З. Фрейд «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) - Эссе

увлекаются астрономией и по ночам пробираются мимо комнаты старосты, чтобы
наблюдать звезды и планеты, хотя уже несколько раз попадались и были
наказаны. Затем следовало признание в неспособности понять изогнутое
пространство. Письмо заканчивалось здоровой патриотической фразой: "Жаль,
что Вы американский гражданин. Лучше бы Вы были в Англии".

25 августа 1946 г. Эйнштейн ответил по-английски:
"Дорогой...
Спасибо тебе за письмо от 10 июля. Приношу извинения за то, что все еще
жив. Впрочем, это поправимо.
Изогнутое пространство пусть тебя не тревожит. Позже ты поймешь, что
для пространства легче всего быть искривленным. Дело в том, что слово
"изогнутый" означает здесь не совсем то, что в обыденной речи.
Надеюсь, астрономические исследования, которые вы проводите со своим
другом, будут скрыты от глаз и ушей школьного начальства. Так поступает
большинство добрых граждан в отношении своих правительств, и думаю, что это
правильно.
Искренне твой"...

Радость получательницы этого письма была безмерной, несмотря на то, что
Эйнштейн ошибочно принял ее за мальчика (из-за необычного имени). В своем
ответе от 19 сентября 1946 г. она писала: "Я забыла сообщить Вам, что я
девочка. Всегда сожалела об этом, но теперь более или менее примирилась"". И
далее добавила: "Я совсем не хотела выражать разочарование тем, что Вы еще
живы."

Эйнштейн отозвался:
"Ничего не имею против того, что ты девочка, но главное все же
заключается в том, что ты сама не против. Да и нет причин".

Нижеследующая заметка написана в Принстоне, по-видимому, в 1935 г. На
рукописи слова "не опубликовано". После смерти Эйнштейна ее напечатали Отто
Натан и Гейнц Норден в книге "Эйнштейн о сохранении мира". Столь насыщенное
страстью заявление необычно для Эйнштейна, и, вероятно, поэтому он не стал
его печатать. Но оно, видимо, доставило ему чувство облегчения:
"К вечному позору Германии, в центре Европы продолжается трагическое и
гротескное зрелище; оно не делает чести сообществу наций, именующих себя
цивилизованными!
На протяжении столетий нескончаемый ряд школьных наставников и
унтер-офицеров муштровали немецкий народ. Немцы были приучены к упорному
труду и познали много полезных вещей, но в них также воспитали рабскую
покорность, склонность к военной дисциплине и жестокости. Послевоенная
конституция Веймарской республики подходила германскому народу, как платье
великана -- карлику. Затем настали инфляция и депрессия, когда все жили в
страхе и напряжении.

Появился Гитлер, человек ограниченных умственных способностей, не
пригодный для какой-либо полезной работы; он захлебывался от зависти и злобы
к тем, кого обстоятельства и природа поставили выше него. Выходец из мелкой
буржуазии, он обладал достаточным классовым сознанием, чтобы ненавидеть даже
рабочих, боровшихся за большее равенство в условиях жизни. Но сильнее всего
он ненавидел культуру и образование, навеки для него недоступные. В своей
неуемной жажде власти он обнаружил, что его путаные и пропитанные ненавистью
речи вызывают бурное ликование тех, чье положение и устремления похожи на
его собственные. Он подбирал эти человеческие отбросы на улицах и в пивных и
сумел сплотить их вокруг себя. Так началась его политическая карьера.

Но что действительно помогло ему добиться власти -- это его безудержное
озлобление против всего чужого и, в частности, ненависть к баззащитному
меньшинству -- немецким евреям. Их интеллектуальная утонченность раздражала
его, и он, не без некоторых оснований, считал ее не-немецкой по духу.

Беспрерывные тирады против этих двух "врагов" привлекли к нему массы,
которым он обещал неслыханные триумфы и золотой век. Он беззастенчиво
использовал в своих целях воспитанный на протяжении веков вкус немцев к
муштре, приказам,слепому повиновению и жестокости. Так он стал фюрером.

Деньги в изобилии текли в его сундуки, и немалая доля -- от имущих
классов, которые видели в нем средство предотвратить социальное и
экономическое освобождение народа, начатое в годы Веймарской республики. Он
играл на чувствах людей, склонных к романтической и псевдопатриотической
фразеологии периода первой мировой войны, и использовал выдумку о
превосходстве "арийской" или "нордической" расы -- миф, изобретенный
антисемитами в своих зловещих целях. Его лишенная цельности, психопатическая
личность не позволяет выяснить, в какой мере он сам верил распространяемым
выдумкам. Но его окружение и те, кого вынесла на поверхность волна нацизма,
были в основном закоренелые циники, отдававшие себе отчет в лживости и
беспринципности своих методов".

