Чем и на чем писали древние люди. Презентация на тему: "На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках

Цель

Обобщить знания детей по пройденным темам.

Оборудование

Для учащихся: тетрадки или альбомы.

Для учителя : ксерокопии (рисунки глиняных табличек, папируса, пергамена, деревянных цер, берестяных писем), кусочек папируса.

В начале урока надо обязательно вспомнить какая была письменность в древних государствах.

Информация для учителя

Месопотамия. Шумер. В этой стране было много глины. Из нее строили дома, делали посуду, игрушки, книги. Из мягкой глины лепили квадратные или круглые лепешки. Остроконечной палочкой (из тростника) писали клинышками. Острый треугольный конец палочки из тростника оставлял на глине треугольные знаки. Позже это письмо назвали «клинописью». Что делали с лепешкой после написания текста? Сушили и обжигали в печи. Так глина дольше сохранялась.

Церы

Свитки

Новгородские берестяные грамоты

Папирус

Что писали на глиняных табличках?

Официальные документы, указы, письма, договоры. При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах.

Великое изобретение египтян – папирус – сохранилось как слово во многих языках.

Бумага по-украински – папир, по-немецки – papier, по-французски – papier, по-английски – paper, по-русски – папиросная бумага.

Древнейший папирус датируется 3100 годом до н.э.

Одна из древнейших цивилизаций возникла в долине благословенного Нила. По берегам реки, в ее дельте,
в изобилии произрастало удивительное болотное растение, похожее на камыш – папирус. Это тростниковое растение высотой в 5 метров, толщиной в человеческую руку, имело голые трехгранные стебли, которые заканчивались наверху венчиком из листьев.

Полный процесс производства бумаги. Гравюра

Папирус – письменный материал.

Греческий ученый Теофраст писал, что египтяне сушат корни папируса и используют их вместо дерева как топливо и для поделок. Из стеблей делают речные лодки и легкие суда. Из сердцевины – плетут паруса, циновки, ткани для одежды, канаты. Папирус съедобен: его ели в сыром виде, вареном и печеном. Из него добывали сок.

Плиний Старший в своей «Естественной истории» назвал папирус важнейшим средством развития древней цивилизации.

Технология изготовления папируса. Заготовленные трехгранные стебли папируса очищали от листьев, разрезали на куски, снимали тонкую кору, обнажали рыхлую пористую сердцевину, разделяли ее иглой на тонкие пластинки, раскладывая их на чуть наклонном столе. Другой слой пластинок клали поперек и смачивали особым клеем из илистой воды Нила, муки и уксуса. Еще мокрые листы прессовали, осторожно обрезая края. Когда листы высыхали, их поверхность полировали до блеска пемзой, костью, гладкими раковинами. Полученные листы склеивали концами и сворачивали в свиток. Размеры его достигали 40 метров. Свиток оказался удобной формой книги. Древние греки, весь эллинский мир, римляне, арабы приняли такую форму книги без изменений. Свиток господствовал несколько тысячелетий. Использовали его и в Древней Руси.

Клинописные знаки

Пергамен

Со временем в Египте почти полностью исчезли заросли папирусного тростника, многие столетия назад был утрачен и секрет изготовления из него чудесного писчего материала.

? Как в наше время делают папирусный свиток?

Сначала от стебля растения отсекают нижнюю, наиболее толстую часть и разрезают ее на десять – двенадцать продольных частей. Полученные пластины выставляют на солнце, а после сушки помещают в ванну с водой, чтобы растворить содержащиеся в стебле сахар, крахмал и другие органические вещества. Через сутки их извлекают из воды и раскатывают деревянной скалкой, удаляя, таким образом, остатки раствора. Процедура «стирки и отжима» повторяется трижды. Постепенно пластины становятся мягкими, эластичными и прозрачными. Вновь погружают в ванну, после чего приступают к изготовлению свитка. Влажные пластины горизонтально кладут на кусок хлопчатобумажного полотна так, чтобы каждая из них немного «заходила» на другую. Сверху, таким образом, накладывают второй слой, но уже по вертикали. Папирусный свиток сформирован. Его накрывают куском полотна и помещают под обычный винтовой пресс, пока лист не станет сухим. Все это дало возможность реставрировать музейные свитки. В основном папирус использовали в Египте, но и экспортировали в другие страны. Первый лист папирусной книги назывался «протокол». Греческое слово «протос» – первый, последний лист – «эсхатокол». Греческое слово «эсхатос» – последний. Папирусная книга навертывалась на валик, на концах которого – рогульки. Окончив чтение, книгу клали в кожаный футляр, который назывался «фелонь». В библиотеках папирусные свитки держали в корзинах.

