия, вкупе с представителями областной власти, сделала мне предложение, от которого я не смог отказаться – создать с нуля новый областной литературный журнал. В состав редакционной коллегии согласились войти известные в нашем регионе (и за его пределами) литераторы – поэт Сергей Хомутов, прозаики Николай Смирнов и Алексей Серов. При всей разнице наших взглядов на жизнь и творчество, в главном наша «четверка» едина: мы относимся к литературе не как к забаве, а всерьез. С этой точки зрения подходим и к оценке рукописей, во множестве поступающих в редакцию. Позади несколько месяцев напряженной работы – и вот первый номер «Причала» у тебя в руках, дорогой читатель. Читай, оценивай, хвали, ругай, сотрудничай...

ЧЕКАНОВ ЕВГЕНИЙ ФЕЛИКСОВИЧ

Евгений Феликсович Чеканов родился в 1955 году в городе Кемерово, но его фамильные корни – ярославские. Предки писателя по отцовской линии принадлежали к разряду казенных крестьян и жили в деревне Верхнее Березово, что стояла в нижнем течении Шексны, в 90 верстах от впадения ее в Волгу. Предки писателя по материнской линии были монастырскими крестьянами, жившими в деревне Подмонастырская Слобода, в трех верстах от старинного русского города Мологи. Все эти селения в 40-х годах XX столетия оказались на дне рукотворного Рыбинского моря.

Родители Е.Ф.Чеканова, Нина Александровна (урожденная Ковалькова) и Феликс Михайлович, большую часть жизни работали сельскими учителями. Уехав летом 1955 года в Сибирь, через два года они вместе с маленьким сыном вернулись на Ярославщину. Затем часто переезжали с места на место, упокоившись под старость в селе Глебово Рыбинского района, на берегу водохранилища, отобравшего у них молого-шекснинскую «малую родину».

Окончив десятилетку в средней школе №1 города Пошехонье-Володарска, будущий писатель работал печатником в типографии, сучкорубом в лесокомбинате, кочегаром парового котла. Затем поступил на отделение истории факультета истории и права Ярославского государственного университета и в 1979 году окончил этот вуз, приобретя специальность преподавателя истории и обществоведения.

Став в 1979 году корреспондентом ярославской областной молодежной газеты «Юность», молодой историк связал свою судьбу с провинциальной журналистикой. В 1983-1990 гг. он работал главным редактором этой газеты, затем возглавлял несколько ярославских издательских предприятий, выпускавших в свет газеты, журналы и книги. Работал сотрудником пресс-службы мэрии Ярославля, пресс-секретарем Государственной Думы Ярославской области. Четырнадцать лет (1995-2009) редактировал газету «Губернские вести», осуществлявшую официальное опубликование нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области. В 2015 году с должности председателя правления издательского дома «Печать» вышел на пенсию.

Стихи и прозу Евгений пробовал сочинять уже в школьные годы. В 1978 году, будучи студентом четвертого курса истфака, опубликовал в коллективном сборнике Верхне-Волжского книгоиздательства маленькую повесть «Я здесь свой». Затем в ярославской прессе и коллективных сборниках было опубликовано множество стихотворений Евгения Чеканова, ставших основой для его поэтических книг «Ночная тревога» (Ярославль, 1987), «Осветить лицо» (Москва, 1987), «Место для веры» (Москва, 1990), «Бог рассудит» (Ярославль, 1991), «Я одену тебя в поцелуи (Ярославль, 1991). В 1988 году поэт был принят в Союз писателей СССР.

В этот период стихи Е.Ф.Чеканова публикуют всесоюзные литературные журналы «почвеннического» направления – «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», альманах «День поэзии». Знаменитый русский поэт Юрий Кузнецов, ставший с начала 80-х годов литературным наставником ярославца, писал в предисловии к первой московской поэтической книжке своего подопечного: «Евгений Чеканов обещает. Он не блуждает в метафорических туманах, не вязнет в рутине абстракций, а ищет точного слова. Видение его не расплывчато, а конкретно. У него верные ориентиры: родина, добро, правда. Родина дает ему твердую почву под ногами, а добро и правда – свет и путь».

В постсоветские годы Чеканов продолжает публиковаться в «Нашем современнике», выпускает в свет новые поэтические книги – «Дождь в империи» (Ярославль, 2001), «Джунгли человечьи» (Ярославль, 2002), «Горячая бумага» (Ярославль, 2005), «Робкий дождик» (Рыбинск, 2005), «Золотые подпалины» (Ярославль, 2006), «Испытание на разрыв» (Ярославль, 2008), «Прощай, земля» (Зиндельфинген, 2011). Последнюю книгу, вышедшую в Германии, автор в 2014 году переиздал в Ярославле, пополнив ее своими статьями, интервью, эссе и получившими широкую известность в российских литературных кругах воспоминаниями о Юрии Кузнецове.

