История успеха: Обворожительная Коко Шанель. Коко шанель: интересные факты и цитаты Знакомство с творческой элитой и меценатство

“Мне не нравится, когда люди говорят о моде Шанель. Шанель – это прежде всего стиль. Мода выходит из моды. Стиль – никогда», Коко Шанель

Почти за сто лет существования марка Шанель стала синонимом утонченности и женственности. Логотип Chanel на сумочке или пуговицах жакета говорит сам за себя – вы встретили успешную, независимую женщину – женщину в стиле Chanel. Коко избавила прекрасных дам от лишней одежды. Провела ревизию в мужском гардеробе с целью заимствования креативных идей, перекроила мужской костюм и “подарила” его нам, женщинам.

Она придумала шляпку-колокольчик и ввела в моду короткую женскую стрижку. Она первой в мире выпустила искусственные духи. Предложив вместо корсетов легендарные элегантные костюмы-двойки и платья, она завоевала успех у парижской элиты. Её знаменитое маленькое черное платье позволило женщинам почувствовать себя такими же подвижными, свободными и живыми, как мужчины. Тугие корсеты, рюши, пышные прически – все это сковывало женщин, а Коко Шанель просто это отменила и создала совершенно иную моду, новый стиль…

В ее жизни было множество любовных романов, но ни один из них не закончился свадьбой. Хотя конечно, предложения о замужестве ей делали не раз. Однажды один известный герцог предложил ей руку и сердце, на что Шанель ответила: мол, разных герцогинь вокруг пруд пруди, а она – Коко Шанель – одна. Для нее смыслом жизни была ее работа. Вот что говорил о ней Сальвадор Дали: «Коко Шанель говорила мне, что человек-легенда обречён растворить себя в мифе - и тем самым укрепить миф. Сама она так и поступила. Выдумала себе всё - семью, биографию, дату рождения и даже имя».

Ранние годы Шанель

Биография Коко Шанель полна тайн и загадок. Детство ее лучезарным не назовешь: она родилась в приюте для бедных. Считается, что дата ее рождения – 20 августа 1883 года, однако Коко любила запутывать биографов, называя совершенно другую дату – на десять лет позже. Ее мать была дочерью сельского плотника, отец – рыночным торговцем. Несмотря на то, что она была вторым ребенком в семье, брак родителей не был зарегистрирован (что в те времена считалось весьма дурным тоном). Свое настоящее имя Габриэль она получила в честь медицинской сестры, принимавшей ее во время родов.

В одиннадцатилетнем возрасте маленькая Габриэль Шанель потеряла мать – та умерла совершенно внезапно. После этого отец будущей иконы моды немедленно сдал детей в сиротский приют. Никогда больше не видела Габриэль Шанель своего отца. Годы в приюте – пожалуй, самое ужасное и нечсастное воспоминание в ее жизни. Именно поэтому она просто вычеркнула несколько лет детства из своей жизни – так, как будто бы их не было. Зато все испытания, через которые ей пришлось пройти, закалили ее характер и зародили в сердце отчаянную мечту – вырваться из нищеты и стать чем-то больше, чем гонимой сироткой.

Став молодой привлекательной женщиной, Габриэль Шанель устроилась на работу в магазин женской одежды, а по вечерам подрабатывала певицей в кабаре. Ее любимыми песнями были «Qui qua vu Coco» и «Ko Ko Ri Ko», за что посетители и прозвали ее Коко. Так Габриэль превратилась в Коко. Но это было только началом ее преображения.

Стать великой певицей Шанель было не суждено, зато на нее обратил внимание один отставной офицер, к которому она и переехала жить в Париж. Жизнь в прекрасном замке быстро наскучила Коко, и она объявила любовнику о том, что мечтает стать модисткой. Однако в то время модисток в Париже было полным-полно, так что мужчина стал уговаривать ее от необдуманного поступка.

Спустя некоторое время она ушла от него к успешному бизнесмену, Артуру Капелю. Он и стал любовью всей ее жизни. Он подходил ей во всем: такой же целеустремленный, волевой и творческий человек, как и она сама. Артур, в отличие от прежнего спутника Коко, с интересом отнесся к ее идее о карьере модистки. И вот уже Коко Шанель открывает свой первый магазин женской одежды в Париже.

Коко Шанель: жизнь, как творчество

Однажды Шанель решила покататься на лошади. Промучившись несколько часов подряд в неудобном платье, она решила, что для верховой езды нужна совсем другая одежда. Взяв у жокея штаны, она отправилась в ателье и попросила сшить ей такие же. Удивлению и возмущению портного не было предела: как же так, мужская одежда для женщины! Однако Коко упрямо повторила свой заказ и удалилась. Через несколько дней она встречала потрясенных гостей в новом наряде – широких, просторных брюках. Несмотря на всю эксцентричность одежды, многие дамы согласились, что в таком виде ездить на лошади гораздо удобнее. Так в один миг Коко Шанель стала законодательницей моды.

Простые формы и четкие линии, которые скрадывают недостатки и подчеркивают достоинства фигуры – этот стиль мгновенно стал символом элегантности. Многое из того, что стало на сегодняшний день повседневным гардеробом, было создано великой Шанель. Женские брюки, клетчатые юбки, женская матроска, сумочка на тонком ремешке… Во время Первой мировой войны Коко уже стала известна за пределами Франции, каждая вещь, созданная Шанель, была объектом вожделения любой модницы – будь то шляпка, спортивный костюм или даже рабочая одежда.