Лео Вех был главным раввином еврейской общины в Берлине и всемирно
известным богословом. После прихода нацистов к власти он получил много
лестных предложений и мог легко покинуть Германию, избежав опасности
антисемитского террора. Он отказался от этого и предпочел делить опасность
со своими братьями-единоверцами в Германии. Его несколько раз арестовывали,
а затем отправили в концентрационный лагерь Терезин. Там он оставался до
полного разгрома германских армий и был освобожден русскими солдатами.

В мае 1953 г. Эйнштейн писал из Принстона, отдавая ему трогательную и
восторожденную дань по случаю восьмидесятилетия:
"Что значил этот человек для его собратьев, запертых в Германии и
обреченных на верную гибель, -- этого не сможет до конца понять тот, кому
обстоятельства позволили жить сравнительно безопасно. Он считал своим
непреложным долгом оставаться в стране беспощадных преследований и терпеть,
чтобы духовно поддерживать своих собратьев до конца. Презирая опасность, он
вел переговоры с представителями власти, состоящей из убийц, и в любой
ситуации сохранял достоинство -- свое и своего народа".

На просьбу принять участие в юбилейном сборнике в честь рабби Беха
Эйнштейн ответил 28 февраля 1953 г.:
"Желая помочь вашему прекрасному начинанию, я все же не способен
написать что-нибудь, относящееся к области занятий нашего глубокочтимого и
любимого друга; но меня осенила причудливая мысль: собрать воедино крупицы
своего собственного опыта, которые могут доставить немного радости нашему
другу, хотя лишь первая крупица может претендовать на то, что как-то связана
с ним".

"Крупицы" в большинстве своем оказались едкими афоризмами такого рода:
"Чтобы быть безупречной овцой в стаде, нужно прежде всего быть овцой".
Первая из этих "крупиц" была обращена к Беху. Это не афоризм, а
утверждение:
"Хвала человеку, который шел по жизни, всегда готовый оказать помощь,
не зная страха, и которому были чужды вражда и ненависть. Такие люди
становятся образцом для подражания, и человечество находит в них утешение в
несчастьях, на которые само себя обрекает".

17 марта 1954 г. рабби Бех направил Эйнштейну письмо по случаю
семидесятипятилетия:
"В дни, когда на вопрос о существовании нравственного начала, казалось
бы, есть один ответ -- "нет" и когда сама идея гуманности была поставлена
под сомнение, я вспомнил о Вас, и ко мне приходили чувства умиротворения и
уверенности. Как часто Вы стояли перед моим мысленным взором и говорили со
мной".

18 апреля 1955 г. Эйнштейн умер в Принстоне. 26 апреля 1955 г.
Корнелиус Ланцош писал его падчерице Марго:
"У меня такое чувство, что подобные люди живы вечно, в том смысле, что
Бетховен никогда не может умереть. Но что-то навеки потеряно: чистое
наслаждение жизнью, которое было неотъемлемой частью его существа. Трудно
осознать, что нет больше среди нас этого неправдоподобно скромного и
непритязательного человека. Он понимал, что Судьба возложила на него
уникальную миссию, и понимал свое величие. Но именно грандиозность этого
величия делала его скромным и смиренным -- это была не поза, а внутренняя
необходимость.."

В начале 1933 г. Эйнштейн получил письмо от профессионального
музыканта, видимо, из Мюнхена. Музыкант был в тревожно-подавленном
состоянии, лишился работы, и в то же время по духу он был близок Эйнштейну.
Письмо утеряно; сохранился лишь ответ Эйнштейна. Судя по дате -- 5 апреля
1933 г., он, скорее всего, отправлен из Ле Кока. Вот извлечение из него. Его
неизбывная печаль относится ко всем временам и облегчается лишь тем, что сам
Эйнштейн никогда не прекращал борьбы против мрака. Обратите внимание на
преднамеренную анонимность первой фразы -- для адресата так было безопаснее:
"Я тот самый человек, кому Вы переслали письмо через Бельгийскую
Академию... Не читайте газет, постарайтесь найти немногих друзей, думающих
так же, как Вы, читайте чудесных писателей минувших времен, Канта, Гете,
Лессинга и классиков других стран, наслаждайтесь красотами мюнхенских
окрестностей. Пытайтесь все время представлять, что Вы как бы на Марсе среди
чуждых вам созданий. Подружитесь с животными. И тогда вновь обретете
жизнерадостность, и ничто не будет тревожить Вас.
Помните, что самые чуткие и благородные всегда одиноки, но благодаря
этому они могут наслаждаться чистотой вдыхаемого воздуха.
Дружески и сердечно жму вашу руку.
Э."