Естественным продолжением поэтической деятельности Евгения Чеканова стали его переводы с языков народов Кавказа. В 2014 году поэт осуществил перевод с лезгинского на русский язык 40 стихотворений классика российской поэзии Сулеймана Стальского, составивших билингвальную книгу «Сулейман Стальский. Новые переводы», вышедшую в Ярославле и получившую благожелательный отклик в Ярославле, Москве и Дагестане. В этот же период поэт перевел циклы стихотворений Зульфикара Кафланова, Фейзудина Нагиева и Магомеда Ахмедова. А в конце 2015 года журнал «Дагестан» опубликовал поэтическую легенду известного лезгинского поэта Арбена Кардаша «Череп» в переводе Чеканова.

Особняком в творчестве поэта стоит книга «Объяснения» (Ярославль, 2002), текст которой, по определению литературного критика Ирины Калус, является «особым сплавом поэзии и мемуарно-философского комментария». Именно из «Объяснений» выросла через полтора десятилетия книга Е.Ф. Чеканова «Горящий хворост», значение которой литературоведам еще предстоит оценить.

Стихи поэта, живущего в древнем Ярославле, вошли в ряд поэтических антологий: «Строфы века» (Москва, 1999), «Антология русского лиризма» (Москва, 2000), «Слово и дух» (Минск, 2003), «ТОП 20. Лучшие поэты России» (Нью-Йорк, 2010). Евгений Чеканов стал дипломантом IV Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (Москва, 2007), лауреатом международного литературного конкурса «Перекресток-2009» (Дюссельдорф, 2009), лауреатом I Всероссийского поэтического конкурса имени Павла Васильева (Москва, 2010). На стихи поэта бардами Ярославля, Костромы и Крыма написано около 40 песен.

Немало заслуг у Чеканова и в сфере организации литературного процесса. С его помощью в ярославскую литературную жизнь пришли десятки поэтов и прозаиков – Евгений Феликсович помог им в начале творческого пути, дал рекомендации в Союз писателей России. Будучи создателем и главным редактором литературных журналов «Русский путь на рубеже веков» и «Причал», Е.Ф. Чеканов опубликовал на страницах этих изданий произведения многих десятков ярославских авторов.

На протяжении нескольких лет Евгений Феликсович безвозмездно трудится в сетевом журнале любителей русской словесности «Парус», являясь там редактором раздела прозы. А ярославские коллеги по перу доверили ему пост председателя творческого совета и председателя ревизионной комиссии регионального отделения Союза писателей России.

Евгений Феликсович Чеканов — известный русский поэт и переводчик, член Союза писателей России (с 1988 года), автор полутора десятков книг, вышедших в Ярославле, Москве и Зиндельфингене (Германия). Стихи и переводы Е. Чеканова публиковались в журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Север», «Дагестан», вошли в ряд поэтических антологий: «Строфы века» (Москва, 1999), «Антология русского лиризма» (Москва, 2000), «Слово и дух» (Минск, 2003), «ТОП 20. Лучшие поэты России» (Нью-Йорк, 2010), переводились на украинский, лезгинский и венгерский языки.

В различных изданиях опубликованы осуществленные Чекановым поэтические переводы произведений аварца Магомеда Ахмедова, лезгин Сулеймана Стальского, Зульфикара Кафланова, Арбена Кардаша, Фейзудина Нагиева, чеха Петра Кукала и других мастеров художественного слова.

Осенью 2017 года в московском издательстве «Грифон» вышла в свет объемная книга Е. Чеканова «Горящий хворост», текст которой, по определению литературного критика Ирины Калус, представляет собой «особый сплав поэзии и мемуарно-философского комментария».

Дипломант IV Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (Москва, 2007), лауреат Международного литературного конкурса «Перекресток-2009» (Дюссельдорф, 2009), лауреат I Всероссийского поэтического конкурса имени Павла Васильева (Москва, 2010).

Родился в 1955 году в Кемерово, в 1979 году окончил отделение истории факультета истории и права Ярославского государственного университета. После окончания вуза много лет работал в ярославской прессе. В 1983-1990 годах был главным редактором ярославской областной молодежной газеты «Юность», в 1995-1998 годах — главным редактором ежедневной областной газеты «Губернские вести». Работал сотрудником пресс-службы мэрии Ярославля, пресс-секретарем Государственной Думы Ярославской области. Четырнадцать лет (1995-2009) редактировал газету, осуществлявшую официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Ярославской области. В 2015 году с должности председателя правления издательского дома «Печать» вышел на пенсию.