? А из чего делали пергамен? Кто придумал этот материал?

По легенде, египтяне запретили вывоз папируса в город Пергам, так как Пергамская библиотека становилась все больше и интересней, и соперничала с Александрийской библиотекой. И тогда в городе Пергам изобрели новый писчий материал – пергамен (пергамент). Это был очень дорогой, но долговечный материал для письма. Выделка пергамена, особенно тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Тонко выделанная кожа молодых животных: коз, овец, телят. Кожу вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. С IV в. пергамен вытеснил папирус. Некоторые пергаменные книги походили по форме на папирусные свитки. Но позже книга приняла современный облик. Она состояла из согнутых пополам листов, которые объединились в небольшие группы: по три, пять, шесть. Четыре двойных листа назывались «тетрадью». Несколько тетрадей скреплялись вместе, образуя книгу. Переплет был деревянный, обшитый кожей. Роскошные книги украшались бляхами из золота, серебра, эмалью и драгоценными камнями. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета. В западноевропейских странах – белый и черный. В некоторых греческих – голубой или пурпурный.

На Русь пергамен привозили из Византии, но постепенно его научились изготовлять в местных мастерских.
В древнерусской традиции для обозначения пергамена употреблялись слова: «хартия», «мех», «кожа». Рукописи, написанные на пергамене назывались «харатейным письмом». Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо. Из-за дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для смывания текста использовали молочную кислоту или соскабливали ножом. После этого пергамен назывался «палимпсест».

? На чем писали в древнем Риме? Как выглядели деревянные дощечки? Чем их покрывали? Каким предметом наносили буквы?

Деревянная тетрадь – цера – четырехугольная дощечка, намазанная воском. По нему писали костяной или металлической палочкой – стилем или писалом. Писало – стержень 8–16 см длиной. Их делали из железа, бронзы или кости. Лопаточку украшали либо «яблоком», либо валиками, иногда – фигурной резьбой, инкрустацией. Иногда железные писала покрывали бронзой или серебристой краской. Один конец стиля был острый, а другой закругленный. Писали острым концом, а другим заглаживали написанное. Можно было написать письмо на цере и отправить другу, который прочитав его, мог загладить написанное и написать на ней же свой ответ. Церы часто скреплялись шнурами по две, образуя «диптих» (греческое слово – «вдвое сложенный»). Такие «записные книжечки» были во многих странах и на Руси тоже. Церы не изменили своего облика: прямоугольные, 13–16 см высотой и 9 см шириной. Дощечки с узкими бортиками, имеющие неглубокую выемку для заполнения воском. По всему донышку выемки делалась насечка из штрихованных линий для лучшего сцепления воска и дерева. Для обеспечения сохранности записей к каждой дощечке полагалась крышка такого же размера. В бортиках два отверстия для соединения с крышкой и одно – для завязывания «блокнота» тесемкой. Иногда верхняя поверхность церы украшалась резьбой. На них писали счета, письма, азбуки. Для маленьких детей делали специальные церы, в верхней части которых были написаны цифры и алфавит. Имея такую дощечку маленький ребенок мог заниматься самообразованием.

При раскопках города Помпеи нашли дом банкира, где на стене были портреты хозяина и его жены, держащей в руках церу и стиль и деревянные ящики, в которых лежали церы, содержавшие денежные расписки. Церы пережили античный мир. Использовались они и в средневековье.

? На чем писали в Древней Руси? Применялись ли чернила?

Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного стилоса (писала). Стилосы представляли собой заостренный стержень, снабженный на противоположной стороне плоской лопаточкой. Такая форма определялась двойным назначением этого инструмента. Им писали и на бересте, и на навощенных дощечках – церах. Использовали внутреннюю поверхность коры, т.к. она эластична. Береста при естественном скручивании сворачивается внутренней стороной наружу. Тексты, обнаруженные на таких «свитках», сохраняются дольше. Очень хорошо хранятся во влажной среде. На воздухе при высыхании береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек. Она становится ломкой, расслаивается по прожилкам. Такой писчий материал не рассчитан на длительное хранение. Человек, получивший берестяное письмо и ознакомившись с содержанием, выбрасывал его. Попав в грязь и будучи затоптанным во влажную почву, письмо таким образом обретало вторую жизнь. Берестяными письмами пользовались люди различных слоев общества. Грамотных людей было много. Среди них бояре, крупные землевладельцы, торговцы, священнослужители разных иерархических рангов, ремесленники, крестьяне, мужчины, женщины и дети. Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете. В древнем Новгороде писали не только на бересте, но и на деревянных дощечках – церах, покрытых слоем воска. Восковые церы были известны и в античное время, и в средневековье. Использовались они как материал для кратковременных записей. Дороговизна пергамена, а потом и бумаги была причиной, по которой дощечки с воском («вощечки») получили широкое распространение во всем средневековом мире.

? Какой материал победил все предыдущие? Кто его изобрел?

Историки считают, что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Цай Лунь в 105 году. Но современные китайские историки говорят, что бумага была известна задолго до Цай Луня. Секрет производства бумаги выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканд, где и рассказами, как делать бумагу. В VIII в. бумага стала известна арабам. Потом она появилась в Византии. Проникла в Испанию и Италию. В XII–XIII вв. бумага распространилась по всей Западной Европе. В XIV в. ее начали делать и на Руси.

Изготавливалась бумага вручную изо льна, хлопка, тряпья. Растительные волокна и тряпки размачивались в чане с краской и клеем. Размешивались и размельчались до состояния кашицы. Мастер – бумажник – зачерпывал кашицу формой, дном которой служила медная сетка, и ставил на доску над чаном. Когда вода стекала, он выкладывал непросохший лист бумаги на сукно, им же сверху снова покрывал бумагу. Потом еще один рыхлый слой бумаги, опять сукно – и так несколько раз. Получилось несколько листов. Вместе с сукном их клали под пресс, чтобы отжать лишнюю влагу. Сукно вынимали. Листы прессовали вторично и развешивали для просушки. Если через бумагу посмотреть на солнце, то можно было увидеть водяные знаки. Они появились с конца XIII в. Европейские мастера стали метить бумагу. Для этого на проволочной сетке делали орнамент, отпечатывавшийся на бумажном листе. У каждого мастера был свой орнамент, своя филигрань.

Как готовили чернила, чтобы писать по бумаге и на пергамене?

Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях и «чернильного мешочка» каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем (смола). Варили чернила на квасе или меду. Для выделения первой строки использовали красную краску, которую добывали из растений – драконова кровь, на основе свинца – сурик, на основе ртути – киноварь. Пурпурная краска была самая дорогая. Ее добывали из морских моллюсков. Этот цвет стал символом императорской власти. С 470 года пурпурный цвет употреблялся только императорами для подписей указов. Для дорогих рукописных книг употребляли листовое или «твореное» золото или серебро. Листовое, раскатанное в тонкую фольгу золото или серебро, накладывалось на буквы, написанные клейким веществом.

«Твореным» называли драгоценный металл, растертый в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро применяли редко.

В старину для переписки книг использовали чернила, приготовленные по различным рецептам. Например, вот как делались чернила по рецепту «О черниле копченом ко иконному и книжному письму»: «сначала нужно получить сажу; на кирпичи ставят несколько горшков с пробитым дном и заднюю сторону затвердить, чтоб копоть дымная вверх шла, а переднюю сторону под горшки подкладывать береста со огнем». При этом нужно было следить, чтобы сажа в горшках не загорелась, и своевременно снимать накопившийся слой. Потом сажу размешивали со слюной или вином, разбавляли водой, смешивали с вишневым клеем – камедью. В полученную смесь добавляли отвар из ольховой коры, красного сусла, чернильных орешков и железа. Чернила закупоривали в кувшине или в горшке и выдерживали некоторое время в тепле. Железные чернила готовили еще и так: брали куски ржавого железа, старые замки, ключи, цепи, гвозди и опускали в отвар из ольховой коры с добавленим кислого кваса или уксуса. «Первое, устрогав зелены корки ольховыя, без моху, молодыя, и в четвертый день положити кору в горшок, и налить воды или квасу доброго или сусла яшного [ячменного], а коры наклади полон горшок, и варить в пещи, гораздо бы кипело и прело довольно бы, день до вечера, и положи в горшок железины немного, и поставити горшок со всем, где бы место не студно, не тепло, и на третий день разлити чернило».