Он был величайшим в мире ученым. Но мир был таков, что Эйнштейн
вынужден был подписаться единственной буквой Э. вместо Albert Einstein.

Эйнштейн: краткая хронология
Альберт Эйнштейн родился в Ульме (Германия) 14 марта 1879 г., а его
сестра Майя родилась в Мюнхене спустя два с половиной года. Пятилетним
мальчиком он увидел магнитный компас и преисполнился благоговейного трепета
и удивления, не угасавших всю жизнь. Эти чувства лежали в основе всех его
величайших научных достижений. В возрасте 12 лет он испытал такое же
изумление, впервые заглянув в учебник геометрии.

Он ненавидел дисциплину и зубрежку немецких гимназий и в 15 лет выбыл
из школы. В 1896 г. поступил в Цюрихский политехнический институт в
Швейцарии. Закончил его в 1900 г.; но из-за враждебности профессоров не
получил места научного работника.

В 1901 г. стал швейцарским гражданином. В 1902 г. после многих
обескураживающих неудач получил работу в Швейцарском патентном бюро в г.
Берне. После этого женился на своей бывшей однокурснице Милеве Марич. Она
родила ему двух сыновей, но в 1919 году супруги мирно разошлись.

В патентном бюро в легендарном 1905 г. гений Эйнштейна бурно расцвел.
Теория относительности была лишь одним из его крупных свершений за этот год.
До 1909 г. оставался служащим патентного бюро, но затем продвижение шло
очень быстро, и в 1914 г. он был уже на вершине профессиональной карьеры --
стал оплачиваемым членом Королевской Прусской Академии наук в Берлине.

В августе 1914 г. разразилась первая мировая война, но как швейцарский
гражданин Эйнштейн не принял в ней участия. В 1915 г. выступил в печати со
своим шедевром -- общей теорией относительности. В 1919 г. женился на
овдовевшей двоюродной сестре Эльзе, имевшей двух дочерей от первого брака.
Несколько позже, в том же 1919 г., после того как подтвердилось предсказание
его теории, Эйнштейн за одну ночь стал знаменит на весь мир. В 1921 г. ему
была присуждена Нобелевская премия по физике.
Все остальное не требует столь подробного рассказа, ибо привязано к
одной дате -- 1933 г. В Германии слава Эйнштейна и его смелые заявления
вызвали антисемитскую травлю -- его и его теорий. Когда нацисты захватили
власть в 1933 г., он находился в Соединенных Штатах и никогда больше не
возвратился в Германию. Вместо этого провел несколько месяцев в Ле Коке
(Бельгия), недолго пробыл в Англии, а в октябре 1933 г. переехал в США -- во
вновь созданный Принстонский институт перспективных исследований (штат
Нью-Джерси), где и оставался до конца жизни. Умер 18 апреля 1955 г.

Перевод с английского А.Н. Лука

Страница 1

Различные исследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и, прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды». Процесс творческого (а, по моему мнению, всякое таким является, даже эротическое) фантазирования сводится к уходу от реальной действительности к своему воображаемому «Я» и таким же условиям (разница же между творческой фантазией творческой личности и творческой фантазией нетворческой личности, состоит в том, что у первой идёт непреодолимое стремление к реализации в реальности своих выдумок, а у второй наоборот, возможно даже она боится проявить среди других

личностей свои выдумки; примером здесь может быть серийный маньяк - убийца, который изобрёл - нафантазировал и воплотил в реальность новый способ убийства, и человек, так скажем с такой же нездоровой фантазией, но никогда в реальности не проявляющий её, хотя возможно кое-что зависит и от обстоятельств; или менее кровожадный пример: писатель-фантаст, сказочник и др. (какой угодно) фантазирует и реализовывает свои выдумки в реальность, перенося их на бумагу, очевидно для того, чтобы другие личности и не только могли его выдумки прочесть, окунуться в них, как будто побывать в его писателя голове, и другой, скажем, парень лет 16, который все ночи напролёт бывает в ещё более невероятных приключениях, однако у него не возникает такой потребности, чтобы другие могли узнать о его «ночных сказках», и у него даже в голову не приходит то, что их можно записать, рассказать и т.д.… но опять же это только моё субъективное мнение).