В 1921 году выходит аромат Chanel № 5, он стал любимым для миллионов женщин нескольких поколений во всем мире. Кстати, если вы не знали, то флакон легендарного аромата Коко сделала похожим на штоф русской водки. Откуда появилась русская тема у французского аромата? Все дело в том, что в то время Коко заказала несколько ароматов русскому парфюмеру, французу по происхождению, Эрнсту Бо. Из представленных мензурок с ароматами она выбрала свое любимое число – пятую по счету, в которую входило более 80 ингредиентов, и добавила в нее ландыш. Так и появились на свет духи Chanel № 5, которые ассоциируются с благополучием и богатством.

Примерно в это же время трагически погиб любимый мужчина Коко Шанель – Артур Капель. Сидя на обочине у покореженного автомобиля, Коко расплакалась, а вернувшись домой выкрасила стены своего дома в черный цвет. Удивительно, но это тут же стало очередной модной тенденцией: вся Франция начинала подбирать декор к интерьеру именно в черных тонах. Чуть позже Коко Шанель изобрела свое маленькое черное платье, которое стало буквально символом эпохи раскрепощения женщин. Злопыхатели уверяли, что, выбрав черный цвет для своего творения, Коко желала, чтобы вся страна несла траур по ее погибшей любви.

Признание «маленького черного платья» журналом Vouge, комплименты от журнала Harpeer’s Bazaar за коллекцию аксессуаров, Модный Оскар как самому лучшему дизайнеру XX века в 1957 году – это только самая малая часть всех наград модного дома Chanel. Коко Шанель является единственной женщиной в списке ста значимых персон двадцатого века, и единственным представителем мира моды.

Шанель до самой старости сохранила точеные формы своей фигуры. Идеи новых нарядов приходили ей даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала творить. Мадмуазель Шанель ушла из жизни 10 января 1971 года в возрасте восьмидесяти восьми лет лет, в номере-люкс парижского отеля “Ритц”, который располагался через дорогу от известного на весь мир Дома Шанель на рю Камбон.

Она оставила после себя огромное культурное наследие, в котором сегодня молодые дизайнеры ищут вдохновение. После смерти Коко модный дом Chanel выпустил первую коллекцию pret-a-porte и несколько ароматов. В 1983 году модный дом возглавил Карл Лагерфельд. Со своим видением моды и чувством стиля, не изменяя идеалам и принципам Chanel, он вознес бренд на новый уровень. Лагерфельд отвечает за коллекции pret-a-porte, haute couture и аксессуары.

В 1984 году дом моды Chanel выпустил аромат Coco Mademoiselle в честь своего основателя, а 1987 появилась первая коллекция часов. Так же Лагерфельд разработал коллекции очков Chanel.

Сегодня бутики Chanel одевают женщин по всему миру.

История жизни Шанель, как сказали бы на современном сленге, – это история self-made-man, то есть человека, «создавшего себя самостоятельно». И псевдоним «Коко» (с фр. «цыпленочек») для женщины с таким потрясающе сильным духом вряд ли можно назвать подходящим. Однако Габриель позиционировала его как дань памяти своей юности, когда она выступала в кабаре незатейливой песенкой «Ko Ko Ri Ko», поэтому не стала ничего менять, до конца жизни оставшись непревзойденной Коко Шанель.

С чего начинала Коко Шанель и фото её первых нарядов

Почему именно дерзкие и независимые женщины ассоциируются с Chanel? Потому что сама великая Коко Шанель была такой: непокорной, не желающей угождать ни мужчинам, ни приличиям. Обладая исключительным шармом, соединяющим противоречивые качества, Шанель была независима и дерзка, ценила эстетику и свободу – и личности, и тела, что и привело к всемирной революции в моде!

Как видно на фото, у Коко Шанель были тонкие черты лица и цепкий взгляд, словно она видела что-то такое, чего не видят другие:

Жизнь Коко Шанель началась в суровой обстановке сиротского приюта. От этого сохранилось у нее презрительное отношение к женщинам-содержанкам, будь то кокотки или жены, живущие за счет мужей, а также к их смехотворно пышным туалетам, столь типичным для начала века. Коко общается с группой кавалеров, в которой блистают ее первые любовники: Этьен Бальсан, а потом Бой Кейпел. Их свободные манеры, современный шик на английский фасон соответствуют ее внутреннему вкусу. С 1910 года она посещает ипподромы, где ее легко узнать по мужским стоячим воротничкам, галстукам и канотье. Из истории жизни Коко Шанель известно, что она заказывала себе одежду у английского портного и носила брюки-галифе для верховой езды, чтобы не скакать в амазонке.

С чего начинала Коко Шанель свою самостоятельную жизнь? Для того чтобы обеспечить себе материальную независимость, Габриель стала продавать женщинам одежду собственного изготовления, культивируя образ освобожденной современности.

Благодаря нарядам от Коко Шанель женская мода смело осваивает элементы мужского гардероба. Начиная с 1913 года эта молодая модистка производит фурор в Довиле своими канотье, дамскими пальто из габардина, «вульгарными» рыбацкими матросками и купальными костюмами из ткани, которая шла обычно на мужское белье. Великая женщина Коко Шанель обожала трикотаж, который в то время носили в качестве нательного белья.

Посмотрите на фото первой одежды в стиле «Шанель» – она кардинально отличалась от того, что предпочитали носить светские дамы тех времен:

Чем знаменита Коко Шанель и что она ввела в моду

Один из известных фактов о жизни Коко Шанель – рисковая покупка джерси и превращение этой ткани чуть ли не в эталонную. В1916 году Габриель закупает у Родье новую недорогую ткань машинной вязки, столь непокорную игле портного, что сам производитель предрекает ей неудачу. Эта ткань называется джерси, с нее – совершенно невзрачной на взгляд того времени материи, Габриель отважилась начать карьеру кутюрье.

Как видно на фото, первые наряды от Коко Шанель из джерси были исключительно с короткими юбками:

В1917 году она выпускает большое количество моделей из этой ткани, успех которых практически похоронил моду XIX столетия.