? Кто-нибудь пробовал готовить чернила сам?

Перочинный ножик

В древности пером служила заостренная камышовая тростинка. Писали костяными или металлическими перьями. А птичье перо стали применять уже в средние века. На Руси пользовались преимущественно гусиными, лебедиными и павлиньими перьями. Предварительно кончик пера расщепляли и заостряли ножиком. Поэтому перочинный ножик был всегда у писца.

Задача-путаница

На рынке Помпеи можно было встретить торговца , который при вас мог написать любой документ или письмо на бересте , обмакнув в красные чернила авторучку . Другие торговцы показывали шкуры быков с готовыми написанными стихами. А также можно было найти в какой-нибудь лавочке бумажную записную книжку и ручку , чтобы писать в ней.

Ответы на кроссворд к уроку 8

1. Киноварь. 2. Кожа. 3. Египет. 4. Клинопись. 5. Фелонь. 6. Алфавит. 7. Миниатюра. 8. Цера. 9. Стиль.

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить, а самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее...

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру.

Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность – «черты и резы».

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.

Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпук ой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.


С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.


Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене.

Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы. Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой.

Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом.

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовлен я золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» – болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы). С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом (отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»). Для написания заглавных букв могли использоваться тонкие кисточки.


К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой. На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки. Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Общепринятой датой возникновения письменности у славян считается 863 год, но некоторые исследователи утверждают, что писать на Руси умели и раньше.

Закрытая тема

Тема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвященных этой проблеме.

К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н. А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причем, приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.

Миф или реальность

Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далекие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.

В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идет о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания не уточнятся.

В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», – то есть сирийские письмена.

Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян все-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов – Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния Богов.

Арабский хронист Ибн-Фодлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка – деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя руссов.

Археология

Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, при том, что христианство в Новгород проникло только в конце X века.

Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».

Этнографы считают, что «Гороух» это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».

Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали свое имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой можно прочесть имя «Людота».

«Чертами и резами»

Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время еще может быть оспорено, в частности, объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» это признак более древней культуры. Об этом способе письма, все еще популярном у славян даже после принятия крещения в своем трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.

Под «чертами и резами», по мнению ученых, скорее всего имелась ввиду разновидность пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.

Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов» предпринял российский дешифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. н.э.) При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.

Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков – пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов – «ло», «со» и «ко».
С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».

«Славянские руны»

У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.
О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идет о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.

Письменность как свидетель миграции

Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи XX-XIII вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.
В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьезное возражение со стороны академических кругов.

Гриневич в своих изысканиях не одинок. Еще в первой половине XIX века русский историк Е. И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».

Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определенная связь.

Для расшифровки этрусского языка ученый решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел – польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.

Осталось любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси - так называемые надписи граффити . Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях Упод старинуФ.

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком УтитлоФ - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - УсилуФ.

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-. XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Библиографическое описание: Суздальцев А. Г., Черняк О. В. Как, чем и на чем писали в Древней Руси // Юный ученый. — 2017. — №3. — С. 126-128..02.2019).





До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука - кириллица. Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.

На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте. Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.

На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен , который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.

Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера - это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения. Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была - береста . Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной - шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала .

Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете.

В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.

Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Для письма пригодно перо из левого крыла птицы, т. к. оно имеет удобный угол для письма правой рукой. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. Кончик пера затачивали наискось. Перочинный ножик был всегда у писца. Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» - болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные - камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды - чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.

Литература:

  1. Беренбаум И. Е. История книги. - М.: Книга, 1984. - 248 с.
  2. Балязин В. Н. Занимательная история России. С древнейших времен до середины XVI века. М.: Первое сентября, 2001.
  3. Драчук В. Дорогами тысячелетий. - М.: Молодая гвардия, 1977. – 256 с.
  4. Немировский Е. П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М.: Просвещение, 1991.
  5. Павлов И. П. Про твою книгу: Научно-популярная лит-ра. - Л.: Дет. лит., 1991. - 113 с.
  6. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… - М.: Изд-во Московского университета, 1975.
  7. www.bibliotekar.ru/rus - подборка научных, литературных и изобразительных трудов по истории Древней Руси.