За четверть века обучил азам газетного дела целую плеяду ярославских журналистов, взятых буквально «с улицы». Сегодня многие ученики Е. Чеканова сами возглавляют ярославские газеты и журналы, работают на радио и телевидении, руководят пресс-службами ярославских предприятий.

Немало заслуг у Е. Чеканова и в сфере организации литературного процесса. С его помощью в ярославскую литературную жизнь пришли десятки поэтов и прозаиков — Евгений Феликсович помог им в начале творческого пути, отредактировал их первые книги, дал рекомендации в Союз писателей России. Будучи создателем и главным редактором литературных журналов «Русский путь на рубеже веков» и «Причал», он опубликовал на их страницах произведения многих ярославских авторов.

В сетевом литературном журнале «Парус», выходящем в свет с 2010 года, Е. Чеканов ведет раздел прозы. А ярославские коллеги по перу доверили ему посты председателя творческого совета и председателя ревизионной комиссии регионального отделения Союза писателей России.

Живет в Ярославле.

ЧЕКАНОВ Евгений Феликсович — поэт, журналист, издатель.

Родился 19 сентября 1955 года в Кемерове. С семьёй переехал в город Пошехонье-Володарск Ярославской области. После окончания школы работал печатником Пошехонской районной типографии, сучкорубом лесокомбината. В 1974 — 1979 — студент Ярославского госуниверситета .

После окончания отделение истории факультета истории и права Ярославского государственного университета год работал корреспондентом областной молодёжной газеты« Юность », в 1980 — 1981 служил в Советской армии. Вернувшись из армии, работал инструктором обкома ВЛКСМ, корреспондентом газеты« Северный рабочий ». В сентябре 1983 г. назначен главным редактором ярославской областной молодежной газеты« Юность». В 1984 вступил в КПСС.

Возглавлял« Юность» до июля 1990 года, потом был заведующим отделом этой газеты. При нём газета сменила периодичность и стала выходить вместо трёх один раз в неделю, но в увеличенном объёме. Чеканов собрал в редакцию лучших молодых журналистов Ярославля. Газета смело поднимала самые острые темы и вышла на пик популярности, добившись самого большого тиража в своей истории.

В 1995 — 1998 Чеканов был главным редактором ежедневной областной газеты« Губернские вести », учреждённой администрацией Ярославской области. Но эти годы не были благоприятными для создания новых печатных СМИ, и в 1998 учредитель прекратил её выпуск. Работал сотрудником пресс-службы мэрии Ярославля, пресс-секретарем Государственной Думы Ярославской области.

В 1988 году был принят в Союз писателей СССР, долгое время состоял членом Союза писателей России(добровольно вышел из этой общественной организации в мае 2019 года).

Автор нескольких книг стихотворений, вышедших в Москве и Ярославле. Стихи Е. Чеканова публиковались в журналах« Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», вошли в ряд поэтических антологий: «Строфы века»(Москва, 1999), «Антология русского лиризма»(Москва, 2000), «Слово и дух»(Минск, 2003), «ТОП 20. Лучшие поэты России»(Нью-Йорк, 2010).

Дипломант IV Московского международного конкурса поэзии« Золотое перо»(Москва, 2007), лауреат международного литературного конкурса« Перекресток-2009»(Дюссельдорф, 2009), лауреат I Всероссийского поэтического конкурса имени Павла Васильева(Москва, 2010).

Был создателем и главным редактором литературно-художественных журналов« Русский путь» и «Причал». В 2015 году с должности председателя правления издательского дома« Печать» вышел на пенсию.

Книги Е. Ф. Чеканова:

Место для веры: книга стихов. — М.: Современник, 1990. — 173 с., портр.

Дождь в империи: стихотворения. — Ярославль, 2001. — 115 с.

Джунгли человечьи: стихи минувшего года. — Ярославль, 2002. — 57 с.

Объяснения. — Ярославль, 2002. — 80 с.

Горячая бумага: 100 новых стихотворений. — Ярославль: Еще не поздно! Рубеж, 2005. — 124 с.

Робкий дождик: избр. стихотворения. — Ярославль; Рыбинск: Рыбинск. Дом печати, 2005. — 413 с.

Испытание на разрыв: 50 новых стихотворений. — Ярославль: Еще не поздно!, 2008. — 72 с., ил.

Прощай, земля: стихотворения, эссе / вст. ст. Ирины Гречаник. — Sindelfingen, Deutschland: Vertrieb, Verlag stella.ru, 2011. — 412 с.

Прощай, земля!: стихотворения, переводы, воспоминания, выступления, интервью, эссе, статьи, рецензии / авт. вступ. ст. Ирина Калус. — Ярославль: Канцлер, 2014. — 831 с., портр.