Чем ещё знаменита Коко Шанель, ставшая образцом стиля? Ещё не слишком известный дизайнер вызвала скандал в свете, превратив мужскую пижаму в женский пляжный костюм. Неожиданная встреча в 1920 году дает Шанель возможность совершить еще одно дружеское «ограбление». Великий князь Дмитрий Романов, внук императора Александра II и племянник императора Александра III, кузен последнего царя Николая II, влюбляется в Габриель.

Что ещё ввела в моду Коко Шанель в 20-х годах прошлого столетия? В 1922 году появляется френч цвета хаки, позаимствованный ее легкой рукой у царских пехотинцев.

Здесь вы можете увидеть фото нарядов от Шанель, вдохновленных рубашкой-косовороткой, подпоясанной a la mouzhik:

Уже в 1923 году Габриель решается год представить целую русскую коллекцию.

В эти безумные годы происходит ее полное освобождение от предрассудков, благодаря чему она создает свое знаменитое «маленькое черное платьице», которое Vogue сравнит с автомобилем Ford Т.

На этом фото – главный наряд от Коко Шанель – то самое маленькое черное платье, которое просто обязано быть в гардеробе каждой женщины:

Известно, что Коко Шанель придумала съемные меховые воротники и внутреннюю стеганую подкладку на жакеты в стиле конюхов. Также Коко Шанель создала в стиле варварских царей.

Стиль в одежде, который создала Коко Шанель (с фото)

Другие нововведения рождаются в результате ее встречи с роскошным денди, герцогом Вестминстерским. Этот мужчина любит ходить под парусом, он – яхтсмен. В 1928 году Шанель заимствует у его моряков берет, который дарит парижанкам. Преобразуя полосатую робу его матросов, она создает в 1938 году серию свитеров.

И самое главное: Шанель открывает невиданный доселе мир, в который она ранее лишь робко заглядывала. Это мир твида. Эту ткань она начала применять с 1924 года, а к 1928 году твид стал ее любимой тканью. После войны она феминизирует твид, превращая его в стандартный материал для своих женских костюмов.

Сегодня, когда перечисляются революционные изменения, внесенные Кого Шанель в стиль женщины, современные молодые барышни не понимают всей глубины ее подвига. Что здесь такого? Так ходят все. А вот до нее не ходили!

Затянутые в обязательные корсеты, в длинные платья сложного кроя дамы сооружали пышные прически, с трудом передвигаясь под гнетом всей этой красотищи. Стиль Коко Шанель – это одежда, в которой удобно, в которой можно чувствовать себя естественно и двигаться свободно. Пожалуй, все то (кроме джинсов), в чем сейчас женщины ходят на службу и гуляют на улицах суетных городов, придумала Коко. Кстати, собственной прозвище было ей малосимпатично, но «прилипло» прочно.

Как видно на фото, одежда в стиле Коко Шанель – это удобство и пропорции, которые могут сделать тело более сексуальным без нарочитого обнажения, без откровенного предложения себя, сохраняя интригу и равновесие между сокровенным и доступным:

Шанель не умела рисовать, что сейчас является непременным условием для фэшн-дизайнеров, но все ее модели отличались идеальным кроем и отменным качеством шитья – в них было продумано все (жаль, что этого не умеют делать многие современные рисующие кутюрье).

В результате ее гениальных экспериментов родился стиль, который коллеги Шанель иронично называли «роскошной бедностью». Но именно созданное ею мистическое противоречие между кажущейся простотой костюмов и большим количеством крупных украшений, объединенных в едином «безумном» ансамбле, принесло в мир новые ощущения и новые критерии шарма. Кстати, в дополнение к своим нарядам Коко Шанель использовала как бижутерию, так и подлинные ювелирные драгоценности, ее фишка-новинка заключалась в том, чтобы украшений было грандиозно много или, наоборот, неприлично мало, и следовало носить их «нетрадиционно» – тогда это было хулиганство.

Сейчас этим не удивишь никого, но у кого получается так же элегантно, как у бесподобной Габриель? Сейчас многим покажутся банальными словами Коко Шанель: «Элегантность – это не синоним красивого, это хорошая одежда к лицу, в которой можно пойти в любое место и можно свободно и естественно двигаться». Но ее слова – источник для создания собственного стиля, и почувствовать его живительное благо могут лишь те женщины, которые строят жизнь для себя, а не для того, чтобы быть выбранной хоть каким-нибудь мужчиной.

Мужчины в жизни Коко Шанель

Кстати, как и многие роковые чаровницы, мужчин Коко Шанель всегда выбирала сама, причем она умела сохранить дружеские отношения с отставными, но навсегда преданными своей Мадемуазель кавалерами. Она первой сделала короткую мальчишескую стрижку, ввела моду на загар и отобрала у мужчин практически весь гардероб, включая нижнее белье, которое предложила носить женщинам как костюм.

Свободолюбие и стремление к материальной независимости, созданной собственным трудом, было значимо для Габриель Шанель. Конечно, прежде всего, она считала свое дело – смыслом жизни. К тому же оно давало финансовую независимость (хотя некоторое время, в начале пути, Шанель пришлось быть, по сути, содержанкой) – именно поэтому ее решение обеспечивать себя самостоятельно, иметь действительную состоятельность в нашем мужском мире – было ею прожито и осмыслено.