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение неясную тревогу, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в неудовлетворенности и радости.

Следует признать тот факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическим чертами. Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное «Я» и творческое (воображенное) «Я». Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудаковатым». Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами, и вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм и шуткам. А многие из них даже сравнивают жизнь с игрой, стоит только вспомнить известные фразы: «Что наша жизнь - игра!» (А.С. Пушкин), «Мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. … И каждый не одну играет роль» (В. Шекспир).

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии (см . ФАНТАЗИЯ), понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский проницательно писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды».

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Даже в самом сильном порыве вдохновения творец не теряет чувства реального Я. Например, (как заметил Станиславский), ни один актер не упал в оркестровую яму и не опирается на картонный задник декорации. И все же активность творческого Я, «заставляющая» пребывать творца в мире воображенной, условной реальности – словесной, изображенной, символически-понятийной, сценически воплощенной и т.п. – объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающей ее от обычного человека. Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудоковатым». И этому есть объяснение.

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.

Бесстрашие мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая смелость – это черта творческого Я, и она может отсутствовать у реального Я творца, в обыденной жизни. Так, по свидетельству жены знаменитого импрессиониста Марке , смелый новатор в живописи был в жизни довольно робким человеком. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношении других личностных качеств. Например, рассеянный в жизни, творец «обязан» быть в творчестве сосредоточенно-внимательным и точным. Творческая этика не тождественна этике реального Я. Художник Валентин Серов часто признавался, что недолюбливал людей. Создавая портреты и внимательно вглядевшись в человека, он каждый раз увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом, которое часто бывало пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. О специфической художественной любви пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим изобразить; Грибоедов любил Фамусова, Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого, Шекспир – Фальстафа. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я.Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

Евгений Басин

Часовщик назвал свое творение «Каллиграф».

Внешность устройства обманчиво проста. Небольшой босоногий мальчик, ростом с пятилетнего ребёнка, сидит за деревянным столом и держит перо. Его легко принять за игрушечную куклу. Но внутри скрывается настоящее чудо инженерной мысли. 6000 движущихся частей слажено работают приводя в действие пишущий автомат.


Каллиграф не просто выводит слова. Он поворачивает голову к чернильнице макает в неё гусиное перо, встряхивает его, чтобы предотвратить кляксы. Глаза автомата способны двигаться вслед за пишущим текстом.



Пьер Жаке-Дро, известный пионер часового искусства, родился в 1721 году в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Он стал искусным создателем анимированных часов с поющими птицами и фонтанами, музыкальных часов, а также гениальным мастером по созданию автоматических механизмов - автоматонов.


«Пишущий мальчик» стал первой автоматической куклой, созданной мастером в 1773 году. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова - из фарфора, на изготовление у часовщика ушло 20 месяцев. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жаке Дро - мой изобретатель»), промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать.


Премьеру «Мальчика» Дро устроил в Париже в 1774 году - при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI «живая» кукла произвела сенсацию.


После «Мальчика» Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы - «Рисовальщика» и «Музыкантшу». «Рисовальщик» почти ничем не отличался от «Пишущего мальчика». Он также сидел за деревянной конторкой, одетый в красный камзол, штанишки и белую рубашку с жабо. Однако «Рисовальщик» писал не фразы, а рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок - «Моя Туту» («Mon Toutou»; собачка Туту была любимицей предыдущего французского короля - Людовика XV).


«Девушка-музыкант» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика - отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Девушка-музыкант» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика» - размером с восьмилетнего ребенка. Одета она была в кринолин с корсажем, украшенным бантами. Состоящая из 2 500 деталей девушка сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций - перед ней лежали ноты.


Музыка тоже была настоящей – она не была записана и не проигрывалась музыкальной шкатулкой: кукла в самом деле касалась пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб.

Кукла даже «дышала» (было заметно, как двигается грудь) и совершала некоторые движения, как настоящий музыкант, а её глаза следили за тем, куда двигаются пальцы. Она играла пять мелодий, которые были написаны сыном Пьера Жаке-Дро - Анри-Луи Жаке-Дро.

Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году. Все три фигурки находятся в Музее искусства и истории Невшателя, они до сих пор работают с той же точностью, что и два века назад