Статус «замужней мадам» ее не привлекал. Личная жизнь Коко Шанель так и не сложилась – ей делали официальные предложения, которые она, как правило, отклоняла, лишь однажды собралась под венец, но ее жених Поль Ириб, художник и дизайнер, скоропостижно скончался накануне свадьбы. И более она не делала попыток – работа занимала в ее жизни основное место, мужчины занимали лишь второе. Считается, что, когда герцог Вестминстерский, ближайший родственник английской королевской семьи, просил руки Шанель (ей было сорок пять), Габриель ответила с присущей ей прямотой и иронией: «На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель!» Собственно, поэтому дерзких и непокорных женщин и называют роковыми: их сложно покорить, подчинить, еще сложнее – удержать. Мужчины сами готовы покоряться загадочным и непостижимым Чаровницам, но в том и соль – покорные мужи нашим дамам не нужны. И Шанель, и мифологическая Кармен, и историческая Клеопатра любили и выделяли равных и достойных кавалеров, предпочитая паритетные отношени
я и честное проявление чувств, а не игру «купи куклу Барби». Великая Мадемуазель Шанель тихо ушла из жизни 10 января 1970 года в возрасте 88 лет в личном номере отеля «Ритц», через дорогу от роскошного дома ее имени – империи с громкой мировой славой и доходами в 160 миллионов долларов в год. Обратите внимание, барышни, которым вечно нечего надеть: на тот момент в гардеробе Габриель оказалось всего три костюма, но их было вполне достаточно, ведь наряды, безусловно, были высочайшего стиля и элегантности. Самое же ценное, что Шанель оставила человечеству, – соединение женского и мужского не только в костюме, но и в мировоззрении, обаяние «сурового шарма», микс роскоши и простоты.

Как видно на фото, стиль Коко Шанель – это стиль вечной молодости, здоровья, элегантности, который остается эталоном безупречного вкуса, это Стиль Вечно Привлекательной Мадемуазель:

Карл Лагерфельд – продолжатель идей Коко Шанель

Какое-то время после ухода основательницы кресло «главного стилиста» дома Шанель оставалось пустым. Руководство предпринимало попытки найти достойных художников, но авторы оказались слишком самобытными. А империи Шанель был необходим продолжатель духа и стиля Мадемуазель.

Идеальным продолжателем и хранителем идей Коко Шанель стал Карл Лагерфельд – молодой по возрасту, но зрелый в работе. Он рано стартовал в мире кутюр, когда ему было всего 16 лет.

Шанель Габриель Бонёр, прозванная Коко Шанель, была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из мира моды - журнал «Тайм» внес в список ста самых влиятельных людей XX века.

Основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры. Пальто, и, конечно же, знаменитый костюм в стиле Шанель. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины с восторгом приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.

История успеха, Биография Коко Шанель

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Франция). Ее родители - Альберт Шанель (рыночный торговец) и Евгения Жанна Деволь (дочь сельского плотника), не состояли в браке. Мать Габриэль умерла от астмы, когда девочке было двенадцать лет. Через неделю после ее смерти отец оставил Габриэль и ее двух сестер в католический приют в Обазине. После этого Габриэль больше не увидит своего отца.

В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…

У сироты, выросшей в сиротском доме в то время, не было будущего. Тем не менее, мечты о прекрасном избавлении и ожидавшем ее блестящем будущем, возникли у Шанель уже в эти годы. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему. В будущем она никогда не упомянет свои годы в сиротском доме. Более того, она сделает все возможное, чтобы стереть из памяти все несчастья и бедность, которые словно были уготовлены ей судьбой.

Покинув в 20 лет приют ей не пришлось искать работу , по рекомендации из монастыря юная Габриэль устроилась помощницей по продаже белья в трикотажном магазине города Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков - Шанель мастерски шила женскую и детскую одежду.

Свободное от работы время Шанель проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров - их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.

Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее - стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь - в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco». Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось. Правда, Мадемуазель Шанель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком » (по-французски - коко)…

Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве и юности, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьен Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее.

Коко Шанель согласилась на его предложение быть вместе и поселилась с ним в аристократическом предместье Парижа - Виши. Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Хотя вначале новая жизнь в замке ей нравилась, она так и не смогла привыкнуть к роли любовницы (Бальсан не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь).

Коко Шанель - модельер и предприниматель

Спустя три года Коко познакомилась с другом Бальсана - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем.

После того, как она открыла свой бизнес и получила возможность применить свой вкус и свои способности, Коко Шанель превратилась в женщину-предпринимателя до конца своей жизни. Ничто не могло ее остановить: ни отсутствие опыта, ни Первая Мировая война, которая разразилась вскоре. До конца жизни она продолжала работать как дизайнер и как предприниматель, воплощая в жизнь свои идеи об искусстве быть элегантной. Ее бизнес превратился в феномен, до этого неизвестный в истории моды. До Шанель портные никогда не были частью высшего общества. Коко Шанель изменила общественное мнение о работе дизайнера. Она превратилась в магнетическую персону международного масштаба. Она была вхожа и приглашена везде, даже в самые аристократические круги. Тем не менее, ее саму это нисколько не удивляло. Она так комментировала свою славу - «Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века

В 1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать «настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси - ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель - просто, практично и элегантно.

В 1919 г. Копел погиб в автокатастрофе. «…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур. Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет

«Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё », - признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно ».

Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей у нее уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет).

Из депрессии в которой она прибывала после смерти «Боя», ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).

Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II.Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз - потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание… С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.

Именно Дмитрий Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.

Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!

Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.

Уже будучи некоронованной королевой парижской моды, Шанель предложила своим клиенткам еще несколько революционных изменений: брюки-клет, короткую стрижку… В 1926 году Коко Шанель создала свое «маленькое черное платье» (в прошлом - униформу парижских продавщиц), ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле.

Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи и креативнность , Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо, драматургом Жаном Кокто… Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее самой рассудительной женщиной на свете. Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим нравилась ее целеустремленность и уверенность в себе , она производила впечатление довольной собой и своими успехами женщиной.

В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем-либо серьезным. По невидимым каналам любви бесперебойно она «перекачивала» в себя знания и умения своих мужчин. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания.

Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель. Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт.

10 лет вне моды

Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже. В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной Морали Шанель была арестована. Причиной стала любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Вскоре после этого Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет.

Возвращение Коко Шанель в мир моды

В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн » - так объяснила она свое возвращение.

Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. На критику Коко отвечала с достоинством, но очень колко - «Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм » или «Остерегайтесь оригинальности, в женской моде оригинальность может привести к маскараду ». Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель», а в конце 50-х годов, модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Причтенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Не хватали лишь последнего, едва уловимого, но необходимого акцента - капли духов, которые бы подчеркнули этот имидж. Тогда Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Свои духи Коко назвала «Шанель N 5». Если кто-то сегодня хочет купить настоящие французские духи, в первую очередь ему на ум приходит именно «Шанель N 5». Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент - Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой «гиперженственностью»: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной ».

Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные на тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.

Коко Шанель славилась высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей. «Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще » - часто говорила она.

До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать.

Работоспособность царицы моды была уникальна. Свою последнюю коллекцию она создала в возрасте 88 лет. Сама Шанель не сомневалась в том, что в основе ее силы лежит философия, раскрывающая отношение женщины к миру, в котором она живет. Шанель, одевшая прекрасную половину мира, говорила: «Главное в женщине - не одежда, а милые манеры, рассудительность и строгий режим дня. Женщина должна быть женственна и спортивна и никогда не дурманить себя пустыми разговорами. Она должна знать, зачем и куда ей надо идти, какова цель каждого жеста и взгляда. Надо сохранять собственную неповторимость: в движениях, мыслях, поступках. Уметь противостоять даже требованиям моды ».

Коко Шанель объясняла свое активное долголетие тем, что никогда не вела ночной богемной жизни - «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем ». Она говорила - «Нельзя позволять себе обжорство и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой ».

Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Ее похоронили в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. Доходы ее империи составляли 160 млн. долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Королева Моды.

Шестьь секретов успеха Коко Шанель

За 88 лет жизни Великая Мадемуазель дала свое имя стилю одежды, костюму, Дому моды, духам. Неутомимая изобретательница, Шанель создала массу нового, но прежде всего… женщину, которую до нее никто не знал. Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.

  1. Каждое утро Коко Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру . Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
  2. Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления. В начале своей карьеры она не имела права изготавливать «настоящее» женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла «в люди». Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
  3. Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.
  4. Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта. До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее «мрачные» платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она «обобрала» мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
  5. Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она избавилась от своей застенчивости , ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
  6. Внешняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин ». Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - «мордочку мятежной сиротки с грацией олененка». Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Наиболее удивительный и популярный дом моды XX века создала невероятная женщина – Коко Шанель. История ее жизни завораживает, она полна неизведанных тайн. Головокружительная популярность, борьба с принятыми эталонами моды, личные драмы, связь с нацистами, путь от неизвестности к признанию – великая Шанель прошла через все.

Настоящее имя — Коко Шанель — Габриэль Бонер

Габриэль Бонер Шанель родилась в маленьком невзрачном городке Сомюре в августе 1883 года. Родители девочки жили довольно бедно, они были людьми 2 сорта. Ее отец был базарным торговцем, его мало интересовали собственные дети и жена. Мать трудилась на кухне, подрабатывала гладильщицей и служанкой.

Ее больная любовь к мужу отнимала всю и жизненные силы. Тяжелая ежедневная работа и безразличие любимого мужчины вскоре вымотали Жанну окончательно. После ее смерти зимой 1895 года Альберт – отец семейства, отдал дочерей в приют, а сыновей на фермы.

В Абазине за брошенными детьми присматривали строгие монахини. Габриэль никогда не навещал отец, единственные, кто поддерживал связь с девочкой, были ее тети Адриенна и Луиза. Приют был довольно мрачным и строгим заведением, со своими законами и порядками Единственной радостью в те годы для юной Габриэль были каникулы, которые она проводила у своей тети Луизы.

Вместе они шили днями напролет. Тетя учила ее проявлять не только мастерство шитья, но и собственную фантазию. У Луизы девочка научилась украшать обычные невзрачные шляпки замысловатыми рюшами, оборками и складками.

В приюте Габриэль провела 7 лет. Когда ей исполнилось 18, перед ней встал выбор: остаться в Абакане и стать монахиней, либо покинуть заведение. В тот же день девушка отправилась в Мулен к тете Луизе. Там она поступила в институт благородных девиц, куда ее приняли на благотворительной основе, и спустя 2 года окончила его.

Шанель понравилась своим умением справляться с шитьем владельцу ателье. Он пригласил ее на работу в 1903 году, Габриэль согласилась, но ее не привлекала должность портнихи. Мулен в то время был переполнен солдатами. Один из офицеров пригласил девушку в варьете. Между актами, посетителям театра разрешалось выходить на сцену. Габриэль нравилось выступать на публике, так она стала Коко Шанель, по названию песен, которые исполняла.

Посетитель варьете – Этьен Бальзан обратил внимание на Габриэля. В то время у него уже была любовница, а нужды жениться он не испытывал. Для незаконно рожденной девушки связь с богатым офицером – это шанс вырваться из нищеты. Уже через год Шанель стала его содержанкой. Она общалась с богатейшими людьми и уже тогда проявляла смелые черты характера, умело отстаивая собственное мнение.

Начало карьеры первой в истории женщины-модельера

Коко Шанель — прорыв в моде!

В те годы профессия модельера считалась исключительно мужской. Женская мода заключалась в невероятно пышных, длинных юбках удушающих , передвигаться в которых, уже было подвигом. Юную Шанель возмущал сей факт, «мода превратилась в насмешку» – говорила она.

Однажды на скачках, Габриэль удивила всех своим нарядом: мужской сюртук, и, сделанная ею, шляпка канотье. Это было довольно дерзко. Этьен поощрял интерес любовницы. Он выделил ей помещение, в котором девушка могла заниматься шитьем. Но юную Габриэль это не устроило, ей нужно было не хобби, а собственное дело.

В 1909 году Шанель встретила человека, понимающего ее интересы и готового ей помочь. Обстоятельства ее знакомства с Артуром Капелем по сей день остаются тайной для всех. Мужчина увидел в ней непреодолимое желание достичь своей цели и был готов содействовать. Летом того же года Габриэль покинула своего любовника Бальзана и отправилась в Париж вместе с Артуром.

Однако Шанель не окончательно порвала с Этьеном. Спустя год после переезда в столицу Франции, Капель и Бальзан договорились совместно финансировать первое производство Коко – магазин модных шляпок. «Они это так, будто подарили мне игрушку» – рассказывала она. Магазин произвел настоящий фурор среди модниц. Абсолютно новое течение в направлении женских аксессуаров.

На шляпках не было привычных рюш и оборочек, они сочетали в себе изысканный стиль и практичность. Габриэль считала, что вычурный стиль в одежде старит женщин. Чрез некоторое время Шанель открыла еще один магазин на юге Нормандии в городке под названием Довиль. В то время он считался самым модным курортом, там отдыхали исключительно богатые люди, члены королевской семьи, послы и знаменитости. На их внимание и рассчитывала Коко Шанель.

Жизнь во время и после войны

Chanel 5 — известнейший аромат

Летом 1914 года наступили сложные времена. Европа оказалась втянута в разрушительны конфликт. Франция была в эпицентре событий. Улицы Парижа пустели с каждым днем. Но столь трагические события дали Коко шанс по-настоящему проявить свой талант. Большинство мужчин ушли на фронт, Франция держалась на женских плечах.

Работать на заводе в платьях с рюшами и оборками, в корсетах и , было неудобно и даже опасно. А стиль Шанель, который заключался в простоте и практичности подошел бы как нельзя кстати. Коко ухватилась за этот шанс. В те году найти хорошую ткань, привычную для женской одежды, было сложно.

Модельер нашла выход, она создала небольшую коллекцию повседневной одежды из ткани, которая предназначалась для пошива мужских костюмов – джерси. Идея Шанель имела успех. «Старый мир умирал, мне представилась возможность и я воспользовалась ей» – говорила она. В годы войны роман Коко и Капеля набирал обороты. Однажды Артур устроил ей сюрприз.

Они отправились в Биарриц, который располагался на границе с Испанией и держал нейтралитет. Этот город был раем для богачей. Все, у кого была возможность путешествовать, отправлялись на модный курорт. Там они забывали обо всех тягостях войны. Шанель увидела в Биоррице возможность вновь проявить себя, как когда-то сделала в Довиле. Она желала расширить свою империю и в 1915 году открыла новый бутик.

С того момента к женщине-модельеру пришла независимость. «Я думал, что подарил тебе игрушку, а оказалось, дал свободу» – говорил Капель. Он прекрасно понимал, что Коко больше не нуждается в его финансовой поддержке. Теперь дом Шанель встал на ноги. В 1918 году был подписан мирный договор, война закончилась.

Для Коко настало время торжества. Воспользовавшись тяготами военного времени, она ничего не потеряла за эти годы, наоборот, ее империя обрела значительное влияние на индустрию моды. Некоторое время спустя Артур Капель предал ее. В 1918 году он объявил о своих намерениях жениться на англичанке из знатного рода.

Коко была подавлена, разбита. Она любила Артура всем сердцем, видела в нем опору и поддержку. «Он знал, что я люблю его и сам любил меня. Это единственное, что имело значение» – вспоминала убитая горем Шанель. Хоть после свадьбы роман с Капелем продолжался, Коко это не так радовало.

Теперь она стала не единственной возлюбленной, а лишь любовницей. Совсем скоро произошла трагедия. В 1919 году английский автомобилист разбился. Ужасная весть подкосила Коко. «Я лишилась всего, потеряв Капеля» – говорила она. Теперь она осталась одна.

В смерти Артура модельер винила высшее общество. Она жаждала мести, желая поставить их на колени перед собой. Собравшись с силами, она намеревалась показать всем, какой беспощадной может быть. Первыми ее действиями были попытки переписать свою биографию. И она в этом весьма преуспела, сочинив множество романтических историй своего детства. Узнать ее настоящую больше не представлялось возможным.

Второе, что сделала Коко – перенесла свой бутик в более престижное, просторное помещение. Это сработало, империя Шанель вновь обрела могущество. Знаменитости, богатые дамы и даже коронованные особы желали хоть как-то ассоциироваться с иконой стиля тех лет. Их восхищали ее и изысканный вкус. В 1919 году Шанель переехала в отель Ритц.

Общественное признание Коко Шанель

Маленькое черное платье Коко Шанель

Коко не брезговала возможностью добиться успеха через постель. Мужчины стали для нее чет-то вроде трофея. «Я выработала привычку окружать себя влиятельными людьми, чтобы установить прочную связь с высшим обществом»– говорила она. В 20-х годах начался ее роман с Игорем Стровинским, однако, в то же время поддерживала связь и с герцогом Вестминстерским.

Они познакомились в канун Рождества в Монте-Карло. Мужчина был очарован ей, преподносил роскошные подарки, присылал и жаждал добиться ее расположения. Лето знаменитый модельер проводила в имении герцога, общаясь с богатейшими людьми из окружения любовника. Там она познакомилась с другом герцога, канцлером казначейства Великобритании – Черчиллем.

Ходившие слухи о свадьбе Шанель и Вестминстерского не подтвердились. «Мне не хотелось отказываться от империи, которую я так усердно создавала» – оправдывалась Коко. На самом деле герцог никогда не женился бы на ней. Постепенно жители Франции оправились от последствий войны. Тесные корсеты, длинные юбки, сковывавшие движения, ушли далеко в прошлое. Мир созрел до идей женщины-модельера.

«Оденься безвкусно – запомнят наряд, оденься безупречно – запомнится женщина» – любила повторять Шанель. Ее дом моды стал создавать все больше новинок, каждый раз потрясая общество смелостью решений.

Коко решилась на серьезный шаг. Известный парфюмер Эрнест Бо, создал для нее коллекцию ароматов, главной идеей которых было сочетание нескольких запахов. Коко выбрала один из них. Они были названы Шанель №5 и стали самым популярным и дорогим ароматом. Следующим изобретение стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году.

По мнению одного известного журнала, оно должно было стать униформой элегантных женщин. Чуть позже Коко совершила революционный шаг в индустрии моды, предложив дамам облачиться в брюки. с успехом изменила традиционные предпочтения в моде тех лет, стала главой огромной империи. Небывалые успехи в карьере, считавшейся исключительно мужской, и свободные отношения с противоположным полом, сделали Коко символом послевоенного поколения эмансипированных женщин. Престиж Шанель достиг своего пика.

В 1939 году Германия напала на Польшу. Через несколько дней Франция и Британия объявили войну немецкой империи. Гитлер начал самую устрашающую и кровопролитную войну в истории человечества. Франция пала не сразу, коллеги Коко уговорили ее не закрывать дом моды. Но в мае улицы Парижа заполонили тысячи беженцев. Она закрыла все магазины, оставив работать только парфюмерную лавку и покинула город. В июне 1940 года немцы бомбили Париж. Франция капитулировала.

Возвращение в индустрию моды

Коко Шанель никогда не считала себя красавицей…

Коко привыкла добиваться поставленных целей, к тому же успешно провела дом Шанель через одну войну. Она решила не сдаваться и на это раз. Коко вернулась в любимый отель, но Париж был оккупированным городом, а Ритц – штаб-квартирой немецких офицеров. Но Шанель удалось разместиться в одной из комнат для гражданских лиц.

Она была нацеленная на выживание и старалась действовать по обстановке. Коко обеспечивала парфюмом жен офицеров, а вечера проводила в окружении их командования. Шанель чувствовала, что стареет, это пугало и расстраивало ее.

В это время она познакомилась с Гансом Гюнтером фон Динклаге, он был нацистским шпионом. После совместного ужина они стали любовниками. Шанель не смущало, что он на 13 лет моложе. Обедая однажды в компании Ганса, Коко оказалась втянута в опасную игру.

Ей предложили содействовать в подписании мирного договора. Шанель долгое время общалась с людьми из высшего общества, была любовницей англичанина 8 лет. «Вы, немцы, не знаете, как нужно обращаться с англичанами, а я знаю» – говорила она, не задумываясь о последствиях. После этой беседы Шанель отправилась в Берлин, где познакомилась с Вальтером Шеллинбергом, главой внешней разведки и личным помощником Гиммлера.

В то время он жаждал договориться с союзниками и заключить мир. Коко должна была организовать встречу с Черчиллем, но переоценила свое влияние на британцев, история закончилась ничем. Шанель вернулась в Ритц. Париж был освобожден 25 августа, Франция вновь стала независимой. Коко почувствовала грядущие перемены. Немецких офицеров допрашивали, женщин, замеченных в связи с ними, брили наголо, в качестве унижения и заставляли идти по улицам города.

Коко оказалась в опасном положении. Она была любовницей немецкого шпиона и о ее попытке оказать содействие фашистам, было известно. За ней пришли конвоиры с ордером на арест, Шанель не сопротивлялась. Ей грозило публичное унижение, но спустя несколько часов допроса, ее отпустили, не предъявив обвинений. Обстоятельства того дня остаются засекреченными до сих пор.
Оставаться в Париже было опасно.

Коко отправилась в Швейцарию. Она лишилась всего, что было ей дорого. Репутация была безвозвратно загублена, а дом моды закрыт навсегда. Но она не прекращала наблюдать за переменами, происходящими на подиумах. К тому моменту стала популярной коллекция Кристиана Диора.

Пышные юбки, оборки, складки и рюши вновь украшали одежду женщин. Шанель презирала нынешнюю моду и решила, что ей пора вернуться, она порвала с Гансом, ее личная жизнь сошла на нет. Она приступила к созданию самой важной коллекции в жизни. Ставки были высоки, всеобщее признание или полный провал. В свои 73 года Шанель вернулась в Париж, представив коллекцию обществу.

Франция все еще не простила ей связь с немцами, пресса писала, что в показе Коко нет ничего интересного и нового. Но признание все же пришло, на этот раз из-за океана. Американцы восхищались стилем Шанель. Со временем Франция простила Шанель, Европа боготворила ее.

«Мода, знаете ли, выходит из моды, стиль – никогда» – говорила Коко.

В 60-е годы Коко стала главой международной империи моды. Но Шанель становилась слабее с каждым днем. Она никогда не была замужем, создать семью ей так и не удалось. «Человек не должен жить один, раньше я этого не понимала» – сожалела она. В 1971 году жизнь стала Коко в тягость, в феврале она скончалась в отеле Ритц. Делая укол морфия, Шанель произнесла последние слова: «вот так и умирают».

Коко лишилась семьи в раннем детстве, у нее не было ни денег, ни возможностей. Но благодаря этому у нее появились амбиции и невероятное желание покорить мир. Шанель стремительно добивалась поставленных целей. Она создала самый знаменитый и по сей день мировой бренд Chanel, который олицетворяет собой Францию с присущим ей романтизмом и утонченностью. «Я смогла создать то, что бесконечно меняется, но всегда выглядит стильно».

История Коко Шанель в телепрограмме Жизнь Замечательных Людей:

Женщина-легенда, женщина-эпоха, икона стиля Коко Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во Франции. Она была вторым ребенком Жанны Деволь и Альберта Шанель. Родители Коко не были официально женаты. Мать умерла при родах, а девочку назвали Габриэль в честь медсестры, которая помогла ей появиться на свет.

Габриэль не любила вспоминать о своем детстве, потому что в нем было мало счастливых моментов. Семья жила бедно, отцу дети не были нужны: когда Габриэль было 11 лет, он их бросил. Некоторое время сестры опекались родственниками, а потом девочки попали в сиротский приют при монастыре. Больше Коко своего отца никогда не видела.

Она понимала, что никакого будущего после приюта у нее не будет, но все равно мечтала о блестящем будущем, богатой жизни. Став знаменитой, Габриэль Бонёр Шанель как-то сказала, что ненавидела приютскую униформу, которую ей приходилось носить, в ней все девочки были безликими. Тогда у нее и зародилась мечта – красиво одеть женщин.


Монастырь дал Шанель рекомендацию, и она устроилась помощником продавца в магазин белья, а в свободное время пела в кабаре. Девушка мечтала стать балериной, певицей, танцовщицей, ходила по кастингам, но неудачно. Свое прозвище «Коко» она получила, потому что в кафе много раз пела песню «Ко Ко Ри Ко».

В 22 года Коко Шанель переехала в Париж, она мечтала стать модисткой, но опыта у нее не было. Через пять лет девушка встретила единомышленника, который помог ей сделать первые шаги в карьере.

Карьера

Артур Капел был молодым и успешным бизнесменом, идеи Шанель его заинтересовали. В 1910 году у Коко появился собственный магазин шляпок в Париже, а в 1913 году она открыла второй магазин в Довиле. С появлением собственного бизнеса девушка дала волю фантазии, отсутствие опыта ее не смущало. Она стала и дизайнером, и предпринимателем.


Сначала Габриэль Бонёр Шанель придумывала шляпки и продавала их известным парижанкам. Число ее клиенток росло с каждым днем. Вскоре она уже вошла в аристократическое общество, вращалась среди знаменитых режиссеров и художников, писателей, актеров. Наверное, поэтому ее фирменным стилем в одежде, аксессуарах и парфюме была элегантность.

Знаменитая жемчужная нить – элегантное украшение вне времени, моду на которое учредила Коко Шанель. В 1921 году она выпустила знаменитый парфюм «Chanel № 5». Над ароматом работал русский эмигрант Эрнест Бо. Это были первые духи со сложным запахом, которые даже отдаленно не напоминали запах известных цветов.


Через два года Коко ввела моду на загар. Она отдыхала в круизе, а затем продемонстрировала свой красивый загар в Каннах. Светское общество моментально последовало ее примеру.

Ее маленькое черное платье и сегодня входит в базовый гардероб любой женщины. Шанель первой предложила женщинам брючные костюмы и показала, что мужской стиль выглядит женственно и элегантно. Сама она редко появлялась в брюках, считала, что платья лучше подчеркивают ее совершенную фигуру. А фигура и внешность модельера действительно были совершенны.


К 50 годам она была богата и знаменита. Коллекции, созданные в этот период, отличаются свободой и игрой воображения. Когда началась Вторая мировая война, Шанель закрыла все салоны, потому что в войну людям было не до моды. В сентябре 44-го ее арестовали за якобы связь с офицером немецкой армии, но через несколько часов освободили.

Коко Шанель уехала в Швейцарию и прожила там 10 лет. Ее слава ушла в прошлое, на подиумах Парижа появились коллекции новых дизайнеров. Модный дом «Диор» пользовался ошеломляющим успехом и не оставлял шанса Шанель. Но Коко решила иначе. В 1953 году она открыла салон в Париже.


В то время ей было 70 лет, а через несколько месяцев в столице моды появился Дом Шанель. Критики не щадили модельера, она же игнорировала их выпады. В 1954 году Коко представила элегантные прямоугольные сумочки на длинной ручке-цепочке, заявив, что устала носить ридикюли и постоянно их терять. Три года потребовалось Коко Шанель, чтобы триумфально вернуться на модный олимп и сделать свой стиль доминирующим.

Личная жизнь

В ее жизни было много романов – мимолетных и продолжительных, но Коко так и не вышла замуж, не родила детей, хотя мечтала об этом.

В 22 года она стала любовницей Этьена Бальзама – офицера в отставке, к тому же очень обеспеченного. Он разводил породистых лошадей. Шанель жила в его замке, наслаждалась роскошью и раздумывала над тем, чем бы ей заняться. Затем она познакомилась с англичанином Артуром Капелом, у них был роман.


В 1924 году судьба свела Коко Шанель с герцогом Вестминстерским, богатейшим человеком Англии. Их связь длилась 6 лет, за это время герцог дважды женился и развелся. Он предлагал Шанель руку и сердце, на что она ответила:

«Герцогов и герцогинь в мире много, но Коко Шанель - одна».

Статус любовницы преследовал модельера всю жизнь. Она пережила всех своих любовников, но так и не стала счастливой в личной жизни. Смыслом всей ее жизни стала работа. Коко Шанель видела идеи новых костюмов во сне, просыпалась и принималась за работу. Женщина до глубокой старости была трудолюбива.

Смерть

Коко Шанель умерла от сердечного приступа 10 января 1971 года в люксе отеля «Риц», напротив знаменитого на весь мир Дома Шанель. Ей было 88 лет.


К этому времени ее империя моды ежегодно приносила 160 миллионов долларов дохода, но в гардеробе знаменитого дизайнера нашли всего три наряда. Это были такие наряды, которым позавидовала бы королева. Известного модельера похоронили на кладбище Буа-де-Во (Швейцария, Лозанна).